Фольклорные традиции в произведениях устного народного творчества Астраханского края

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Фольклорные традиции в произведениях устного народного творчества Астраханского края

Титова К.А. 1
1МКОУ "СОШ с.Сасыколи им.Г.Г.Коноплёва"
Коноплева М.М. 1
1МКОУ "СОШ с. Сасыколи им. Г.Г. Коноплева"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Огромный культурный пласт у разных народов России представляют произведения устного народного творчества. Так как Астраханский край – это многонациональный регион, то и фольклор представлен здесь многоликий и колоритный. Русские сказки и песни, калмыцкие и татарские легенды, казахские сказания, все это богатое наследие, которое нам оставили наши предки.

«Устное народное творчество – различные виды непрофессионального словесного творчества, создаваемые коллективным автором (народом) и бытующие в устной форме»1. Это жанры, которые берут свои истоки из первобытного образа мышления, поэтому природа и все живое здесь выходит на первый план. На протяжении много времени фольклор определяли как народное творчество во всех его проявлениях (произведения, верования, обряды). В настоящем времени к нему относят народные песни, сказки, анекдоты, притчи, былина, сказания, предания, легенды, скороговорки, частушки, загадки, потешки и многое другое. Язык фольклора поражает читателям своими яркими красками и приемами иносказания. Произведения устного народного творчества всегда анонимны, это продукт коллективного мышления, где отражаются бытовые ситуации, традиции, нравы и религиозные мировоззрения. Обряды, которые наши предки проводили в попытках повлиять на процессы окружающего мира и на судьбу, проводились вместе со словесной поддержкой. Это были заклинания, песни, заговоры, в которых люди высказывали свои просьбы. Постепенно это оформилось в самостоятельный вид искусства, со своими жанровыми канонами и особенностями построения текстов. Фольклор повлиял на творчество многих писателей и поэтов, таких как А.С. Пушкин, Н.А. Некрасова, Н.В. Гоголь и др.

В нашей исследовательской работе мы выявим фольклорные традиции в сказках, легендах, преданиях и в русских народных песнях Астраханской области. В век высоких технологий память литературного наследия уходит в прошлое, и все меньше молодое поколение стало интересоваться произведениями своих предков. Этим обосновывается актуальность работы.

Целью является исследование традиций в произведениях устного народного творчества, их трансформация, а впоследствии введение в повествование новых приемов и формул.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

выявить жанровые особенности астраханской сказки, определить устойчивые композиционные компоненты и элементы трансформированных формул и синтаксических конструкций;

проанализировать архетипичную основу образов в легендах и сказаниях Астраханского края;

рассмотреть русскую народную песню жителей Астраханской области, выявить основные типы песен, проследить, как бытовые ситуации находят свое выражение в этом жанре.

Объектом изучения являются сказки, сказания, легенды, предания и русские народные песни Астраханского края.

Предметом исследования является фольклорные традиции в произведениях устного народного творчества, их трансформация.

Методы исследования обусловлены целью и задачами работы. Нами были использованы следующие методы: коммуникативный подход, позволяющий проследить взаимодействие читателя с текстом, рассказчика с создаваемой им выдуманной реальностью; мифологический метод – при изучении архетипов в сказках, легендах и преданиях; сравнительно- сопоставительный при рассмотрении традиций и новаторства в сказках Астраханского края.

Работа состоит из оглавления, введения, трех разделов, заключения и списка литературы.

Раздел 1. Традиционные жанровые каноны и отличительные черты в сказках Астраханского края

Сказка – одна из самых древних форм выражения человеком своего миропонимания. «Сказки - это коллективно созданные и традиционно хранимые народом устные прозаические художественные повествования такого реального содержания, которое по необходимости требует использования приемов неправдоподобного изображения реальности»2. С помощью этого литературного жанра люди иносказательно представляли временные и пространственные реалии своей жизни. Фольклорное сознание берет истоки в архаическом прошлом человека и в первобытных верованиях. Например, такое понятие, как тотемное животное. Оно считалось покровителем человека во всех делах, отсюда так много сюжетов с волшебными обитателями леса, которые появляются в процессе сюжета в образах помощников, либо главный герой сам превращается в зверя.

Слово «сказка» впервые упоминается для обозначения вида устной прозы в XVII веке, для которой на первый план выходит поэтический вымысел. Фольклорная традиция сказки выражается в соблюдении канона, поэтических формул, стилистических приемов, синтаксических конструкций, а также в употреблении определенных устойчивых выражений. Эти типичные черты мы находим в астраханских сказках, но есть и индивидуально-стилистические особенности. Рассмотрим новаторство и традиции на примере сказки «Про Гордея – серого ежа» из сборника «Традиция и новаторство астраханских сказок», в котором опубликованы сказки Антонины Павловны Дорониной, жительницы села Началово Приволжского района Астраханской области. Их записи сделала ее внучка Н. Медведева в 1984 году.

