Развитие и взаимосвязь экотуризма и этнотуризма в Республике Северная Осетия-Алания

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Развитие и взаимосвязь экотуризма и этнотуризма в Республике Северная Осетия-Алания

Куличенко В.А. 1
1МБОУ гимназия №45, 8 "г" класс
Гурциева А.А. 1
1МБОУ гимназия №45
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность:

Развитие этнотуризма и экотуризма в Северной Осетии. Развитие туризма на Северном Кавказе может повлечь за собой увеличение рабочих мест, повысить качество жизни в регионе и обеспечить отдых для миллионов российских граждан.

Объект исследования:

Объектом исследования является туризм как вид экономической деятельности территории Цейского заповедника

Цель исследования:

-выявить взаимосвязь этнотуризма и экотуризма

-определить потенциал развития этнического туризма на территории республики, предложить комплекс мероприятий, способствующих привлечению инвестиций и расширению туристского потока в республике

- предложить комплекс мероприятий, способствующих привлечению инвестиций и расширению туристского потока в республике

-обустройство экологических троп в районе местных достопримечательностей;

-популяризация природных и национальных памятников запретника в среде туристов и юного поколения

. Уникальные климатические условия и богатые культурно-исторические традиции являются предпосылками для развития туристского кластера в республике. Одним из перспективных направлений развития туристско-рекреационного кластера республики является экологический туризм, представляющий собой форму устойчивого туризма, ориентированного на посещение относительно нетронутых антропогенными воздействиями природных территорий

Предмет исследования:

Проект посвящен использованию этнокультурных традиций в стратегии социально-экономического и экологического развития горных территорий Северной Осетии.

Задачи работы:

-изучить интернет-ресурсы

-проанализировать полученные в ходе исследования материалы

Методы исследования:

-исследовательский;

-описательный;

-аналитический

Экологический туризм в Республике Северная Осетия-Алания представлен такими перспективными формами туризма, как агротуризм, горный и рекреационный туризм, краеведческий туризм, этно-экотуризм, «зеленый туризм» и другие виды туризма.

Ожидаемые результаты:

В ходе проведенного исследования были применены как общенаучные методы, такие как анализ, классификация, моделирование, аналогия, абстрагирование, так и специальные научные методы (социальное наблюдение). Результатом исследования стал разработанный список рекомендаций по развитию и популяризации этнического туризма в Северной Осетии . Рекомендовано провести широкомасштабную рекламу туристских объектов; туроператоры республики должны направить свои усилия на создание новых турпродуктов, прославляющих регион, разрабатывать туры для разного контингента туристов с этнической тематикой; осуществлять целенаправленную подготовку и переподготовку горных спасателей, инструкторов, экскурсоводов, гидов-переводчиков, располагающих сведениями об этническом туризме; изучить и применять на практике опыт зарубежных стран по развитию и использованию этнографического туризма.

Введение

На сегодняшний день этнотуризм является одним из перспективных направлений развития Республики Северная Осетия-Алания. Туризм способствует эффективному использованию богатых природных ресурсов и культурно-исторического наследия. Внедрение туризма, с одной стороны, служит расширению культурных знаний, оздоровлению и отдыху граждан, а с другой – способствует экономическому развитию региона, решению проблем занятости в малых городах и селах, а также привлечению дополнительных средств в экономику.

Это связано со способностью данного вида туризма удовлетворять потребности людей через приобщение к культурным традициям разных народов. Популярность этнических туров обусловлена сокращением этнического разнообразия в мире, коренных малочисленных народов, являющихся носителями уникальных культур и экономических систем. По результатам исследования мы выявили, что при правильном подходе к организации этнического туризма, данная отрасль может стать весьма перспективной и приносить большой доход регионам. Этнический туризм также может способствовать развитию социальной сферы, обеспечивая занятость местного населения, обмен информацией, а также производство сувенирной продукции и развитие инфраструктуры.

