ВВЕДЕНИЕ
В ноябре 2005 года Всемирная организация ЮНЕСКО провозгласила якутский героический эпос олонхо шедевром духовного наследия человечества. Величие и совершенство олонхо как уникального творения народа признано отныне на всемирном планетарном уровне. Мы сегодня гордимся этим фактом и чувствуем, что это огромный прорыв, начало нового этапа в истории и культуре , переворот в самосознании народа. Но насколько мы, ныне живущее поколение знаем свой шедевр? Увы, приходится признать, что слушать олонхо, чувствовать всю красоту и мощь языка, проникнуть в его понимание -мы не умеем. Но мы должны учиться этому с малых лет.
В настоящее время в республике идет ознакомление с олонхо с малого возраста, это обогащает детей духовно и развивает творческий талант. Олонхо учит детей любить родной край, быть честными, трудолюбивыми, соблюдать нормы поведения в семье и обществе. Герои олонхо олицетворяют доброе и злое начало, что дети наблюдают и в реальной жизни. Это очень богатое и сложное поэтическое произведение для ребенка и поэтому при знакомстве с олонхо нужно учитывать возраст детей. С целью ознакомления олонхо в последние годы созданы настольные игры по сюжетам олонхо, но, как нам кажется, произведения, выбранные для создания настольных игр, не систематизированы и порой кажутся слишком сложными для восприятия детей, поэтому нами выбрана тема для исследовательской работы «Мир олонхо» для школьников с 1-5 классы через настольные игры. Настоящая работа - опыт поиска эффективного пути формирования у детей поэтапного представления мира олонхо через настольные игры. Этими положениями определяется актуальность и научная новизна данного исследования.
Объект исследования: процесс восприятия и изучения формирования у детей поэтапного представления мира олонхо через настольные игры.
Предмет исследования: теория и методика литературного образования учащихся 1-5 классов в процессе изучения героического эпоса (олонхо).
Специфика жанра олонхо, которую школьник не в состоянии постигнуть в 1-5 классах, не позволяет относиться к олонхо так, как к любому другому жанру фольклора. Учителя же родной литературы считают эту тему наиболее трудной и в литературоведении и в методике преподавания. В связи с этим нами определяется цель исследования:
Цель работы: поиск эффективного пути формирования у детей поэтапного представления мира олонхо через настольные игры во внеурочное время.
В ходе исследования была выдвинута и проверялась следующая гипотеза:
Изучение героического эпоса (олонхо) будет наиболее эффективным:
- если отрывки, рекомендуемые для чтения доступны учащимся;
- если при формировании представления мира олонхо используются настольные игры.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих исследовательских задач:
Собрать и систематизировать материал по теме;
Определить этапы изучения олонхо с 1 по 5 классы и обосновать отбор произведений.
Создать методическую модель поэтапного формирования представления мира олонхо через настольные игры.
Для решения поставленных задач применялись различные методы исследования:
изучение литературоведческой, психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы в аспекте исследования.
анализ учебных программ, учебных и методических пособий по родной литературе, анализ текстов олонхо с целью выявления наиболее подходящего материала для изучения в школе.
изучение и обобщение передового опыта учителей; моделирование системы обучения, помогающей решению поставленных проблем;
анкетирование, беседы с учителями и учащимися,
Научная новизна исследования заключается в следующем: предложена методическая модель, отражающая процесс поэтапного приобщения к миру олонхо через настольные игры во внеурочное время.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
основные положения исследовательской работы могут быть использованы для дальнейших исследований по проблемам методики изучения героического эпоса в национальной школе;
Настольные игры, разработанные нами, могут быть использованы в преподавании фольклорного эпоса в национальных школах, при составлении программ и методических пособий по курсу якутской литературы.
Структура исследовательской работы.
Работа состоит из введения, где представлены цель, основные задачи, предмет, объект исследования. Сформулированы новизна и практическая значимость исследования. Основная часть исследования состоит из двух глав: теоретической части, где представлены материалы по изучению темы, во второй части описана экспериментальная работа, проведенная с 1 по 5 классы в МБОУ «Легойская СОШ (с УИОП)» Усть – Алданского улуса Республики Саха (Якутия).. В конце работы сделаны основные выводы по работе и дан список использованной литературы.
