Вулканы

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Вулканы

Еремеева В.А. 1
1МОУ"СОШ№63" г. Магнитогорска
Тарасова С.Ю. 1
1МОУ "СОШ№63" г. Магнитогорска
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Гипотеза

Люди часто распоряжаются природными ресурсами, не замечая, как губительно они относятся к природе. Вырубка лесов, создание больших городов, постройка крупных промышленных предприятий, загрязнение окружающей среды – все это приводит к изменениям в окружающей среде. Природа не оставляет без внимания то, как мы вмешиваемся в её жизнь. Она отвечает нам на такое влияние природными катаклизмами:

землетрясения,

наводнения,

смерчи,

извержение вулканов.

На уроке «окружающий мир» мы изучали различные зоны нашей планеты и нам рассказывали, какие есть опасности в каждой из них. Так из всего сказанного мне большего всего запомнились вулканы. Меня заинтересовал вопрос о том, что такое вулканы и что они из себя представляют. Откуда они появляются и как правильно вести себя во время извержения вулкана.

Предметом данного исследования является значение вулканов в природе.

Вулкан — это отверстие в земной коре, через которое на поверхность с огромной силой выбрасывается огненная смесь газов, пара, пепла и расплавленные породы (лавы). Частицы пепла падают на землю, покрывая ее толстым слоем и спекаясь в легкий серый камень. За миллионы лет из слоев лавы формируются вулканические горы. Часто они весьма высоки и имеют форму конуса с кратером на вершине. Многие вулканы находятся на морском дне.

Актуальность исследования состоит в том, что необходимо прогнозировать и оценивать опасность вулканических извержений. Рост населения Земли приводит к постоянному увеличению числа людей, проживающих в потенциально опасных областях, где есть вулканы. Для прогноза и оценки степени вулканической опасности необходимы знания о том, как происходит процесс извержений разных типов и понимание их механизмов. Извержение вулканов – это опасные природные явления, которые характеризуются внезапным нарушением жизнедеятельности населения, разрушениями, травмами и жертвами среди людей. Поэтому жизнь человека зависит от знания особенностей происхождения вулканов, его извержений и правил безопасного поведения во время извержений. Но, не смотря на разрушающую силу вулканов, от них есть польза:

термальные источники, грязевые вулканы;

залежи полезных ископаемых, драгоценных минералов;

плодородная вулканическая почва на склонах.

Цель исследования:

выяснить происхождение вулкана и его строение;

изучить извержение вулкана и их последствия;

изучить значение вулканов в природе;

сформировать представления о вулканах, опасностях и пользе вулканических извержений.

Методы исследования:

изучение информации по теме исследования в книгах и Интернете;

проведение опыта, показывающего, как извергается вулкан.

Задачи исследования:

Собрать и изучить информацию из различных источников по теме.

Изучить влияние вулканов на окружающую среду.

Выяснить есть ли какие-то положительные моменты от извержения вулканов.

Провести социологический опрос учащихся 3-х классов МОУ «СОШ № 63».

Спроектировать модель действующего вулкана в домашних условиях.

Сделать выводы о проделанном исследовании.

Разработать памятку по правилам поведения во время извержения вулкана.

Основная часть

Теоретическая часть

Вулкан как природное явление.

Что такое вулкан. Происхождение вулканов.

200 миллионов лет назад на Земле был лишь один континент с одним океаном. Мало-помалу, континенты отделялись друг от друга, возникали новые океаны с морями. Поверхность Земли разломилась, на части, называемые тектоническими плитами. Эти плиты состоят из земной коры и части мантии, называемой литосферой. Они продолжают взаимно двигаться, словно льдины в море. На одной плите может находиться и континент, и океан. Земля сформировалась 4,5 миллиарда лет назад. Имея внутри горячее ядро, она выбрасывает этот жар через жерла 40 000 вулканов. Горные цепи растут, возникают океаны, континенты перемещаются, но так медленно, что эти все изменения кажутся незаметными. Но всё это движение порождает вулканы, которые не заметить куда сложнее.

