Государева дорога

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Государева дорога

Исмагилова И.И. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №1 села Верхнеяркеево муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан
Исмагилова Г.Ф. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №1 села Верхнеяркеево муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. ВВЕДЕНИЕ

Тракт Сибирский, тракт старинный

Режет надвое Урал.

Путь его безмерно длинный,

Да и век его не мал.

Пугачева Емельяна тракт Сибирский повидал.

Здесь ямщик счастливо-пьяный тройку лихо подгонял.

Были помыслы их чисты, но познав России ширь,

В кандалах шли декабристы в Забайкалье и Сибирь.

Тракт лежал, скорбел, несчастный, в обрамлении берез.

Он вплетал очей прекрасных горечь, соль обильных слез.

(Б. Мисюрев)

Россия. Далекое прошлое. Дороги. Разные они были. К одним относились с трепетом и уважением, к другим- со страхом и содроганием. Дороги, дороги... Всем с детства знакомо это слово. Дорога домой, дорога в храм, дорога в наш город, дороги нашего города. Давайте пройдем по дорогам и заглянем в глубину истории. Речь пойдет о Сибирском тракте, знаменитой «Государевой дороге». В исторических документах о ней упоминается еще в XIII веке. Она являлась оживленным торговым путем, соединяющим европейскую часть России с Сибирью. В настоящее время на месте «Государева дороги» проходит шоссе «Москва – Уфа- Казань- Томск- Иркутск- Кяхта». Было бы весьма интересно узнать, что хранит в себе земля, на территории которой некогда проходила одна из самых значимых дорог Московского государства, а в последующем Российской империи. [1]

Не надо ездить далеко, чтобы посетить интересные места, достаточно внимательно посмотреть вокруг и увидеть, что рядом с нами полно прекрасных исторических памятников. Именно поэтому я обратилась в своей работе к данной теме, кроме этого эта работа даст мне возможность глубже изучить историю своей малой Родины и родного села.

Материалом для данной краеведческой  научно-практической работы  послужили материалы Интернета, старые карты Российского государства, Республики Башкортостан и Илишевского района, результаты практической работы на местности, а также воспоминания сельчан.

Цель исследования – восстановить маршрут екатерининского тракта и изучить маршрут Государева дороги по территории современного Башкортостана и Илишевского района.

Задачи:

1.Собрать информацию о знаменитой дороге из различных источников.

2.Установить связь с современной трассы М-7 с Сибирским трактом по территории республики и района.

3.Анализировать и систематизировать найденный материал.

4.Выступить с исследовательской работой перед учениками школы.

Гипотеза: Мы предполагаем, что Башкортостан и Илишевский район является неотделимым звеном интересной и богатой истории нашей великой Родины. Ведь по ее территории проходила великая Государева дорога.

Методы: Чтение и анализ книг, интернет- ресурсов, связь с работниками краеведческого музея с.Верхнеяркеево и старожилами с.Исаметово.

2. Необходимость создания тракта

На протяжении довольно долгого периода сообщение между европейской частью России и Сибирью осуществлялось только по раздельным речным путям. Связано это было с отсутствием дорог. В 1689 году между Россией и Китаем был подписан Нерчинский договор, благодаря которому между странами стали впервые возможны официальные отношения. Кроме того, соглашение открыло путь разнообразным торговым отношениям, что вызвало потребность в создании транспортного коридора между государствами.

3. Строительство «Государева дороги»

12 (22) ноября 1689г. вышел указ об учреждении пути, соединяющего Центральную Россию с Сибирью, однако обустройство тракта началось только в 1730 и было закончено в середине XIX века, до этого из-за отсутствия дорог в основном использовались речные пути.

Сибирский тракт шёл из Москвы через Муром, Козьмодемьянск, Уфа, Казань, Осу, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Тару, Каинск, Колывань, Томск, Енисейск, Иркутск, Верхнеудинск, Нерчинск до Кяхты (на границе с Китаем). Далее чаеторговцы пересекали степи Внутренней Монголии и прибывали в Калган — крупную заставу на Великой Китайской стене, считавшуюся воротами в Китай. (приложение рис. 1) [2]

 В августе 1735 года  особым указом правительства утвердили почтовую службу, но в XVIII-XIX веках по «катьке» возили только корреспонденцию, исходящую от царского двора. Для ускорения доставки почты составили специальную инструкцию: «нигде, а особливо в городах и селениях, у питейных домов не останавливаться». [3]

В царской России все тракты делились на почтовые, земские и коммерческие.

