Тайны Горячеводского храма - крепости

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Тайны Горячеводского храма - крепости

Колтунов А.И. 1
1МБОУ К СОШ №19 г. Пятигорска
Коваль Т.В. 1
1МБОУ К СОШ №19 г. Пятигорска
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Введение

Актуальность темы. Наш поселок Горячеводский полон наследием исторического прошлого. Источники самых необходимых человеку жизненных ценностей, носителями которых были наши предки. В связи с этим появляется естественное желание по-новому прочесть многие страницы отечественной истории, с тем, чтобы преодолеть сложившиеся в освещении и оценке многих явлений и событий. Обратившись к различным источникам по этой теме, меня затронули очень многие события, не только связанные с историей появления Горячеводского храма в крепости, но и то, с какой трепетностью хранили религиозные ценности наши предки-казаки. Очень хотелось, чтобы наше архитектурное  наследие оборонного зодчества    получило статус «утраченное».   Это и определило выбор  темы «Тайны Горячеводского храма – крепости».

Цель работы: изучить  из разных источников информации об утраченном наследии  оборонного зодчества Горячеводском храме – крепости.

Разработка квеста «Тайны Горячеводского храма -  крепости» и размещение ее на информационно-коммуникационном сайте позволит расширить возможности для распространения данной информации.

Награда за прохождения маршрута квеста «Тайны Горячеводского храма - крепости» станет хорошим мотивирующим толчком к посещению главных достопримечательностей региона, изучению его истории

Задачи исследования:

Собрать исторический материал о начальном этапе существования казачьего храма-крепости.

Выявить исторические факты, связанные с историей казачества того времени.

Разработать квест «Тайны Горячеводского храма - крепости»,  который станет эффективного средства повышения мотивации для изучения исторического наследия поселка Горячеводского.

Методы и приемы. При написании данной исследовательской работы, были использованы материалы библиотеки п. Горячеводского, школьной библиотеки, краеведческого музея. Интернет ресурсы позволили мне найти карты, фотографии, документы, заметки краеведов об истории родного края.

Методы.                                                                                                            

  1.Исследовательский метод  .                                                                                                               

 2.Метод работы с историческими источниками                                                                            

3.Использование ресурсов интернета

Теоретическая часть

  Глава 1. История Горячеводского храма - крепости    

1.1.Предпосылки возникновения крепостей.

Пятигорск возник в конце VIII века как один из пунктов Азово-Моздокской укрепленной линии, учрежденной Екатериной II для защиты южных рубежей империи. Крепость, воздвигнутая в 1780 году «у Бештовых гор», стала называться Константиногорской, по имени Константина – внука государыни.  Неподалеку от крепости появилось поселение Горячие воды, где у целебных источников отдыхали приезжие.  Основная функция Константиногорской крепости  — защита военных гарнизонов от нападений немирных горцев, с этой же целью появилась необходимость создания Горячеводской крепости для жителей и отдыхающих.

  1.2. История возникновения Горячеводского храма - крепости

Появление храма. В 1825 году на площади созданной станицы Горячеводской (на месте кинотеатра "Октябрь") казаки построили храм Успения Божией Матери. Он был перевезен в разобранном виде из станицы Дубовки Воронежской губернии сначала в Георгиевскую станицу, а затем дальше, в новую крепость. Вместе со своим домашним скарбом они везли и церковь. Она были деревянной, без гвоздевой связи, а поэтому легко разбиралась и перевозилась на новые места. Защита храма - одна из первых обязанностей христианина. Поэтому казаки стремились не расставаться с нейПоставленный Успенский храм на обширной площади красиво выделялся своими стройными объемами на фоне кудрявого Машука.  (Приложение 1). Храм в своем окончательном виде строился, по всей видимости, при участии братьев Бернардацци – главных архитекторов города Пятигорска. 17 октября 1825 года состоялось освящение второго алтаря. Это была большая деревянная церковь, просторная, рассчитанная на большое число прихожан.  Вся жизнь казаков была связана с храмом. Вот только один пример. Имеются сведения о том, что именно здесь в 1842 году венчались Аграфена Верзилина и Василий Диков, знакомые поэта Лермонтова по Пятигорску. Неслучайно это великое семейное событие происходило именно в станичном храме: ведь отец невесты – генерал Петр Семенович Верзилин – известный казак, первый атаман кавказского линейного войска.