Глава I. Формирование у детей поэтапного представления
о мире олонхо
Старинный эпос
Старинный эпос Олонхо ученые называют «северной Илиадой» или «якутской Одиссеей»1. Такое сравнение вполне резонно: хотя сказания олонхо были записаны сравнительно недавно, они во многом напоминают мифы эллинов и других древних народов. Словом «олонхо», означающим «то, что было», называется как весь эпос, так и его отдельные части-песни длиной от 10 до 40 тысяч строк. Для якутов олонхо всегда было не только развлечением, но и способом познания мира.
Первые записи олонхо были сделаны в 40-х годах XIX века русскими учеными. Уже после революции создатель якутской литературы П Ойунский записал и издал крупнейшее сказание олонхо «Нюргун Боотур Стремительный». Когда-то в каждом якутском селении жило несколько олонхосутов, помнивших наизусть многие тысячи строк олонхо. Профессия сказителя была сродни шаманской, но у него не было ни бубна, ни музыкальных инструментов — только голос, которым он владел так искусно, что его слушатели будто воочию видели перед собой древних героев. Уделяя все время обучению и совершенствованию своего мастерства, сказители обычно не заводили своего хозяйства и странствовали по таежным селениям, жители которых охотно давали им еду и ночлег.
По форме исполнения якутский эпос делится на декламационную и песенную части. Первую, от лица сказителя, декламируют нараспев, почти речитативом, при этом то замедляя, то ускоряя темп. Вторую, от лица персонажей, — поют.
По содержанию сказания олонхо делятся на три группы.
Первые повествуют о сотворении земли или Среднего мира обитателями Верхнего мира — добрыми божествами-айыы.
Вторые рассказывают о том, как изгнанники из Верхнего мира во главе с Эр-Соготохом (Одиноким) дали начало якутскому народу.
Третья — как богатыри Среднего мира и главный из них, Нюргун Боотур, враждовали со злыми демонами-абаасы из Нижнего мира. Те изо всех сил пытались истребить людей или хотя бы испортить им жизнь.
При этом герои олонхо — не реальные исторические деятели, а древние боги и герои, наделенные волшебными способностями и даже видом не похожие на обычных людей.
Якутский эпос сегодня
В 2006 г. якутский Олонхо был включен в список нематериального культурного наследия человечества. Несмотря на то, что в наши дни олонхосутов стало значительно меньше, чем прежде, жанр олонхо продолжает жить и развиваться. Пение олонхосутов, которые когда-то выступали в небольшом «домашнем» кругу, превратилось теперь в искусство, обращённое уже к массовому слушателю. Олонхо заняло почётное место на национальных праздниках, песни исполняются по радио, тексты олонхо все чаще публикуются в печати. Более того, в каждом районе есть свои олонхосуты, многие из них пользуются большой популярностью в народе.
В Якутии сказания олонхосутов входят в школьную программу. Наиболее талантливых детей обучают искусству импровизации олонхо. В 2010 г. при СВФУ им. М.К. Аммосова был создан Научно-исследовательский институт Олонхо (НИИ Олонхо).
Таким образом, мир олонхо для якутов всегда было не только развлечением, но и способом познания мира.
1.2. Этапы формирования представления мира олонхо
для школьников с 1 по 5 классы
Одним из актуальных направлений работы школы в республике является сохранение и укрепление национальных и этнокультурных устоев.
В настоящее время идет ознакомление с олонхо с малого возраста, это обогащает их духовно и развивает творческий талант.
Ядром воспитания и образования является “педагогика олонхо”, нацеленная на развитие целостного человека, который является высшей ценностью и целью развития общества. Олонхо имеет общечеловеческое значение, таит в себе истоки огромного воспитательного и образовательного педагогического потенциала.
Учащиеся начальной школы должны иметь представление обо всех жанрах фольклора. Знакомство с элементами олонхо в начальной школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному краю, языку.
Итак, чтобы узнать сколько часов отводится на изучение олонхо с 1 по 5 класс мы проанализировали рабочие программы по предметам «Родная литература», «Ураанхай саха огото», «КНРСЯ».
