Освоение космоса

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Освоение космоса

Гимаева К.Р. 1
1МАОУ СОШ№4 г.Туймазы Респ Башкортостан
Юсина З.Т. 1
1МАОУ СОШ№4г. Туймазы Республики Башкортостан
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Человечество вышло на звездные трассы, и космические дали не просто манят людей, они зовут познавать и преобразовывать мир, они зовут в глубины Вселенной, к новым мирам. Мы живем в суровое и прекрасное время великих испытаний и великих откровений. Кто знает, какие горизонты откроются человечеству в ближайшем будущем.

Мне интересно наблюдать за ночным небом, рассматривать звёзды. Ежегодно участвую во всероссийской олимпиаде «Кубок Ю.А. Гагарина», конкурсе рисунков «Мой космический мир». Однако почему мы так мало знаем о космонавтах и космонавтике? Какова была роль Башкортостана в освоении космоса? Так зародилась тема исследовательской работы.

Актуальность исследовательской работы заключается в том, что исполнилось 60 лет со дня выхода человека в открытый космос, а также тем, что мои сверстники владеют небольшой информацией по этой теме.

Цель исследовательской работы: расширение и углубление знаний о космонавтах и развитии космонавтики.

Задачи исследовательской работы:

Познакомиться с историей изучения и освоения космического пространства.

Узнать о том, какое влияние оказывает космос на человека и человек на космос.

Изучить жизни космонавтов-испытателей России и республики Башкортостан.

Узнать, какие памятные места, связанные с космосом, есть в республике Башкортостан и г. Туймазы.

Провести опрос среди сверстников «Полёт в космос».

Организовать классный час по теме «Космонавтика от А до Я».

Разработать иллюстрированную книгу «Знаменитые космонавты».

Сконструировать ракету из картона и цветной бумаги.

Объект исследования – космос.

Предмет исследования – взаимосвязь человека с космосом.

Гипотеза: мы считаем, что, не зная прошлого, очень трудно оценить важность космонавтики в настоящем и будущем.

Основные методы исследования – изучение архивных материалов, документов.

Теоретическая значимость. Материал по данной теме может быть использован на уроках истории и окружающего мира, литературного чтения, ОДНК как дополнительный материал.

Практическая значимость. По результатам работы над данной темой будет разработана книга о знаменитых космонавтах. Данная работа может служить пособием для учителей и учеников, заинтересованных в предмете исследования.

База исследования – учащиеся 4а класса МБОУ СОШ №4 г. Туймазы.

Из истории освоения космического пространства

I.1. Летательные аппараты

Изучение космоса началось еще с самых древних времен, когда человек только учился считать по звездам, выделяя созвездия. И только всего после изобретения телескопа, астрономия начала стремительно развиваться, принося в науку всё новые открытия (Приложение 1).

С глубокой древности люди мечтали летать, как птицы. Прошли века, и люди сумели покорить воздушное пространство Земли. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах и дирижаблях, позже стали бороздить воздушный океан на самолётах и вертолётах [3; 127].

Но человечество мечтало о полётах не только в воздушном, но и в космическом пространстве, о котором великий русский ученый и поэт Михаил Васильевич Ломоносов сказал так: «Открылась бездна звёзд полна, звёздам числа нет, бездне – дна!».

Таинственная звёздная бездна космоса притягивала людей, звала заглянуть в неё, разгадать её загадки.

Когда-то великий ученый, основатель науки космонавтики – Константин Эдуардович Циолковский, говорил: «Человечество не останется на Земле, оно завоюет себе околосолнечное пространство. Но человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума».

Циолковский доказал, что освоить космическое пространство можно только с помощью ракеты. Он разработал теорию аппарата ракеты, предложил использовать для него жидкое топливо, продумал устройство конструкции и вывел основную формулу её движения.

Этот замечательный учёный ярко нарисовал в воображении всю картину космического полёта. Он предположил, что люди скоро запустят в космос спутники Земли, а космические корабли полетят к другим планетам Солнечной системы. Кроме того, он предсказал, что в космическом пространстве будет постоянно находиться настоящий космический дом, где космонавты станут подолгу жить, занимаясь исследованиями.

Все идеи учёного воплотились в жизнь. Вокруг Земли вращаются искусственные спутники, созданы орбитальные космические станции, где живут и работают космонавты, люди изучают другие планеты: Луну, Марс, Венеру.

Однажды повидаться с учёным приехал будущий знаменитый конструктор межпланетных кораблей – Сергей Павлович Королёв. Королёв с увлечением читал работы Циолковского, мечтал о создании межпланетной ракеты. Сергей Павлович сказал, что цель его жизни – «пробиться к звёздам». Циолковский улыбнулся и ответил так: «Это очень трудное дело, молодой человек, поверьте мне, старику. Оно потребует знаний, настойчивости и многих лет, может быть, целой жизни...» [6; 155].

Позже Королёв писал: «Я ушёл от него с одной мыслью – строить ракеты и летать на них. Всем смыслом моей жизни стало одно – пробиться к звёздам». И ему это блестяще удалось. Королёвым был создан Реактивный научно-исследовательский институт, в котором создавались проекты межпланетных летательных аппаратов. Под его руководством здесь строили мощные ракеты для запуска искусственных спутников [6; 158].

Сергей Павлович Королёв, которого многие годы называли просто главным конструктором, сумел воплотить в жизнь идеи Циолковского [6; 159].

В 1957 г. 4 октября произошло событие, которое потрясло весь мир, –был запущен первый искусственный спутник Земли.

I.2. Влияние космоса на человека

Космос оказывал влияние на человека на протяжении всего его развития. Большое значение он имел и для экосистемы Земли. Так падение большого космического объекта привело к тому, что вымерли динозавры. Ледниковые периоды на планете, предполагается, зависят от того, что наша галактика попадает в пылевое облако. Выдвигается мнение, что за нами давно и до сих пор наблюдают более развитые космические существа – пришельцы. Факт их существования до сих пор не подтверждён, но показания многих очевидцев нельзя сбрасывать со счётов [2; 73].

Ученые доказали – космос не прибавляет человеку здоровья, сообщает «МИР 24».

Установлено, что в космосе люди теряют до 22% объема крови, а это угроза атрофии сердца [1; 25]. Впрочем, ей подвержены не только внутренние органы, но и мышцы, поэтому космонавтам на орбите прописывают физические нагрузки.

Также на орбите космонавты теряют пару процентов костной массы. Этот синдром известен как космическая остеопения [1; 32]. Кроме того, меняется острота зрения и вкус.

Невесомость, радиация и практически полное отсутствие движения ослабляет все системы организма и может вызвать «космическую болезнь» [1; 34]. Симптомы – тошнота, головокружение, зрительные иллюзии и дезориентация. Страдает от неё по статистике – каждый второй космонавт.

