Введение
Человек может прожить без пищи около пяти недель, без воды – пять суток, без воздуха – только пять минут. Поэтому очень важна чистота воздуха внутри помещения, ведь именно в нем человек проводит в среднем 10-14 часов, а дети и пожилые люди гораздо больше, около 20 часов.
Меня заинтересовали такие вопросы как:
На сколько чист воздух, которым мы дышим в школе?
Что нужно сделать для того, чтобы воздух был чище?
Знают ли мои одноклассники, о влиянии пыли на организм человека?
Все эти вопросы очень актуальны и подтолкнули меня на проведение данной исследовательской работы.
Цель: Определить степень запыленности некоторых помещений школы, узнать как пыль влияет на здоровье школьников.
Задачи:
Узнать: что такое пыль, из чего она состоит, и чем мы дышим;
Узнать: какую опасность представляет пыль для здоровья человека;
Узнать: как бороться с пылью;
Провести исследование и определить степень запыленности помещений школы;
Провести анкетирование одноклассников на знание о пыли;
Разработать рекомендации по улучшению санитарно – гигиенических норм
Гипотеза: Пыль влияет на организм человека, если вовремя не заботиться о чистоте воздуха, то могут возникнуть серьезные проблемы со здоровьем.
Объект исследования: пыль, помещения школы
Предмет исследования: степень запыленности школьных помещений
Глава 1 Теоретическая часть
1.1 Пыль, из чего она состоит, и чем мы дышим
Пыль - загадочная штука. Сколько ни убирай ее, она все равно накапливается. Откуда? Уезжаешь в отпуск, предварительно вымыв до блеска всю квартиру, плотно заперев окна и двери, а, вернувшись, обнаруживаешь на полу залежи домашней пыли! Чудеса, да и только!
Действительно чудеса, если к тому же знать, что она из себя представляет. Между прочим, у нас дома в пыли можно найти пески пустыни Сахары, пепел из японского вулкана Сакурадзима, соль из Тихого океана, микрочастицы почвы из-под Воронежа и множество других интересных вещей. Но – не будем спешить.
Пыль – это совокупность микроскопических частиц солей, каменных пород, смол, паразитов и остатков живых организмов.
Источников пыли – множество. Их можно разделить на две большие группы: природная пыль и пыль, производимая человеком. Первая категория заключает в себе 70% всей пыли, а на долю нашей с вами жизнедеятельности приходится 30%.
Основным природным источником пыли на нашей планете является почва. Ветер годами поднимает в воздух тоны пыли, разрушая горы и выдувая мельчайшие частицы отовсюду, откуда можно. Второе место по "производству" пыли занимают моря и океаны. Всем известный процесс круговорота воды в природе поднимает в атмосферу капельки солёной океанской волны. Жидкость испаряется, а кристаллики соли остаются и переносятся на сотни тысяч километров.
Лесные пожары и вулканическая активность замыкают тройку лидеров, а почётное четвёртое место отдано пустыням. Эти четыре источника пыли формируют основную массу пыли атмосферной.
Самый интересный компонент – звёздная пыль, выпадающая на поверхность нашей планеты из космоса: пыль далёких планет, комет и астероидов. Такой пыли появляется немного – примерно 10 тонн каждый год, но если учесть, что она выпадает на нашу планету уже миллионы лет, то картина станет совсем другой.
Ученые также установили, что в пыли обитает множество видов клещей, которые не видны невооруженным глазом, практически безвредны для человека и питаются чешуйками кожи, отшелушенной с человека. Обитают они в матрасах, подушках, одеялах и чем старее постельные принадлежности, тем больше паразитов в них находится. Несмотря на то, что эти существа не таят опасности для человека, соседство с пылевыми клещами мало кому придется по душе.
В состав пыли входит множество компонентов, однако перечислить их все учёные пока не могут.
