Отражение уральского фольклора в образе Хозяйки Медной горы

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Отражение уральского фольклора в образе Хозяйки Медной горы

Саитова А.Р. 1
1МАОУ лицей № 97
Суханова Н.И. 1
1МАОУ лицей № 97
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Отражение уральскогофольклора в образе Хозяйки Медной горы

Саитова Алана Руслановна,

г. Челябинск, МАОУ «Лицей №97», класс 6

Творчество Павла Петровича Бажова на сегодняшний день, несомненно, является важнейшим литературным памятником. Творческий метод передачи устного народного творчества у этого писателя является темой дискуссий и противоречий в научной среде. Это отражено в работах Никулиной М. П., Миронова А. В., Иванова А. В., Швабауэр Н. А., Ефимовой Б. С. Но неоспоримым фактом остается то, что бажовский метод интерпретации фольклорных персонажей принял необычную форму на грани фольклора и самостоятельного литературного произведения. Особенно удачным примером такой обработки является образ Хозяйки Медной горы, который пронизывает большинство сказов Гумешевского цикла и объединяет их в одно цельное повествование. Спорная природа литературной интерпретации фольклорных образов стала основанием для выбора темы исследовательской работы. Анализируя образ Хозяйки Медной горы, мы обнаружили ряд черт, сходных с быличками, легендами и сказками.

Гипотеза: мы предполагаем, что в образ Хозяйки Медной горы нашли отражение не только древние легенды уральских аборигенов, но и произведения русского народного творчества: былички и сказки, принесенные на Урал колонизаторами и составившие собой уральский фольклор.

Цель: доказать, что в образе Хозяйки Медной горы нашли отражение как древние уральские легенды, так и произведения русского народного творчества: былички и сказки.

Задачи:

Изучить историю возникновения уральского фольклора.

Изучить произведения уральского фольклора.

Изучить сборник сказов П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка».

Проанализировать образ Хозяйки Медной горы.

Провести сопоставительный анализ образ Хозяйки Медной горы с фольклорными произведениями.

Сделать вывод о подтверждении или опровержении выдвинутой гипотезы.

Объектом исследования стал сборник сказов П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка» и произведения уральского фольклора. Предмет исследования - сходства и различия образ Хозяйки Медной горы с фольклорными произведениями.

Решение поставленных задач осуществлялось на основе применения эмпирических (изучение разнообразных источников информации, анализ полученных сведений, сравнение) и теоретических (анализ, синтез, дедукция) методов и исследования.

С древних времен Урал населяли народы финно-угорской языковой семьи: ханты, манси, коми-пермяки, удмурты. В XI в. начался первый этап колонизации Урала (Новгородом), и на Урал проникли русские традиции. Естественно, что переселенцы из средней полосы России принесли с собой русские сказки, предания и т. д. Важнейшие образы традиционного русского фольклора, русские верования и культы (образы различных природных духов, культ домашнего очага) сложно переплелись с местными религиозными представлениями. В устах русских крестьян и рабочих местные легенды превратились в былички. Дифференцируя былички и легенды, отметим, что легенда основывается на официальной религии, быличка — рассказ, хранящий воспоминание о язычестве, осмысливаемый рассказчиком как суеверный, запрещенный официальной верой. Возможно, рассказы, основанные на языческих верованиях, были легендами до принятия христианства, после принятия христианстве языческие легенды стали быличками[1]. То есть сюжеты и образы легенд местных народов, находившихся на стадии язычества, вошли составной частью в быличковый репертуар русских переселенцев на Урал. Система образов русских быличек пополнялась персонажами уральских легенд, местными божествами, хозяевами и хозяйками гор, змейками и ящерками, возникшими на основе древних легенд о духах гор, имеющих черты, роднящие их со славянскими духами природы. Сказы про гору и Хозяйку горы из этой же молвы, то есть основные сюжеты и образы фольклора Урала нашли отражение в образе Хозяйки Медной горы[2].