В 1817 г. Специальным Указом Александра I утверждены новые правила устройства почтовых трактов: под дорогу отводилась полоса шириной 30 сажен (60 м.), из них 8-10 сажен предназначали непосредственно для проезжей дороги. По 5 сажен на каждой стороне отводили для канав и придорожных березовых аллей, остальную часть полосы, огражденной по бокам канавами, отвели для прогона скота. Каждому крестьянскому хозяйству притрактовых деревень был дан «урок» посадить на придорожной полосе по нескольку берез и следить за их выживанием; ответственность за сохранность берез ложилась на общину.  

В ХVIII веке это была главная артерия, по которой гнали скот, везли топленое масло, шерсть, пуховые платки. Зимой по тракту курсировали прасолы, скупавшие теленка за пару сапог, барана – за фунт плохого чая, годовалого ягненка – за ситец на рубаху. К маю, дорога была уже запружена гуртами скота, которые гнали на ярмарку в Оренбург.

Император Александр 1 в сентябре 1824 года проделал путешествие на Урал, проехав через Верхнеуральск по Екатерининскому тракту. В ХIХ веке по этой дороге вели по этапу каторжников. Дорога, соединяющая Оренбург, Уфу, Екатеринбург вела в Верхнеуральскую тюрьму.

Верхнеуральск входил, как этап, в маршрут следования ссыльных из центра России в Сибирь. Здесь менялись конвоиры и лошади, давали кратковременный отдых арестантам, которыми в разное время были декабристы, народники, демократы и революционеры, большевики и меньшевики.

В народе тракт имел несколько названий: «великий кандальный путь», «государева дорога», « дорога слез и горя», «Екатерининский тракт». По нему прошли и проехали тысячи арестантов (включая таких известных ссыльных и заключенных, как А.Н. Радищев, декабристы, А.И. Герцен и др.), политзаключенные, беглые крепостные крестьяне, а также купцы, многие известные путешественники, государственные деятели (включая и царские особы, например, Александр I, Александр II).

Их заковывали в кандалы, связывали друг с другом и вели по 100-200 человек, иногда их количество достигало 500 человек, а позади ехал надзиратель с ружьем. При побеге заключенного конвоиры могли схватить любого мужика в дороге и связать с заключенными и увезти. Поэтому крестьяне боялись ездить по Сибирскому тракту. Да и езда была запрещена для крестьян.

4. Дорога по территории Башкирии

Дорога Екатерины считается одной из самых “молодых” среди всех дорог, проходивших через Башкирию. История тракта начинается с момента, когда Российская империя полностью завладела средним и южным Уралом, восточными и южными частями Башкирии, территориями Мензелинского уезда и построила там ряд военных крепостей.

Вскоре через каждые 20-30 километров по тракту были построены этапные тюрьмы для ночлега каторжан. Утром этапных выстраивали во дворе этапной тюрьмы для проверки и отправки в путь до следующей этапной тюрьмы. И сегодня кое-где еще сохранились здания, связанные с печальной участью Сибирского тракта – быть дорогой неволи. [4]

Одной из центральных точек на пути Уральского тракта стал город Верхнеуральск, а точнее основанная в нем тюрьма. Этот город стал обязательным пунктом пребывания как осужденных с местного региона, так и каторжан перегоняемых из губерний центральной части страны в Сибирь. Несколько столетий Верхнеуральский централ оставался главной перевалочной базой в пенитенциарной системе России. Каторжан заковывали в кандалы, связывали друг с другом и вели группами по 100-200 человек, иногда их количество достигало 500 человек, в день колонны проходили по 20-30 километров. По аналогии с узловыми железнодорожными станциями, здесь менялись конвоиры, лошади, также давали кратковременный отдых арестантам. В разное время стены местной тюрьмы встречали декабристов, народников, террористов, демократов и революционеров. По самым скромным подсчетам, в XIX веке по Екатерининскому тракту прошли более одного миллиона осужденных каторжан… ( приложение рис 2.) [5]

4.1 Тракт по Учалинскому району

По территории современного Учалинского района тракт проходит следующим образом: со стороны Екатеринбурга дорога направлялась в сторону Златоуста, затем проходила по территории современного Учалинского района через населенные пункты района: Мулдашево, Кужаево, Вознесенку, Абзаково. В селе Вознесенка можно ознакомиться с еще одним памятником архитектуры — монумент Александру II в честь освобождении Руси от крепостного права, воздвигнутый ориентировочно в 1883 году. Памятник имеет вид срезанной сверху пирамиды. В былые времена на его вершине блестела позолоченная императорская корона, а посередине — надпись: «Александр II, родился в 1818 году, короновался в 1841 году, в 1861 году освободил крестьян от крепостного ига, в 1881 году умер мученической смертью. Вечная ему память»…

Далее через Мало-Муйнаково дорога направлялась в сторону Рысаево, шла через деревни Ильтебаново и Уразово, пересекая современную авто трассу Уфа — Учалы, направляясь в сторону Базаргулово, Москово и далее на Верхнеуральск.

