ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы
Зуб наш — очень важный орган.
Он кусает и жуёт,
Размягчает все продукты,
Нам питание даёт.
Все свои летние каникулы я посещала врача-стоматолога. Мне залечили 6 зубов и удалили 4. И в стоматологической поликлинике я была ни одна, очень много детей в возрасте от 5 до 18 лет и взрослых были на приеме. 90% этих людей зубы лечило.
Что же надо делать, чтобы сохранить зубы здоровыми?
Я решила выяснить, что это за заболевание, какие профилактические мероприятия нужно проводить, чтобы зубы были здоровыми. Конечно же больные зубы не опасная для жизни болезнь, но их лечение очень болезненное и неприятное. Именно поэтому считаю эту тему актуальной.
Цель и задачи исследования
Объект исследования: зубы.
Предмет исследования: условия сохранения здоровья зубов.
Цель исследования: выяснение причин образования болезни зубов.
Задачи исследования:
познакомиться со строением зуба;
изучить причины возникновения заболеваний зубов;
узнать интересные факты о зубах;
разработать памятку по профилактике кариеса у младших школьников.
Гипотеза: я предполагаю, что главная причина образования заболеваний зубов, обычное не знание.
Методы исследования:
Изучение литературы и Internet – источников по данной теме
Эксперимент
Анализ
Обобщение
Практическая значимость работы заключается в том, что буклет, рассказывающий о профилактике заболеваний зубов, будет изучен учащимися, а полученные знания будут применяться на практике.
В литературе, интернет – источниках найти и ознакомиться с информацией
о зубах.
2. Изучить гигиенические правила ухода, помогающие сохранить зубы
здоровыми.
3. Узнать, какие продукты наиболее полезны для зубов.
4. Поделиться своими новыми знаниями с одноклассниками.
5. Создать книжку – памятку по уходу за зубами для первоклассников.
2.Основная часть
2.1. Что такое зубы и из чего они состоят.
Зубы – костные образования, расположенные в верхней и нижней челюсти. Выполняют функции барьера между полостью рта, захвата и пережевывания пищи, принимают участие в формировании речи. Зубы бываю молочные (временные) их 20 и постоянные их 32.
У (временных) и постоянных зубов совершенно одинаковое строение. Молочные зубы являются как бы уменьшенной копией постоянных. Зуб состоит из коронки, шейки, корня.
Коронка зуба – это видимая его часть — то, что мы видим во рту. Внутри коронки зуба — полость, там располагается пульпа. Между коронкой и корнем находится шейка зуба. Корень зуба – невидимая часть зуба, то, что находится в кости. Внутри корня — корневой канал — там корневая часть пульпы. Пульпа — рыхлая волокнистая соединительная ткань с большим количеством нервных окончаний, кровеносных и лимфатических сосудов.
Вещество зуба состоит из дентина, эмали и цемента. Дентин — образует основную массу зуба, расположенную вокруг полости зуба и корневого канала.
Коронка зуба снаружи покрыта эмалью, а корень — цементом. Эмаль-наружное покрытие зуба, самый прочный слой. Эмаль прочнее костей!
Эмаль молочного зуба более пористая и рыхлая.
2.2. Какие бывают зубы.
Зубы человека различаются по 3 видам, и делятся на резцы, клыки и на жевательные зубы.
Р езцы похожи на острые ножи, которыми лучше всего отрезать кусочки еды. Резцы-самые слабые зубы, они могут только откусить, но жевать не могут. Это связано с тем, что резцы тоньше всех остальных зубов и имеют всего один короткий корень.
Резцы появляются самыми первыми и находятся в середине зубного ряда. Еще их называют фронтальными или передними. Когда мы улыбаемся или говорим, становится видны в первую очередь резцы. Поэтому они всегда должны быть чистыми и белоснежными.
По бокам от резцов находятся клыки. Они имеют остроконечную форму, а корни клыков самые длинные. Главная задача клыков-удерживать кусок пищи, пока резцы разрезают его на части.
Жевательные зубы (моляры и премоляры) растут в глубине челюсти. В их обязанности входит пережевывание пищи на мелкие кусочки. Жевательные зубы самые широки они имеют по 2 корня, а верхние –по 3 корня.
2.3. Время перемен.
З убы начинают формироваться, когда ребенок еще не родился. У новорожденного ребенка нет зубов: ведь они не нужны, что бы пить молочко. Зубы начинают прорезаться примерно в 6 месяцев. К году малыш имеет 8 зубов. В 3 годам -20 молочных зубов. У детей 5-7 лет молочные зубы начинают выпадать, и на их месте появляются постоянные зубы.
К 14 годам все зубы постоянные. Смена зубов происходит из-за роста человека и его челюсти, а зубы остаются прежнего размера и им становится слишком просторно, поэтому молочные зубы начинают выпадать. На их месте прорезаются более широкие постоянные зубы. А вы знаете, что делают в разных странах с выпавшими молочными зубами?
