Введение.
В нашей школе №61 г. Ижевска есть столовая, куда мы каждый учебный день ходим обедать или попить чай с булочкой, а периодически дежурим, помогая персоналу столовой накрывать на стол. Однажды, во время нашего дежурства, в столовую пришла пожилая учительница и начала говорить о том, как сейчас хорошо живется ученикам – в столовой большой выбор блюд, приготовлено вкусно, приходишь и уже накрыто. А когда она начинала учиться, в ее школе не было столовой. Поесть она приносила с собой, но и дома жили не богато.
Мы и не задумывались о том были ли раньше в школах столовые, кормили ли учеников в школе. И нам стало интересно об этом узнать, а также какую пользу приносит детям питание в школе.
Цель данной работы: рассмотреть историю школьного питания в Удмуртской АССР.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
Оценить состояние школьного питания в 1930-1940-е гг.;
Охарактеризовать школьное питание в 1950-1970-е гг.
Для написания работы, в основном, использовались материалы Центрального Государственного архива Удмуртской республики, а именно отчеты школ Удмуртской АССР за учебный год, постановления Совета Министров Удмуртской АССР, планы Министерства просвещения. Такие документы представляют большую значимость в подобного рода исследованиях, т.к. помогают увидеть реальное положение дел по тому или иному вопросу. Также в работе использовались данные статей газет «Ижевская правда», «Удмуртская правда»;
По данной теме в основном имеется литература общероссийского масштаба. Но мало уделяется внимание региональной истории, что также может быть очень интересно, т.к. можно на конкретном примере проследить за развитием проблемы.
Глава 1. Школьное питание в 1930-1940-е гг.
Школьное питание, как известно, играет очень важную роль в обучении учащихся и влияет на их здоровье.
Сейчас никого не удивишь тем, что в каждой школе есть столовая, ученики могут спокойно пообедать, не задумываясь о каких-то проблемах. Но так было не всегда.
1 сентября 1933 году в газете «Ижевская правда» вышла статья «Мы готовы», в которой говорилось, что Дебесский район в основном готов к учебному году. Помимо всего прочего указывалось на обеспеченность школ столовыми только на 70%, своевременную уборку урожая с пришкольных участков. Такие показатели воспринимались ка успех1. Но подробно не расписывалось, что из себя представляли эти столовые, были это отдельные помещения или коридорного типа.
В 1936 году 1 сентября в статье «К отличной учебе» говорилось об успехах неполной средней школы №32 города Ижевска. Указывалось и о помощи школе: «Наши шефы – рабочие хлебозавода – закупили для пионеров школы 3 знамени, 2 барабана, 2 горна, спорт-инвентарь, обещают купить музыкальные инструменты и пополнить школьную библиотеку». Но вот с питанием, видимо, были проблемы: «Хуже дело обстоит с открытием в школе столовой. Фабрика-кухня до сих пор ничего не сделала для этого»2.
В 1930-е гг. в газетах часто указывалось на недостатки в организации питания учащихся. 2 сентября 1938 г. в газете «Удмуртская правда» в статье «Плоды неорганизованности» писали о школе №34 г. Ижевска: «В школе не было кипяченой воды. По вине директора фабрики-кухни №1 Захарова почти весь день не работал буфет, учащиеся были лишены горячих завтраков»3. Или в статье «В школе №30»: «Поломанная лестница ведет в школьный буфет. Он расположен в так называемом цокольном этаже. Здесь плохое освещение. Едкий дым. Огромные пятна на потолке и стенах. Всюду беспорядочные груды ящиков. По словам завхоза этот этаж школы не ремонтировался с 1936 года. Кстати сказать, буфет 1-го сентября не работал»4.
В годы Великой Отечественной войны, когда страна испытывала большие трудности, проблемы школьного питания никуда не делись. Но отмечались и успехи. В статье от 2 сентября 1942 года «Дети снова сели за парты» говорится: «Тщательно подготовились к учебному году Архангельская школа Граховского района, Гурезь-Пудгинская Вавожского района. К учебе привлечены все дети с 8 до 12 лет. Организованы горячие завтраки. Уютно в Перевознинской неполной средней школе Воткинского района. Дров заготовлено на всю зиму. Продуктами со школьного участка школа обеспечена до конца учебного года». Пришкольные участки, по всей видимости оказывали не маленькую поддержку школам в это непростое время. Но все равно проблем хватало. В той же статье говорится о вышеупомянутой школе №30 г. Ижевска: «Не разрешен вопрос о горячих завтраках. Трест общественного питания прикрепил школу к столовой №14, но фондов не выделил. То же и в других ижевских школах. Горячие завтраки должны быть одной из серьезных забот руководителей треста общественного питания»5.
