Информационная карта
Для успешной организации работы по разработке и реализации проекта необходимо составить план. План разработки и реализации проекта приведен в таблице.
Название проекта |
«Польза йоги в борьбе со стрессом» |
1. Разработчики проекта |
Ф.И.О. руководителя проекта |
Герасимик Галина Фёдоровна |
|
Ф.И.О. разработчиков |
|
Чепкасова Лада Юрьевна |
|
2. Аннотация проекта |
Практически каждый день мы подвергаем себя стрессу. Интенсивная умственная деятельность и повышенная статическая нагрузка, обусловленная длительной вынужденной позой, крайнее ограничение двигательная активность, нарушения режима отдыха и сна, эмоциональные переживания – все это приводит к перенапряжению нервной системы. Ученикам необходимо знать, как можно бороться со стрессом, а одним из самых простых и доступных способов является йога. |
Изложите в чем основная идея вашего проекта, представьте краткую аннотацию проекта |
|
4. Проблема |
Сильная усталость и эмоциональное выгорание учащихся после уроков |
Опишите проблему(ы), решению/снижению остроты которой(ых) посвящён проект. |
|
6. Срок реализации проекта |
01.04.2021-27.10.2021 |
Напишите дату начала и окончания проекта. |
|
7. Цель проекта |
Составление комплекса по йоге и выявление его влияния на стрессовые состояния учащихся |
Сформулируйте одну цель проекта. Цель должна быть конкретная, измеримая, достижимая, близкая автору и ограничена во времени |
|
8. Основные задачи проекта |
1. Изучить и проанализировать теоретический материал по данной теме и систематизировать информацию; 2. Провести опрос среди учащихся 10Б класса с целью выяснения степени их эмоционального и физического истощения; 3. Разработать методические материалы по занятиям йогой 4. Провести мастер-класс и рассказать о путях снятия эмоциональной и физической усталости с помощью упражнений по йоге 5. Провести анализ результатов использования расслабляющего комплекса по йоге |
Сформулируйте не более четырех задач, решение которых позволит достичь цели проекта |
9. Целевая аудитория проекта |
Обучающиеся 10-11 классов. |
||
Для кого ваш проект, перечислите социальные группы, возраст участников (клиентов, благополучателей) проекта |
|||
10. Календарный план реализации проекта |
|||
Наименование и описание ОСНОВНЫХ мероприятий (не более 4) |
Сроки начала и окончания |
Ожидаемые итоги |
|
Изучить теоретический и практический материал на данную тему |
01.05.2021-10.05.2021 |
Интересный и полезный материал по йоге |
|
Провести опрос среди учащихся |
15.12.2021-17.12.2021 |
Составленная анкета, проведенный опрос |
|
Подготовить комплекс упражнений для проведения занятия по йоге, написать методические материалы |
17.05.2021- 22.05.2021 |
Готовый комплекс упражнений по йоге и методические материалы |
|
Провести занятие по йоге 10«Б» |
06.09.2021- 11.09.2021 |
Успешное проведение занятия по йоге в 11 «А» классе |
|
11. Партнеры проекта |
- |
||
Перечислите существующих партнеров и тех, кого вы планируете привлечь к реализации проекта. |
|||
12. Результаты проекта |
Понижение уровня усталости в конце учебного дня среди участников эксперимента: участники эксперимента научатся снимать эмоциональную и физическую усталость с помощью упражнений по йоге |
||
Опишите, какие изменения произойдут по итогам реализации проекта. Перечислите качественные и количественные результаты, показатели. |
|||
13. Методы оценки результатов |
1. Снижение уровня учащихся, испытывающих эмоциональную усталость в конце учебного дня (выявить с помощью повторного опроса). 2.Каждый участник был задействован, принял активное участие. 3.Оценка эффективности комплекса высокая. |
||
При достижении каких показателей, вы будете считать, что проект реализован успешно. Как вы это оцените? |
|||
14. Дальнейшая реализация проекта |
1. Проведение мною подобных занятий в других классах; 2. Использование методических материалов (продукта) учащимися; 3.Дальнейшее использование и усовершенствование мною комплекса упражнений по йоге (проекта). |
||
Как вы видите продолжение работы после завершения проекта |
ВВЕДЕНИЕ
«Позаботьтесь о своем теле, это единственное место, где вам нужно жить»
Джим Рон
Регулярные физические упражнения способствуют выработке серотонина и повышают настроение. Йога помогает не только расслабиться, но и сосредоточиться на своем внутреннем мире и приведении его к гармонии благодаря неторопливым и вдумчивым движениям в асанах. Контролируя дыхание и работу мышц, человек освобождается от негативных мыслей, а благодаря растягивающим упражнениям он ослабляет мышечные зажимы, вызванные постоянным напряжением. Ученые признали приемы йоги вполне безопасными, а используемые в ней упражнения не менее полезными, чем обычную гимнастику или ходьбу. Физиологи признали, что отдельные комплексы упражнений укрепляют организм и иммунитет. Поэтому в современном мире, где присутствует постоянный стресс, занятия йогой необходимы.