Развитие туристической отрасли в Российской Федерации является одним из основных направлений развития экономики страны. Согласно стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 года, ожидается комплексное развитие внутреннего и въездного туризма в стране, путем создания конкурентноспособного туристического продукта. В отличие от многих европейских стран, которые давно лишились своих естественных ландшафтов, Северная Осетия, несмотря на небольшую территорию, владеет существенным туристско-рекреационным потенциалом: природно-ресурсным, культурно-историческим, археологическим. Разнообразные природные ландшафты, богатые ресурсы минеральных вод, уникальные культурно-исторические памятники–все это благоприятствует развитию этнологического туризма в регионе.

Основная часть

Если разбираться в том, что же подразумевается под туристическим продуктом, то, прежде всего, необходимо разобраться в понятиях туризма.

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

туризм – временные выезды (путешествия) граждан с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания;

туристская деятельность – деятельность по разработке и организации тур маршрутов;

туризм внутренний - туризм в пределах территории РФ лиц, постоянно проживающих в РФ;

туризм выездной – туризм лиц, постоянно проживающих на территории РФ, в другую страну;

туризм въездной – туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не имеющих гражданства РФ. Как было сказано ранее, Стратегия развития туризма главным образом направлена на усиление внутреннего и въездного туризма, то есть подразумевается развитие внутренних туристических ресурсов.

Не для кого не секрет, что самой сильной стороной РФ, особенно со стороны туризма, можно назвать именно культурное, народное, этническое многообразие. Эта сторона Российского быта не только привлекает внимание туристов из других стран, но и способствует повышению интереса и у самих граждан РФ. Поэтому, этнический туризм является наиболее перспективным направлением развития туризма внутри России.

Этнотуризм – является одним из направлений туризма в России, имеющее ярко выраженные этнические, языковые и культурные составляющие, имеющее целью узнать культуру, быт, традиции народов России.

Полноценный рынок российского этнотуризма находится в процессе становления, однако имеет большие перспективы и становится одним из ведущих направлений туристской деятельности. Российские туристические фирмы, которые позиционируют себя как этнографические, по сути, предлагают маршруты этнокультурного туризма, при этом включая в них туристические программы с элементами антропологического, этнопознавательного, эколого-этнографического видов туризма.

Основными формами этнографического туризма в России являются: этнографический музей под открытым небом, этнографический музей-заповедник, археолого-этнографические комплексы, этнографические деревни, театрализованные праздники и обряды, этнические туры, основанные на исторических и народных памятниках.

По мнению ЮНЕСКО, этнографический туризм является наиболее эффективным способом создания мира и взаимопонимания между жителями разных стран. Это понятие в отечественной теории туризма до сих пор только развивается. В то время как на практике туры уже организованы, создаются объекты, позволяющие понять особенности разных культур и народов.

Таким образом можно увидеть, что этнографический туризм – это прежде всего желание и намерение узнать народы проживающие вместе на одной территории, их культуру и традиции.

Этнический туризм – это более широкое понятие, которое заключает в себе идею знакомства с этносами в целом. К нему можно отнести помимо этнографического туризма еще и ностальгический туризм, в состав которого также входят антропологический, джайлоо и аборигенный туризмы.

Основные виды этнического туризма представим на рисунке.

Человечество уже давно ознаменовано необходимостью изучения происхождения народов, их особенностей, традиций и языка. Все это делается через этнографию – науку, выросшую в рамках истории. Путешествия всегда были способом для людей исследовать мир, найти лучшие места для жизни и взаимодействия с другими культурами и народами. Из потребности больше узнать об окружающем нас мире возникает этнографический туризм. Определение этого понятия все еще находится в стадии доработки. В общем, это особый вид туризма, направленный на изучение особенностей жизни народов, проживающих ныне или ранее на определенных территориях.

Люди все больше интересуются своими корнями. Все это приводит к увеличению туристических поездок для изучения быта народов своей страны и из-за рубежа.

Самой известной из этих программ является ЮНЕСКО, которая связана с выявлением и охраной объектов Всемирного наследия. Однако не все объекты этой программы являются этнографическими, есть и природные. Великие народы сохраняют свое этнографическое богатство через государственные программы.

Этнотуризм – это средство популяризации культурных традиций разных народов, а также источник получения средств на сохранение этих объектов.

