Набор стилизованного якутского украшения «Сардаана» (натуральная замша, полимерная глина)

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Набор стилизованного якутского украшения «Сардаана» (натуральная замша, полимерная глина)

Седалищева А.Н. 1
1МБОУ "Легойская СОШ с УИОП"
Перевалова И.В. 1
1МБОУ "Легойская СОШ с УИОП"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Украшения – это неотъемлемая часть женского образа в якутской культуре.

В каждой стране и в каждую эпоху их ношения преследовало совершенно разные цели – от стремления показать высокое положение женщины до попытки уберечься от сглаза и порчи. И эта традиция дожила до сегодняшних дней – серебряные украшения надевают не только на национальный праздник, но и на светские выходы.

Актуальность данной работы заключается в том, что своеобразные стилизованные национальные украшения ручного творчества являются неотъемлемой частью имиджа современной якутской девушки. Они уникальны и других таких украшений нет. Для создания набора украшений выбрана национальная тематика – символ Якутии «Цветок Сардаана».

Цельисследования: изготовление набора якутского стилизованного украшения из натуральной замши с применением полимерной глины.

Исходя из цели, поставлены следующие задачи:

Изучить историю развития якутских национальных украшений.

Изучить способы изготовления современных якутских украшений.

Разработать эскиз стилизованного украшения.

Выбрать материалы и инструменты.

Разработать технологическую карту изготовления изделия.

Изготовить украшение по эскизу.

Составить экономический расчет изделия.

Объект исследования: процесс изготовления набора якутского стилизованного украшения.

Предмет исследования: проектирование и изготовление набора якутского стилизованного украшения.

Метод исследования: изучение источников, просмотр познавательных информаций.

Глава 1. Исследовательская часть

Якутские традиционные национальные украшения

конца XIX – начала XX в.

В истории культуры народа Саха ювелирное дело занимает особое место. Украшения как древнейшие многофункциональное явление этнической культуры со сложной символикой, в котором отражены древние религиозные представления и особенности художественных традиций – один из традиционных объектов этнографических исследований. Так как во многих источниках отмечено, что в начале XVIIXVIII в.в. русских людей и иностранных путешественников всегда поражал своеобразный костюм и пышный наряд якутских женщин. Этой теме посвящены многие работы исследователей, посетивших Ленский край в первой половине XVI века, особенно участников второй Камчатской экспедиции (Г.Ф. Миллера, И.Г. Шелина, Я.И.Линденау и др.)

С именем одного из первых якутских археологов Е.Д.Стрелова связаны яркие страницы археологических исследований в Якутии. В течение 1914 – 1928 гг. им проведено более 20 раскопок старинных могил. В статье «Одежда и украшения якутки в половине ХVII века», написанной на основе археологического материала раскопок трех дохристианских женских могил, Е.Д. Стрелов дает подробное описание богатого комплекса женских украшений. Находки из погребений оказались весьма разнообразными: различные подвески из кожаных пластинок с нашитым бисерным орнаментом, перстни, серьги, медные браслеты, накостники из медных трубочек с корольками, оловянные бляшки, медные кольца.

Первую попытку изучения национального костюма якутов предпринял народный художник Якутии М.М. Носов, используя богатый археологический материал и музейные коллекции. В статье «Одежда и украшения якутов XVIIXVIII веков», автор попытался систематизировать огромный материал и на этой основе реконструировать традиционный комплекс древней одежды якутов М.М. Носов, как художник – этнограф подготовил в свое время богатые иллюстрированные альбомы – атласы, состоящие из пяти разделов по материальной культуре якутов XVII – начала ХХ веков. Привлекают внимание акварельные рисунки редких образцов мужских и женских наборных поясов, орнаментированных пластин и блях, подвесок к поясам, косоплеток, серег и нагрудных украшений. Ценность альбомов в том, что зарисовки сделаны непосредственно с предметов – оригиналов археологических раскопок, участником которых был сам художник.

Весь этот сложный комплект украшений имел сугубо празднично-обрядовый характер и неразрывно был связан, прежде всего, со свадебным костюмом невесты (см.прил.1).