-В Польше дети закапывают первый выпавший зуб в саду, чтобы хорошо росли постоянные зубы;
-В Англии и Америке дети кладут выпавшие зубы под подушку. Ночью их забирает зубная фея и оставляет взамен маленький сюрприз;
- В Японии молочные зубы из верхней челюсти забрасывают на крышу дома, а из нижней - под веранду. Говорят, это приносит удачу;
-В Швейцарии за выпавшим зубом ночью приходит муравьишка. Взамен он оставляет денежку;
- В России молочные зубы называют "мышкины зубы".
Поэтому дети кладут первый зуб под кровать – мышкам.
2.4. От чего разрушаются зубы.
Не смотря на то, что эмаль зуба очень прочная, она все равно подвержена разрушению. Есть несколько причин.
1. Это плохая гигиена полости рта, которая может привести к кариесу, пульпиту.
2. Неправильное питание, т.е. отсутствие в продуктах фтора и кальция.. 3.Механические повреждения, если ты горячее запиваешь холодным, разгрызаешь леденцы, открываешь крышки зубами.
Что бы доказать хрупкость эмали я провела эксперимент «холодно-горячо». Для этого мне понадобилась очень холодная вода со льдом, кипяток, стеклянная рюмка, щипцы. Этот эксперимент можно проводить только со взрослыми! Сначала опустим стеклянную рюмку в ледяную воду и дадим ей остыть, затем с помощью щипцов возьмем рюмку из ледяной воды и поместим ее в контейнер с кипятком. Рюмка сразу же треснула. Точно так же может растрескаться и зубная эмаль от смены холодной и горячей пищи.
оля случаев составляет примерно пять или десять процентов. Чтобы
сохранить здоровое состояние, лучше питаться натуральной пищей.
2.5. Чтобы зубы были здоровы.
Ч тобы не допустить разрушения эмали, надо как можно тщательнее чистить зубы с помощью зубной щетки и зубной пасты. Если нет возможности почистить зубы можно воспользоваться зубной нитью или просто прополоскать рот. Дома можно воспользоваться зубным ёршиком или ирригатором.
Нельзя разгрызать леденцы. Открывать крышку зубами. Нельзя после горячей пищи принимать холодные напитки.Для зубов самый главный элемент – кальций и фтор. Поэтому очень полезны молочные продукты, морепродукты, зелень, а сырые овощи и фрукты очищают зубы от налета и уменьшают количество опасных бактерий.
продукты, содержащие достаточное количество кальция. Он содержится в
йогурте, сыре, шпинате, молочных продуктах, редисе, брокколи, орехах,
фасоли, свекле. Но, попадая в организм, кальций не всегда хорошо усваивается.
Чтобы процесс шел успешно, необходим витамин D. Его источники – телятина,
мясо птицы, яйца, сливочное масло и морская рыба. Другой важный элемент
Кстати, первобытные люди терли зубы пучком травы. А в Древнем Египте пользовались деревянной палочкой. Один конец палочки делали острым и использовали как зубочистку, а другой конец они разжевывали и им удаляли налет с зубов. В России при Иване Грозном бояре чистили зубы «зубной метлой»-деревянной палочкой с пучком щетины, а при Петре 1-влажной тряпочкой и толченным мелом. Первая зубная щетка появилась в 1950 году.
3. Практическая часть
3.1. Разработка памятки по профилактике заболеваний зубов.
Одной из задач моего исследования была разработка памятки-рекомендации по профилактике заболеваний зубов.
Итак, я считаю, для того, чтобы зубы были здоровы, необходимо:
Чистить зубы 2 раза в день по 3 минуты, а после каждого приема пищи нужно обязательно прополоскать рот.
Как минимум 2 раза в год следует посещать стоматолога для профилактического осмотра.
Употреблять в пищу полезные продукты для зубов:
Нежелательно чередовать горячую и холодную пищу.
Необходимо снизить потребление продуктов, способствующих развитию кариеса. Рекомендуется пить газированные напитки через соломинку.
Твердая пища, такая как лед, попкорн, леденцы и орехи может легко повредить ваши зубы.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя данное исследование, я считаю, что моя гипотеза подтвердилась. Действительно, главной причиной образования заболеваний зубов, является не знание детей о зубах, как о важном органе. При правильном уходе за зубами, употребляя в пищу полезные продукты, ваши зубы будут здоровыми и крепки, а улыбка красивой. Ведь предотвратить болезнь зубов гораздо легче, чем вылечить их.
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
«Детям про зубки. Невероятное путешествие по Зубландии» О. Епифанова, 2017г., Изд. «Эксмо»;
Справочник по стоматологии», Авторский Коллектив, 1998 г., Изд. «Медицина»
https://profident-junior.com/blog/molochnye-zuby-u-detej
https://rigadent.ru/vse-chto-nuzhno-znat-o-zubah/
https://www.startsmile.ru/spravochnik/
Интернет- источники
Ассортимент средств для ухода за зубами и полостью рта