Введение.
Актуальность проблемы.
Каждый человек хотя бы раз в своей жизни что-то коллекционировал. Вспомните хотя бы себя в детстве. Одни собирали фантики от конфет, другие – монеты и марки, а кто-то – насекомых. Я с 3 лет занимаюсь аналогофилией, то есть собираю разные предметы с одной темой. Я коллекционирую черепах! За 4 года количество их увеличилось до 82 штук. Среди них есть игрушки-черепахи, ювелирные изделия, ночник, кружка, футболка с изображением черепах и даже живая сухопутная черепаха Муруся. Сначала я их просто собирала, а потом задумалась: для чего мне это нужно?
Гипотеза: коллекция позволяет изучать окружающий мир.
Объект исследования: коллекция
Цель исследования: доказать, что коллекционирование расширяет кругозор.
Задачи исследования.
Изучить литературные данные об истории и видах коллекционирования.
Выяснить, что знают мои одноклассники о коллекционировании.
Выявить, по каким признакам можно сгруппировать предметы моей коллекции.
Придумать развивающие игры с черепахами.
Создать мультфильм из предметов моей коллекции.
Методы исследования.
Чтение литературы про коллекционирование.
Проведение анкетирования одноклассников.
Группировка черепах по цвету, размеру, материалу, возрасту, живому и неживому.
Создание различных игр с черепахами.
Создание мультфильма про черепах.
Основная часть
Глава 1. Интересные факты о коллекционировании.
Коллекция (от лат. collectio — собирание, сбор) — систематизированное собрание предметов, объединённое по какому-то конкретному признаку, имеющее внутреннюю целостность и принадлежащее конкретному владельцу [1,2].
Коллекционе́р — человек, занимающийся коллекционированием.
Коллекционирование — это очень популярное в мире хобби. По статистике, в мире около 30% людей что-то собирают в коллекцию.
Коллекционирование берет свое начало с эпохи античности (1-2 век до нашей эры). Именно тогда знатные люди, чтобы украсить свои дома, собирали различные предметы искусства и всякие старинные вещицы [1,2,3,4].
Существует очень много видов коллекций. Почти все они имеют свои названия.
Вот примеры некоторых из них:
барбифилия – коллекционирование фигурок кукол барби и аксессуаров для них (одежды, украшений, домов, машин и так далее);
киндерфилия – коллекционирование фигурок из киндер сюрпризов;
легофилия – коллекционирование наборов и отдельных деталей конструкторов LEGO;
стилофилия – коллекционирование карандашей;
ляпофилия – коллекционирование ошибок в журналах и книгах.
Таким образом коллекционировать можно не только различные предметы, но и умные мысли, ошибки в книгах, воспоминания (через фотографии) [3,4].
Что касается меня, то мой вид коллекционирования называется аналогофилия – коллекционирование аналогичных по теме, но различных предметов. С 3 лет я собираю черепах - с того момента, когда моя подруга из детского сада подарила мягкую игрушку-черепашку. На сегодняшний день моя коллекция насчитывает 82 экземпляра. Сюда относятся игрушки-черепахи, ювелирные изделия, ночник, кружка и футболка с изображением черепахи, подставка под цветы, мыльница. Но самым ценным экспонатом моей коллекции является живая среднеазиатская черепаха Муруся.
Глава 2. Анкетирование одноклассников.
Я решила узнать, что ребята из моего класса знают о коллекционировании и есть ли у них коллекции. Для этого я составила анкету из 4 вопросов:
Знаешь ли ты, как переводится слово «коллекция»?
Коллекционируешь ли ты что-то?
Что бы ты хотел коллекционировать?
Как ты думаешь, для чего нужны коллекции?
Всего было опрошено 28 первоклассников.
Результаты анкетирования получились следующими:
На первый вопрос только 2 человека предложили вариант ответа, что «коллекция» означает набор вещей. 26 человек ответили «не знаю».
На второй вопрос 16 первоклашек ответили, что ничего не коллекционируют. А 12 человек собирают камни, жвачку, скрепышей, ракушки, наклейки, машинки.
Все ребята из моего класса хотели бы что-то коллекционировать. Например, кристаллы, конструкторы LEGO, скрепышей, духи, машинки, ракушки, телефоны, марки, коляски, камушки, куклы LOL и даже друзей.
На вопрос «для чего нужны коллекции» многие ребята ответили «не знаю». А у других были варианты: для работы, для интереса, чтобы показывать, делать поделки, играть, узнавать.
Таким образом, анкетирование показало, что многие ребята из моего класса ничего не коллекционируют и не знают, для чего нужны коллекции.
Глава 3. Группировка черепах по признакам.
Как я сказала выше, моя коллекция насчитывает 82 предмета, объединенных одной темой - темой черепах.
В ходе своей работы я попыталась сгруппировать своих черепах по разным признакам:
Живое-неживое.
