Лимон - полезный фрукт с кислой начинкой

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Лимон - полезный фрукт с кислой начинкой

Матвеева Е.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1 имени Николая Ивановича Борцова» г. Лебедянь Липецкой области
Коротаева А.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1 имени Николая Ивановича Борцова» г. Лебедянь Липецкой области
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Зимой и с наступлением весны наша семья стала чаще употреблять в пищу лимоны. На мой вопрос «Почему?» мама ответила, что этот яркий фрукт с кислой начинкой является хорошим профилактическим средством от многих болезней.

Мне захотелось узнать, какими свойствами обладает лимон, а особенно какие удивительные опыты с ним можно сделать.

Цель работы: познакомиться с особенностями лимона, провести опыты, основанные на некоторых свойствах лимона.

Задачи:

- узнать, где находится родина лимона;

- изучить историю использования лимона человеком;

- собрать и проанализировать информацию о свойствах лимона.

Объект исследования: лимон.

Методы исследования: поиск литературы и её анализ, проведение опытов по выявлению «волшебных» особенностей лимона.

Гипотеза: лимон обладает не только целебными, но и другими интересными свойствами.

Актуальность: Многие из нас испытывают воздействие зимних и весенних авитаминозов. Хорошим профилактическим средством являются лимоны. Лимоны используют и в домашнем хозяйстве.

.

Из истории использования лимона человеком


           Из разных источников я узнала, что название лимона произошло от малайского слова «ле - мо». В Индии лимон называют «ниму», а в Китае — «ли - мунг», что означает «полезный для матерей». Родина лимона — Китай или Индия, где он растет в диком виде в горных местностях у подножия Гималаев.  В настоящее время лимон разводят в субтропической зоне Кавказа, в Молдове и Средней Азии, в странах Средиземноморья, в Калифорнии и во Флориде. Его широко культивируют как комнатное растение.

Характеристика растения

Лимон – растение семейства Цитрусовые. Это вечнозелёное плодовое дерево высотой от 3 до 5 м, с колючими ветками и яркими белыми цветками с фиолетовым венчиком. Плоды овальные, светло-желтые, с бугорчатой коркой, созревают осенью. Как правило, лимоны сами не опадают на первом году созревания. Если их не срезать до зимы жёлтыми, то они снова начинают зеленеть весной. Летом их кожура очень утолщается, осенью она снова желтеет, как бы поспевает вторично. Но двухлетние плоды, несмотря на величину, имеют меньше вкусовых и лечебных качеств, то есть содержат меньше витаминов, кислот.

Полезные свойства лимона

Люди знали о целебных свойствах лимона более трех тысяч лет назад и употребляли его плоды для лечения многих заболеваний.

Чай с лимоном – прекрасный тонизирующий напиток, способен избавить от головной боли.

Кожура плодов и листья лимона богаты эфирными маслами. Японские ученые выяснили, что запах лимона повышает работоспособность, снимают усталость и сонливость.

Лимонная кислота обладает выраженным антимикробным действием, улучшает работу пищеварительного тракта. Она укрепляет стенки кровеносных сосудов, разжижает кровь и нормализует давление. Кроме того, она обладает ранозаживляющим действием при наружных проблемах с кожей. Раздражение и боль от укуса насекомых исчезнет, если смазать лимонным соком место укуса.

Лимоны используют для лечения ангины, гипертонии. Несколько капель лимонного сока, нанесённые на виски, избавят от мигрени.

Полоскания раствором лимонного сока может значительно облегчить зубную боль.

Поскольку лимон очень кислый на вкус, его употребляют вместе с пищей и напитками. Самый распространенный способ – это добавление небольшого ломтика фрукта в чай или тёплую воду. Также нередко небольшой кусочек лимона съедают вместе с кожурой, посыпав его сахаром.

Практическая часть

Я провела несколько опытов с лимоном, основанные на некоторых его свойствах, и сделала ряд выводов.

Опыты с лимоном

Опыт№1. «Лимон содержит кислоту»

Цель: доказать, что лимон содержит кислоту.

Гипотеза: предположу, что несмотря на то, что лимон – это фрукт, его сок имеет кислую реакцию.