В большинстве мифологий с богатством, подземным царством и загробной жизнью обычно ассоциируется мужское божество (Аид у греков или Плутон у римлян). Женское божество широко используется в отношении к земле и природе как символ жизни и творческого начала. В древних преданиях уральского края упоминается хозяйка земных недр – девка-Азовка или горная матка. Верили, что она охраняет богатства горы. В ряде народных рассказов она предстает страшным существом огромных размеров1. Отношение к людям она имеет двоякое, оно зависит от трудолюбия и индивидуальных нравственных качеств человека. Древность образа Азовки как местного божества подтверждается тем фактом, что почитание горы Азов восходит к I тысячелетию до н. э. В этот период на ее вершине располагалось святилище, о существовании которого впоследствии было забыто, но в фольклоре до позднего времени гора Азов считалась дорогим местом. То есть, образ фантастической женщины, связанной с подземными богатствами и охраняющей умершего человека в пещере горы, пришел из древних местных легенд. Именно этот образ лег в основу персонажа Медной горы хозяйки.Следовательно, при создании образа Хозяйки Медной горы П. П. Бажов опирался на легенды аналогичного содержания и происхождения[3]. Отличием образа Хозяйки от фольклорного прототипа является то, что, несмотря на разнообразие подземных богатств, которые она имеет в распоряжении, основным ее минералом остается малахит, от которого она и получила свое прозвище, и привязка к конкретному месту. Если Девка-Азовка покровительствует подземным богатствам всего края, то образ Хозяйки топонимически закреплен за Медной горой (Гумешевский медный рудник).

Как уже упоминалось ранее, духи-повелители как олицетворение соответствующих стихий (лесов, полей, рек, озер, гор) известны всем народам. О них рассказывается в произведениях фольклора. По свидетельству исследователя культа гор на Алтае JI. П. Потапова, в многочисленных охотничьих легендах у различных племен Алтая «хозяева гор» выступают в образе людей[4]. «Они часто посещают охотников в тайге во время промысла. Обычно они являлись охотникам в образе молодой женщины или девицы...», выбирали себе женихов. И, если охотники были благосклоненны, «горные хозяйки» делали их за это «удачливыми в промысле» [4]. Хозяйка Медной горы является во время работ героя в горе, в лесу, в уединенном месте, то есть в пространстве «чужом», социально неосвоенном в образе красивой, «ладной» девки2, как и героини алтайских легенд, она сама выбирает женихов (возможно, образы горных хозяек на Урале восходят к эпохе матриархата[5]). Читателю известно, что у нее и Степана есть дочь, Татьяна («Малахитовая шкатулка»). Важно отметить, что мастера, работающие в горе у Малахитницы, считаются умершими («Горный мастер», «Две ящерки»).

Исследуя тексты сказов, мы обратили внимание, что для поиска достойного жениха Хозяйка часто прибегает к методу испытаний. Испытания характерны для волшебных русских народных сказок, заключаются в выполнении заданий, для того чтобы герой доказал свою духовную силу [6] Степана она проверяет трижды: первый раз на смелость («не испужался душного козла»), во второй раз на некорыстливость («не обзарился на мои богатства») и верность («не променял свою Настеньку на каменну девку») и в третий на память («обо мне, чур, потом не вспоминай»). Данилу Хозяйка также проверяла на смелость3, Андрея – на стойкость, когда приказала не оборачиваться. Испытания могут быть следствием соблазна, которое герой не смог преодолеть, такое испытание назначает Танюшка Турчанинову-барину («Жди только меня у крылечка, во дворце-то.»), но наследник испытания не выдержал, стало ему «стыдно, что его невеста пешком, да еще в экой шубейке, он взял да и спрятался». Местом как для физических, так и для моральных испытаний могут стать различные элементы сказочного пространства: лес, гора, луг. Гибельным, заколдованным местом в сказках может быть гора. Местом для своих испытаний Хозяйка выбирает гору, Красногорский рудник. Также стоит отметить, что Хозяйка гостеприимна «как по русскому обряду полагается»: она накормила Степана «щами хорошими, пирогом рыбным, бараниной, кашей». Следовательно, в создании образа Хозяйки Медной горы П.П.Бажов использует и мотивы, присущие русским народным сказкам.

