Если человек не любит старые улицы, старые дома,
значит у него нет любви к родному городу.
Если человек равнодушен к памятникам истории,
он, как правило, равнодушен к своей стране.
Д.С.Лихачев
Введение
Город Климовск, а сегодня микрорайон Подольска, располагается к югу от центра городского округа. Железная дорога делит его на две части: юго-западную (южную), сформировавшуюся ещё в 19 веке около железнодорожной станции Гривно, и северо-восточную (северную), которая располагается рядом с платформой Весенняя. Изучая историю города, я узнала, что « к 1928 году Климовск превратился в рабочий посёлок с развитой промышленностью, а 7 октября 1940 года стал городом»1. Здесь речь идет о юго-восточной части города, так как на территории современной «Весенней» в начале 40-х годов был ещё лес и болотистая местность.
Актуальность работы: Сегодня всё больше и больше строится новых домов и появляется новых улиц на территории Климовска. Мало кто из подростков знает, в честь кого или чего названы улицы в нашем городе. А знают ли жители, какая улица первой появилась на карте северной? Как выглядела она в те годы? Кто здесь жил раньше? С годами многое меняется не только в жизни человека, но и города и страны в целом, Я полагаю, эта работа поможет протянуть связующую нить между прошлым и будущем, поможет больше узнать об истории города и одной из главных его улиц.
Я решила найти ответы на эти и другие интересующие меня вопросы. Работая с документами, рассказывающими об истории северной части города, мне удалось выяснить, что первой улицей, упоминающейся в документах, стала Заводская улица.
Я поставила перед собой цель: изучить историю Заводской улицы и выяснить этапы ее застройки.
Задачи исследования:
Пополнить знания о городе, в котором мы живём;
Пробудить в подростках чувство любви к своему городу;
Развить интерес к истории родного города, исследованиям.
Объект исследования: Заводская улица ,микрорайон Климовск, Г.о.Подольск,
Субъект исследования: жилые дома и общественные здания на Заводской улице
Методы исследования:
- методы теоретического исследования (анализ исторического, архивного и краеведческого материала, синтез, изучение и обобщение);
- опрос, наблюдение, фотофиксация
Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках истории, при проведении предметных недель, олимпиад, классных часов.
Улица Заводская берет свое начало от Бережковского проезда и далее уходит в западном, а позднее в северо-западном направлении. Заканчивается улица на пересечении с Симферопольской улицей (Старосимферопольским шоссе).
Нумерация домов идет со стороны Бережковского проезда.
Слева по ходу движения (от Бережковского проезда) примыкает проспект 50- летия Октября. Справа по ходу движения (со стороны Бережковского) проезда примыкает Проезд Юности.2
Длина улицы составляет всего около 1 километра, вы можете пройти её от начала до конца всего за каких-то 10 минут. Однако это не означает, что улица не важна для города. Наоборот! Именно эта улица стала началом микрорайона Весенний и до сих пор является одной из самых важных и красивых в Климовске !
Фрагмент карты взят из открытых источников
Климовский Специализированный Патронный завод
Самое время начать нашу экскурсию и мы отправляемся к началу улицы, где располагаются проходные Климовского Специализированного Патронного завода и ЦНИИТОЧМАШ (Центрального научно-исследовательского института точного машиностроения) (Заводская улица, дом 2)
КСПЗ (Заводская улица, дом 2) , 2021 г, фото автора
Давайте перенесемся на 90 лет назад и узнаем о появлении первых зданий в этом месте!
До 1934 года территорию между Климовским поселком и деревней Коледино занимали лесные массивы, болота и колхозные поля. Появление же на территории современного микрорайона «Весенняя» первых жителей, а точнее строителей, было связано с замыслами Советского правительства построить недалеко от города Подольска новый патронный завод. Место под строительство Ново-Подольского завода, так он назывался, было выбрано примерно в километре к западу от села Коледино. Объяснялось это тем, что в Подольске находился патронный завод под № 17. Выпускаемой им продукции было недостаточно, а строить новые цеха в городе, по какой-то причине, не хотели. В связи с тем, что Ново-Подольский завод должен был частично снабжаться из завода № 17, то и место под строительство его цехов было выбрано недалеко от Подольска. Один из цехов, который первоначально находился вне заводской территории, занимался обработкой древесины и изготовлением деревянных ящиков для перевозки продукции. Находился он во дворе современного дома № 13 по улице Заводской. К тарному цеху от завода была проложена железнодорожная ветка.3
Посёлок Ново-Подольского завода, 1940 г, фото из открытых источников
История завода началась в 1936 году, когда в соответствии со вторым пятилетним планом развития народного хозяйства СССР недалеко от Подольска развернулось строительство патронного завода. Он был назван Новоподольским.
