Удивительный мир камней

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Удивительный мир камней

Токарев А.М. 1
1МОУ "СОШ № 63" г. Магнитогорска
Дьяченко С.Е. 1
1МОУ "СОШ № 63"г. Магнитогорска
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Камень относится к природному материалу, который используется во многих областях промышленности. Бывают камни разноцветные или в полосочку, с разводами и с жилками, они всегда отличаются не только размером, но и своим составом, весом и твердостью. Из камней состоит окружающий нас мир неживой природы.

Когда я смотрю на камни, то думаю: ведь в каждом из них есть какая – то тайна или загадка. И, наверное, не все эти загадки и тайны раскрыты. Вот мне и захотелось узнать, какие же секреты они таят в себе. Сколько их, чем отличаются камни друг от друга. Какую пользу приносят камни людям? На эти и другие вопросы я попытаюсь найти ответ в своей работе.

Так возникла идея информационно - познавательного проекта «Удивительный мир камней».

Цель исследования: расширять знания о разнообразии камней и их свойствах.

Задачи исследования:

Изучить различные источники и литературу по теме проекта.

Исследовать свойства происхождения камней, историю их возникновения.

Определить, как человек использует камни в своей жизни.

Значимость: камни с древнейших времен играют огромную роль в жизни людей. Наши предки почти всё делали из камня: орудия труда и охоты, предметы быта. Одни камни люди используют в строительстве (дома, стены метро, памятники), другие делают украшения (кольца, браслеты, украшение интерьера), глиняную посуду, кирпичи, трубы, фаянс, фарфор, и многое другое. Широко применяют в медицине и косметике.

В исследовательской работе я использовал информацию из различных книг, энциклопедий, а также интернет- ресурсов.(см.приложение № 1)

Основная часть

Теоретическая часть

История камня начинается с далёких эпох существования человека. Камни – такая же неотъемлемая часть природы, как растения и животные. Как подтверждает наука - камень существовал ещё до появления человека, и ему столько же лет, сколько Земле. [1,с.228].

Путешествие в мир камня очень увлекательное занятие. На Земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм.

Камень - (старославянское «камы») - твёрдый минеральный материал (скальная масса). [4, с. 176]. В основном камнями называют горные породы или драгоценные камни (алмаз, бриллиант и т.д.) Происходит от украинского «камiнь» - «гора» [6].

Но мир камня древнее живого мира. Он, несомненно, оказал и до сих пор оказывает огромное влияние на возникновение и развитие человеческой цивилизации. И сегодня, приобретая тот или иной драгоценный камень, мы испытываем порой необъяснимую склонность и симпатию к нему.

Их можно найти везде. Они есть на всех материках во всех природных зонах. Камней много в горах, но они есть в лесах и на полях, на дне рек, морей и океанов. Камни бывают самыми разными. Одни крупные, другие мелкие. Например, песок - это тоже горная порода, просто состоящая из очень крошечных камней - песчинок. [3, с. 286].

Мир камней очень разнообразен и многолик. [1, с. 231]. Есть горные породы, которые «родились» из магмы – расплавленного вещества из глубин Земли. Магму могло вынести потоками лавы во время извержения вулканов или она застыла на некоторой глубине, не дойдя до земной поверхности. Это магматические породы.

Осадочные породы «родились» из обломков других пород. Их обработала и принесла вода. Например, песчаник, каменная соль.

Метаморфические горные породы - породы, которые образовались в земной коре и ,которые со временем изменялись внешне.(см. приложение № 3)

Классификация горных пород:

Магматические

Осадочные

Метаморфические

Гранит

Песчаник, глина, щебень

Мрамор

Базальт

Нефть, каменный уголь, торф, известняк, мел

Кварц

Пемза и др.

Каменная соль, сера и др.

Гнейс и др.

Классификация минералов:

Драгоценные

Полудрагоценные

Поделочные

Алмаз

Сапфир

Изумруд

Рубин

Александрит

и др.

Топаз

Гранат

Лунный камень

Горный хрусталь

Бирюза

и др.

Малахит

Яшма

Лазурит

Нефрит

Орлец

и др.

С появлением человека у камня началась новая история, так как человек стал обрабатывать его, добывать и применять в разных сферах своей жизнедеятельности. Каждый камень особенный, имеет своё имя, свои свойства, свой внешний вид- именно по этим признакам и определяется область применения камней.

Применение камней (см. приложение № 2)

Область применения

Примеры

Строительство и быт людей

Дома, стены, памятники, мебель, посуда и т.д.

Украшения

Кольца, серьги, браслеты, бусы и т.д.

Медицина и косметология

Лекарства, соляная пещера, медицинские приборы

В пищу

Соль

Практическая часть

Для того, чтобы лучше узнать историю возникновения камней, я посетил детскую библиотеку, в которой нашёл много интересных книг, журналов о разных камнях. Много информации нашел в интернете. Посмотрел несколько фильмов о камнях.

А также с мамой посетили наш Магнитогорский историко – краеведческий музей. Где представлена большая коллекция камней и минералов нашего Южного Урала.

В процессе работы над проектом я узнал много интересного о камнях, об их удивительном мире. [7]. Несмотря на то, что камни делят на различные группы, а также у каждого камня есть свои свойства и состав, объединяет камни то, что из них можно делать разнообразные украшения, ювелирные изделия, сувениры, различные памятники, а также камни используют при строительстве зданий и сооружений.