С самого начала сказки мы встречаем нетипичный для этого произведения зачин: «Не так давно это было», вместо привычного: «В некотором царстве, в некотором государстве…»3. Этим перед читателем создается иллюзию, что все происходило на самом деле, а рассказчик был непосредственным свидетелем. Повествователь убирает грань между волшебством и реальностью, все органично переплетается. Еще одним новаторством является то, что рассказчик эмоционально окрашивает повествование, дает оценку («Не сказать, чтоб богатая, но и побираться не ходили»4). Интересным представляется описание главного героя, которое больше подходит для характеристики богатыря из русских былин: «Росту высокого, косая сажень в плечах, в кулачных боях равного ему по силе не было»5. В этом и есть самобытность астраханских сказок.

Теперь рассмотрим традиционные элементы, которыми обладает сказка. Центральный мотив, ради которого происходит все действия. В сказке «Про Гордея – серого ежа» это снятие заклятия бабки Варвары – превращение главное героя из ежа в человека. И снова мы здесь встречает необычное сказочное превращение, Гордей пострадал не за то, что спасал кого-то, а за свою горделивость и чванство. А.П. Доронина привносит в сказку поучительное начало. Центральный мотив порождается конфликностью, противопоставляются основные действующие лица. Но в данном случае это не совсем антагонист и типичный сказочный молодец. Скорее наоборот, Гордей – заносчивый юноша, бабка Варвара – это обиженная старушка, которая не смогла простить проявления неуважения по отношению к ней.

Ученые выделяют основные традиционные элементы композиции:

присказка;

зачин;

завязка;

развитие сюжета;

кульминация;

развязка;

концовка;

конечный присказ.

Проанализируем, соблюдается ли традиционное фольклорное построение сюжета в сказке «Про Гордея – серого ежа». Присказка отсутствует, сказочница начинает свое повествование с зачина, в котором определяет, когда и где все происходит («Не так давно это было. А когда точно, неизвестно. Жила в селе Кречетом одна семья…»6). Завязка сюжета начинается с того, что в село повадился ходить серый волк, «у кого-либо из сельчан овцу уведет или телят зарежет»7. Гордей решил, что сможет одолеть серого, но получается, что застрелил его не он. Его это расстроило и задело. Далее по развитию сюжета он встречает бабку Варвару, которая накладывает проклятье на него, Гордей проходит испытания. Кульминационной точкой становиться поединок с крысой за яблоко, которое спасет жизнь дочери Назара. Концовка сказки – превращение Гордея в молодца («…да такой пригожий, что прежде не видывала»8) и свадьба с Полюшкой. Конечный присказ также присутствует: «Много с тех пир лет прошло, но сказ про Гордея – ежа до сих пор в назидание сказывают»9. Как мы видим, что все основные канонические элементы сохранены, но иногда местами немного изменяются. Как, например, конечный присказ, который обычно носит прибауточный характер без элементов назидания, как это в астраханской сказке.

Рассмотрим основные типы героев сказки «Про Гордея – серого ежа». В фольклоре нет сложных характеров, присутствуют образы, которые надежно закреплены в народном сознании. Главный герой – Гордей. Он удалый молодец, который обладает огромной силой, бросается спасать жителей села Кречет от серого волка. Бабка Варвара – антагонист, который заколдовал Гордея в серого ежа. Помощники – мальчик, который потерял кошелек; Назар, который спасает свою дочь от недуга, несет ей яблоко с верхушки вековой яблони; Полина, дочь Назара. Они помогают превратиться Гордею в человека, но в большей степени сам главный герой примеряет на себя роль дарителя тех предметов, которые помогают людям преодолеть жизненные трудности.

Сюжетное действие разворачивается в сказочном пространстве, в котором есть определенное деление. Границей двух миров, которые существуют отдельно друг от друга, является либо река, лес или горы. В сказке «Про Гордея - серого ежа» - это Кукушкин лес, в который отправился главный герой, чтобы поймать серого волка. Здесь происходит волшебство («Сказала так старушонка недобро усмехнулась, кровью с ворона крыла на Гордея скинула и пропала – словно и не было тут»10) и Гордей выполняет первое испытание. Лесом изначально ограничивается его передвижение, так как среди людей жить ему нельзя, но после первого «спасибо», он все-таки попадает на постоялый двор. Художественное время в сказе тоже подчиненно своим канонам и обычно сопровождается устоявшимися формулами: «шел много ли, мало ли». В астраханской сказке мы не встречаем таких формул. Она трансформируется в следующее: «Зима закончилась, весна расцвела, опять одно лето прошло»11 («Так еще одна зима прошла, весна процвела, лето промелькнуло, осень зазолотилась»12). Так мы понимаем, как протекает время в сказке.