Этнографический туризм – средство популяризации традиций разных народов, объединенных одной территорией.

Агротуризм – относительно новое направление для Республики Северная Осетия-Алания и России в целом. В республике эта форма туризма имеет высокий потенциал роста, так как предполагает создание сети гостевых домов в отдаленных поселениях без высокой стоимости инфраструктуры и с учетом известных традиций гостеприимства в республике, что позволит сделать пребывание туристов комфортным. В настоящее время таких домов в регионе пока не много, около 25, но их число с каждым годом растет. Развитие агротуризма, связанного с размещением туристов в сельских и горных деревнях, является наиболее перспективным в регионе, поскольку он привлекает довольно много жителей городских агломераций и имеет высокие показатели развития сельскохозяйственных угодий. Продолжая жить своей обычной жизнью, хозяева-крестьяне, фермеры познакомят туристов с сельским бытом. Работа в огороде, где растут свежие овощи и фрукты, скотном дворе с коровами, курами, овцами придаст отдыху особую пикантность. Гостям интересно будет посмотреть, как делается сыр, кефир, масло. Нехватка топлива обусловила развитие не сыроварения, а производство натурального сычужного осетинского сыра из коровьего молока и из молока овец. Каждая хозяйка в горах владеет этим мастерством. Горцы традиционно с удовольствием принимают гостей. В старинных горных селениях гостей учат доить коров, делать осетинский сыр, печь знаменитые осетинские пироги. «Изюминками» североосетинского агротуризма являются обучение варке осетинского пива, мастер-классы по приготовлению национальных блюд, сбор горного меда на пасеках, ловля форели на бурных реках. Практически каждый хозяин готов предложить экскурсии с элементами экологического и этнотуризма: отдыхающим показывают красоты местной природы и знакомят с историей заброшенных высокогорных селений, где в первозданном виде сохранились святилища, сакли, склепы. В равнинных селах чаще предлагают остановиться в домах, расположенных у чистейших рек или поблизости с лесом. Здесь гости с удовольствием помогают ухаживать за живностью, а хозяева кормят их экологически чистыми продуктами с собственного огорода.

В Северной Осетии имеются благоприятные условия для сельского туризма. Помимо всего прочего, она еще имеет и экзотические черты, так как горная изоляция сохранила почти в неизменном виде быт народа. Здесь как бы соприкоснулись история и современность. История алано-осетинского народа такова, что его этнокультура сложилась в суровых, но прекрасных горных условиях. Осваивая территории и приспосабливаясь к тяжелым условиям, в режиме многовековой геоморфологической изоляции, народ создал самобытную культуру, выразившуюся в особенностях образа жизни, в архитектуре, в ведении хозяйства. Горные ущелья и котловины изобилуют памятниками старины, архитектурными сооружениями, легендами, памятниками природы, которые заинтересуют любознательного туриста. Однако характер народа можно узнать только при близком общении, тогда, когда непосредственно соприкасаешься с ним в быту, участвуешь в его каждодневной суете, собственно говоря, окунаешься в жизнь народа. И здесь экотуризм играет ведущую роль. Перспективной формой экологического туризма в Республике Северная Осетия-Алания является охотничий туризм, включающий охоту на диких животных, птиц, рыбалку. Республика Северная Осетия-Алания является одним из основных охотничьих регионов. Леса и горы, нетронутые цивилизацией, помогают процветанию здесь этого промысла и соответственно развитию охотничьего туризма. В регионе трудно найти человека, у которого бы предки не промышляли добычей зверей.

По способу осуществления туризма различают:

посещение существующих этнических колоний;

посещение этнографических музеев и выставок;

аборигенный туризм. Во время таких поездок в экскурсионную программу вовлекаются представители соответствующей этнической группы.

Существует также разделение этнотуризма на традиционный и ностальгический.

Первый – познакомиться с культурой, посетив поселения или музеи. А второй – это посещение исконных мест, исторической родины.