Актуальность данной темы «Польза йоги в борьбе со стрессом» очевидна, так как одним из самых простых и наименее ресурсазатратных способов снять напряжение и вернуться в тонус, доступных каждому, является йога.
Проблема: многие школьники испытывают стресс и эмоциональное выгорание в течение учебного года. Интенсивная умственная деятельность и повышенная статическая нагрузка, обусловленная длительной вынужденной позой, крайнее ограничение двигательной активности, нарушения режима отдыха и сна, эмоциональные переживания – все это приводит к перенапряжению нервной системы, отрицательно влияет на общее состояние и сопротивляемость организма школьника.
Универсальным средством снижения эмоционального напряжения в период экзаменов являются высокая физическая активность и занятия спортом. Старшеклассники, занимающиеся спортом, характеризуются более
совершенной адаптацией к экзаменационной обстановке, высокой работоспособностью и минимальным числом отрицательных сдвигов в функциональном состоянии организма, выявляемых после экзаменов. При этом эмоциональные физические упражнения или спортивные игры, организованные непосредственно после экзаменов, могут явиться одним из средств снятия стресса старшеклассников.
Цель: составление комплекса упражнений по йоге и выявление его влияния на стрессовое состояние учащихся.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать теоретический материал по данной теме и систематизировать информацию;
2. Провести опрос среди учащихся 10Б класса с целью выявления степени их эмоционального и физического истощения
3. Провести мастер-класс и рассказать о путях снятия эмоциональной и физической усталости с помощью упражнений по йоге
4. Разработать методические материалы по занятиям йогой
5. Провести анализ результатов использования расслабляющего комплекса по йоге
Гипотеза: возможно ли побороть стресс, зная эффективные комплексы упражнений по йоге.
Объект исследования: свойства йоги
Предмет исследования: особенности йоги, как способа борьбы со стрессом
Методы исследования:опрос, наблюдения, анализ, анкетирование.
1 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Что такое йога
Йога – это целостное и многогранное учение о познании себя и окружающего мира, имеющее тысячелетнюю историю. Йога - наука очень конкретная, в ней много упражнений и методик, позволяющих реализовать свой внутренний потенциал, раскрыть заложенные в каждом человеке физические и ментальные способности, поддерживать себя в прекрасной физической форме. Занимаясь йогой, человек выходит из «серых будней» начинает жить более яркой, насыщенной, полноценной жизнью. Учение не только помогает улучшить физическое здоровье, обрести сильное, стройное, выносливое тело, но и позволяет реализовать себя во всех сферах жизни.
История развития йоги
Слово "йога" произошло от санскритского корня йодж или йудж, имеющего несколько значений: "обуздание", "соединение", "единение", "связь", "гармония", "союз" и т.п. Впервые встречается в "Ригведе" - древнейшем из сохранившихся памятников индийской литературы.
В широком понимании, йога - это учение и метод управления психикой и психофизиологией человека в целях достижения высших психических состояний, изменения онтологического статуса человека. В этом смысле она составляет необходимую часть всех философских и религиозных систем древней и средневековой Индии, рассматривается в них как важнейшее средство реализации этических и религиозных идеалов. В узком смысле слово "йога" служит названием одной из шести ортодоксальных школ философии индуизма.