Она имеет последовательную композицию, которая включает в себя троекратные повторы. Данный прием заставляет читателя обратить внимание на интересные моменты и заставляет вновь и вновь сопереживать главному герою. Сказочная цифра три также встречается в астраханской сказке («Будешь ты, Гордей, ежом лесным до тех пор, пока три человека тебя не пожалеют, пока трем душам ты добро не сделаешь»13, «Через три дня свадьбу веселую сыграли»14).

Таким образом, в сказках Астраханского края мы выявили как традиционные элементы, так и новаторские находки. Сохраняя композиционные компоненты, астраханские сказители в устойчивые художественные формулы вносятся изменения. В сказке «Про Гордея – серого ежа» создается иллюзия, что все происходило на самом деле, и художественный вымысел уходит на второй план. Астраханские сказки отличаются эмоциональной оценкой рассказчика, он не просто ведет повествование, а описывает действие так, как будто был свидетелем давних событий. В них отразились народная смелость, доброта, мудрость, готовность всегда придти на помощь. Они учат, что добро всегда победит зло. Сказки высмеивают лень и иные отрицательные качества людей и превозносят смелых и бесстрашных героев, борющихся за справедливость. Щедрость, честность, доброта и смекалка — вот что приносит победу героям сказок. В них выражается вечная мечта людей о более совершенном, справедливом мире.

Раздел 2. Мотивы и образы сказаний и легенд народов Астраханского области

Астраханские легенды и предания собирались на протяжении многих столетий, передавались из уст в уста, записывались и перерабатывались. В них отображается жизнь и быт коренных народов, их нравы, обычаи и верования. Предания – это то, что дошло до нас от наших древних предков, они имеют историческое содержание, а легенды – это рассказы, которые носят, зачастую, религиозный характер. Различие между легендами и преданиями практически не заметно. Каждый человек хочет знать историю своего края, где он родился, поэтому предания так популярны среди народа, и вплоть до XIX века они заменяли историческую литературу. Но это было ошибочное убеждение, так как они не отображали объективную картину, часто уделяли большое значение деталям, приукрашивали их. Условно легенды делятся на три вида:

религиозные;

исторические;

социально-утопические.

В стародавних временах жили великаны и силачи, которые сейчас не рождаются. Но и нельзя не отметить, что и реально исторические лица также находили отражение в этом жанре устного народного творчества: князья, цари, разбойники. Здесь необходимо отметить исторические предания и легенды, которыми богата фольклорная история Астраханского края. К таким можно отнести легенды о жизни великих и знаменитых людях нашей области: легенда о преподобном отроке Боголепе Черноярском, митрополите Иосифе, легенды о Николае Мирликийском. Исторические памятники, посвященные этим выдающимся людям носят религиозный характер.

Митрополит Иосиф стал символом непреклонной веры для астраханцев в период смуты и бунтов, когда Степан Разин бесчинствовал на родной земле. Разбойники не смогли смириться, что его живое слово находит отклик в сердцах тысяч людей. Они потребовали явиться митрополиту на собрание, владыка знал, что его ждет, но не было страха перед преступниками. Он приказал звонить во все колокола, тем самым собирая свое духовенство, а сам облачился во все праздничное и вышел к разбойникам с главным символом веры – крестом. Они обвинили митрополита Иосифа в том, что он поддерживал казаков, которые отказались от сотрудничества с Разиным, после этого они насильно разоблачили его и стали пытать на костре. После всех издевательств разбойники сбросили его со ската крыши собора. Такая мученическая смерть нашла отражение в астраханской агиографии, а первое исцеление от его мощей случилось на следующий день после смерти, после этого могила в Астраханском соборе стала источником исцеления для сотен просящих и молящихся.

Культ святых в легендах встречается не только у православных людей, но и у мусульман. Он сформировался во времена Золотой Орды и Астраханского ханства. «Доисламские святые места связывались фольклорной традицией с теми или иными мусульманскими подвижниками»15. Интересно то, что культ мусульманских святых и их могил в своей основе имеет древние верования и обряды. Здесь и почитание растений, цветов, деревьев и воды. Отсюда ритуал паломничества, которые включает в себя определенные компоненты:

молитва у могилы святого;

повязывание разноцветных платков, ленточек, тканей на оградах могил святых;

задаривание святого – обряд нийаз (араб. «просьба», «вымаливание»).

Как мы видим, что легенды и предания уходят глубоко корнями к древним представлениям наших предков, которые были ближе к природе и по-другому смотрели на мир, были мудрее.