Огромное влияние на человечество оказывает и Солнце. Солнечный ветер и вспышки приводят к появлению северного сияния и магнитных бурь [1; 37]. Не стоит забывать и о параде планет, последствием которого является гравитационное воздействие на человечество.

I.3. Влияние человека на космос

С началом космических исследований атмосферы Земли обнаружено нарушение озонового слоя над Антарктидой [7].

Слой озона разрушается под воздействием загрязнения атмосферы оксидами азота, содержащимися в выбросах летательных аппаратов, при извержении вулканов, домашних и промышленных холодильниках, аэрозольных баллончиках – это газ фреон. Он распадается под воздействием ультрафиолета и становится сильнейшим разрушителем озона [10].

Несмотря на принимаемые меры, озонная дыра может разрастись. Наиболее технически реальным кажется «радиоштопка» [13] – создание разряда в верхних слоях атмосферы с помощью радиоволн сверхвысоких частот.

I.4. Первые космонавты

Первые корабли были беспилотными. На них отрабатывался сход с орбиты, а также изучалось поведение подопытных собак [3; 149].

Это был первый, сотворённый человеком, объект, который не упал на Землю, а стал вращаться вокруг неё.

Что же представлял собой спутник Земли? Это был небольшой шар диаметром около 60 см, снабжённый радиопередатчиком и четырьмя антеннами.

Все радио- и телекомпании мира прервали свои передачи, чтобы услышать его сигналы, идущие из далёкого космоса на Землю.

Учёные мечтали о полёте человека в космос. Но прежде они решили проверить безопасность полётов на наших верных четвероногих помощниках – собаках.

Для пробных полётов выбрали не породистых собак, а обыкновенных дворняжек – ведь они и выносливы, и неприхотливы, и очень смышлёны. Сначала будущих четвероногих космонавтов долго тренировали. Для этого инженеры сконструировали специальную камеру [3; 152].

Самых первых собак, поднявшихся в ракете на высоту 110 км, звали Цыган и Дезик. Оба «космонавта» благополучно приземлились. Королёв очень радовался удаче, ласкал собачек, угощал их вкусненьким.

Многие собаки не раз летали в космос. Они привыкали, что их одевают в комбинезоны, прикрепляют ремнями к кабине.

Далее для собак изготовили специальные скафандры из прорезиненной ткани и шлемы из прозрачной пластмассы. Создавали для четвероногих космонавтов питательную смесь, обеспечивали кабину воздухом.

В 1960 г. 19 августа стартовал космический корабль «Восток» с двумя четвероногими космонавтами – Белкой и Стрелкой [1; 46]. Эти небольшие симпатичные собачки провели в космосе 22 часа. За это время космический корабль облетел вокруг Земли 18 раз (Приложение 2).

Помимо собак на борту корабля были мыши и крысы, семена растений [1; 49].

Все благополучно вернулись на Землю. А в марте 1961 г. в космический полёт отправились другие путешественники – собаки Чернушка и Звёздочка [1; 51].

Наконец всё было подготовлено для полёта в космос человека. Так в 1961 г. 12 апреля на околоземную орбиту был выведен космический корабль «Восток» [1; 57].

I.5. Люди и космос

Грандиозным свершением и отправной точкой развития пилотируемой космонавтики стал первый полёт человека в космос.

В исторический день 12 апреля 1961 года стартовал в космос корабль «Восток» с первым в истории человечества летчиком-космонавтом на борту Юрием Алексеевичем Гагариным. Облетев земной шар, он через 1 час 48 минут благополучно приземлился в заданном районе Советского Союза (Приложение 3).

Первым космонавтом, вышедшим в открытый космос, стал Алексей Леонов (Приложение 4). Под впечатлением своего полета он нарисовал замечательные картины, на которых изображал Землю и космическое пространство. С помощью спутников можно предсказывать погоду, осуществ­лять телевизионную, телефонную связь.

За 50 лет космической эры было запущено более 3000 искусственных спутников Земли.

Создали учёные и такие космические аппараты, которые совершают дальние полёты без участия людей. Обычно их называют автоматическими станциями. Такие станции исследовали Луну, Марс, Венеру, Меркурий и другие планеты.

Башкортостан – это республика, расположенная в самом центре Южного Урала, так же с уважением относится к развитию авиации и космонавтики [5; 17]. Космонавты Башкортостана: Урал Назибович Султанов (Приложение 5), Наиль Шарапович Саттаров (Приложение 6), Мунир Султанович Хакимов (Приложение 7), Рамазан Саматович Саматов (Приложение 8).

Таким образом, республика Башкортостан вносит весомый вклад в развитие космонавтики. Большую роль играют заводы. Многие уроженцы Башкортостана участвовали в строительстве космодромов, обслуживании ракетно-космической техники, достойно несут службу в Военно-космических войсках. Отделение Федерации космонавтики России в Республике Башкортостан ведёт активную работу по пропаганде космических достижений [4; 28]. Хочется надеяться, что эта плодотворная работа по созданию космической техники, проведению научных исследований в области космонавтики будет востребована и получит достойное продолжение.

Сделано уже многое, но, сколько вершин еще не покорено!

Выводы по главе I

Космонавт – это человек, совершающий космический полёт на орбиту земли и за её пределы с использованием космической техники, человек, который должен решать множество задач на борту корабля.

Современные полёты заметно отличаются от первых запусков человека в космос, и в первую очередь – несравнимо более широким кругом задач, стоящих перед специалистами. В его обязанности входит управление бортовыми системами, а также оборудованием для научных исследований. Кроме того, он должен уметь считывать показания всех приборов на борту и контролировать режим работы всей аппаратуры и двигателя судна.

На орбите ведётся визуальное наблюдение за поверхностью Земли и Луны, ставятся разнообразные научные эксперименты, организуется производство инновационных материалов, возможное лишь в условиях невесомости и т.д.

В 1961 г. 12 апреля на околоземную орбиту был выведен космический корабль «Восток» с первым в истории человечества летчиком-космонавтом на борту Юрием Алексеевичем Гагариным.

Первым космонавтом, вышедшим в открытый космос, стал Алексей Леонов.

Республика Башкортостан также вносит весомый вклад в развитие космонавтики. Космонавты Башкортостана – это Урал Назибович Султанов, Наиль Шарапович Саттаров, Мунир Султанович Хакимов, Рамазан Саматович Саматов.

Глава II. Опытно-экспериментальная работа и

анализ её результатов

II.1. Истории, которые связывают Башкирию и космос

Тайны и загадки Вселенной не могут не волновать наше воображение. Что же скрывается там, высоко-высоко в небе? Есть ли жизнь на других планетах? Как много времени нужно, чтобы добраться до соседней галактики? Однако космос гораздо ближе, чем мы думаем.