Основные понятия и действия йоги: подчинение функций тела – яма; фиксированное в определенной фигуре положение тела – асана; созерцание фиксированного объекта - охаванаг, состояние транса, характеризующееся изменением ментального и эмоционального состояния, - дхьяна; равновесно-сосредоточенное состояние психики -самадхи. На основе этих идей развилась особая система представлений о циркуляции жизненной энергии в организме (кундалини-шакти) и о концентрации её в функционально важных центрах тела (чакрах).
1.3 Как стресс влияет на здоровье и как здесь может помочь йога?
Здравый смысл подсказывает, что йога помогает управлять стрессом, способствуя расслаблению и улучшая общее самочувствие. Но понимание научных оснований успокаивающей силы йоги позволяет применять более активный подход, делая свою жизнь спокойнее, здоровее и счастливее.
Мы склонны воспринимать стресс как что-то плохое, но здоровый уровень положительного стресса (эустресса) помогает нам достигать вершин. В то же время избыток негативного стресса (дистресса) ассоциируется с психологическим дисбалансом. Важно понимать, что стресс необязательно вызывает болезни. Результаты исследований показывают, что главным фактором, предсказывающим вероятность возникновения заболеваний, является не количество переживаемого стресса, а то, как вы с ним справляетесь и как к нему относитесь. Те, кто проявляет больше негативных эмоций в условиях стресса, с большей вероятностью подвергаются его негативному воздействию. Йога может быть эффективным инструментом управления стрессом, поскольку она помогает регулировать свои эмоциональные реакции, учит быть отстраненными наблюдателями собственных мыслей и чувств, улучшать взаимосвязь между разумом и телом, благотворно сказываясь на нашем здоровье. Йога помогает остановить негативное влияние стресса на наше физическое состояние, помогая справляться с ним более позитивно и стимулируя вести здоровый образ жизни.
1.4 Как йога помогает подросткам
Йога может стать прекрасным вспомогательным средством для ребят в этот непростой этап их жизни. На каких уровнях и как она воздействует на них? Первое и самое очевидное – это воздействие на физическое тело:
Из-за больших физических «неправильных» нагрузок в школе (например, долгое сидение за партой), начинают формироваться такие заболевания, как сколиоз. Гармоничная практика асан позволяет выравнивать тело и создавать в нем симметрию - таким образом, это профилактика болезней опорно-двигательного аппарата. В каждой асане обращается внимание на ровность всех частей тела и осознания ощущений, которые возникают при выполнении поз. Такая осознанность может в дальнейшем продолжиться уже в обыденной жизни и может помочь избежать развития болезней костного аппарата (так как ученики смогут отслеживать положение своего тела при выполнении повседневных дел).
Не стоит забывать и об отсутствии физической активности в жизни подростков (почти все время занимает школа и репетиторы), поэтому йога как минимум позволит увеличить долю «спорта» в их жизни. Помимо этого, ребята в этот период зачастую находятся в постоянном стрессе (приближение экзаменов, большое количество уроков в школе). Растяжение мышц в асанах способствует выработке гормонов «счастья» (например, серотонин), а глубокое и равномерное дыхание – уменьшению кортизола в крови (гормон стресса). Таким образом, настроение повышается и растет способность позитивно смотреть на многие вещи. Благодаря практике йоги, у ребят появляется осознание границ и способностей собственного тела, повышается самооценка и растет психологическая и эмоциональная стабильность.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Тестирование учащихся
Данный опрос был проведен среди обучающихся 10 «Б» класса, в котором приняли участие 25 человек. Суть опроса состояла в выявлении знаний обучающихся о йоге и ее свойствах в борьбе со стрессом. (Приложение 1)
Рис.1 - результаты опроса учащихся на выявление эмоционального напряжения и физической усталости в конце учебного дня
Вывод: Стабильно в конце учебного дня физическую усталость испытывают большинство учеников, а именно 72%.
