Тактика поведения со "странными" незнакомцами

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Тактика поведения со "странными" незнакомцами

Пучкова А.А. 1Розанцева С.А. 1
1государственное учреждение образования «Могилёвская городская гимназия № 1» (ГУО «Могилёвская городская гимназия № 1»)
Климкович А.А. 1Юрченко И.Н. 1
1государственное учреждение образования «Могилёвская городская гимназия № 1»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

«Вездесущие, всеядные, захватчики, паразиты и опасные убийцы…». О ком так говорила мама, которая постоянно отправляла меня мыть руки? И как себя обезопасить?

Оказывается, речь шла о микробах. Да, странные незнакомцы (рядом с нами, а мы их не видим и мало что знаем)! Я думаю, что на сегодняшний день существует множество исследований, посвященных микроорганизмам. Однако мы с моей одноклассницей Соней решили изучить проблему безопасного контакта с микроорганизмами и представить способы её решения, использовав возможности учеников своего класса.

Отсюда вытекает тема нашей работы «Тактика поведения со «странными незнакомцами». Сегодня эта проблема особенно актуальна, так как: повышенное наличие микроорганизмов (которые могут изменяться и приспосабливаться к различным условиям обитания) приводит к болезням, а это, в свою очередь, влияет на успешность человека, которая весьма немаловажна в современном мире.

Цель нашей работы: изучение некоторых свойств микроорганизмов и поиск способов безопасной жизни рядом с ними.

Для достижения этой цели мы поставили следующие задачи:

изучить литературу по теме «Микроорганизмы»;

убедиться с помощью опыта в том, что микробы существуют рядом с нами, даже если мы безукоризненно соблюдаем правила гигиены;

провести опрос среди моих одноклассников на тему «Что такое микроорганизмы и что мы можем сделать, чтобы жизнь людей при постоянном взаимодействии с ними стала более безопасной»;

показать презентацию о микроорганизмах одноклассникам с целью расширения их знаний по теме исследования;

составить тактику приемлемого поведения по отношению к микробам, чтобы обезопасить свою жизнь.

Методами исследования в данной работе стали: анализ литературы о микроорганизмах, анкетирование, опыты, практическое использование накопленных знаний.

Гипотеза исследования:

-микроорганизмы всегда существуют рядом с нами;

-микроорганизмы бывают не только вредные, но и полезные.

Глава 1. РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ

Мы решили подключить своих одноклассников, спросив у них, что ребята знают по этой проблеме.

Вопросы анкеты были такими:

1. Что такое микроорганизмы?

2. Какие микроорганизмы ты знаешь?

3. Что ты можешь сделать, чтобы жизнь людей при постоянном взаимодействии с ними стала более безопасной?

Убедились, что из 30 учеников все знают, что микроорганизмы - это маленькие существа.

О том, что к ним относятся микробы, знали 90% учащихся, бактерии – 10%, а дрожжи и плесневые грибы не назвал никто.

При ответе на вопрос, как обезопасить себя, ребята предложили вести здоровый образ жизни, соблюдать личную гигиену и вести просветительную работу.

Для жизни в современном развивающемся обществе эти знания явно были недостаточными. Чтобы их пополнить, мы обратились к научной литературе.

Глава 2. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Чтобы пополнить знания о микроорганизмах, мы стали читать книги и узнали много интересных фактов, подтверждающих мамины слова.

Микроорганизмы:

- самые старейшие существа на Земле (возникли 3,5 млрд. лет назад);

- они вездесущие (находятся в воздухе; в воде; в вечной мерзлоте; выживают в смертельной для человека дозе радиации и после 20 часов кипячения в воде);

- они всеядные: питаются всем, даже ржавчиной, а ещё – страшным веществом, которое применяется при изготовлении мин.

- они захватчики ( любой бактерии достаточно мига, чтобы пересесть на вещь, которая упала на пол); исследования американских учёных показали, что на поверхности мобильного телефона микробов больше, чем на сиденье унитаза или подошве обуви.

- Они паразиты и убийцы: поселяются в организме хозяина, питаются там, живут, размножаются, вызывая различные болезни, а иногда эпидемии, уносящие жизни многих людей.