Мотивы быличек (мифологических рассказов) логично анализировать, основываясь на принципах мифологического мировоззрения. В древних мифах, четко противопоставлены категории «свое» - «чужое», «мир» — «антимир»: реальный герой былички — представитель «мира», фантастический (антагонист) — представитель «антимира». В быличке реальный и фантастический миры сосуществуют, находятся в непосредственной близости и не обособлены друг от друга. В зависимости от положения героя/антагониста по отношению к «своему» и «чужому» мирам Б. С. Ефимова выделяет три блока мотивов: «антагонист в реальном мире», «герой в антимире», «последствия контакта героя с антимиром в реальном мире». Проследим, как эти мотивы отражены в образе Хозяйки Медной горы. Первый блок — «антагонист в реальном мире» -- антагонист проявляет признаки антимира: «чужая речь», «чужая» одежда», странное поведение, внешность, оборотничество антагониста. Так, язык Хозяйки Медной горы непонятен герою: «лепечет что-то, а по-каковски — неизвестно («Медной Горы Хозяйка»). Создавая внешний облик Хозяйки, писатель использует приемы создания облика демонических существ, свойственные русским быличкам: образ фантастического существа построен на каком-то одном признаке, например, красоте. 4[7]. По красоте узнают герои сказов Бажова Хозяйку Медной горы и ее дочь Танюшку «красавица, про каких только в сказках сказывают.Волосы как ночь, а глаза зеленые…» («Малахитовая шкатулка»), одежда Малахитницы также отлична от человеческой: ее узнают по малахитовому платью («Медной Горы Хозяйка»). Её поведение можно назвать странным. Она непоседлива («артуть-девка»5), даже самые серьезные вещи она говорит «смешком», «зубы скалит», «посмеивается», «смеется», «хохочет-заливается» («Медной горы хозяйка»). Такое поведение становится понятным, если соотнести образ Хозяйки Медной горы с другими природными духами. Как указывает Э. В. Померанцева, действия их «в наиболее типичных быличках очень просты: показалось, захохотало, загрохотало, завело и т. д.» [7]. Антропоморфный образ Хозяйки, как уже было указано ранее, являет собой сочетание качеств «темной силы» и обычной человеческой девушки. Однако у этого персонажа есть и другая, зооморфная форма ящерки - хтонического существа, порожденного землей или вышедшего из земли, кроме того, Хозяйка может совмещать в себе признаки животного и человека[8]6

Второй блок — «герой в антимире» — включает следующие мотивы: герой на тайных торжествах (сборищах) антагонистов (свадьбы леших, шабаши ведьм, сборища русалок, свадьбы и похороны, по которым водит человека черт); деловые контакты героя с антагонистом (герой служит у черта, ведьмы, лешего лошадью; в работниках, в няньках у лешего, русалки; в повитухах у лешачихи).• В сказах Бажова отражены мотивы деловых контактов мастеров с Хозяйкой Медной горы: герои становятся горными мастерами, служат Хозяйке: «горные мастера... в горе живут, никто их не видит... Что хозяйке понадобится, то они и делают» («Каменный цветок»).

Мотивы третьего блок— «последствия контакта героя с антимиром в реальном мире» включает следующие основные мотивы: болезнь и смерть как окончательный уход в антимир; безумие как атрибут причастности к иному миру, как возможность общения с ним; помощь, «чудесное» знание, умение, мастерство, осмысливаемое как реализация своего прежнего общения с иным миром. В быличках отражены подобные мотивы: после встречи с антагонистом человек становиться мрачным, угрюмым, чахнет, пропадает и даже гибнет 7 [7]. Третий блок наиболее полно отражен в образе Хозяйки Медной горы: помощь, «чудесное» знание, умение, мастерство, удачливость в работе: помогает Хозяйка только холостым парням, помощь заключается в том, что она наводит героя на нужный камень (малахитовая глыба «во сто пуд», малахит для столбов не меньше пяти сажен, камень, необходимый для поделки («Как раз по моим мыслям») или дает прямой совет, где вести поиск: Степан «глядит …— ладно ведь. Так малахит и сыплется, ровно кто его кругами подбрасывает» («Медной Горы Хозяйка»). Даниле-мастеру Хозяйка показывает каменный цветок, помогает Митюньке выточить хрупкую веточку. Ценной помощью являются дары, которые Хозяйка вручает лично (каменная слеза, малахитовая шкатулка, пуговица, плитка змеевика с образцами ягод, дар мастерства). Понравившегося ей «холостяжника» награждает удачливостью в работе: необыкновенное мастерство Данилы и Митюньки - последствия контакта героя с Хозяйкой. Кроме того, самые искусные мастера, чья работа «от нашей, здешней, на отличку» — это «горные мастера», служащие Хозяйке. А вот женщинам Хозяйка Медной горы помогать не стремится. За весь цикл только две женщины открыто контактируют с ней: Катерина, невеста Данилы-мастера, так как выделяется нетипичным для девушки поведением. Она нарушает правила разграничения социальных ролей, когда начинает заниматься «малахитовым делом», ведет себя как мужчина: садится к станку, работает с камнем, сама продает свои изделия в городе. Только за внутреннюю силу девушки, несвойственную ее полу, Малахитница награждает ее возвращением мужчины и «одаривает» сохранением его знаний и умений. Но несчастными остаются все трое: Хозяйка – из-за потери жениха, жених и невеста – из-за оставленных ему воспоминаний. Вторая из женщин, контактировавших с Малахитницей – Татьяна, дочь Настасьи и Степана. В ней проявляется потусторонняя сущность, присущая самой Хозяйке. В итоге, девочка стирает грань между двумя мирами и переходит в разряд «тайной силы». Болезнь и смерть как окончательный уход в антимир: Степан после встречи с Хозяйкой «счастья в жизни не поимел... Так на глазах и таял... В осенях ушел так-то да и с концом» («Медной горы Хозяйка»), его находят мертвым; безумие как атрибут причастности к иному миру: этот момент также нашел отражение в образе Хозяйки Медной горы: герои теряют рассудок после встреч с Малахитницей или ее дочерью. Увидав Хозяйку Медной горы и ее сад с каменным цветком, пропадает Данила: «Кто говорил, что он ума решился, в лесу загинул, а кто опять сказывал, Хозяйка взяла его в горные мастера» («Каменный цветок»). Турчанинов-барин «последний умишко потерял» после встреч с Танюшкой («Малахитовая шкатулка»). Кроме основных блоков, следует выделить также частные мотивы о противоположности «своего» — «чужого». Так, предметы, воспринимаемые в «ином» пространстве как ценные (деньги, золото); по возвращении в «свой» мир оказывается пылью, углями или просто исчезают8. [7]. Подобные мотивы, противопоставляющие мир антагониста миру людей, встречаются и в сказах Бажова. Так, в сказе «Сочневы камешки» Хозяйка горы показывает жадному Сочню изумруды: «по голубой породе камешки зеленые сидят», Сочень набирает полный кошелек: «набил туго, а все ему мало». Но, развязав кошелек перед барином, он не находит изумрудов: «И тут такой, слышь-ко, дух пошел,— терпеть нельзя. Ровно палую лошадь либо корову затащили». У Бажова мотив превращения богатство иного мира в мире людей в нечто, чуждое, связанное со смертью и тлением, наполняется новым, по сравнению с традиционными быличками, смыслом: Хозяйка наказывает Сочня за жадность.