Рис.3 - результат опроса учеников, у которых получается справляться со стрессом
Вывод: Большинство учеников, не всегда знают или не знают, как можно правильно справиться со стрессом.
Рис.4 - результаты опроса о знании того, что йога помогает в борьбе с эмоциональной и физической усталостью
Вывод: Большинство учеников, а именно 89% не знали о том, что йога помогает справляться с эмоциональной и физической усталостью.
Рис.2 - результаты опроса выявление учащихся заинтересованных в йоге, как в способе снятия стресса
Вывод: Большинство учеников, а именно 65%, заинтересованы в том, чтобы узнать, как с помощью йоги можно снимать стресс.
Таким образом, в результате анкетирования было доказано что, большинство учащихся не знают, как с помощью йоги снимать стресс. Из диаграммы видно то, что не все школьники умеют справляться со стрессом, и им было бы интересно узнать об альтернативных методах снятия усталости, например с помощью йоги.Также исследование еще раз доказало актуальность темы «Польза йоги в борьбе со стрессом» и показало необходимость информирования учащихся о способах борьбы со стрессом с помощью эффективной методики такой, как занятия йогой.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Обязательным компонентом большинства практик йоги является релаксация. Выполнение асан подкрепляется установкой на максимальное расслабление мышц, а также золотым правилом при составлении комплексов является Поза полного расслабления. Это сопровождается снижением частоты дыхания, потребления кислорода и кожной проводимости.
Далее поговорим о влиянии йоги на головной мозг.
Альфа-волны в головном мозге возникают, при занятиях йогой, когда мы закрываем глаза и расслабляемся, отпуская поток мыслей, погружаясь в практику. Биоэлектрические колебания при этом замедляются и появляются всплески альфа-волн. Сначала редко, потом чаще, приводя в конечном итоге к состоянию приятной умиротворённости, альфа-состояние. Именно это состояние мозга наилучшим образом подходит для усвоения новой информации и откладывания её в памяти. На электроэнцефалограмме (ЭЭГ) здорового человека в спокойном состоянии альфа-волн много. Недостаток их может говорить о стрессе, неспособности к обучению и даже полноценному отдыху. Именно в альфа-состоянии в головном мозге производится больше эндорфинов и энкефалинов, характеризующих состояние радости и повышение болевого порога.
Подготовка комплекса по йоге
На основе изученной информации был составлен специальный комплекс упражнений по йоге. Весь комплекс состоит из двух групп упражнений:
1 группа – разминка, упражнения, которые разогревают мышцы, подготавливают их к нагрузкам;
2 группа - упражнения, которые успокаивают и расслабляют.
Поэтому первая часть больше напоминает обычную зарядку, но ближе к окончанию движения становятся более спокойными и плавными. (Приложение 2)
Составление занятия по йоге: «Польза йоги в борьбе со стрессом»
Цель: разучить комплекс упражнений для дальнейшего применения в периоды стресса
Задачи:
Заинтересовать участников йогой
Ознакомить с навыками управления статическими позами
Проработать нервно-мышечную координацию
Создать спокойную атмосферу, помогающую расслабиться
Помочь учащимся успокоить нервную систему
Направить мысли учащихся на контроль сознания
Форма проведения: урок физкультуры
План урока:
1. Вступление
2. Беседа о пользе йоги в борьбе со стрессом
3. Занятие йогой (практическая часть)
4. Заключение
Сценарий проведения занятия: «Польза йоги в борьбе со стрессом»
1. Вступление
Добрый день, уважаемые ученики! Сегодня на нашем уроке я хочу рассказать вам о пользе йоги в борьбе со стрессом и показать комплекс упражнений, который поможет справиться с эмоциональной и физической усталостью.
Рассчитываю на вашу искреннюю поддержку и помощь, а также надеюсь, что наше сотрудничество пройдет плодотворно, и каждый уйдет с полезными приобретенными знаниями!
2. Беседа о пользе йоги
Я предлагаю вам пройти комплекс йоги, направленный на борьбу со стрессовыми состояниями.
- Почему йога?
