Влияние сколиоза на формирование правильной осанки у детей младшего школьного возраста

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние сколиоза на формирование правильной осанки у детей младшего школьного возраста

Чеснокова А.В. 1
1БОУ г. Омска "Гимназия №19"
Филиппова О.В. 1
1БОУ г. Омска "Гимназия №19"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность исследования.

Я учусь во втором классе. От родителей и учителей на уроках я часто слышу слова: «Выпрями спину, сядь правильно, не наклоняйся, положи локти на стол, а то у тебя сформируется сколиоз!». Я задумалась, почему они говорят одно и то же?! Мне стало интересно, что же это такое сколиоз и почему взрослые боятся этого заболевания?! Я знаю, что позвоночник – важнейший опорный орган, к которому крепятся голова и конечности, мышцы и внутренние органы. У человека позвоночник играет важную роль в обеспечении прямохождения [3, с.10]. Мне мама объяснила, что важной проблемой детского периода является нарушение осанки и искривление позвоночника. Это связано с продолжительными учебными занятиями и статической позой школьников [5, с.12]. Я захотела подробнее узнать о сколиозе, потому что считаю важным и нужным предостеречь своих одноклассников и всех школьников нашей гимназии от проявлений данного заболевания. Ещё я хотела бы помочь тем ребятам, у которых это нарушение осанки выявлено на начальной стадии. По данной проблеме я стала читать специальную литературу.

Автор Е.А. Абальмасова считает, что недостаточная физическая активность, длительное пребывание туловища в неправильном положении, нерациональная организация рабочего места – все эти факторы могут привести к нарушению осанки, к сутулости и искривлению позвоночника – сколиозу [1, с.7].

Эта проблема в последние годы приобретает высокую актуальность, особенно в детском и подростковом возрасте [8, с.88]. В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению общей заболеваемости детей сколиозом, он выявляется у 15-25 % детей [9, с.9]. По мнению Л.Б. Адроновой чаще данная патология позвоночника встречается у девочек (соотношение с мальчиками 6-7:1), что объясняется их менее совершенным физическим развитием и слабостью мускулатуры (в связи с меньшей двигательной активностью) [2, с.11]. А.Н. Герасевич считает, что наиболее быстрое прогрессирование заболевания отмечается у девочек в возрасте 7-8 и 11-13 лет и 13-15 лет у мальчиков, т.е. в период интенсивного роста позвоночника в длину, как раз приходящиеся на период школьного обучения [9, с.10]. Я разделяю мнение этих авторов. Всё вышесказанное позволяет считать тему научно-исследовательской работы актуальной.

Объект научно-исследовательской работы: учащиеся 2 класса и их мамы.

Предмет исследования: выявление причин формирования сколиотической осанки у учащихся 2 класса.

Цель научно-исследовательской работы:

-выявить наличие факторов, влияющих на развитие сколиоза у учащихся 2 класса и создать условия, препятствующие этому.

Задачи научно-исследовательской работы:

1. Изучить научную литературу по вопросу сколиоза и нарушению осанки у детей младшего школьного возраста;

2. Провести анкетирование детей и их мам с целью выявления уровня информированности о сколиозе и проанализировать результаты эксперимента;

3. Провести исследование по выявлению факторов, влияющих на развитие сколиоза у учащихся 2 класса;

4. Сформулировать выводы и создать комплекс мероприятий по профилактике сколиоза.

Гипотеза: предполагаю, что информированность детей и создание комплекса мероприятий по профилактике нарушений осанки позволят снизить процент заболеваемости сколиозом.

В работе над исследованием я применяла такие методы, как описание, анализ и синтез, наблюдение, сравнение, обобщение, анкетирование.

Были задействованы следующие источники: материалы статьи Рождественского М.Е. [8], материалы книг Абальмасова Е.А. [1], Андроновой Л.Б. [2], Казаковой О.М. [3], Потапчука А.А. [7] и других авторов.

Теоретические вопросы первой главы мной были изучены по статьям и книгам о сколиотической осанке, физическом воспитании детей со сколиозом таких авторов, как Е.А. Абальмасова [1], Л.Б. Андронова [2], О.М. Казакова [3], И. Красикова [4], П. Ньютона [5], А. Очерета [6], А.А. Потапчук [7], Л.А. Скиндер [9], Г.А. Халемский [11].

Хронологические рамки исследования охватывают 2021 год.

Территориальные рамки ограничены территорией г. Омска.

Практическая ценность научно-исследовательской работы: определяется возможностью её использования на уроках физкультуры, внеклассных мероприятиях, родительских собраниях, а рекомендации позволят избежать тяжелых последствий заболевания.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников, списка сокращений, приложений.