Неоднократно звучит в образе Хозяйки и тема тайной силы («Хоть она и тайная сила, а все ж таки девка»; «Тайная сила в ей, видно, гнездовала»; «Не иначе с тайной силой знался»). В отличие от традиционных фольклорных представлений у Бажова «тайная сила» являет собой силу чудесную и связана не с сатаной, а с неведомыми старинным уральским горнякам силами, «необыкновенно могучими, но неразрывно связанными именно с естественными силами природы» [9]. Но нужно отметить, что тайная сила все-таки не приемлет православной культуры. Хозяйка недовольна тем, что ее малахит использовали при строительстве главной церкви в «Сам-Петербурхе», и поэтому уводит все подземное богатство из Гумешек: «Хозяйка огневалась за столбы-то, слышь-ко, что их в церкву поставили. А ей это вовсе ни к чему». Также и ее украшения из малахитовой шкатулки «не к душе е» пришлись Настасье, «ровно как раз впору, … а пойдет в церкву или в гости куда – замается»9. Когда же Хозяйка, принимая образ странствующей мастерицы, «занялась Танюшку учить», то «доченькой зовет, а крещеное имя ни разочку не помянула». Да и к холостым парням Хозяйка, возможно, особенно неравнодушна еще и потому, что их жизнь и судьба не защищены святым таинством венчания.

Отдельно стоит сказать и о внезапности появления природных духов: в быличках оно сопровождается наречием «вдруг» или каким-либо равнозначным ему. Эту особенность можно проследить и в образе Медной горы Хозяйки: «Легли, значит, наши-то на травку под рябиной да и сразу и уснули. Только вдруг молодой, — ровно его кто под бок толкнул, — проснулся «Вот, — думает, — хорошо-то. Вспомнила, видно, обо мне Хозяйка». Только подумал, вдруг засияло. Глядит, а Хозяйка тут, перед ним» ... («Медной Горы Хозяйка»). Данила-мастер у Змеиной горы думает о каменном цветке: «Вот бы поглядеть!» Только вдруг тепло стало, ровно лето воротилось» («Каменный цветок») — это появилась Хозяйка.

Заключение

Исходя из проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

В образе Хозяйки Медной горы нашли отражение мотивы древних легенд о хозяйках гор, русских волшебных сказок (метод испытания), быличек (внезапность появления антагониста, трагическая развязка, выделение какого-либо одного отличительного признака внешнего облика: красота, отличительная черта поведения — непоседливость, необъяснимое веселье). Отличием образа Хозяйки от фольклорного прототипа является то, что топонимически он закреплен за Медной горой (Гумешевский медный рудник) и основным ее минералом остается малахит, мотив превращения богатство иного мира в мире людей в нечто – это наказание за жадность, а тема тайной силы связана не с сатаной естественными силами природы.

