Цель проекта
Обеспечение школьников новой технологической школой. Для развития умений, навыков, которые пригодиться в жизни с помощью школы будущего.
Предположить, как будет выглядеть школа будущего.
Описание проекта.
Основной идеей проекта является создание технологической школы, которая была бы новым прорывом в образовании и обучении.
Сравнивая школы прошлого СССР у нас много поменялось. Вот изменения, которые произошли за эти 30 лет.
БЕЗ ПРОШЛОГО - НЕТ БУДУЩЕГО.
Какие были учителя.
В основе работы всегда лежала идея. Именно идейность учителей играет очень важную роль в их способности учить и воспитывать. Нужно быть твердо в чем-то убежденным, чтобы передать это детям.
И среди советских педагогов, выращенных на Макаренко и других великих гениях педагогики, убежденных было большинство. Они буквально «горели» и передавали этот свет.
Мотивация школьников во время СССР.
Советские школьники хотели учиться. Им с раннего детства внушали про:
Ученье — свет, не ученье — тьма.
Поэтому в школу все приходили в достаточной степени мотивированными.
И утратить эту мотивацию было сложно благодаря системе, которая была интегрирована со школьным образованием: октябрята, пионеры и комсомольцы. Тех, кто откровенно плохо учился, а особенно ленился, могли не принять в октябрята и пионеры. А могли и исключить. Конечно, это крайние меры. Но вот система «проработки» отстающих работала на пять с плюсом. Их не просто критиковали на собраниях и ругали на педсоветах, к ним прикрепляли товарищей, которым поручали подтягивать учебу. И это работало. Худо-бедно, все старались по тем или иным причинам, кто-то, чтобы поступить в вуз, кто-то, чтобы к нему меньше приставали. Ведь приятного в таких коллективных проработках мало.
В современных школах больше переживают о самооценке и психологическом климате учеников, чем об уровне их знаний. Детей учат не переживать за оценки. И конечно, никаких коллективных проработок двоечников давно нет.
Равные права для всех учащихся.
Главным преимуществом советской системы школьного образования можно назвать его доступность для всех. Это право было закреплено конституционно (статья 45 Конституции СССР 1977 года). Главное отличие советской системы образования от американской, английской, или современной российской заключалось в единстве и согласованности всех звеньев образования. Не было гимназий, лицеев, элитных школ. Все школы были одинаковыми, программа была единой по всей стране, и требования тоже были едиными, как и критерии оценивания. В Москве, в Ереване, в Батуми, во Львове, в Витебске, в Караганде или далекой сибирской деревне, везде учили одному и тому же. По одним и тем же учебникам.
А школьники ходили в школы по всей стране в одинаковых костюмах, форменных платьях и фартуках.
Чёткая вертикальная система обучения.
Еще одно отличие от современных российских школ — четкая образовательная вертикаль:
- Начальная школа;
- Средняя школа;
- ПТУ или техникум;
- Вуз;
- Аспирантура;
- Докторантура.
Она есть и сейчас, но в размытом виде. В советское время четкое понимание ступеней давало возможность школьникам точно спланировать вектор своего обучения. Для каждой ступени были выработаны единые программы и требования.
Воспитание.
В советских школах воспитывали. При этом именно школьное воспитание декларировалось как основной. Родители должны были только помогать в этом учителям и пионерским вожакам. А как иначе? Ведь родители работали и видели своих детей всего по нескольку часов вечером. А школа активно охватывала практически все свободное время учеников. В школах были секции, кружки, а главное, пионерские отряды. Постоянно проводились какие-то мероприятия:
- Сбор макулатуры или металлолома;
- Смотры строя и песни;
- Зарницы и Веселые старты;
- Конкурсы стенгазет.
Среднюю школу активно привлекали к воспитанию младшеклассников - октябрят. Они были вожатыми и отвечали за досуг и успеваемость своих подопечных. А по вечерам в школах часто проводили концерты и даже дискотеки для старших классов. Так получалось, что времени на бесцельное времяпровождение у школьников практически не оставалось. И все время рядом были старшие, которые направляли, объясняли, учили. Воспитывали.