- Йога помогает снять эмоциональное напряжение и усталость, повышает активность, успокаивает ум, дает ясность мышления, восстанавливает психическое равновесие.
Практикуя йогу, человек учится управлять своими эмоциональными реакциями и состояниями, становится устойчивым к стрессам.
-Как это работает?
-Наш мозг, в основном, состоит из двух типов тканей: 60% белого и 40% серого вещества. Оба играют важную роль в осуществлении когнитивной деятельности, однако, у каждого типа ткани различные функции.
Серое вещество состоит из клеток мозга, или нейронов. Оно отвечает за способности к обучению, память, зрение, слух, обоняние и осязание. Влияет на мышечный контроль и самосознание. Белое вещество – это соединения, задача которых – объединять части мозга, позволяя разным областям отправлять и принимать сигналы.
Общий интеллект и качество умственной деятельности человека связан с объемом серого вещества. Йога, в которой постоянно применяется практика контроля тела, дыхания и концентрация, приводит к увеличению плотности серого вещества. Эта функция помогает снять стресс, который локализуется в двух основных областях мозга – лобной и теменной.
Когда вы чувствуете стресс или находитесь в тревожном ожидании, тело вырабатывает гормоны стресса – кортизол и адреналин, которые повышают сердцебиение и давление. Йога также помогает снизить уровень гормонов стресса.
Даже 15-минутная ежедневная практика приносит ощутимую пользу и способна предотвратить такие серьёзные состояния, как депрессия и болезни сердца.
3. Практическая часть (Приложения 3)
А сейчас ребята мы перейдем к выполнению расслабляющего комплекса упражнений по йоге, который вы сможете применять в стрессовые периоды свой жизни.
4. Заключение
Ребята, сегодня мы узнали много новой информации о йоге, чем она полезна, как помогает снять стрессовые состояния, а также научились применять комплекс на практике. Я надеюсь, вам понравился урок, и вы будите и в дальнейшем применять полученные знания на практике.
Анализ применения комплекса по йоге для снятия усталости
После ознакомлением с пользой йоги и просмотром упражнений, несколько одноклассников заинтересовалось данной темой, и согласились принять участие в эксперименте (Приложения 4-8)
Таблица 1 – анализ применения комплекса по йоге
№ |
Целевая аудитория проекта |
Изначальное состояние |
Режим занятий |
Результат |
Примечание |
1. |
Соснина Мария Дмитриевна (ученица 10А) |
Упадок настроения и сил в конце учебного дня |
Каждую неделю с понедельника по пятницу после школы |
Поднятие настроения, Прилив сил после занятий |
Занималась на протяжении месяца |
2. |
Беркутова Анастасия Андреевна (ученица 10А класса) |
Тяжело долго концентрироваться На одном деле Беспокойный сон |
С понедельника по пятницу после школы и перед сном В субботу и воскресенье перед сном |
Повышение работоспособности, Уровня концентрации Крепкий сон |
Занималась на протяжении 3-х недель |
3. |
Долгополо-ва Евгения Сергеевна (ученица 11Б) |
Низкая работоспособность, Сонливость в конце учебного дня |
С понедельника по четверг после школы |
Повышение работоспособности Улучшение настроения после тренировки |
Занималась на протяжении месяца |
4. |
Крупина Анастасия Алексеевна (ученица 11Б) |
Упадок сил, раздражительность в конце учебного дня |
С понедельника по четверг после школы |
Хорошее настроение, спокойствие, прилив сил после тренировок |
На протяжении месяца |
5. |
Шейкина Екатерина Владимировна (ученица 10Б) |
Низкая работоспособность, сонливость, раздражитель-ность после школы |
С понедельника по пятницу после школы |
Улучшение настроение, прилив сил, улучшение работоспособности |
На протяжении месяца |
Использование моими одноклассниками данного комплекса помогло выявить его положительные свойства и доказать, что он эффективен в борьбе со стрессовыми состояниями.