Многие извержения происходят под водой и потому остаются незамеченными. А вот наземные вулканы обладают большой разрушительной силой, которую мы с вами можем наблюдать. Прекрасные и могучие, уснувшие и пробуждающиеся это все можно сказать о вулканах.

Еще в глубокой древности извержения вулканов приводили человека в ужас. Легенды различных народов донесли до нашего времени сведения о минувших вулканических извержениях.

Индейцы штата Орегон рассказывают о столкновении доброго бога снега со злым богом огня, обитавшим на высокой горе Мезама. В результате борьбы, окончившейся победой добра, верхушка горы была разрушена, и на ее месте образовалось озеро, которое сейчас называется озером Крейге.

Среди полинезийцев очень популярна была богиня вулканов Пеле, способная появляться перед людьми в различных обличьях. Существует легенда, которая подтверждает образование на побережье острова Гавайи длинного ряда небольших конусов, сложенных из камней. Это разъяренная богиня бросала вслед невоспитанному вождю обломки горячей лавы.

Древние греки связывали деятельность вулканов с работой бога - кузнеца Гефеста, кузница которого располагалась под одним из вулканов острова Санторие.

Первое наиболее правдоподобное объяснение вулканизма высказал Платон, связав это явление с полостями и каналами внутри Земли.

В I в. нашей эры Сенека выдвинул положение о том, что извержения связаны с подземными резервуарами, содержащими расплавленное вещество, - это точка зрения, абсолютно совпадающая с положениями современной вулканологии.

Научные объяснения.

С точки зрения современных ученых, вулкан — это образование на поверхности земной коры или коры другой планеты, где магма выходит на поверхность, образуя лаву, вулканические газы.

Возникновение вулканов связано со строением Земли. Наша планета состоит из нескольких слоёв: внутреннего ядра, внешнего ядра, мантии и земной коры. (Приложение 1 «Строение Земли»)

Верхний слой — земная кора — имеет неравномерную толщину. В горных районах материков она достигает 70—90 км, а в океанических областях заметно сужается до 7—10 км. Под корой находится мантия. Мантия делится на два слоя: верхний и нижний. Верхний слой вместе с земной корой образует твердую оболочку Земли. Ниже находятся породы в частично расплавленном состоянии.

В самых глубинах планеты «спрятано» ядро, состоящее из внешнего, жидкого, слоя и внутреннего, твердого. Внешний слой – это потоки расплавленного железа и никеля. Внутренний слой находится в твердом состоянии, из-за огромного давления в центре Земли. В тех местах, где давление верхних слоев ослабевает в связи с движением земной коры и образованием трещин, раскаленные массы переходят в жидкое состояние. Это масса расплавленной породы называется магмой. Под сильным давлением выделяющихся газов магма, расплавляя окружающие породы, прокладывает себе путь и образует жерло, или канал вулкана. Освобождающиеся газы взрывами расчищают путь по жерлу, разламывают твердые породы и выбрасывают куски их на большую высоту. Потеряв значительное количество газа, магма выливается из кратера и уже как лава течет по склонам вулкана.

Воздух становится насыщенный пеплом и мелкими частицами, которые постепенно оседают на землю. Пепел может пролетать огромные расстояния, и покрывает собой землю на несколько сотен км. На нашей планете на сегодняшний день отмечено более 600 активных вулканов. Единственным континентом, на котором нет вулканов, является Австралия.

Строение вулкана.

Учёные предполагают, что миллиарды лет тому назад вся поверхность Земли могла быть усеяна вулканами.

Вулкан (от лат. vulcanus - огонь, пламя) — это конусообразная гора с отверстием на вершине, через которое, если вулкан действующий, извергаются расплавленная порода (магма), газы и камни. Их температура может быть от 50 до 1000 С.

