Обычаи удмуртского народа

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Обычаи удмуртского народа

Широбоков Т.А. 1
1МБОУ "СОШ № 64"
Зуева С.Л. 1
1МБОУ "СОШ № 64"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.                                                               

 Каждый человек обязан знать,

среди каких ценностей он живет.

Каждый обязан принимать посильное участие

В сохранении культуры.

Д. С. Лихачев

Во все времена люди трепетно сохраняли и оберегали, как наивысшую святыню, сведения о прошлом своего народа, о его истории и культуре, о природе родного края, о талантах, прославивших его своими трудами, знаниями, искусством. Цель жизни каждого поколения – создание и передача потомкам материальных и духовных ценностей.

         Мы решили провести исследовательскую работу об обрядах удмуртов. Гордимся своим народом и считаем, что должны знать и помнить быт и религию наших предков. Выбрали эту тему, так как считаем, что обряды удмуртов уходят в прошлое. Исходя из этого, объект нашей работы – обряды и традиции удмуртов. В своей работе отметили важнейшие обрядовые праздники удмуртского народа.

      Предмет нашей работы – исчезновение удмуртских обрядов и традиций.

Цель работы – изучить обряды и традиции удмуртского народа населяющего Якшур-Бодьинский район.

 Для достижения результата, поставлены следующие задачи:

изучить ценности удмуртской культуры;

собрать нужную информацию, обработать её и обобщать полученные знания;

посетить Якшур-Бодьинский район, собрать материал и его проанализировать.

Наш народ очень богат своими традициями. На сегодняшний день, не только обряды уходят в прошлое, но и многие из нас забывают свой язык. На наш взгляд, выбранная нами тема, актуальна на сегодняшний день.

Национальный удмуртский костюм

Удмурты были близки с природой и поклонялись ей. Поэтому образы природы отразились и в их одежде. Чудом сохранившиеся до наших дней необыкновенно красивые костюмы, старинные ожерелья и украшения составляют лишь самую небольшую крупицу того замечательного богатства, созданного умелыми руками. Однако, они смогли донести до современности живую душу народа, его чувство красоты и гармонии, представление о празднике и веселье, представление о жизни и смерти. Наверное, с тех давних-давних времен дошли до нас слова-заклинания древнеудмуртских красавиц:

Бусые кизем зег
Кызьы чебер адзиське,
Озьы чебер мед адзиськом!
Возь вылын чалмачача
Кызьы чебер адзиське,
Озьы чебер мед адзиськом!

Как красива озимь
На вешних полях
Пусть я буду такой красивой,
Как бывает красив
На лугу италмас
Пусть я буду такой красивой.

В понимании удмуртов костюм – гармония мира. Три части костюма – это три части Вселенной.

Нижняя часть костюма (выше оборки на подоле пришивали несколько рядов атласных лент или тесьмы с различными растительными орнаментами или орнаментами в виде животных) – это отображение подземного мира, который «виделся», как злой, холодный, темный, сырой потусторонний мир, населенный существами, похожими на животных, духами, божествами.

Средний ярус (зона, где располагается фартук, головное полотенце) олицетворяет землю. Цветочные узоры – это образы реальной природы. Верхняя часть костюма самая красивая. Она отображает космос, границу неба с Солнцем и Луной. У удмуртов существовал культ небесных светил и растительного мира. К концу 19 – началу 20 века удмуртский национальный костюм имел несколько видов: северный, южный, переходный.
Северный комплекс архаичен, имеет более древние традиции. Он состоит из белой льняной рубахи, украшенной на груди, рукавах и по подолу живописными ткаными узорами и вышивкой. Разрез такой рубахи на груди, между распахнутыми отворотами верхнего халата прикрывался съемным, искусно вышитым нагрудником – кабачи. Вышивка кабачи сразу привлекает внимание богатством расцветки, утонченностью узоров.
Костюм основан на сопоставлении двух контрастных цветов – белого холста и красных орнаментальных мотивов, отличается сдержанностью и благородством цвета и форм. Величаво строга и красива белая вышитая одежда северных удмуртов.