Глава I. Что такое сколиоз?

Общее представление о сколиозе.

В учебно-методическом пособии «Двигательная реабилитация при нарушениях осанки и сколиозе» под редакцией Л.А. Скиндера дано следующее определение термина «сколиоз»: «Сколиоз (от греческого языка sсoliоs – кривой, согнутый) – тяжелое прогрессирующее заболевание позвоночного столба, характеризующееся дугообразным искривлением во фронтальной плоскости и скручиванием (торсией) позвонков вокруг вертикальной оси» [9, с.8]. Такая сложная многоосевая деформация позвоночника неизбежно приводит к изменению формы ребер и грудной клетки в целом (реберный горб), нарушению нормального взаиморасположения органов грудной клетки, а также к функциональным нарушениям в сердечно - сосудистой, дыхательной и нервной системах растущего организма [7, с.15]. Таким образом, сколиотическая болезнь – это не локальное искривление позвоночника, а общее тяжелое заболевание, вовлекающее в патологический процесс все наиболее важные системы и органы организма. Важно отметить, что специфика сколиоза заключается в том, что это заболевание детское, то есть во взрослом состоянии исправить уже ничего нельзя. Поэтому очень важно вовремя диагностировать болезнь, быстро и эффективно ее пролечить. Известен, однако, и тот факт, что чем раньше возникает сколиоз, тем более тяжёлым он будет в конечной стадии развития [6, с.11].

Этиология сколиотической болезни.

Из множества теорий, посвященных происхождению сколиозов, заслуживают внимания четыре гипотезы, которые основываются на клинических наблюдениях и экспериментальных фактах [4, с.22]:

Гипотеза нарушения мышечного равновесия. Сторонники данной гипотезы видят причину сколиотической деформации в первичном дисбалансе мышц туловища, что приводит к отклонению тела от вертикальной оси, к развитию вторичных изменений в позвонках вследствие неравномерной нагрузки на их боковые части и в результате к возникновению сколиоза.

Неврогенная гипотеза связывает возникновение сколиоза с поражением нервной системы. Она основывается на известных фактах развития сколиоза у больных, перенесших полиомиелит или детский церебральный паралич.

Гипотеза неравномерного роста позвонков связана с появлением дистрофических процессов в ростковых зонах позвонков.

Гипотеза нарушения обмена в соединительной ткани.

Главными признаками сколиотической осанки являются [рис. 1-3, приложение1]:

Асимметричность надплечий.

Смещение головы от центра.

Асимметрия «треугольников талии».

Разное расположение лопаток.

Искривление позвоночного столба.

Асимметричность гребней подвздошной кости.

Асимметричность грудной клетки.

Глава 2. Особенности классификации сколиозов.

2.1. Разновидности сколиоза.

В настоящее время выделяют следующие классификации сколиоза [10, с.26]:

1. По времени проявления сколиоз подразделяют:

● на младенческий – диагностируют у детей до трех лет;

● детский, или ювенильный, – от трех до десяти лет;

● юношеский, или подростковый, – от 10 лет до окончания роста скелета;

● сколиоз у взрослых диагностируют после окончания костного роста (от 18–24 лет и старше).

2. По локализации искривления:

● шейно-грудной – вершина искривления на уровне 3–4-го грудных позвонков;

● грудной – вершина искривления на уровне 8–9-го грудных позвонков;

● грудопоясничный – вершина искривления на уровне 11–12-го груд­ных позвонков;

● поясничный – вершина искривления на уровне 1–2-го поясничных позвонков;

● пояснично-крестцовый – вершина искривления на уровне 5-го поясничного и 1-го крестцового позвонков.

3. По форме искривления:

● С-образный (с одной дугой искривления);

● S-образный (с двумя дугами искривления);

● Z-образный (с тремя дугами искривления).

4. По этиологии различают сколиозы:

А. Врождённые (по В.Д. Чаклину, встречаются в 23 %), в основе которых лежат различные деформации позвонков:

● недоразвитие;

● клиновидная форма;

● добавочные позвонки и т.д.

Б. Приобретённые:

ревматические, проявляющиеся обычно внезапно и обусловленные мышечной контрактурой на здоровой стороне при наличии явлений миозита или спондилоартрита;

рахитические, которые очень рано обнаруживаются различными деформациями опорно-двигательного аппарата (мягкость костей и слабость мышц; ношение ребёнка на руках, длительное сидение, особенно в школе);

паралитические, чаще как результат детского паралича, при одностороннем мышечном поражении, но могут наблюдаться и при других неврологических заболеваниях;

привычные, возникающие на почве привычной плохой осанки (часто их называют «школьными», так как в этом возрасте они наиболее выражены). Непосредственной причиной их могут быть неправильно сконструированные и/или подобранные парты, рассаживание школьников без учёта их роста и номеров парт, ношение портфелей, а не ранцев, с первых классов, держание ребёнка во время прогулки за одну руку и т.д.

