Деревья, опаленные войной

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Деревья, опаленные войной

Миллер В.И. 1
1МБОУДО "Центр дополнительного образования детей" г. Коркино
Тенякова Т.С. 1
1МБОУДО "Центр дополнительного образования детей" г. Коркино
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Бисер – это мир, в котором соединяются самые разнообразные грани человеческого дарования. Это и мастерство стеклодела, и умение вышивальщиц, и фантазия художника. Этот мир «малых» форм проходят сквозь историю всех человеческих цивилизаций.

В людях всегда жива тяга к прекрасному, независимо, в какой эпохе они живут и каков уклад их жизни. Бисер привлекает нас игрой света, радостью, красотой. Красиво исполненные изделия, будоражат наше воображение, заставляют фантазировать, вводят в мир прекрасного, создают хорошее настроение и заполняют досуг.

Каждому народу достается в наследство от предыдущих поколений сделанное их руками, созданное их гением и талантами. Многие секреты старых мастеров утрачены, время их не пощадило, но то, что дошло до нас, открывает дивный, неповторимый мир старинных искусств.

Актуальность работы. В последнее время в моду вошли оригинальные деревья из бисера созданные своими руками. Результатпоистине впечатляющий: деревья смотрятся как реальные. Они имеют все шансы стать украшением любого дома, либо великолепным подарком на любое торжество. Оригинальное сказочное дерево будет долгие годы радовать своего обладателя яркими красками, придавая интерьеру дома своеобразный и неповторимый стиль. Миниатюрные деревья из бисера воплощают всю красоту окружающего мира, передают совершенство и очарование природы.

Основная идея проекта - 2020 год объявлен годом «Памяти и славы», которую необходимо сохранять и передавать из поколения в, поколение, поиск новых форм для создания нового образа бисерных изделий.

Цель работы – изучить роль деревьев в годы Великой отечественной войны и как результат - создание коллекции бисерных деревьев.

Задачи:

Изучить техники и приемы бисероплетения;

Разработать формы деревьев;

Формирование чувства гражданственности и патриотизма;

Применить в проекте авторское оформление изделий;

Объект исследования: искусство бисероплетения.

Предмет исследования; технологии и приемы бисероплетения.

Методы: экспериментальный, наблюдения, сравнения, проектный, поисковый, креативный и др.

Новизна работы: заключается в создании героического образа путем разработки уникальных форм и цветовой гаммы бисера.

Работа посвящена 75-летию победы в Великой отечественной войне.

Процесс создания коллекции «Деревья, опаленные войной» начался с изучения исторических моментов в Великой отечественной войне, о роли деревьев во время военных действий и создания образа в лице деревьев, переживших страшные испытания. Изделия коллекции могут служить наглядным пособием ужаса войны и великолепия мира. Великолепное исполнение работ, делает мастера носителем и пропагандистом новой ветви создания образов в бисероплетении.

Глава I. «Деревья тоже воевали»

Великая Отечественная война занимает особое место в истории нашей страны и всего человечества. Это была война народная, война Отечественная, война великая. Однако за последние 74 года в мире и в нашей стране произошли разительные перемены, народились новые поколения, которые живут, учатся и воспитываются в совершенно других социально – экономических условиях, в абсолютно иной духовной и нравственной атмосфере. Поколения как бы они не отличались, связаны цепью времен, общим историческим прошлым.

С первого дня войны идо последнего люди совершали бессмертные подвиги во имя победы над фашистами. Все меньше остается в живых тех, кто сражался за нашу Родину. Дорогой, ценой, было завоевано счастье, жить и трудиться под мирным небом. Немало памятников и обелисков появилось на нашей земле. Они призывают не забывать трагедий. Но есть и другие памятники, живые, которые тоже напоминают нам о военном времени. Это памятники – деревья.

Много могли бы рассказать деревья о войне. Видели они, как в памятном 41–м году обрушились на нашу землю свинцовые дожди, заполыхали в небе огненные сполохи, охватил города и села, леса и поля дым пожарищ.