Наша республика Башкортостан вносит весомый вклад в развитие космонавтики. Большую роль играют заводы. Многие уроженцы Башкортостана участвовали в строительстве космодромов, обслуживании ракетно-космической техники, достойно несут службу в Военно-космических войсках. Башкирское отделение Федерации космонавтики России ведёт активную работу по пропаганде космических достижений.

Таким образом, Башкортостан вносит весомый вклад в развитие космонавтики. Хочется надеяться, что эта плодотворная работа по созданию космической техники, проведению научных исследований в области космонавтики будет востребована и получит достойное продолжение. Наша великая страна и один из её ведущих регионов, Башкортостан, этого заслуживают.

Юрий Гагарин объездил весь мир, не говоря уже о том, что он первым из жителей земли побывал в космосе. А вот в Уфе, к сожалению, так и не побывал. Однако, оказывается, легендарного космонавта с нашим городом связывает очень многое.

Так, в столице Башкирии в 1961 год открыли новый кинотеатр, который назвали в честь первого космонавта. В 1998 году он был переоборудован в клуб [9].

В Уфе две улицы носят имя Гагарина. Одна – в Сипайлово, другая – в посёлке Новые Черкассы Орджоникидзевского района [9].

В г. Туймазы также имеются «космические» улицы: Гагарина, Космонавтов и Лунная.

Перед корпусом УГАТУ г. Уфы в 2011 открыли бюст Юрию Гагарину (Приложение 9).

В сентябре 2013 года на одном из фасадов домов появился портрет первого космонавта Юрия Гагарина. Рисунок, который нарисовали молодые уфимские художники Олег Кайбышев и Артур Лукьянов, был нанесён на весь боковой торец пятиэтажного дома, размеры его – 7 на 9 метров (Приложение 10).

Здание Туймазинского государственного татарского драмтеатра, построенное в 1963 году, первоначально имело название «Космос» (Приложение 11).

II.2. Опрос «Полёт в космос»

На следующем этапе мы решили провести опрос среди одноклассников «Полёт в космос».

Цель: выяснить, что знают мои одноклассники о космосе и космонавтике.

В опросе приняли участие 25 обучающихся 4а класса МБОУ СОШ №4 г. Туймазы. Ребятам предлагалось ответить на 5 вопросов (Приложение 12).

В результате данного опроса мы выяснили, что 100% опрошенных знают, как звали советских собак-космонавтов, первого космонавта в мировой истории, первую в мире женщину-космонавта.

Анализ ответов на 4 вопрос показал, что ребята не знают, как называется Галактика, в которой находятся Земля, Солнечная система и все отдельные звёзды, видимые невооружённым глазом. Ответили верно лишь 25 % опрошенных, остальные (75 %) – не знают.

Проанализировав ответы на 5 вопрос, мы выяснили, что ребята не смотрят советские фильмы и мало читают, так как не смогли назвать фильм по пьесе Сергея Михалкова «Первая тройка, или Год 2001-й Большое космическое путешествие». Данное произведение было известно лишь 2 учащимся (8 %).

Полученные результаты мы отобразили в диаграмме (Приложение 13).

Таким образом, мы решили разработать классный час по теме «Космонавтика от А до Я», чтобы познакомить ребят со становлением космонавтики, первыми полетами в космос и героями космонавтами.

II.3. Классный час по теме «Космонавтика от А до Я»

Надеемся, что своей работой мы сможем помочь расширить и углубить знания о космосе и космонавтике, героях космонавтах.

Итак, мы провели классный час «Космонавтика от А до Я» (Приложение 14).

Мы провели показ презентации, посвященной данной теме. Рассказали и показали героев-космонавтов, описанных в данной работе. Ребята были удивлены, узнав, что уроженцы Башкортостана стали космонавтами-испытателями, работали на космодроме Байконур. Мы провели разъяснительные беседы, познакомили с биографией наших земляков и показали фотографии.

Ребятам очень понравилась викторина по теме космоса (Приложение 15), игра «Да – нет-ка» (Приложение 16).

Для интересующихся космонавтикой подобрали специальную литературу для чтения (Приложение 17).

Почти все дети увлекаются космосом. Кто-то лишь на короткое время, пока узнает о том, как устроен мир. А кто-то – всерьез и надолго, мечтая однажды полететь на Луну или еще дальше, повторить подвиг Гагарина или открыть новую звезду. В любом случае, всем было интересно узнать о том, что прячется за облаками, о Луне, Солнце и звёздах, космических кораблях и ракетах, Гагарине и Королёве из интересных фактов (Приложение 18).

Данный классный час не оставил ни одного равнодушным, все были очень довольны.

II.4. Иллюстрированная книга «Знаменитые космонавты»

Мы посетили центральную туймазинскую детскую библиотеку и нашли там немало интересной литературы о космонавтике. Также мы нашли много интересной информации в Интернете.

На базе всего этого была разработана иллюстрированная книга «Знаменитые космонавты». Предлагаемый материал познакомит вас с биографиями известных космонавтов. При составлении биографий использована книга: Знаменитые космонавты: комплект наглядных пособий Великий космос»/ авт. проекта Т.В. Цветкова [7; 1-12].

Книга-справочник может широко использоваться учителями, родителями и учениками для подготовки к урокам по окружающему миру, литературному чтению и другим предметам, для проведения классных часов, внеурочных занятий и проектной деятельности. Также может быть рекомендован для библиотек, школьных уголков по профориентации.

II.5. Мастер-класс по конструированию

из картона и цветной бумаги «Ракета»

В современном мире мы не можем себе представить жизнь без спутникового телевидения, навигаторов, Интернета, прогнозов погоды. Развиваясь, космонавтика, разрабатывает и внедряет передовые технологии. В скором будущем, возможно, в космос можно будет полететь даже школьнику, изучающему планеты. А может быть, там построят дома и гостиницы для Землян, и я смогу побывать на разных планетах. Уже сейчас на Земле существует понятие «космические туристы», а пройдёт время, и люди освоят для жизни другие системы. Ведь столько ещё неизвестного, неизученного в бесконечном космическом пространстве Вселенной!

Штурм космоса только начался. Но то, что уже достигнуто, открывает для человеческой мысли широчайшие просторы. Пройдет время – и, может быть, земляне начнут совершать регулярные рейсы в космос, найдя пути к далёким планетам. И гарантия этого – осуществленные фантазии людей, создавших космические корабли и поручившим своим первопроходцам проверить их прочность, смело шагнуть в бездну Великого космоса.