Наряд южных удмуртов можно сравнить с цветущим лугом, он более ярок и разнообразен. В его основе тот же туникообразный покрой, но с небольшим расширением к низу. Подол такой рубахи отделан веселой оборкой из пестряди или ситца, между подолом и оборкой вшивали шерстяную полоску, затканную красочным геометрическим узором. Южные удмуртки часто носили рубахи из клетчатых и полосатых тканей.

Наши бабушки, вероятно, были большими модницами! Удмурты считали, что одежда – это отображение жизни человека. Поэтому, по одежде можно было понять к какому роду и возрасту относится человек.

1.2.Особенности национального удмуртского костюма

Якшур-Бодьинского района.

Население Якшур-Бодьинского района относится к срединной группе удмуртов. Одежда данной группы впитала в себя некоторые черты одежды северных и южных удмуртов, но в то же время, имеет много отличительных черт. Для обозначения костюмного комплекса срединных удмуртов приводится термин – «переходный».

Костюм имеет много общего с северным (покрой и оформление рубахи, покрой распашного кафтана, форма платка), но, в то же время, он имеет некоторые общие черты и с южным костюмом – более яркие краски, в оформлении распашного кафтана используется кильымо (оборки, сборки). Кроме того, нужно сказать, что центральные удмурты жили близко к заводским поселкам, и к ним часто приходили коробейники, торгующие красочными фабричными тканями, лентами с бахромой. Поэтому, в костюме жителей Шарканского и Якшур-Бодьинского районов рано стали использовать ситец, бархат, позументную ленту и бахрому.

Основу женского костюма составляет туникообразная рубаха с овальным шейным вырезом. Поверх рубахи надевали распашной кафтан из белой льняной домотканины - шортдэрем, рукава втачные тканые. В праздничном варианте это были рукава из ситца, а до его появления из белой домотканины с поперечной вышивкой на рукаве. В костюмном комплексе срединных удмуртов сохранились интересные древние традиции народной одежды: грудной разрез белой холщовой одежды шало шортдэрема опускается ниже пояса. Строго соблюдается обычай надевать вначале рукава, потом закидывать нижнюю часть со спины через голову.

Фартук без грудки. Разрез на груди покрывали аппликативным нагрудником - муресазь. Края рукавов и подола были украшены характерной вышивкой. Она отличается своеобразным узором и цветовой гаммой. Орнаментальный мотив узора: ромбы, квадраты, встречается так же и узор "древо жизни". Характерные цвета: черный, зеленый, красный.

Верхнюю женскую и мужскую одежду шили из белого или цветного холста, шерстяных тканей и сукна домашнего изготовления: дукес – зипун и сукман.(Перед вами несколько вариантов так называемых «кильымо сукман»). Мужчины в качестве верхней одежды носили дубленые полушубки, нередко крытые сукном. А отправляясь в дорогу, надевали азям – длинная широкая одежда из домашнего полусукна с большим запахом и высоким воротником. Из воспоминаний Юлии Ардашевой: «Они не носили шуб, а у них были самодельные зипуны. Сами ткали из овечьей шерсти ткань, толстая, мохнатая, шили зипун без пуговиц, запахивали его и подвязывались кушаком. Но одевали на себя несколько зипунов, штуки три-четыре, подпоясывались и так ходили зимой. Говорили, что очень тепло» (начало 20 века).

Еще одной особенностью нашего женского костюма является треугольный аппликативный платок – куиньсерго лякемо кышет. Этот платок является праздничным, его носили только замужние женщины.

В газете «Исторический вестник» 1897 года приводится статья Моисеева С.Я., «Рассказы очевидцев о проезде через Якшур-Бодью императора Александра I в 1824 году и наследника цесаревича Александра Николаевича в 1837 году», где дается подробное и интересное описание местных жителей. (Ниже приводится отрывок из статьи)- материал взят из Якшур-Бодьинского музея УР.

«…Наконец, пришел давно жданный день, в который должен был проследовать чрез Якшур-Бодью Александр Благословенный.