Занятия йогой иногда дают эффективные результаты с учетом индивидуальности человека. Необходимо отметить, что иногда эти занятия в прямом смысле чудотворны при избавление от некоторых видов стресса и его последствий, особенно когда по неизвестным причинам не помогает ничего… Но все это индивидуально для каждого: приступать к занятиям стоит только если нет противопоказаний к физическим упражнениям, а к более интенсивным видам на занятиях с квалифицированным специалистам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование расслабляющего комплекса йоги помогает в борьбе со стрессом: улучшает состояние человека, сон, исчезает бессонница и уходят кошмарные сновидения. Укрепляется мышечный корсет, а значит улучшается осанка. Польза йоги для тела очень велика. Уменьшается уровень стресса, и человек меньше подвергается депрессивным расстройствам.
Йога тренирует тело, разум и душу. Полное очищение организма от многих проблем способствует гармоничному развитию личности. Улучшается память, концентрация внимания, а также развивается творческий потенциал человека. Большая польза йоги направлена на все аспекты человеческой деятельности. Ей можно заниматься в любом возрасте и в любом месте, главное правильный настрой и верные техники исполнения.
Подведя итоги работы, хочется сказать, что на основе полученных знаний, в ходе изучения теоретического и практического материала, а также анализа результатов эксперимента, гипотеза подтвердилась.
Участники эксперимента добились хороших результатов, они решили и дальше заниматься по данному комплексу и ввели его в свой режим дня.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Видыйогиhttps: //fit2u.ru/articles/vidy-jogi
Основная информация о йоге https://ru.wikipedia.org/wiki/Йога
Особенности стресса у школьников https://tass.ru/obschestvo/6810398
Особенности йоги для школьников https://mag.103.by/topic/67363-shkolyniki-tak-ustajut-chto-mechtajut-lezhaty-i-nichego-ne-delaty-instruktor-o-polyze-detskoj-jogi/
Сборник комплексов по йоге https://www.adme.ru/svoboda-kultura/35-besplatnyh-onlajn-kursov-kotorye-pomogut-vam-privesti-v-poryadok-razum-i-telo-2338165/
Справочник по всем видам ассан йоги https://asanaonline.ru/asana/
Статья о влиянии йоги на здоровье https://medium.com/eggheado-health/f69245247853
Приложение 1
Образец анкеты
Чувствуете ли вы эмоциональное напряжение, физическую усталость в конце учебного дня?
Да
Нет
Не всегда
Получается ли у вас справляться с усталостью и стрессом?
Да
Нет
Не всегда
Знаете ли вы, что занятия йогой помогают справляться с эмоциональной и физической усталостью?
Да
Нет
Хотели бы вы узнать, как снимать стресс с помощью йоги?
Да
Нет
Приложение 2
Фото 11-13 занятие в 11 «Б» классе по йоге: «Польза йоги в борьбе со стрессом»
Приложение 3
Комплекс упражнений по йоге
Перед тем, как перейти к выполнению комплекса, включите расслабляющую музыку, сядьте на пол, скрестив ноги, выпрямите спину, закройте глаза, расслабитесь, постарайтесь медленно и глубоко дышать, не думайте не о чем, сосредоточьтесь только на дыхании, останетесь в этом положении на 3-5 минут.
Упражнение «Наклоны головы»
Сядьте на пол, скрестив ноги
Сделайте глубокий вдох и выдох
Выпрямите спину и расслабьте плечи
Делая медленный выдох, наклоняйте голову вправо
Задержите голову в наклоне на 3-5 секунд
Медленно деля вдох, поднимайте голову
Повторите упражнение на другую сторону
Всего сделайте 5-10 наклонов
Фото1-наклоны головы
Упражнение «Наклоны тела из положения лотоса»
Сделайте глубокий вдох, а затем выдох
Поднимите правую руку вверх, затем, медленно выдыхая, наклоните ее вместе с корпусом влево
Не заваливайтесь вперед, наоборот посмотрите вверх, раскройтесь.
