Творчество Достоевского—дом потерянных душ

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Творчество Достоевского—дом потерянных душ

Сигитова М.С. 1
1Негосударственное учреждение "Школа "Престиж"
Каламыцина Т.П. 1
1Негосударственное учреждение "Школа "Престиж"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Творчество Достоевского—дом потерянных душ.

И в сегодняшнем мире с его атомными бомбами, с разбоем империалистов, в мире, раздираемом расовыми проблемами и разгулом насилия, тревожный набат Достоевского гудит неумолчно, взывая к человечности, гуманизму.

Ч. Т. Айтматов

11 ноября 2021 года исполнилось 200 лет со дня рождения Федора Михайловича Достоевского, великого русского писателя. В мире слащавой и лестной прозы, книг, что пишутся злодеями о зле и нищими о нищете, его творчество остается островком действительности и сострадания к миру, к людям, с которыми случилась их жизнь. Он оплачет сирот, поймет убийц и женщин, прошедших по «желтому билету»; в страницах его книг приют отыщет каждая неприкаянная душа, любой «бедный человек». И оттого мы читаем его после стольких лет: зло не погасло, не спит во время наших о нем раздумий. И искоренение его лежит через путь глубокого самосознания, неизменно ведущего к прочтению произведений Достоевского.

«Преступление и наказание»—ярое доказательство такого случая. Участь лишнего, никому не нужного Родиона Раскольникова, переплетается с ясно читаемой ему антитезой-Софьей. В двух образах бьётся пылкое сердце и чёрствый разум, убийства, дилеммы, любовь, раскаяние и каторга, приправленные затхлым смогом Петербурга, смрадом трущоб, где и обитают персонажи романа. Жёлто-серый спектр цветов как нельзя точно передает гнетущую атмосферу города: сердца и внутренности героев прогнили, неспособны на чувства, а мысли устремлены не к жизни, а к выживанию. Ощутить счастье для них значит лишь то, что грядущий день будет прожит не в голоде. И даже тут Достоевский позволяет определять читателю свое отношение к героям: повествование «парит» над самой историей, но непременно приведет нас к сочувствию, к тому, что мы поймём: это всего-навсего люди с их людскими жизнями, и сделали они все, что было в их силах: любили, прощали, убивали, жили.

Роман «Идиот» транслирует нам картину с иного ракурса повествования, где князь Мышкин возвышается над скопом аморальности и лицемерия, показывая миру свою «глупость»: всего-то великое человеколюбие и отсутствие корысти, которые разят подозрением во времени, не знающем неба без войн, а дружбы без жадности. Достоевский играет на контрастах: красота света противопоставляется корысти и лжи, а жестокость-живому разуму и вере. Он говорит: ненависть-побочное неконтролируемого своеволия.

Писатель беспощаден ко злу: он знает его истоки, видит их в себе самом. Но люди для него все наивно добрые и непорочные, заслуживающие любить и быть любимыми, ибо злоба их—лишь степень огромного несчастья. Воздух вокруг героев Достоевского прогорклый, копоть заполонила лёгкие и осела пеленою на их веках: мы дышим им и сейчас, и взгляд наш заполнен этой пылью, и мысли наши устремлены не к жизни, а к существованию. Зло витает вокруг: оно в самих нас, потому так близки нам выдуманные страдальцы прошлых времён, потому как сердце у нас общее—застывшее, холодное, небьющееся.

Просмотров работы: 26