Шумовой оркестр своими руками

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Шумовой оркестр своими руками

Разуванов К.Г. 1
1МАОУ Апрелевская СОШ №3 с углубленным изучениемотдельных предметов
Гонтаренко О.А. 1
1МАОУ Апрелевская СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Анотация

Работа Разуванова Константина Георгиевича по музыке «Шумовой оркестр своими руками».

Актуальность данной темы не вызывает сомнения. Сохранение культурного наследия прошлого это большая работа. Мы, потомки, должны знать русские народные инструменты, а так же популяризировать их, учиться играть на них, создавать своими руками и их передавать будущим поколениям.

Основная цель этого проекта познакомится с историей возникновения музыкальных инструментов, с традициями их изготовления. И стать автором своих музыкальных шумовых инструментов.

Работа включает в себя введение, основную часть, заключение, список использованной литературы, приложение.

Во введении указывается актуальность исследования, ставятся цель и задачи, выдвигается гипотеза.В основной части представлены теоретическая и практическая составляющие исследовательского проекта. Содержание работы соответствует заявленной теме.

В теоретической части раскрываются сведения об истории возникновения музыкальных инструментов и дает описание музыкальных шумовых инструментов и особенностей изготовления их.

В практической части автор представляет работу над основными этапами работы над шумовыми инструментами.

В заключении автор подводит итог проведенной работы и показывает результат своего труда.

Данную работу можно использовать на уроках музыки при прохождении тем о русских народных инструментах, при проведении праздников и классных часов. Она будет способствовать формированию музыкальной культуры у школьников младшего школьного возраста.

Введение

Когда я поступил в музыкальную школу, я познакомился с различными музыкальными инструментами: деревянными духовыми (флейта, гобой, кларнет, фагот), медными духовыми (труба, валторна, тромбон, туба), струнно-смычковыми: скрипка, альт, виолончель, контрабас) и ударными инструментами: ксилофон, барабаны, треугольник, литавры и др. Все эти инструменты используются в симфоническом оркестре. Во всех музыкальных инструментах извлекается звук по-разному: на скрипке извлекается звук смычком, в духовых инструментах – путем передувания звука, в ударных инструментах – ударяя о поверхность. Чтоб научиться на них играть, нужен ни один год.

Мне захотелось создать инструменты своими руками, более простые и доступные, и вместе с друзьями играть в оркестре.

На уроках музыки в школе мы играли на шумовых инструментах. Мне стало интересно из чего они сделаны и можно ли самому изготовить их.

Я стал искать подручный материал для изготовления инструментов.

Актуальность и новизна проекта заключается в том, что коллективное музицирование – одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Радость и удовольствие от совместного музицирования – залог интереса ребенка к этому виду искусства. . Мы, потомки, должны знать русские народные инструменты, а так же популяризировать их, учиться играть на них, создавать своими руками и их передавать будущим поколениям.

Гипотеза

Предположим, что из подручных материалов можно создать (сделать) шумовые инструменты.

Цель проекта:

Изучить инструменты шумового оркестра и изготовить своими руками из подручных материалов.

Задачи:

Изучить литературу, узнать историю возникновения шумового оркестра;

Внутреннее строение шумовых инструментов;

Подобрать материал для изготовления инструментов;

Изготовить шумовые инструменты.

Объект исследования:

Шумовой оркестр

Метод исследования:

-поисковый – сбор информации;

-анализ собранной информации;

-сравнение;

-систематизация;

-обобщение материала.

Программа исследования:.

Подготовительный этап

Изучил литературу об инструментах шумового оркестра и их устройстве.

Подобрал материал для изготовления инструментов шумового оркестра.

Планирование:

Составил план работы над созданием шумовых инструментов.

Процесс изготовления шумовых музыкальных инструментов.

Выводы:

Организовал шумовой оркестр с одноклассниками. Проел анкетирование среди одноклассников.

Отчет и защита проекта.

Основная часть

История возникновения музыкальных звуков.