Еще один пласт легенд – это топографические. Существует много историй и версий о происхождении названия города Астрахани, но мы обратимся к одной, которую опубликовали в книге «Каспийские легенды и сказки». Она примечательна тем, что носит романтический и трагический характер, который присущ многим легендам. Она про то, как сын хана Кипчакских земель Байман влюбился в пленницу, «чья красота была нежнее степных цветов»16. И имя, которое дал он ей было Астра. Больше никого он не замечал, потерял покой. Здесь мы видим, как переплетается жанр легенды со сказкой, потому что все повествование строится по сказочному принципу. Юноша получает задание, которое должен выполнить, чтобы получить заветное. «- Нужно знать слово. Это заветное слово на заре после весенней грозы раз, лишь один раз в своей жизни, молвит своей лебедушке лебедь. Лебедушка повторяет это слово и на всю жизнь остается лебедем…»17 В легенде находит топографические описания Астрахани: неспокойный Каспий, который погубил юношу, камышовые заросли, бескрайние степи. Байман выполнил задание, но не смог обрести счастье, он погиб, а за ним бросилась красавица «в быструю, как лебединая стая, Волгу»18. А опечаленный отец хан Назим перенес столицу своего ханства ближе к Каспию и назвал ее в честь прекрасной пленницы Астраханью.

Исторически так сложилось, что астраханские народы подвергались процессам ассимиляции, в результате чего происходит заимствования фольклорных сюжетов, что является уникальным явлением. Еще один пласт культурного наследия Астраханского края – это легенды калмыков. Это удивительные памятники устного народного творчества, которые уходят своими корнями в далекое прошлое. Они отражают уклад жизни астраханских калмыков, быт, верования и мировоззрение. У каждого рода была своя родословная, которая хранила свои легенды и предания. Ученые утверждают, что до XIII века вся их история состояла из фольклорного наследия, поэтому исторические факты тесно связаны с художественным вымыслом.

Много преданий о наиболее популярном герое Галдама, жившим в XVII столетии. Он был выдающимся историческим деятелем и талантливым полководцем, принесшим немало побед своей родине Джунгарии. Его подвиги связаны с историей многочисленных войн в центральной Азии. Во многих сюжетах рассказывается о его первой победе над вражеским Янгир-ханом. Он предстает перед читателем знатоком военного дела, который не имеет равных. В одном из поздних преданий даже существует такая параллель, которая характеризует отношение калмыцкого народа к своему герою. В ней рассказывается о том, что владыка верхнего мира Хормуста-тенгрий, устав от забот, решил отдохнуть на троне и заснул. За это время он прожил короткую жизнь на земле в образе Галдамы.

Еще одним коренных народов со своим неповторимым фольклорным эпосом являются юртовские татары. Они самобытны и имеют свои историческую культуру. Впервые упоминания про этот народ находим в записях английского путешественника Христофера Берроу в XV Iвеке. Особое место в преданиях и легендах занимает поверье об абласты – злом духе, связанном с водной стихией. Они чаще всего предстает в образе некрасивой женщины с длинными распущенными светлыми волосами. Она обитает около водоемов, может превращаться в любое животное. Здесь мы видим параллель со сказками, а именно, с тотемным верованием, которое распространенно и у других народов. Исследователи утверждают, что этот образ не всегда был олицетворением зла, изначально это была богиня плодородия и домашнего очага. Верования неразрывно связаны с первобытными общинными представлениями об устройстве мира. Существует даже предание у юртовских татар о происхождении названия города Астрахани.

Первый перевод предания сделал османский автор Эвлия Челеби в сочинении «Сейхат-намэ» («Книга путешествий»): «В древние времена этот город лежал в развалинах и в нем находился дракон-аждерха. Пожирая всех сынов человеческих, обитающих в степи Хейхат, и всех живых тварей, он погубил несколько стран. Впоследствии некий хан-богатырь убил этого дракона, а всю округу сделал безопасной и благоустроенной, поэтому эту страну стали называть Аждерхан»19.

Наряду с распространенным образом дракона существует образ злой старухи, очень похожий на Баба-Ягу из русских сказок. Зовут ее Убыр, живет она в избушке в глуши, попасть к ней может только путник, который сбился с пути. Вот такой интересный пример ассимиляции образов из разных этнических эпосов.

Вернемся к топографическим легендам и преданиям, которые связанны с местами расселения народов Астраханского края. Культурное освоение региона казаками дало толчок к тому, что сформировался культ реки. Она мать, дающая пищу и волю. Река Волга становится символом изобилия и опасной стихии. Многие ученые утверждают, что название берет свое начало от балтийского слова «валка» - текущий ручей. Другие филологи предполагают, что корень слова Волга произошел от старославянского слова «влага». Легенды утверждают, что дух этой реки молодая красивая девушка, которую часто называют кормилицей или заступницей. Одним из ярких признаков русского освоения Поволжья стало использования образа Волги в песенном и былинном фольклоре.