Задержитесь в таком положении на 3-5 секунд
Вернитесь в исходное положение, делая глубокий вдох
Повторите на другую сторону
Сделайте 5-10 таких наклонов
Фото2-наклоны тела из положения лотоса
Упражнение «Скрутка в положении лотоса»
Сделайте глубокий вдох, затем выдох
Положите левую руку на правое колено
Правую руку поставьте за собой, на пол
Протолкните себя немного вперед правой рукой, немного прогнувшись в спине
Левой рукой (она на колене) разверните себя немного назад
Задержитесь в таком положении на 5-10 секунд, не забывайте глубоко дышать
Повторите данное упражнение на другую сторону
Фото 3 - скрутка в положении лотоса
Упражнение «Сидячая поза головы к коленям»
Выпрямите правую ногу, а левую подтяните к паховой зоне
Сделайте глубокий выдох, затем выдох
На выдохе медленно наклонитесь к выпрямленной ноге
Сохраните спину ровной, а носок ноги натяните на себя
Задержитесь в таком положении на 5-10 секунд, не забывайте глубоко дышать
Повторите на другую сторону
Фото 4 - сидячая поза головы к коленям
Упражнение «Скрутка из положения сидя»
Выпрямите правую ногу, а левую подтяните к паховой зоне
Сделайте глубокий выдох, затем выдох
Положите левую руку на правое колено
Правую руку поставьте за собой, на пол
Протолкните себя немного вперед правой рукой, немного прогнувшись в спине
Левой рукой (она на колене) разверните себя немного назад
Задержитесь в таком положении на 5-10 секунд, не забывайте глубоко дышать
Повторите данное упражнение на другую сторон и останетесь в положении скрутки
Фото 5 -скрутка из положения сидя
Упражнение «Наклоны телом из положения скрутки»
Находясь в положении скрутки (предыдущее упражнение), убираем руку из-за спины и кладем ее за голову
Немного наклоняемся назад к выпрямленной ноге, придерживаем себя другой рукой за колено
Локоть смотрит вверх, не заваливайтесь вперед, наоборот посмотрите вверх, раскройтесь.
Остаемся в таком положении на 3-5 секунд, глубоко дышим
Проделываем тоже самое на другую сторону
Фото 6 – наклоны телом из положения скрутки
Упражнение «Стойка на лопатках с поворотами»
Лягте на пол
Согните ноги в коленях
Оторвите ягодицы от пола
Обхватите себя руками, важно – точка опоры должна быть между лопаток
Начните осторожно перекатываться из стороны в сторону, не забывая глубоко дышать
Выполняйте упражнение на протяжении 10-15 секунд
Фото 7 – стойка на лопатках с поворотами
Упражнение «Лежа на полу»
Из положения лежа, согните левую ногу, приподнимите ее и обхватите двумя руками под коленкой
Стопу правой ноги положите на середину бедра левой ноги
Медленно и глубоко дышите
Задержитесь так на 5-7 секунд
Затем подтяните левую ногу еще немного, не забываем глубоко дышать
Медленно опуститесь и повторите на другую ногу
Останьтесь в этом положении
Фото 8 – лежа на полу
«Скрутка из положения лежа»
Аккуратно расцепляем руки, ноги оставляем в прежней позиции
Медленно опускаемся в правую сторону (если рукой была обхвачена левая нога)
Тело поворачиваем в другую сторону (если опустились вправо, то телом поворачиваемся влево)
Стараемся плечами и коленками касаться пола
Тянемся так 10-20 секунд, не забываем глубоко дышать
Повторяем на другую сторону
Фото 9 – скрутка из положения лежа
Упражнение «Поза глубокого расслабления»
Ложимся на спину
Расслабляем конечности
Медленно и глубоко дышим
Фото 10 – поза глубокого расслабления
Приложение 4
Фото 14-16 применение комплекса по йоге Сосниной Марией 10 «А»
Приложение 5
Фото 17-19 применение комплекса по йоге Беркутовой Анастасией 10 «А»
Приложение 6
Фото 20-23 применение комплекса по йоге Долгополовой Евгенией 11 «Б»
Приложение 7
Фото 24-26 применение комплекса по йоге Крупиной Анастасией 11 «Б»
Приложение 8
Фото 27-29 применение комплекса по йоге Шейкино Екатериной «10Б»