Самыми распространенными якутскими украшениями, являются украшения из серебра. По их назначению можно разделить на следующие группы:

Головные (серьги «ытарҕа», накосные украшения, косоплетки «суһуох симэҕэ», гребни «баттах анньынар», украшение в виде ободка «бастыҥа».

Шейно-нагрудные (гривны «кылдьыы», к которой подвешивались передняя и задняя части нагрудного написанного комплекса «Илин-кэлин кэбиһэр», шейный браслет «моой симэҕэ», броши-фибулы, «уолук симэҕэ».

Наспинные украшения (кэлин кэбиһэр).

Набедренные украшения (наборные пояса «көмүс кур» – серебряный пояс), набор декоративных подвесок «өттүк симэҕэ», кисет для хранения мелких повседневных предметов «хаппар», небольшой мешочек, трутница, в котором держали сухой травяной трут – «кыталык», якутские металлические игольники, «иннэник», металлическое украшение в виде мордочки по своему назначению амулет «саһыл тумса» (лисья мордочка), подвески женских натазников «кыабака симэҕэ».

Украшения для рук (браслеты «бөҕөх», кольца «биһилэх»)(Приложение 6);

Нашивные украшения (круглая металлическая пластинка, прошиваемая на головном уборе, декоративные бляшки квадратной формы).

Таким образом, состав якутских украшений в типологическом отношении весьма богат и разнообразен. Традиционный комплект состоял из головных, шейно-нагрудных, наспинных, набедренных и наручных украшений.

Неотъемлемым художественным элементом и характерной чертой якутских украшений является орнаментальность.Немыслимы без орнамента якутские украшения: пояса, нагрудные и наспинные подвески, браслеты, серьги и.т.д. Украшая изделия тем или иным орнаментом старались прежде всегоподчеркнуть формы и конструктивные особенности изделий. Особенно криволинейный, растительный декор имеют украшения девушек(бастыҥа, илин кэбиһэр, серьги и накосные украшения).

Группа «растительных», или сложно криволинейных орнаментов представляет собой узоры в виде вьющегося стебля с отходящими от него отростками, листьями, цветками и другими цветочными мотивами.

Благодаря ярким орнаментам украшения приобрели особую выразительность и торжественность.

Предпринятый выше обзор позволяет сделать вывод, что традиционная одежда якутов XIX – начала XX в. Представляла собой единый многосоставный комплекс, в котором металлические украшения занимали особое место. Традиционный костюм якутов сохранил весьма архаичные виды украшений, отличающихся сложной формой и своеобразной конструкцией. Вместе стем появились новые нетрадиционные украшения из серебра, меди и различных сплавов.

Современные якутские украшения, выполненные на основе национальных традиций с учетом современной эстетики и дизайна, приобрели легкость и изящность форм, исчезли в них традиционные объемность и весомость.

1.2 Понятие стилизация. Ее виды и приемы выполнения

Стилизация (франц. stylisation, от style – стиль) – подражание внешним формам какого-либо определенного стиля. В истории искусства были периоды, когда сознательное обращение художников к существовавшим в прошлом стилям играло важную роль. Так, разнообразные стилизации – под искусство XVIII в., искусство классицизма, древнеегипетское искусство – были очень распространены в конце XIX – начале XX в.

В декоративно-прикладном искусстве под стилизацией также понимают подчинение художественного изображения условным, упрощенным формам.

В декоративном искусстве стилизация – метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора (тогда мы говорим о декоративной стилизации в композиции).

Прежде чем говорить о различных способах стилизации, имеет смысл обратиться к сути термина «стиль».

В ходе исторического процесса определенные черты, свойственные целым историческим эпохам, отрабатывались, доводились до совершенства, таким образом, возникали исторические стили.

Стиль – наиболее общая категория художественного мышления, характерная для определенного этапа исторического развития. Стиль выражает суть, уникальность художественного творчества в единстве всех его компонентов, содержания и формы, изображения и выражения, личности и эпохи. Художник А. Дерен считал, что «стиль – это постепенный переход от человека к действительности и обратно.