Три кита советского образования.
1. Уважение к учительскому труду и институту школы в целом
2. Единое по всей стране разностороннее обучение и синхронизация сведений, получаемых в результате изучения различных предметов, через идеологию;
3. Наличие мощного стимула к учебе, благодаря шефству старших над младшими и все той же идеологии.
Итоги образования в СССР и нынешнего образования РФ.
В СССР не было много электроники как сейчас и процесс обучения проходил по-другому на уроках труда мальчики по-настоящему учились работать с инструментами. На уроках считали без калькуляторов. Процветал патриотизм все уважали ветеранов великих людей страны. Не было смартфонов, которые портили здоровье детей. Общались друг с другом в живую, а не по телефону. Дети, которые выросли в СССР были спортивные и здоровые не было болезней, которые есть у нас сейчас. Ликвидация без грамотности. Раньше советские дети читали много книг, а сейчас же их читают в кратком содержании и то не все. А если говорить про нынешнее обучение стало прогрессивнее в плане оборудования на уроках стали появляться интерактивные доски, которые более интересны ученикам. Проекторы, которые улучшают понимания урока за счет программ. Если брать отдельно предметы, то в кабинетах физики стало появляться новое электронное оборудование, которое помогает в понимании урока. В кабинете биологии начали появляться хорошие микроскопы, которые дети используют для изучения строения более подробно. Обширно стали появляться в школах компьютеры, ноутбуки с помощью которых учителя готовят интересные уроки для детей. Очень большой прогресс в плане образования произошел по сравнению с СССР где все этого не было.
Задачи школы будущего.
Разный подход к разным поколениям.
Все крупные корпорации, представляя свой продукт, изучают разницу между поколениями, чтобы предложить именно то, что им требуется.
Например, для одних важно выбирать удобный график и поддерживать баланс личной жизни и работы. Тем, кто постарше, важны социальные гарантии. А что важно поколению, появившемуся на свет после 2000 года? Какие ценности будут у поколения – малышей, которые сейчас ходят в садик? Школа должна адаптироваться постоянно, давая всем поколениям возможность для самореализации.
Освоить профессиональное образование за партой.
Сейчас школа почти не работает с запросом учеников на внешкольные навыки, но ситуация будет меняться. Есть большая вероятность миграции к формату профессионального обучения в рамках среднего образования, когда ученики уже с 8 класса смогут получать специальность без отрыва от парты. Например, они будут учиться программировать, проводить анализ медиа рынка, вести блоги на коммерческой основе, монтировать видео и снимать его.
Уже существуют детские предпринимательские школы, ученики которых запускают свои стартапы – не игрушечные, а вполне рабочие. Дети в таких секциях учатся думать и прогнозировать, просчитывать риски, составлять бизнес-планы, развивать неординарные идеи.
Связь мира школы с миром работы.
Как дети выбирают будущую профессию? По совету родителей, по результатам профориентации, иногда – под влиянием СМИ. Но беда в том, что школьники ничего не знают о том, какие специальности будут пользоваться спросом через 5-10 лет. Они не представляют себе ни рынок труда, ни особенности той или иной профессии.
Родители, кстати, этого тоже не знают и продолжают отправлять детей учиться на бухгалтеров и юристов, хотя по прогнозам экспертов уже через несколько лет эти профессии практически исчезнут. Зато спрос на экспертов по кибер - безопасности будет очень высоким.
Именно поэтому важно, чтобы работодатели и школа поддерживали контакт и помогали детям сориентироваться в разнообразии профессий, расширить кругозор и освоить основные знания и навыки, которые потребуются им в работе. Это сведет несоответствие между желаниями школьников и требованиями рынка труда.
Развить навыков для взрослой жизни.
Задача школы – развивать навыки командной работы, поиска информации, креативность и критическое мышление. Иными словами, школа должна учить учиться, сотрудничать с другими и самостоятельно развивать свой потенциал, потому что строгий учитель с указкой не будет стоять над человеком всю жизнь. Но сейчас этому уделяется очень мало времени – его просто нет. Уже сейчас в школах проводят проектную работу – дети выбирают тему, собирают команду, распределяют роли, сами координируют сотрудничество, само организуются. Словом, делают именно то, что им придется делать на работе, во взрослой жизни.
