I.Введение
1.1. Кронштадт и его роль в истории нашей страны
Кронштадт всегда играл особую роль в истории нашей страны. Свою миссию морской крепости на западных границах России Кронштадт выполнил с честью. Об этом свидетельствуют более трёхсот исторических памятников, дошедшие до наших дней. Именно в этом городе Пётр Великий воплотил свои масштабные и безумные идеи. С 1712 года началась активная торговля с ведущими странами Европы. Кронштадт находился на передовой, принимая новые веяния времени, революционные и научные идеи. Именно здесь в 1880 году появились тайные общества народовольцев, а в начале 1900-х годов - революционные кружки, нелегальная литература, ячейки партии РСДРП большевиков. В Кронштадте на бывшей Розовой улице (ныне Большевистской), была тайная типография, где печатали газету «Искра». Так распространялись идеи свержения самодержавия революционным путём.
1.2. Кронштадт - город первых в мире открытий и изобретений.
От нач. XVIII в. более 300 известных миру научных и технических нововведений сделано на о. Котлин: первый в России сухой док, первая операция на сердце и переливание крови, впервые применено хлорирование воды и рентгеновский аппарат, изготовлена противочумная сыворотка и первые испытания подводных лодок. Кронштадт - родина радио.
Вокруг о. Котлин возведены фортификационные сооружения, сделавшие Россию неприступной.1Тени гениальных сооружений на о. Котлин меня заинтересовали больше всего. Любуясь своим историческим легендарным городом, у меня родилась идея изучить историческое наследие, узнать каким было и каким стало. Что же я увидел? Именно про это мой проект «Неизведанный Кронштадт».
_________________________________________________________________
Е-журнал Тур Пресс Клуб №09, май 2020.Сайт http://tourpressclub.ru/magazine
1.3 Цели и задачи исследования
Цели:
- выявить памятники, которые на острове Котлин считаются «неизведанными»;
- обосновать возможность восстановления и практического их использования;
- создать видеоролик: «Неизведанный Кронштадт» и показать на уроках, для углубления знаний по истории родного края.
Задачи:
- подготовить план поэтапной работы над презентацией и видеороликом;
- презентовать видео, провести беседу: «Почему важно сохранять памятники?»
- познакомить с проектом сохранения памятников администрацию города.
1.4 Методы исследования
Продуктом моего проекта является созданный мною видеоролик, где главная идея – воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры нашей страны, города, посёлка, родного края.
Показ видеоролика необходимо сопровождать беседой о родном городе, о его роли в истории страны. В младших классах использую презентацию при рассказе о памятниках Кронштадта и о том, как надо их беречь.
В работе применил следующие методы исследования:
а) сравнительно- исторические; б) хронологические;
в) самостоятельный поиск; г) демонстрационный с показом видеоролика.
1.5. Актуальность данной темы
Тема моей работы актуальна, потому что затрагивает самый важный вопрос: связи прошлого и настоящего, сохранение памяти поколений и бережное отношение к культурному наследию наших предков. Как сказал великий русский учёный, историк М. Ломоносов:«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».
1.6. Практическая значимость:
а) благодаря приобретённым знаниям расширился мой кругозор; б) я почувствовал гордость за свой родной город; в) появилась потребность в самореализации и позитивная моральная самооценка.
II. Основная часть
2.1 Памятники Кронштадта. Факты. События. Люди.
На острове Котлин и в акватории Финского залива более 300 памятников, дошедших до наших дней. За более 300 лет своего существования они видоизменились. Причиной тому время, деятельность человека, природные катаклизмы и многочисленные войны. Одни памятники полностью уничтожены, другие –разрушаются, но есть такие, что продолжают верно служить людям.
2.2. Здание Машинной школы Балтийского флота - первый объект моего наблюдения.
Первый мой вопрос: «А что такое машинная школа?» Из газеты «Кронштадтский вестник» я выяснил, что это одно из учебных заведений Морского ведомства, которое готовило специалистов для парового флота. 2
После Крымской войны (1853-1856 гг.) пришлось распрощаться с «медленными войнами» и парусным флотом. Кронштадт оживился, началось интенсивное строительство города. Новому флоту потребовались новые специалисты. В 1868 году в Кронштадте начинается обучение кочегарному и трюмному делу. 28 апреля 1868 года открылась Школа кочегаров. А в 1885 появляется новое учебное заведение Машинная школа Балтфлотом. Каждый выпускник получит звание «унтер-офицер машинного и кочегарного дела парового флота».3 В 1905 на ул. Петровской был выстроен целый комплекс зданий - с учебными классами, с машинными залами, с мастерскими. Одно из помещений - одноэтажный корпус с громадным полукруглым окном в виде сердца, как главного двигателя в условиях развития пароходостроения. Помещение этого огромного зала представляло собою в подлинном виде - кочегарку большого военного корабля с действующей моделью котла. Молодые новобранцы, получив теоретическую подготовку, отлично владели своей профессией.
