Перспективы освоения Дальнего Востока

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Перспективы освоения Дальнего Востока

Сергеева Е.Б. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением английского языка №12 города Пятигорска
Джлавян Б.Ю. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением английского языка №12 города Пятигорска
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Развитие регионов в современной жизни играет важнейшую роль для процветания нашей великой страны. Огромная территория РФ предопределяет появление самых амбициозных, и в то же время перспективных идей по освоению возможностей тех или иных регионов. В числе тех мест, где подобные инициативы могут быть реализованы в большом количестве — Дальний Восток.Это стремительно развивающийся регион Российской Федерации, который занимает больше трети (36%) от всей территории России. Это дает возможность открыть огромные возможности развития Дальневосточного федерального округа (ДФО). Дальний Восток на протяжении последних лет является динамично развивающейся частью Российской Федерации. Для создания максимально привлекательного инвестиционного климата разработаны уникальные механизмы – территории опережающего социально-экономического развития (ТОР). Развитием идей ТОР является создание Свободного порта Владивосток. Инвестиционные проекты резидентов ТОР, направленные на эффективное развитие макрорегиона, получают инфраструктурную поддержку со стороны государства. Дальний Восток входит в состав Азиатско-Тихоокеанского региона . Возможные перспективы развития региона также связаны с наличием в нем большого количества природных ископаемых. Их запасы позволят реализовывать широкомасштабные проекты. [4].

Перспективы Дальнего Востока в последние годы стали объектом пристального внимания федерального центра, региональных властей, российских исследователей и экспертов. Разработаны стратегии и программы развития для федеральных округов, регионов и отдельных отраслей экономики. Научными центрами и независимыми экспертами подготовлены аналитические доклады, сделаны прогнозы, сформулированы предложения по приоритетам развития Дальнего Востока. В Послании Президента Федеральному Собранию в декабре 2013 года опережающее развитие Дальнего Востока объявлено национальным приоритетом России на весь XXI век. Принципиальным является тезис о том, что разворот на Восток имеет своей целью не просто реализацию отдельных, пусть и масштабных проектов, а качественно иное развитие зауральских регионов как опорного плацдарма России.

Цель

Цель данного исследования –охарактеризовать текущее положение Дальнего Восток и рассмотреть тенденции и перспективы его развития.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

изучить основные инфраструктурные проекты, реализуемые на Дальнем Востоке,

рассмотреть тенденции товарооборота России с основными странами Азиатско-Тихоокеанского региона;

изучить их влияние на развитие Дальнего Востока;

определить перспективы развития региона.

Основная часть

Глава 1 Особенности ситуации в России

Стратегическая перспектива России в XXI веке неразрывно связана с развитием Дальнего Востока. Восстановление активности России на восточном направлении, имеющем 400-летнюю историю, станет залогом новых политических, экономических и социальных достижений страны. Вовремя политического кризиса и социально-экономических реформ 1990-х гг. и в начале восстановительного периода 1999-2008 гг. в России доминировали установки на усиление взаимодействия с европейскими странами, в первую очередь в области экспорта углеводородов и импорта высокотехнологичного оборудования и потребительских товаров. Вместе с тем снижение темпов роста экономики европейских стран было усилено финансово-экономическим кризисом 2008-2010 гг. При этом сохранялись сравнительно высокие темпы экономического подъема стран Азиатско-Тихоокеанского региона, которые в XXI веке стали «новым Средиземноморьем». Движение России на Восток обеспечит вхождение в эту новую глобально значимую зону развития, которая будет поддерживать рост мировой экономики в текущем столетии. В последние десятилетия Правительством Российской Федерации, федеральными министерствами и региональными органами власти был подготовлен и утвержден значительный объем стратегических и программных документов, в которых определялись задачи развития Дальнего Востока. В данных документах указаны приоритеты, целевые показатели, механизмы и конкретные мероприятия, обеспечивающие достижение поставленных целей.