Выделяется и антропологический туризм, связанный с посещением мест исчезнувших или исчезающих культур. Например, в России сегодня начинает формироваться туризм на Крайнем Севере с целью ознакомления с бытом и традициями малочисленных народов, находящихся под угрозой исчезновения. Северная Осетия тоже стала развивать свой туризм. Из Федерального бюджета РФ были выделены средства на строительство курорта «Мамисон». После открытия данный курорт должен привлечь новых туристов. Недавно появился новый подвид этнотуризма – джайлоо. В этом случае туристы селятся с этносом, который обычно невелик и ведет примитивный образ жизни, и живут с ними.

Этнотуризм также можно разделить на стационарный и эвентуальный. Первый связан с посещением места проживания этноса. Такие визиты проводятся систематически, так как объект постоянно доступен. Второй связан с проведением события: праздника, фестиваля.

Культурно-этнографический туризм выполняет несколько основных функций:

способствует формированию толерантного отношения к другим народам, их традициям и нормам;

сохраняет культурное разнообразие мира, способствует восстановлению и охране объектов национальных культур;

способствует экономической стабильности музеев, культурных и научно-исследовательских учреждений;

улучшает социально-экономическое состояния региона, в котором находятся объекты туризма;

способствует возрождению национальных традиций;

повышается культурный уровень людей .

Для многонациональной России этнотуризм является одним из наиболее перспективных направлений регионального развития. Сегодня этнографический туризм в России также набирает обороты. Почти во всех регионах есть музеи и выставки, которые открывают специальные места для изучения местных ремесел и традиционного образа жизни. Например, во многих горных селениях были восстановлены родовые башни, туристы могут познакомиться с традиционными осетинскими ремеслами и попробовать национальные блюда в игровой форме. На территории, на которой возможно развитие экологического туризма, можно назвать Северо-Осетинский природный заповедник. Северо-Осетинский государственный природный заповедник был учрежден 7 сентября 1967 года Постановлением Совета министров Российской Федерации № 677. Площадь заповедника – 29 539 га. В 1980 году охранная зона заповедника была увеличена вдвое – в его подчинение был передан федеральный заказник «Цейский» площадью 29 952 га.

Наиболее известные и характерные памятники истории и архитектуры в Северо-Осетинском заповеднике, его охранной зоне и заказнике «Цейский»:

Дзивгисская скальная крепость. Когда точно появилась в Осетии Дзивгисская крепость доподлинно не знает никто, даже специалисты. С крепостью связано много легенд и мифов. Но известно, что на территории укрепления были обнаружены останки воинов, которые проживали предположительно в 13 столетии.

Крепость построена прямо на склоне могучей горы Кариухох, что, безусловно, добавляло фортификационных плюсов и без того мощным стенам. Кроме того, и сам процесс стройки изрядно упрощался, ведь все стены и башни были возведены из подручного материала, то есть из скальных камней. Неудивительно, что теперь крепость по незнанию можно и вовсе не приметить, настолько удачно она закамуфлирована.

Сегодня Дзивгисская крепость считается самой большой во всей Осетии, а некогда твердыня была еще крупнее. На других склонах горы расположены отдельные укрепление, ранее связанные между собой. Их тоже можно осмотреть. Удивительно, но в неприступную крепость, имеющую огромную историческую ценность, можно попасть через банальный пролом в стене. К великому сожалению, руины вообще пребывают в плачевном состоянии, несмотря на то, что это поистине уникальная достопримечательность.

Нузальская часовня. Нузал – одно из древнейших горных поселений Осетии, находится в 4 км от поселка Мизур. Здесь расположен уникальный памятник культуры, в котором оригинально переплелись библейские сюжеты и средневековое кавказское зодчество. Она стоит у полотна старой дороги аккурат в центре села. Самое первое упоминание о Нузальской часовне относится к 1745 году, и принадлежит грузинскому летописцу Вахушти Багратиони. Особую выразительность придает этому небольшому сооружению предельная простота архитектурной формы и архаичная грубость каменной кладки. Росписи часовни сохранились фрагментарно, предположительно они выполнялись грузинскими живописцами.