В этот день все жители ближайших селений с раннего утра собрались в Якшур-Бодью почти поголовно. Никому не хотелось пропустить этот чрезвычайно редкий момент, всякий желал непременно взглянуть на своего батюшку царя.

И весь собравшийся народ постарался, конечно, приодеться почище, в лучшие свои вотские одежды, а женщины надели и все свои украшения. Мужской вотский костюм немногим отличается от костюма русского крестьянина и только по цвету – верхняя одежда их по большей части шьется из белой или светло-серой сукманины, материи домашнего приготовления из шерсти, льна или пеньки. Но зато женский костюм отличается большей оригинальностью, а украшения или разные уборы бывают очень богаты. Все они обязательно состоят из нанизанных наподобие рыбьей чешуи разных серебряных монет.

На голове вотянками носится «налобник», или «такья», которая состоит из мелких серебряных монет – гривенников, пятиалтынных, двугривенных, и только по краям «такьи» у некоторых нанизываются в виде опушки или каймы более крупные монеты – четвертаки и проч. Такья надевается, как шапка, а сверх нее повязывается платок так, чтобы передняя часть такьи, на лбу, оставалась видною.

На груди носится «нагрудник» или «кироскал», «крескал» (от слова крест, произносимого вотяками «крес» и «кирос»). Это – лента 1½ аршина длиной, на нее нанизываются серебряные рубли в один, два и более рядов, а посередине крест, либо знак рода. Концы завязываются на тыльной стороне шеи. К каждому уху подвешивают по одному или по два рублевика, это «пель люгы»; наконец, ими носится и в косе по несколько рублевиков и других монет – «йырси пунэт»…» И так, удмуртский костюм яркий, своеобразный…

Традиционные блюда удмуртов

         Основу питания удмуртов составляют растительные продукты в сочетании с животными. В рацион включают дикорастущие дары природы: грибы (губи), ягоды (будос емыш), различные травы (турын – куар). В сушёном и солёном виде их заготавливают на зиму.

  Праздничная и обрядовая пища удмуртов состояла как из продуктов, редко бывших в составе повседневного питания – масла, молока, мяса, яиц, так и из тех, что составляли его основу – хлеб, блины, каша, похлебка.

Обязательными на праздничном столе были хлеб и суп (не случайно собирательное слово шыд-нянь – букв. суп-хлеб – означает по-удмуртски еда). Хлебные изделия по своему составу, способам приготовления, форме и названиям были чрезвычайно многообразны. Готовили их из разных сортов муки: пшеничной, ржаной, овсяной, ячменной, гречневой и гороховой; из пресного, кислого (сдобного и несдобного) теста. К числу наиболее архаичных, очевидно, относится печенье в форме колобков, коржей, небольших хлебцев, лепешки из кислого ржаного теста (уднянь, гурпельнянь), выпекавшиеся на поду в печи или на сковороде (табанянь), а также хлебцы из овсяной муки (кӧмеч, юача). Своеобразны были слоеные хлебные изделия (мушник, чашка нянь, кабартма), в которых варьировалось пресное и кислое тесто разных видов. Хлебные изделия из сдобного теста приготавливались в ограниченном ассортименте. Из высококачественной яровой муки выпекали подарочное печенье (бискыли) (существовало выражение «бискыли карыны», то есть преподнести в качестве подарка). Праздничным угощением северных удмуртов был хворост (вӧйын позьтэм) – фигурные кусочки из тонко раскатанного теста, сваренные в масле; южные удмурты готовили сдобное печенье в виде шариков чуть больше лесного ореха, запеченных в жире (шекера). И то и другое относится к разряду заимствований из русской и татарской кулинарии.

Самыми распространенными и любимыми из хлебных изделий были кислые лепешки (табань). Табань употребляли с разнообразными подливками (топленым маслом, сметаной), со слегка подсоленным творогом, мороженым неснятым молоком, предварительно наструганным, а затем взбитым, охлажденным картофельным пюре, толченым конопляным семенем, летом – с ягодами. Табань пекли обычно по утрам в воскресенье, когда вся семья была в сборе или когда в доме были гости.