Сейчас дом генерала Верзилина в Пятигорске является частью литературного музея Михаила Лермонтова. Он приехал в Пятигорск на воды в 1841 году и снял небольшой дом у майора Чиляева. Дом Верзилиных находился по соседству, и Лермонтов бывал здесь практически каждый день. В гостиной этого дома произошла его ссора с Мартыновым. (Приложение№3).

  Военные цели Горячеводского храма - крепости. Основная цель -наблюдение с колокольни, это давало возможность своевременно обнаружить приближение неприятеля. Набат колоколом служил оповещением жителей о приближающейся опасности. Каменная ограда вокруг церкви давала вполне надежную защиту. Ограждаемая площадь обычно вмещала всех жителей с их домашним скарбом и животными. Важным обстоятельством было то, что жители, защищая себя, одновременно защищали церковь, являющуюся большой духовной и также материальной ценностью.
А в обычные дни тишину станичной жизни нарушал церковный колокол, созывая верующих на Богослужение, бил набат при пожаре, колоколом созывали станичный сход, проходивший тут же у церкви. Колоколом возвещали о смерти кого-либо из станичников.

1.3. План Горячеводского храма - крепости  

 Архитектурное решение храма приближается к типу шатровой архитектуры: в общих приемах и стиле она напоминает старейший сохранившийся храм на Кавказских Минеральных Водах – Никольскую церковь в городе Ессентуки. В плане храм имел форму четырехугольного креста, греческого, равноконечного. Имел два алтаря. В барабане шатрового купола было 8 окон, поэтому центральная часть храма была хорошо освещена. В 1825 году к храму была пристроена колокольня, каменная, с деревянной надстройкой. В конце XIX века тесовые кровли были заменены железными, а перед Октябрьской революцией 1917 года, деревянную конструкцию храма стали заменять каменной. Важной особенностью Горячеводского храма было возведение вокруг здания каменной стены 125 саженей в высоту с 80 бойницами и 4 воротами. Ворота были также каменными и имели амбразуры для стрельбы. Храм представлял собой одновременно крепость, и в случае набегов горцев все жители станицы могли укрыться за его стенами, где казаки могли выдерживать осаду по несколько дней. Крепостная ограда была построена сразу же после освящения храма. Сама станица, как и положено, была окопана большим рвом с въездными воротами, которые постоянно охранялись нарядом. На Тереке не было ни одной другой подобной церкви с огромными крепостными стенами

Религиозная жизнь храма. Вступив в январе 1858 года в управление Епархией, епископ Игнатий Брянчанинов решил в ближайшее лето объехать всю ее кавказскую часть, соединив обзор церквей и причтов с лечением на Водах. Находясь в Пятигорске, Святитель Игнатий посетил казачий храм в станице Горячеводской. Совершив богослужение в станичном храме, он не единожды бывал в этой   церкви, изучал ее архивы.

В конце 20-ых – начале 30-ых годов в Успенском храме служил священник Петр Курлеев, который впоследствии был расстрелян за веру православную. В Горячеводске о. Петр прослужил 8 лет, всеми признанный, любимый и почитаемый за свою скромность и простоту, за настоящее подвижническое служение. В храме было всегда много прихожан, когда служил батюшка, потому что на проповеди к отцу Петру стремились попасть верующие из других приходов. Настоятеля арестовали, и позже расстреляли. После расстрела фотография батюшки под большим секретом была размножена и распространена среди прихожан Успенского храма для молитвенного поклонения как мученику Христову. А заупокойную службу по убиенному отслужил в Успенском храме архиепископ Пятигорский и Буденовский Мефодий (Абрамкин) – бывший на кафедре с 1933 по 1937 год, который в это время служил в Успенском храме и который повторил мученический подвиг отца Петра с разницей в 7 лет.

Лето 1937 года было последним в жизни Архиепископа Мефодия. Последние три года он служил в Горячеводском Успенском храме, изгнанный обновленцами из Михайловского собора. Последними сослуживцами Владыки были протоиерей Владимир Борисенко и настоятель Успенской церкви протоиерей Иоанн Ключник, перешедший было к обновленцам, но затем вымоливший прощение у Архиепископа Мефодия. Все трое были арестованы осенью 1937 года. В последний раз Владыку видели в следственном изоляторе города Ставрополя. Далее его следы теряются. В Горячеводской Успенской церкви в особом киоте хранится его фотография и панагия. Постник, молитвенник, страдалец за веру – таким остался Высокопреосвященнейший  Мефодий в памяти знавших его людей.

