Правила дорожного движения - это интересно

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Правила дорожного движения - это интересно

Поскрёбышев М.С. 1
1МБОУ "СШ № 11" 2 класс
Яценко И.Ф. 1
1МБОУ "СШ № 11" 2 класс
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Я хожу в клуб «Робототехника и программирование Роботрек». Здесь даже дети учатся программировать. Оказывается, это не сложное и увлекательное занятие. Нас заинтересовал вопрос: а может ли умение программировать быть полезным для детей?

Мы решили исследовать проблему знания и выполнения детьми правил дорожного движения и применить умение программировать в среде Scratch для создания мультфильма о правилах дорожного движения.

Мы поставили цель: исследовать знание и выполнение правил дорожного движения детьми, а также научиться программированию в Scratch.

Задачи исследования:

Узнать, что мои одноклассники знают о правилах дорожного движения;

Найти информацию, об истории правил дорожного движения;

Научиться программированию в среде Scratch;

Создать мультфильм о правилах дорожного движения.

Проблема исследования: как сделать изучение правил дорожного движения увлекательным занятием.

Нами было выдвинуто две гипотезы. Первая заключается в том, если создать для детей интерактивную игру о правилах дорожного движения, они будут знать их лучше. По второй гипотезе мы предположили, что программирование в среде Scratch заинтересует моих одноклассников, и они захотят записаться в Роботрек.

Объект исследования: правила дорожного движения.

Предмет исследования: обучение правилам дорожного движения с помощью программирования в среде Scratch.

Мы использовали методы:

Изучение энциклопедий и специальной литературы;

Изучении технологии программирования Scratch;

Анкетирование;

Опыты.

Исследование проводилось в г. Глазове Удмуртской Республики. Нам помогали в исследовании учитель начальных классов Яценко Ирина Федоровна, родители и педагог из клуба «Роботрек» Ледянкина Ксения Михайловна, Гвоздева Наталья Александровна, старший лейтенант полиции, инспектор ГИБДД. В анкетировании принимали участие учащиеся школы № 11 г. Глазова.

Глава 1. Правила дорожного движения, история и современность

1.1 Когда и как появились правила дорожного движения

Правила дорожного движения появились задолго до создания самого транспорта. Еще самые первые путники отмечали свой путь методом надлома веток деревьев, пометок на скалах или стволах, выделяли безопасную дорогу камнями [1].

Затем появились всадники верхом на лошадях, колесницы и конные повозки. Их можно считать первыми транспортными средствами. Ездили они, не соблюдая никаких правил, и поэтому нередко сталкивались друг с другом. Стало ясно, что нужно упорядочить движение по улицам и дорогам, то есть изобрести правила, которые сделали бы движение по ним удобным и безопасным.

Первые правила дорожного движения появились более 2000 лет назад. Они помогали регулировать движение по улицам городов. Некоторые из этих правил дошли до наших дней. Например, уже в те давние времена на многих улицах было разрешено только одностороннее движение.

В России дорожное движение прописывалось в царских указах, например: «Извозчикам ездить с опасением и осторожностью, смирно. А тех, кто не будет соблюдать правил, — бить кнутом и ссылать на каторгу». А в указе императрицы Екатерины II сказано: «На улицах ямщикам не кричать, не свистеть, не звенеть и не бренчать».

В конце 18 века появились первые «самодвижущиеся повозки» — автомобили. Ездили они очень медленно и вызывали у многих насмешки. Например, в Англии ввели правило, по которому впереди каждого автомобиля должен был идти человек с красным флагом или фонарём и предупреждать встречные кареты. Вот такие были правила: не свисти, не дыши и ползи как черепаха.

Но, несмотря ни на что, автомобилей становилось всё больше и больше. И в конце 19 века во Франции появились первые правила для автомобилистов. Сначала в разных странах были разные правила. Но это было очень неудобно.

Поэтому в 1909 году на Международной конференции в Париже была принята Конвенция по автомобильному движению, которая установила единые правила для всех стран. Эта Конвенция ввела первые дорожные знаки, установила обязанности водителей и пешеходов [5].

Современным правилам дорожного движения более 100 лет.

Итак, мы изучили разные источники информации и узнали, что о правилах движения люди задумывались давно.

1.2 Правила дорожного движения для пешеходов

Чтобы на дорогах царил порядок, а автомобильных аварий было меньше, пешеходы тоже обязательно должны соблюдать правила дорожного движения. Вот основные правила, которые мы должны знать, как пешеходы [2]:

Ходи по тротуарам только с правой стороны.

Переходи улицу по пешеходному переходу.

Переходи улицу на зеленый сигнал светофора.

На красный и желтый сигнал светофора нельзя переходить улицу [4].

При переходе дороги посмотри, нет ли опасности, нет ли рядом машин.

Нельзя обходить стоящий автобус – это опасно. Подожди пока автобус отъедет от остановки [3].