После знакомства с «живым» летательным аппаратом и просмотра видео-полётов на ракетах в космос захотелось и самой сделать поделку ракеты. На основе нашей научно-исследовательской работы мы решили изготовить наглядный материал, который может пригодиться на уроках окружающего мира при изучении темы «Вселенная», и на внеклассных мероприятиях, посвященных космонавтике.

Для работы нам будут нужны ножницы, клей ПВА, кисть для клея, картон, белая бумага, циркуль, мягкий пластилин, акварельные краски, вата, проволока.

Сначала мы нарисовали на картоне деталь ракеты в виде цилиндра, вырезали и склеили между собой. Основу задекорировали белой бумагой. Далее на белой бумаге нарисовали круги при помощи циркуля и скрутили из них конусы. С одной стороны цилиндра закрепили коническую носовую часть, с другой – сопла и двигатели первой ступени, стабилизаторы и рули в виде маленьких крыльев. После высыхания добавили ракетное топливо, дым выполнили из ваты. Ракету украсили серебристым скотчем.

На следующем этапе мы решили сделать космонавта в открытом космосе из белого мягкого пластилина. Позже мы их раскрасили акварельными красками. Космонавта соединили с ракетой при помощи тонкой проволоки.

Таким образом, мы получили конструкцию «Ракета» (Приложение 19).

Выводы по главе II

Наша республика Башкортостан вносит весомый вклад в развитие космонавтики. Большую роль играют заводы. Многие уроженцы Башкортостана участвовали в строительстве космодромов, обслуживании ракетно-космической техники, достойно несут службу в Военно-космических войсках.

Мы узнали, что связывает Башкирию и космос: кинотеатр, который назвали в честь первого космонавта; две улицы в Уфе имени Гагарина; бюст Юрию Гагарину перед корпусом УГАТУ г. Уфы; портрет первого космонавта Юрия Гагарина на фасаде дома г. Уфы. В г. Туймазы также имеются «космические» улицы: Гагарина, Космонавтов и Лунная. А здание Туймазинского государственного татарского драмтеатра, построенное в 1963 году, первоначально имело название «Космос».

На следующем этапе мы решили провести опрос среди одноклассников «Полёт в космос» с целью выяснить, что знают мои одноклассники о космосе и космонавтике. Ребятам предлагалось ответить на 5 вопросов. В целом, ребята верно отвечали на вопросы, лишь 5 вопрос вызвал затруднения, что связано с тем, что ребята не смотрят советские фильмы и мало читают.

Таким образом, мы решили разработать классный час по теме «Космонавтика от А до Я», чтобы познакомить ребят со становлением космонавтики, первыми полётами в космос и героями космонавтами.

Мы посетили центральную туймазинскую детскую библиотеку и нашли там немало интересной литературы о космонавтике. Также мы нашли много интересной информации в Интернете. На базе всего этого была разработана иллюстрированная книга «Знаменитые космонавты».

На основе нашей научно-исследовательской работы мы решили изготовить конструкцию «Ракета», которая может пригодиться на уроках окружающего мира при изучении темы «Вселенная», и на внеклассных мероприятиях, посвящённых космонавтике.

Заключение

Стремительное развитие космической техники в той же степени реально, как и удивительно. Космическое пространство всегда окрыляло человеческую фантазию, вызывало бесконечное множество предложений и гипотез.

Мы узнали, что связывает Башкирию и космос: кинотеатр, улицы, бюст, портрет на фасаде дома г. Уфы. В г. Туймазы также имеются «космические» улицы: Гагарина, Космонавтов и Лунная. А здание Туймазинского государственного татарского драмтеатра, построенное в 1963 году, первоначально имело название «Космос».

С работой ознакомлены все учащиеся нашего класса. Они были удивлены, узнав, что уроженцы Башкортостана стали космонавтами-испытателями, работали на космодроме Байконур.

Мы провели опрос среди одноклассников «Полёт в космос» с целью выяснить, что знают мои одноклассники о космосе и космонавтике. В целом, ребята дали верные утверждения.

Разработали классный час по теме «Космонавтика от А до Я», чтобы познакомить ребят со становлением космонавтики, первыми полётами в космос и героями космонавтами.

Разработали иллюстрированную книгу «Знаменитые космонавты».

На основе нашей научно-исследовательской работы изготовили конструкцию «Ракета», которая может пригодиться на уроках и внеклассных мероприятиях, посвящённых космонавтике.

Гипотеза о том, что, не зная прошлого, очень трудно оценить важность космонавтики в настоящем и будущем, подтвердилась в ходе работы над практической частью научно-исследовательской работы.

В заключении увидели, что достигли цели, выполнили все поставленные задачи и узнали много нового и интересного, тем самым расширив свой кругозор.

Список литературы

Королёв С.П. Свет и тени в истории космонавтики. – М.: Наука, 2018. – 96 с.

Соболева Г.А., Рычкова Ю.В. Всемирная история авиации – М.: Вече, 2020. – 148 с.

Усманский С.П. Космонавтика сегодня и завтра. – М.: Просвещение, 2017. – 326 с.

Филимонов М.А., Ширинкин С.А. Башкортостан и развитие космонавтики. – Уфа: /Вестник ВЭГУ, 2017. – 45 с.

Филимонов М.А. Вклад Башкортостана в развитие космонавтики. – Уфа: Антаир, 2019. – 23 с.

Хакимов М. Байконур, год 1961-й // Бельские просторы. – 2011. – №8. – 155-159 с.

Цветкова Т.В. Великий космос. – М.: ТЦ «Сфера», 2015. – 12 с.

Интернет-ресурсы:

8. http://www.obrazovanie-ufa.ru

9. http://www.fkr02.ru/

10. http://ru.wikipedia.org/

11. http://www.astronaut.ru/

12. http://www.bbc.co.ru/

13. https://sites.google.com/site/kosmosglazamidetej/

14. https://nsportal.ru/user/664283/page/detyam-o-kosmose

Приложение 1

Освоение космического пространства

Изображения крылатого человека встречаются в наскальных рисунках пещерных людей:

Первые планёры:

Первые самолёты:

Первый искусственный спутник земли 1957 г., главный конструктор – Сергей Королёв:

Приложение 2

Белка и Стрелка – покорители Космоса

Приложение 3

Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт

Лётчик Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 г. на Смоленщине. В 1941 г мальчик пошёл в школу, но война прервала его учёбу.

После войны Гагарины поселились в городе Гжатске. Семья была дружная, трудолюбивая.

Юра отлично учился, был способным, старательным и исполнительным мальчиком.

В юности он увлекся спортом, занимался в аэроклубе, изучал устройство самолётов, прыгал с парашютом.

Небо влекло к себе талантливого юношу. Он закончил авиационное училище и стал военным лётчиком. Уже в это время Юрий мечтал о полётах в космос. Когда он узнал, что создаётся отряд космонавтов, то написал заявление с просьбой принять его в этот отряд.