Задача экономической и промышленной политики – добиться, чтобы до 70-80 % необходимой техники и оборудования были произведены на российских предприятиях, в первую очередь на предприятиях Дальнего Востока. При этом основной объем инвестиций в создание и развитие тяжелого машиностроения должен быть обеспечен зарубежными и российскими частными компаниями. Привлечение зарубежных и российских инвестиций для развития машиностроения, включая тяжелое машиностроение и производство специальной техники и оборудования, позволит создать мощную базу высокотехнологичного промышленного производства в регионах Дальнего Востока, обеспечит рост доходов и занятость населения, рост налоговых поступлений в бюджеты регионов и муниципалитетов.

В условиях глобализующегося мира с высоким уровнем экономической, социальной и культурной открытости конкурентоспособными и лидирующими становятся государства, готовые выступить «конфигураторами» глобальных потоков товаров, капиталов, технологий, человеческих ресурсов в интересах своей страны. Государство начинает выполнять не только военно-политическую функцию собственной защиты, функцию главного стратегического инвестора, но и функцию «оператора», обеспечивающего встраивание экономики страны в мировое разделение труда на сильных позициях. Новой задачей государства-оператора является привлечение инвестиционных ресурсов, технологий и активного предпринимательского класса, что может существенно ускорить процессы экономического развития. В условиях роста мировых цен на природные ресурсы «сырьевые кладовые» страны стали спасательным кругом, позволяли сохранить политический и экономический суверенитет, обеспечить восстановление экономики, развитие инфраструктуры, повышение качества жизни и рост доходов населения. В настоящее время цены на углеводороды стабилизировались и при оптимистическом сценарии – постепенном восстановлении мировой экономики – будут оставаться в пределах $ 90-120 за баррель. Однако российская экономика в целом характеризуется минимальными темпами прироста и практически отсутствием роста промышленного производства (2012 г. – 102,6 % к предыдущему году, в  2013 г. – 99,9 %). Следовательно, нужны новые драйверы, обеспечивающие рост, повышение конкурентоспособности и эффективности российской экономики. В условиях глобальной конкуренции Россия оказалась в сложной экономической и технологической ситуации: • во-первых, Россия не может конкурировать на внешних рынках с США, Японией и странами ЕС в производстве техники и оборудования (за исключением некоторых видов вооружений); • во-вторых, на внутреннем рынке российским производителям трудно выдержать ценовую конкуренцию с китайскими по широкому спектру товаров; • в-третьих, крупные и средние российские компании ориентируются на покупку готовых инновационных решений (технологий, оборудования и даже управленческого персонала) за рубежом; при этом в стране существенно сокращаются возможности для инновационного бизнеса, научных исследований и опережающих инженерно-технических разработок.

Социально-экономическая ситуация на Дальнем Востоке существенно хуже, чем в среднем по России, и ее показатели продолжают снижаться. Значительное ухудшение социально-экономической ситуации в дальневосточных регионах привело к масштабному миграционному оттоку населения в центральную и южную части России. С 1990 по 2012 гг. население Дальнего Востока уменьшилось с 32,3 млн чел. до 29,0 млн чел. (на 10,2 %), при этом миграционный отток составил 1,4 млн чел.10 .

Перераспределение налоговых поступлений в пользу федерального центра, минимизация налогов со стороны крупных российских компаний (перенос «центров прибыли» в оффшоры, регистрация головных офисов компаний в Москве и Санкт-Петербурге) существенно ограничили возможности регионов в решении задач социально-экономического развития. Анализ социально-экономической ситуации показывает, что Дальний Восток вытесняется на периферию процессов развития страны, а управление ими приобретает черты колониального [8]

Глава 2 Характеристика трудностей дальнего востока

Одной из тяжелейших проблем Дальнего Востока, возникшей в том числе из-за небольшого количества населения, является низкий уровень развития предпринимательства. В условиях, когда частный бизнес создаёт среду для комфортного существования людей, организуя рабочие места и социальные связи, его поддержка должна быть приоритетной. 

Второй важнейшей проблемой Дальнего Востока является доступность жилья. Причины: отток населения и переезд в крупные города, а также необходимость завозить стройматериалы из других регионов.