Оборудование:

- стакан;

- лимон;

-индикаторная бумажка;

- цветовая таблица со значениями.

Проведение опыта: выжимаю сок из лимона в стакан, затем опускаю в него индикаторную бумажку на несколько секунд и сравниваю с цветовой таблицей. Цвет индикаторной бумажки соответствует значению – 3. Это означает, что лимонный сок очень кислый.

Вывод: действительно, лимон – это очень кислый фрукт, поскольку содержит кислоту.

Опыт №2. «Чай с лимоном».

Цель: выяснить, как ведёт себя лимон с натуральным красителем, содержащемся в «чёрном» чае.

Гипотеза: предположу, что кислота, содержащаяся в лимоне, при добавлении в крепко заваренный чай влияет на его окраску.

Оборудование:

- чайник с заваренным чаем;

- 2 стакана;

- лимон.

Проведение опыта: в два стакана наливаю одинаковое количество заваренного чая. В один из них добавляю небольшое количество сока лимона и перемешиваю содержимое. Через несколько секунд можно наблюдать, как окраска чая в одном из стаканов стала светлее, чем в другом.

Вывод: действительно, лимонный сок меняет степень окрашивания чайного напитка.

Опыт №3. «Лимонный вулкан».

Цель: понаблюдать за тем, как лимонный сок реагирует с содой.

Гипотеза: предположу, что реакция взаимодействия лимонного сока и соды протекает очень активно.

Оборудование:

- стакан;

- сода;

-лимон.

Проведение опыта: разрезаю лимон пополам. Из одной половинки выжимаю сок. У второй половинки срезаю верхушку и вырезаю сердцевину наподобие жерла вулкана. Немного размягчу мякоть ложкой. Теперь добавляю туда соду. Лимон начинает пузыриться как вулкан! Чтобы реакция продолжалась, можно добавлять в сердцевину предварительно выжатый сок и соду.

Вывод: действительно, реакция лимонного сока и соды протекает очень активно с выделением большого количества пузырьков газа.

Опыт №4.«Надуваем воздушный шарик».

Цель: найти практическое применение реакции выделения газа при взаимодействии лимонного сока и соды.

Гипотеза: предположу, что газом, образующийся при добавлении лимонного сока к соде, можно надуть воздушный шарик.

Оборудование:

- бутылка с узким горлышком;

- воздушный шарик;

- сода;

- лимон.

Проведение опыта: в бутылку помещаю соду, затем добавляю туда лимонный сок и быстро натягиваю шарик на горлышко бутылки. Наблюдаю постепенное увеличение шарика в объёме.

Вывод: действительно, газом, образующийся при добавлении лимонного сока к соде, можно надуть воздушный шарик.

Опыт №5. «Секретное послание».

Цель: узнать, как поведёт себя лимонный сок, если его нанести на бумагу, а затем нагреть.

Гипотеза: предположу, что из лимонного сока можно сделать «невидимые» чернила.

Оборудование:

- стакан;

- кисточка;

- лист бумаги;

- утюг;

- лимон.

Проведение опыта: выдавливаю сок из половинки лимона. Затем обмакиваю в него кисточку и пишу на листе бумаги какое-либо слово. Когда «невидимые» чернила высохнут, накрою лист тканью и проглажу его горячим утюгом, чтобы прогреть. Через некоторое время на бумаге проявятся невидимые ранее слова.

Вывод: действительно, из лимонного сока можно сделать «невидимые» чернила.

Опыт №6. Лимонный сок – отличный пятновыводитель.

Цель: узнать, может ли лимонный сок вывести пятно от фломастера с ткани.

Гипотеза: поскольку лимонный сок осветлил чайный напиток, предположу, что он способен вывести пятно с ткани.

Оборудование:

- кусок ткани с пятном;

- лимонный сок;

хозяйственное мыло.

Проведение опыта: проведу фломастером по ткани и капну на образовавшееся пятно лимонный сок, подожду несколько минут, а затем постираю ткань с помощью хозяйственного мыла. Таким образом, пятно от фломастера полностью отстиралось с ткани.

Вывод: лимон может помогать выводить пятна с одежды без применения химических веществ.

Данные опытов я занесла в таблицу 1.