Нить маршрута: Учалы — Мулдашево-Кужаево-Вознесенка-Абзаково-Маломуйнаково-Рысаево-Ильтебаново-Уразово-Базаргулово-Москово – Верхнеуральск. [6]

Недалеко от села Ахуново в Учалинском районе сохранился участок дороги, вымощенный еще в 17 веке по указу императрицы Екатерины Великой. Которая, правда, до этих мест так и не добралась. Булыжная трасса, шириной около трех метров никак не огорожена и до сих используется по своему прямому назначению – по ней ездят. [7]

5.Бирский-Сибирский тракт

Асфальтовое шоссе, минуя Благовещенск, протянулось с юга на север - это дорога от Уфы до Бирска. Трудно представить, но всего сто лет назад её не существовало, и в Бирск ездили совсем по-другому. Старая Бирская- Сибирская дорога начиналась на западе города. Для того чтобы попасть туда, а также в Казань, Екатеринбург или Пермь нашим предкам нужно было для начала выкатиться на Вавиловский перевоз через Белую - место, где сегодня улица Деревенская переправа в Нижегородке выходит к берегу Белой. Там до сих пор видны следы паромной переправы.

Далее дорога шла через деревню Вавилово, совпадая с нынешней трассой М7, ведущей на Казань. В деревне Мамяково старая дорога отклоняется вправо, идёт через деревни Медведерово, Ахлыстино, а напротив села Калинники снова выходит к Белой. Здесь также когда-то действовал перевоз, называвшийся Монастырский по селу Монастырский Дуваней. 

В наше время от былого почтового тракта осталась проселочная дорога разной степени сохранности. Трудно представить, что когда-то здесь шёл плотный трафик. Однако это подтверждают артефакты. Например, каменный мостик на обычной проселочной дороге возле деревни Канлы. Или вот два каменных мостика-близнеца посреди болотистой уремы, не доезжая до села Калинники. 

5.1 Покровитель лошадей

От Монастырского перевоза через Белую дорога ветвилась на две части. Одна через село Петровское шла на Бирск и оттуда на Елабугу. Именно так раньше ездили на Казань. Другая - вдоль озера Старица на Калинники, большое притрактовое село. Когда-то на главной улице села стояла церковь Фрола и Лавра, покровителей лошадей. По воспоминаниям старожилов, обозных лошадей выстраивали вдоль дороги и батюшка кропил их святой водой. 
Далее дорога, теперь это был уже конкретный Сибирский тракт, шла на север. 
Следующее крупное село – Емашево, где до сих пор сохранился грандиозный кирпичный храм. Здесь старый тракт сбегает под горку и по мосту пересекает полноводную реку Бирь. 

За Емашево дорогу обступает лес, среди которого на полянах читаются былые деревни, также в одну улицу стоявшие вдоль тракта. Вообще, когда едешь по этой дороге, чувствуешь себя исследователем. Прошлая жизнь не так сильно спрятана от нас. Но она удаляется всё дальше. И если каменные мостики ещё есть, то деревянные давно сгнили и рухнули.

В Мишкино старый тракт выходит на асфальт и совпадает, местами уходя в сторону, с дорогой на Караидель и Тастубу. За деревней Рефанды ещё один красивый каменный арочный мост. Кстати, ширина мостиков везде около 6 метров. Таковы были стандарты почтового тракта. В деревне Явгильдино на Аскино уходит дорога, ведущая в итоге на Кунгур и выходящая на Великий Московско-Сибирский тракт. Тот самый, построенный при Екатерине.