Список литературы:

Ефимова Б. С. Былички в сказах П. П. Бажова// Б. С. Ефимова- https://cyberleninka.ru/article/n/bylinki-v-skazah-p-p-bazhova/viewer

Никулина М. П. Про земельные дела и про тайную силу (о дальних истоках уральской мифологии П. П. Бажова) // М.П. Никулина- https://cyberleninka.ru/article/n/pro-zemelnye-dela-i-pro-taynuyu-silu-o-dalnih-istokah-uralskoy-mifologii-p-p-bazhova/viewer

Миронов А. В. Образ Хозяйки Медной горы в сказах П. П. Бажова. https://rudocs.exdat.com/docs/index-514140.html?page=5

Потапов Л. П. Культ гор на Алтае// Л.П. Потапов -http://www.bigpi.biysk.ru/altay/doc/22.pdf

Першиц А.И., Монгайт А.П., Алексеев В.П. История первобытного общества//А.И. Першиц, А.П. Монгат -http://www.pseudology.org/History/Alexeev_Pershits_Istoriya_Perv_Obschestva2.pdf

Пропп В.Я. Русская сказка// В.Я. Пропп - https://superlinguist.ru/lingvistika-teksta-skachat-knigi-besplatno/propp-v-ia-russkaia-skazka.html

Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре// Э.В. Померанцева - https://knigogid.ru/books/1234415-mifologicheskie-personazhi-v-russkom-folklore/toread/page-2

Швабауэр Н. А. Зооморфные персонажи в сказах П. П. Бажова/ Н.А Швабаур// Творчество П. П. Бажова в меняющемся мире: Материалы межвузовской научной конференции, посвященной 125-летию со дня рождения П. П. Бажова, 28-29 января 2004 г. Екатеринбург, 2004. – 224,с. 102–109

Иванов А. В. Угорский архетип в демонологии сказов П. П. Бажова/ А.В. Иванов//Творчество П. П. Бажова в меняющемся мире: Материалы межвузовской научной конференции, посвященной 125-летию со дня рождения П. П. Бажова, 28-29 января 2004 г. Екатеринбург, 2004. – 224, с. 142–155

Бажов П.П. Малахитовая шкатулка // П.П. Бажов -http://www.rodon.org/bpp/msh.htm

Приложение 1

Азовка - «страхилатка», «из горы… лезет... Космы распустила, хайло разинула, да как заревет диким голосом»

«Барышня вся в шелковом. Высокая, стройная, подол тащится шлейфом, в туфлях, в светло-розовом платье», «Говорили, где золото, то девка красивая покажется»

«Видно, Хозяйка горы смелость мою пытает. Это, говорят, у ней первое дело» («Каменный цветок»)

», «…уж такое крутое колесо — на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится» («Медной горы хозяйка»).

«Вместо рук-ног - лапы у ее зеленые стали, хвост высунулся, по хребтине до половины черная полоска, а голова человечья». («Медной горы хозяйка»).

«Наденет кольцо... Ровно как раз впору, не жмет, не скатывается, а пойдет в церкву или в гости куда - замается». (Малахитовая шкатулка»

Приложение 2

Из былички: мужчина, увидевший свадьбу леших, описывает лешачих, зашедших в его избушку: «Входят две девки. Ну до чего красивы, говорит, это просто глаз не отвести. А месяц, говорит, был. И вот стоят: все в шелковом, нарядны...»

«Он покурил с ним, домой приехал, выпряг лошадку... Поужинали... Раньше полати были в деревнях большие такие, спали на полатях все. Он улез и все. И твой не был»; девушка после общения с ветряным оказалась на сосне, «ее сняли, так она, как дура была»; дедушка, приведя домой корову лешего, сошел с ума.

Известна быличка о человеке, нашедшем в лесу клад, он принес его домой и поведал об этом жене: «Посмотри, — говорит, — сколько денег наносил»... А денег уж и нет. Все эти денежки ушли».

1 См. Приложение 1

2 См. Приложение 1

3 См. Приложение 1

4 См. Приложение 2

5 См. Приложение 1

6 См. Приложение 1

7 См. Приложение 2

8 См. Приложение 2

9 См. Приложение 1

Просмотров работы: 411