Изучение темы «Олонхо» с 1 – по 5 классы в МБОУ «Легойская СОШ (с углубленным изучением отдельных предметов)»
Класс |
Предмет |
Раздел |
Тема |
Час |
1 |
Ураанхай саха огото |
Олонхо (1 ч) |
1 |
|
2 |
Родная литература |
Мин дойдум-олонхо дойдута (8ч) |
Урок 1. Киирии уруок. Тиэмэ сүрүн өйдөбүллэрэ: олоңхо үс дойдута, айыы уонна абааhы бухатыыра. Урок 2. Олоңхоттон олуктар: үөhээ дойду.Орто дойду. Урок 3. Айыы бухатыыра. Урок 4. Аллараа дойду. Абааhы бухатыыра. Урок 5. Бэйэ аа5ыыта «Саха олоңхолоро» Электроннай сыhыарыыттан олоңхоттон быhа тардыыны истии Урок 6. Ыалынан аа5ыы. Сергей Васильев "Кун Эрили". Урок 7. Ньургуйаана Никитина, Евдокия Поликарпова «Ньургун боотур уонна Тимир Дьиргистэй» кинигэ ойууларынан үлэ. |
1 1 1 1 1 1 1 2 |
2 |
КНРСЯ |
Олонхо (6ч) |
Урок 1. Олоҥхо – улуу айымньы Урок 2. Олоҥхоһут Урок 3. Олоҥхо үс дойдута. Айыы бухатыыра Урок 4. Бырайыактыыр үлэ Урок 5. Ситиһиибитин сыаналыыбыт, билиибитин бэрэбиэркэлэнэбит |
1 1 1 1 2 |
3 |
Родная литература |
Олонхо-төрөөбүт тыл кэрэтэ, өбүгэ үгэһэ (9ч) |
Урок 1. Киирии уруок. Олоңхо - төрөөбүт тыл кэрэтэ, өбүгэ үгэһэ Урок 2. Нуођалдьын Кугас аттаах Тойон Дьађарыма бухатыыр. Күннүк Уурастыырап Урок 3. Библиотекађа дьарык. Нуођалдьын Кугас аттаах Тойон Дьађарыма бухатыыр. Күннүк Уурастыырап Урок 4. Биһиги театрбыт. Олоңхоттон быһа тардан туруоруу. Урок 5. Бэйэ аађыыта. Сергей Васильев. Күн Эрэли. Урок 6. Ыалынан аађыы. Олоңхоттон сөбүлээбит миэстэни аађан иһитиннэрии. Урок 7. Айар үлэ умсулђана. Олоңхо геройдара. Урок 8. Олоңхо дойдутун кистэлэңэ. |
1 1 1 1 1 1 1 2 |
3 |
КНРСЯ |
Олонхо (6 ч) |
Урок 1. Олонхо ытык ейдебуллэрэ Урок 2. Олонхо тыла.Алгыс Урок 3. Олонхону толоруу уонна туруоруу Урок 4. Театр-норуот искусствотын керунэ Урок 5. Бырайыактыыр улэ.Айыл5а |
1 1 1 1 2 |
4 |
Родная литература |
Олонхо-төрөөбүт тыл кэрэтэ, өбүгэ үгэһэ (4ч) |
Урок 1. Олонхоьут Урок 2. "Дьулуруйар Ньургун Боотур" Урок 3. Айар улэ |
1 1 2 |
5 |
Родная литература |
Ноурот өркөн өйө, ытык тыла (4 ч) |
Урок 14. С.С. Васильев “Мөҕүрүүр Бөҕө” Урок 15. Мөҕүрүүр Бөҕө уобараһа Урок 16. С.С. Васильев “Айыы Дьураҕастай” Урок 17. Олоҥхоҕо айыы уонна хара охсуһуута. |
1 1 1 1 |
Проанализировав рабочие программы по предметам «Родная литература», «Ураанхай саха огото», «КНРСЯ», мы узнали, что на изучение темы «Олонхо» отводится: В 1 классе – 1 ч., во 2 классе – 14 ч., в 3 классе – 15 ч., в 4 классе – 4 ч., в 5 классе – 4 ч.
Дети знакомятся с миром олонхо по следующим авторам:
2 класс: С. Васильев "Кун Эрили",
3 класс: Күннүк Уурастыырап «Нуођалдьын Кугас аттаах Тойон Дьађарыма бухатыыр»,
4 класс: П.А.Ойунский «Дьулуруйар Ньургун Боотур».
5 класс: С.С. Васильев “Мөҕүрүүр Бөҕө”
Кроме этого во многих школах преподается эта тема через внеурочную деятельность. В нашей школе с 2015 года работает кружок «Кулуhун», руководитель – Лугинова З.П. Мы занимаемся в этой фольклорной группе со 2 класса.
