"Война сквозь объектив" (один из лучших кинолетописцев Великой Отечественной войны Н.П. Киселёв - наш земляк)

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

"Война сквозь объектив" (один из лучших кинолетописцев Великой Отечественной войны Н.П. Киселёв - наш земляк)

Чернушенко Данила Сергеевич 1
1ГБОУ СОШ № 1 города Похвистнево Самарской области
Никитушкина Ирина Петровна 1
1ГБОУ СОШ № 1 города Похвистнево Самарской области
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Летописцы всегда интересны людям, "помнящим родство". В День Победы хочется вспомнить о летописцах Великой Отечественной войны - фронтовых кинооператорах.

Кинолетопись войны, не исчерпанная и по сей день сокровищница исторических материалов - это более трех с половиной миллионов метров отснятой пленки. Практически все материалы хроники: фронтовые репортажи, очерки, портретные зарисовки – выходили в виде отдельных сюжетов «Союзкиножурнала» периодичностью два раза в месяц. За четыре года войны на Центральной студии кинохроники (с 1944-года – ЦСДФ) было выпущено 400 номеров "Союзкиножурнала", 65 выпусков "Новостей дня", 24 фронтовых киновыпуска, 67 тематических короткометражных документальных лент и 44 документальных полнометражных фильмов. Фонд был организован и снят Центральной студией документальных фильмов (ЦСДФ), единственной киностудией, награжденной боевым орденом Красного Знамени. С первого дня войны ЦСДФ начала создавать мобильные фронтовые киногруппы. 252 кинооператора 1418 суток снимали войну. Погиб каждый пятый, ранен или контужен каждый второй [1;15].

Проблема:

Кто же не знает, что Куйбышев во время войны был запасной столицей. Что сюда приехало всё советское правительство, кроме Сталина. Что здесь лучшие особняки были отданы под дипломатические миссии. Что к нам были эвакуированы десятки военных заводов вместе со своими трудовыми коллективами. Что именно на нашу сцену была «десантирована» труппа Большого театра.

Но есть ещё одна страница этой эпопеи военной поры, о которой мало кому известно. К нам прибыл из Москвы и коллектив Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ). Столичных коллег приняла Куйбышевская студия кинохроники – одна из старейших студий документального кино в России. Столичные и местные кинооператоры стали одним коллективом. Фамилии фронтовых операторов, запечатлевших события Великой Отечественной войны, почти не упоминаются. 

Николай Порфирьевич Киселёв – один из лучших кинолетописцев Великой Отечественной войны - наш земляк.

Актуальность:

Наше поколение должно интересоваться историей своих предков. Это самое малое, что мы можем сделать для них, ведь они – живая история, о которой мы должны помнить и заботиться.

«Слова врут, документальное изображение — никогда», — сказал как-то Жан-Люк Годар. О Второй мировой войне сказаны миллионы слов, но ее истинный образ создавался не постфактум, а прямо на месте — силами командированных на фронт кинооператоров и фотографов. Именно их глазами мы видим Великую Отечественную, когда смотрим черно-белую военную хронику или просто пытаемся представить себе ту эпоху. Работы кинооператоров помогают нам понять, почувствовать и узнать правду о войне, раскрыть истинный смысл происходящего в современном мире. 

Эти люди были особенными потому, что у них было возвышенное отношение к человеку, которого они снимали. Они создавали летопись подвига. И не важно, кто был их героем – военачальник или простой солдат. Куйбышевские кинооператоры во время Великой Отечественной войны сняли кадры, вошедшие в золотой фонд кинолетописи нашей страны: в документальный фильм «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма, вышедший на экраны в 1965 году. Они легли в основу снятой Романом Карменом 20-серийной эпопеи «Великая Отечественная». Вышедшая на экраны в 1978 году, она в английском варианте называлась «Неизвестная война» и стала настоящим откровением для западного зрителя, почти ничего не знавшего о подвиге нашего народа, внесшего неоценимый вклад в борьбу с нацизмом. Эти два фильма, как огромное лоскутное одеяло, сшитое из кадров, отснятых всеми фронтовыми кинооператорами.