Скоро Юрий Гагарин был принят в отряд космонавтов. Начались долгие и трудные тренировки.

Космонавт должен быть смелым, тренированным, иметь крепкое здоровье и сильную волю, отличаться умом и трудолюбием. Все эти качества у Юрия Гагарина были.

Очевидцы вспоминают, что «когда первый космонавт после полёта ехал по улицам Москвы в открытой машине, встречать его вышли тысячи и тысячи людей. Всюду было веселье и ликование, радостные возгласы и сердечные объятия.

Вспоминали люди, что от Юрия Гагарина «шли какие-то волны жизнерадостности и творческого оптимизма».

Как же проходил полет Юрия Гагарина? Вес корабля «Восток», на котором проходил полёт, составлял 4730 кг Полёт начался утром — в 9 ч 7 мин и проходил на высоте около 200 км над Землей. На стартовую площадку будущего космонавта провожали инженеры, конструкторы, врачи, друзья.

Очень волновался Главный конструктор – Сергей Павлович Королёв.

Прежде чем шагнуть к ракете, Юрий воскликнул: «Ребята! Один за всех и все за одного!». А когда ракета рванулась в небо, Юрий Гагарин крикнул слово, ставшее знаменитым: «По-е-ха-ли!»

Вот как описал сам Юрий Алексеевич свой полет: «Двигатели ракеты были включены в 9 ч 07 мин. Я буквально был вдавлен в кресло. Как только «Восток» пробил плотные слои атмосферы, я увидел Землю. Корабль пролетал над широкой сибирской рекой. Отчетливо были видны островки на ней и освещённые солнцем лесистые берега. Смотрел то в небо, то на Землю. Четко различались горные хребты, крупные озёра. Самым красивым зрелищем был горизонт – окрашенная всеми цветами радуги полоса, разделяющая Землю в свете солнечных лучей от чёрного неба.

Была заметна выпуклость, округлость Земли. Казалось, что вся она опоясана ореолом нежно-голубого цвета, который через бирюзовый, синий и фиолетовый переходит к иссиня-черному...».

Приложение 4

Алексей Архипович Леонов

Алексей Леонов – первый космонавт, который совершил выход в открытый космос.

Родился в селе Листвянка Кемеровской области и был девятым ребёнком в семье. В 1948 г. семья переехала по месту работы отца в г. Калининград (ранее - Кенигсберг). В школьные годы Алексей увлекался живописью, рисовал пейзажи. Одновременно по конспектам старшего брата, бывшего авиационного техника, изучал авиационные двигатели и конструкции самолётов, и в 1953 г., по окончании средней школы, поступил в школу лётчиков в г. Кременчуге, с 1955 по 1957 г. учился в высшем училище лётчиков-истребителей в г. Чугуеве на Украине. В 1960 г. А.А. Леонова зачислили в отряд космонавтов.

После трехгодичной подготовки 18-19 марта 1965 г. вместе с П.И. Беляевым он совершил полёт на космическом корабле «Восход-2» в качестве второго пилота. Во время полёта впервые в мире вышел в открытое космическое пространство и провёл в открытом космосе 12 минут 9 секунд. Космонавт удалился от корабля на расстояние до 5 м – на всю длину фала – «пуповины», связывавшей его с кораблем. В открытом космосе Леонов пережил сильнейший эмоциональный стресс: частота пульса повысилась более чем вдвое – до 143 уд./мин., почти вдвое увеличилась и частота дыхания, за сутки полёта он похудел на 6 кг.

На государственной комиссии после полета прозвучал самый короткий в истории космонавтики доклад: «В открытом космосе жить и работать можно».

С 1967 по 1970 г. Леонов командовал лунной группой космонавтов, с 1972 по 1991 г. был заместителем начальника Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина, командиром отряда космонавтов.

15-21 июля 1975 г. Леонов совершил второй космический полёт в качестве командира корабля «Союз». Это был первый полёт по международной космической программе «Союз-Аполлон», для которой были изготовлены шесть космических кораблей. Советские и американские космонавты провели совместные тренировки и многие медико-биологические и технические эксперименты. Во время этого полёта впервые в истории была осуществлена стыковка корабля «Союз» с американским «Аполлоном».

Леонов изучал изменение остроты зрения в космосе, восприятие времени и пространства, принимал участие в создании скафандра для работы в гидросфере. Он неоднократно участвовал в научных конференциях и международных конгрессах.

В отставку вышел в звании генерал-майора авиации. С 1992 по 2000 г. был президентом специализированного инвестиционного фонда «Альфа-капитал», с 2000 г. – вице-президент Альфа-банка.

Приложение 5

Урал Назибович Султанов

У рал Назибович Султанов родился 18 ноября 1948 года в селе Никифарово Альшеевского района Башкирской АССР, РСФСР.

Окончил школу в Михайловке (пригород Уфы). В 1981 году окончил вечернее отделение факультета самолетостроения Жуковского филиала Московского авиационного института (МАИ) им. Серго Орджоникидзе, получив специальность инженера-механика.

В 1967 году окончил Казанское суворовское военное училище. В 1971 году окончил Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков (ХВВАУЛ).

На службе в Советской Армии с 1967 года. До 1971 года – курсант Харьковского ВВАУЛ. Получил квалификацию военного летчика-истребителя. С 1971 года служил летчиком-инструктором Харьковского ВВАУЛ. В 1977 году вышел в запас.

Имеет налет более 4000 часов на 48 самолетах и их модификациях.

Летчик-испытатель 3-го класса (1978). Летчик-испытатель 2-го класса (1981). Летчик-испытатель 1-го класса (1986).

Почетные звания: Заслуженный летчик-испытатель России (18.12.1997).

Награды: медаль «100 лет ВВС России» (2012).

В 1978 году окончил Школу летчиков-испытателей Летно-исследовательского института (ЛИИ) Министерства авиационной промышленности (МАП).

С 1978 года работал летчиком-испытателем Летно-испытательного центра (ЛИЦ) ЛИИ МАП. Проводил исследования двигателей самолетов МиГ-21 и МиГ-23 на критических режимах и высотах, разрабатывал тактику боевого маневрирования и элементов воздушного боя на самолетах МиГ-21 и МиГ-23. Участвовал в государственных совместных испытаниях по проверке совместимости пилотажно-навигационного комплекса и системы автоматического управления самолета Су-27.

В 1981 – 1982 гг. проводил испытания лазерной системы фотографирования завихрений воздуха на крыльях на самолете Су-9 на больших углах атаки.

В 1985 – 1987 гг. и в 1990 г. проводил прочностные испытания самолетов Су- 27, Су-25, МиГ-31 и Су-24, двигателей самолетов МиГ-29 и Су-24.