Чаще всего стиль определяют как систему внутренних связей между всеми компонентами творческого процесса, содержанием и формой, колоритом и техникой выполнения, пространственными построениями. Если сравнить стиль и манеру, то манера– это особенные черты творческого процесса, а стиль – его конечный результат, обязательный синтез, целостность всех компонентов художественно го произведения.

Стилизация – упрощенный четкий контрастный линейный рисунок, в основе которого лежит штрих, пятно, линия. Упрощенность, лаконизм– характерная черта стилизованного рисунка. Чтобы стилизовать рисунок, нужно отобрать основные, характерные черты изображаемого предмета. Ими могут служить характерный объем отображаемого предмета, характерные линии и формы. Когда они найдены, начинается работа над стилизацией предмета. Минимальными графическими средствами из основных характерных черт «составляется» картинка. При стилизации не передается объемно пространственное построение, конечно, художник должен мастерски владеть рисунком, чтобы иллюзорно передавать его, но здесь действует воображение зрителя, которое само «дорисовывает» его в воображении. В роли пространства выступает бумага.Художник-график может ограничиться и беглым впечатлением, условным обозначением предмета, как бы намёком на него, незаконченность и лаконизм при этом служат одними из главных средств выразительности.

Стилизация используется в логотипах, плакатах, орнаментах, шаржах, здесь наиболее задействована стилизация, как главное средство выражения идеи. Стилизация может проявляться и в живописи. Ее начали применять в работах художники с середины XX века. Стилизацию используют современные художники, не заостряя внимания на воспроизведение действительности «документально», они прибегают к упрощению – стилизации и главным образом передают идею, задумку. Стилизация имеет место быть не только в передаче форм, но и цвета. Вспомните работы Микеланджело, и вспомните работы Кандинского. Насколько упрощена передача действительности у последнего. Но никто не посмеет назвать его «не художником», искусством стилизации тоже нужно владеть.

Можно сказать, что стиль – это художественное переживание времени, а декоративная стилизация – художественное переживание пространства.

1.3. Виды и приемы выполнения техники «аппликация» и

способы выполнения техники «лепка из полимерной глины»

Аппликация – один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале.

Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях, но и в создании украшений, картин, панно и т.д.

Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен.

Декоративная аппликация – вид орнаментальной деятельности, надо овладевать умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления.

Аппликация может быть:

предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);

сюжетной, отображающей те или иные события;

декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Виды аппликации (см.прил.2)

Модульная аппликация (мозаика).

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

Симметричная аппликация.

Для симметричных изображений заготовку – квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера – складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

Ленточная аппликация.

Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.

Накладная аппликация.

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

Способы выполнения техники «лепка из полимерной глины»

Лепка – это приданиеформыпластическомуматериалу(пластилину, глине, пластике) спомощьюрукивспомогательныхинструментовстеков.

Сегодня лепят в основном из глины, пластилина и пластика. В настоящее время лепка из всевозможных видов глины стала для миллионов взрослых и детей во всем мире народным промыслом, видом искусства и хобби. Это еще и крайне полезное для здоровья занятие – лепка успокаивает, учит концентрироваться, творить.

Занятие лепкой развивает воображение и пространственное мышление, мелкую моторику, помогает понять цвет и форму предметов, заставляет проявить фантазию.

Лепка из полимерной глины. Полимерная глина – это пластичная масса, по внешнему виду и на ощупь напоминает пластилин. Для придания пластичности используют пластификаторы, которые целиком впитываются в основной материал при нагреве от 100 до 130 °C (в домашних условиях изделия «выпекают» в духовке). В результате материал теряет пластичность и способность менять форму. Отвердевшие изделия могут быть раскрашены акриловыми и прочими красками, склеены между собой и с другими материалами.

Самоотвердевающая полимерная глина – это материал для лепки, отвердевающий на воздухе в течение нескольких часов или суток, в зависимости от размера изделия. Хранить самоотвердевающую полимерную глину необходимо в герметичной упаковке, не допуская контакта с воздухом.

Приемы и техники лепки из полимерной глины

Скатывание. Положить кусочек глины между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.
Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.

Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.

Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата глины ее оттягивают и формуют новый элемент или деталь.

Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек глины.

Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.

Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу.

Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного глины и выделяют ее, придавая ей нужную форму.