Цель исследования:

Оформить и выпустить фотоальбом «Война сквозь объектив…», основанный на архивных данных, воспоминаниях В.Э. Томберга -напарника по съёмкам, воспоминаниях родственников Н.Киселёва.

Для достижения поставленной цели были определены следующие

Задачи:

изучить литературу об участии военных кинооператоров в Великой Отечественной войне, их вклад в достижение победы;

установить контакты с дочерью и внуком Николая Киселёва, чтобы ознакомиться с документами семейного архива, а также с киноведом В.И. Мордвиновой, которая была связана с Куйбышевской студией кинохроники более пятидесяти лет и лично знала многих кинооператоров-фронтовиков;

подобрать фотографии и другие архивные документы для создания фотоальбома;

выпустить фотоальбом «Война сквозь объектив»

Объект исследования:

Ратный подвиг кинооператоров в годы Великой Отечественной войны.

Предмет исследования:

Боевой путь Н.П. Киселёва – военного кинооператора Куйбышевской студии кинохроники как факт исторической памяти.

Методы исследования

Теоретические:

Анализ различных источников информации, связанных с историей Великой Отечественной войны;

Наблюдение исторических событий в период Великой Отечественной войны на основе документов сайтов, записей личных дневников кинооператоров, воспоминаний напарников по киносъёмкам.

Моделирование страниц фотоальбома.

Практические:

Работа с материалами газет, выдержками из мемуарной литературы, выписками из личного дневника Н. Киселёва и дневника напарника по киносъёмкам – В.Э. Томберга, анализ найденного материала;

Личная встреча с дочерью Николая Порфирьевича Людмилой Николаевной, внуком Михаилом, киноведом В.И. Мордвиновой, которая лично знала многих куйбышевских кинооператоров, и сама работала в этой студии кинохроники.

Написание исследовательской работы – оформление фотоальбома о боевом пути военного кинооператора Н.П. Киселёва.

Теоретическая и практическая значимость исследования:

Идут годы. Меняется жизнь. Меняемся мы. Сегодняшнее поколение молодёжи – уже правнуки солдат Великой Отечественной войны. У времени своя память – история. И поэтому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясших планету в разные эпохи. Мы обязаны помнить. В этом и есть значимость нашего проекта – сохранить память о военных кинооператорах.

Выводы:

Реализовывая на практике макет создания информационного издания, мы:

нашли необходимую информацию об участии кинооператоров – наших земляков в Великой Отечественной войне;

нашли родственников Н.П. Киселёва – дочь Людмилу Николаевну, внука Михаила и киноведа Веру Ивановну Мордвинову, которая была связана с Куйбышевской студией кинохроники более пятидесяти лет и лично знала многих кинооператоров-фронтовиков;

продумали дизайн и наполнение страниц информационного издания – фотоальбома «Война сквозь объектив», выпустили фотоальбом.

Поставленная нами в начале работы цель – ознакомить общественность с уникальными фактами участия кинооператоров в Великой Отечественной войне – полностью достигнута. Мы изучили историю жизни и боевого пути Н.П. Киселёва и выявили его вклад в дело Победы. Полученную информацию довели до сведения учащихся и педагогов школы, получив положительные отзывы о проделанной работе. Фотоальбом и материалы своего исследования с фотографиями и комментариями мы передали в школьный Музей Боевой Славы.

Глава 1. Они снимали «За Родину!»

Фронтовые кинооператоры Великой Отечественной войны — летописцы, хроникёры войны. От них требовалась особая выдержка, хладнокровие, смелость, поскольку снимали зачастую в самых горячих местах: в наступлении, на плацдармах, в партизанских отрядах. Фронтовые операторы не стреляли без необходимости и не бросали гранат, но находились на передовой вместе с солдатами, работали обычно парами.         