Во время войны было много детей оставшихся без отцов. Обеспечить учащихся всем необходимым семьи не имели возможности. В некоторых случаях на помощь приходила школа. Например, в 1944 г. в статье «Добро пожаловать» говорилось о Шуралудской школе Дебесского района: «Наши школьники будут пользоваться горячими завтраками. На школьном участке только зерновыми культурами было засеяно 5 гектаров, около гектара картофелем и овощами. Дети, чьи отцы погибли на фронте, будут получать усиленной питание»6.
Таким образом, в 1930-1940-е гг. мы видим ряд серьезных проблем в организации школьного питания в Удмуртской АССР. А именно, отсутствие столовых и буфетов в некоторых школах, нехватка помещений для столовых, неорганизованная работа по организации питания. Но по всей видимости в 30-40-е гг. 20 века уже понимали необходимость школьного питания и пытались организовать его даже в очень непростое для страны военное время.
Глава 2. Школьное питание в 1950-1970-е гг.
В 1950-е годы проблема питания школьников в Удмуртской АССР оставалась.
Например, в школе №34 в 1954 г. не было помещения для школьного буфета. Он был размещен в коридоре, работал с перебоями и ограниченным ассортиментом7. Так же, в школе №4 города Глазова в 1954 г. школьный буфет и водонагревательный титан был расположен в коридоре8.
Во многих школах не было столовых и буфетов. И не потому что на это не обращали внимание и считали не обязательным моментом в организации образовательного процесса. Часто школы располагались в старых, деревянных, не редко аварийных зданиях, которые не предусматривали помещений для столовых. К тому же в учреждениях не хватало классов для проведения уроков и школы работали в несколько смен.
Проблемы эти не были решены и 1950-е гг.
В отчете о работе школ Удмуртской республики за 1953-1954 отмечалось, что на 1 сентября в республике работало 1411 школ всех типов. Большинству школ требовалось проведение капитального ремонта, который из-за недостатка денежных средств и отсутствия дефицитных стройматериалов выполнен не был. Из 1777 школьных зданий, имевшихся в республике, 1054 были приспособленные, многие из которых пришли в полную негодность и требовали замены9.
В отчете Балезинского района говорилось о том, что есть школьные здания, построенные без фундамента, которым необходим капитальный ремонт. Ново-Волковская, Ушурская, Бобровская, Быдыпиевская и ряд других школ располагались в крестьянских избах. В некоторых школах занятия проводились при ламповом освещении10.
В Игринском районе многие начальные школы были расположены в колхозных домах. Из 33 школ типовыми были только 811.
В отчете Парзинской средней школы Глазовского района за 1954-1955 гг. можно встретить следующие слова: «Учащиеся Парзинской средней школы размещены в четырех зданиях, занимаются в две смены. Три здания нуждаются в капитальном ремонте, четвертое – школе не принадлежит и находится за 5 км от основных трех зданий. Средств на ремонт зданий не отпущено. В школе нет предметных кабинетов, нет спортивного зала, нет помещения для учебной мастерской, для пионерской комнаты, для библиотеки, для буфета, нет актового зала, кабинета медработника и др., поэтому библиотека, буфет, спортинвентарь, военное имущество, шкафы со школьной документацией размещены в коридоре основного одноэтажного дома, что лишает возможности учащихся и учителей в перемены по-человечески отдохнуть. Необходимо построить настоящее типовое школьное здание»12.
В отчете Глазовской Удмуртской школы №4 за 1953-1954 гг. было сказано следующее: «Глазовская школа №4 была организована в 1949 г. …школа находится в чрезвычайно стесненных условиях. В учебном корпусе всего 8 классных комнат. В школе было всего 20 классов. Из них 4 класса учащихся занимались в помещении начальной школы №5 во вторую смену. Из 20 классов 12 классов занимались во вторую смену и только 8 классов учащихся в первую смену. Из-за отсутствия помещения занятия по физкультуре в любое время года и в любую погоду проводились во дворе школы»13.
В Нылгинском районе школьные здания в 1953-1954 учебном году были в основном приспособленными для организации учебно-воспитательного процесса. Например, Вишурская семилетняя школа располагалась в здании торфопредприятия. Три начальные школы занимали здания колхозов. И одна начальная школа была расположена в арендованном частном доме. Помимо всего прочего, три семилетних школы не имели электрического освещения. Нылгинская средняя школа весь 1953-1954 учебный год занималась при керосиновом освещении из-за проблем с электричеством14.