Вулканы - окна вглубь планеты. Как только в земной коре образуется трещина, идущая из глубины к поверхности Земли, давление под ней резко падает и глубинные вещества, разжижаясь, превращаются в огненно-жидкую массу, которая называется магмой. По трещинам она поднимается вверх, теряет часть газов и изливается на поверхность Земли, образуя лаву. Лава постепенно застывает и образует на поверхности вулканические холмы и горы - вулканы. Извержение вулкана, как правило, сопровождается землетрясением, взрывами, страшным гулом, выбросом пепла, камней из жерла. Таким образом, можно сказать, что любой вулкан состоит из нескольких основных частей. Это:

кратер - углубление в виде чаши или воронки, образовавшееся на вершине или склоне вулкана в результате его активной деятельности. Диаметр кратера может быть от десятков метров до нескольких км, а глубина - от десятков до нескольких сотен метров.

жерло - канал, по которому движется лава.

магма - вязкая жидкость, состоящая из смеси различных расплавленных минералов и некоторых минеральных кристаллов, образующаяся в глубинах Земли. Она напоминает тающий снег или замёрзшую слякоть с кристалликами льда.

лава - излившаяся на поверхность магма. Температура 750 – 12500С. Скорость течения 300 – 500 м/ч. В зависимости от своего химического состава лава может быть жидкой или густой и вязкой (Приложение 1).

Когда магма поднимается сквозь земную кору и выходит на поверхность, это называется извержением. Вулкан живёт и развивается на протяжении нескольких тысяч лет и большую часть времени находится в состоянии покоя. Само извержение обычно длится от нескольких дней до нескольких месяцев. Очень редко вулканы извергаются непрерывно на протяжении нескольких десятилетий. Но как из любого правила, есть исключения – это, например, вулкан Килауэа на острове Гавайи.

Причины извержений вулкана.

землетрясение,

лавовая пробка,

проникновение воды,

направление движения плит.

Виды вулканов и их классификация.

Изучив множество литературы, мы установили, что вулканы классифицируются:

по форме – конусообразные, щитовые, куполообразные, стратовулканы;

по активности - действующие, спящие, потухшие;

по местонахождению - наземные, подводные, грязевые.

Ниже рассмотрим более подробно каждую из классификаций. Примеры вулканов и их фото представлены в Приложении 2.

Классификация вулканов по форме.

Конусообразные вулканы или по-другому шлаковые конусы. Это вулканы, которые напоминают конусы. Они выбрасывают из своего жерла только такие неплотные вещества, как камни и  пепел: самые крупные обломки скапливаются слоями вокруг кратера. Из-за этого вулкан с каждым извержением становится всё выше. Лёгкие частицы отлетают на более дальнее расстояние, что делает склоны пологими. Яркий пример — это самый высокий вулкан в России - Ключевая сопка в Камчатке. Он считается одним из молодых вулканов (5000-7000 лет) и самым активным (за 300 лет он извергался более 30 раз).

Щитовые вулканы. Такие вулканы образуются в результате многократных выбросов жидкой лавы. Эти вулканы извергают лаву низкой вязкости: она вытекает как из центрального кратера, так и из склонов вулкана. Лава равномерно растекается на многие километры. Примеры: вулкан Мауна-Лоа и вулкан Килауэа на Гавайских островах.

Куполообразные вулканы. Такие вулканы образуются, когда гранитная, вязкая магма вздымается над краями кратера вулкана и лишь небольшое количество просачивается наружу, стекая по склонам. Магма закупоривает жерло вулкана, подобно пробке, которую накопившиеся под куполом газы буквально вышибают из жерла. Примером таких вулканов может служить вулкан Пай де Дум во Франции.

Стратовулканы или «слоистые вулканы». Такие вулканы периодически извергают лаву (вязкую и густую, быстро застывающую) и пирокластическое вещество — смесь горячего газа, пепла и раскалённых камней. Отложения на их конусе, который обычно острый и вогнутый, чередуются. Примеры: вулканы - Этна, Везувий, Фудзияма.

Классификация вулканов по активности.

Действующий вулкан. Таким считают вулкан, периодически извергающийся в настоящее время или хотя бы один раз за последние 10000 лет. На Земле насчитывается около 1500действующих вулканов. Ежегодно около 50 вулканов проявляют свою активность.