При переходе улицы на нерегулируемом перекрёстке посмотрите сначала налево, дойди до середины, потом посмотри направо и продолжи путь.

Если переходишь дорогу с малышом, крепко держи его за руку [5].

При переходе через дорогу с велосипедом, слезь с него, возьмись за руль и перейди дорогу пешком.

Таким образом, правил для пешеходов не так уж и много, но не все пешеходы их знают и соблюдают.

1.3 Нарушение правил дорожного движения детьми в нашем городе(история, статистика)

Чтобы узнать, как часто и какие именно правила нарушают пешеходы в нашем городе, мы обратились к Гвоздевой Наталье Александровне, старшему лейтенанту полиции, инспектору ГИБДД. Вот какое интервью у нас получилось?

- Наталья Александровна, скажите, пожалуйста, сколько было за год в нашем городе дорожно-транспортных происшествий?

- В этом году зафиксировано 94 ДТП, два года назад – 91 случай.

- Сколько ДТП происходит с участием пешеходов?

- С участием пешеходов в 2020 году зафиксировано 28 случаев, два года назад – 25 случаев.

- Сколько из ДТП было с участием детей?

- 10 случаев.

- Скажите, а кто чаще был виноват, пешеход или водитель?

- В 21 случае была вина пешехода: это переход в неположенном месте, переход в зоне видимости пешеходного перехода, движение по проезжей части при наличии тротуара, нахождение на дороге без цели перехода и др.

- Какие советы Вы дадите юным пешеходам?

- С детства учить правила дорожного движения, пусть играя, но учить их и знать. Использовать светоотражающие элементы на одежде, рюкзаке.

- Наталья Александровна, большое Вам спасибо!

Из полученной информации мы сделали вывод, что в последнее время все чаще случаются различные ДТП, причем с участием не только водителей, но и пешеходов, в том числе детей.

1.4 Это интересно (интересные или курьёзные факты)

А теперь немного интересных фактов на нашу тему [1]:

Автор первых правил дорожного движения, гражданин США, никогда в жизни не водил автомобиль;

В Каире, городе с населением 18 миллионов человек, ещё несколько лет назад насчитывалось всего 9 светофоров;

На сегодняшний день среднестатистический водитель тратит около 2 недель в ожидании зелёного сигнала;

В Мексике осёл считается транспортом. Для того чтобы получить право на управление ослом, водитель должен получить права, в которых будет фотография транспортного средства и хозяина;

В Республике Кипр водителям запрещено пить за рулём даже воду. Считается, что такое поведение может создать на дороге потенциально аварийную ситуацию;

Однажды в Германии во время репетиции в цирке медведица на мотоцикле выехала за пределы арена, проехала через ворота цирка и оказалась на городском шоссе в плотном потоке машин. Медведица проехала 3 перекрёстка (удивлённые регулировщики давали ей «зелёный свет»), пока дрессировщик не догнал её на своём автомобиле. В тот же вечер местная полиция вручила медведице водительские права.

Глава 2. В правила дорожного движения можно играть

2.1 Что такое программирование в Scratch?

Если у вас есть желание научиться программировать, то лучшим стартом будет программирование со Scratch. Итак, Scratch — это программа, с помощью которой можно создавать игры, викторины, мультфильмы, анимации, открытки и даже роботов. Одним из главных плюсов среды программирования Scratch является простота, этим могут заниматься дети с 7 лет. Главная цель создателей языка Scratch - обучить детей мыслить логически, заставить размышлять. Работая в Scratch, детям ничего не нужно писать, язык программирования состоит из разноцветных блоков. Эта программа напоминает разноцветный конструктор, в котором нужно понимать, какие скрипты выбирать и в какой последовательности их выкладывать. Вверху находится панель инструментов, ты берешь из нее нужные команды и перетаскиваешь одну блок-команду за другой. Эти блок-команды создают сюжет игры, звук, движение.

2.2 Как Scratch может помочь усвоить детям правила дорожного движения

Самое главное – это наше с вами здоровье, наша жизнь. Очень важно, чтобы соблюдение правил дорожного движения стало нормой для детей и взрослых. Поэтому изучение правил дорожного движения стоит начинать уже с младшего школьного возраста. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь.

Современные школьники любят гаджеты, ладят с техникой и хорошо запоминают информацию через игру, компьютерные программы. Поэтому мы решили разработать мультфильм в программе Scratch, который бы помог бы усвоить детям правила дорожного движения.

Глава 3. Опытно-экспериментальное подтверждение

Опыт № 1

На занятиях в клубе «Робототехника и программирование Роботрек» мы с моим преподавателем создали интерактивную игру-мультфильм в Scratch. В мультфильме мы создали проблемную ситуацию: как мальчику добраться до дедушки на другой конец города. В ходе игры мальчик просит помощи у игроков и идёт к дедушке (Приложение А).

Опыт № 2

Для того, чтобы проверить знание первоклассниками, мы создали анкету (Приложение Б).