По государственному тракту во времена Екатерины II, имея на руках подорожную и меняя лошадей на почтовых станциях, можно было добраться практически до любой жилой точки империи.[8]

5.2 Бирский-Сибирского тракт в Мишкинском районе

Бирский тракт - ответвление этой великой дороги, которую называют еще Екатерининским трактом. Бирский тракт соединяет между собой Уфу и Пермь. Он проходит через Благзавод (Благовещенск), Калинники, Емашево, Мишкино, Рефанды, Аскино и далее через Щучье Озеро, Красноуфимск, Кунгур. Возле него он и соединяется с Сибирским трактом. Той дороги Мишкино-Бирск, которой мы сейчас пользуемся, до революции не было вовсе, были лишь проселки между деревнями, превращавшиеся зимой в накатанные санные пути, которыми и пользовались местные жители. Единственный же большой путь - Бирский тракт. Карта известного картографа Стрельбицкого, изданная в 1919 году (приложение рис. 2), подтверждает это. Единственная большая дорога на ней - Бирский тракт, остальное - только проселки.

Село Емашево, расположенное на границе Мишкинского и Бирского районов, - совсем небольшое. А в старые времена, когда через него проходила столбовая дорога, было по-другому. Здесь были и торговые лавки, и заезжие дворы, мануфактуры, были развиты различные ремесла. Село было богатым и быстро развивающимся, на что косвенно сейчас указывает то, какую большую церковь построили себе емашевцы на рубеже 19-20-ых веков. Размеры её впечатляют и сейчас, несмотря на то, что о былом её величии говорят только сохранившиеся руины. А ведь была еще и колокольня! Церковь называлась Казанско-Богородской. 

От исторического Бирского тракта осталось мало материальных свидетельств. Кое-где по нему проложены новые дороги, а там где они ушли в сторону, он просто зарос, потерялся во времени, забылся. Но на территории нашего района есть все же два материальных памятника этого знаменитого пути прошлых веков. Это каменные мосты, устроенные в конце 18-го века. Один из них находится возле деревни Яндыганово, рядом с проселком, идущим в Емашево, второй - через речку Бишалаб, прямо рядом с современным мостом, на трассе Мишкино-Караидель , через несколько километров от Рефандов. Этот мост особенно впечатляет и размерами, и мастерством, с которым устроен. [9]

5.3 Екатерининская дорога по Караидельскому району

Чтобы увидеть воочию Екатерининскую дорогу, или, как ее еще называют, Сибирский тракт, нужно пересечь село Караидель и выехать на берег Уфимки. Раньше здесь была паромная переправа — бодрый катерок перетаскивал туда-сюда баржу с автомобилями и людьми. И мало кто задумывался, что этой переправе более ста лет — в 1870-х годах здесь начал действовать Шафеев перевоз, названный так по имени человека, который его держал.

На противоположном берегу, сразу за селом Абызово, круто поднимается в гору Екатерининская дорога. Преодолеть подъем нелегко даже на современной технике. Не менее опасен и спуск: не удержишься — не сносить головы. Когда в более поздние времена здесь проходили лесовозы, к машине сзади привязывали толстое бревно, чтобы оно хоть немного притормаживаю движение. Мучения кончились уже в новые времена, когда проложили объездную дорогу...

Сейчас между Караиделью и Тастубой Дуванского района — 70 безлюдных километров, а когда-то здесь были села. В одном из них, Каирово, как раз и располагалась почтовая станция. После революции село стало вымирать. На рубеже веков еще оставалось три покосившихся дома, но потом и они сгорели. [10]

6. Дорога в Казань

Для того чтобы попасть туда, а также в Казань, Екатеринбург или Пермь нашим предкам нужно было для начала выкатиться на Вавиловский перевоз через Белую - место, где сегодня улица Деревенская переправа в Нижегородке выходит к берегу Белой. Там до сих пор видны следы паромной переправы.

Далее дорога шла через деревню Вавилово, совпадая с нынешней трассой М7, ведущей на Казань.

6.1 Кушнаренковский район

В нескольких километрах от райцентра  над небольшими речушками-ручейками проложены каменные мостики. Их и не заметишь с дороги, пока не спустишься к воде. Это так  называемые «екатерининские» мосты, хотя по заверениям  И.Ф. Кадырова, построены они значительно позже, в начале 19 века, к приезду в наш край императора Александра I. Через три проложенных на отдалении друг от друга мостика (а они, если смотреть снизу, ещё не сильно разрушены, можно восстановить, раньше умели строить) шёл тракт каторжан в Сибирь. [11]