Вышеуказанная школа №34 города Ижевска работала в типовом здании в 2 смены, а 7 часов вечера здание арендовала вечерняя школа. И кабинетов в школе ввиду перегруженности не хватало. Школа нуждалась в ремонте. В отчете за 1953-1954 учебный год отмечалось, что нужно полностью менять крышу. Необходимо поставить новый забор вокруг школы вместо гнилого старого, построенного еще в 1935 году из-за чего невозможно было что-то вырастить и собрать на пришкольном участке15.
Эту проблему нельзя было решить очень быстро, т.к. строительство школ сильно отставало от увеличения количества учеников16.
29 сентября 1960 г. вышло постановление Совета Министров Удмуртской АССР «Об итогах социалистического соревнования за образцовую и своевременную подготовку школ и детских учреждений Удмуртской АССР к началу 1960-1961 гг.», где говорилось, что на начало 1960-1961 гг. учебного года при школах республики был создан фонд всеобуча на сумму 4 млн. рублей. Во всех средних, семилетних, восьмилетних и крупных начальных школах были организованы хотя бы буфеты и горячее питание. В 513 школах все учащиеся начальных классов начали получать бесплатно стакан молока и хлеб за счет колхозов и совхозов17.
Но тем не менее проблемы оставались.
В 1959 году вышло постановление Совета Министров Удмуртской АССР от 17 сентября «О порядке и сроках перехода на новую систему школьного образования», в котором говорилось о необходимости организовать горячее питание для проживающих в интернатах за счет родителей, фонда всеобуча, финансированию из государственного бюджета и использованию продуктов, получаемых с пришкольных участков. Новые школьные интернаты должны были открываться только при наличии благоустроенных помещений. Так же говорилось о необходимости организации во всех школах горячих завтраков для всех учащихся. Министерство торговли Удмуртской АССР и Удмуртпотребсоюз должны были принять меры к улучшению снабжения школьных буфетов и столовых высококачественными горячими блюдами, молоком, молочно-кислыми продуктами, овощами и фруктами18.
29 сентября 1960 г. вышло постановление Совета Министров Удмуртской АССР «О дальнейшем развитии и улучшении общественного питания в общеобразовательных школах» из которого следовало, что школьное питание в образовательных учреждениях улучшилось, но все равно наблюдались большие проблемы. Например:
Во многих школах не было организовано горячее питание; в ряде школ столовые и буфеты размещены в плохо приспособленных, тесных и темных комнатах, а иногда в коридорах, лестничных площадках, кубовых.
Меню горячих завтраков и ассортимент продуктов в столовых и буфетах часто не удовлетворяла учащихся и не соответствовала их требованиям.
Нарушение санитарных правил.
Недостаток молочных и мясных продуктов питания.
Встречались факты, когда в школьных буфетах вместо горячих завтраков реализовались кондитерские изделия, консервы, колбасы, хлебобулочные изделия и другая несвойственная школьному ассортименту продукция.
Школьные столовые и буфеты были плохо обеспечены транспортом для своевременной доставки горячих завтраков.19
Согласно постановлению Совета Министров министерство Просвещения, Удмуртпотребсоюз, министерство торговли Удмуртской АССР обязаны были устранить недостатки в работе школьных буфетов и столовых. Для этого предлагалось:
В городах организовать базовые столовые на 10 школ, поставляющие горячее питание образовательным организациям;
Буфеты и столовые обеспечить молоком и молочно-кислыми продуктами в мелкой расфасовке, дозированными сосисками и сардельками, сырками, хлебобулочными изделиями;
Соблюдать санитарные правила при изготовлении и реализации скоропортящейся продукции;
Выделять столовым продукты высокого качества;
Выделить в 1960-1961 гг. школьным столовым и буфетам холодильное и технологическое оборудование, мебель и малогабаритный транспорт за счет средств министерства просвещения;
Создать условия для приема горячей пищи учащимися, для чего оборудовать в каждой школе специальную комнату;
Начиная с 1961 года запретить строительство новых школ без выделения соответствующих помещений под столовые;
Обеспечить в 1961-1965 гг. пристройку для столовых к существующим школьным зданиям, в которых отсутствуют условия для организации горячего питания; 20
Министерство здравоохранения должно было улучшить контроль за санитарным состоянием столовых и буфетов21.
В отчете о выполнении социалистических обязательств школами города Ижевска по подготовке к новому 1961-1962 учебному году говорилось: «Во всех школах проведен текущий ремонт, 4 школы отремонтированы капитально, всего израсходовано 150 тысяч рублей. К ремонту школ привлекались учащиеся и родители, было создано более 200-х ученических бригад, в них участвовало свыше 2000 учащихся.
Во многих школах расширены буфеты и оборудованы столовые, приобретено 15 холодильников, 10 электро-кипятильников. Установлены газовые плиты»22.