Семья из 3-х человек производит около 1кг пыли в месяц. В пыль входит частички омертвевшей человеческой кожи. В среднем человек сбрасывает до 450г. кожи в год. Эта мертвая ткань собирается на полу, в кроватях и в мягкой мебели и является основной пищей для пылевых клещей и плесневых грибков.
Какую опасность представляет пыль для здоровья человека
На первый взгляд, пыль может показаться безобидными частичками, которые просто летают в воздухе, но это не совсем так.
Экологи всего мира единодушны во мнении, о том, что пыль небезопасна для здоровья человека. Кроме того, пыль, накапливающаяся в помещении, способствует обострению таких хронических заболеваний, как астма, аллергия и сахарный диабет, заболеваниям кожи, конъюнктивитам.
Процесс пылеобразования идет постоянно. Пыль является транспортным средством для распространения бактерий и вирусов и способствует возникновению и распространению эпидемий.
Домашняя пыль – это целая коллекция аллергенов. Основная проблема состоит в том, что при дыхании пыль попадает к нам в организм вместе с кислородом. Частички пыли, попав в легкие, начинают разрушать их изнутри, нанося ущерб и руша первую защитную линию иммунитета. Теперь для различных инфекций и аллергенов не представляет труда проникнуть внутрь нашего тела и развязать там войну с нашими иммунными клетками. Аллергия на пыль даст о себе знать по следующим признакам:
- у вас начнется чихание;
- появиться насморк;
- глаза начинают слезиться.
Отдельно стоит отметить пыль, которая образуется в ходе распада искусственных веществ и минералов: поролонов, минеральной ваты (утеплителя), обоев с клеем, синтетических обивок мебели, ковров и паласов. Такая пыль может содержать токсические вещества, которые будут накапливаться в вашей квартире.
Каждодневное вдыхание пыли может вызвать заболевание системы дыхания. Если не предпринимать никаких мер против появления пыли, то у вас могут развиться хронические болезни полости носа и глотки, бронхиты, а также могут начаться воспалительные реакции, боли а голове, повыситься степень раздражения слизистой оболочки зрительной системы.
Не менее вредна пыль и для бытовой и компьютерной техники. Оседая на деталях механизма, она способствует затруднению и ухудшению работы приборов, может вызывать коррозию и даже замыкания. Помимо этого, скопление пыли внутри техники повышает шумность её работы.
Способы борьбы с пылью
Бороться с пылью невозможно. А вот уменьшить ее накопление в помещении можно. По возможности исключить так называемые «пылесборники»: открытые полки с книгами, мягкие игрушки, разбросанную одежду и т.д. Одежду и обувь, которую не носите, с окончанием сезона упаковывайте в специальные целлофановые чехлы.
При уборке пользуйтесь пылесосом (лучший вариант: пылесос с водяным фильтром).
Ни в коем случае не пользуйтесь веником.
Как можно чаще производите влажную уборку: открытые полки шкафов, поверхности столов, подоконники, и т.д.
Желательно не менее двух раз в неделю мыть полы. Хорошо при этом добавлять в воду для мытья пола 10-20 % раствором поваренной соли. Она убивает пылевых клещей.
Для борьбы с клещами надо чаще проветривать, промораживать либо прогревать постельное белье, подушки, матрацы, одеяла — эти членистоногие боятся и холода, и тепла.
Ежедневно протирать пыль с мебели, с бытовых приборов. Особенно видна пыль, которая скапливается на телевизоре, компьютере, вентиляторе, кондиционере и на кухонной вытяжке. Полированная или покрытая лаком мебель, а также паркетные полы от влаги портятся. Их нужно протирать сухой, но мягкой, ворсистой, хорошо впитывающей пыль тряпкой (фланель, сукно).
Чаще стирать шторы, пледы.
Раз в неделю стирайте постельное белье.
Если в стиральной машине есть сушилка, очень хорошо «прокалить» в ней после стирки, минут 15, мягкие игрушки, диванные подушки, пледы и т.д.