Летом 1992 г. проходил подготовку и участвовал в показательных полетах на выставке «Мосаэрошоу-92». Выполнял на самолете Ту-154 снижение по крутой глиссаде и высший пилотаж на предельно малых высотах на самолете МиГ-29.

С 16 ноября 1992 по 1997 год работал заместителем начальника Школы летчиков-испытателей ЛИИ по летной службе.

В июле-августе 1997 года во время двух полетов на спарке МиГ-25 установил два мировых рекорда по максимальной высоте горизонтального полета без груза в классе самолетов до 35 тонн и самолетов свыше 35 тонн, а также 8 мировых рекордов по скорости набора высоты (3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 и 23 км). Командиром экипажа был Иван Анатольевич Пышный, а Урал Султанов летал вторым пилотом.

Всего в разное время установил 10 мировых авиационных рекордов. Хотя в космос полететь ему не довелось, его работа была так или иначе связана с космонавтикой.

В 1978 году участвовал в отработке системы и принципов управления посадкой «Бурана», снижающегося по крутой глиссаде, на самолете Ил-18. В 1979-1980 годах участвовал в эксперименте «Иммерсия», который заключался в исследовании воздействия невесомости на технику пилотирования. После недельной гидроневесомости в Институте медико-биологических проблем (ИМБП) выполнял посадку на Ил-18 (1979) и на Су-7 (1980) по крутой глиссаде.

В феврале 1982 года был отобран для работ по программе 11Ф35 («Буран»). В сентябре 1982 года был направлен на углубленные медицинские обследования в ИМБП. 29 декабря 1982 года прошел врачебно-экспертную комиссию (ВЭК), а 25 января 1983 года получил окончательное заключение ГМК о годности к спецподготовке и приказом МАП №213 от 25 апреля 1983 года был зачислен кандидатом в отряд космонавтов-испытателей.

С 13 ноября 1985 года по 22 мая 1987 года проходил общекосмическую подготовку (ОКП) в ЦПК им. Ю. А. Гагарина. После сдачи зачетов 5 июня 1987 года решением Межведомственной квалификационной комиссии (МВКК) ему была присвоена квалификация «космонавт-испытатель».

С 1987 года проходил подготовку по программе «Буран», в ходе которой отрабатывал системы ручного управления и автоматической посадки на самолете-лаборатории Ту-154, оснащенном системой управления «Бурана», и самолете МиГ-25, по аэродинамике приближенном к МТКК «Буран».

С 1988 года планировался в МАП в качестве второго пилота дублирующего экипажа «Бурана» для первого пилотируемого полета.

В 1988 году готовился к пилотированию МиГ-25 при встрече «Бурана» после первого орбитального полета и был дублером Магомеда Толбоева.

В 1991-1992 годах участвовал в летной подготовке французских космонавтов и летчиков по программе пилотирования воздушно-космических самолетов. В 1991 был инструктором Жан-Лу Кретьена (Jean-LoupChretien), в 1992 году - Жан-ПьераЭньере (Jean-PierreHaignere) и летчика Ги Мито.

Приложение 6

Наиль Шарапович Саттаров

Н .Ш. Саттаров – космонавт-испытатель Государственного Краснознаменного научно-исследовательского института ВВС

Уроженец деревни Кабаково Кармаскалинского района Башкирской АССР Наиль Саттаров после окончания Оренбургского высшего военного авиационного училища служил летчиком-испытателем. Проходил подготовку к космическим полетам в ЦПК имени Ю. А. Гагарина по целевому набору с 1978 года. Опыта космических полётов не имеет.

Статус – космонавт-испытатель Государственного Краснознаменного научно-исследовательского института ВВС (ГКНИИ ВВС).

Дата и место рождения: 23 декабря 1941 года, деревня Кабаково Кармаскалинского района Башкирской АССР.

Образование: в 1960 году окончил 11 классов средней школы села Кармаскалы.

Профессиональная деятельность: в 1960-1961 годах работал слесарем-ремонтником завода железобетонных изделий (ЖБИ) в городе Мелеуз Башкирской АССР. С июля 1993 года работал летчиком-испытателем Авиационного научно-технического комплекса (АНТК) им. А.Н. Туполева. С января 1999 года работал ведущим инженером АНТК им. А.Н. Туполева.

Военное образование: в 1965 году окончил Оренбургское высшее военное авиационное училище летчиков (ВВАУЛ) по специальности «Боевое применение и эксплуатация самолетов».

Космическая подготовка: в 1978 году был отобран в группу летчиков-испытателей ГКНИИ ВВС им. В. П. Чкалова для проведения атмосферных испытаний МТКК «Буран». 1 декабря 1978 года был утвержден в качестве члена группы летчиков-испытателей. С января 1979 по май 1980 года проходил (методом сборов) общекосмическую подготовку в ЦПК им. Ю. А. Гагарина в качестве слушателя-космонавта.

В составе первой группы летчиков-испытателей наш земляк проходил общекосмическую подготовку по программе «Буран» в Звездном. Их время от времени откомандировывали летать на свои базы. Это делалось для того, чтобы будущие космонавты постоянно находились в летной форме. Задания планировались не очень сложные. Вот полковник Наиль Саттаров бороздит голубое небо. Вдруг в голове созрела мысль: «крутануть» на Ту-154 «бочку», и сам того не сознавая, он выполнил фигуру высшего пилотажа. Удовольствие получил неописуемое. В воздухе он еще не мог предположить, какая участь ждет его на земле. А ждали его серьезные потрясения. За нарушение инструкций пилотирования самолета Ту-154, проявившееся в самовольном выполнении фигуры высшего пилотажа - он был понижен в должности, отстранен от летной работы. Более того, своим непродуманным поступком он навсегда поставил крест и на космической подготовке: из Главкомата ВВС поступило распоряжение убыть в научно- исследовательский институт им. Чкалова и приступить к испытательным полетам.

Классность: за время испытательной работы освоил 65 типов и модификаций самолетов: МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, Су-7, Су-17, Су-24, Як-28, Як-40, Як-18А, Ту-124, Ту-134, Ту-154, Ту~204, Ту-16, Ту-22, ТУ-22М, Ту-95, Ту-160, Ил-28, Ил-76, А-50 (ДРЛО). Общий налет составляет около 7 000 часов.

Почетные звания: заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации (декабрь 1997). Спортивные достижения: мастер спорта международного класса по самолетному спорту. Награды: орден Красной Звезды (1987) и 6 медалей.

Приложение 7

Мунир Султанович Хакимов

М унир Султанович Хакимов родился в Уфе. Полковник в отставке. Окончил Уфимскую школу № 35, Серпуховский военный институт ракетных войск. Служил на космодроме Байконур.