Перепе́чи — старинное, и одно из самых известных блюд удмуртской 

кухни. Это открытая ватрушка диаметром от 4 до 12 см с мясной, яичной, грибной или овощной начинкой. Готовится, как правило, на открытом огне из пресного теста на ржаной муке. Подаются в горячем виде.  История идет с глубокой древности. Удмурты еду готовили на листьях. Потом стали загибать концы

«листа» и получившееся «блюдце» заливать какой-либо начинкой. Вероятно, так возникли перепечи - ватрушки. Перепечи ставят на стол самым дорогим и желанным гостям. Начинку для перепечей можно приготовить из самых разных продуктов: печени, картошки, крови, мяса, лука с яйцом, варенья, клюквы, хрена, крапивы, полевого хвоща и т. д.

В составе удмуртских праздничных угощений большим разнообразием отличались хлебные изделия с начинкой, причем значительное место среди них занимали кушанья, приготовленные из пресного теста: блинчики с маслом (мильым), блинчики с кашей (ӝуко мильым, пуньмам), сочни с картофельным пюре и кашей (кыстыбей), ватрушки (перепеч, пересьмон), пирожки в форме полумесяца (кокрок, кукыр, когыльы), пельмени и др.

Пельмени – самое знаменитое из всех блюд удмуртской национальной кухни – имеют, судя по названию (пель – ухо, нянь – хлеб) общепермское происхождение. Начинка для пельменей состояла из трех видов мяса: говядины, свинины и баранины с большим количеством лука, но без перца и приправ. В приготовлении пельменей наблюдались локальные различия: северные удмурты для праздничного стола лепили их небольшой величины, южные – довольно большого размера, более напоминающие небольшие пирожки. Пельмени ели с крепким мясным бульоном. Для удмуртской кухни характерно также употребление в качестве начинки для пельменей творога, рыбы, редьки, свежей и квашеной капусты, грибов, крапивы и других трав. В большом количестве пельмени готовили зимой.

У северных удмуртов нередки были шаньги (шаньга) из пресного и кислого теста, начиненные картофельным пюре, пшенной кашей или сметаной. Скромнее в праздничном меню были представлены похлебки и горячие блюда. Варили много мяса, на бульоне готовили суп или кашу. Самым почетным гостям подавали суп, сваренный на гусином бульоне (быдэс шыд). Накануне праздника в печь ставили жирный суп с мясом и картофелем (гуре пуктэм).

Сладости в удмуртской национальной кухне занимали, пожалуй, самое незначительное место. Продукты для них изыскивались в собственном хозяйстве: брюква, репа, свекла, конопля. Из ячменя и овса готовили солод (ӵужъем), использовавшийся для приготовления сусла, которое входило важнейшим компонентом в такие своеобразные удмуртские сладкие блюда, как честа и кенэм пӧзьтэм.

Непременным атрибутом гостевого стола считался мед, его ели с хлебом маленькими ложечками (чечы пуньы). К меду подавали свежие ягоды: малину, землянику и др., традиционные лепешки – табань. Медом подслащали начинку для пирога с калиной. Из меда также готовили медовый напиток (мусур). Среди удмуртов существовал обычай приглашать на первый мед родственников и соседей.

Несмотря на изменения в системе питания удмуртов, происшедшие со временем, традиционные продукты и блюда не утратили своего значения и продолжают широко бытовать как в среде сельского, так и городского населения.      

III. Песни и пляски в жизни удмуртов

Песня, как никакой другой жанр фольклора, занимает исключительно важное место в жизни удмуртов. Песня сопровождала удмурта с рождения до самой смерти. «Улон – вылон» - цикл жизненного бытия, все его важнейшие этапы были отмечены песенными ритуалами, признанными способствовать успешному прохождению человеком его кругооборота жизни. Цикл жизни удмурта включал три свадьбы: свадьбу младенца, когда человек обручается со всем белым светом; свадьба в обычном понимании, когда человек обручается со своим суженым; свадьба – похороны, когда человек обручается с землей, с потусторонним миром. Появление человека отмечали песнями. Приходили родственники, соседи с вкусными подарками в честь новорожденного, одним из самых дорогих подарков считалась специально сложенная песня, в которой славили родившегося младенца, желали ему добра, радости.