Адаптивность.
Персонализация обучения — это не тренд, это уже абсолютная необходимость. Классно-урочная система была создана в XVI веке. Сегодняшняя программа – продукт ранней индустриальной эпохи, когда школе нужно было учить детей быстро и одинаково. Школа готовила фабричных рабочих, приученных вставать по звонку и работать по инструкции.
Но за последние 150 лет ситуация изменилась. Никому больше не нужны люди, которые знают по верхам все и ни в чем не разбираются глубоко. А ведь большинство выпускников – середнячки. Выучить все и хорошо трудно, иначе все были бы отличниками.
Школа будущего – это не как можно больше информации обо всем на свете. Это самая важная информация об основных явлениях – то, что обязательно пригодится в жизни, вне зависимости от будущей профессии. Это не одна программа для всех, а персональные траектории, индивидуальные планы и адаптация материалов и подхода под каждого ученика.
Для школы будущего ребенок – не пассивный контейнер для знаний, а полноценный участник образовательного процесса с правом голоса. Такая школа будет развивать сильные стороны и учить, как компенсировать слабые, подстраивать под ученика скорость освоения и стиль подачи материала. Учебный процесс будет базироваться на том, что каждый отдельный ребенок может и хочет, а не на общих для всех нормативах.
Профильное образование.
Специализированные программы есть почти во всех школах в крупных городах.
Это отличный тренд, но профильные классы – только один из вариантов индивидуализации обучения.
Адаптировать стандартную программу под интересы, склонности и планы ребенка можно и иначе. Например, можно ввести многоуровневую подготовку, когда школьник сам выбирает базовый или продвинутый курс предмета. Ученик сможет изучать все по чуть-чуть, чтобы осознать свои интересы, или отказаться от части необязательных предметов и сконцентрироваться на том, что ему важно – например, на английском и математике.
Геймификация.
Учеба не должна быть скучной, можно обучаться, играя и увлекаясь этой игрой. Этой идеей сейчас занимается, в частности, International Society for Technology in Education – некоммерческая организация, которая продвигает технологии в образовании.
О каких новых образовательных технологиях думали 10 лет назад.
Десять лет назад издательство «Дрофа» предложило педагогам инновационное решение проблемы школьного учебника в постинформационом обществе. Это решении внедрение в учебный процесс методический аппарат учебника-навигатора. В состав которого входит: учебник-навигатор, мультимедийная составляющая на CD диске, печатные носители в виде тетрадей: рабочих. В комплект также входят учебники с 6 по 11 класс в которых очень подробно изложен материал для задачи всех экзаменов. Эти новшества по версии автора должны упростить и улучшить понимание предмета с помощью новых технологий.
Изменения, которые я хочу ввести в школу будущего.
▪ Предметы по выбору ученика
▪ Полная компьютеризация и информатизация обучения
▪ Все домашние и контрольные работы проверяются компьютером
▪ Вместо учебников электронные книги
▪ Выпускник школы будущего поступает в ВУЗ по специальности с которой уже определился.
Тип проекта.
Развитие образования.
Тэги.
Школа будущего, развитие образование, наука, новые технологии.
Аналитическая информация!
Библиотекарь – Бертякова Т.Н. совместно с учеником 10 класса, Будяковым Ильей сформировали перечень Интернет-ресурсов по исследуемому вопросу:
Школа будущего: как изменится среднее образование (https://snob-ru.turbopages.org/snob.ru/s/profile/32632/blog/171943/)
5 причин, по которым советские школы были лучше современных
(Https://zen.yandex.com/media/begomvshkolu/5-prichin-po-kotorym-sovetskie-shkoly-byli-luchshe-sovremennyh-5eb135364d7f611a88b5a4c8)
Журнал «Открытая Школа» 2010 года выпуска.
СМИ о представлении школы будущего.
(https://ren.tv/news/v-rossii/742363-shkola-budushchego-v-rostove-pokazali-kak-izmenitsia-zhizn-uchenikov).