Владимир Путин заметил, что очень важно решать проблемы жилья, качества жизни комплексно, а значит, необходимо запускать масштабную программу обновления дальневосточных городов. По его мнению, речь должна идти не просто о новом облике жилых кварталов и общественных пространств, но необходимо задать векторы долгосрочного развития.

Глава 3 Перспективы развития дальнего востока в современных условиях

Перспективы развития Дальнего Востока во многом связаны с его конкурентными преимуществами перед другими частями России. Основное преимущество в географической близости. Дальний Восток занимает очень выгодное местоположение: он граничит с Китаем, экономика которого занимает второе место в мире. Этот факт способствует развитию международных отношений. Близок ДФО не только к Китаю, но и к таким государствам, таким как: Южная Корея, Япония и др. Экономика данных стран стабильно растет, что открывает возможности для сотрудничества и поступательного развития Дальнего Востока. Достоинство Дальнего Востока еще и в том, что он является звеном транспортного коридора между Азией и Европой. На его территории расположены такие крупные железнодорожные магистрали, как: Транссибирская и Байкало-Амурская. Побережье Дальнего Востока насыщено морскими портами. В регионе все больше развиваются авиа-, судо- и автомобилестроительные области. Дальний Восток очень богат сырьевыми ресурсами. В макрорегионе добывается 98% российских алмазов, 80% олова, 90% борного сырья, 50% золота, 14% вольфрама, 40% рыбы и морепродуктов. Здесь находится около 1/3 всех угольных запасов страны и гидротехнических ресурсов. Лесные массивы занимают около 30% общих площадей лесов России. Однако, несмотря на богатство региона, в нем недостаточно пока развита инфраструктура и на протяжении нескольких лет стабильно мигрируют жители. Численность населения ДФО с каждым годом только уменьшается, что подтверждает вышесказанное неудовлетворение жизнью жителями округа. Однако, начиная с 2019 года, наблюдается резкое увеличение данного показателя. Такой скачок объясняется тем, что развитие региона отражается на желании жить и работать в Дальневосточном округе, потому что в последнее время потенциал региона действительно резко увеличился. Ускорение экономического развития связано с тем, что на Дальнем Востоке уже в 2017 году было 17 ТОР. Их создание обусловлено необходимостью развития региона, благодаря этому механизму у инвесторов появляется желание инвестировать в этот регион, потому как в нем создаются благоприятные условия для ведения бизнеса. На территории ТОР ведется огромное множество проектов, заключается договора, ведутся работы по строительству и монтажу, вкладываются инвестиции. ТОР – это инструмент развития ДФО, ориентированный на глобальную конкурентоспособность и движение в страны АТР. Чтобы реализовать перспективы Дальнего Востока и быть конкурентоспособным на международной арене, в регионе нужно создавать комфортную для проживания и ведения бизнеса среду, формировать рыночный спрос инвестировать средства и, конечно, постоянно осваивать новые возможности для дальнейшего развития. В связи с этим, в регионе реализуются следующие проекты в трех областях: инвестиции, инфраструктура, развитие территорий. [5] В первую группу входит реализация таких проектов, как Создание Амурского газохимического кластера, строительство Восточного нефтехимического комплекса, создание судостроительного кластера в Приморском крае. В 2015 года началось строительство Амурского газоперерабатывающего завода ПАО «Газпром», который в перспективе должен стать крупнейшим в России и вторым по величине в мире заводом по переработке газа. Появление завода создает предпосылки для развития в Амурской области полноценного газохимического кластера. В целях государственной поддержки развития Амурского газохимического кластера создан ТОР «Свободный». Для работников завода и их семей на территории «Свободного» строятся школы, детские сады, больницы, места для культурного времяпрепровождения. Чтобы ТОР развивался и дальше, необходимо не только контролировать порядок и графики строительства, но и привлекать инвесторов для создания новых объектов инфраструктуры. Проект строительства Восточного нефтехимического комплекса предусматривает строительство в Приморском крае одного из крупнейших в России нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств. Для развития производства был создан ТОР «Нефтехимический. Основными элементами проекта являются строительство ж/д инфраструктуры и автомобильных дорог, энергетической и социальной инфраструктуры. В целях дальнейшего развития следует привлекать квалифицированных специалистов, организовывать непрерывную работу, тем самым, обогащать регион средствами для комфортной жизни. Кроме газо- и