Ах ты, степь широкая, широкая, раздольная!

А ты, Волга матушка, Волга вольная!

Ах ты, степь широкая, широкая, раздольная!

А ты, Волга матушка, Волга вольная!

Ой, да не степной орел подымается,

То речной бурлак разгуляется.

Не летай, орел, низко ко земле,

Не гуляй, бурлак, близко к берегу.

Ах ты, степь широкая, широкая, раздольная!

А ты, Волга матушка, Волга вольная!20

Культ кормилицы-реки был очень распространен в фольклоре, но есть другое описание реки, как опасной стихии:

Вниз по матушке по Волге,

По широкому раздолью

Подымалась погода,

Погодушка верховая.

Ничего на волнах не видно,

Только лодочка чернеет…

На ней паруса белеют

На гребцах шапки краснеют,

Кушаки на них алеют.21

Река Волга упоминалась также в сказаниях наряду с реками Сож и Днепр. По легенде, их слепой отец хотел наделить каждую реку землей и объявил свое решение дочерям, а от своего сына Днепра захотел скрыть. Но Днепр случайно услышал то, что отец распределил дочерям лучшие места и красивые поселения, а ему оставили только мха да болота. Он решил перехитрить отца. Утром река Волга проснулась, получив благословление батюшки, она пустилась течь в красивые поселения. Днепр же проснулся раньше сестры Сож и выдал себя за нее, обернув руки паклей, чтобы скрыть гладкость тела, чем он отличался. Отец, ничего не подозревая, благословил течь его в лучшие места. Вот так реке Сож достались болотистые места.

Интересная легенда под названием «Наказание Волги», связанная с исторической личностью Ивана Грозного. Повел царь рать свою на войну, и ему необходимо было перебраться через реку Волгу. «Вдруг Волга начала бурлить, и пошли по ней валы за валами страшные – лодки мечутся из стороны в сторону, летают, как пух…»22. Видит царь, что дело плохо, переживает, что река потопит все его войско, тогда он решил приказать реке успокоиться. Но ничего не получилось, тогда он решил позвать палача, сечь реку кнутом, чтобы она не бунтовалась. Реку стали высекать, оставили три кровяных рубца на ней. «После того благополучно переправилось через реку все войско, и ни один солдатик не утонул, хотя много приняли страху. И теперь говорят, на том месте, где была переправа, видают на Волге три кровяных рубца, особливо летним вечером…»23.

Легенды и сказания Астраханской области собирались, копились и передавались из поколения в поколение сотни веков. Они изображали мир, который построен на веровании в высшее божество. Мы видим здесь многообразие легенд о жизни святых, о реально исторических лиц и о происхождении того или иного названия. И главное, они отражают уклад и мировоззрение людей, живших когда-то Астраханском краю. Это сокровища народной мудрости, которые необходимо знать и помнить о них, это наша история.

Раздел 3. Народная песня, как выражение особенностей исторически сложившегося жизненного уклада Астраханского края

Русская народная песня – это коллективное произведение, которое не имеет определенного автора. Основная черта такого жанра заключается в том, что он имеет тесную связь с бытом и трудовой деятельностью. Русские народные песни разделяются:

песенный эпос (былины, исторические песни, баллады и др.);

календарные обрядовые песни – песни, которые сопровождают самые различные события из жизни людей (святочные, масленичные, весенние, песни пахоты и посева, обряды рождения и пестования, свадебные, колыбельные);

трудовые песни (рыбацкие, бурлацкие, чумацкие, солдатские);

удалые песни (разбойничьи, каторжные, тюремные).

Так как в Астраханской области основной вид деятельность в прошлом было добыча и обработка рыбы, то и песенный фольклор вобрал в себя черты трудовых песен. Они представлены в широком разнообразии, в них описывается не только сам тяжелый труд рыбака, личные переживания его, но и исторические реалии.

Эх, да мы поедем во иные города,

Мы закупим шелковые невода.

Эх, мы закинем шелковые невода,

Мы затянем белу рыбицу со дна24

Очень много астраханских народных песен о том, как девушка ждет своего милого, как в песне «Полюбила гармониста»:

Полюбила гармониста –

Заругала меня мать.

Не ругай, меня, мамаша,

Развеселый будет зять.

Ты, моторочка, не стукай,

Мое сердце не тревожь,

А мой миленький далеко,

Ты его не привезешь.

А мой милый на тоне, да,

А я на притоночке,

Как соскучилась о нем,

Милые девчоночки!

Я на сейнере рыбачка,

Он на сейнере рыбак.

Новый план мы выполняем,

Вот работать надо так!25

Большинство рыбацких песен посвящены морским ловцам. Промысел на Каспии был опасен и рискован. Море неспокойное, рыбаки подвергали опасности свою жизнь, чтобы как можно больше поймать улова, получить хороший заработок. Отсюда так много песен о борьбе со стихией, о трагической смерти моряков.