Операторы были информированными участниками войны, вхожими на командные пункты всех уровней, даже к командующим фронтами, и посвященными в секрет-час наступления.

К месту съемок операторы выезжали на прикрепленном к ним автомобиле, чаще всего это была «полуторка» (ГАЗ-ММ) с фанерной будкой в кузове, где шофёр выполнял функции повара и завхоза одновременно. Будка была сконструирована в виде купе, где кроме спальных мест находилась печка, хранилась кинопленка, аппаратура, продовольствие и горючее.

Рабочий материал доставлялся в Москву с самыми привилегированными оказиями. Некоторые командиры возражали против напористой нагловатости кинооператоров, но чаще их старались беречь, просили рисковать в меру и не лезть в самое пекло. Точка съемки, ракурс, момент включения камеры и другие важные моменты творческого решения кадра выбирались в скоростном режиме. На войне это называлось "арифметикой", а сейчас фронтового оператора можно сравнить с компьютером. Непростой "арифметики" требовала камера "Аймо", которая стала главной героиней всех операторских мемуаров. Кассета вмещала всего тридцать метров - одну минуту экранного зрелища. Очень сложной была частая перезарядка в боевых условиях, сложным был, например, расчет времени полета бомбы и ее взрыва на земле - заснять все на одной кассете не всегда удавалось. "Аймо" заводилась вручную, почти как патефон, и работала безотказно. Очевидно, следует напомнить, что три с половиной миллиона метров кинолетописи складывались в основном из тридцатиметровых кусков пленки. Количество вложенного труда можно только вообразить [2;15].

Если бы состоялся просмотр всего снятого, то этот киносеанс длился бы без перерыва более ста суток. Первые же фронтовые кадры показали, как сложно снять даже небольшой бой местного значения. И не только потому, что от операторов требовалась особая выдержка, хладнокровие и смелость. Нужно было ещё особое профессиональное мастерство, умение ориентироваться в нелёгкой обстановке фронта.

Много лет спустя, когда Америка увидела фильм «Неизвестная война» фронтового оператора Романа Кармена, газета «Стар» написала: «Ни одна картина не смогла передать так мощно и так живо всю разрушительность войны. Этот фильм в изображении борющейся России не имеет себе равных. Кадры, снятые непосредственно на полях сражения мужественными кинооператорами, шедшими в первых рядах и бесстрашно делавшими свое огромное важное дело, выходят по своему значению далеко за пределы исторической хроники».

Кинооператоры работали парами: один снимал более крупные планы, другой – общие. Каждой паре операторов давали грузовик с печкой-буржуйкой и тремя спальными местами. Тут же хранилась аппаратура и плёнка. Если один из операторов погибал или был ранен, второй продолжал работать. Киноаппарат был их визитной карточкой. Вели они съёмки и на фронтовых позициях, и на боевых кораблях, и сами участвовали в боевых операциях. Хотя поначалу работы у операторов было не так уж и много. Но не только смертельная опасность подстерегала оператора во время съёмок. Большие сложности возникали и по техническим причинам. Кассета кинокамеры «Аймо», с которой работали кинодокументалисты, вмещала всего 30 метров плёнки, поэтому, отсняв их, надо было её перезарядить. В походных условиях для этого существовал тёмный мешок и специальные чёрные рукава. И не дай Бог, если в момент перезарядки на плёнку попадёт соринка! При проявке материал сразу шёл в брак

Глава 2. Наш долг – сохранить о них память

Николай Порфирьевич Киселёв (1912 – 1974)

В те годы в Куйбышеве работали легендарные операторы – Николай Киселёв, Александр Казначеев, Василий Косицын, Николай Голубев и многие другие.