Уникальность Нузальской часовни заключается в том, что это единственное средневековое церковное сооружение на Кавказе, где достаточно хорошо сохранилась фресковая роспись. Фрески покрывают все внутренние стены Нузальской церкви. Они никогда не обновлялись и не переписывались. Время создания росписи в работах различных исследователей предлагается в пределах от XII века до XV века.

Остальные значимые достопримечательности заповедника:

Пещерные стоянки и городки:

– неолитическая стоянка «Шау лагат» в Алагирском ущелье;

–неолитическая стоянка в Кадаргаванском каньоне;

– средневековый «Овечий городок» на юго-восточном склоне горы;

– Кариу-хох в Куртатинском ущелье.

Наскальные крепости:

– над селом Урсдон на юго-западном склоне г. Кариу-хох в Алагирском ущелье;

– напротив села Нузал в Алагирском ущелье;

–над селом Дзивгис на восточном склоне горы Кариу-хох в Куртатинском ущелье.

Заградительные стены:

– Хилакская стена в Куртатинском ущелье;

– укрепление «Галфандаг» в Алагирском ущелье ниже села Н. Зарамаг.

Крепости на дорогах и таможенные ворота:

– крепость «Зылын дуар» в Касарском ущелье;

– крепость напротив села Бугултыкау в Хилакском ущелье Куртатинского ущелья;

– таможенные ворота «Чырамад» в урочище «Шуби» возле села Зинцар Алагирского ущелья».

Катакомбные могильники:

– в селе Архон Алагирского ущелья;

– в селе Зинцар Куртатинского ущелья;

– в селе Карца Карцинского ущелья.

Склеповые могильники: возле всех сел солнечной долины (между скалистым и боковым хребтами).

Жилые и сторожевые башни: во всех селах.

Святилища:

– «Реком», «Мадымайрам» и Чизджиты майрам» в Цейском ущелье Алагирского ущелья;

– «Мыкалгабырта» в урочище Сидан Касарского ущелья;

– «Мыкалгабырта» возле стены «Галфандаг» ниже села Н. Зарамаг;

– «Таранджелос» возле села Тиб Мамисонского ущелья;

– множество святилищ местного значения.

Православные церкви:

– Святой Троицы (XI-XIII в.) в селе Тли Мамисонского ущелья;

– часовня (XI-XIII в.) в селе Нузал Алагирского церковь Успения;

– Святой Михаила Архангела в селе Тиб Мамисонского ущелья;

– деревянная церковь в селе Цей Алагирского ущелья и т.д.

Несмотря на то, что сегодня этнографический туризм в мире развивается и привлекает множество людей, его организация сопряжена со многими трудностями и проблемами. Создание этнографического объекта требует научных исследований, обоснования, а также больших капиталовложений. Поэтому эти инвестиции, как правило, являются делом только крупных организаций или государства.

Проблема организации этнотуризма заключается в том, что большой поток туристов может нанести ущерб объекту.

Сегодня организацией этнографического туризма в России занимаются в основном региональные администрации. Перед ними стоит задача повышения туристической привлекательности своих территорий, и они готовы создавать музеи, парки и восстанавливать объекты культурного наследия. Но обычно у них не так много денег, а потому объекты плохо организованы. Опыт частных инвестиций в создание этнографических объектов для привлечения туристов пока невелик, но он есть. Например, по ущельям всей Северной Осетии были установлены 10 арт-объектов, которые привлекают туристов. О каждом из монументов невольно хочется узнать побольше: что это такое, почему здесь находится? Гиды рассказывают о мифах, обычаях, традициях и истории Северной Осетии.

Этнический туризм можно рассматривать как одно из возможных стратегических направлений сохранения и развития традиционной экономики. Развитие этнического туризма должно способствовать сохранению культурного наследия и стать фактором устойчивого развития региона. Природные памятники Северной Осетии могут служить местом для многочисленных туристов и экскурсантов. Стоит учитывать и развивать туристские маршруты к главным местам и достопримечательностям. Учитывая тот факт, что при развитии экотуризма, антропогенная нагрузка на окружающую среду значительно возрастет, необходимо обеспечить, чтобы эта нагрузка не способствовала развитию негативных природных явлений и позволяла выполнять экологические цели и задачи особо охраняемых природных территорий.