       С достижением возраста «быдэ вуэм» (когда человек считался готовым к семейной жизни), начинали готовиться к свадьбе. Много было разных хлопот, важное место среди них занимали песенные. Весь свадебный ритуал строился как своего рода состязание двух хоров: со стороны жениха и со стороны невесты. Лишь в конце свадьбы оба хора могли спеть общую мелодию, символизируя единство семьи.

Во время похоронно-поминальной церемонии исполнялись горестный напев - курекъяськон крезь, представляющий из себя «песню на припевные слова», и горестная песня - куректон мадь, шайвыл крезь. Эти песни пелись дома во время выноса покойника и на кладбище после захоронения. Для севера республики характерен богатый репертуар похоронно-поминальных песен в отличие от южных и центральных районов, где ватон крезь и шайвыл мадь не известны.

Когда парень достигал совершеннолетия, он отправлялся в армию, перед этим юноша вбивал в  матицу дома серебряную монету, а по возвращении выдергивал ее оттуда зубами. Считалось, что он теперь достиг возраста «кын корт куртчан дыр», «возраста, когда он может перекусить стылое железо», то есть в расцвете сил. Пока солдат находился на службе, его портрет берегли, не забывали. Ведь человек живет до тех пор, пока его помнят, пока не умолкла, не потерялась его песня. К сожалению, многие удмуртские песни сейчас уже безвозвратно умолкли, навсегда затерялись в океане забвения. И все – таки, думается, народная песня не умолкнет, пока живет народ. Вопреки многому мой народ ещё поет. Хочется верить, надеяться, что все к лучшему. Мы, удмурты, совсем немногочисленный народ, очень не многое, наверное, зависит не от нас в мире.

      По народным представлениям, человек, умеющий говорить, должен и петь и танцевать. Популярные удмуртские танцы – хождение по кругу с танцевальными движениями (кругэн эктон), парный перепляс (ваче эктон), женский танец покаток (ширъян), мужской танец (тыпыртон), фигурные танцы типа кадрили. Удмуртские танцы исполнялись с магическими словами и песнопением во время праздников и были слиты в единое целое, из которого постепенно выделились хороводы и пляски. Существовали ритуальные танцы календарных обрядов. Пение и танцы сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Во время праздников, вся деревня собиралась возле какого – нибудь двора и пела песни, плясала под гармошку.

3.1. Обряды встречи и проведения праздника Покрова Пресвятой Богородицы в Якшур-Бодьинском районе.

Только в Якшур_Бодьинском районе играли Свекольную свадьбу (Горд кушман сюан. Покро сюан)

«К этому празднику люди готовились заранее. До покрова убирали с огорода все овощи, складывали в хранилище, огороды вспахивали, перекапывали, землю готовили под рассаду на новый урожай. А после Покрова землю трогать уже не рекомендовали. Закрывали все окна в подполье, чтобы тепло больше не выходило», - говорит Г.Н.Ардашева, участница любительского объединения «Кубо» при районном краеведческом музее. А Л.Л.Бушмакина, участница объединения «Кубо» говорит: «Прибирали дом, чистили печные трубы, чтобы дым не выходил при жарке табаней. Была специальная яма, куда выносили весь мусор, а потом ходили в церковь молиться».

По воспоминаниям Н.М.Силиной: «В церковь ходили только в новых нарядах. Что было выращено на огороде продавали на базаре. Из свёклы делали квас, пекли широкие шаньги, пироги, перед Свекольной свадьбой старались засолить капусту. Капусту солили в большие бочки»

В некоторых деревнях Якшур-Бодьинского района (Якшур, Косвай, Кекоран, Верх-Чур) день Покрова Пресвятой Богородицы праздновали по-своему: молодежь ходила из дома в дом. Войдя в каждый дом, в первую очередь проходили три круга со свадебной песней, после чего всех приглашают за стол. В этот праздник стол накрывают кушаньем и напитками из свеклы и других овощей: пирожки, шанежки, салаты, окрошка (сюкасьнянь). За столом пели разные песни. Выйдя из-за стола веселились, плясали, много шутили: пели частушки, в которых дразнили юношей и девушек из соседних деревень.