В 1970-е гг. в Удмуртской АССР столовые или буфеты были уже в большинстве школ. Данную информацию мы можем найти в статистических отчетах школ города за 1972-1973 гг. учебный год. Например, в школах №6123, 4524 города Ижевска, существовали доготовочные столовые. В таких столовых использовались полуфабрикаты, производимы на других предприятиях общественного питания. В школе № 28 столовая на 100 мест25. Но не во всех школах были столовые. В восьмилетней школе №39 на начало сентября 1972 г. был буфет, но без мест26. В восьмилетней школе №21 буфет на 25 мест27. А вот в начальной школе №71 вообще не было ни столовой, ни буфета28.
Таким образом, становление школьного питания в советские годы произошло далеко не сразу. Мы видим, что на протяжении десятилетий в школах Удмуртии не было столовых и буфетов. Даже в 1950-е гг. существовали огромные проблемы.
Заключение.
Таким образом, школьное питание в Удмуртской АССР прошло долгий путь развития. В республике видели необходимость в питания учащихся и на протяжении десятилетий пытались его организовать в школах. Но даже в 1950-е годы проблем оставалось много. К ним можно отнести: ветхость зданий и нехватку помещений под столовые, строительство школ, не предусматривающих помещение для столовых и т.д. Не случайно, в 1960-е гг. власти занялись этим вопросом. В 1970-е гг. столовые и буфеты были уже в большинстве школ Удмуртской АССР.
Список источников и литературы.
Архивные материалы:
Ф.Р-738 (Министерство образования и науки Удмуртской Республики и его предшественник Министерство народного образования Удмуртской Республики, г. Ижевск УР (1935 г.-). Оп. 5. д.137, 144, 145, 146, 147, 838, 930. Оп. 6. Д.39.
Периодическая печать:
В школе №30 // Удмуртская правда. 1938. № 203. 02 сентября. л. 3.
Дети снова сели за парты // Удмуртская правда. 1942. № 207. 02 сентября. л. 2.
К отличной учебе // Ижевская правда. 1936. № 200. 01 сентября. л. 1.
Михайлов Т. Добро пожаловать // Удмуртская правда. 1944. № 173. 1 сентября. л.2.
Мы готовы // Ижевская правда. 1933. № 201. 01 сентября. л. 3.
Плоды неорганизованности // Удмуртская правда. 1938. № 203. 02 сентября. л. 3.
1Мы готовы // Ижевская правда. 1933. № 201. 01 сентября. л. 3.
2К отличной учебе // Ижевская правда. 1936. № 200. 01 сентября. л. 1.
3Плоды неорганизованности // Удмуртская правда. 1938. № 203. 02 сентября. л. 3.
4В школе №30 // Удмуртская правда. 1938. № 203. 02 сентября. л. 3.
5Дети снова сели за парты // Удмуртская правда. 1942. № 207. 02 сентября. л. 2.
6Михайлов Т. Добро пожаловать // Удмуртская правда. 1944. № 173. 1 сентября. л.2.
7 ЦГАУР ф. 738, оп. 5, д.144, стр. 80
8 ЦГАУР ф. 738, оп. 5, д.147, стр. 1.
9 ЦГАУР ф. 738, оп. 5, д.137, стр. 8.
10 ЦГАУР ф. 738, оп. 5, д.145, стр. 42.
11 ЦГАУР ф. 738, оп. 5, д.145, стр. 49.
12 ЦГАУР ф. 738, оп. 5, д.146, стр. 191
13 ЦГАУР ф. 738, оп. 5, д.147, стр. 1.
14 ЦГАУР ф. 738, оп. 5, д.146, стр. 72.
15ЦГАУР ф. 738, оп. 5, д. 144, стр. 80.
16ЦГАУР ф. 738, оп. 5, д. 838, стр. 268.
17ЦГАУР ф. 738, оп. 5, д. 838, стр. 172
18ЦГАУР ф. 738, оп. 5, д. 838, стр. 109.
19 ЦГАУР ф. 738, оп. 5, д. 838, стр. 180.
20ЦГАУР ф. 738, оп. 5, д. 838, стр. 181.
21ЦГАУР ф. 738, оп. 5, д. 838, стр. 182
22ЦГАУР ф. 738, оп. 5, д. 930, стр. 199
23ЦГАУР ф. 738, оп. 6, д. 39, стр. 29
24ЦГАУР ф. 738, оп. 6, д. 39, стр. 21
25ЦГАУР ф. 738, оп. 6, д. 39, стр. 39
26ЦГАУР ф. 738, оп. 6, д. 39, стр. 169
27ЦГАУР ф. 738, оп. 6, д. 39, стр. 105
28ЦГАУР ф. 738, оп. 6, д. 39, стр. 119