Мы ставили фольклорные произведения разных авторов: такие как олонхо Маши Павловой «Эриэн Тигээйи бухатыыр уонна Чуораанчык Куо», олонхо Сергея Степановича Васильева -Борогонского "Айыы Дьураҕастай бухатыыр", Николая Васильевича Москвитина «Хаан Дьаргыстай» и другие. Наша фольклорная группа становилась дипломантами и лауреатами многих улусных, республиканских конкурсов, смотров, среди которых можно назвать республиканские конкурсы смотры «Олоҥхо дойдутун оҕото» в г. Вилюйск, г. Алдан, с. Намцы.
Во время нашей подготовки в фольклорном кружке нас посещала мысль, что некоторые олонхо очень трудные как для изучения наизусть, так и для понимания смысла. Поэтому мы предлагаем следующие произведения для формирования мира олонхо по внеучебной деятельности:
Поэтапное открытие «Мира олонхо» для учащихся с 1-5 классы
во внеурочной деятельности
Этапы |
Класс |
Автор |
Произведения |
1 |
1-2 |
М.Д.Павлова |
«Эриэн Тигээйи бухатыыр уонна Чуораанчык Куо» |
2 |
3 -4 |
С.И.Черноградский |
«Ойор-тэбэр аттаах Оҕо Бочоох бухатыыр» |
3 |
5 |
С.И.Черноградский |
«Хопто Буурай аттаах Хапталдьын Баатыр” |
С. С. Васильев -Борогонский |
"Айыы Дьураҕастай бухатыыр" |
||
С. С. Васильев -Борогонский |
Эрчимэн Бэргэн |
Таким образом, формирование у школьников поэтапного представления о мире олонхо будет эффективнее, если произведения, рекомендуемые для чтения доступны, понятны учащимся. Нами предложено примерное планирование внеурочной деятельности по изучению олонхо.
Глава II. Мир олонхо через настольные игры.
Основываясь на вышесказанном по 1 главе мы считаем, что настольные игры могут стать полезным и занимательным средством для приобщения детей к миру олонхо, для развития памяти и воображения. Исходя из этого мы создали свои авторские настольные игры.
2.1. Создание и апробация книжки-раскраски для 1-2 классов по олонхо М.Д.Павловой «Эриэн Тигээйи бухатыыр уонна
Чуораанчык Куо»
Цель создания книжки - раскраски: содействие формированию представления «Мира олонхо».
М етодические задачи:
формирование у учащихся определенных знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе работы по созданию рисунков по мотивам олонхо;
Умение самостоятельно определять коллористическое и композиционное решение книжки;
Самодельная книжка – раскраска –это развивающее пособие, которое способствует развитию фантазии ребенка. Дает представление об мире олонхо.
Книжка раскраска – это самый популярный вид детской книжки, состоящей из листов сброшюрованных между собой, на которые нанесены тексты или рисунки напечатанные или нарисованные.
Наша книжка – раскраска состоит из 7 страниц, где изображены главные герои олонхо. Рисунки выполнены в программе ibis paint.
Апробация №1 Книжка-раскраска для начальных классов по олонхо М.Д.Павловой «Эриэн Тигээйи бухатыыр уонна Чуораанчык Куо»
Участники: ученики 1, 2 кл.
Количество: 27
Дата проведения эксперимента: 02.11.20 – 17.11.20
Для подтверждения гипотезы и выполнения поставленных задач была проведена экспериментальная работа.
Цель исследования: убедиться в эффективности влияния на школьников настольной игры в формировании представления «Мира олонхо».
Метод: беседа
02.11.2020. Через классных руководителей мы дали учащимся 1 и 2 классов домашнее задание: раскрасить книжки по олонхо М.Д.Павловой «Эриэн Тигээйи бухатыыр уонна Чуораанчык Куо». Это задание ученики выполняли в течение двух недель.
16, 17.11.2020. Провели беседы с учениками по содержанию книжки – раскраски. Цель: выявить о получении представления учениками «Мира олонхо» через книжку-раскраску.
По итогам беседы выявлено:
По заданию «Назовите героев Среднего мира, дайте характеристику героям» справились с заданием – 26 учеников, не справился – 1 ученик.
По заданию «Назовите героев Нижнего мира, дайте характеристику героям» справились с заданием – 17 учеников, не справились – 8 учеников.
По заданию рассказать содержание олонхо «Эриэн Тигээйи бухатыыр уонна Чуораанчык Куо» справились с заданием – 26 учеников, не справился – 1 ученик.