Газета «Кронштадтский вестник» редакция газеты «Кронштадтский Вестник»
Газета «Кронштадтский вестник»: https://kronvestnik.ru/city/21361
В 1905-1917 годах волнения матросов охватили Кронштадт. В машинной школе имели место революционные настроения, а осенью 1905 появились листовки. 17 октября 1905 года в Кронштадте начались митинги и демонстрации. Кронштадтское восстание было жестоко подавлено, революционные организаторы ушли в подполье. Несмотря на военное положение., объявленное до 1911 года, в городе появлялись агитаторы. На кораблях, в казармах, в учебных заведениях росли антивоенные настроения.
Революционеры, агитаторы, подпольщики! Кто они? Я попытался на примере трагической судьбы одного из бывших военнослужащих Панюшкина Василия Лукича разобраться, как они попадали в крепость, которая находилась на военном положении, под особым контролем самого царя.
Вот, что я узнал.
Василий Панюшкин родился в 1888 году. В возрасте 20 лет он приехал в Санкт-Петербург, устроился на работу слесарем-инструментальщиком на завод «Айваз». Там познакомился с М. Калининым и другими видными большевиками, и в 1907 г. вступил в партию большевиков. В 1909 г. Панюшкин был призван на службу в царский флот, направлен в Балтийский морской экипаж. Учился в Машинной школе, где все выпускники получали звание «унтер-офицер машинного и кочегарного дела парового флота». Направлен служить на судно «Океан». Вот, оказывается, как он попал в Кронштадт! А дальше, всё просто. Активно занимался революционной работой на корабле, находясь в непрерывной связи с Петербургским комитетом партии большевиков. В 1914 году Панюшкин арестован и приговорён к смертной казни. Два года Панюшкин провёл в одиночной камере, находившейся в глубоком подземелье порохового погреба (пороховой форт Кронштадта). «Пороховушка» стала местом заключения более 20 моряков на долгую мучительную смерть в холодных казематах. Панюшкин ежедневно отмечал на стене каждый день своего пребывания. Прошло время. Истощённый и ослабевший человек решил посчитать дни своего пребывания в тюрьме. Оказалось, что он отбывает наказание около двух лет. От ужаса он потерял сознание. А дальше всё произошло, как в известном романе А. Дюма «Граф Монте - Кристо». Охранник вывез заключённого, который не подавал признаков жизни, в госпитальный морг. Молодой врач принял «труп», но вдруг услышал стон. Панюшкин пришёл в себя. Врач пожалел моряка и под чужим именем поместил в палату госпиталя. После лечения ему удалось бежать. Это было незадолго до Февральской революции, в дни, когда Панюшкин стал одним из руководителей восстания моряков в Кронштадте., Василий Лукич был избран в Кронштадтский совет рабочих и солдатских депутатов. 4.
За отличия в боях с белогвардейцами в 1918 году Василий Лукич был награждён орденом Красного Знамени. Но ордена он так и не получил. И снова арестован, через год его оправдали. Через 2 месяца посадили на 10 лет. Василий Панюшкин пробыл в лагерях и тюрьмах 23 года! За что его так наказывали? Трагическая судьба Панюшкина меня потрясла. Вывод: революции несут разруху и хаос.
А теперь вернёмся к судьбе Машинной школы. Пройдём к этому зданию. Оно стоит на том же месте. Всё так же плотно друг к другу примыкают здания из красного кирпича, постройки XIX века. Это жилые и учебные корпуса Машинной школы. Над крышей здания долгие годы возвышалась огромная паровая труба. Её больше нет! А теперь давайте посмотрим здание изнутри. Историческая достопримечательность выглядит сегодня так(фото №2), забыто, заброшено. Очень жаль, гибнет, разрушается гордость Балтийского флота. А как всё начиналось?!