«Все фронтовые бригады уходили на передовую именно с улицы Молодогвардейская, 66, - рассказывает киновед Вера Ивановна Мордвинова, которая была связана с Куйбышевской студией кинохроники более пятидесяти лет и лично знала многих кинооператоров-фронтовиков. На студии из сюжетов, которые приходили от кинооператоров со всех фронтов, монтировали знаменитые боевые киносборники, здесь же делали их копии, которые расходились по всей стране и демонстрировались в городских кинозалах и маленьких сельских клубах. Именно отсюда особой почтой за рубеж уходил киножурнал «Советский Союз», и мир узнавал правду о ходе Великой Отечественной войны».

Если бы было решено соорудить памятник фронтовым кинооператорам, наверное, его следовало бы изобразить так: человек с поднятым над головой киноаппаратом на фоне Бранденбургских ворот. Именно таким был запечатлён 3 мая 1945 года Николай Порфирьевич Киселёв – один из лучших кинолетописцев Великой Отечественной войны. Наш земляк. В трудовой книжке оператора Николая Порфирьевича были всего две записи: пришёл на Куйбышевскую студию кинохроники в 1938 году, а в 1972-м ушёл, проработав на этой студии три с половиной десятка лет.

Николай Порфирьевич Киселёв родился в Туле в 1912 году. В семнадцать лет устроился киномехаником в местный клуб. В 1937 году окончил операторское отделение ВГИКа, после чего был направлен в Куйбышевскую студию кинохроники. В период с 1941-1943 годы Николай Киселёв снимал трудовые подвиги в Поволжье, именно он запечатлел на плёнку знаменитый парад 7 ноября 1941 года на площади Куйбышева: серьезные лица стоящих на трибуне членов правительства, суровые черты солдат, уходящих с парада на фронт. Никто в тот день не знал, что будет со страной через неделю, через месяц. Устоит ли под натиском фашистов Москва, хватит ли Красной Армии оружия, танков, самолетов. Принимавшая участие в параде далеко не новая военная техника лишь усиливала трагизм положения. Но запечатленные на киноленте лица волжан выражали непреклонную веру в Победу. С первых дней войны Николай Порфирьевич рвался на фронт, на передовую, просился на съёмку боевых эпизодов. «Могу снимать в любых обстоятельствах», - говорил он в военкомате. И в 1943 году ушёл на фронт. А перед этим он успел снять фильм о создании в Бузулуке чехословацкой воинской части, и снимал кинохронику о трудовых буднях в Поволжье. На фронте Киселёв получил камеру «Аймо», которой очень дорожил и не расставался с ней до самой Победы.

В составе 5-ой ударной армии побывал в Белоруссии, Польше, Германии. Добрая половина документального кино создана с помощью Куйбышевского кинооператора Николая Порфирьевича Киселёва. Он снимал форсирование реки Одер, подробно запечатлел штурм Берлина, взятие рейхстага и рейхсканцелярии. Фильмы «Освобождение Советской Белоруссии», «От Вислы до Одера», «Освобождение Варшавы», а также кадры о подписании акта о капитуляции Германии из фильмов режиссёра Романа Кармена вошли в золотой фонд кинолетописи Великой Отечественной войны. После Победы Николай Порфирьевич ещё год проработал в освобождённой Германии, а затем вернулся в Куйбышев.

Мы встретились с родственниками легендарного кинооператора – дочерью Людмилой Николаевной и внуком Михаилом. Людмила Николаевна и Михаил показали нам пачку семейных фото. Сохранились и фронтовые дневники Николая Порфирьевича, к которым в семье Киселёвых относятся очень трепетно.