Таблица 1. Беседа по итогам апробации
Класс (кол) |
Ответы (кол. уч) |
Назовите героев Среднего мира, Дайте характеристику героям. |
Назовите героев Нижнего мира, Дайте характеристику героям? |
Расскажите содержание олонхо «Эриэн Тигээйи бухатыыр уонна Чуораанчык Куо» |
2 (12) |
Справились |
11 |
8 |
11 |
Не справились |
1 |
4 |
1 |
|
1 (15) |
Справились |
15 |
11 |
15 |
Не справились |
0 |
4 |
0 |
|
Итого |
Справились |
26 |
17 |
26 |
Не справились |
1 |
8 |
1 |
Результаты ответов учеников 1-2классов
Вывод: Созданная нами книжка-раскраска по олонхо М.Дмитриевой «Эриэн Тигээйи бухатыыр уонна Чуораанчык Куо» помогает ученикам лучше представить героев олонхо, понять содержание олонхо и, следует отметить, книжки, раскрашенные учениками получились разнообразными по колористике и комбинации цветов. Это подтверждает нашу гипотезу, что книжка-раскраска помогает не только получить представление о мире олонхо, но и развивает фантазию ребенка.
2.2.Настольная игра «Сонор» по олонхо
С.И.Черноградского«Хопто Буурай аттаах Хапталдьын Баатыр»
Интеллектуальная динамическая игра преследования «Сонор», впервые предложенная известным якутским математиком, доктором физико-математических наук, профессором ЯГУ Г.В. Томским, интересна тем, что открывает новые пути к использованию творческого подхода в воспитательном процессе, каждому дает возможность работать творчески.
Цель создания игры «Сонор»: развитие у детей интеллекта, внимания, памяти, логики, мышления, систематизация жизненного опыта, активизация творческой деятельности через игру, стилизованную по мотивам Олонхо.
Правила игры.
В игре участвуют два противника: один играет белыми фигурами, изображающими убегающих (герои олонхо), а второй - черной фигурой, изображающей преследователя (герои Нижнего мира). Все фигуры должны иметь круглое основание; причем диаметр основания у фигуры преследователя должен в 1,5-2 раза превышать диаметр основания у фигур убегающих.
Партия проходит на прямоугольной доске (42*30 см). На расстоянии 2,11,20 и 40 см от одной из сторон доски расположены прямые: III, II, I и 0. В начале партии черная фишка (преследователь) находится в середине отрезка III, а пять белых фишек (убегающие)расположены на отрезке 0 на расстоянии 6 см от центра соседней фишки; причем одна из белых фишек находится на середине отрезка 0. Белые при достижении убегающими каждой прямой из прямых III - I получают по одному баллу. Таким образом, белые могли бы получить в сумме 15 баллов, если бы им не мешал преследователь, который стремится их поймать.
Ход фигуры
Шагом фигуры называется перемещение на расстояние, равное ее диаметру. Шаг осуществляется следующим образом:
Слегка прижать фишку одной рукой к игровой доске так, чтобы она случайно, не сдвинулась с места;
Поставить другой рукой плотно к ней запасную фишку;
Убрать фишку, оставив на игровом поле запасную.
Для ускорения игры в начале партии фигуры делают ход в два шага. Для удобства совершения первого хода на игровой доске рисуют соответствующие полуокружности, в пределах которых совершается этот ход. В дальнейшем игроки делают ходы по одному шагу.
Противники делают ходы своими фигурами поочередно; причем первые ходят белые. При наступлении очереди белых для совершения хода игрок имеет право перемещать все свои фигуры или часть оставить на месте.
Взятие белой фигуры
Любая белая фигура, которая мешает шагать черной фигуре или соприкасается с ней после осуществления шага, считается пойманной и снимается с доски.
Определение победителей.
В нашей настольной игре фигуры сделаны из фаланги пальцев коровы, так как этот материал является исторически традиционным для якутского народа. Они изображаются в виде героев олонхо.
Апробация №2 Настольная игра «Сонор» по олонхо
С.И.Черноградского«Хопто Буурай аттаах Хапталдьын Баатыр»
Участники: ученики 3, 4 классов
Количество: 10
Дата проведения эксперимента: 02.11.20 – 17.11.20
Для подтверждения гипотезы и выполнения поставленных задач была проведена экспериментальная работа.
Цель исследования: убедиться в эффективности влияния на школьников настольной игры «Сонор» в формировании представления «Мира олонхо».