Мы пытались связаться с людьми, работавшими или обучающимися в данной школе. Однажды, изучая внешний двор объекта, мы заметили пожилого пенсионера. Он окликнул нас, объяснил, что здесь опасно. Мужчина подошёл, и мы впервые услышали краткую истории об одном из лучших учебных заведений Кронштадта. Действительно, школа готовила специалистов, работавших в кочегарных отделениях кораблей, обучала водолазов, кочегаров, машинистов. До наших дней неплохо сохранилось само здание, внутри брошенного здания целый арсенал инструментов для кочегаров, машинистов и водолазов. Частично сохранилась и сама паровая машина в натуральную величину.
У меня всё время в голове крутится вопрос: «почему такое большое по своим масштабам заведение пришло в негодность? Почему не используется само здание школы, ведь оно могло бы ещё послужить Отечеству?»
Школа продолжала готовить специалистов и в советские годы. Это были отличные кадры. Великая Отечественная война богата примерами замечательной службы моряков, обученных в этой школы. После войны Машинная школа превратилась в Морской техникум.
В 1958-1959 гг. киностудия «Ленфильм» снимет фильм о героическом мичмане Панине (прообраз Панюшкина). Я посмотрел этот фильм и понял, что режиссёру удалось показать колорит морского города, старые улицы, мосты и гавани. Но самое главное в фильме показаны отношения офицеров и низших чинов. Какая пропасть между ними. Какие унижения! Теперь понятно, что главная причина недовольства моряков, их рабская зависимость, скверное питание, жестокие наказания и унижения.
Военный губернатор Кронштадта, адмирал Р.Н. Вирен писал в письме 15.09.1916:
«достаточно одного толчка из Петрограда и Кронштадт с судами выступит против меня, офицеров, правительства. Крепость-пороховой погреб» 5.
Трагический 1917 год! Сколько судеб будет поломано! Сколько замечательных специалистов, обученных в морских заведениях Кронштадта, погибнут в этой буре революционных событий. Адмирала Р. Вирена, военного командира Кронштадта, матросы убьют на Якорной площади и сбросят в овраг. Панюшкина сгноят в тюрьмах и лагерях. А здания, памятники тех событий, разрушенные и заброшенные, стоят на улицах города и ждут своей участи. Одно из них- Машинная школа, которая, верно служила Балтийскому флоту 6.
4. Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki
5.. Революционное движение в армии в годы 1905-1917гг. Сб. ст., М., 1955; Кораблёв Ю. И., Революционные восстания на Балтике в 1917 год гг., Л., 1956.
6.Из домашнего архива Шлендовой М.А. съёмки фильма «Мичман Панин».
2.3 Инструментально-механический цех Морского завода
В начале XVIII века в районе Манежного переулка и бывшей Великокняжеской улицы кипела работа. Возводились дома для Петра1 и его ближайших советников. За 3 года построили более сотни домов, подготовили гавани для стоянки кораблей, сухой док. А в 19 веке рядом с Гарнизонным Манежем появились мастерские по ремонту кораблей. Отсюда начинался судоремонтный завод с его профильными цехами. Официально открыт в 1858 году. Мы отыскали ветерана, работавшего на Морском Заводе в цехе №6. Алексеев. Н. рассказал: «Это бывший участок цеха ремонта и юстировки оптики КМОЛЗ. Отсюда и высота, и круговая перспектива, и шахта, в которой располагались выдвижные устройства, перископы, грузоподъёмные краны. Мощный был завод, его цеха №1,2,4,6,17 полностью обеспечивали, стоявшие в доках крупные и малые, торговые и военные корабли, всем необходимым для длительных морских походов». Инструментально - механический цех Морского завода на улице Коммунистической, именно про этот объект я нигде не нашёл никакой информации, так как цех был доступен только рабочим данного завода. Почему меня привлёк этот объект, казалось бы, промышленное предприятие не должно нести никакой глобальной истории, а всё потому, что с улицы, ещё в годы моего раннего детства было видно необыкновенное сооружение, подобных, которому в моём городе нет (фото №8). Каждый раз, проходя возле ворот цеха, я спрашивал родителей: «Что это за странная башня? Для чего она?». Но даже мои родители, прожившие в Кронштадте большую часть своей жизни, не могли дать точного ответа!