Распределение экспонатов моей коллекции показало, что среднеазиатская черепаха Муруся - единственный живой пример коллекции (фото 1).
Фото 1.
Твердое-мягкое.
Я разделила всех черепах по признаку «твердое-мягкое», и получилось 18 мягких игрушек-черепах против 60 твердых (фото 2). Сюда не вошли Муруся, картина из страз, кружка, футболка.
Фото 2.
Большое-маленькое.
Я расположила черепах по размеру от самой большой до самой маленькой (фото 3).
Фото 3.
Самая большая игрушка – мягкая черепашка-ниндзя (25 см в высоту), а самая маленькая – из конструктора LEGO (0,7 см в высоту) (фото 4).
Фото 4.
Старше-младше.
В этой группировке возраст присваивается по времени появления экспоната коллекции у меня дома. Исключением является Муруся – ей 7 лет.
Среди неживых черепах самому первому экспонату почти 5 лет – мягкая черепашка. А младший появился в новогодние праздники 2021г. – брелок-черепашка (фото 5).
Фото 5.
Многоцветное-одноцветное.
В основном все мои черепашки разноцветные, но есть 7 черепашек одного цвета (фото 6).
Фото 6.
По практическому применению.
Кроме черепашек-игрушек в моей коллекции есть предметы, которые можно использовать в быту – кружка, подставка под цветы, брелоки, магниты на холодильник, серьги и подвески, ластик.
Подводя итог вышеизложенному, в ходе проведения исследования я научилась систематизировать, группировать моих черепах, что будет помогать мне в освоении предмета «Окружающий мир».
Глава 4. Развивающие игры с черепахами.
Моя коллекция учит не только систематизировать предметы по разным признакам, но и приносит мне удовольствие, помогает отдыхать от учебы, потому что я могу играть со своими черепахами.
Я придумала следующие игры:
«Найди потеряшку». Суть игры в том, что ведущий выкладывает несколько черепах в ряд, разрешает в течение 10 секунд запомнить расположение. Потом игрок закрывает глаза, а ведущий убирает одну из черепах. Задача игрока определить, какой черепахи не хватает. Тоже самое можно сделать, не убирая черепаху, а просто поменять их местами. Определите, какой черепашки не хватает на фото 8?
Фото 7.
Фото 8.
«Черепашьи прятки». Суть игры в том, чтобы спрятать черепашку в квартире, а потом по подсказкам «холодно», «горячо» найти ее. На фотографиях 9, 10,11 запечатлены места, где можно спрятать черепашек.
Фото 9. Фото 10. Фото 11.
«Укрась елку». Это новогодняя игра, когда надо нарядить елку всеми черепахами (фото 12). Можно играть в нее на время: кто быстрее, тот выиграл!
Фото 12.
«Вспомнить всё». Суть игры в том, чтобы вспомнить, когда появился любой из предметов коллекции в жизни коллекционера. Так происходит тренировка памяти. Например, футболка с изображением черепахи появилась у меня летом прошлого года, а моя Муруся 4 года назад.
«Уложи черепашек на ночь». Суть в том, чтобы правильно положить моих мягких черепашек в моей кровати. Так мне удобнее спать, чтоб видеть интересные сны.
Глава 5. Создание мультфильма с предметами моей коллекции.
Когда мы весной находились на изоляции в карантине, то решили создать мультфильм про черепах. Мы взяли несколько маленьких пластмассовых черепашек и других игрушечных обитателей подводного мира. Затем сделали много последовательных фотографий, где медленно перемещали героев своего мультфильма. После этого с помощью компьютерной программы «Movavi Clips» смонтировали видео с музыкой. Получился мой первый самостоятельно сделанный мультфильм. Приятного просмотра на моем выступлении!
Выводы
В ходе проведенной работы я пришла к следующим выводам:
Оказывается, коллекционирование – это древнее хобби. Существует больше сотни различных видов коллекционирования.
Многие ребята из моего класса ничего не коллекционируют и не знают, для чего нужны коллекции.
С помощью группировки черепах по какому-то признаку я улучшаю знания по окружающему миру.
С предметами моей коллекции можно весело провести время: придумать игры и создать мультфильм.
Заключение
На примере своего хобби я доказала, что коллекция для меня приносит пользу - расширяет кругозор. Также я получаю удовольствие и отдыхаю, когда играю с моими черепашками. В дальнейшем, я продолжу пополнять коллекцию, а когда вырасту, то это продолжат мои дети и внуки. Я горжусь своей коллекцией черепах!
Список литературы:
https://ru.wikipedia.org;
http://kupistarinu.ru/articles/149;
https://pikabu.ru/story/pochemu_myi_kollektsioniruem;
http://marypop.ru/psihologiya/vospitanie/detskoe-kollekcionirovanie.html;