Метод: беседа
02.11.2020. В школе организовали соревнование по игре «Сонор» . С каждого класса играли по 5 учеников. Победила команда 4 класса.
16, 17.11.2020. Провели беседы с учениками по содержанию игры «Сонор».
По итогам беседы выявлено:
По заданию «Назовите героев Среднего и Верхнего мира» справились все респонденты.
По заданию «Назовите героев Нижнего мира» справились все 10 респондентов.
По заданию «Что изображено на поле игры и почему именно эта картинка?» справились все 10 респондентов.
Таблица 1. Беседа по итогам апробации №2
Класс (кол) |
Ответы (кол. уч) |
Назовите героев Среднего и Верхнего мира |
Назовите героев Нижнего мира |
Что изображено на поле игры и почему именно эта картинка? |
3 (5) |
Справились |
5 |
5 |
5 |
Не справились |
0 |
0 |
0 |
|
4 (5) |
Справились |
5 |
5 |
5 |
Не справились |
0 |
0 |
0 |
|
Итого |
Справились |
10 |
10 |
10 |
Не справились |
0 |
0 |
0 |
И по вопросу “Что узнали, что запомнилось вам больше всего?” прозвучали разные ответы, которые мы распределили по следующим направлениям:
Что узнали, что запомнилось вам больше всего?
№ |
Ответы учеников |
|
1 |
Быт наших предков |
Увидели национальную одежду. Герои сильные, красивые. Оказывается в старину играли фигурами, сделанными из фаланги пальцев коровы. |
2 |
Верование |
Понятие миров: «Верхний средний, нижний Аал луук мас находится в среднем мире.» |
3 |
Нравственные вопросы |
Добро должно победить Зло |
4 |
Мотивация к изучению героического эпоса олонхо |
Хочется узнать об этом олонхо. |
5 |
Тактическая игра |
Найти пути решения хода, чтобы победить богатырей Нижнего мира |
Реультаты ответов 3-4 классов
Вывод: Созданная нами настольная игра «Сонор» по олонхо С.И.Черноградского «Хопто Буурай аттаах Хапталдьын Баатыр»:
углубляет знания учащихся о родном крае и прошлом якутского народа.
Дает представление о мире олонхо: игровой поле с картиной Аал луук мас, о героях олонхо, знакомит с бытом наших предков, верованием.
Поднимает мотивацию к изучению олонхо, к нравственным вопросам.
Развивает у детей интеллект, внимание, память, логику, мышление.
Активизируется творческая деятельность детей.
2.3.Настольная игра «Хопто Буурай аттаах Хапталдьын Баатыр »
по олонхо С.И.Черноградского
“Хопто Буурай аттаах Хапталдьын Баатыр”
Идея игры очень простая. Состоит из игрового поля, игровой косточки и фишек. В игре могут участвовать любое количество игроков, только у них должны быть фишки.
Правила тоже простые: участники игры бросают по очереди косточку и делают шаги на выпавшее количество точек.
Игровое поле оформлено в виде миров олонхо: Верхний мир, Средний мир, Нижний мир.
Все поле оформлено сюжетными картинками из олонхо.
Игра начинается с рождения Богатыря в Среднем мире. Он начинает героический путь со своего аласа, со своей родной юрты. Дорога по Среднему миру радостная и интересная, по ней Богатырь идет легко. Но на его пути могут встретиться разные приключения. Самая сложная часть игры - прохождение Нижнего мира: тут возвратные ходы, долгие дополнительные круги, пропуски ходов. Если Богатырь не сдается, то обязательно дойдет до конца игры. Если он совершает героические поступки, хорошие дела, то у него появляется возможность сократить свой путь. Например ход 22 - Богатырь спасает Красавицу - ему награда - сокращение пути. Если путь по Нижнему миру труден и опасен, то в Среднем мире он влюбляется в красавицу и женится на ней. Он охотник и рыбак, воин и защитник своей Земли.
Завершающая часть игры - это путь Богатыря по Верхнему миру. Если он в пути совершил грехи и недостойные дела, то обеспечен обратный ход, а если он людям помогал, достойно жил, совершал честные поступки, то ему награда - скачок. В конце богатырь благодарит Священный огонь, говорит Алгыс своим детям и возвращается к своим предкам. Тут конец игры.
Игры с классическим ходом, дети по очереди бросают кубики и передвигают по полю олонхо своих богатырей. Таким образом, дети знакомятся или закрепляют знание сюжета олонхо.