Первым музыкальным инструментом был голос. Человек должен был научиться определенным образом организовывать звуки и вкладывать в их последовательность свои чувства и мысли. Вот тогда и возникла музыка. А чтобы мелодия звучала ритмично, человек то хлопал в ладоши, то размеренно притопывал. Хлопки в ладоши и притопывания – это ударные звуки. Впоследствии возникли трещотки и барабаны. В сочетании ритмического рисунка, темпа и динамики заключается сущность барабанного языка, т. о. в древние времена люди начали создавать музыкальные инструменты. На Руси все без исключения ударные инструменты назывались бубнами, а игру на ударных называли «бряцанием» или «ударянием». В современном русском народном оркестре ударных инструментов очень много. Они особенно часто используются в плясовых наигрышах. Наши предки изготавливали простейшие музыкальные инструменты и передавали их по наследству. Для изготовления барабана люди использовали высушенную кожу, натягивая на пустой сосуд. Дерево служило основным материалом для изготовления инструментов. Трещотки изготавливались исключительно из дуба, дощечки соединены между собой прочной нитью, которая продевается в специальные отверстия в верхней части дощечек. Ложки изготавливались из разных пород дерева. Древние люди использовали ложки для извлечения ритмических звуков не меньше, чем для еды. Рубель представлял собой пластину из древесины твердых пород с ручкой на одном конце с вырубленными поперечными желобками. Коробочка (музыкальный инструмент с неопределенной высотой звучания, разновидность щелевого барабана.

Позже появились духовые инструменты: дудки, рожки, глиняные свистульки, жалейка, свирель. Наши предки делали инструменты из того материала, который был у них под рукой – из дерева, кожи, кости, глины, а позднее из металла. Этим инструментам приписывалась особая магическая сила. Из глины они мастерили свистульки в форме птиц и животных, а из дощечек трещотки.

В наше время инструменты делятся на 3 группы: струнные, духовые и ударные. Первые инструменты в жизни ребенка, которыми можно исполнить простую песенку – шумовые инструменты: барабаны, рубель, погремушки, деревянные ложки.

История использования музыкальных шумовых инструментов.

Скоморохи – это странствующие певцы и музыканты «люди вольные», подобные герою Садко. Они бродили по городам и весям, веселили народ, показывали представления с песнями и музыкой. Скоморохи носили яркие одежды, на голове у них были колпаки с бубенчиками. Скоморохи использовали такие народные инструменты как свирели, бубны, ложки, бубенцы, трещотки, рубель, дрова, колокольчики, гусли, деревянные трубы, барабаны. Невозможно себе представить русскую плясовую без ударных инструментов. Есть ряд самобытных инструментов русского народа, тесно связанного с бытом: ложки, трещотки, бубенцы.

Инструменты шумового оркестра.

Коробочка

Важный инструмент в составе русского народного оркестра, представляет собой прямоугольный брусок с характерным цокающим звуком, который извлекают барабанными палочками. Коробочка в оркестре имитирует стук каблуков или цоканье копыт и подчеркивает ритмические акценты.

Шейкеры

Название «шейкер» происходит от английского слова «трясти». Когда шейкер трясут, наполнитель, ударяясь о стенки, издает звук. Шейкер играет в качестве дополнительного музыкального инструмента и создает своеобразный фон мелодии. Бубен

Представляет из себя деревянный̆ обруч, с металлическими маленькими тарелочками, с одной̆ стороны натянута кожа. Внутри бубна подвешены колокольчики или бубенчики. В прежние времена бубном на Руси назывались все музыкальные ударные инструменты.

Рубель

Рубель так же как и ложки предмет повседневного обихода русского народа. Он представляет собой брусок с зазубринами. С его помощью в старину русские женщины стирали и разглаживали белье. Возможно кто-то когда-то провел по рубцам рубеля другим упругим предметом и получился каскад звуков похожий на тот, который мы извлекаем палкой из досок забора. Ударные музыкальные инструменты рождает сама жизнь…

Бубенцы (бубенчик)

«…Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал?» Как же можно было скакать на удалой тройке без музыки, без бубенцов и колокольчиков? При встряхивании инструмент производит приятные звуки высокой тональности, которые можно услышать даже при одновременном громком звучании более шумных инструментов. Колокольчик представляет собой открытую книзу металлическую чашечку с закрепленным внутри язычком. Бубенчик же является полым шаром, в котором свободно катается металлический шарик (иногда несколько) Русской тройке и ямщикам посвящено много песен и инструментальных сочинений, потому и возникла необходимость ввести в оркестр народных инструментов инструмент, имитирующий звук ямщицких колокольчиков и бубенчиков.