«Послевоенные записи отца начинаю читать и плачу, - говорит Людмила Николаевна, - а уж военный дневник даже открывать страшно!». Пару военных историй о Николае Порфирьевиче родные всё-таки рассекретили. Оказывается, во время взятия Берлина Киселёв спас от бомбёжки знаменитую актрису Марику Рекк. Она была главной звездой гитлеровского кино и фильм «Девушка моей мечты» с её участием фашистское руководство смотрело в бункере до самого последнего дня. Во время взятия Берлина актриса спасалась в бомбоубежище. Тогда же, при освобождении простых жителей из бомбоубежища кинооператор случайно встретил немецкую кинозвезду. «Мой папа всегда был поклонником красивых женщин, - вспоминает Людмила Николаевна, - он её сразу узнал. Марика из развалин выбралась вовсе не такой роскошной красавицей, как на экране. Она была чумазенькая, закутана в платок. Отец любезно подал ей руку, актриса в ответ достала из сумочки открытку и дрожащей рукой отдала отцу».

Отвоёванные территории тщательно проверялись советскими войсками. Зачистку подвальных помещений фиксировал киноаппарат Киселёва. Николаю Порфирьевичу принадлежат уникальные кадры, как гитлеровца в пилотке за шкирку вытаскивают из канализационного люка. Это видео обошло весь мир. Ещё одна семейная реликвия – приёмник из кабинета Геринга, подаренный Киселёву руководством 5-ой ударной армии. Он, кстати, прекрасно до сих пор работает. Из других военных трофеев имеется ещё американский киноаппарат со штативом, генеральский бинокль и фен. Аппарат для сушки волос, кстати, был настоящей диковинкой после войны, но до сих пор удивляет хозяев исправной работой.

«Для него, как и для многих фронтовиков – война была счастливым временем, - вспоминает дочь знаменитого кинооператора, - они имели в душе цель и идею, испытали счастье преодоления кошмара, и радость вернуться домой к родному и мирному труду. Отец всегда на 9 мая плакал. Медали и ордена аккуратно начищал до блеска специальной пастой и надевал в первых числах мая, после ходил с ними весь месяц».

Николай Порфирьевич был единственным кинооператором в Поволжье, кому доверили снимать подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии. Его бывший коллега и друг по Куйбышевской студии кинохроники Борис Кожин дословно помнит эту легендарную байку. Когда кинодокументалисты собирались на студии накануне 9 мая, застолье всегда начиналось одинаково: «А сейчас Николай Порфирьевич расскажет, как он снимал…», - улыбается Борис Кожин. И Николай Порфирьевич торжественно начинал: «Вот вы надо мной смеетесь, а дело было так. Акт о безоговорочной капитуляции был подписан 8 мая 1945 года в городе Карлхорст. Там были десятки кинооператоров! И наших, и иностранных. Мы загораживали друг другу обзор. Поэтому скандалили, лупили друг друга. Помню, нас начинают успокаивать, мы, наконец, все встали и начали снимать историческое событие. Нельзя было передать наше настроение, ведь это же день Победы!» – обычно всегда на этих словах глаза кинооператора наполнялись слезами. «Киселёв порой рассказывал такое, продолжал Борис Кожин, чего не написано ни в одной книге, рассказывал так, как могли рассказывать только очевидцы и участники этих событий».

Николаю Порфирьевичу довелось дойти до Берлина, участвовать в съемках Потсдамской конференции. Он не только снимал, но и вел фронтовые дневники. Вот некоторые выдержки из них.

«25 апреля. Снимал штурм Берлина. Только изготовился к съемке — вижу, к передовой идет мальчик с пустым ведром. Просит немножко воды для больной матери. Отдали всю, хотя в Берлине с водой очень плохо. Попросили мальчика проводить поближе к передовой. Через сгоревшие магазины он провел нас вплотную к баррикаде. Никогда еще с такого близкого расстояния не снимал остервенелого вооруженного врага…».

«26 апреля. Снимал обстрел центра Берлина. Во время съемки в гаубицу крупного калибра попала вражеская мина. С горечью в душе снял убитых артиллеристов».

«3 мая. Съемки у Бранденбургских ворот. Всеобщее ликование. Встретили американских кинооператоров. Снимал опознанный труп Геббельса».