Воспоминания Мунира Султановича Хакимова о работе на космодроме Байконур под названием «Не робей, лейтенант!» 12 апреля 2011 года опубликовала столичная информационная газета «Уфимские ведомости».

Был участником подготовки запуска «Востока-1»: начальник боевого расчёта I-й ступени на так называемой площадке №2, где интенсивно шли испытания ракетоносителя Р-7.

Приложение 8

Рамазан Саматович Саматов

Р .С. Саматов – лётчик-истребитель, Заслуженный учитель РСФСР. Родился 2 мая 1922 года в деревне Новый Актанышбаш Краснокамского района. Вырос он в многодетной семье крестьянина, где кроме него - самого младшего, было ещё десять детей. После того, как Рамазан Саматович окончил ускоренный курс по подготовке лётчиков Качинского авиационно-истребительского училища, его включили в военную часть, которая была сформирована в 1941 году близ города Симферополя. Он был свидетелем того, как германская авиация наносила по Сталинграду жесточайшие удары. Более двух месяцев продолжались бои за каждую улицу, за каждый дом.

Рамазан Саматович участвовал и в сражении на Курской дуге, служил в 44 гвардейской дивизии 708 авиаполка. Но на третий день после начала Курской битвы он был ранен в ногу и госпитализирован.

После госпиталя Рамазан Саматович был переведён в Прибалтийский фронт под командованием И.X. Баграмяна.

Осенью 1944 года Рамазан Саматович участвовал в наступательной операции в Прибалтике, против группы немецкой армии «Север». Долгожданный День Победы 9 мая 1945 года Саматов Рамазан Саматович встретил в Латвии. Рамазан Саматович был демобилизован 16 октября 1945 года по болезни. Он поистине легендарная личность. За время войны сделал 146 боевых вылетов, сбил три немецких самолёта. Он награждён орденами Отечественной войны 1-ой и 2-ой степени, Красной Звезды и медалями.

Не менее легендарен и героичен трудовой путь Рамазана Саматовича. С 1945 года он – учитель физкультуры и военного дела сначала в Новокабановской (1945-46 гг.), затем в Новокаинлыковской (1946-1968 гг.) и родной Новоактанышбашской школах (1968-1992 гг.). На протяжении 33 лет он являлся бессменным начальником районного пионерского лагеря.

Р.С. Саматов был бесконечно влюблён в педагогику, спорт, армию и нашу страну. Многие его ученики выбрали военную специальность, есть среди них полковник, преподаватель военной кафедры УГАТУ Фасил Разетдинов, командир воздушного судна лётчик гражданской авиации Рашит Гильметов.

Приложение 9

Бюст Юрию Гагарину перед корпусом УГАТУ г. Уфы

Приложение 10

Портрет Юрия Гагарина на одном из фасадов домов г. Уфы.

Художники: Олег Кайбышев и Артур Лукьянов

Приложение 11

Здание «Космос» в г. Туймазы

(ныне Туймазинский государственный татарский драмтеатр)

Приложение 12

Опрос «Полёт в космос»

Как звали советских собак-космонавтов, совершивших космический полёт на корабле «Спутник-5» 19 августа 1960 года? (Белка и Стрелка)

Как звали первого человека в мировой истории, совершившего полёт в космическое пространство? (Юрий Алексеевич Гагарин)

Как звали первую в мире женщину-космонавта? (Валентина Терешкова)

Как называется Галактика, в которой находятся Земля, Солнечная система и все отдельные звёзды, видимые невооружённым глазом? (Млечный Путь)

Как назывался советский детский фантастико-приключенческий фильм, поставленный в 1974 году Валентином Селивановым по пьесе Сергея Михалкова «Первая тройка, или Год 2001-й…»? («Большое космическое путешествие»)

Приложение 13

Результаты опроса «Полёт в космос»

 

Приложение 14

Классный час «Космонавтика от А до Я»

ФОТО

Приложение 15

Викторина «Космос и я»

Какого числа отмечается день космонавтики? (12 апреля 1961 год)

Почему этот день так назвали? (В этот день впервые в космос полетел человек)

Какие животные уже побывали в космосе? (обезьяны, крысы, собаки)

Какие звери летали в космос до людей и благополучно вернулись? (Белка и Стрелка)

Самый первый в космосе, летел с огромной скоростью отважный русский парень, наш космонавт … (Гагарин)

Как звали человека, который первый вышел в открытый космос? (Алексей Архипович Леонов)

Как звали первую женщину, летавшую в космос? (Валентина Терешкова)

А как люди передвигаются в космосе? (в невесомости)

Как космонавты кушают в космосе? (вся пища находится в тюбиках)

Какие планеты вы знаете? (Юпитер, Сатурн, Венера, Марс, Уран, Меркурий, Земля, Нептун)

Какими чертами характера должен обладать космонавт? (сильный, смелый, выносливый, храбрый, талантливый, умный, быстрый)

Как звали человека, который заинтересовался и основал космос? (Циолковский)

Какой прибор используется для исследования звездного неба? (Телескоп).

Какое название имеет специальный аппарат, который может передвигаться по поверхности Луны? (Луноход).

Как называется место, с которого запускаются ракеты. (Космодром).

Какого числа человек впервые полетел в космос. (12.04.1961).

Как назывался корабль Гагарина? («Восход-1»).

Сколько раз он облетел земной шар Юрий Гагарин? (Один раз).

Каких космонавтов вы еще знаете? (Герман Титов, Андриан Николаев, Владимир Комаров).

Имя человека, который впервые оказался на поверхности Луны. (Нил Армстронг).

Приложение 16

Космическая игра «Да – нет-ка»

Солнце — это звезда? (Да).

Солнце больше по размеру, чем другие звезды. (Нет).

Звезды такие крошечные, потому что они находятся очень далеко. (Да).

Абсолютно все звезды излучают свет. (Да).

Греческое слово «планета» означает «блуждающая звезда»? (Да).

«Вселенная» и «Галактика» — это одно и то же? (Нет).

Только наша планета имеет свой спутник? (Нет).

Не только Солнце имеет свою систему, но и другие звезды. (Да).

Люди уже были на Марсе. (Нет).

Приложение 17

Литература для чтения по теме космос

I. Серия «Астрономия для умненьких детей»:

1. «Твое Солнышко». Художник З.Н. Ярина.

2. «Луна – внучка Солнышка». Художник З.Н. Ярина.

3. «Звезды – Солнышкины сестрички». Художник З.Н. Ярина.

4. «В семье Солнышка танцуют все». Художник З.Н. Ярина.

5. «Длинноволосые звезды». Художник З.Н. Ярина.

6. «Маленькие планетки». Художник З.Н. Ярина.