Традиции строительства домов из камня формировались тысячелетиями, более того есть сохранившиеся до нашего времени постройки времен Древнего Рима и Древней Греции, что также свидетельствует о том, что прочность и долговременность каменных строений вне конкуренции.

Собрал свою коллекцию камней.

Заключение

Таким образом, можно сказать что камень – это не просто твёрдый материал, от которого человек может извлечь пользу, от самой простой – украсив себя драгоценными, полудрагоценными и самоцветными камнями, до более сложной – использовать камни при отделке и строительстве зданий, сооружений, памятников культуры и архитектуры, а также домов и других объектах значимых для человека.

Мир камней хранит в себе много тайн и секретов, которые человечеству ещё предстоит узнать и изучить в будущим.

Изучая различные источники информации о камнях, я узнал:

-историю их возникновения;

-какие бывают виды камней;

- как люди используют камни;

-и много интересных фактов о камнях;

- собрал свою коллекцию камней.

Список источников и литературы

Вайткене, Л. Д. Гигантская иллюстрированная энциклопедия школьника. Большая иллюстрированная энциклопедия школьника/ Л. Д. Вайткене. – Москва: Издательство АСТ, 2017. – 320 с.: ил.

Липовский Ю. О. Найди свой камень- М., 2001 г. – 365 с.

Лоири, М. Чудесные камни/ М. Лоири. – Москва: Издательство Эксмо, 2018. - 384 с.

Муталов М. Г. Волшебные минералы – Уфа, 2000 г. – 286 с.

Ферсман А. Е. Занимательная минералогия – Ленинград, 2002 г. – 423 с.

Мир камней [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2695397-okruzhajuschij-mir-2-klass-kak-podgotovit-soobschenie-na-temu-mir-kamnej.html

Уральские самоцветы (видео) [Электронный ресурс]. Режим доступа https://vplate.ru/kamni-i-mineraly/uralskie-samocvety

Приложения

Приложение №1

Книги, помогающие мне в изучении камней.

Приложение № 2

Некоторые интересные примеры использования камней и минералов в повседневной жизни.

1 .Соляная комната.

Сольэто единственный минерал, используемый человеком в пищу в «естественном» виде, практически без переработки. В природе соль встречается в виде минерала галита – каменной соли.

Вдыхание паров соли улучшает общее самочувствие и повышает настроение. Уже после 1 сеанса пациенты отмечают уменьшение усталости, снятие внутреннего напряжения. Благодаря высокой концентрации отрицательных ионов в воздухе соляной пещеры, обменные процессы протекают быстрее. Это приводит организм в тонус, повышает иммунитет.

2.Разные площади

« Красная площадь в Москве» (камень - базальт)

М онумент «Тыл - Фронту» (г. Магнитогорск)

В композицию входит каменный цветок из карельского гранита с вечным огнём. А также симметрично заполненные возвышения из гранита, на которых высечены имена магнитогорцев, погибших в Великой Отечественной войне. Гранит состоит из кварца, плагиоклаза, калиевого полевого шпата и слюд

3 .Украшения

Для современного человека драгоценные камни – это не только предметы роскоши и отличный способ вложения капитала. Они - источник вдохновения для поэтов и украшение для женщин, предмет исследования для ученых и рабочий материал для ювелиров. Люди верят в магическую силу, которую таят в себе минералы. Ученые знают, как много нераскрытых наукой тайн скрыто в толщах горных пород и в глубинах земной коры. Для одних минералы – источник исцеления и внутренней силы, для других – предмет любования и восхищения. Но равнодушными они не оставляют никого

4.Графит и посуда

Г орные породы – это природные соединения минералов. Графит- из него делают стержень для карандашей.

Из глины изготавливают черепицу, глиняную посуду, кирпичи, трубы, фаянс, фарфор, и многое другое. Широко применяют глину в медицине и косметике.

Приложение № 3

Интересные эксперименты: «Как образуются камни и минералы»

«Почему камни бывают разноцветными»

Вариант 1.

Материал: несколько кусочков цветного пластилина.

Предложить детям скатать каждый кусочек в шарик и поставить шарики друг на друга в виде снеговика. Затем надавить ладошкой на верхний шарик. Движения сопровождаются комментарием: «Проходило время... Миллионы лет...Каменные пласты давили друг на друга, становились плоскими, слипались, превращались в один...». Далее стекой разрезать пластилин и посмотреть, что получилось. А получились полосатые срезы.

Вариант 2. Материал: несколько кусочков цветного пластилина.

Предложить детям побывать в роли самой матушки природы, создающей удивительный мир камней - самоцветов. Каждый ребёнок берёт 2 - 3 кусочка пластилина разного цвета и смешивает их (можно скатывать в колбаску, а затем снова в шарик, сворачивать по спирали, а затем снова комочком). Главное не перестараться, иначе можно сделать пластилин однородным. Далее дети разрезают комочки стекой и могут полюбоваться удивительными узорами. Узоры получаются разные, но это не значит, что кто - то не справился с заданием. Так, по- разному, бывает и в природе. Где - то подземные процессы идут сильнее, а где - то - слабее.

Вариант 3.

Материал: 1-2 кусочка пластилина и рисовые зёрна.

В природе есть камни более твёрдые, а есть - более мягкие. Представить, вместе с детьми, что в подземных глубинах как раз и встретились такие разные виды камней и «заварилась» вот такая «каша»: смешать кусочки пластилина с крупой. Что получилось?

Просмотров работы: 4041