2.2. Клинико-рентгенологическая классификация сколиозов
(по В.Д. Чаклину),
[11, с.14], [рис.4, приложение1].

Сколиоз I степени

Угол сколиоза до 10 градусов – незначительное искривление позвоночника во фронтальной плоскости, исчезающее в положении лежа, асимметрия лопаток и надплечий при грудном, и талии при поясничном сколиозе, асимметрия мышц в области дуги искривления

Сколиоз II степени

Угол от 11 до 30 градусов – искривление не исчезает полностью в положении лежа, небольшая компенсаторная дуга и небольшой реберный горб

Сколиоз III степени

Угол от 31 до 60 градусов – наличие компенсаторной дуги, деформация грудной клетки, большой реберный горб, отклонение туловища в сторону основной дуги искривления

Сколиоз IV степени

Угол больше 60 градусов – тяжелый фиксированный кифосколиоз, значительная деформация скелета, нарушение функций сердца и легких

Анкетирование

Я провела специальное анкетирование учащихся 2 класса (28 человек) и их мам для получения данных по исследуемому вопросу, то есть получила сведения об учащихся и их мамах, которые могут попасть в группу риска по формированию сколиоза.

Знаете ли Вы, что такое сколиоз? Да / нет

Ответ «да» у 5 детей и у 28 мам.

Ответ «нет» у 23 детей.

Страдает ли в Вашей семье кто-нибудь сколиозом? Да/ нет /не знаю

Ответ «да» у 4 детей и у 4 мам.

Ответ «нет» у 2 детей и у 6 мам.

Ответ «не знаю» у 22 детей и у 18 мам.

Какой образ жизни Вы ведёте? Посещение спортивных секций/Малоподвижный образ жизни/Активный

Спортивные секции посещают 8 детей, мамы их не посещают.

Малоподвижный образ жизни ведут 7 детей, 20 мам.

Активный образ жизни ведут 13 детей, 8 мам.

Правильно ли организовано Ваше рабочее место? Да / нет

Ответ «да» у 16 детей и у 15 мам.

Ответ «нет» у 12 детей и у 13 мам.

Знаете ли Вы комплекс упражнений для профилактики сколиоза? Да/нет

Ответ «да» у 2 детей и у 8 мам.

Ответ «нет» у 26 детей и у 20 мам.

Регулярно ли Вы выполняете комплекс упражнений для профилактики сколиоза? Да / нет

Ответ «да» у 1 ребенка и у 0 мам.

Ответ «нет» у 27 детей и у 28 мам.

Беспокоят ли Вас болезненные ощущения в поясничном отделе позвоночника? Да / нет

Ответ «да» у 9 детей и у 12 мам.

Ответ «нет» у 19 детей и у 16 мам.

Какую обувь Вы предпочитаете носить? Каблук 2-2,5 см/ Обувь на платформе/Обувь на высоком каблуке/ Обувь на плоской подошве

Обувь на каблуке 2-2,5 см предпочитает носить 5 детей и 11 мам.

Обувь на платформе предпочитает носить 5 детей и 4 мам.

Обувь на высоком каблуке дети не носят, 10 мам предпочитают носить.

Обувь на плоской подошве носят 18 детей и 3 мамы.

С какой сумкой Вы ходите в школу? Ранец/портфель

С ранцем в школу ходят 28 человек (у 23 человек - ранец с жёсткой спинкой, а у 5 человек – ранец с мягкой спинкой).

Соответствует ли высота стола и стула росту учащихся 2 класса? Да/нет

Ответ «да» - 28 человек.

Информированность учащихся 2 класса (28 человек) и их мам о сколиозе

Образ жизни учащихся 2 класса (28 человек) и их мам

Разновидность школьной сумки у учащихся 2 класса (28 человек)

Информированность учащихся об упражнениях для профилактики сколиоза и их выполнение

Заключение

В данной работе я рассмотрела влияние сколиоза на формирование правильной осанки у детей младшего школьного возраста. Моя цель заключалась в выявлении наличия факторов, влияющих на развитие сколиоза у учащихся 2 класса и создании условий, препятствующих этому.

Я предположила, что нарушение осанки и искривление позвоночника является важной проблемой у детей младшего школьного возраста.