В 1943 году на базе предприятия был создан Научно-исследовательский институт проектирования патронов (НИИ-44). За достижения в военные годы коллектив завода был награждён орденом Отечественной войны 1 степени и удостоен Красного знамени.
С 1960 года предприятие получило новое название — Климовский штамповочный завод (КШЗ). В это же время, на заводе запустили экспериментальное автоматизированное производство автоматных патронов 7,62×39 мм.
В 1993 году предприятие было преобразовано в открытое акционерное общество.
В 2001 году на базе ОАО «КШЗ» было создано ЗАО «Климовский специализированный патронный завод». ОАО «КШЗ» как юридическое лицо было ликвидировано. Орден Великой Отечественной войны и Красное знамя были переданы КСПЗ специальным постановлением правительства.
В 2008 году предприятию официально было присвоено имя Ю. В. Андропова.
ЗАО «КСПЗ» является стратегически важным предприятием Российской Федерации в производстве продукции военного назначения.
На территории оружейного завода создан оружейный центр «ТЕМП»
Оружейный центр «ТЕМП», 2021г, фото автора
По железной дороге «Заводской» улицы раньше ходили поезда с продовольственными товарами. Шпалы с рельсами были уложены вдоль современной улицы Заводской от проходных до Сквера Науки. Затем паровозы с вагонами или платформами, сворачивали и, проезжая по скверу, пересекали современный Проспект 50 лет Октября и въезжали на территорию тарного цеха. Эта железнодорожная ветка существовала до конца 1940 годов. Рельсы были уложены с левой стороны дороги, если идти по улице Заводской от проходных к Симферопольскому шоссе. В наше время на этом месте построено много современных зданий. 4
Дом № 7 по Заводской улице, 1946 г., фотография из открытых источников сети интернет
Дом № 7 по улице Заводской, вид со стороны завода,1946г., фотография из открытых источников сети интернет
Дом Культуры имени 1 Мая
Давайте пройдем мимо дома №1, которой расположен на левой стороне улицы. Он был построен для рабочих завода ещё в 30-е годы и до сих пор в его коммунальных квартирах проживает много семей. К сожалению, в настоящее время у самого старого дома в северной части города очень плохая репутация.
Дом №1, 2021 г., фото автора
Двигаясь вперёд, мы подходим к одному из самых необычных строений, расположенных на улице Заводской – Дому Культуры.История Дома культуры им.1 Мая началась с возведения в 1938 году здания под социальные учреждения завода (п/я №711,как раньше он назывался), а в 1941 году учреждение уже проводило первые культурные мероприятия.
Дом культуры имени 1 Мая. Боковой фасад с декором 1930-х годов, 2021 г., фото автора
Дом культур,.начало 1950-х годов,фотография из открытых источников сети интернет
В 1954 году осуществляется первая реконструкция здания – пристраивается к фасаду балкон, отделываются внутренние помещения под танцевальный зал. До 1994 года здание «Дома культуры им. 1 Мая» являлось Государственной собственностью стоящей на балансе КШЗ. При приватизации предприятия решением общего собрания акционеров КШЗ здание «Дома культуры им. 1 Мая» в уставной капитал введено не было. На основании Указа Президента РФ «Об использовании объектов социально-бытового назначения приватизируемых предприятий» и Постановления Главы Администрации г. Климовска за №558 от 20.06 1994 года здание «Дома культуры им. 1 Мая» становится муниципальной собственностью.
МБУ культуры "Дом Культуры имени 1 мая" (улица Заводская, дом 3), 2021 г, фото автора
Жилые дома на улице Заводская
Следующий участок Заводской улицы оформлен двумя красивейшими предвоенными домами, монументальные фасады которых носят явные черты архитектуры ренессанса. Любопытно, что один из домов оштукатурен, а второй так и остался без отделки. Возможно, доделать их помешала наступившая война.
Дом № 6 по улице Заводской, 1938-1939 год, фотография из открытых источников сети интернет
Дом № 6 по улице Заводской, 2021 г., фото автора
Дом № 7 по улице Заводской, наши дни, фотография из открытых источников сети интернет
После пересечения с проспектом 50-летия Октября (главной магистралью района), стоят два послевоенных сталинских дома. Первый из них - четырехэтажное монументальное здание с магазинами на первом этаже также не относится к типовым постройкам сталинской архитектуры. По стилю он занимает промежуточное положение между до- и послевоенной сталинской архитектурой.
Дом № 11/2 по улице Заводской, наши дни, фотография из открытых источников сети интернет
Второй дом выдержан в нехарактерном для Московской области "ленинградском" духе – окна у него меньше обычного, а сам он строже и монументальней.
Дом № 15 по улице Заводской, наши дни , фотография из открытых источников сети интернет
Конец улицы оформляет крайне причудливое здание – шестиэтажная пятиэтажка (дом №21). Это классическое пятиэтажное здание конца 1960-х годов, надстроенное в процессе строительства "лишним" шестым этажом – во дворе даже виден карниз над пятым этажом. Рядом с угловой шестиэтажкой вдоль Симферопольского шоссе и Заводской улицы стоят еще несколько ее сестер-"мутанток".