Деревья тоже воевали

И нас спасали от войны:

Стволы под пули подставляли

И гибли гордыми они…

В тылу врага шла партизанская война. И, как верный друг, лес помогал народным мстителям. В суровые годы тягчайших испытаний леса, расположенные на пути оккупантов, превращались в неприступные и труднопроходимые преграды, сдерживали натиск врагов, истощали их силы, вселяли суеверный страх. И эти же леса спасали от верной гибели миллионы мирных русских людей, укрывали склады оружия и раненых воинов. Они становились родным домом для партизан и боевых частей армии, действовавших в тылу противника. Деревья позволяли скрыть от неприятельских летчиков число и расположение войска, давали возможность разведчикам на более близком расстоянии подойти к укреплениям неприятеля. Во всех районах прифронтовой полосы леса были сильно повреждены. В бессильной злобе оккупанты громили их артиллерией, бомбили наугад обширные районы, предполагаемого местонахождения партизанских отрядов, жгли леса, стараясь «выкурить» партизан, крушили танками во время карательных операций, минировали леса, лесные дороги и опушки.

Деревья ложились плашмя, как солдаты,

Редели ряды с каждым днем.

А немцы сжигали лесные квадраты

Губительным, шквальным огнем...

Деревья всегда считались символом продолжения жизни на Земле. Дерево – как объект символизирует, как новую жизнь, так и безусловно, память о войне. Активисты разыскивают любую информацию о забытых участниках и героях войны, чтобы таким благородным способом, в виде посадки дерева, носящего имя героя, увековечить память воинов. Подобные акции, производят неизгладимое впечатление на подрастающее поколение, учат детей бережно относиться к окружающей среде и быть благодарными ветеранам, которые отдали свою жизнь, за возможность расти и развиваться, жить и любить в мирное время. Посади дерево – вспомни о войне. Память о павших героях должна жить, и она будет жить вместе с нами. Высаживая молодые саженцы, тем самым, мы даем путь для новой жизни.

Хорошая традиция есть у нашего народа: сажать в честь погибших парки и аллеи. Парк Памяти вырос у подножия Мамаева кургана. Здесь деревья носят имена героев, отдавших жизнь в борьбе с немецко – фашистскими захватчиками. Об этом говорят таблички с фамилиями павших солдат. Есть такие парки и в других местах нашей страны.

Растут деревья как продолжение жизни тех, кто отдал свою жизнь за мирный шепот лесов, чистое небо над головой, счастливое будущее нынешнего и будущего поколений!

74 года прошло с тех времен. Наверно для кого – то последним действием в жизни было повесить на сучок шлем, посмотреть на небо, вспомнить родных… Вечная память погибшим.

Самый масштабный на постсоветском пространстве памятник советскому солдату создали к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Мемориальный комплекс в память обо всех солдатах Великой Отечественной войны возведен на месте кровопролитных боев под Ржевом. Высота бронзовой скульптуры 25м, установлена на насыпном 10-метровом холме. Авторами проекта мемориала стали скульптор Андрей Коробцов и архитектор Константин Фомин.

Глава II. Идея создания проекта «Деревья, опаленные войной»

По всей нашей необъятной стране идет подготовка к празднованию 75 годовщины со дня победы в Великой отечественной войне. Память о павших героях должна жить, и она будет жить вместе с нами.

Изучив безграничные возможности бисероплетения, было принято решение о разработке и создании деревьев, посвященных Великой дате в истории нашей страны и наделить их определенными критериями; как выставочный экспонат и иметь замысловатую форму и новый художественный образ.

Деревья всегда считались символом продолжения жизни на Земле. Дерево – как объект символизирует, как новую жизнь, так, и, безусловно, память о войне. Активисты разыскивают любую информацию о забытых участниках и героях войны, чтобы таким благородным способом, в виде посадки дерева, носящего имя героя, увековечить память воинов. Подобные акции, производят неизгладимое впечатление на подрастающее поколение, учат детей бережно относиться к окружающей среде и быть благодарными ветеранам, которые отдали свою жизнь, за возможность расти и развиваться, жить и любить в мирное время. Посади дерево – вспомни о войне. Память о павших героях должна жить, и она будет жить вместе с нами. Высаживая молодые саженцы, тем самым, мы даем путь для новой жизни.

Эта творческая работа – как дань памяти всем погибшим в годы войны, кто отдал свою жизнь за мирный шепот лесов, чистое небо над головой, счастливое будущее нынешнего и будущего поколений!

Глава III. Технология создания проекта «Деревья, опаленные войной»

Успешность в создании творческого проекта во многом зависит от усвоения теоретических знаний, от практических умений и навыков
(см. Приложение 1). Умение выполнять различные приемы плетения и совмещать несколько техник позволяет изготавливать работы на высоком уровне сложности.