«Ми доры но лыктӥллям «К нам пришли

бодья нылъёс – Бодьинские девчата-

Кабак дорын тэтчасьёс». Танцевать у тыквы». (авт. перевод)

Перед уходом гости снова пели свадебную мелодию, проходя по кругу три раза. Называли это гулянье «горд кушман сюан» («свекольная свадьба»), «Покро сюан», «пичи сюан». Молодежь ходила ряженая: на головы надевали коронки, сделанные из овощей. «Этот обычай напоминает школьный праздник урожая. Крестьяне, таким образом, подводили итог своему летнему труду, чествовали выращенный урожай»,- говорит этнограф, кандидат исторических наук. Заслуженный деятель науки УР Л.С.Христолюбова.

Наши предки читали такую молитву: «Дорогие родственники, друзья, соседи. Мы сегодня собрались в честь первого осеннего праздника – Покрова Пресвятой Богородицы. С полей и огородов урожай собран, скот устроен на зиму. Поблагодарим Бога за благополучное лето, с Его помощью все удалось на славу. Собранный урожай пусть сохранится, хватит до нового урожая, скотина пусть благополучно перезимует. Дом и хлев утеплены, пусть тепла будет достаточно холодной зимой. Пусть хлеб-соль всегда будут на столе для друзей. Пресвятая Богородица, моли Сына Твоего и Бога нашего о нас».

Этот праздник проводили только 14 октября - в день Покрова Пресвятой Богородицы.

В Якшур-Бодьинском районе особый почет был свекле. Даже праздник осени, который отмечали каждый год, у нас назывался ГОРД КУШМАН СЮАН, или свекольная свадьба. На этот праздник девушки и женщины готовили нарядные короны из овощей и фруктов, которые собрали на своем огороде. Вот так примерно выглядели их нарядные шапочки (демонстрация осенней короны).

Заключение.

            Когда мы начали эту работу, не предполагали, что обычаи и традиции нашего народа настолько богаты, своеобразны, редки. Считаем, что каждый народ создавал свою культуру по – разному, в зависимости от тех материальных и социальных условий, от той природы, среди которой протекала его жизнь.   Наша работа – культурное наследие народа. Мы убедились, что работа над этой темой оказалась для нас увлекательным открытием одной из страниц истории нашего народа. В своей работе особое внимание уделили особенностям удмуртской одежды и праздникам Якшур-Бодьинского района.  Изучив культуру народа, мы выяснили, что старинные обряды и традиции остаются в прошлом, забываются и редко кто может их вспомнить. При работе над этой темой, мы пришли к такому выводу: для того чтобы узнать свой народ, его духовное наследие, как он развивался, жил и живет, мы должны изучать его прошлое, настоящее. Не только изучать, уважать культуру своего народа, но и приумножать его духовное богатство, его письменность, быт. Мы очень довольны, что смогли приложить к этому хоть капельку своих сил и знаний, думаем, что найдутся и у нас такие ученики, которых заинтересует наша работа и они продолжат изучение своего края.

         Думаем, что при работе над этой темой, мы смогли заглянуть в прошлое своего народа. К сожалению, мы – удмурты, совсем немногочисленный народ, но сделаем все возможное, чтобы сохранить обычаи, традиции историю.

                                 

Литература.

 Бехтерев В. М., Вотяки: их история и современное состояние, Вестник Европы. – 1880г

 Владыкин В. Е., Пища, Ижевск, 1997

Л. С. Христолюбова, Этнография удмуртов, Ижевск, 1997

Лебедев А.В., Удмуртская народная одежда, Кенеш, 2007г. Ижевск

Мон. О себе и других, о народах и человеках. Ижевск: Удмуртия, 2007г.

 Трофимова Е. Я., Система питания, Ижевск, 1993

Удмуртский фольклор, Ижевск 2000г.