6.2 «Государева дорога» по Илишевскому району

 В 18 веке по всей России открывались новые торжки. Потоки товаров устремлялись из края в край. Большинство из них по-прежнему переводилось по рекам на баржах, которые тянули бурлаки. Но постепенно строились и тракты – новые шоссейные дороги с канавой для отвода воды и покрытием из камня, с верстовыми столбами. Вдоль дорог высаживали березы, чтобы не сбиться с пути. Дороги получили название «Екатерининский тракт», березы - Екатерининскими. Крестьяне следили за выживанием берез, контролировали водосточные канавы, вносили денежную и натуральную плату…

  При побеге каторжан конвоиры могли связать любого мужика. «Государева дорога» была достроена к середине 19 века, она дошла до китайской стены. По этим же дорогам перевозили почту, переселялись крестьяне и.т.д. Этот тракт разделился на ряд дорог, имевших региональное значение. Одна из этих ветвей проходила через с.Исаметово. Об этом свидетельствует, прежде всего, каменный мост, построенный через реку Аушты. По легендам он был построен во времена Екатерины 2 и по разговорам старцев деревни, до сих пор носит название «Эби патша купере». Его учил строить русский мужик, а работали местные крестьяне, они же приносили яйца для раствора с целью скрепления камней. Таких мостов по России- сотни, тысячи. Они были построены по указу царицы о строительстве арочных мостов. Конструкция этих мостов проста, а в вот крепость пошла на века. В настоящее время он находится под укрепленным и расширенным мостом, по нему проходит федеральная трасса «Волга М7» .

 После моста поднимается крутой склон, и дорога стремительно уходит в Верхнеяркеево и на Уфу. Этот склон- настоящее испытание для водителей, особенно знаменит среди водителей-дальнобойщиков.   Говорят, о нем знают даже в Китае. Раньше, кто хотел ехать в Яркеево от начала до конца этого склона подталкивал машины. Если машина сядет или съедет на обочину, могли вытащить только тракторы. За последние 15 лет 2 раза срезали эту горку…

 С вершины этого склона открывается великолепная панорама: справа старый березовый лес вперемешку с молодым сосняком и прекрасными долинами и балками. Там, огибая деревню с северной стороны, протекает речка Аушты на которой в конце 18 века стояло 4 водяных мельницы. С другой стороны моста в 70 годах прошлого века проживала семья Камаловых Ф. Напротив их усадьбы поднимался тот самый склон, который являл собой голый пустырь. А нынче там выросли стройные лиственницы. Чуть меньше километра вверх по речке находится прекрасно оформленный и ухоженный родник «Ђнилљр чишмљсе».

 Однако же, вернемся к мосту. О том, что этот мост и кандальная дорога одно целое свидетельствует очень многое. Взглянем вглубь истории деревни Старокуктово. 1795 год, деревня находилась у столбовой дороги, соединяющий Бирск с Мензелинском. Здесь была почтовая станция. [17]

В этой же деревне («Иске авыл»да) были найдены и кандалы. Дома «ристан» находились еще в д.Лаяшты Илишевского района, д.Байсарово Республики Татарстан. В деревне Баисарово до сих пор находятся торговые лавки купцов. Видимо, дорога проходила чуть поодаль данной трассы, через деревню Исаметово на Чишмабаш-Байсарово. Об этом свидетельствует разрушенный арочный мост «Кыргыз купере» через «Ямансаз» чуть выше деревни Зейлово, Лаяшты, село Куктово, Байсар. Эти три деревни как раз находятся в 25 км друг от друга. В истории деревни Аккузево тоже говорится Московской дороге, которая шла в Сибирь и она огибала «Чагылтау» и назывался «Караван юлы», которая говорит о торговых связях с востоком.

 Развитие торговли и ремесел оказывало влияние и на нашу деревню. По данным историка А.З.Асфандиярова в конце 18 века деревня имела две мечети с мусульманским училищем, четыре мельницы, изготавливали ободья и колеса. Возможно, их продавали в Байсаровском базаре, который считался центром торговли Минзилинского уезда,

 В Пугачевском бунте участвовали крестьяне и из наших краев. Они направлялись в Минзилинск и проходили через Байсарово, командиры заставляли местных крестьян накормить, дать ночлежку и повстанцам. ( приложение рис 3.)

 Крестьяне тут же присоединялись к ним, о чем свидетельствует история д.Байсарово. Есть поверье, башкирского национального героя С.Юлаева и его отца могли прогонять через наши деревни. Их этапировали из Уфы на Бирск, затем Мензелинск-Казань. Они, закованные в колодки, были отправлены в Казань в Секретную комиссию. [18] Видимо, много, ой как много тайн хранит этот маленький мостик под названием «Ђби патша купере».