нефтехимического развития, в регионе стремительно развивается судостроение, базирующееся в Большом камне (город на Дальнем Востоке) верфь. Говоря об инфраструктурных проектах, имеется в виду развитие транспортной системы на Дальнем Востоке. В связи с этим в регионе осуществляются следующие проекты. Во-первых, это развитие Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, которые являются основой экономики России. Они обеспечивают транспортно-экономические связи других регионов страны с дальневосточными морскими портами и пунктами пропуска на границе с Монголией, Китаем, КНДР. Во-вторых, развитие международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2». Первый коридор соединяет китайскую провинцию Хэйлунцзян с портами Приморского края, второй – провинцию Цзилинь с портом Зарубино Приморского края. Развивать коридоры стоит для повышения эффективности перевозки грузов при сокращении затрат на логистику. В-третьих, реализация транзитного потенциала Северного морского пути. Как известно, Северный морской путь - это кратчайший путь из Азии в Европу, что несомненно является еще одним достоинством ДФО. Северный морской путь – это конкурентоспособный национальный и международный морской коридор, в котором постепенно создаются современные транспортно-логистические узлы. Правительство РФ разработало комплектный план по модернизации инфраструктуры СМП до 2030 г. для решения проблем в его функционировании. Реновация СМП является одним из важнейших направлений деятельности России в Арктике. Путь важен в качестве конкурентного транспортного коридора глобального значения. Именно поэтому это направление также очень важно контролировать и улучшать. К примеру, сейчас у региона стоит цель запустить к 2030 году круглогодичное судоходство на всей акватории трассы. [1] Ну и конечно, реализация четырех трансграничных транспортных проектов. Четыре региона Дальнего Востока – Амурская область, Еврейская автономная область, Приморский и Хабаровский края – граничат с китайской провинцией Хэйлунцзян. Как отмечалось выше, близость к Китаю открывает множество возможностей для развития ДФО, потому Дальний Восток реализует четыре проекта в области инфраструктуры и логистики. При реализации вышеперечисленных проектов, региону необходимо постоянно поддерживать необходимый уровень конкурентоспособности, для ускорения их реализации инвесторам следует оказывать государственную поддержку. Проекты развития территорий включают в себя на данный момент развитие двух островов и двух городов. На острове Русский поставлена задача по созданию международного научно-образовательного и технологического кластера. Вообще, остров считается площадкой для мирного сотрудничества. На его территории построен международный аэропорт, кампус Дальневосточного университета, мост через пролив Босфор. Поэтому обеспечение его дополнительными объектами пойдет только на пользу региону и России в целом. Остров Большой Уссурийский является уникальной территорией для сотрудничества с приграничными странами. В 2008 году остров был разделен на две части: российскую и китайскую. Это создает предпосылки для его совместного развития с КНР. Остров характеризуется нетронутой природой и многообразием редких животных и растений. С 2009 года началось строительство инфраструктуры на китайской части острова, и в насто ящее время основные объекты уже построены. А вот на российской части острова был введен в эксплуатацию мост, соединяющий его с Хабаровском, а иные инфраструктурные объекты устарели, туристы на острове не наблюдаются, и все это в связи с затопляемостью острова в период подъема реки Амур. С 2010 года РФ и КНР осуществляют совместное развитие острова. Развитие города Комсомольска-на-Амуре осуществляется в формировании промышленного и инженерного центра национального значения. Для этого улучшаются высокотехнологичные производства, авиа- и судостроения, привлекаются инвестиции. Создание в этом городе выставочной площадки «Экспоцентр» позволяет продемонстрировать достижения авиационно-космической отрасли и усилить открытость Дальнего Востока России для сотрудничества с партнерами из стран АТР. В г. Циолковском в 2016 году успешно запустили на орбиту 3 искусственных спутника. К 2022 году планируется запуск пилотируемого корабля в беспилотном варианте, а в 2024 году – уже с экипажем. Учитывая масштаб преобразований, необходимо комплексное планирование и создание современной городской среды и общественной инфраструктуры, для реализации этой программы привлекаются инвесторы. [6] Заинтересованность в том, чтобы содействовать развитию Дальнего Востока, проявляют многие зарубежные партнеры РФ, крупнейшим из которых является Китай. В 2019 году товарооборот между двумя странами достиг рекордных 110,9 млрд. долл. Второй страной в