 Христолюбова Л. С., Национальная кухня удмуртов в XX веке : традиции и обновление, Йошкар-Ола, 2002.

Шанский Н. М., Краткий этимологический словарь русского языка, М., 1971

Энциклопедия, Удмуртская республика, 2004г.

https://vorshud.unatlib.ru/index.php/Национальный_костюм

Фонд Якшур-Бодьинского районного краеведческого музея                        

Приложение № 1.

Во время этого праздника удмурты пели песню, предназначенную только для этого дня и называемую вӧсь нерге гур (мелодия Пасхи), или будӟыннал гур (напев Великого дня). В песне обычно восхваляется долгожданный праздник, дружная родня.Содержание песен этого обряда раскрывает преимущественно гостевую тему:

Поттод меда / Вынесешь ли

Поттод меда / Вынесешь ли

Сьӧд валэлы / Моему вороному

Горд лента? / Красную ленту?

Пуном ке но пуном / Сплетем так сплетем

Аршинэн но ӝыныен / В полтора аршина

Поттод меда / Вынесешь ли

Вож черыкен / В зеленой четверти

Горд вина? / Красного вина?

Юом ке но юом / Выпьем так выпьем

Урымкаен ӝыныен / Полторы рюмки.

Поттод меда / Вынесешь ли

Тӧдь тэркыен / В белой тарелке

Горд кушман? / Красной свеклы?

Сиём ке но сиём / Съедим так съедим

Кушманэн но ӝыныен. / Полторы свеклы.

Поттод меда / Вынесешь ли

Горд тэркыен перепеч? / В красной тарелке перепеч?

Сиём ке но сиём / Отведаем так отведаем

Перепечен ӝыныен. / Полтора перепеча 

И действительно, хозяева, которые уже поджидали гостей, открывали окно и потчевали всадников пивом, вином, крашеными яйцами. Приглашали заехать. 

 Ӝокыт но сурдтӥ ортчыкым, / Проходя густое чернолесье,

Пурысь ӟичиен пумиським; / С серой лисицей встретился;

Атай-анайлэн бакельлыкеныз / Благословением отца-матери

Ӟеч калыкъёсын пумиським. / С добрыми людьми встретился.

           

Приложение № 2.

Словарь

«Древо жизни»-символ растительных сил земли.

Архаичный-относящийся к раннему этапу в историческом развитии какого-либо явления.

Атрибут гостевого стола-необходимое, существенное, неотъемлемое свойство предмета или явления. 

Бискыли-  печенье, которое по удмуртской традиции обычно преподносили в качестве гостинца.

Ватон крезь, шайвыл мадь-похоронные песни.

Домотканина- домотканная материя (ткань домашней работы)

Зипун-верхняя одежда у крестьян. Представляет собой кафтан без воротника, изготовленный из грубого самодельного сукна ярких цветов со швами, отделанными контрастными шнурами.

Кабартма-это разновидность выпечки, в виде пышек.

Коробейник-мелкий торговец-разносчик, название из-за его короба (котомки из коры), в котором он разносил свой мелкий галантерейно-мануфактурный товар по деревням.

Кушак-деталь одежды, пояс из широкого куска ткани или шнура.

Матица-потолочная балка или бревно, являющаяся перекрытием и основой для крыши и стропильной системы.

Мушник-это разновидность обыкновенного хлеба, выпеченного из пшеничной, ячменной, гороховой или гречневой муки. Выпекается он на сочне, приготовленном из ржаной муки.

Позументный- золотая, серебряная или мишурная (медная, оловянная) тесьма; золототканая лента, повязка, обшивка, оторочка.

Покров день-этот день отмечал встречу осени с зимой, начало вечерних девичьих посиделок и осеннего свадебного сезона.

Срединной-средней

Сукман-славянская верхняя мужская и женская одежда для весны и осени из домотканого сукманного сукна. 

Фольклор-устное словесное и музыкальное народное творчество.

Шало шортдрем-холщовое платье. 

Приложение № 3.

Просмотров работы: 4906