Микроорганизмы делят на несколько групп: бактерии, вирусы, дрожжи, плесневые грибы. Но люди не всегда знали о существовании этого крошечного мира. Только с появлением микроскопа (а изобрёл его голландский купец, самоучка, Антони ван Левенгук) учёные смогли разглядеть и изучить микроорганизмы, которые находятся в каждом, даже самом дальнем уголке нашей планеты. Учёные открыли мир микроорганизмов, вместе с тем узнали, что главное место среди микробов занимают бактерии. От этих бактерий, можно сказать, во многом зависит вся наша земная жизнь. Бактерии — простейшие формы жизни. Они состоят только из одной клетки.

А вот какими ещё интересными фактами я хотела бы поделиться.

Бактерии имеют различные формы — палочковидные, спиральные, сферические и другие.

2 кг микробов живёт в человеческом организме; в одном кв. см немытой руки несколько миллионов микробов.

Ушная сера обладает антимикробными свойствами, защищающими организм от бактерий.

Остаточная влага, оставшаяся на недостаточно просушенных руках, это наиболее важный фактор для бактериального заражения. То есть руки после мытья обязательно нужно хорошо вытереть или просушить.

Подсчитано, что бактерии вырабатывают почти половину кислорода на Земле.

Большинство антибиотиков изготавливаются из бактерий.

Грудное молоко содержит антитела, помогающие бороться с бактериями и вирусами.

Бактерии могут попасть в ваш организм через нос, рот или поврежденную кожу.

Человеческое тело имеет в 10 раз больше бактериальных клеток, чем человеческих. Интересный факт…мы состоим из микробов?

Каждые 20 минут на кухонной губке появляются новые микроорганизмы.

Бактерии помогают в переваривании пищи многим млекопитающим.

Ношение наушников в течение часа увеличивает количество бактерий в ухе в 700 раз.

Бактерии в полости рта и носа являются причиной неприятного запаха.

Во время кашля микробы разлетаются на 3 метра.

Бактерии и вирусы вызывают наиболее распространенные типы пищевых отравлений.

Дети, моющие руки 4 раза в день, в 2 раза реже обращаются в больницу с жалобами на проблемы с желудком.

Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ «ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ»

Книги – это теория. Мы же хотели на практике убедиться в существовании микроорганизмов рядом с нами.

3.1.Обращение в СЭС

Для этого мы обратились в могилевскую санитарно-эпидемиологическую станцию, но в лабораторию нас не пропустили (нужны специальные допуски). Заведующая лабораторией, Екатерина Олеговна, сделала нам несколько фотографий для того, чтобы мы имели представление о микроорганизмах.

3.2.Эксперимент по производству кефира (действие полезных молочнокислых бактерий)

Потом мы проделали опыты в домашних условиях, чтобы самостоятельно убедиться в существовании как вредных, так и полезных микроорганизмов вокруг нас.

Пользу бактерий мне помог доказать опыт с приготовлением кефира.

Многие из нас любят кефир. А как его приготовить? Конечно с помощью полезных микроорганизмов – бактерий. Для этого нам понадобилось сырое молоко, сметана. Нагреваем молоко до теплого состояния. Берём стакан и на дно кладем пару чайных ложек сметаны. Заливаем тёплым молоком, размешиваем до однородной массы и ставим в тёплое место. Мы всё сделали вечером, а утром кефир уже был готов.

Вывод. Кефир образовался из-за того, что в молоке, сметане всегда есть немного бактерий определённого вида - молочнокислых. В тёплой среде они начинают быстро размножаться. Новые бактерии рождаются не как у животных и людей - детки от мамы,- а просто взрослая особь делится на две совершенно одинаковые, которые тут же начинают расти, а когда вырастут до взрослого состояния, то опять делятся. Из одной бактерии получаются две, из этих двух - четыре, из четырёх  - восемь и т.д. И за несколько дней в нашем молоке их поселяются миллионы! Все они живут, двигаются, размножаются. В результате их деятельности в молоке начинается процесс брожения и в нём появляется много молочной кислоты. Что мы и наблюдали. Кстати, что-то подобное происходит и когда квасят капусту, и когда делают дрожжевое тесто - все эти процессы вызывают микробы.