Мы провели анкетирование среди 76 учащихся. По итогам анкетирования выяснили, на первый вопрос правильных ответов дали 86,9% учащихся, на второй вопрос – 53,9%, на третий вопрос – 84,2%, на четвертый вопрос – 48,7%, на пятый вопрос – 98,7%, на шестой вопрос – 93,4%.

Рисунок 1 – Результаты первичного анкетирования

Опыт № 3

Мы показали первоклассникам нашей школы интерактивную игру. По итогам этой игры мы разработали новую анкету (Приложение В). Итоговое анкетирование провели среди 75 учащихся, в него включили три вопроса, при ответе на которые ребята ошибались больше всего при первом анкетировании, а затем провели итоговое анкетирование. По итогам итогового анкетирования выяснили, на первый вопрос правильных ответов дали 89,3% учащихся, на второй вопрос – 94,6%, а на третий вопрос – 100%. Таким образом, стало видно, что знания ПДД улучшились.

Рисунок 2 – Результаты итогового анкетирования

Опыт № 4

По результатам нашего исследования мы создали памятку для первоклассников (Приложение Г).

Заключение

Итак, проведя исследование проблемы знания и выполнения детьми правил дорожного движения, мы сделали выводы.

Предположение, что школьники лучше будут знать правила дорожного движения, если проводить занятия в форме игры, подтвердилось. Это видно результатам итогового анкетирования.

Наше предположение о том, что учащиеся тоже захотят записаться в клуб Роботрек, подтвердилась. Мы спрашивали ребят после проведения игры, заинтересовала ли их эта работа. В клуб Роботрек захотели записаться 38 первоклассников.

Мы узнали об истории правил дорожного движения.

Интересные факты в ходе исследования были о правилах дорожного движения в разных странах.

Итак, наше исследование помогло нам освоить технологию программирования в Scratch

Анкетирование, проведённое нами среди первоклассников, а также интервью у инспектора ГИБДД, показали актуальность этой темы.

Практическая ценность нашего исследования заключается в информировании сверстников о правилах поведения пешеходов на дорогах.

В заключении я хочу выразить благодарность за помощь в моей работе:

Яценко Ирине Федоровне, моей учительнице;

Ледянкиной Ксении Михайловне, моей преподавательнице клуба «Роботрек»;

моим родителям;

учащимся школы № 11 за участие в анкетировании;

инспектору ГИБДД Гвоздевой Наталье Александровне.

Список источников

1. Астахов, П.А. Я и дорога [Текст] / Павел Астахов. – М.: Эксмо, 2010. –128 с.: ил. – (Детям о праве)

2. Дорохов, А.А. Зелёный... Жёлтый... Красный! [Текст] / А.А. Дорохов; рис. Н. Мунц. - М.: Детская литература, 1984. – 64 с. : ил.

3. Козловская, Е.А. Азбука пешехода. Для детей дошкольников и детей начального школьного возраста. [Текст] / Е.А. Козловская - М.: Издательский дом Третий Рим, 2007. – 60 с.

4. Михалков, С.В. Дядя Стёпа. Поэма (в сокращении) для детей дошкольного возраста. [Текст] / С.В. Михалков. - М.: Детская литература, 1971. – с.57–108.

5. Усачев, А.А. Правила дорожного движения. Для будущих водителей и их родителей. [Текст] / А.А. Усачев; рис. В. Уборевич-Боровский. - М.: Самовар, 2000. – 64 с.

Приложение А

Рисунок А.1 – Скриншот работы игры

Рисунок А.2 – Скриншот работы игры

Рисунок А.3 – Скриншот работы игры

Рисунок А.4 – Скриншот работы игры

Приложение Б

Текст анкеты

Где можно переходить проезжую часть пешеходам?

По какой стороне тротуара должен двигаться пешеход.

Где можно играть детям в подвижные игры?

С какой стороны надо обходить автомобиль, автобус при переходе дороги?

Укажи знаки пешеходных переходов значком ✓:

Укажи значком ✓, кто правильно переходит дорогу с велосипедом:

Приложение В

Итоговая анкета

Укажи значком ✓ картинку, где дети правильно идут по тротуару.

Укажи значком ✓ две картинки, мальчик обходит автобус правильно.

Укажи значком ✓, на какой картинке дети играют в правильном месте.

Приложение Г

Памятка для юных пешеходов

1 . Переходить улицу можно только по пешеходному переходу или на зеленый сигнал светофора.

 
 

2 . Пешеходу следует двигаться по правой стороне тротуара.

3 . Детям строго запрещено играть на проезжей части.

 
 

4 . Машины, автобусы нужно обходить сзади. Но лучше всего не торопиться, а подождать, когда транспорт отъедет, тогда дорога будет хорошо видна в обе стороны.

5 . Если есть знак подземного пешеходного перехода, то следует спуститься по нему, а не перебегать дорогу.

 
 

6. При переходе через дорогу с велосипедом, нужно с него слезть, взяться за руль и перейти дорогу пешком

Просмотров работы: 64