Цель игры: Повторить путь богатыря Хапталдьын Баатыр; соблюдать правило игры, узнать какие препятствия ждут богатыря и как он их преодолевает.
Оборудование к игре: Поле с сюжетом олонхо, кубик, фишки.
Апробация №3 Настольная игра «Хопто Буурай аттаах Хапталдьын Баатыр» по олонхо С.И.Черноградского “Хопто Буурай аттаах Хапталдьын Баатыр”
Участники: ученики 5 кл.
Количество: 16
Дата проведения эксперимента: 18.11.20 – 19.11.20
Для подтверждения гипотезы и выполнения поставленных задач была проведена экспериментальная работа.
Цель исследования: убедиться в эффективности влияния на школьников настольной игры в формировании представления «Мира олонхо».
Метод: анкетирование, беседа
18.11.2020. Апробацию провели в форме состязания среди учащихся 5 классов в количестве 16 человек.
19.11.2020. Провели анкетирование, беседу с учениками по содержанию настольной игры. Цель: выявить о получении представления учениками «Мира олонхо» через игру.
По итогам беседы выявлено:
По вопросу «Назовите автора олонхо» назвали – 14, не смогли назвать – 2 ученика .
По вопросу «Назовите героев Среднего мира» назвали всех героев – 13 учеников, назвали половину имен героев – 2 ученика, назвали только одного героя – 1 ученик.
По вопросу «Назовите героев Верхнего мира» назвали всех героев – 12 учеников, назвали половину героев олонхо – 3 ученика, одного героя назвал – 1 ученик.
По вопросу «Назовите героев Нижнего мира» назвали всех героев – 12 учеников, назвали половину героев олонхо – 4 ученика.
По заданию рассказать содержание олонхо «Хопто Буурай аттаах Хапталдьын Баатыр» наиболее полно рассказали – 15 учеников, не справился – 1 ученик.
Таблица
100% |
50% |
10% |
Не назвали |
|
1.Назвали автора |
14 |
0 |
0 |
2 |
2.Назвали героев Серднего мира |
13 |
2 |
1 |
0 |
3.Назвали героев Верхнего мира |
12 |
3 |
1 |
0 |
4.Назвали героев Нижнего мира |
12 |
4 |
0 |
0 |
5.Рассказали содержание олонхо |
15 |
1 |
0 |
0 |
Вывод: Созданная нами настольная игра «Сонор» по олонхо С.И.Черноградского «Хопто Буурай аттаах Хапталдьын Баатыр»:
углубляет знания учащихся о родном крае и прошлом якутского народа.
Дает представление о мире олонхо: игровое поле с картиной Аал луук мас, о героях олонхо, знакомит с бытом наших предков, верованием.
Поднимает мотивацию к изучению олонхо, к нравственным вопросам.
Развивает у детей интеллект, внимание, память, логику, мышление.
Активизируется творческая деятельность детей.
Таким образом, разработанные нами настольные игры смогут стать эффективной формой для поэтапного открытия «Мира олонхо» для учащихся с 1-5 классы.
Заключение
В век новых технологий и интересных компьютерных новшеств, мы часто становимся их заложниками. Часто свое свободное время мы тратим, общаясь в социальных сетях, уныло щелкая каналы телевизора. Постепенно живое общение заменяется электронным. Даже подарки мы все чаще получаем виртуальные. Но ничто не заменит человеческое общение. И этому способствуют настольные игры. Настольные игры – это лучший выбор для развлечения и обучения детей в ограниченном пространстве, в том числе и в школе при внеурочной деятельности по изучении олонхо.
Настольные игры развивают не только ум, но и характер: прививают усидчивость, приучают малышей соблюдать очередность ходов, играть по общим правилам, радоваться не только своей победе, но и победе друзей, воспринимать поражение в игре как этап, а не как жизненную трагедию.
В данном проекте мы попытались найти и показать наиболее эффективный путь формирования у детей поэтапного представления мира олонхо через настольные игры, приоткрыть занавес необъятного мира настольных игр - мира всевозможных приключений.
Основные выводы по исследовательской работе:
Собран и изучен материал по теме.