В семнадцать лет в неволе

Скиталец молодой,

Скитался в синем море,

Как чайка над водой.

Веселье в Каспий-море

Лишь штиль да тишина,

А все, что остальное –

Ох, каторга-тюрьма

Боролись мы со смертью

На грознейшихся волнах,

Потом мы стали жертвою

В чеченских берегах.

Вдруг вести пронеслися

О гибели ловцов.

И слезы полилися

У сирот и у вдов.

Но слезы те напрасно

Им волновали грудь:

Тех моряков несчастных

Нельзя было вернуть.26

Здесь мы видим, что развернулась трагедия на море, когда был шторм. Погибли люди, семьи потеряли кормильцев, помимо того, что это огромная беда, потерять любимых людей, это еще обрекало людей на бедное существование, так как был потерян основной доход. Правдиво отражая быт астраханских тружеников, рыбацкая песня Астраханского края создает художественную историю нашей родины. При сочинении фольклорных произведений народ, прежде всего, хотел передать потомкам свою историю. Рыбацкие песни несли не только историческую составляющую, но и служили для развлечения, когда шла однообразная и монотонная тяжелая работа, ловец начинал петь и отвлекался от печальных мыслей. Песня объединяла, делала работу более размеренной и дружной.

Взойди, солнце, взойди дорогое,

Обогрей нас, родных, обогрей!

Руки зябнут, по телу мурашка,

А выпутывать надо быстрей.27

Следующий вид народной песни, который представлен в астраханском фольклоре – это удалые песни. Они прежде всего связаны с исторической фигурой Степана Разина, главой народного движения, за котором закрепилось название бунта Стеньки Разина. Летом 1669 года разинские суда подошли к Астрахани. Неслучайно, так как астраханская крепость была лучшей в Европе по безопасности. Многие говорили, что она устроит против любой армии. Астрахань – белый город с каменными стенами. Что сразу удивило казаков под предводительством Стеньки Разина то, что астраханцы впустили их без боя. Он заключил договор с воеводами, что они пропустят его на Дон. Степан Разин находился в Астрахани две недели.

После его смерти стали слагать не только легенды, но и песни. В астраханском фольклоре это заняло особое место.

Поход Разина на Волгу

Вниз по матушке по Волге,

По широкому раздолью

Подымалася погода,

Погодушка верховая.

Ничего в волнах не видно,

Только лодочка чернеет…

На ней паруса белеют

На гребцах шапки краснеют

Кушаки алеют.

На корме сидит хозяин,

Степан Разин разудалый.

Наш хозяин во наряде,

В алом бархатном кафтане.28

В песнях встречается не только описание похода Степана Разина на Астрахань, но также находит отражение легенда о кладе разбойников, который он схоронил. Так как в народе считалось, что такие сокровища несут с собой беды, то и рассказыввали, что они откроются лишь тому, что сможет искупить его злодеяния.

В народной удалой песни Астраханского края о Стеньке Разина мы видим неоднозначное отношение к данной исторической личности. С одной стороны восхищались его могущей силой, а с другой стороны, осуждают зверства, которые совершали казаки под предводительством атамана. В этом плане интересна песня о том, как поймали Степана Разина.

Как пришли к нему солдаты,

Солдатушки молодые,

Что сковали руки, ноги

Железными кандалами,

Посадили же да Стеньку

Во железную во клетку,

Три дня по Астрахани возили,

Три дня с голоду морили.

Попросил же у них Стенька

Хоть стакан воды напиться

И во клетке окатиться.

Он во клетке окатился –

И на Волге очутился.29

Таким образом, рассмотрев основные народные песни фольклора Астраханской области, мы выявили две основных группы – это трудовых и удалые. Они представлены в полном многообразии своей самобытности. Народные песни рассказывают историю давно минувших времен, тем они нам и интересны. Мы узнаем, каким был опасен промысел рыбаков, как были прекрасны Каспий и Астраханская природа, что происходило, когда в г. Астрахань пришел разбойник Степан Разин, когда была смута на Руси. Неповторимый колорит делает народные песни сокровищами астраханского фольклора, которые будет еще много веков храниться в памяти людей.

Заключение

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы.

Астраханское устное народное творчество разнообразно, многолико и богато. Оно представлено в сказках, легендах, преданиях, песнях, сказаниях, прибаутках, частушках. Это огромный пласт нашего культурного наследия, который обогатил Астраханский край.

