Школьное питание - правильное, здоровое питание

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Школьное питание - правильное, здоровое питание

Балданов Б.Б. 1
1МАОУ "Агинская средняя общеобразовательная школа №2"
Цырендашиева М.Е. 1
1МАОУ "Агинская средняя общеобразовательная школа №2"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Правильное питание – залог здоровья человека, фундамент его счастья. Нарушение в питании детей, его несбалансированность и несвоевременность могут привести к задержке физического и психического развития, серьезным обменным нарушениям. Проблема питания ребенка – не только узкосемейная, не только медицинская – это проблема социальная, общественная, государственная [1].

Школа представляет собой жизненно важную среду, используя которую можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формировать у школьников верные навыки и стереотипы в данном вопросе. В школе существуют эффективные возможности для проведения работы по охране здоровья и здоровому питанию. Именно школьный возраст является тем периодом, когда происходит основное развитие ребенка и формируется образ жизни, включая тип питания. Организованное школьное питание регламентируется санитарными правилами и нормами и поэтому в значительной степени удовлетворяет принципам рационального питания.

Если учесть, что большую часть времени мы проводим в школе, то и полноценно питаться должны здесь же. Можно сказать, что наше здоровье зависит от школьного питания.

Школьное питание организовано таким образом, что все необходимые питательные вещества имеются в блюдах, предлагаемых учащимся в столовой.

Данная работа представляет собой исследование о значимости правильного, разнообразного питания в жизни школьника с целью привлечения детей к питанию в школьной столовой.

Цель исследования: Обоснование значимости школьного питания, как правильного, здорового питания. 

Задачи:

Уточнить понятие « Правильное питание»

Изучить источники информации о питании школьников, его составе и качественных характеристиках

Выяснить отношение учащихся и их родителей к школьному питанию (провести анкетирование и проанализировать результаты);

Доказать школьникам, что школьное питание – правильное, здоровое питание.

Объект исследования: школьное питание.

Предмет исследования: влияние школьного питания на здоровье школьников.

Гипотеза: если школьники будут питаться в школьной столовой, то у них будет меньше проблем со здоровьем, утомляемостью, успеваемостью.

Методы:

1) изучение различных источников информации;

2) проведение и анализ результатов анкетирования;

3) сбор и анализ информации.

Практическая значимость:

Согласно результатам проведенного исследования, мы хотим провести ряд мероприятий в школе по повышению степени информированности учащихся о правильном, здоровом питании:

1) Подготовить презентацию по данной теме, провести классные часы.

2) Выпустить стенгазеты «О здоровом питании» и «О вредных продуктах».

3) Провести родительские собрания.

Основная часть

1.Правильное питание – главное условие здорового образа жизни.

Философскую и в какой-то мере нравственную концепцию правильного питания академик Иван Петрович Павлов определил так: «Если чрезмерное и исключительное увлечение едой есть животность, то всякое невнимание к еде есть неблагоразумие. И истина здесь, как и повсюду, лежит в середине».

Энциклопедический словарь медицинских терминов (издательство 1983 г.) так определяет правильное питание: сбалансированное питание при оптимальном режиме приема пищи, а сбалансированное питание — соответственно полноценное питание, характеризующееся оптимальными (т. е. соответствующими физиологическим потребностям организма) количеством и соотношением всех компонентов пищи.

Таким образом, питание считается правильным, если оно восполняет энергетические затраты организма, обеспечивает его потребность в пластических веществах, а также содержит все необходимые для жизнедеятельности витамины, макро-, микро- элементы, пищевые волокна, а сам пищевой рацион по количеству и набору продуктов соответствует ферментативным возможностям желудочно-кишечного тракта. В переводе с латыни слово «рацион» означает суточную порцию пищи, а слово «рациональный» — разумный, целесообразный [1].