В 1937 году церковь была закрыта. В 1943 году она была снова открыта, но недолго. Спустя шесть месяцев ее снова закрыли. В здании был устроен киноклуб, архитектурный облик был искажен, так как здание постепенно разбиралось. В 70-х годах церковь была разобрана совсем, тогда же была уничтожена и крепостная стена.

После закрытия храма православная община ст. Горячеводской собиралась для богослужений в разных домах верующих, пока в 1947 году у Иосифа Иосифовича Жебриса общиной был куплен дом с земельным участком, который был перестроен в молельный дом, и где и сейчас находится храм Успения Божией Матери.

Впоследствии неоднократно производилось расширение храмового здания, так как оно не вмещало уже всех молящихся.  История Успенского храма тесно связана с жизнью всей Русской Православной церкви и хранит немало славных страниц.

В 1992 году на площади, на месте, где находился старый Успенский храм, был поставлен крест в память о убиенных священнослужителях и казаках. С помощью Божией, здесь построили часовню в честь Новомучеников и Исповедников Российских. Активное участие в строительстве часовни принимали Горячеводские казаки.

Священнослужители Успенской церкви помогают возрождению казачества в Пятигорске. Вот уже 20 лет существует казачья община. Вся жизнь казаков, как и прежде, связана с Церковью. Все важные вопросы казачества решаются на круге (собрание всех взрослых мужчин-казаков). На круге обязательно присутствует священник, потому что если священник отсутствует на круге или вышел из его состава, то все решения, принятые в его отсутствие, как и в отсутствии совета стариков, считаются недействительными. Да и сам круг начинается с молитвы. Атаман и казаки принимают присягу в храме Божьем, перед Крестом и Евангелием.

Одними из главных святынь храма является икона святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского, с частицей его святых мощей, икона с частицей мощей архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), иконы Пресвятой Богородицы "Споручница грешных" и "Моздокская". В храме находится хоругви еще от старой церкви, которые были сооружены казаками ст. Горячеводской в память службы за Кавказом во 2-ом Волжском полку в 1906г.    

                                                                                                

1.4. Из прошлого в настоящее

 Уникальные раскопки

11.02.2000г. рабочие аварийной службы пятигорской Горэлектросети выехали на обрыв кабеля на улице Ленина в Горячеводске(рис.4). Копнули пару раз ковшом и... зацепили плиту склепа. Оказалось, что прямо под проезжей частью находилась чья-то могила. Рабочие сразу обратились в милицию. Но версию о криминале прибывшие оперативники отвергли - захоронение было очень давним.

Находка моментально стала сенсацией. Горячеводская казачья община и милиционеры выставили у склепа ночной патруль - слишком уж много было желающих «приобщиться» к старине. Старожилы вспоминали, что в XIX веке на этом месте стояла Успенская церковь, а значит, двое погребенных могли быть священнослужителями.

Но обнаруженные в одном из гробов элементы казачьего военного обмундирования говорили о том, что похоронены здесь были воины-казаки. А еще спустя несколько дней сотрудники Пятигорского краеведческого музея выяснили, что похоронены мужчина и женщина.

- Факт захоронения светских или военных лиц в ограде храма свидетельствовал об особом статусе покойных, - рассказал «КП» пресс-секретарь Ставропольского и Владикавказского Епархиального Управления русской православной церкви Евгений Бронский. - Это могли быть только заслуженные жители станицы, меценаты или высшие военные чины.

О высоком положении покойных говорит и тот факт, что гроб сделан с ручками в форме двуглавых орлов, обивка - ручной работы. На женщине было дорогое платье из шелка, рукава фонариками по моде того времени. Из личных вещей казака сохранились деревянный нательный крестик с позолотой, фрагменты черкески, нательная рубаха и сапоги. Но... никаких инициалов на одежде, хотя бы что-то, указывающее на род и личность погребенных. Между тем Евгений Бронский назвал имя и ранг казака - полковник Филипп Филонов.