Яркий пример действующего вулкана — это вулкан Этна на острове Сицилия. Он один из самых активных вулканов на сегодняшний день на Земле. С 1500 г. до н. э. отмечено около 200 извержений. Последнее его извержение было в мае 2016 года.

Спящий или уснувший вулкан. Такими считаются недействующие вулканы, об извержениях которых нет сведений. Они сохранили свою форму и под ними происходят локальные землетрясения. За счет небольших сотрясений подобные вулканы иногда просыпаются и начинают опять действовать. А те вулканы, которые ни разу не извергались за 10000 лет, переходят в разряд спящих. В таком состоянии вулкан может оставаться до 25000 лет. Иногда в кратерах заснувших вулканов образуются озёра.

Потухший вулкан. Это вулканы, которые сильно разрушенные, размытые и без каких-либо проявлений вулканической активности. Такие вулканы могут бездействовать много тысяч лет.

Классификация вулканов по местонахождению.

Подводные вулканы. Это такие вулканы, извержение которых происходит на дне морей и океанов. Об этом свидетельствуют плавающая на поверхности “каменная пена” – пемза и внезапно возникающий столб пара над водой. Подводные вулканы расположены на дне океана. Вулканы, действующие под водой, приводят к возникновению цунами – огромной волны, которая может пройти большое расстояние.

Грязевые вулканы. Это образование в земной коре, представляющее собой отверстие или углубление на поверхности земли либо конусообразное возвышение с кратером, называемое грязевой сопкой. Из этого углубления на поверхность Земли извергаются грязевые массы и газы, часто сопровождаемые водой и нефтью. Подобный тип вулканов встречается в основном в нефтеносных и вулканических областях. Выделяющиеся вместе с грязью газы могут самовозгораться, образуя факелы.

Расположение вулканов на земле.

На сегодняшний день на Земле существует более 1500 действующих вулканов. Обычно они располагаются недалеко от океанских берегов — большая часть вулканов на планете сосредоточена по краям континентов вокруг Тихого океана. Они образуют так называемое «Огненное кольцо». Самый богатый на вулканы – это Тихий океан. Можно сказать, что этот океан практически усеян вулканами. В нем скрывается около 10 тысячи вулканов. На нашей планете около 800 действующих вулканов. Но есть вулканы и на островах - например, вулканы на Гавайских островах.

Наибольшую известность имеют вулканы, расположенные в океанических впадинах. Так, в Атлантическом океане, на острове Исландия разместилось 140 вулканов, из них 26 вулканов действует на сегодняшний день. Особенностью этих вулканов является то, что они трещинные, так как извержения происходят из трещин земной коры.

На самих континентах расположено всего около двух процентов всех вулканов. В Африке – самый знаменитый горный массив Килиманджаро. А вот в Европе активных вулканов нет.

Вулканы на земле располагаются не беспорядочно. Они появляются только в тех местах, где есть разломы земной коры, где еще не закончился процесс горообразования.

Последствия извержений вулканов и их влияние на окружающую среду.

Извержение любого вулкана в первую очередь приносит разрушения и опасности. Так в результате извержений вулканов оказываются стёртыми с лица земли города и деревни, тысячи людей погибают в потоках раскалённой лавы или задыхаются в горячем облаке ядовитых газов. Самые мощные извержения вулканов оказывают наибольшее негативное воздействие на природу на огромных территориях. Эти последствия еще долго могут приносить вред, как самому человеку, так и всей природе в целом.

Негативное действие на окружающую природу:

движущаяся с большой скоростью лава разрушает все на своем пути: постройки, транспортные пути. Все это сопровождается пожарами;

лава, обломки горных пород перегораживают реки, что ведет к наводнениям;

большие выбросы газов сильно меняют состав воздуха, что приводит к затруднению при дыхании таким воздухом;

частицы пыли и пепла, выброшенные в атмосферу вулканом, рассеиваются иногда на очень большой территории;

пепел, выброшенный в воздух, препятствует проникновению солнечного света, приводит к гибели животных, накапливаясь в их дыхательных путях;

обрушивающиеся на берег, цунами, производят сильнейшие разрушения.