В астраханской сказке прослеживаются как традиционные компоненты, так и новаторские приемы, привнесенные рассказиком в процессе построения текста. Мы проанализировали сказку «Про Гордея – серого ежа», на основе этого мы пришли к выводу, что она отличается от традиционного произведения устного народного творчества этого жанра тем, что в ней присутствует эмоциональная оценка повествователя, нет традиционной присказки. Существует привычная граница двух миров, которая здесь представлена в виде леса, но в русских народных сказках, зачастую, если главный герой не выполняет задание, то он не может выбраться из этого волшебного мира. Здесь мы видим, что после первого испытания Гордей перебирается к людям, к своему привычному миру. В процессе исследовательской работы выявили особенные формулы, которые определяют течение времени в произведении. Они трансформируются, приближаются к реалистическому повествованию. Необходимо отметить, что главной особенностью астраханской сказки является то, что рассказчик так строит свой текст, чтобы дать понять читателю, что он был свидетелем данных событий, как будто это происходило в реальной жизни. Наряду с новаторством в астраханских сказках соблюдаются традиционные фольклорные элементы композиции: зачин, завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка, концовка, конечный присказ.

Еще один жанр устного народного творчества – это легенды Астраханской области. Основные мотивы и образы произведений неразрывно связаны с особым мировоззрением коренных народов. Условно легенды и сказания можно поделить на следующие виды: религиозные, исторические и социально-утопические. В них повествуются не только выдуманные события, но и находят свое отражение реальные случаи, происходившие на территории Астраханской области. Религиозные легенды и сказания присутствуют как у христиан, так и у мусульман. Они представлены в пестром многообразии: сказания о Боголепе Черноярском, митрополите Иосифе, легенды о Николае Мирликийском, о Букей-хане и Сеид-Бабе. Особенностью религиозных произведений устного народного творчества у мусульман является то, что они сформировались во времена Золотой Орды и имеют в своей основе древние обряды и верования. Отсюда культ растений, цветов, деревьев, воды и земли.

В сказаниях и легендах калмыков, которые исторически населяли астраханскую степь, мы находим больше героического эпоса про героя Галдама. У юртовских татар представлены произведения про волшебный мир. Он больше похож на сказочный, который трансформировался в героические легенды и сказания. Здесь также присутствуют тотемные животные, злые духи и культ воды и земли. Как мы видим схожесть в образах и мотивах в легендах и сказаниях у большинства коренных народов. Их фольклорные традиции ассимилировались и дополнили друг друга.

Исторически сложилось, что Астраханский край славен рыбацкой песней, так как основной вид деятельности испокон веков была ловля рыбы. Мы проанализировали, как фольклорные традиции отразились в народных пенях Астраханской области. Основные виды, представленные в лирических произведениях, можно отнести к трудовым и удалым. В рыбацких песнях присутствует мотив ожидания. Это встреча любимого после тяжелого трудового плавания и упование на то, что он вернется живым и здоровым. Еще один фольклорный мотив – потеря. Так как промысел на Каспии был сопряжен с риском и опасностью для жизни. Хоть это и маленькое море, но штормы там бывают страшные. Многие рыбаки погибали, обрекая свои семьи на бедственное существование, так как основной заработок был именно от добычи рыбы. К удалым песням со своими фольклорными канонами можно отнести песни о Стеньке Разине, который оставил свой след в истории Астраханского края. В них отразилось неоднозначное отношение к исторической личности казацкого атамана. Для некоторых он разбойник, а для других удалый молодец, который принес свободу казакам.

Мы рассмотрели и проанализировали основные фольклорные мотивы и образы, которые присутствуют в произведениях устного народного творчества Астраханского края. Выявили, что наряду с традиционными канонами, коренные народы привносили свое индивидуальное. Они бережно собирали и сохраняли свой национальный эпос, чтобы передать своим потомкам. В нем они отразили свои переживания, чувства и представления. Эти сокровища народной мудрости необходимо сохранять, систематизировать и изучать.

Список литературы

Каспийские легенды и сказки // сост. Ерымовский И.И., Самаренко В.П. Волгоград: Нижне-Волжское издательство, 1969. 93 с.

Афанасьев А.Н. Народные русские сказки // Афанасьев А.Н. М., 2002. 550 с.

Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов // Белорукова С.П. СПб: Паритет, 2006. 314 с.

Глебова Л.С., Болотов Л.С., Педагогический энциклопедический словарь. // Глебова Л.С., Болотов Л.С. М.: Большая энциклопедия, 2003. 528 с.

Грехнева Г.М., Корелова Т.Н. Фольклор и родное слово // Грехнева Г.М., Корелова Т.Н. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. 2006. 327 с.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка // Даль В.И. СПб: Русский язык, 2000. 779 с.

Догадин А.А. Были и песни Астраханских казаков // под ред. Н.С. Кленовского. Вып. 1. Астраханское казачье войско, 2003. 200 с.

Любимов А.А. Песни и сказы рыбаков // Любимов А.А. Астрахань: газ. «Волга», 1952. 172 с.