этом списке идет Южная Корея, которая также заинтересована в том, чтобы вместе с Россией осваивать возможности, которые дает Дальний Восток. Перспективы развития сотрудничества России и Южной Кореи связаны, главным образом, с промышленной сферой. Товарооборот между странами за 2019 год составляет 24,4 млрд долл. Для реализации некоторых проектов на работу в Россию приглашаются специалисты также из Северной Кореи. Возможно, это будет дополнительным фактором сближения двух государств, в которых проживает один народ. Около 25 представительств компаний из КНДР присутствуют на Дальнем Востоке. Япония традиционно выступает крупным торговым партнером РФ. В 2019 году товарооборот России с Японией составил 20,3 млрд долл., что по удельному весу может сравниться с Южной Кореей, однако в данном случае существуют риски в продолжении сотрудничества. Безусловно, перспективы развития российско-японского торгового партнерства имеют большой потенциал, если Япония продолжит следовать по пути Запада. Перспективы развития партнерства, в частности, с Вьетнамом и Сингапуром, несмотря на низкий удельный вес в структуре товарооборота России с другими странами, оцениваются экспертами как весьма позитивные. Стоит также отметить, что для развития Дальнего Востока особую роль играет интеграция экономик России и стран-участниц ЕАЭС. Соответствующая область партнерства государств может предполагать инициирование проектов в самых разных регионах общего экономического пространства – включая Дальний Восток, несмотря на значительную географическую удаленность данной части РФ от союзников. Предприниматели из государств ЕАЭС, как полагают исследователи, вполне могут внести самый значительный вклад в развитие хозяйственной системы данного российского региона. [4] По поручению Президента России В.В. Путина, 24 сентября 2020 года главой российского кабинета министров М. Мишустиным была утверждена «Национальная программа развития Дальнего Востока до 2035 года». Принятие Программы станет основным вектором дальнейшего развития региона. [7] Основные цели программы – ускорение развития экономики региона, улучшение демографической ситуации, прекращение миграционного оттока, повышение качества жизни людей на Дальнем Востоке. [3] Основные задачи программы: – создание как минимум 450 тысяч новых рабочих мест; – обеспечение авиационной доступности во всех удаленных населенных пунктах, реконструкция 40 аэропортов; – подключение всех удаленных населенных пунктов к Интернету; – создание в каждом из 11 регионов ДФО новых туристических кластеров; – строительство новых школ, детских садов, медицинских учреждений и объектов культуры. Реализовать программу планируется в три этапа: с 2020 по 2024 год, с 2025 по 2030 год и с 2031 по 2035 год. По каждому из них планируется утвердить план мероприятий. Также в национальной программе прописаны механизмы снижения смертности, повышения рождаемости, ликвидации аварийного жилья и повышения объема ввода жилья. Кроме того, предполагается повысить конкурентоспособность федеральных университетов Дальнего Востока, привести в нормативное состояние 85% автомобильных дорог в населенных пунктах с численностью населения свыше 20 тыс. человек, обеспечить круглогодичную доступность магистральных, межрегиональных и местных воздушных перевозок и т.д. Авторы программы считают, что на Дальнем Востоке в ближайшие годы приоритетными станут экспортно-ориентированные отрасли экономики - нефтегазохимия, авиа- и судостроение, сельское хозяйство, лесоперерабатывающая промышленность, рыболовство и аквакультура, логистика, туризм и добыча полезных ископаемых. Конкурентными преимуществами Хабаровского края в программе названы развитая промышленная инфраструктура, включающая металлургическое производство, нефтепереработку, добычу драгоценных и цветных металлов, угля. Также территория обладает крупнейшей на Дальнем Востоке экономически привлекательной лесосырьевой базой, развитым рыбопромышленным комплексом и уникальными транспортнологистическими возможностями: сочетание автомобильного, авиационного, железнодорожного, морского и речного транспорта и выгодное приграничное положение. В связи с программой будут приведены к норме дороги в Амурской области, усилена провозная способность крупнейших железнодорожных магистралей, реконструирован аэропорт в Советской Гавани и др. Улучшения коснутся и перспективного Северного морского пути. В рамках инвестиционной программы открытого акционерного общества «Российские железные дороги», объектом которой является конкурентный транспортный коридор глобального значения, ведутся предпроектные разработки. В области социального развития программа предусматривает построить или провести реконструкцию десятка организаций здравоохранения, образования, центров отдыха. Как