Все вышеописанные процессы, которые возникают в результате извержений вулканов, неблагоприятно сказываются на окружающей природе. Эти естественные природные процессы способны уничтожить на Земле все живое или изменить климат планеты (Приложение 3).

Вулкан опасен не только во время извержения. Сейчас люди довольно точно предсказывает вулканические извержения. Почти на каждом действующем вулкане находятся станции или приборы, позволяющие следить за жизнью огненной горы.

Вулканические породы

Какими бы разрушительными ни были последствия извержений вулканов, в них можно найти и положительные моменты и пользу для человека. Именно благодаря вулканам образуются некоторые горные породы, химические вещества и даже драгоценные камни. Например, базальт ипорфир, обсидиан (природное стекло)ера, опал, агат и даже алмазы.

Положительные моменты в последствиях извержений вулканов:

обогащение почвы;

получение строительных материалов, минералов и драгоценных камней;

охлаждение планеты;

горячие источники.

Во время извержений вулканов из их кратеров выбрасывается огромное количество пепла, который оседает на обширных территориях вокруг вершины. В зависимости от химического состава магмы эта зола содержит в себе различные элементы и минералы которые обогащают почву. Почвы на склонах вулканов и в прилегающих долинах отличаются большой плодородностью.

Деятельность вулканов приводит к подъему участков дна в морях и океанах, в результате чего на географической карте планеты появляются новые острова. Благодаря вулканам появились такие острова как Кипр, Крит.

Извержения вулканов дарят людям ценные строительные материалы. Вулканический пепел и пемза используются в качестве легкого заполнителя для изготовления цемента, а перлит благодаря его способности к быстрому расширению часто добавляют в штукатурку. Дробленый базальт применяется в железнодорожном строительстве. Закаленный вулканический пепел (туф) – это одним из самых крепких и легких строительных материалов. Дробленный базальт в смеси сгудроном является прочным дорожным покрытием. Порфир используют для облицовки стен, лестниц тротуаров, аиз прочного, удароустойчивогодиабазаизготовляют тротуарную плитку. До того, как люди научились плавить и выдувать стекло, они использовали обсидиан. Это чёрный блестящий камень, очень твёрдый ихрупкий, который образуется при быстром остываниилавы (Приложение 4).

Ценным вулканическим продуктом является пористая пемза. Она серо-белого цвета, очень лёгкая ине тонет вводе. Как иобсидиан,она получается из лавы. Однако обсидианзатвердеваеттак быстро, что растворённые внём газы остаются внутри породы, авулканическая пена после выброса в воздух ещёбольше обогащается газами, которые придают ей пористую структуру. Именно поэтому пемза нашла применение в качестве теплоизолятора.

Вулканы играют жизненно важную роль в периодическом охлаждении планеты. Когда пепел и диоксид серы выбрасываются в воздух, они способствуют отражению солнечных лучей обратно в космос и тем самым снижают количество тепловой энергии, поглощаемой атмосферой.

Вблизи вулканов образуются термальные воды, которые используются для производства электроэнергии и отопления жилых помещений. Благодаря вулканам появляются горячие источники, которые люди в дальнейшем используют в лечебных целях.

Таким образом, вулканы имеют большое значение в природе. Электроэнергия, оптимальная температура воздуха, богатая почва, обеспечивающая идеальные условия для сельского хозяйства, биологическое разнообразие – всё это дарят нам грозные и могучие гиганты, без которых жизнь на нашей Земле была бы совсем иной.

Природное явление в домашних условиях.

Узнав очень много интересного о вулканах и не имея возможности увидеть извержение, мы решили с родителями спроектировать модель действующего вулкана в домашних условиях. Для того чтобы наглядно продемонстрировать процесс извержения лавы из вулкана, нам понадобиться изготовить саму модель вулкана и провести химическую реакцию.