Всё же мы решили самостоятельно изучить и понять предназначение данного сооружения и в целом всего цеха. Мы задавались вопросом: почему такой огромный по своим масштабам цех заброшен? Ведь Морской завод работает. По различным слухам от людей, я неоднократно слышал, что это самая охраняемая заброшенная территория. Нам удалось попасть в цех №6. Что же мы увидели? (фото №6) Для начала ответим на вопрос - что такое инструментально механический цех? В инструментальном цехе чаще всего занимаются серийным и индивидуальным производством инструментов. Что касается выполнения большинства операций, то они проводятся вручную слесарем-инструментальщиком. Для того, чтобы усовершенствовать работу данных цехов, необходимо увеличить их производительность. Достичь данной цели можно, если в полном объеме использовать машины и оборудование. Однако, важно помнить, что работа в инструментальном цехе постоянно усложняется, так как приходится решать ряд дополнительных задач. К примеру, полное обеспечение текущего производства всем необходимым инструментом, производство новых приспособлений для освоения новых изделий. Чаще всего проблема была в том, что мощность инструментального цеха не была рассчитана на решение данной задачи. Вот уже несколько лет здания цеха №6 заброшены, хотя завод продолжает работать.
Итак, мы выяснили полное предназначение этого объекта. Но остаётся вопрос! Почему предприятие Морской завода, уже несколько лет находится в удручающем состоянии? Почему, имея огромные площади, новейшее оборудование, уникальные сухие доки завод не использует свои мощности? Я встретился со старым рабочим, который проработал на заводе в головном цехе №1 более 40 лет. Отличный специалист по ремонту корпусов рассказал о своей работе с большой гордостью, называя членов своей бригады:
«Эти ребята пришли в мою бригаду после ПТУ, в 1961 году. Заказов было много. К нам на ремонт приходили военные и торговые, наши отечественные и заграничные суда. Делали работу добросовестно. Нам доверяли знаменитые корабли: крейсер «Аврору», парусники «Крузенштерн» и «Седов», ледокол «Красин» и ледокол «Ленин»
Александр Дмитриевич Шлендов - ветеран труда, блокадник, за отличную работу отмечен нагрудным знаком. Его портрет трижды помещали на доску Почёта завода. А ушёл на пенсию и забыли про ветерана. Так может в этом и заключается проблема градообразующего предприятия. Ведь рабочие завода – это очень востребованные в те годы люди, продолжали традиции судоремонта, заложенные ещё Петром Первым. Специалистов-судоремонтников Кронштадтского Морского завода приглашали в разные города России, в страны ближнего и дальнего зарубежья для оказания помощи коллегам по судостроению и ремонту кораблей. А, что сейчас? Давайте посмотрим на Морской завод несколько, с другой стороны. Проход на него, разумеется, строго запрещен!!! Однако, это обстоятельство не мешает проникнуть на его территорию со стороны Финского залива. Наша операция по проходу на градообразующее предприятие со стороны залива завершилась успешно.
Какой вывод мы можем сделать по этому объекту? Неудивительно, что такие подразделения завода как: инструментально-механический цех, сухие доки завода, цех по ремонту корпусов, да и сама территория КМОЛЗ находятся в плачевном состоянии. Морской завод – старейшее градообразующее предприятие, некогда гордость нашего Отечественного судостроения! Что происходит? Кто виноват? На эти вопросы мне никто так и не смог ответить! А ведь я встречался и с рабочими завода, и со старожилами города. Из многих проблем моего родного города эта по-настоящему глобальная проблема Кронштадта.
2.4 Канатный завод и Парусные мастерские
В Адмиралтействе в 1784-1786 гг. вдоль южного берега Обводного канала построили Канатный завод со Смольный и Пеньковым сараем. Двухэтажное здание, длиной 426 м, на берегу восточного участка Обводного канала строили известные в те времена архитекторы: Ветошников М. Н (1784-1786),Акутин Алексей Никитич (1819-1829). Канатный завод считался в то время одним из лучших не только в России, но и за границей. В 1830-183гг. со стороны канала были выстроены два здания для паровых машин. Канатный завод расширил свою территорию с севера вдоль берега Обводного канала. А с юга, площадью в 20 га, выходил к мастерским судоремонтного завода. Продукция завода пользовалась большим спросом. Более двух столетий из России доставлялись в Европу наравне с лесом, зерном, как ценный груз, ещё и парусину, пеньку, канаты. Парусные мастерские располагались возле докового бассейна. Это старейшее предприятие изготовляло ткать для парусного флота.В 1785-1786 гг. по проекту арх. М. Н. Ветошникова были построены три корпуса парусных мастерских на северной стороне бассейна.