отмечалось выше, происходит постоянная миграция населения, а развивающийся регион при этом нуждается в человеческих ресурсах (такие отрасли как, машиностроение, металлургия, сырьевая сфера во многом зависят от людей) и заинтересован в высоком качестве жизни резидентов, основной задачей программы стало создание рабочих мест, развитие социальной инфраструктуры, повышение покупательной способности. Для обеспечения стабильного роста населения макрорегиона необходимо обеспечивать темпы экономического роста Дальнего Востока, превышающие среднее значение по Российской Федерации, вплоть до 2035 года, – говорится в программе. Этому будет способствовать дальнейшее применение особого подхода (применение новаторских механизмов) к развитию восточного пространства Российской Федерации. Макрорегион будет являться площадкой для испытания новых решений и технологий для ускорения экономического развития РФ. В перспективе до 2035 года Дальний Восток будет развиваться как территория большей экономической свободы для жизни и ведения бизнеса. Для реализации личного экономического потенциала гражданам РФ будет значительно упрощен доступ к земельным участкам и к природным ресурсам Дальнего Востока. Дальний Восток должен стать надежным регионом для российских и иностранных инвестиций, в том числе на острове Русский, что повысит его конкурентоспособность, и во Владивостоке, где будет создана зона свободной торговли. Как и отмечалось выше, в перспективе до 2035 года на Дальнем Востоке будут развиваться и в приоритетном порядке получать необходимую государственную поддержку отраслевые промышленные кластеры. На острове Русский в Приморском крае будет создан один из крупнейших в Азиатско-Тихоокеанском регионе инновационный научно-технологический центр. На базе космодрома "Восточный" будет создан космический промышленный кластер. В г. Циолковском будут созданы современная городская среда, социальная и туристская инфраструктура. Реализация указанных проектов позволит обеспечить увеличение до 1,5 раз к уровню 2025 года провозной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей. В целях ускорения процесса товарооборота и улучшения делового климата в регионе созданы и функционируют электронная таможня и центры электронного декларирования. Пункты пропуска на Дальнем Востоке будут обеспечивать лучшие в АТР условия, касающиеся сроков таможенного оформления грузов, что сэкономит время и затраты). В целях повышения качества обслуживания пассажиров по мере социально-экономического развития региона будет проработан и реализован проект организации скоростного пассажирского движения Хабаровск - Владивосток. Новые туристские кластеры будут созданы в каждом из 11 регионов Дальнего Востока. При этом крупнейшие туристские центры будут созданы в Республике Бурятия и Камчатском крае. Всего в экономике Дальнего Востока в перспективе до 2035 года будет создано не менее 450 тыс. новых рабочих мест. В целях обеспечения комфортных условий для жизни людей в крупнейших городах Дальнего Востока будет запущена программа реновации городской среды, общественных пространств и улично-дорожной сети, предусматривающая в том числе перенос из центров городов крупных промышленных и логистических объектов. Во всех удаленных населенных пунктах на Дальнем Востоке будет обеспечена авиационная доступность и доступ к высокоскоростному интернету, на его основе - доступ к услугам телемедицины и дистанционному образованию. Для развития ДВ важно поддерживать субсидирование перевозок. Это связано с тем, что относительно центра России Дальний Восток находится очень далеко, и чтобы добраться до него, требуются значительные средства. Также важным моментом программы является дальнейшее полноценное развитие инфраструктуры: и транспортной, и касающейся строительства дорог (в том числе железных, и портовой). Четвертый момент, который хочется выделить в программе – создание качественной городской среды. Изношенность объектов ЖКХ в регионе превышает 80%. Конечно, немаловажно привлекать инвестиции в объекты городской инфраструктуры. Очень важный фактор для развития Дальнего Востока – снижение административных барьеров. На прохождение таможенных процедур на Дальнем Востоке требуется большое количество времени, а это увеличивает сроки прохождения грузов, а это, в свою очередь, дополнительные издержки. Таким образом, дальнейшее поступательное развитие Дальнего Востока зависит от реализуемых мероприятий. Улучшение инфраструктурных и деловых условий повлечет за собой привлечение дополнительных инвестиций, а это в свою очередь приведет к интеграции региона. Предпринимаемые государством меры нацелены на развитие всех сфер в регионе, значит перспективы Дальнего Востока велики, главное поддерживать сложившуюся положительную динамику.