Дом № 21по улице Заводской, 2021, фото автора
Сквер «Наука»
Сразу за домом №6 на правой стороне улице уютно разместился небольшой сквер. Сквер на пересечении проспекта 50-летия Октября и Заводской улицы был открыт к 20-летию Великой Победы. В центре был установлен знак в виде Ордена Победы, изготовленный на средства климовчан, символизировавший точное машиностроение и «космические» возможности в разработке нового оружия. В сквере мощеные дорожки, красивые и удобные скамейки, клумбы, новые фонари, стилизованные под пушкинскую эпоху, газоны.
Сквер «Наука»,1970-е годы. фотография из открытых источников сети интернет
Сквер «Наука»,2019 г., фото автора
Детский парк (ул. Заводская, д. 6 а)
Слева напротив сквера приветливо распахнул свои ворота Детский парк культуры и отдыха. Облик парка менялся на протяжении десятилетий его существования,но до сих пор он остается излюбленным местом отдыха юных горожан. Здесь работали и работают в настоящее время различные качели, а весной и летом так удобно отдохнуть от зноя в тени раскидистых деревьев,почитать книгу или послушать музыку.Зимой можно вдоволь покататься на коньках или «ватрушках». Во время праздников для детей организованы различные игры и мастер-классы.
Детский парк,1960-е годы, фотография из открытых источников сети интернет
Городской парк , 1970—1973 гг., фотография из открытых источников сети интернет
Парк культуры и отдыха , 2021 г, фото автора
УСЦ «Юность» и стадион «Весна»
В городе Климовск всегда огромное внимание уделялось спорту. На его территории находится 2 стадиона, несколько физкультурно –оздоровительных комплексов и спортивных площадок. Сразу за детским парком, пересекая проезд Юности, мы оказываемся на территории современного Универсального спортивного центра «Юность»
Универсальный Спортивный Центр «Юность», 2021 г, фото автора
Спортивный центр имеет в своем составе спортивный зал, с трибунами на 850 зрителей, бассейн, а также тренировочные и тренажерные залы. Открытие спортивного комплекса состоялось 31 октября 2007 года, при участии губернатора Московской области Бориса Громова. Перед входной зоной в спортивный комплекс размещен постамент с футбольным мячом большого размера. За УСЦ «Юность» расположился ещё один спортивный объект-стадион «Весна». Стадион, вместимостью 4.500 зрителей, введен в эксплуатацию в 1979 году.
Строящиеся трибуны стадиона, 1978 г., фотография из открытых источников сети интернет
В данном учреждении есть все для занятий физической культурой и спортом для жителей Климовска.
Стадион «Весна», наши дни, фотография из открытых источников сети интернет
Вывод
Вот и подходит к концу наша экскурсия по Заводской улице – первой улице северо-восточной части Климовска, такой небольшой, но такой значимой в истории города. Надеюсь,что мне удалось показать и рассказать, как шло становление города, какие необычные здания находятся на улице Заводской и как менялся ее облик. Конечно невозможно за несколько минут рассказать и показать все здания и интересные места улицы, но я надеюсь,что подобранная мной информация заинтересует Вас и Вы совершите путешествие в мой город.
Я выяснила, что своё название улица получила в конце 30-х годов, так как свое начало она брала от проходных Ново-Подольского завода. За эти годы завод несколько раз менял своё название,но улица всегда оставалась Заводской.
Мне также удалось узнать, что застройка улицы шла в несколько этапов.
Первые дома появились вместе со строительством первых цехов завода (дома 1,3,5,6 и 7).
Следующий этап – это уже послевоенные 50 –е годы (напремер, дома 11 и 15).
Третий этап – это конец 60 –х годов (дом 21 и Детский парк).
Конец 70-х годов –это строительство стадиона «Весна» и домов 24-26, которые среди жителей города получили прозвище «Три сестры»
И , конечно же, начало 21 века - это следующий этап в истории улицы: строительство УСЦ «Юность», реконструкция Детского парка и сооружение здания ресторана быстрого питания «MacDonald’s»
Если вам понравилась наша заочная экскурсия, то приглашаю вас однажды на прогулку по Заводской улице «вживую».
Литература :
“История города Климовска” Некрасов М.А., Подольск,2017
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA
http://cyclowiki.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0_(%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%
https://zabyg17.livejournal.com/64175.html
Беседы с местными жителями
Фотографии из социальных сетей «ВКонтакте» и «Одноклассники»
1 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA
2 http://cyclowiki.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0_(%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%
3 https://vk.com/wall-151496318_4980
4Из книги М.А.Некрасова “История города Климовска” Часть I