Удовлетворение голода является одним из самых важных инстинктов организма, так как он гарантирует сохранение жизни. «Следовательно, от того что мы едим, в каком количестве, когда и каким образом, зависит наша жизнь во всех её проявлениях и аспектах» [2].

Питание человека – один из самых важных факторов, напрямую влияющих на здоровье человека.
Неправильное питание приводит к нарушению функций, как отдельных органов человека, так и организма в целом. Пагубно влияет и неполноценная по составу пища, и недостаток пищи и ее переизбыток.

Именно поэтому питанию необходимо уделять внимание и прикладывать необходимые усилия для того чтобы оно было полноценным!

Здоровое правильное питание – это «поступление в организм и усвоение тех веществ, которые необходимы для восполнения затраченной энергии, построения и восстановления тканей, регулирования работы всех органов и систем организма человека» [3].

2.Из чего состоит наше питание.

Ежедневно школьник должен получать 75-90 г белка, из них 40-55 г животного происхождения [4].

В рационе ребенка школьного возраста обязательно должны присутствовать следующие продукты:

молоко или кисломолочные напитки;

творог;

сыр;

рыба;

мясные продукты;

яйца.

Достаточное количество жиров также необходимо включать в суточный рацион школьника.

Норма потребления жиров для школьников - 80-90 г в сутки, 30% суточного рациона.

Ежедневно ребенок школьного возраста должен получать:

сливочное масло;

растительное масло;

сметану.

Углеводы необходимы для пополнения энергетических запасов

организма. Наиболее полезны сложные углеводы, содержащие не перевариваемые пищевые волокна.

Суточная норма углеводов в рационе школьника – 300-400 г, из них на долю простых должно приходиться не более 100 г [5].

Необходимые продукты в меню школьника:

хлеб или вафельный хлеб;

крупы;

картофель;

сухофрукты;

сахар.

Это следует иметь в виду при организации питания учащихся в наших школах. Добиться кардинальных изменений к лучшему в этой сфере можно только на пути промышленного приготовления стандартизированных школьных завтраков, а также специальных продуктов и напитков, которые соответствовали бы требованиям современной науки о питании человека[10].

Организация питания школьника

Организация питания подростков, школьников 7-17 лет имеет свои особенности:

* Происходит интенсивный рост всего организма, сопоставимый с темпами развития человека первого года жизни.

* Развиваются все основные системы: опорно-двигательная (особенно скелет), идет увеличение мышечной массы (с учетом половых особенностей), сердечно-сосудистая и нервная системы [6].  

Основные требования к пищевому рациону:

- энергетическая ценность рациона должна компенсировать энергозатраты организма, а в раннем онтогенезе – обеспечивать процессы роста и развития;

- оптимальное количество сбалансированных между собой пищевых и биологически активных веществ;

- хорошая усвояемость пищи, зависящая от состава и способа ее приготовления;

- высокие органолептические свойства пищи (внешний вид, вкус, запах, цвет, температура);

- разнообразие пищи;

- способность пищи создавать чувство насыщения за счет объема, состава и кулинарной обработки;

- санитарно-эпидемическая безупречность и безвредность пищи.

Калорийность рациона школьника должна быть следующей:

7-10 лет – 2500 ккал

11-13 лет – 2500 -2600 ккал

14-17лет – 2600-3000ккал

если ребенок занимается спортом, он должен получать на 300-500 ккал больше[10].

Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени подростки проводят в школе. В связи с этим следует учитывать чередование умственных нагрузок и периодов отдыха. В период значительных умственных нагрузок питание должно быть дробным и легкоусвояемым. Плотную часть рациона, сытный обед, поставляющий белки и жиры и требующий долгого переваривания следует перенести на период более или менее продолжительного отдыха [7].