Марков А.С. Были Астраханского края // Марков А.С. 2-е изд. доп. Волгоград: Ниж.-Волж. кн. из-во, 1976. 319 с.

Марков А.С. История Астрахани в событиях и фактах // Марков А.С. Астрахань: Форзац, 1996. 285 с.

Марков А.С. Мозаика: исторические рассказы // Марков А.С. Волгоград: Ниж.-Волж. кн. из-во, 1965. 66 с.

Марков А.С. По следам Разина // Марков А.С. Волгоград: Ниж.-Волж. кн. из-во, 1980. 142 с.

Марков А.С. Правда о святом Иосифе // Марков А.А. Волгоград: Ниж.-Волж. кн. из-во, 1965. 47 с.

Пропп В.Я. Русская сказка // Пропп В.Я. М.: Лабиринт, 2000. 416 с.

Самаренко В.П., Этингер М.А. Русские народные песни Астраханской области // Самаренко В.П., Этингер М.А., М.: Всесоюзное издательство «Советские композитор», 1978. 144 с.

Соколов Ю.М. Русский фольклор // Соколов Ю.М. М.: Издательство Московского университета, 2007. 544 с.

Сызранов А.В. Ислам в Нижнем Поволжье // Сызранов А.В. Астрахань: Астраханский университет. 2012. 95 с.

Такун Ф.И. Славянский базар // Такун Ф.И. М.: «Современная музыка», 2005. 501 с.

Целовальников И.Ю. Традиция и новаторство астраханских сказок // Методические рекомендации по материалам фольклорным экспедиций. Астрахань: АГПУ, 1991. 30 с.

Эвлия Челеби. Книга путешествий // Фонд развития экономических и гуманитарных связей «Москва-Крым». URL: http://moscow-crimea.ru/history/hanstvo/chelebi (дата обращения: 14.11.2018)

1 Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов // Белокурова С.П. СПб: Паритет, 2006. С. 625.

2 Глебова Л.С. Педагогический энциклопедический словарь. // Глебова Л.С. М.: Большая энциклопедия, 2003. С. 17.

3 Целовальников И.Ю. Традиция и новаторство астраханских сказок // Методические рекомендации по материалам фольклорным экспедиций. Астрахань: АГПУ, 1991. С. 12.

4 Там же. С. 12.

5 Там же. С. 12.

6 Целовальников И.Ю. Традиция и новаторство астраханских сказок // Методические рекомендации по материалам фольклорным экспедиций. Астрахань: АГПУ, 1991. С. 12.

7 Там же. С. 12.

8 Там же. С. 16.

9 Там же. С. 17.

10 Там же. С. 13.

11 Целовальников И.Ю. Традиция и новаторство астраханских сказок // Методические рекомендации по материалам фольклорным экспедиций. Астрахань: АГПУ, 1991. С. 12.

12 Там же. С. 15.

13 Там же. С. 13.

14 Там же. С. 17.

15 Сызранов А.В. Ислам в Нижнем Поволжье // Сызранов А.В. Астрахань: Астраханский университет. 2012. С. 35.

16 Каспийские легенды и сказки // сост. Ерымовский И.И., Самаренко В.П. Волгоград: Нижне-Волжское издательство, 1969. С. 75.

17 Там же. С. 75.

18 Там же. С. 76.

19 Эвлия Челеби. Книга путешествий // Фонд развития экономических и гуманитарных связей «Москва-Крым». URL: http://moscow-crimea.ru/history/hanstvo/chelebi (дата обращения: 14.11.2018)

20 Самаренко В.П., Этингер М.А. Русские народные песни Астраханской области // Самаренко В.П., Этингер М.А., М.: Всесоюзное издательство «Советские композитор», 1978. С. 111.

21 Самаренко В.П., Этингер М.А. Русские народные песни Астраханской области // Самаренко В.П., Этингер М.А., М.: Всесоюзное издательство «Советские композитор», 1978. С. 19.

22 Каспийские легенды и сказки // сост. Ерымовский И.И., Самаренко В.П. Волгоград: Нижне-Волжское издательство, 1969. С. 56.

23 Там же. С. 56.

24 Самаренко В.П., Этингер М.А. Русские народные песни Астраханской области // Самаренко В.П., Этингер М.А., М.: Всесоюзное издательство «Советские композитор», 1978. С. 12.

25 Там же. С. 19.

26 Самаренко В.П., Этингер М.А. Русские народные песни Астраханской области // Самаренко В.П., Этингер М.А., М.: Всесоюзное издательство «Советские композитор», 1978. С. 21.

27 Там же. С. 20.

28 Такун Ф.И. Славянский базар // Такун Ф.И. М.: «Современная музыка», 2005. С. 306.

29 Там же. С. 132.

Просмотров работы: 3868