При разработке проекта был проведен ряд экспериментов с материалами для изготовления деревьев. Бисер, как материал, более устойчив к влиянию времени, нежели другие материалы, и поэтому, если изделие не имеет ни каких механических повреждений, оно долго будет восхищать своим великолепием. Исследовались различные материалы для формирования ствола деревьев и ветвей, а также цветовая гамма, подчеркнувшая значимость работ. Сложность состояла в изготовлении глаз и рта. Были опробованы несколько вариантов изготовления (склеивание, паяние), но все это не давало необходимой прочности и только смесь из алебастра и клея, дала положительный результат. Очень важным этапом в проекте было достижение выразительности и целостности художественного образа: необходимо, чтобы все факторы, влияющие на восприятие изделий, были подчинены одной идее. Немало важную роль играют также индивидуальные особенности автора.

Коллекция бисерных изделий «Деревья, опаленные войной» состоит из 3х образов.

Дерево «Скорбь» (см. Приложение 2). Это название, которое возникло после прочтения публикаций о войне. Дерево являет собой собирательный образ всех матерей, потерявших в годы войны дорогих сердцу людей. Скорбь тяжким грузом прокладывает на лице глубокие морщины. Мне удалось с помощью огромных, от ужаса происходящего глаз, передать всю трагедию и боль всех матерей, жен, которые проводили своих сыновей, дочерей, мужей на защиту от фашистов. Эта работа очень впечатляющая и подчеркивает весь трагизм войны. Поэтому дерево имеет такую замысловатую форму.  Перед тем как сплести композицию надо нарисовать проект эскиз (образ) дерева. Особенно это важно при изготовлении необычных деревьев. Все начинается с того, что бисер надо будет нанизывать на проволоку. Далее – плетение веточек методом «скручивания». Самый важный процесс – собрать все детали в единое целое. Чтобы собрать дерево, попарно скручивают ветки у оснований. Ствол для дерева из бисера формируют путем прикручивания веточек к толстой проволоке на разном расстоянии при помощи скотча. Ствол изгибается в произвольной форме. На следующем этапе нужно развести гипс согласно инструкции и залить в форму. В центр поставить дерево и зафиксировать. Оставить в таком положении до полного застывания. После этого следует соединить алебастр и клей ПВА. Консистенция смеси должна напоминать густую сметану. Аккуратно кисточкой для рисования этот раствор нужно плотно нанести на ствол и ветви дерева. То есть пока покрытие сырое на нем при помощи ножа или другой подобной вещи нужно сделать углубления и бороздки как на реальном дереве. Для бороздок нужно кусочки ткани обмакнуть в раствор алебастра с клеем ПВА и обматывать ствол. После высыхания покрасить акриловой краской, либо клей соединить с колером и в самом конце покрыть лаком.

Дерево «Родина – мать зовет!» (см. Приложение 3).  Такой образ был взят для второго дерева. Это аллегорический образ Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом. Созданный образ Родины – матери был чрезвычайно впечатляющим и проникновенным, он будил у граждан лучшие чувства любви к своей Родине и до сих пор считается шедевром агитационного искусства. В городе – герое Волгограде на Мамаевом кургане памятник «Родина - мать зовет!», с поднятым мечом призывает всех встать на защиту своего Отечества.

Это дерево - символ мужества и отваги, выполнено бисером красного цвета, петельной техникой. Нанизанный на проволоку бисер скручивался в петельки, а затем петельки собирались в объемные огненные шары. Сложность работы заключалась в формировании кроны дерева и ствола, что соответствовало бы образу схожему с монументом «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане, который стал самым узнаваемым символом Великой Победы.

Это дерево, направлением своих ветвей и как бы» шагая» вперед, явило собой героический образ народа – победителя. Чтобы дерево «шагало» вперед, проделана большая работа по поиску подходящего материала и способов изготовления. Чтобы создать нужный образ по центру ствола, (загрунтованного алибастром) была проведена глубокая борозда, а затем с помощью ткани и алибастра вылеплялась как бы «шагающая» нога. После высыхания, ствол покрашен краской и покрыт лаком.

Это героическое дерево и образ его Победа на все времена.

3.Весна 45 года (см. Приложение 4)

Пусть ярким запахом сирень

Напоминает нам о том,

как приходила в этот день

Победа в каждый дом.

Весть о Победе разнеслась по нашей стране весной 45 года, в то время зацвели кусты сирени, наших русских солдат-победителей встречали с большими букетами сирени в руках. С тех пор сирень является символом победы нашей страны над фашистскими захватчиками.