Подсчет калорийности

Режим питания школьника строится с учетом приёмов пищи дома и в школе. Познакомившись с калорийностью продуктов, мы решили подсчитать энергетическую ценность блюд, которые нам готовят в школьной столовой. Так как я учусь во вторую смену, то можно придерживаться следующего режима питания:

1 завтрак дома (8.30 часов) – 20% калорийности суточного рациона, 480 килокалорий;

2 завтрак (11 часов) – 10% калорийности суточного рациона, 240 килокалорий

Обед дома (12.30 -13 часов) – 25% калорийности суточного рациона, 600 килокалорий;

Полдник (16.00 -16.15 часов) -25% калорийности суточного рациона, 600 килокалорий;

Ужин дома (19-20 часов) – 20% калорийности суточного рациона, 480 килокалорий

Исходя из этого примера, 25% калорийности суточного приема приходится на питание в столовой. То есть, если норма для школьников примерно составляет 2500 Килокалорий, то блюда школьной столовой должны иметь энергетическую ценность не меньше 600 Килокалорий. В течение пяти дней нами было отслежено меню блюд, а затем подсчитали их калорийность. (Приложение 2. Таблица).

В результате вычислений получилось, что энергетическая ценность составляет в среднем примерно 591 Ккал, это соответствует норме для младшего школьника (Приложение 2. Таблица).

Поэтому, считать его рациональным и полноценным для растущего организма ребенка, можно.

Анализ школьного меню

Чтобы больше узнать о здоровом питании мы отправились на кухню школьной столовой и проанализировали пятидневное школьное меню. Меню разработано «Институтом отраслевого питания» города Москвы. Нами были изучены порции, рекомендованные СанПиНом (Санитарные правила и нормы) и их массовая доля, сравнили с меню и увидели, что выход продукта соответствует норме. (Приложение 1)

В нашей столовой готовятсупы, которые являются самыми полезными для организма, а также рассольники, борщ и щи. Бульон хорошо усваивается в желудке, регулирует водно-солевой баланс, обладает большой энергетической ценностью [5].

На второе к гарниру готовится рис, овощи, гречка, макароны, картофель, богатые белком, углеводами и витаминами. К гарниру предлагается мясная или рыбная котлета, приготовленная на пару, тушёное мясо, рыба, курица. После обеда – свежие овощи, кисель или компоты из сухофруктов, напитки фруктово-ягодные, соки.

Вывод: Рацион в школьной столовой достаточно разнообразный. При составлении меню учитываются рекомендации СанПиН (Санитарные правила и нормы), строго подсчитывается калорийность блюд и количество белков, жиров и углеводов, необходимых для питания детей. Поэтому я рекомендую всем учащимся посещать столовую и съедать все предложенные блюда.

Анкетирование и его результаты

Для анкетирования мы взяли учащихся 3 класса «д».(Приложение 3)

По результатам анкетирования мы видим, что начальная школа питается правильно, детям нравятся предлагаемые им блюда, к тому же они все приходят в школу, пообедав дома, в этом возрасте они быстро утомляются и полдник в школе для них как спасение. Также мы видим, что дети имеют представление о пользе школьной столовой.

Подводя итоги анкетирования учащихся нашего класса, мы увидели следующие результаты:

1.Какое блюдо тебе нравится?

Учащиеся любят пюре с курицей-12, котлетой-10, наггетсы-4, борщ-1, плов-1.

2. Какое блюдо тебе не нравится?

Не любят салат свекольный-7 человек, икру кабачковую – 5, кисель -3, борщ – 5.

3.Знаешь ли ты, что такое правильное и здоровое питание?

26 опрошенных ответили, что знают и лишь два человека – что нет.

4. Где вы получаете информацию о здоровом питании?

11человек ответили – дома, 2 – в сети интернет, 15 – в школе.

5.Как ты чувствуешь себя после питания в столовой?

100% учащихся ответили, что после приема пищи в столовой чувствуют себя намного лучше, появляется бодрость, улучшается внимание, мышление.

6 .Влияет ли разнообразное меню на твою успеваемость?