Это три одинаковых здания (размеры: 85,34х17,07м) с гладкими неоштукатуренными стенами сохранились до наших дней. С 1802-1806 гг. гл. арх. Адмиралтейства был арх. Ч. Камерон. Возможно, по его проекту в 1806 г. построено здание 4-й парусной мастерской. Позже здание перестроено под Артиллерийские офицерские классы. Печально, но берег Обводного канала заброшен, имеются повреждения каменной кладки.
2.5. Завод по ремонту и хранению боеприпасов
Находился в северо-западной части острова Котлин. При освоении этой территории Петром Первым и его солдатами, здесь был густой лес, который царь использовал для строительства крепостной деревянно- земляной ограды. эта часть не была заселена. Занимаемая территория около 20 га земли.
Заброшенный завод по ремонту боеприпасов стал следующим объектом наших исследований. Почему же именно этот объект привлек наше внимание? Ответ есть! Просто посмотрите на территорию, занимаемую этим заводом! (фото №5) Мы не могли оставить это историческое место без внимания! Появляется вопрос! Почему мы называем этот объект историческим? Обычный завод по изготовлению боеприпасов, каких множество в нашей стране. Мы дадим ответ в ходе исследования.
Перед Первой Мировой войной (1914-1918 гг.) были построены кирпичные здания-хранилища для разного вида боеприпасов. До нашего времени сохранились цеха, где остались следы от станков, оборудования, используемого рабочими при изготовлении разного рода вооружения. При чём, это оружие в виде ядер 18 века и современных снарядов 20-21 вв. Закрытое предприятие было под кодовым названием «Четвёртый Завком». Работница завода Петухова П.О. рассказывала, что до войны она работала в одном из цехов. Занималась складирование ящиков с грузами и их перевозкой на Северные форты. Работали очень осторожно, ведь они были взрывоопасны. Я нашёл информацию об аварии в 2005 году газета «Кронштадтский вестник» от 2005 года: «На одном из арсеналов ВМФ в Кронштадте вчера произошел пожар, сопровождавшийся многочисленными взрывами. Пострадали шестеро работников арсенала. Представители гражданской администрации Кронштадта уже заявили, что ЧП стало результатом нарушения правил хранения и эксплуатации боеприпасов. Пожар начался около 11 утра с мощного взрыва в цехе разу комплектации артиллерийских боеприпасов 18-го арсенала ВМФ, от которого до ближайших кирпичных многоэтажек – всего 500-600 метров пустыря. Цех представляет собой одноэтажное отдельно стоящее здание размером 100х25 м, где происходила разборка устаревших и снятых с вооружения артиллерийских снарядов. Взрывателей в них уже нет. Как говорят спасатели, причиной ЧП, скорее всего, стало самовозгорание пороха в результате срабатывания стартового двигателя глубинной бомбы РГБ-60. (фото №3) После первого взрыва стали рваться пороховые заряды и торпедные двигатели, которые могли с детонировать от высокой температуры. Информацию о ЧП военные засекретили, а спасателям, работающим на месте происшествия, запретили по рациям сообщать параметры пожара».7
Данное предприятие — это старейший военный объект, который и во времена Петра Первого был закрытой зоной, и находился он на этом же месте. Только тогда, в 18 веке, здесь ещё не было города. Этот район поздней городской застройки, требует особо тщательного изучения документов. Пройти на территорию оказалось не самым трудным заданием. Всё оказалось брошенным и полуразрушенным. А ведь еще в Петровские времена здесь шли работы. Идём дальше. Тут становится труднее передвигаться, так как природа уже во всю властвует над этим объектом: густые деревья, болота, различные вьющиеся кустарники и болотные растения. По дороге видим небольшие здания. И вот выходим на более-менее расчищенную территорию. Можно предположить, что эта была центральная площадь или улица. Самым главным стали увиденные памятники. Нас невероятно потрясло, что эти стелы скрыты от глаз общественности! Они доказывают, что этот объект (сгоревшее здание, поврежденное от взрыва), исторический!!! Стела, на ней можно увидеть годы основания этого объекта:1718г. Это просто невероятно! Оказывается, ещё в петровские времена здесь работали и «что-то» производили. А второй памятник, судя по надписи, посвящён людям, которые работали на этом заводе в годы Великой Отечественной войны, сам завод помогал обороне Ленинграда! Всё это неопровержимые факты того, что данный объект героическая история десятков поколений кронштадтцев. Далее по нашему пути идёт развилка и все дороги, и тропинки ведут к различным цехам. Но самое потрясающее и гнетущее зрелище мы наблюдали в одном из брошенных объектов. Мы увидели погрузочно-разгрузочную технику: подъёмный кран, вагонетки, остатки дрезины и… отходящие от цеха остатки железной дороги, причем не узкоколейной, а настоящую с чугунными рельсами. Правда, остались только деревянные шпалы рельсов, которые, наверное, растащили на металлолом (фото №1). Вероятно, это та самая знаменитая железная дорога, которая ещё в 19 веке проходила по всему периметру острова. Железнодорожная связь с морскими фортами осуществлялась через узкоколейную сеть дорог, проходящих по дамбам, проложенным от острова к северным и южным фортам.