Поэтому при рекреационном использовании особо охраняемых природных территорий главная роль познавательных форм туризма – привлечение образованных людей, которые в свою очередь будут продвигать среди населения экологические и культурно-исторические знания. Туристские маршруты и экологические тропы повысят уровень знаний коренного населения и станут регуляторами потока отдыхающих, распределяя их по разным направлениям охраняемых территорий, понижая рекреационную нагрузку на природную среду.

С каждым годом число туристов с такими поездками увеличивается. Этнический туризм, одно из направлений культурно - образовательного туризма, позволяет сочетать досуг и образование. В такой обстановке можно ознакомиться с историей того или иного государства, погрузиться в другое время, представить себя другим человеком, как правило, местным жителем, живущим на этой территории. Мировая практика доказывает, что этот вид туризма способен удовлетворить целый ряд духовных потребностей человека, прежде всего путем внедрения в культурные традиции народов. Важным для развитии туризма и отдыха в Республике Северная Осетия – Алания является разработка стратегии продвижения туризма, продвижение природных, исторических, культурных достопримечательностей, развитие инфраструктуры отрасли. Особо охраняемые природные территории в этой области будут способствовать развитию экологического туризма, что повысит привлекательность региона для туристов.

Заключение

В стране есть все необходимое -огромная территория, богатое историко-культурное наследие. В богатой истории Руси в разное время оставили свой след варяги, древние славяне, монголо-татары, половцы, скифы, шведы, греки и другие народы. Наши предки унаследовали определенные особенности своих явлений, религий, культур, языков и традиций. Это способствует развитию этнического туризма - делает современных россиян и граждан других стран интересными друг другу. Таким образом, этнографический туризм при правильном подходе к развитию является перспективной отраслью туризма. Развитие этнографического туризма имеет не только положительный экономический результат, но прежде всего огромное социальное воздействие. Занятость местного населения проявляется в первую очередь, через развитие этнического туризма, что в свою очередь, несомненно, способствует развитие смежных направлений: производство сувенирной продукции, строительство объектов размещения, общественного питания.

Результаты исследования и их обсуждение.

Оценивая состояние экологического туризма в регионе, следует отметить, что за последние годы в развитии экологического туризма и туризма в целом, в Северной Осетии произошли некоторые позитивные сдвиги. Но, чтобы назвать полноценным, развитие этого вида туризма в регионе по-прежнему сложно. Это хорошее географическое положение Республики Северная Осетия-Алания, отличные характеристики природных условий по сравнению с западноевропейскими странами с аналогичной географической широтой, наличие исторических и природных достопримечательностей предоставляют значительные возможности для организации различных форм экотуризма.

Подведём итоги. В Республике развитие этно- и экотуризма должны взаимодействовать. Необходимо развивать инфраструктуру, где планируется строиться этнодеревня. Также необходимо для туристов выпустить брошюры с правилами как вести себя в деревне, маршрутами. Необходимо возле каждой достопримечательности устанавливать информационные таблички, в которых описывается как называется объект, когда он был образован. Вести штрафы за загрязнение окружающей среды.

Список литературы

Бутузов А.Г. Этнокультурный туризм: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2013. – 248 с.

Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса: научный журнал/ учредитель ФГБОУ ВПО РГУТиС. -2017, №3(22). С. 12-15.

Кусков, А.С. Джаладян, Ю.А. Основы туризма: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2018. – 400 с.

Солодовникова Ю.Р. Виды туризма: учебное пособие/ Солодовникова Ю.Р.- Электрон. текстовые данные. – Омск: Омский государственный институт сервиса, 2013. – 212 c.

Современные проблемы сервиса и туризма: научно-практический журнал/ учредитель ФГБОУ ВПО РГУТиС. – 2014. – №1 – С. 67-68.

Интернет

Библиографическая ссылка

Косарева Н.В. Экологический туризм в Северной Осетии как фактор устойчивого развития // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 5-1. – С. 103-114;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1117

Просмотров работы: 219