3.3.Эксперимент по выращиванию плесени (действие вредных микроорганизмов – грибков)

Другой вид микробов - грибки, - мы тоже можем увидеть у нас на кухне. Если надолго оставить какой-нибудь кусочек еды в тёплом, тёмном и влажном месте (а именно такие места микробы любят больше всего), то на нём образуется плесень. Для получения плесени нам понадобилось варенье, сахар, хлеб, два контейнера. На дно первого контейнера мы положили чайную ложку сахара, три ложки варенья разбавленного водой. Поставили контейнер в тёплое место. Через неделю образовалась плесень. На дно другого контейнера мы положили сахар, добавив немного воды и сверху кусочек белого хлеба. Контейнер поставили в тёплое место. Через семь дней на кусочке хлеба появилась плесень.

В ходе эксперимента мы пытались «вырастить» плесень на различных продуктах питания.

Вывод. Были созданы благоприятные условия: температура +25С, повышенная влажность, поэтому плесень появилась.

3.4. Эксперимент по производству теста (действие полезных микроорганизмов – дрожжей)

Живые дрожжи. Сухие дрожжи похожи на маленькие безжизненные шарики. Но это лишь до тех пор, пока не оживут миллионы крохотных микробов, которые дремлют в холодном и сухом виде.

Нам понадобились мука, молоко и сухие дрожжи. Замесим тесто. Одну часть теста поставим в тёплое место, а другую в прохладное место. Через 30 минут сравнили и увидели разницу. В тёплом месте брожение происходило  быстрее.

Это и есть результат работы микробов - дрожжей.

Вывод. Опыты мы проводили в чистом проветренном помещении, где постоянно поддерживается порядок, вытирается пыль, соблюдая все нормы личной гигиены (чистая одежда, вымытые с мылом руки). Но всё равно мы убедились, что микроорганизмы всегда присутствуют рядом и начинают действовать при благоприятных для них условиях.

Так наша гипотеза, что микроорганизмы всегда рядом с нами, даже если мы безукоризненно соблюдаем правила гигиены, подтвердилась, как и гипотеза о существовании и вредных, и полезных микроорганизмов.

Глава 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ИЛИ ТАКТИКА ПОВЕДЕНИЯ

ПО ОТНОШЕНИЮ К МИКРОБАМ

Пора подвести итог. Чтобы микробы не приносили вред нашему здоровью, мы должны уметь правильно себя вести, постоянно находясь рядом с ними.

А для этого необходимо соблюдать элементарные правила здорового образа жизни:

- закалять свой организм с самого раннего детства, делать зарядку и заниматься спортом; укреплять иммунитет;

- употреблять в пищу только свежие и разнообразные продукты (т.к. в каждом из них содержатся необходимые для нашего организма химические элементы); пить кисломолочные продукты с полезными бактериями, которые в нашем организме борются с вредными;

- соблюдать правила личной гигиены (мыть вовремя руки, следить за чистотой одежды, одеваться по погоде);

- соблюдать правила гигиены жилища (чистота, порядок, проветривание, частая влажная уборка);

- заботиться о своём настроении и настроении окружающих людей

клонность к улыбке способна прибавить человеку до семи лет жизни)

Что ещё в силах ребят сделать для того, чтобы обезопасить свою жизнь от воздействий вредных микробов? Ответ на этот вопрос помогли найти мои одноклассники. Они предложили создать сборник поучительных детских произведений, который поможет маленькому читателю выбрать правильный способ безопасного поведения, чтобы не быть побежденным микробами. Ребята сочинили стихи, сказки, ребусы. Нашу книгу мы назвали «Как стать неболейкой» (Приложение).

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Детская энциклопедия/Леонтьев А. Н.- М.: Педагогика 1975-463 с.

Кристиан Роджерс / Человек: М.: Росмэн,2002.-63 с.

Что такое? Кто такой: В 3 т. Т. 2. – М.: Педагогика-Пресс, 1992.-416с.

Энциклопедия школьнику/составители Г.П. Яковенко, Н.Г. Яковенко- Киев МП « Сканер», 1993-464 с.

Интернет-ресурсы.

Приложение A

Просмотров работы: 16