23 человека ответили – да, 4 - сомневаются, 1 ответил, что нет.

Немало важную роль в организации питания играют родители учащихся. Результаты анкетирования среди родителей показывают, что большинство их интересуется организацией горячего питания, меню школьной столовой, их устраивает качество школьного питания, устраивает оформление обеденного зала. Почти все родители считают питание своего ребенка полноценным и здоровым.

Наиболее частые пожелания по вопросу организации питания в школе были следующими:

- чередовать супы с капустой и с макаронами;

- вместо салатов делать иногда овощные нарезки;

- включить в меню каши, выпечку.

- по возможности добавить в меню молочные продукты и йогурты. (Приложение 4)

Заключение

Настоящее исследование особенностей питания школьников как компонента образа жизни было направлено на изучение физиологических аспектов питания школьников как компонента формирования здорового образа жизни, отражающих степень его рациональности, сбалансированности и оптимальности для детей школьного возраста, а его предметом являлась связь нарушений рационального питания школьников с состоянием их здоровья. Сейчас мы имеем представление, как связано наше здоровье с правильным питанием. Питание - один из важных факторов здорового образа жизни. Большое значение имеет школьное горячее питание, которое позволяет сохранять здоровье за счет правильно подобранных блюд и режима питания, повышать работоспособность и успеваемость.

Намеченной цели мы достигли, провели исследование: влияние школьного питания на здоровье учеников. Нами принято решение провести агитационную работу о пользе питания, об употреблении всех блюд в школьной столовой, так как оно полноценное, разнообразное, это, во-первых. А во-вторых, нужно беречь и ценить не только деньги и продукты, но и труд наших поваров.

Наша гипотеза подтвердилась: если школьники будут употреблять все блюда школьной столовой, то у них будет меньше проблем со здоровьем, с успеваемостью.

Список литературы:

1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/Методическое пособие. - М.: ОЛМА Групп, 2007.

2. Здоровое питание. Здоровый образ жизни. – М.:АСТ: Апрель. 2005.

3. Конь И. Я. «Книга о здоровом питании школьников», М.«Просвещение» 2010 г.

4. Монтиньяк М.А. «Секреты здорового питания детей» / М.: Оникс, 2006.

5. Фолькер Г.С. «Энциклопедия правильного и здорового питания» / М.: Зебра Е, 2008.

6. Энциклопедия для детей. Правила питания – залог здоровья. 2009.

7. novostioede.ru›article/pravilnoje_pitanije_…

8. chudesalegko.rupitanie/

9.pitportal.ruschool_lunch/scsanpin/5240.html – Меню и СанПины по школьному...

10. http://74213s10.edusite.ru/p138aa1.html - анкеты.

11.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%B4%D0%B0_%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F

https://zpp.rospotrebnadzor.ru/news/federal/66469

Приложение 1

Таблица. Пятидневное меню школьной столовой

Наименование блюд

Выход (гр)

Белки

Жиры

Углеводы

Энергет. ценность

(ккал)

Понедельник, обед

         

Салат из капусты с раст. маслом

75

1,1

3,9

6,8

41

Суп картофельный

200

16,2

8,9

28,4

84,37

Рыба запечённая в сметанном соусе (треска)

90

0,6

7,73

4,72

131

Картофель отварной

150

2,98

4,21

24,03

146,24

Компот из сухофруктов

180

0,70

0,05

23,10

96,72

Хлеб пшеничный

30

2,3

0,3

14,5

94

Яблоко св.