Что же можно сказать в заключение об этом объекте? Это абсолютно неправильно, что исторический объект, на котором рабочие во время Великой Отечественной войны трудились и снабжали армию и флот боеприпасами, находится в таком плачевном состоянии!
Про это должны знать все: как местные жители, так и приезжие гости города! Следовательно, на этой большой территории можно, совместно с Минобороны, сделать музейно- исторический парк.
______________________________________________________________________
7. Новостные сводки: https://lenta.ru/news/2005/05/17/fire1/
III. Этапы работы над созданием видеоролика
3.1 Исследование заброшенных объектов Кронштадта
3.2. Визуальное описание и фотосъёмка заброшенных объектов
3.3. Отбор фотоматериалов с кратким описанием для презентации
3.4. Создание видеоролика «Неизведанный Кронштадт».
IV. Выводы и обобщение
4.1 Вывод
В течение двух лет я занимался изучением достопримечательностей Кронштадта и выяснил, что оказывается до наших дней дошли памятники эпохи Петра Первого. Их оказалось 44 (гавани, пристани, адмиралтейство, обводный канал, доки, форты и т.д.). Особенно ценными являются памятники Великой Отечественной войны, их - 41, не считая военных захоронений. Я понял, что достопримечательности моего города уникальны! Но проблема в том, что одни хорошо сохранились, а другие находятся в плачевном состоянии. Появилась идея: почему не сохраняются, не восстанавливаются памятники моего города?
Я осознал, что гибнут не просто памятники – гибнет история! Вот почему мы занялся изучением достопримечательностей города.
Вывод: старейшим памятникам Кронштадта грозит опасность полного исчезновения. Задачей исследовательского проекта является привлечение внимания общественности к проблеме исторического наследия моего города. Реализовать наши идеи можно только практическими делами: публикации в СМИ, встречи с журналистами и работниками телевидения, с общественностью и администрацией города.
Третьего декабря 2021 года состоялась деловая встреча, в которой принимали участие Глава администрации Кронштадта, Глава Муниципального образования Кронштадта, советник Главы администрации Кронштадта, начальник отдела образования и молодёжной политики администрации Кронштадтского района, СПБ, директор ГБОУ СОШ №422, представители школьного музея: заведующий Шлендова М.А., президент клуба Коваль А.В., советник президента Рыжов М.А. В результате был принят наш план мероприятий по охране памятников истории Кронштадта и заключён договор о дальнейшем сотрудничестве с рядом общественных организаций города.
V. Список литературы:
1.Петров Г.Ф., Кронштадт, Очерки, Лениздат, Ленинград,1985,
2.Соколов А.К., Кронштадт: История длиною в 300 лет,
М.: ООО «Наследие,2004»
3. Шлендова М.А., Город морской славы», СПБ,2004
4. Википедия: интернет –ресурсы:
4.1. Е-журнал Тур Пресс Клуб №09, май 2020 .Сайт http://tourpressclub.ru/magazine
4.2. Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki
4.3. Революционное движение в 1905-1917гг. Сб. ст., М. 1955 Кораблёв Ю.И.
4.4. Новостные сводки: https://lenta.ru/news/2005/05/17/fire1/
5. Газета «Кронштадтский вестник»
5.1. Газета «Кронштадтский вестник» от 24.03.2021, № 04 24751
5.2. Газета «Кронштадтский вестник»: https://kronvestnik.ru/city/21361
V I. Приложения (фото)
11. 2. 4. 5. 6.
Часть железной дороги
Вид сверху на главный отдел Машинной школы
Глубинные мин РГБ-60
Главный учебный корпуса Машинной школы изнутри
Выделенная на карте-спутник территории хранилища боеприпасов
Главный корпус инструментального цеха №6
Рабочие станки цеха №6
Оптическая вышка инструментального цеха №6
7. 8.