Тем временем казаки Горячеводской общины «раскопали» в архивах другую версию. Захороненный казак мог оказаться одним из отцов-основателей Горячеводска, чье летосчисление ведется с 1825 года, когда в станицу из Саратовской губернии в разобранном виде была привезена деревянная казачья Успенская церковь.

 - Этот человек мог приехать на Кавказ в составе одного из Волжских полков, - рассуждает директор краеведческого музея Лидия Краснокутская, - занимал руководящий пост и, скорее всего, занимался развитием станицы.

Не обошлось без неожиданностей. В один из дней к казакам обратился старожил станицы Горячеводской, который утверждал, что ему доподлинно известна личность и чин захороненного: генерал Струков. Работая по этой версии в архиве, казаки нашли информацию об  Иване Яковлевиче Струкове. Но он оказался всего лишь сотником. Документ гласил: «должностей по службе не занимал, прямых обязанностей по высочайшим повелениям и от своего начальства не имел», то есть не был ни заслуженным человеком, ни высоким чином, чтобы его хоронили в ограде церкви.

Все сомнения развеял рапорт благочинного протоиерея Василия Жукова от 14 марта 1914 года во Владикавказскую Духовную Консисторию, гласивший, что «в ограде Успенской церкви ст. Горячеводской погребены полковник Филипп Фирсов с супругой. Умер и погребен в 1893 году, его жена -

в 1858 г. Родственников у Фирсовых в станице нет, и претензий к разрытию их могил не заявлялось...»

- Обнаруженные в Горячеводске останки были опознаны как мужчина и женщина с приличной разницей в возрасте: 70 и 40 лет, - говорит начальник штаба ГМОО «Горячеводская казачья община» Владимир Пономарев. -  Даты захоронения совпали с нашими догадками. Отсутствие родственников косвенно подтверждает тот факт, что Фирсовы были переселенцами. Возможно, полковник был уроженцем Саратовской губернии, откуда была привезена казачья церковь. Может быть, он привез с собой молодую жену, которой оставался верен до самой смерти - а это без малого 35 лет.

Разрешения  на захоронение в Религиозном центре Казачества во Владикавказе, в присутствии казаков, сотрудников краеведческого музея и священников на Нальчикском кладбище с почетом перезахоронили казачьего полковника с супругой.

1.5. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в настоящее время

Хотелось бы напомнить, что после закрытия храма православная община ст. Горячеводской собиралась для богослужений в разных домах верующих, пока в 1947 году у Иосифа Иосифовича Жебриса общиной был куплен дом с земельным участком, который был перестроен в молельный дом, и где и сейчас находится храм Успения Божией Матери.

   Главные святыни храма: икона святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского, с частицей его святых мощей, иконы Пресвятой Богородицы «Споручница грешных» и «Моздокская».

При церкви Успения Пресвятой Богородицы в Пятигорске в настоящее время работает Воскресная школа, воспитанники которой активно участвуют в приходской жизни и несут различные послушания в храме. На церковном дворе постоянно звенят детские голоса.

Глава 2. Практическая часть.

Анкетирование

Всего в опросе приняло участие 42 ученика

МБОУ КСОШ №19 г. Пятигорска.

Результаты выведены в таблицу.

п/п

Вопрос  анкеты

Анализ анкеты

1.

Знаешь об утраченном  Горячеводском храме - крепости?

Да 31

Нет -2

Не точно но знаю -9

 

Основная функция Константиногорской крепости  — защита военных гарнизонов от нападений немирных горцев, с этой же целью появилась необходимость создания Горячеводской крепости для жителей и отдыхающих у Горячих вод.

Да – 6

Нет - 36

4.

Знаете ли вы, что в центре крепости находилась церковь?

Знаю – 6

Не знаю -  - 36

5

В 1992 году на площади, на месте, где находился старый Успенский храм, был поставлен крест в память о убиенных священнослужителях и казаках.

Знаю – 8

Не знаю -  - 34

6

Вы хотели  узнать  больше о храме в  крепости?

Да -42

 

Вывода анкетирования.

Анкетирование показало, что ученики нашей школы мало знают о существовании  храм – крепости. Поэтому я решил разработать квест «Тайны Горячеводского храма -  крепости».  Прохождение  маршрута квеста «Тайны Горячеводского храма – крепости» станет хорошим мотивирующим толчком к посещению главных достопримечательностей региона, изучению его истории.