 Сирень выглядит на первый взгляд сложно из-за пышной «грозди», мелких деталей. Основной материал для создания букета сирени – бисер. Мое дерево 3х цветное.

Понадобится проволока диаметром 0,3 для цветов, а также 0,5 для листьев. Перед началом работы стоит внимательно изучить схему. Первый этап – плетение цветков, их сборка в пышные «кисти». Затем плетение листьев. Веточка сирени приматывается флористической лентой к концу проволоки. Чтобы сформировать одну большую ветку, к каркасу приматывается 2-3 веточки сирени. Аналогично формируем остальные большие ветки будущего дерева. Теперь понадобится краска. Следует помнить, что лучше красить ветки по отдельности, до формирования самого дерева. Когда ветки высохли, их аккуратно скручивают между собой, формируя ствол. Ветки нужно соединять по спирали, дополнительно используя флористическую ленту либо кусочки ткани или гипсовый бинт. Это даст нам рельефность ствола, сделает его более реалистичным. В конце ствол сирени необходимо покрасить краской и покрыть лаком. Для завершенности образа под куст сирени насыпать мелкие камешки. Этот куст сирени великолепен и его смело можно назвать деревом Победы. Яркая цветовая гамма восхищает и захватывает дух в ожидании Великого праздника. Это дерево – праздник!

Заключение

Работа посвящена изучению и исследованию природного материала используемого для изготовления декоративных деревьев. За основу проекта взята тема Великой отечественной войны, период уничтожения врагом всего живого, дорого сердцу каждого человека. В работе прослеживаются знания закономерностей цветовых сочетаний, достигнута выразительность и целостность проекта. Использование эмпирических методов: наблюдения, эксперимента, сравнения, способствовало созданию нового образа декоративных деревьев. Новизна работы заключается в создании героического образа путем разработки уникальных форм и цветовой гаммы бисера. Высокое качество исполнения определяет эстетическую ценность и практическое применение изделий. Работа пронизана гордостью за советский народ и родную природу.

Проект разрабатывался и создавался на протяжении длительного периода времени и посвящен победе советского народа в Великой отечественной войне. Активное и осмысленное усвоение знаний, умений и навыков в различных видах творческой деятельности привело автора к исследовательской работе. Поставив перед собой проблему обновления образа бисерных деревьев и активного использования бисера в современной жизни, автор выявила ее актуальность.

В своей работе автор обращается к истокам народного творчества, к традициям бисероплетения, постигает законы гармонии, обращает внимание на патриотическое воспитание молодого поколения, как важной части будущего страны. Сама работа пропитана духом патриотизма и любви к своей Родине и природе.

Работа над коллекцией способствовала приобретению навыков самостоятельной деятельности, формированию креативной личности с богатым духовным миром, личности, готовой к постоянному самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.

Цель и задачи, поставленные автором при создании проекта, выполнены. Изделия уникальны и имеют практическое применение.

Список литературы

Аксенов Ю. Г. Цвет и линия: практическое руководство по рисунку и живописи/ Ю. Г. Аксенов, М. М. Левидова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Советский художник, 1986. – 326 с.

Ануфриева М.Я. «Бисерные переливы» Народное творчество/ М.Я. Ануфриева, – Москва: 1993. – 352 с.: ил;

Рукоделие. Серия: Берегиня. Опыт мастеров. Рукоделие. – Москва: «Асцендент», 1996. – 234 с.

Богуславская И. Я. Народное искусство. Исследования и материалы/ И.Я. Богуславская, – СПб, 1995.

Бубенов М. Бессмертие. М., Художественная литература, 1973

Граве Н. Надежные бастионы. Отрывок. – В сб.; Лес и человек,1985

Дураева В.А. Бисер в старинном рукоделии/ В.А. Дураева, – Москва: «Светлана», 1923. – 78 с.: ил

Юрова Е.С. Старинные русские работы из бисера/ Е.С. Юрова, – Москва: Истоки: 1995. – 112 с.

Приложение 1

Процесс создания эскиза для творческого проекта

Приложение 2

Композиция «Скорбь»

Приложение 3

Композиция «Родина – Мать зовет!»

Приложение 4

Композиция «Сирень. Весна 45-года»

Приложение 5

Автор композиции «Деревья, опаленные войной» Виктория Миллер

Просмотров работы: 728