Техника плавного перехода. Она основана на смешении двух цветов в разных соотношениях.

Колбасная техника – кусочки пластика располагают в несколько слоев, а затем закатывают в рулеты. На срезе получается довольно интересный и не повторяющийся рисунок.

Техника «Калейдоскоп» также использует множество слоев. Очень напоминает колбасную.

Специальные техники лепки из полимерной глины

Солевая техника. Чтобы придать своеобразную фактуру изделию в работу включают соль. В этом варианте шарики полимерной глины обваливают в кристаллах соли. Крупинки вдавливаются в пластик, а после термической обработки промываются водой.

Акварельная техника применяется в тех случаях, когда необходимо добиться в изделии плавного перехода.

В технике филигрань работать достаточно сложно: для этой техники требуется обладать особой аккуратностью и терпением.

Глава 2. Проектирование и изготовление набора якутского стилизованного украшения

2.1 Обоснование темы, постановка цели, дизайн-спецификация

Перед тем как начать проектную работу, нужно ясно представить цель и задачи по ее выполнению.

В последнее время народными умельцами, модельерами и дизайнерами изготавливаются разнообразные по характеру и художественному решению национальные украшения (например, из бересты, замши, бисера, глины и др. материалов). Сегодня существует множество стилей не только в одежде, но и в украшениях. Учитывая требования в изготовлении украшений, поставлена следующая основная цель проекта: разработать и изготовить набор якутского стилизованного украшения.

Украшения во все века притягивали к себе восхищенные взгляды. Украшения – это съемные, подвижные убранства из различных материалов, которые с давних времен на всех континентах носили люди.

Для нашей проектной работы мы выбрали тему цветов. Цветок, будучи уникальным образованием по своей природе и функциям, поразительно разнообразен по деталям строения, окраске и размерам.

Цветок Сардаaна – это разновидность лилии даурской. Сардаaна в Якутии имеет такое же значение, что и сакура в Японии, пион в Китае. Это самый роскошный цветок, который резко контрастирует с суровой северной природой. Неудивительно, что Сардаaна является одним из символов Якутии, ей посвящены многие народные песни, стихи.Сардаaна –также излюбленное женское имя у якутов.

Дизайн-спецификация

Изготовление набора якутского стилизованного украшения должна отвечать следующим критериям:

функциональность;

эстетичность;

экологичность;

технологичность;

экономичность.

2.2 Материалы и инструменты

Один из самых важных и основных этапов в работе – это выбор материала и создание грамотного эскиза. Для создания стилизованного украшения выбрали натуральную замшу и полимерную глину. А для декора использовали акриловые краски.

Натуральная замша – мягкая бархатистая кожа. Она приятна на ощупь. Похожа на сукно. Замшу изготавливают из шкур путем жирового дубления. С основы срезают шерсть, затем смазывают маслом и обрабатывают особым образом. В конце процесса масло полностью впитывается и становится единым целым с белками кожи. Затем ткань окрашивают, простегивают, украшают орнаментами или рисунками.

Материал обладает следующими качествами:

тонкость;

прочность;

мягкость и шелковистость;

эластичность;

стойкость к деформации;

одинаковая текстура изнаночной и лицевой поверхностей.

Полимерная глина – это пластичная масса, по внешнему виду и на ощупь напоминает пластилин, обладает характерным запахом. Пластичный материал для лепки небольших изделий (украшений, скульптур, кукол и др.) и моделирования, затвердевающий при нагревании до температуры 100-130 С 9 ( в зависимости от производителя).

Акриловые краски очень удобны для декора хобби и творчества. Они на водной основе, быстро сохнут, без запаха. Акриловые краски не выцветают, не требуют обязательного покрытия лаком для защиты. Они на водной основе, поэтому легко разводятся водой. Для кистей не нужно специально очищающего средства – можно просто помыть под краном. Акриловые краски экологически безопасны, не имеют запаха.