«8 мая мне довелось снимать событие, поставившее логическую точку в Великой Отечественной войне, в разгроме фашизма – подписание капитуляции. Утром этого дня я по распоряжению члена военного совета армии, генерал лейтенанта Бокова, отправился на Темпельхофский аэродром. Мне было сказано, что предстоит очень важное мероприятие. Оказалось, что это и было приготовление к подписанию капитуляции. На аэродроме мы снимали прибытие военных делегаций союзников. Не оставили без внимания и представителей гитлеровского командования во главе с фельдмаршалом Кейтелем. Когда я снимал Кейтеля в машине, читающего декларацию о капитуляции, видно было, что ему очень не хочется заполучить всемирную «известность» такого рода. Но что делать? За преступления перед человечеством и перед своим немецким народом надо расплачиваться. Как происходило подписание капитуляции в зале военно-инженерного училища в Карлхорсте, какую войну за место, с которого можно было сделать интересный кадр, устроили фото и кинокорреспонденты разных стран, об этом писали много! Все экраны мира обошли наши снятые советские кинооператорские кадры!».

Отвоёванные территории в Берлине тщательно проверялись советскими войсками. Зачистки подвальных помещений фиксировал киноаппарат Киселёва.

Тысячи метров кинопленки он отснял на дорогах войны. Самые ответственные съемки доверяли именно ему, Киселёву.

А потом, вернувшись, домой и, продолжив работать на любимой студии кинохроники, Николай Порфирьевич был специальным корреспондентом строительства Жигулёвской ГЭС, строительства новых самарских заводов и фабрик, детских садов и школ. За фильм «Куйбышевский гидроузел» он был награждён дипломом международного кинофестиваля документальных фильмов в ГДР. Преданный своему делу, Николай Порфирьевич не расставался с кинокамерой до последних дней. Преподавал в клубе кинолюбителя Куйбышевского политехнического института и воспитал целое поколение молодых операторов Куйбышевской кинохроники.

Он умер в 1974 году. В музее истории войск Краснознаменного Приволжского округа хранится пропуск на трибуну, выданный ему для съемки военного парада в Куйбышеве 7 ноября 1941 года. Этот пропуск помог Николаю Порфирьевичу стать полноправным членом славного немногочисленного отряда советских фронтовых кинооператоров. Он стал для него пропуском в бессмертие.

Глава 3. Боевой путь Николая Порфирьевича Киселёва

в составе 1-го Белорусского фронта

Разгром немцев в Белоруссии. 01.06. – 31.07. 1944 г.

Разгромлена группа армий «Центр», уничтожены витебская, бобруйская и минская группировки противника. Освобождена Белорусская ССР, большая часть Литовской ССР и значительная часть территории союзной советским войскам Польши. Советские войска вышли к границе Восточной Пруссии.

Бобруйская наступательная операция – 24.06. – 29.06. 1944 гг.

Войска фронта продвинулись до 100-150 километров, освободили города: Жлобин (26.06.1944), Бобруйск (29.06.1944). В районе Бобруйска окружили и уничтожили 6 дивизий противника и вышли на рубеж Свислочь, Осиповичи, Слуцк, Любань, Колки.

Минская наступательная операция – 29.06. – 04.07. 1944 гг.

Советскими войсками были разгромлены полоцко-лепельская и слуцкая группировки противника, окружены и уничтожены главные силы третьей танковой армии и четвёртой армии немцев в районе города Минска. В ходе операции войска продвинулись на Запад от 110 до 200 км. Освободили столицу Белорусской ССР город Минск. К исходу 4.04.1944 года вышли на южный берег реки Западная Двина.

Николай Порфирьевич Киселёв был награждён Орденом Красной Звезды

Люблинско-Брестская наступательная операция – 18.07. – 02.08.1944 гг.

Разгромив противостоящие части противника, войска фронта вышли к реке Висла. В ходе операции войска фронта продвинулись до 260 км, подошли к столице Польши Варшаве и освободили города – Брест, Седельце, Люблин.

Висло-Одерская наступательная операция – 14.01. – 13.02. 1945 гг.