Для изготовления модели вулкана нам понадобилось: монтажная пена, краски, кисточка и акриловый лак. Вначале мы с папой из монтажной пены сделали сам каркас вулкана с углублением внутри вулкана. Изготавливая наш вулкан, мы старались воссоздать реальный рельеф. Затем мы дали ему хорошо затвердеть. На следующем этапе мы его раскрасили и покрыли лаком. Так наша модель была готова к проведению опыта.

Для непосредственного проведения опыта, нам понадобился специальный раствор, который бы и смог продемонстрировать нам процесс извержения. Этот раствор состоял из: соды (бикарбонат натрия), воды, нескольких капель моющей жидкости и красного красителя. Все это смешивается и помещается в углубление в вулкане. Затем мы добавляем к этому раствору еще три столовых ложки уксуса и теперь можем наблюдать наше извержение лавы из вулкана.

Из жерла вулкана начинает выливаться красная масса (лава) и стекает по склонам горы, как бы уничтожая всё живое на своём пути. Так нам удалось в домашних условиях сконструировать модель вулкана и понаблюдать за самим процессом извержения.

Исследование

Результаты моих наблюдений и практической работы показали, что необходимо знать правила безопасного поведения во время извержений вулканов. Именно поэтому мы с классным руководителем решили разработать опросник. Он поможет выяснить, на сколько, обучающиеся знают о таком явлении, как извержение вулкана и правилах поведения во время извержений.

Опросник содержит 7 вопросов (Приложение 5). Опрос проводился среди учеников третьих классов МОУ СОШ № 63. Было опрошено 72 человека. Результаты опроса представлены в работе в виде диаграммы (Приложение 6). Результаты опроса подтвердили актуальность выбранной нами темы. А именно, что мало кто знает, на сколько, опасны вулканы, и какие разрушительные последствия они могут принести. Мало кто знает, какие есть правила поведения при извержении вулкана.

На основании полученных результатов опроса мы решили разработать памятку по правилам поведения во время извержения вулкана (Приложение7).

Своими знаниями и наблюдениями я поделилась на занятии в своём классе. Я рассказала о вулканах и о правилах безопасного поведения во время извержения вулкана. Всё это было помещено на информационном стенде в классе для подробного изучения.

Заключение

Познакомившись с литературой о вулканах, я узнала много нового и интересного. Теперь я знаю, что предсказывать извержение вулкана очень трудно т.к. всякий раз это происходит по-разному. В наши дни разработаны более точные методы прогнозирования. Учёные могут теперь с помощью спутников определять местоположение, горячих точек, глубоко в недрах земли.

Я узнала о разнообразии видов и форм вулканов и насколько они распространены на нашей планете. Так же узнала, что вулканы приносят не только разрушения, но и пользу. В породах, которые образуются при извержении вулкана, содержатся руды ценных металлов, золото и медь, минералы (алмазы).

С родителями мне удалось спроектировать модель действующего вулкана в домашних условиях и ознакомить с ним моих одноклассников на уроках окружающего мира.

Мне бы хотелось, чтобы люди на всей планете бережнее относились к окружающей среде. Быть может, тогда станет меньше извержений, землетрясений, наводнений и других катаклизмов.

В дальнейшем мне бы хотелось больше узнать, о существовании вулканов на других планетах, таких как Марс, Венера и др.

Библиографический список

Апродов, В. А. Вулканы: учебное пособие/ В. А. Апродов. — М.: Мысль, 1982. — 223с.

Ауф дем Кампе, Йорн. В самое пекло // Гео. — 2013. — № 03 (180). — С. 42—55.

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия — 2010г.

Детская энциклопедия «Я познаю мир»/ Сост. Н. Ю. Буянова. — М.:АСТ, 1997. — 480с.

Каррыев Б. С. Катастрофы в природе: Вулканы.RIDERO. Издательские решения. 2016. 224 с.