Комнатные растения поглощают часть пыли. Нужно бережно ухаживать за растениями, сбрызгивать их, вытирать листья влажной салфеткой.
Мягкую мебель, ковры требуется пылесосить не реже одного раза в неделю, современным пылесосом. Вопреки мнению, что ковер – хороший пылесборник, надо сказать, что собирая в себя пыль, ковер не позволяет распространяться пыли в воздухе квартиры. Каждую зиму нужно выносить ковры почистить в свежем снегу. Или раз в год отнести в химчистку.
Избавиться от пыли в квартире поможет бытовая электроника: воздухоочистители, увлажнители, кондиционеры с воздушными фильтрами. Влажность в доме должна быть 50 %.
ВАЖНО: При уборке надо удалять пыль из всех углов комнаты: из-под кроватей, диванов, шкафов и прочего, так как в темноте пыль быстрее разлагается, чем на свету, причем образуются газообразные вещества, загрязняющие воздух в комнате. Кроме того, в темноте в пыли микробы дольше сохраняют свою жизнеспособность.
Лучший способ уменьшить запыленность квартиры - сквозняк.
Глава 2. Исследовательская часть
2.1 Степень запыленности помещений школы
Для исследования повесила листочки бумаги, смазанные вазелином в столовую, кабинет секретаря, кабинет медицинской сестры, кабинет начальных классов, коридор, библиотека и раздевалка. При проведении данного эксперимента школьная жизнь шла своим чередом. Через 5 дней я собрала эти листочки, для тщательного осмотра. Рассмотрела квадраты невооружённым взглядом и через лупу. На них я увидела прилипшие черные точки, волоски, загрязнение. Рассмотрев, распределила места по степени загрязнённости:
1. Раздевалка
2. Коридор
3. Библиотека
4. Учебный кабинет
5. Секретарь
6. Кабинет медицинской сестры
Были опрошены люди, которые непосредственно занимаются, проводят рабочий день в этих помещениях: ученики 3 класса, учителя, секретарь, работники столовой, работник библиотеки, технический персонал, работник медицинского кабинета. (Таблица 1)
Из таблицы видно, что наиболее посещаемые места – это коридор и раздевалка. Они и стоят на первых местах по запыленности. Раздевалка лидирует тем, что там находятся люди в верхней одежде и без сменной обуви. Коридор занимает вторую позицию по запыленности, и объясняется это тем что, здесь тоже могут находится люди в верней одежде и без сменной обуви. Библиотека на третьем месте, хотя ее посещают не так много людей, но здесь присутствуют открытые стеллажи с книгами, которые являются пылесборниками. Учебный кабинет на 4 месте по запыленности, здесь школьники проводят большое количество времени и постоянно двигаясь, помогают частичкам пыли перемещаться
Кабинет секретаря посещает наименьшее количество людей, но это не самое чистое помещение в школе. Вероятно потому, что в обстановке присутствуют обои на стенах, которые собирают на себя пыль и имеется бытовая техника.
Самым наименьшим по запыленности оказался кабинет медицинской сестры, это оправдывается частым проветриванием, постоянным УФ облучением и небольшим посещением.
2.2 Анкетирование одноклассников на знание о пыли
В заключении я провела анкетирование среди учеников 3-его класса (приложение), попросив их ответить на вопросы о пыли и выяснила: большинство ребят считают, что пыль оказывает влияние на наш организм
Результаты анкетирования:
1. Нужна ли сменная обувь в школе? – 90% считают нужным;
2. Нужно ли делать генеральную уборку в школе? – 90% поддерживают;
3. Нужно ли проветривать школьные помещения? – 95% отвечают за проветривание;
4. Помогают ли комнатные растения в очищении воздуха?
– 85 % считают что помогают;
5. Как вы считаете, влияет ли пыль на ваш организм? – 95% считают что влияет;
6. Видели ли вы пыль – 78% видели пыль.