Заключение

Таким образом, решение вопросов в области демографии и общества, экономики, инфраструктуры, а также науки и техники станут залогом дальнейшего развития Дальнего Востока России. Успех государственной политики на Дальнем Востоке определится не только действиями российских властей внутри страны, но и осторожным лавированием между государствами АТР с учётом собственных интересов. Развитие Дальнего Востока объявлено национальным приоритетом России на весь XXI век. Целью новой государственной политики является «создание на Дальнем Востоке глобально конкурентоспособных условий инвестирования и ведения бизнеса, благодаря которым в регион придут необходимые для его опережающего развития частные инвестиции, а за ними новые рабочие места и новое качество социальной сферы, формирующие привлекательные условия для жизни людей».

Список литературы

Арктическую контейнерную линию создают силами российских компаний/ ZEN.YANDEX.RU: Персональная лента публикаций на основе ваших интересов. URL: https://zen.yandex.ru/media/tgd/arkticheskuiu-konteinernuiu-liniiu-sozdaiutsilami-rossiiskih-kompanii-5defeac743863f00ad70340f

Внешняя торговля России. URL: https://russiantrade.com/reports-and-reviews/2020-02

Дальний Восток будет развиваться по собственным законам: приказ Мишустина. URL: https://konkurent.ru/article/32076

Дальний Восток: перспективы развития (общая характеристика). URL: https://fb.ru/article/193948/dalniy-vostok-perspektivyi-razvitiya-obschaya-harakteristika

Динамика численности населения Дальневосточного федерального округа в 2006-2015 гг. по данным на 1 января каждого года, тыс. чел./ ROSSTAT.GOV.RU: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/search

Доклад о комплексном развитии регионов Дальнего Востока, 2017/ MINVR.GOV.RU : Официальный сайт Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики. URL: https://minvr.gov.ru/upload/doc/22-12- 2017/doklad-o-kompleksnom-razvitii-dalnegovostoka.pdf (с. 6-99)

Распоряжение Правительства РФ от 24.09.2020 N 2464-р / www.consultant.ru: Консультант-Плюс-законодательство РФ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_363186/d1571283ea3c22e 7a964beace9c4964d1a884649/

Россия: восточный вектор. Предложения к стратегии развития Сибири и Дальнего Востока. Аналитический доклад / под ред. В.С. Ефимова, В.А. Крюкова. – Красноярск: Сиб. федерал. ун-т, 2014. – 92 с.

Просмотров работы: 1444