Войска фронта продвинулись до 500 км, освободив Центральную Польшу. В ходе операции были освобождены города: Варшава (17.01.1945), Лодзь (19.01.1945), Быгдощ (23.01.1945) и блокированы немецкие гарнизоны в городе Познань общим количеством 60 тысяч человек.

Восточно-Померанская наступательная операция – 10.02. – 31.03.1945 гг.

Войсками 2-го и 1-го Белорусского фронтов очищена от противника вся Восточная Померания и заняты порты Цоппот, Гдыня и Данциг.

Наступательная операция по ликвидации Кюстринского выступа и расширение плацдармов на реке Одер – 22.03. – 30.03.1945 г.

Ликвидирован Кюстринский выступ противника. Войска 8 гвардейской армии 28.03.1945 года овладели крепостью Кюстрин.

Берлинская наступательная операция – 16.04. – 08.05.1945 г.

Разгромив штеттинскую группировку противника, войска фронта обеспечили наступление ударной группировки 1-го Белорусского фронта на Берлин с севера и к 6.05.1945 года вышли на рубеж Висмар. Войска 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов, разгромив и уничтожив главные силы 9-й армии и 4-й танковой армии противника, 2.05.1945 года овладели столицей Германии – городом Берлин. С овладением города Берлин и разгромом всей немецкой армии 8.05.1945 года Германия капитулировала.

Заключение:

Военные кинооператоры и фотокорреспонденты вместе со всей страной выдержали все невзгоды Великой Отечественной войны. Их вклад в победу над врагом огромен. За работой военных кинооператоров и фотокорреспондентов стояли дни и ночи войны, обороны и наступления, передний край и партизанский тыл, оставленные и вновь взятые города, освобожденные столицы Европы, поля сражений и фронтовые дороги. Если бы военные корреспонденты не были бы свидетелями и непосредственными участниками нашего отступления на восток страны, остановки на Волге, самой первой победы под Москвой, и переломного 43 года страна никогда бы не смогла понять, какой ценой досталась победа. Их работа была сродни подвигу рядового солдата, если этого требовала боевая обстановка операторы и фотографы с оружием в руках становились плечом к плечу с солдатами. За годы войны 14 боевых журналистов были удостоены звания Героя Советского Союза. Эти люди с блокнотами и фотокамерами сполна заплатили своими жизнями за то что бы знамя нашей победы поднялось над поверженным врагом.   

Поэтом Евгением Евтушенко был написан «Марш кинематографистов». И завершается «Марш» такими строками:

«Мы все киношники, как пламенное племя.

Мы все художники, рисующие время.

Пусть после смерти монумент не сложат нам из кинолент.

Наш монумент – Его Величество Момент».

Можно ли о фронтовых кинооператорах сказать лучше и точнее?

Список литературы:

1. http://ohranka.com/2013/05/журналисты-погибшие-на-фронтах-велик/

2. http://www.youtube.com/watch?v=DWZEhmR3hN0

3. http://yojo.ru/vov.htm

4. http://evartist.narod.ru/text8/09.htm

5. http://www.rosphoto.com/history/fotografii_vremen_vojny-1378

6. http://yojo.ru/vov.htm

7. http://zsj.ru/zhurnalistyi-vov.htm 

8. http://tonismagi.livejournal.com/870055.html

9. http://tonismagi.livejournal.com/870055.html

10. https://ru.wikipedia.org/wiki/

11. http://waralbum.ru/photographers/

12. http://forum.ww2.ru/index.php?showtopic=1290747

13. http://club.foto.ru/forum/5/506937

14. Баркова М. Куйбышевский кинооператор спас любимую актрису

Гитлера. «Комсомольская правда». Самара. – 2010, 4 мая. - № 24483

15. «Мы помним ту войну». Фронтовые кинооператоры.

Самара сегодня, 23 августа 2005 год.

Просмотров работы: 111