Трещотка

Представляет собой как бы связку деревянных пластинок, которые при встряхивании ударяются друг о друга и издают трескучие звуки. При исполнении трещотка растягивается наподобие гармошки, но веерообразно, потому что вверху пластины плотно скреплены узлами. Держат трещотку обычно на уровне груди или головы, а иногда выше; ведь инструмент этот привлекает внимание не только звуком, но и внешним видом.

Материалы и инструменты.

1.Самоклеющаяся бумага

2.Коробочки

3. Дерево

4.Карандаши

5.Наждачная бумага

6.Клей ПВА

7.Гвозди

8.Скотч

9.Пуговицы

10.Крупа, горох

11.Бубенчики, колокольчики

12.Картонные полые трубочки

13Стяжка

15Наклейки

16Ключи

17Колечки металлические

18Шило

Процесс изготовления шумовых музыкальных инструментов

Коробочка

Для изготовления коробочки мне понадобилось 3 бруска дерева, молоток и гвозди, наждачная бумага. Обрабатываем бруски наждачной бумагой. Сколачиваем их в коробочку, оставляя одну сторону не закрытой. Для извлечения звука необходимы деревянные палочки, я использовал от суши.

Шейкеры

Для изготовления шейкеров я использовал футляры различной величины от шоколадных яиц, Пластиковые крышки от баллона со строительной пеной, различные пластмассовые коробочки, банки от чипсов. Для наполнения использовал пуговицы, горох, различные крупы. Части коробочек скрепляем скотчем, наполнив внутри наполнителем. Соединяем скотчем, украшаем наклейками.

Бубен

Для изготовления бубна я взял крышку от подарочной коробки, проделал шилом по бокам дырочки, вставил с помощью стяжки бубенчики.

Рубель

Чтобы изготовить рубель я взял доску прямоугольной формы, обработал ее наждачной бумагой. И на клей я наклеивал цветные карандаши. Для извлечения звука нужна деревянная палочка.

Бубенцы (бубенчик)

Я изготовил с помощью строительной трубочки. Я обклеил трубочку самоклеющейся бумагой. Шилом я проделал отверстия. С помощью стяжки я закрепил бубенчики.

Ключница (Трещотка)

Я собрал много ключей, соединил их колечками и получился, шумовой инструрент, напоминающий трещотку, но с металлическим звучанием.

4.Анкетирование

Познакомившись с шумовыми музыкальными инструментами и их звучанием, мне захотелось рассказать о них моим одноклассникам. На уроке музыки вместе с руководителем моего проекта учителем музыки Ольгой Александровной мы познакомили ребят с инструментами и их устройством, показали как они звучат. После этого мною было проведено анкетирование, для того, чтобы выявить наиболее понравившиеся шумовые инструменты.

Какие звуки из предложенных вам нравятся (звук барабана, трещотки, шейкер, колокольчики, рубель, ключница,)

Анкета для учащихся

Какие звучание каких инструментов из предложенных вам нравится?

Бубен

шейкер

колокольчики

рубель

ключница

Название инструмента

 

Бубен

20

Шейкер

14

Колокольчики

17

Ключница

13

Рубель

6

Результаты наглядно представлены на диаграмме

На первом месте оказался Бубен

На втором месте Колокольчик

На третьем Шейкер

На четвертом Ключница

На пятом Рубель

Заключение

В своей работе я рассказал и показал как изготовить шумовые музыкальные инструменты из подручных материалов. А так же об истории их возникновения, об их месте в жизни наших предков. Их первым музыкальным инструментом был голос и хлопки. Узнал какая музыка близка моим одноклассникам и их отношение к этим инструментам. Узнал, что они по- разному относятся к звуку музыкальных инструментов. Если одному человеку нравится звук инструмента, то другому он может быть неприятен.

Мы создали свой шумовой оркестр в нашем классе и вместе исполняем русские народные мелодии. Которые можете сейчас послушать.

Список используемой литературы.

1.К. Вертков «Русские народные музыкальные инструменты» изд. «Музыка» 2001г

2.Т. Отюгова, А.Галембо, И.Гурков «Рождение музыкальных инструментов» изд. «Музыка» 2003г.

3.Ю. Васильев, А.Широков «Рассказы о русских народных инструментах» изд. «Музыка» 2004г.

4. «Русские народные музыкальные инструменты» Биткова Л.К. Санкт-Петербург 2017

Просмотров работы: 103