7. «Камни, которые упали с неба». Художник З.Н. Ярина.

8. «Звездные картинки». Художник З. Н. Ярина.

9. «Наш звездный город – Галактика». Художник З.Н. Ярина.

10. «Ау, инопланетяне!». Художник З.Н. Ярина.

II. Маленькие энциклопедии для детей:

1. «Астрономия от А до Я». Художники С. Волков и Г. Волкова.

2. «Занимательная физика» (в соавторстве с Т.А. Никифоровой). Художники С. Волков, Г. Волкова.

3. «Космонавтика от А до Я». Художники С. Волков, Г. Волкова.

4. «Как открыли Вселенную». Художники С. Волков, Г. Волкова, Ж. Зубцова.

5. «России звездные сыны» (в соавторстве с С.А. Герасютиным). Малая энциклопедия космонавтики.

6. «Твоя Вселенная». Книга для любителей необычных путешествий. Художники Е.А. Дюкова, В.В. Ефанов, Э.В. Ленчевская, О.В. Попович, В.А. Прокудин.

7. «Путешествия по Вселенной». Моя первая книга по астрономии и космонавтике. Книга для чтения. Художники Н.А. Шеварев, А.Б.Юдкин, Н.А. Дымова, Е.В. Семенов.

Приложение 18

Интересные факты детям о космосе

1. Луна является спутником Земли. Так астрономы называют ее, потому что она постоянно находится рядом с Землёй. Она вращается вокруг нашей планеты и никуда от неё не может деться, потому что Земля Луну к себе притягивает. И Луна, и Земля – небесные тела, но Луна гораздо меньше Земли. Земля – планета, а Луна – её спутник.

2. Месяц. Сама Луна не светит. То свечение Луны, которое мы наблюдаем по ночам, – это отражённый Луной свет Солнца. В разные ночи Солнце освещает спутник Земли по-разному.

Земля, а вместе с ней и Луна вращаются вокруг Солнца. Если взять мячик и осветить его фонариком в темноте, то, с одной стороны, он будет казаться круглым, потому что свет фонаря падает прямо на него. С другой стороны – мячик будет тёмным, потому что он находится между нами и источником света. А если кто-нибудь посмотрит на мячик сбоку, он увидит освещённой только часть его поверхности.

Фонарик – это как будто Солнце, а мячик – Луна. А мы с Земли смотрим на Луну в разные ночи с разных точек зрения. Если свет Солнца падает прямо на Луну, она видится нам полным кругом. А когда свет Солнца падает на Луну сбоку, мы наблюдаем на небе месяц.

3. Новолуние и полнолуние. Бывает, что луны на небе вообще не видно. Тогда мы говорим, что наступило новолуние. Оно случается каждые 29 суток. В следующую после новолуния ночь на небе появляется узкий лунный серпик, или, как его еще называют, месяц. Затем серпик начинает расти и постепенно превращается в полный круг, луну – наступает полнолуние.

Потом луна снова уменьшается, «спадает», до тех пор, пока опять не превратится в месяц, а затем и месяц исчезнет с небосвода — наступит следующее новолуние. Если месяц похож на букву «С», значит, луна «спадающая». А если к месяцу можно сбоку пририсовать палочку и получится буква «Р», значит, луна «растущая».

4. Лунный прыжок. Хочешь узнать, как далеко ты мог бы прыгнуть, если бы находился на Луне? Выйди во двор с мелом и рулеткой. Прыгни как можно дальше, пометь свой результат мелом и измерь рулеткой длину своего прыжка. А теперь отмерь от своей пометки ещё шесть таких же отрезков. Вот какие были бы у тебя лунные прыжки! А всё потому, что на Луне меньше сила тяжести. Ты будешь дольше находиться в прыжке и сможешь поставить космический рекорд. Хотя, конечно, скафандр будет мешать тебе прыгать.

5. Вселенная. Вселенная возникла около 13,7 миллиарда лет назад, когда случился Большой взрыв. Его причина по сей день остаётся одной из самых главных загадок науки!

Шло время. Вселенная расширялась во все стороны и наконец начала обретать форму. Из вихрей энергии родились крошечные частицы. Спустя сотни тысяч лет они слились и превратились в атомы – «кирпичики», из которых сложено всё, что мы видим. Тогда же возник и свет, который начал свободно перемещаться в пространстве. Но понадобились ещё сотни миллионов лет, прежде чем атомы объединились в громадные облака, из которых родилось первое поколение звёзд. Когда эти звёзды разделились на группы, образовав галактики, Вселенная стала напоминать то, что мы видим теперь, глядя на ночное небо. Сейчас Вселенная продолжает расти и с каждым днём становится только больше!

6. Рождение звезды. Наше Солнце – тоже звезда, но его мы видим днём. Солнце мало чем отличается от других звёзд, просто остальные звёзды находятся гораздо дальше от Земли и поэтому кажутся нам такими маленькими.

Звёзды образуются из облаков водородного газа, который остался после Большого взрыва или после взрывов других звёзд, постарше. Постепенно сила тяготения соединяет водородный газ в сгустки, где он начинает вращаться и разогреваться. Это продолжается до тех пор, пока газ не становится достаточно плотным и горячим, чтобы ядра атомов водорода смогли слиться. В результате этой термоядерной реакции происходит вспышка света, и рождается звезда.

7. Юрий Гагарин. 12 апреля – день первого полёта человека в космос – День космонавтики в России. Совершил этот полёт Юрий Гагарин. Гагарин был лётчиком-истребителем в Заполярье, потом его отобрали из сотен других военных лётчиков в отряд космонавтов. Юрий отлично учился и идеально подходил по росту, весу и физической подготовке. 12 апреля 1961 года, после знаменитых 108 минут полёта в космосе, Гагарин стал одним из самых известных людей в мире.

8. Солнечная система. Вокруг Солнца по эллиптическим (слегка вытянутым кольцевым) орбитам вращается восемь планет, в том числе наша Земля. Еще семь – это Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Венера, Марс и Меркурий. Оборот каждой из планет длится по-разному, от 88 суток до 165 лет.

Вокруг всех планет, за исключением Меркурия и Венеры, обращаются собственные большие и малые естественные спутники. У Земли всего один спутник, у Марса – два, у Сатурна – десятки и в придачу потрясающие ледяные кольца, которые можно разглядеть даже с Земли.

9. Созвездия. Большая Медведица – одно из крупнейших созвездий Северного полушария. О ней сложено множество мифов и легенд, многие из которых очень древние. Большой ковш – это лишь часть созвездия Большая Медведица.

Самая яркая звезда Большой Медведицы находится примерно в 83 световых годах от Солнца.

Приложение 19

Мастер-класс по конструированию из картона и цветной бумаги «Ракета»

Просмотров работы: 193