Для того, чтобы выяснить причинные факторы, способствующие формированию сколиотической осанки, я изучила научную литературу по вопросу сколиоза и нарушению осанки у детей младшего школьного возраста; провела анкетирование детей и их мам с целью выявления уровня информированности о сколиозе и проанализировала результаты эксперимента; а также провела исследование по выявлению сколиоза у учащихся 2 класса и их мам. Источниками в работе послужили статьи и книги о сколиотической осанке, физическом воспитании детей со сколиозом таких авторов, как Е.А. Абальмасова [1], Л.Б. Андроновой [2], О.М. Казаковой [3], И. Красиковой [4], П. Ньютона [5], А. Очерета [6], А.А. Потапчука [7], Л.А. Скиндера [9], Г.А. Халемского [11], Э.В. Ульриха [10], Е. Шубиной [12].

По итогам проведения исследования я пришла к следующим выводам:

Учащиеся 2 класса и их мамы по результатам анкетирования вошли в группу риска развития нарушения осанки и формирования сколиоза.

Основными причинными факторами, способствующими сколиотической осанке являются: малоподвижный образ жизни, отсутствие необходимых физических нагрузок и комплекса лечебно-профилактических упражнений.

Большинство родителей и детей не знакомы с признаками формирования сколиотической осанки.

Создание комплекса мероприятий по профилактике патологии позвоночника позволят снизить процент заболеваемости сколиозом.

Следовательно, я увидела, что моя гипотеза, которая заключалась в том, что информированность детей и создание комплекса мероприятий по профилактике патологии позвоночника позволят снизить процент заболеваемости сколиозом, подтвердилась. На уроках учитель стала меньше делать замечаний по неправильному положению спины, а мои одноклассники стараются следить за своей осанкой и своих соседей по парте.

Рекомендации по профилактике развития нарушения осанки и сколиоза:

1.Рациональная организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.).

2.Ребёнок должен спать на специальном ортопедическом матраце в положении лёжа на животе или спине.

3.Постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом.

4.Правильная и точная коррекция обуви: устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счёт нарушения осанки, а также компенсация дефектов стоп (плоскостопие, косолапость).

5.Отказ от вредных привычек у ребенка, таких как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.).

6.Нужно приучить ребенка сидеть прямо и через каждые 30-40 минут делать перерывы с двигательной нагрузкой.

7.Необходимо следить за правильной и равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей. До 3 класса школьнику лучше носить ранец с жесткой спинкой.

8. У школьника должна быть удобная мебель для подготовки уроков. Мебель должна соответствовать росту и пропорциям тела ребенка. Расстояние между партой и грудью школьника не должно превышать ширины ладони. Сиденье стула должно быть жёстким с ортопедической спинкой, что помогает держать спину прямой во время занятий. Локти ребёнка должны свободно опираться на письменный стол. Расстояние от глаз до тетради или книги должно быть 30 см. По мере роста ребёнка мебель должна меняться и корректироваться.

9. Занятие лечебным плаванием.

При плавании происходит естественная разгрузка позвоночника, выравнивается асимметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков. Самовытяжение позвоночника во время скольжения дополняет нагрузку зон роста. Одновременно укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета, совершенствуется координация движений, воспитывается чувство правильной осанки. Основными стилями плавания для профилактики и лечения сколиотической осанки являются:

- брасс на груди с удлинённой паузой скольжения, во время которой позвоночник максимально вытягивается, а мышцы туловища статически напряжены;

- стиль «кроль» наиболее физически приближён к ходьбе, с него начинается обучение плаванию.

Комплекс упражнений для профилактики сколиоза

Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю тренировать мышцы спины и живота. Упражнения можно включать в комплекс утренней гигиенической гимнастики, оздоровительной гимнастики, в урок физкультуры в школе, в спортивную тренировку [12, с.83].

Лечебный эффект гимнастики достигается за счёт упражнений, которые:

– укрепляют мышечные группы, поддерживающие позвоночник;

– оказывают корригирующее воздействие на деформацию (исправляет её);

– улучшают осанку;

– тренирует функцию внешнего дыхания;

– оказывают общеукрепляющий эффект.

Для коррекции сколиоза необходимо выполнять упражнения, которые изменяют положение плечевого и тазового пояса в пространстве, а также туловища в целом. На улучшение осанки наибольшее влияние оказывают тренировка равновесия и балансирование [рис.5, приложение1].

Соблюдение всех этих несложных рекомендаций способствует гармоничному физическому развитию детей, выработке у них правильной осанки, длительному сохранению работоспособности. Позвоночник и осанка являются одним из показателей здоровья и отражают физическое и психическое состояние человека. Правильно организованная профилактика сколиоза помогает предотвратить аномалии развития опорно-двигательного аппарата или значительно замедлить прогрессирование уже сформированной патологии.