Кравчук П. А. Рекорды природы. — Л.: Эрудит, 1993. — 216 с. — 60 000 экз. — ISBN 5-7707-2044-1Планета Земля. Энциклопедия. Издательский дом «Росмэн». 2006

Кременецкий А. А. Адские жаровни. — М.: ИМГРЭ, 2015. — 392 с. — 400 экз. — ISBN 978-5-901244-32-6.

Левинсон-Лессинг Ф. Ю. Вулканы или огнедышащие горы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. И 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Макдональд Г.А. Вулканы. – Пер. с англ. – М.: Мир, 1975.

Мархинин Е. К. Вулканизм. — М.: Недра, 1985. — 288 с. — 4550 экз.

Раст Х. Вулканы и вулканизм / Хорст Раст; Пер. с нем. Е. Ф. Бурштейна. — М.: Мир, 1982. — 344 с. — 25 000 экз.

Элементы большой науки http://elementy. Ru/email/2130490 SEED для школьников и преподавателей

Энциклопедия для детей «Юному эрудиту обо всём» Москва «Махаон» 2004 г.

Ямпольский М. Б. Вулкан в европейской культуре XVIII—XIX вв. // Ямпольский М. Б. Наблюдатель: Очерки истории видения. — М.: Ad Marginem, 2000. — С. 95—110.

Приложение 1

Рис.1 «Строение Земли» Рис. 2 «Строение вулкана»

Рис. 3 «Жерло вулкана» Рис.4 «Лава»

Фотографии извержения вулканов.

Рис.5 Вулкан Ключевская сопка Рис.6 Вулкан Мерапи о. Ява.

Приложение 2

Виды вулканов по форме

Рис.7 Конусообразный вулкан Рис. 8 Щитообразный вулкан

в.Ключевская сопка, Камчатка. в. Килауэа. Гавайские острова

.

Рис.9 Куполообразный вулкан Рис.10 Слоистый вулкан

в. Пай де Дум. Франция в. Везувий

Виды вулканов по активности

Действующие

Рис.11 влк. ЭТНА (о.Сицилия ) Рис. 12 влк. МАУНА ЛОА,

Гавайские о-ва, Тихий океан.

Уснувшие

Рис. 13 влк. Килиманджаро, Африка Рис.14 влк. МАЛЫЙ СЕМАЧИК.

Камчатка.

Потухшие вулканы

Рис. 15 Остров Сипадан Рис. 16 Потухший вулкан Маелифелл

в Исландии.

Рис. 17 Подводный вулкан Рис. 18 Грязевой вулкан

Приложение 3

Рис. 19 Последствия извержений вулканов

Приложение 4

Вулканические породы

Рис.20 Базальт, Обсидиан, Оливин, Пемза Рис.21 Вулканическая порода

Рис. 22 Драгоценные камни

Приложение 5

Опросник на тему «Вулканы и правила поведения во время их извержений»

Наблюдали ли вы за таким явлением как извержение вулкана?

да

нет

Нужны ли человеку вулканы?

да

нет

Как вы думаете, вулканы опасны для человека?

да

нет

Знаете ли, как вести себя во время извержения вулкана?

да

нет

Есть ли польза от извержений вулканов?

да

нет

Можно ли управлять извержениями вулканов?

да

нет

Есть ли на других планетах вулканы?

да

нет

Приложение 6

Диаграмма 1 «Результаты социологического исследования»

Приложение 7

Памятка по правилам поведения во время извержения вулкана

Если Вам сообщили о предстоящем извержении, необходимо собрать документы и вещи и найти укрытие максимально далеко расположенное от вулкана.

Если извержение застало врасплох, то не поддаваться панике, оставаться дома, закрыв двери и окна.

В доме относительно безопасными считаются дверные проёмы, поэтому необходимо стоять именно там.

Рот и нос необходимо защитить влажной тряпкой.

Выходя на улицу, нужно помнить, что нельзя надевать синтетические вещи, так как они могут загореться.

Не укрывайтесь в подвале.

Защититесь от обломков, стекол и тяжелых предметов, по возможности не стойте рядом с ними.

Просмотров работы: 2331