2.3 Создание эскиза

Эскиз выполнен на графическом планшете в программе ProCreatе. Набор стилизованного украшения назван в честь якутского цветка «Сардаана». Этот цветок считается символом красоты якутского лета. 30 июня якутяне празднуют День Сардааны. Этот цветок занесен в Красную книгу

Илин кэбиһэр

Бастыҥа

2.4 Технологическая карта изготовления набора стилизованного украшения

Этапы работы

Ход работы

Материалы и инструменты

1

Создание эскиза на графическом планшете в программе ProCreatе

 

Графический планшет

2

Вырезание лекал деталей украшения из бумаги – гривны, кун, элементы для подвесок

 

Писчаябелая бумага, ножницы, карандаш

3

Подготовка деталей украшения. Вырезание на материале (замша)

 

Натуральная замша, ножницы, карандаш или ручка

4

Процесс декорирования деталей украшения

 

Акриловые краски, кисти

5

Обработка и соединение деталей украшения

 

Клей«Момент», застежка,

прикрепитель металлический, самдельные бусы из полимерной глины

6

Готовое изделие

«Набор стилизованного якутского украшения «Цветы Якутии»

   

При работе соблюдаем правила по ТБ (следим за осанкой, соблюдение правил при работе режущими инструментами).

Организация рабочего места

Особое внимание следует уделить рабочему столу:

рабочее место не должно быть загромождено;

удобно когда инструменты и приспособления располагаются по правую руку от работающего, материалы – по левую;

инструменты следует хранить в рабочей коробке;

перед работой желательно мыть рук.

Рабочее место должно быть хорошо освещено: свет должен падать с левой стороны.

На рабочем месте должны находиться только те предметы, которые нужны для выполнения данной технологической операции.

По окончании необходимо провести тщательную уборку рабочего места.

2.5 Экономический расчет

Примерная себестоимость набора стилизованного якутского украшения

Наименование материала

Цена за 1 единицу

Кол.

Стоимость

1

Натуральная замша

900 руб./1 метр

30 см

270

2

Набор акриловых красок

560 руб./1 упаковка

1 шт.

560

3

Полимерная глина белого цвета «DAS»

358 руб./1 упаковка

1 шт.

358

4

Полимерная глина терракотового цвета

233 руб./1 упаковка

1 шт.

233

5

Застежка металлическая с цепью

20 руб.

1 шт.

20

6

Клей момент прозрачный

250 руб.

1 шт.

250

Итого:

1691 руб.

Заключение

Творчество, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы.

Процесс выполнения проектной работы включает в себя цикл изучения теоретического материала, практического изготовления набора якутского стилизованного украшения «Сардаана». Выполняя проектную работу, совершенствовала навыки техники «аппликация» и «лепка».

Творчество успокаивает, развивает практические навыки, отдыхаешь и создаешь красивые изделия. Вещи, выполненные своими руками, всегда красивы, дороги сердцу, неповторимы и привлекательны.

Набор данного украшения отвечает всем поставленным критериям: функциональна, эстетична, выразительна, оригинальна, экологична, гармонична по цветовому решению.

Выполнив данную работу, мы пришли к такому выводу: украшения изготовленные своими руками – это возможность проявить свою индивидуальность и оригинальность. Было очень увлекательно исследовать и работать творчески.

Использованная литература:

Васильев Н.И. История Якутии. Учебное пособие для старших классов. Я., Бичик, 2004.

Винокурова У.А. Сказ о народе Саха. Общественное политическое издание. Я., Бичик, 1994.

Дьячковский К.Д. Этносемиотика культуры и образования: постановка проблем, методология. Я.,Бичик, 2000

Традиционные металлические украшения якутов: XIX–начало XXвека: (историко-этнографическое исследование).–Новосибирск: Наука, 2001.

Интернет- ресурсы:

https://textiletrend.ru> naturalnyie

https://ru.m.wikipedia.org>wiki

https://www.decor-doma.ru>category

https://eee-science.ru>item-work

Приложение 1

Свадебный костюм якутской невесты

 

Головные украшения

 

Шейно-нагрудные украшения

 

Наспинные украшения

 

Набедренные украшения

 

Украшения для рук (браслеты «бөҕөх», кольца «биһилэх»)

 

Приложение 2

Модульная аппликация

(мозаика)

 

Симметричная аппликация

 

Ленточная аппликация.

 

Накладная аппликация

 
Просмотров работы: 244