 В настоящее время, неразрушенный веками, он имеет колоссальное хозяйственное и историческое значение, является уникальным архитектурным объектом и находится в одном из прекрасных природных уголков Илишевского района на стыке с дружественным Татарстаном. [12]

7.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сибирский такт имел всероссийское значение на протяжении полутора веков. Он начал утрачивать свое значение после появления пароходного движения в 1840-е годы, и особенно после прокладки железной дороги в Сибирь в 1890-е. Транспортная потребность страны росли, и следствием этого стало строительство Трансибирской магистрали, завершившееся в 1903 году. Это положило конец более медленной караванной торговле.

Сегодня основной трассой, связывающей европейскую часть России с Сибирью и Дальнем Востоком, является автодорога М-7. Она идет от Москвы через Казань,и Верхнеяркеево и Уфу. (приложение рис 4.)

Отчасти трасса «накладывается» на южную ветку бывшего Сибирского тракта, но нынешняя дорога, благодаря техническому прогрессу, выпрямлена и сокращена, поэтому большая часть старого петляющего и учитывающего природный ландшафт пути осталась в стороне. [16]

Сегодня Сибирский тракт основательно спрямили и заасфальтировали. Дорога теперь проходит, минуя населенные пункты. Но сохранились в неприкосновенности старые участки тракта – там все, как и сто лет назад, по ним не мчатся комфортабельные автобусы и мощные грузовики, но именно здесь постигается суть этой великой дороги. Кандальный этот звон до сих пор слышен в российской истории и литературе. Кто только не писал о Сибирском тракте – от Радищева до Розенбаума. Из поколения в поколение в придорожных селах и деревнях передают предания и легенды, связанные с дорогой и теми, кто вольно или невольно путешествовал по тракту. Кандальная слава Большого сибирского тракта осталась в истории.

На музейной витрине, и можно теперь увидеть кандалы, поддужные колокольчики, конную упряжь... Но осталась страна Сибирь, где по-прежнему говорят: «Там, у вас в России...» Для сибиряков все, что западнее Уральского хребта, - Россия. И все равно не чужие мы друг другу, связала нас издавна общая история, где были и горькие, и светлые страницы, и вот эта дорога, что до сих пор зовется Большой сибирский тракт. Разные области, разные народы связаны этой неразрывной нитью. И среди них наша республика и наша- Илишевская земля. Для меня эта тема особенно близка и приятна, потому что моя семья и мои предки жили и живут в Илишевском районе. Я уверена, что мои далекие предки были сопричастны к истории Сибирского тракта.[4]

8. Список использованной литературы:

https://infourok.ru/proektno-issledovatelskaya-rabota-vladimirka-istoricheskaya-doroga-2906814.html

https://volonter.livejournal.com/292185.html

https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2018/12/19/ekaterininskiy-trakt-v-istorii-sela-kumareyka

https://multiurok.ru/files/issledovatelskaia-rabota-uchashchikhsia-sibirskii.html

https://zen.yandex.ru/media/tainyurala/ekaterininskii-trakt-dvuhsotletniaia-doroga-po-kotoroi-do-sih-por-mojno-ezdit-5be2a9f6ae7aa900a9377483

http://xn--80aqiugddbd0b8b.xn

 http://www.bashinform.ru/longread/10mestrb/#ixzz64swxI9Xj

http://gorodskoyportal.ru/ufa/news/news/3844917/

https://studopedia.ru/14_93045_zakon-nachal.html

http://ufa-news.net/society/2015/07/03/58215.html

http://www.rgo-rb.ru/2016/10/podarki-ot-pomeshhika/

 https://bizhbulyak.bashkortostan.ru/presscenter/news/131388/

https://mamlas.livejournal.com/2458010.html

http://alsh-vesti.ru/news/123419/

https://bizhbulyak.bashkortostan.ru/district/places/140/

https://topwar.ru/78447-velikiy-kandalnyy-put.html

А.З.Асфандияров «История сел и деревень Башкортостана». Четвертая книга 119 с.

Газиз Галин «Последний путь Салавата». Уфа Китап. 1994 г.

9.Приложение

Рис 1. Великий Сибирский тракт.

Рис 2. Карта Уфимской губерний.

Рис 3. Фрагмент карты Уфимской губерний 1877г. (территория Илишевского района)

Рис 4. Карта маршрута «Екатерининской дороги»

Просмотров работы: 1572