Список использованной литературы

Абальмасова Е.А. Сколиоз: этиология, патогенез, семейные случаи, прогнозирование и лечение / Е.А. Абальмасова, Р.Р. Ходжаев. – Ташкент: Медицинская литература, 1995. -200с.

Андронова Л.Б., Левков В.Ю., Панюков М.В. Осознанная коррекция сколиоза и нарушений осанки / Л.Б. Андронова, В.Ю. Левков, М.В. Панюков. – Изд-во Спорт, 2020. -144с.

Казакова О.М. Сколиоз: современный взгляд на лечение и профилактику / О.М. Казакова. – Изд-во Весь, 2006. -128с.

Красикова И. Сколиоз. Профилактика и лечение / И. Красикова. –Изд-во Корона-принт, 2016. -192с.

Ньютон П., Шаффлбаргнер Гарри и др. Идиопатический сколиоз / П.Ньютон, Г. Шаффлбаргнер. – М.: Лаборатория знаний, 2018. -479с.

Очерет А. Сколиоз. Жизнь в кривом зеркале/ А. Очерет. – Изд-во Центрполиграф, 2013. – 127с.

Потапчук А.А. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений / А.А. Потапчук, М.Д. Дидур. –СПб.: Речь, 2001. -166с.

Рождественский М.Е. Физиология асимметрии, фронтальные нарушения осанки, сколиоз и сколиотическая болезнь / М.Е. Рождественский, А.Ю. Голдырев, В.А. Ишал // Вестник новых медцинских технологий. -2000. -№1. –С. 88-96.

Скиндер Л.А., Герасевич А.Н. Двигательная реабилитация при нарушениях осанки и сколиозе / Л.А. Скиндер, А.Н. Герасевич. –Брест: БрГУ им. А.С. Пушкина, 2006. -36с.

Ульрих Э.В. Аномалии позвоночника у детей / Э.В. Ульрих. –СПб.: Сотис, 1995. -111с.

Халемский Г.А. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки: пособие / Г.А. Халемский –М.: НЦ ЭНАС, 2001. -72с.

Шубина Е., Белянчикова Н. Сколиоз излечим. Профилактика и лечение ортопедических проблем у детей. / Е. Шубина, Н. Белянчикова. – Изд-во Наука и техника, 2008. -272с.

Приложение

Рис. 1-2. Признаки сколиоза у детей младшего школьного возраста.

Рис.3. Сколиоз 4 степени у девочки 8 лет.

Рис. 4. Степени искривления сколиотической осанки по градусам.

п/п

Содержание упражнений

Дозировка

Методические

указания

1.

И. п. – лёжа на животе на наклонной плоскости, ноги закреплены, руки согнуты в локтевых суставах, в руках – гимнастическая палка. Активное вытяжение с выпрямлением рук.

4-6 раз

Гимнастическую палку удерживать широким хватом.

2.

И. п. – то же, лежа на спине, руки вдоль туловища.

4-6 раз

Туловище в сторону не отклонять.

3.

И. п. – стоя спиной к гимнастической стенке, хват руками симметричный. Полувис с отведением правой ноги в сторону.

4-6 раз по 10 секунд

Спина прижата к гимнастической стенке.

4.

И. п. – то же, но лицом. Полувис с отведением левой ноги назад и заведением за правую ногу.

4-6 раз по 10 секунд

Туловище в сторону не отклонять.

5.

И. п. – коленно-кистевое. Чередовать «складку» с отведением левой ноги назад.

4-6 раз

Туловище в сторону не отклонять.

6.

И. п. – лёжа на правом боку, левая нога под углом 90° к туловищу. Отведение левой ноги назад.

4-6 раз

Касаться носком ноги в крайних точках опоры.

7.

И. п. – то же, на левом боку. Отведение правой ноги в сторону.

4-6 раз

Контролировать движение ноги в одной плоскости с туловищем.

8.

И. п. –лёжа на спине, руки вдоль туловища. Сгибание левой ноги до угла 90°.

4-6 раз

Использовать отягощение для ноги.

9.

И. п. – лёжа на стуле, ноги закреплены, руки согнуты в локтевых суставах. «Брасс» руками.

4 раза по 10 секунд

Большая амплитуда движений.

10.

И. п. – сидя на гимнастической скамейке, ноги на массажере для стоп. Массаж стоп с отведением рук вперед-вниз (руки в «замке»).

4-6 раз

Активное вытяжение рук с фиксацией правильной осанки.

Рис.5. Комплекс упражнений для профилактики сколиоза.

Просмотров работы: 10