100

0,3

0

8,4

39

Итого

 

20,5

13,1

89,5

594

Вторник, обед

         

Икра кабачковая

60

1,05

2,22

5,46

46,99

Борщ

200

1,46

3,09

7,57

64,75

Сметана

10

0,26

1,50

0,36

16,20

Фрикадельки из кур

90

13,63

12,93

6,76

198,28

Макароны отварные

150

5,85

2,86

37,40

198,97

Кисель из плодов черной смородины

180

0,19

0,04

22,30

87,74

Хлеб пшеничный

30

2,3

0,3

14,5

94

Итого

 

20,3

18,7

104

706

Среда, обед

         

Салат из моркови, яблок, апельсинов

60

0,54

5.68

4,90

74,03

Суп с бобовыми

200

8,02

4,60

15,00

133,81

Оладьи из печени с морковью

90

17,14

10,78

15,17

226,95

Каша гречневая рассыпчатая

150

8,49

6,56

38,34

246,01

Напиток витаминный

180

0,40

0,13

17,97

79,45

Хлеб ржано-пшеничный

30

1,98

0,36

10,26

49,62

Итого

 

20,7

19,8

54,1

809

Четверг, обед

         

Салат «Мозаика»

60

1,91

4,0

6,09

68,24

Щи из свежей капусты

200

1,57

3,12

5,82

47

Плов из птицы

200

22,03

22,11

37,61

438,54

Компот из вишни

200

0,48

0,08

24,80

102,61

Хлеб ржано-пшеничный

30

1,98

0,36

10,26

49,62

Итого

 

17,3

26,3

92,8

717

Пятница, обед

         

Винегрет с сельдью

60

3,33

5,65

4,14

81,02

Рассольник домашний

200

3,11

4,42

11,94

100,69

Говядина в кисло-сладком соусе

90

14,23

13.75

5,91

204,19

Картофельное пюре

150

3,28

3,99

22,18

138,19

Сок фруктовый

180

0,90

0,18

18,18

82,80

Хлеб пшеничный

30

2,3

0,3

14,5

94

Итого

 

17,4

21,4

73,9

657

Среднее за 1 день

 

19

19,9

82,7

697

Приложение 2

Таблица суточной калорийности.

Приложение 3

 Анкета «Школьное питание глазами учеников»

1.Питаешься ли ты в школьной столовой?

А) да б) нет

2.Завтракаешь ли ты дома?

А) да б) нет

3.Нравится ли тебе меню школьной столовой?

а) да б) нет

4. Какое блюдо из школьного меню тебе нравится кушать в школьной столовой?______________________________________________________

5.Что тебе не нравится кушать в школьной столовой:

6.Считаешь ли ты, что от правильного питания зависит твое здоровье и твоя успеваемость?

А)да б)нет

7.Знаешь ли ты, что такое правильное и здоровое питание?

А)да б) нет

8.Где вы получаете информацию о правильном и здоровом питании?

А)в школе б) дома в) по телевизору г) в интернете

9.Считаешь ли ты свое питание здоровым и полноценным?

А)да б) нет

10.Твои пожелания по вопросу организации питания в школе

Приложение 4

Анкета «Школьное питание глазами родителей»

1.Ваш сын (дочь) обедает в школе?

А)  да               б) нет

2.Если не обедает, то по какой причине:

а) невкусно

б) потому, что готовят нелюбимую его пищу

в) другие причины__________________________________________________________

3.Интересуетесь ли вы организацией горячего питания в школе?

А) да                   б) нет  

4.Интересовались ли вы меню школьной столовой?

А) да                   б) нет

5.Устраивает ли вас меню школьной столовой?

А)  да                 б)  нет

6. Доволен ли ваш ребенок качеством школьного питания?

А)  да                 б)  нет             в) что не устраивает

7.Доволен ли он оформлением и состоянием обеденного зала?

А)  д      б)  нет    в) что не устраивает________________________________________________

8. Говорите ли вы с вашим ребенком дома о пользе той или иной пищи, о витаминах, содержащихся в разных блюдах?

А) да, постоянно                б) нет, не хватает времени                 в) Иногда

9.Считаете ли вы питание своего ребенка здоровым и полноценным?

А) да             б) нет

10.Ваши пожелания по вопросу организации питания в школе….

Просмотров работы: 138