2.3 Рекомендации по улучшению санитарно – гигиенических норм
На основании выше сказанного, представляю разработанные рекомендации:
При входе в школу – вытирайте обувь, очищайте ее от пыли, грязи и снега;
Пользуйтесь сменной обувью:
Не сорите и не плюйте на пол – это не красиво и вредно для здоровья;
Не бегайте по школе, та как при этом поднимаются частички грязи и пыли.
Вещи держите в порядке, не разбрасывайте их (тогда будет меньше собираться пыли, убирать помещение будет легче).
Большую роль в поддержании частоты воздуха играют зеленые цветы: они поглощают углекислый газ и выделяют кислород, листья задерживают частички пыли.
Обязательно проветривайте классные помещения после каждого урока.
Ежедневная влажная уборка в кабинетах не только полов, но и классной мебели (шкафов, подоконников).
Во время влажной уборки пользоваться моющими средствами без вредных для здоровья химических веществ.
Заменить тканевые занавески на окнах на жалюзи.
Систематически использовать в классных кабинетах очистители и ионизаторы воздуха.
Заключение
Великая Ф. Раневская как то остроумно заметила, что пыль никому не мешает, если ее не трогать. Но беда в том, что трогаем – то мы ее постоянно. Так же постоянно, как она образуется. Это непрерывный процесс: вытираются ковровые покрытия и обивка мебели, осыпается краска со стен и потолков, приносится грязь с улицы на подошвах обуви и т.д.
Работая над своим исследованием, я изучила достаточное количество теоретического материала про пыль и нашла ответы на все интересующие меня вопросы. После проведенного исследования моя гипотеза подтвердилась: пыль влияет на организм человека.
Если раньше я не придавала значения уборке в комнате, то теперь убеждена в важности качественной ежедневной влажной уборке, а раз в неделю и генеральной, для сохранения своего здоровья и здоровья близких.
Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем.
СОБЛЮДАЙТЕ ЧИСТОТУ!
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!
Список источников
Авдеева Н.И. и др. Развитие исследовательских умений младших школьников. Н.И. Авдеева. – М.: Просвещение, 2011г.
Большая энциклопедия школьника, Москва «Махаон», 2007г.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология – М.:ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998г.
http://www.svejaya-ideya.ru/s18.htm
http://razgovorchik.ru/lofiversion/index.php/t5790-50/html
pile-sos.ucoz.ru
Приложение
Кабинеты |
Кол-во уборок в день |
Кол-во человек, ежедневно посещающих |
Материалы, присутствующие в кабинете |
Наличие второй обуви |
Коридор |
3-4 |
250 |
Стены окрашены, на окнах тканевые занавески |
Да |
Кабинет секретаря |
1-2 |
40-50 |
Обои на стенах, стеллаж с папками, компьютер |
Не у всех |
Кабинет медицинской сестры |
1-2 |
30-40 |
Стены окрашены, УФ облучатель |
Да |
Кабинет начальных классов |
1-2 |
50-60 |
Стены окрашены, на окнах жалюзи |
Да |
Библиотека |
1-2 |
40-50 |
Стены окрашены, открытые полки с книгами |
Да |
Раздевалка |
2 раза |
200 |
Шкафы с верхней одеждой |
Нет |
Таблица 1. Сбор данных с работников и учеников
Рис. 1 Учебный класс
Рис.2 Коридор
Рис. 3 Раздевалка
Рис.4 Библиотека
Рис. 5 Медицинский кабинет
Рис.6 Кабинет секретаря
Анкетирование одноклассников
1. Нужна ли сменная обувь в школе?___________________________________
2. Нужно ли делать генеральную уборку в школе? _______________________
3. Нужно ли проветривать школьные помещения?________________________
4. Помогают ли комнатные растения в очищении воздуха?________________
5. Как вы считаете, влияет ли пыль на ваш организм?_____________________
6. Видели ли вы пыль? ______________________________________________