Таблица 1. Опыты с лимоном.

№ п/п

Название опыта

Цель опыта

Вывод

1.

«Лимон содержит кислоту»

Доказать, что лимон содержит кислоту.

Лимон – это очень кислый фрукт, поскольку содержит кислоту.

2.

«Чай с лимоном».

Выяснить, как ведёт себя лимон с натуральным красителем, содержащемся в «чёрном» чае.

Лимонный сок меняет степень окрашивания чайного напитка.

3.

«Лимонный вулкан».

Понаблюдать за тем, как лимонный сок реагирует с содой.

Реакция лимонного сока и соды протекает очень активно с выделением большого количества пузырьков газа.

4.

«Надуваем воздушный шарик».

Найти практическое применение реакции выделения газа при взаимодействии лимонного сока и соды.

Газом, образующийся при добавлении лимонного сока к соде, можно надуть воздушный шарик.

5.

«Секретное послание».

Узнать, как поведёт себя лимонный сок, если его нанести на бумагу, а затем нагреть.

из лимонного сока можно сделать «невидимые» чернила.

6.

Лимонный сок – отличный пятновыводитель.

Узнать, может ли лимонный сок вывести пятно от фломастера с ткани.

лимон может помогать выводить пятна с одежды без применения химических веществ.

Заключение

В ходе проведенной мной работы цель достигнута. Я познакомилась с особенностями лимона, провела опыты, основанные на некоторых свойствах лимона.

Задачи решены. Я узнала, где находится родина лимона;изучила историю использования лимона человеком;собрала и проанализировала информацию о свойствах лимона.

Гипотеза нашла своё подтверждение. Действительно, лимон обладает не только целебными, но и другими интересными свойствами. Он может быть очень полезен для людей в разных ситуациях. Теперь я уверена, что этот яркий фрукт с кислой начинкой обладает не только целебными свойствами, но и является помощником в хозяйстве.

Данная исследовательская работа была для меня очень интересной и познавательной. Я убедилась, что опыты можно проводить в домашних условиях, используя подручные материалы. В дальнейшем мне хотелось бы продолжить исследование окружающих нас предметов.

Я предлагаю несколько полезных советов по использованию лимонов:

1. Соблюдая рекомендации врачей, ешьте как можно чаще лимоны, и вы забудете, что такое усталость и тоскливое настроение.

2. В повседневной жизни смело пользуйтесь лимоном как народным средствам.

3. Пейте лимонад, приготовленный в домашних условиях из лимонов.

4. Подружитесь с лимоном, доверяйте его волшебной силе и будете здоровы!

Надёжный лекарь избавит вас от старых болезней и убережёт от новых.

Общие выводы.

Лимон:

Укрепляет иммунитет человека.

Ускоряет заживление ран, ожогов, кровоточащих дёсен.

Помогает избежать простудных заболеваний и ускоряет излечение.

Предохраняет организм от многих вирусных заболеваний.

Повышает эластичность и прочность кровеносных сосудов.

Помогает очистить организм от токсинов.

Предотвращает авитаминоз и гиповитаминоз.

Список используемых источников

Багрова Л.А. Энциклопедия «Я познаю мир». М.: АСТ, 2002

Вайткене Л.Д. Большая книга опытов и экспериментов для детей и взрослых. М.: АСТ, 2016

Денисова Т.А. Удивительный мир растений: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2004

Кинг К., Эллиот Дж. Детская энциклопедия. Издат. «Росмэн», 2018

Неумывакин И.П. Лимон: мифы и реальность. Издат. «Диля», 2009

http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://koalamama.club/stati-o-detskom-razvitii/5-prostykh-khimicheskikh-opytov-s-limonom-dlya-detey/

http://www.dobrieskazki.ru

Приложение 1.

Опыт 1. Лимон содержит кислоту.

Приложение 2.

Опыт 2. Чай с лимоном.

Приложение 3.

Опыт 3. Лимонный вулкан.

Приложение 4.

Опыт 4. Надуваем воздушный шарик.

Приложение 5.

Опыт 5. Секретное послание.

Приложение 6.

Опыт 6. Лимонный сок – отличный пятновыводитель.

Просмотров работы: 73