География проекта
Основным местом реализации проекта является улица Ленина 1, ст. Егорлыкская, Егорлыкский район, Ростовская область.
Охват проекта
МБОУ ЕСОШ №11
Методы реализации проекта
Методы исследования: наблюдение, анкетирование, анализ, конструирование.
Задачи:
Составить анкету и провести анкетирование среди учащихся школы № 11.
Проанализировать результаты анкетирования, составить наглядные графики или диаграммы общественного мнения.
Разработать элементы архитектуры и дизайна школы будущего.
Результаты фактические
Мною была изучена информация о развитии школ от прошлых лет, до настоящего времени. Была разработана анкета и проведено исследование для выявления мнения обучающихся о дальнейшем развитии моей школы, как школы будущего. Сделаны зарисовки будущего здания школы. Составлены основные элементы дизайна и архитектуры.
Анализ социального опроса
Перед нами стоял вопрос выявить общественное мнение по вопросам улучшения школы.
Ответы получились разные, в анкетировании участвовали ученики 8-11 классов.
Если анализировать ответы всех учеников, то получается, что, почти у всех учеников получились разные ответы на поставленные вопросы.
Диаграмма, полученная в ходе обработки информации, показала, что не все ученики хотят изменений и улучшения школы. Но были и другие! Учащиеся старших классов показали другие результаты, они ответили, что хотят поменять школу или как-то ее улучшить. В основном ученики говорили, что хотят, чтобы в школу поступило новое оборудование и увеличилось количество часов на изучение любимого предмета. А на вопрос, какой вы видите школу будущего, ответы в основном были одинаковы, и все ученики хотели технологичную и последнюю по слову техники и образования школу.
Моя школа!
Креативный дизайн и архитектура
Идея - жизнерадостные и функциональные интерьеры помогают учиться и познавать мир!
Элементы школы будущего:
многоэтажное здание;
огромные окна от пола до потолка, обилие естественного света;
открытые переходы;
много открытого пространства;
солнечные панели;
красочные витрины;
большие лаборатории для занятий химией, биологией, физикой;
множество вариантов для занятий спортом;
двухуровневая библиотека;
огромный фаблаб и оснащенный всеми возможными устройствами кабинет кулинарии;
smart-теплицы с использованием IT-технологий;
террасы, живые ограждения;
прозрачные стеклянные перегородки между кабинетами;
обсерватория;
спутниковая тарелка;
комнаты отдыха.
Ожидаемые результаты.
Планируется!
Освещение данного проекта на более масштабном уровне, посредством сотрудничества с районным отделом образования и администрацией Егорлыкского района. Привлечение социальных партнеров для поддержки и реализации данного проекта.
Приложение 1.
Диаграмма социального опроса.
Анкета.
Просим Вас на вопросы анкеты дать подробный, развернутый ответ!!!
1. Какой вы видите школу будущего?
2. Что вы хотели бы изменить в нашей школе, чтобы она была похожа на школу будущего?
3. Какое оборудование улучшит систему образования?
4. Какие школьные предметы являются для вас любимыми?
5. На каких уроках вам действительно интересно и познавательно?
6. Хотели бы вы, чтобы количество часов на изучение любимых предметов увеличили и почему?
7. Как вы думаете, какие предметы могли бы ввести в школьную программу для вашего дальнейшего развития?
8. Влияет ли комфортная обстановка в классе на успеваемость учеников?
9. Нужен ли учитель в современной школе или его может заменить робот?
10. Какие учителя должны быть в современной школе?
Приложение 2.
Комната отдыха.
А-план
Б-комната отдыха.
Приложение 3.
Смарт теплица.
А-план.
Б-смарт теплица.
Приложение 4.
Школа будущего вид спереди.
Приложение 5.
Школа будущего вид сзади.
Приложение 6.
Кабинет физики.
А-план.
Б-кабинет физики.
Приложение 7.
Кабинет биологии.
А-план.
Б-кабинет биологии.
Приложение 8.
Кабинет химии.
А-план.
Б-кабинет химии.