Проанализированы рабочие программы по предметам «Родная литература», «Ураанхай саха огото», «КНРСЯ». Мы узнали, что на изучение темы «Олонхо» отводится: в 1 классе – 1 ч., во 2 классе – 14 ч., в 3 классе – 15 ч., в 4 классе – 4 ч., в 5 классе – 4 ч. Дети знакомятся с миром олонхо по следующим авторам: С. Васильев "Кун Эрили", Күннүк Уурастыырап «Нуођалдьын Кугас аттаах Тойон Дьађарыма бухатыыр», П.А.Ойунский «Дьулуруйар Ньургун Боотур». С.С. Васильев “Мөҕүрүүр Бөҕө”. Таким образом, в школе уделяется достаточно времени на изучение темы «Олонхо».
Исходя из изученного, нами определены возможные этапы изучения олонхо с 1 по 5 классы во внеурочной деятельности, подобраны олонхо.
Нами разработаны следующие авторские настольные игры по олонхо:
книжка-раскраска по олонхо М.Д.Павловой «Эриэн Тигээйи бухатыыр уонна Чуораанчык Куо»,
настольная игра «Сонор» по олонхо С.И.Черноградского “Хопто Буурай аттаах Хапталдьын Баатыр”
настольная игра «Хопто Буурай аттаах Хапталдьын Баатыр» по олонхо С.И.Черноградского “Хопто Буурай аттаах Хапталдьын Баатыр”.
Проведена апробация настольных игр с 1 по 5 классы в «Легойская СОШ (с УИОП)» Усть – Алданского улуса Республики Саха (Якутия).
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтверждена: изучение героического эпоса (олонхо) будет наиболее эффективным, если отрывки, рекомендуемые для чтения доступны учащимся, если при формировании представления мира олонхо используются настольные игры. В ходе исследовательской работы нами создана методическая модель поэтапного формирования представления мира олонхо через настольные игры.
Использованная литература
Баишева, М.И., Григорьева А.А. Этнопедагогические воззрения народа Саха на материале олонхо. – Новосибирск: Наука, 2008. – 168 с.
Григорьева А.А., Сметанина В.И. Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада. – М.: Академия, 2003. - 106 с.
Григорьева А.А., Николаева А. В., Ефимова Д.Г., Аммосова В. В., Иванова А.В. Чомчуук саас: ФГНУ “Научно-исследовательский институт национальных школ Республики Саха (Якутия )”№3 (23)2011.
Ефимова Л.С., Трофимова М.В. Олонхо в воспитании и развитии личности: сборник научных трудов.– Якутск: компания «Дани Алмас», 2007. – 144 с.
Кларина, Л.М. Детская проектная деятельность / Л.М. Кларина// Игра и дети. – 2006. - №4. – С. 2 -3
Слепцова М. Б., Неустроев Н. Д. Воспитание младших школьников на основе идеалов Олонхо // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 32. – С. 33–37. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771011.htm.
Степанова О.Н., Филиппова. П.И. Формирование этнокультурной компетентности дошкольников в поликультурной образовательной среде дошкольного учреждения / Степанова О. Н., Филиппова П.И. ; Ин – т повышения квалификации работников образования имени С.Н. Донского – 2. – Якутск: изд – во ИПКРО имени С. Н. Донского – 2, 2006. – 68 с
Черноградский С.И. Ойор-тэбэр аттаах Оҕо Бочоох бухатыыр. –Якутск, 2015 с.
Черноградский С.И. Хопто Буурай аттаах Хапталдьын Баатыр.- Якутск, 2015 с.
Ушинский К.Д.Моя система воспитания. О нравственности (сборник).https://iknigi.net/avtor-konstantin-ushinskiy/155410-moya-sistema-vospitaniya-o-nravstvennosti-sbornik-konstantin-ushinskiy/read/page-8.html
Интернет – ресурсы
https://www.culture.ru/institutes/7151/olonkhoКультура РФ
http://nu.s-vfu.ru/expert_opinion/zachem-uchit-olonho-v-shkolah/ Зачем учить олонхо в школах? В. Иванов
https://iknigi.net/avtor-konstantin-ushinskiy/155410-moya-sistema-vospitaniya-o-nravstvennosti-sbornik-konstantin-ushinskiy/read/page-8.html "Моя система воспитания. О нравственности (сборник)"К.Д.Ушинский
https://infourok.ru/rol-nastolnih-igr-v-doshkolniy-period-2282847.html Настольные игры.
https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/01/09/znachenie-nastolnyh-igr-dlya-razvitiya-rebenkaЗначение настольных игр в воспитании детей.
1https://www.culture.ru/institutes/7151/olonkho