3.2. Квест «Тайны Горячеводской храма-крепости»

 

пп

Вопрос

Ответ

Баллы

 

Причина появления Азово-Моздокской оборонительной линии?

Огромная территория от р.Терек до Азовского моря не была защищена от набегов воинствующих горцев.

3 балла

2

Почему станица получила название Горячеводская?

Гора Горячая — отрог горы Машук. Ее образовали горячие минеральные источники, где и возникла станица

3 балла

3

Как появился храм?

В 1825 году на площади созданной станицы Горячеводской (на месте кинотеатра "Октябрь") казаки построили храм Успения Божией Матери. Он был перевезен в разобранном виде из станицы Дубовки Воронежской губернии сначала в Георгиевскую станицу, а затем дальше, в новую крепость. Вместе со своим домашним скарбом они везли и церковь. Она были деревянной, без гвоздевой связи, а поэтому легко разбиралась и перевозилась на новые места. Защита храма - одна из первых обязанностей христианина.

5 баллов

4

Военные цели храма?

Основная цель -наблюдение с колокольни, это давало возможность своевременно обнаружить приближение неприятеля. Набат колоколом служил оповещением жителей о приближающейся опасности. Каменная ограда вокруг церкви давала вполне надежную защиту. Ограждаемая площадь обычно вмещала всех жителей с их домашним скарбом и животными. Важным обстоятельством было то, что жители, защищая себя, одновременно защищали церковь, являющуюся большой духовной и также материальной ценностью.

5 баллов

5

Известные особы венчались в этом храме?

Имеются сведения о том, что именно здесь в 1842 году венчались Аграфена Верзилина и Василий Диков, знакомые поэта Лермонтова по Пятигорску. Неслучайно это великое семейное событие происходило именно в станичном храме: ведь отец невесты – генерал Петр Семенович Верзилин – известный казак, первый атаман кавказского линейного войска.

 

3 балла

6

 В память о ком стоит крест на  Горячеводской плошали?

В 1992 году на площади, на месте, где находился старый Успенский храм, был поставлен крест в память о убиенных священнослужителях и казаках. С помощью Божией, здесь построили часовню в честь Новомучеников и Исповедников Российских. Активное участие в строительстве часовни принимали Горячеводские казаки.

 

5 баллов

 

Если вы набрали 20 баллов  - стали «Знатоком тайн Горячеводского храма-крепости»

 

 

Заключение
Подводя итоги можно сказать: история Горячеводского храма-крепости многосторонняя и увлекательная. Работая над проектом, я выявил уникальность  Горячеводского храма-крепости, как ценнейшего объекта казачьего оборонного зодчества. Это этнокультурное наследие казачества, поэтому ему должен быть определен статус «утраченный».

Пример трепетного отношения к своим религиозным святыням должен быть воспринят нашими поколениями.

Разработка квеста «Тайны Горячеводского храма -  крепости» и размещение ее на информационно-коммуникационном сайте позволит расширить возможности для распространения данной информации.

Награда за прохождения маршрута квеста «Тайны Горячеводского храма – крепости» станет хорошим мотивирующим толчком к посещению главных достопримечательностей региона, изучению его истории.

Список литературы

Боглачев С. В. Архитектура старого Пятигорска ; изд-во Снег, 2005 г.

Кузнецов И. В. Крепость в степи: ист. повествование о городе Ставрополе / И. В. Кузнецов.- Ставрополь: Ставропольское кн. изд-во, 1976.-287с.
Кузнецов И. В. На холмах горячих: ист. повествование о городе Пятигорске / И. В. Кузнецов.- Ставрополь: Кн. изд-во, 1980.- 264 с.
Кузнецов И. В. Путь через века / И. В.Кузнецов // Путь через века / И. В. Кузнецов. Казачий Круг / В. В. Ходарев.- Ставрополь: ТОО «ЦПИК», 1993.- 90 с.
Кузнецов И. В. Узелки на память: кавказские сказания

Приложение

                                                                                                                                    Приложение  1.Альбом  «Документы разрушенного Горячеводского Успенского Храма»

Старый план горячеводского Успенского Храма

Приложение 2.        

Приложение 3. Горячеводский храм и крепость. 

Приложение 4. Дом П.С. Верзилина в Пятигорске

Просмотров работы: 99