Влияние пыли на здоровье человека

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние пыли на здоровье человека

Верхоланцева М.А. 1
1МАОУ СОШ "Фотоника"
Сайнакова Н.А. 1
1МАОУ СОШ "Фотоника"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Человек может прожить без пищи около пяти недель, без воды – пять суток, без воздуха – только пять минут. Поэтому очень важна чистота воздуха внутри помещения, ведь именно в нем человек проводит в среднем 10-14 часов, а дети и пожилые люди гораздо больше, около 20 часов.

Меня заинтересовали такие вопросы как:

На сколько чист воздух, которым мы дышим в школе?

Что нужно сделать для того, чтобы воздух был чище?

Знают ли мои одноклассники, о влиянии пыли на организм человека?

Все эти вопросы очень актуальны и подтолкнули меня на проведение данной исследовательской работы.

Цель: Определить степень запыленности некоторых помещений школы, узнать как пыль влияет на здоровье школьников.

Задачи:

Узнать: что такое пыль, из чего она состоит, и чем мы дышим;

Узнать: какую опасность представляет пыль для здоровья человека;

Узнать: как бороться с пылью;

Провести исследование и определить степень запыленности помещений школы;

Провести анкетирование одноклассников на знание о пыли;

Разработать рекомендации по улучшению санитарно – гигиенических норм

Гипотеза: Пыль влияет на организм человека, если вовремя не заботиться о чистоте воздуха, то могут возникнуть серьезные проблемы со здоровьем.

Объект исследования: пыль, помещения школы

Предмет исследования: степень запыленности школьных помещений

Глава 1 Теоретическая часть

1.1 Пыль, из чего она состоит, и чем мы дышим

Пыль - загадочная штука. Сколько ни убирай ее, она все равно накапливается. Откуда? Уезжаешь в отпуск, предварительно вымыв до блеска всю квартиру, плотно заперев окна и двери, а, вернувшись, обнаруживаешь на полу залежи домашней пыли! Чудеса, да и только!

Действительно чудеса, если к тому же знать, что она из себя представляет. Между прочим, у нас дома в пыли можно найти пески пустыни Сахары, пепел из японского вулкана Сакурадзима, соль из Тихого океана, микрочастицы почвы из-под Воронежа и множество других интересных вещей. Но – не будем спешить.

Пыль – это совокупность микроскопических частиц солей, каменных пород, смол, паразитов и остатков живых организмов.

Источников пыли – множество. Их можно разделить на две большие группы: природная пыль и пыль, производимая человеком. Первая категория заключает в себе 70% всей пыли, а на долю нашей с вами жизнедеятельности приходится 30%.

Основным природным источником пыли на нашей планете является почва. Ветер годами поднимает в воздух тоны пыли, разрушая горы и выдувая мельчайшие частицы отовсюду, откуда можно. Второе место по "производству" пыли занимают моря и океаны. Всем известный процесс круговорота воды в природе поднимает в атмосферу капельки солёной океанской волны. Жидкость испаряется, а кристаллики соли остаются и переносятся на сотни тысяч километров.

Лесные пожары и вулканическая активность замыкают тройку лидеров, а почётное четвёртое место отдано пустыням. Эти четыре источника пыли формируют основную массу пыли атмосферной.

Самый интересный компонент – звёздная пыль, выпадающая на поверхность нашей планеты из космоса: пыль далёких планет, комет и астероидов. Такой пыли появляется немного – примерно 10 тонн каждый год, но если учесть, что она выпадает на нашу планету уже миллионы лет, то картина станет совсем другой.

Ученые также установили, что в пыли обитает множество видов клещей, которые не видны невооруженным глазом, практически безвредны для человека и питаются чешуйками кожи, отшелушенной с человека. Обитают они в матрасах, подушках, одеялах и чем старее постельные принадлежности, тем больше паразитов в них находится. Несмотря на то, что эти существа не таят опасности для человека, соседство с пылевыми клещами мало кому придется по душе.

В состав пыли входит множество компонентов, однако перечислить их все учёные пока не могут.

Семья из 3-х человек производит около 1кг пыли в месяц. В пыль входит частички омертвевшей человеческой кожи. В среднем человек сбрасывает до 450г. кожи в год. Эта мертвая ткань собирается на полу, в кроватях и в мягкой мебели и является основной пищей для пылевых клещей и плесневых грибков.

Какую опасность представляет пыль для здоровья человека

На первый взгляд, пыль может показаться безобидными частичками, которые просто летают в воздухе, но это не совсем так.

Экологи всего мира единодушны во мнении, о том, что пыль небезопасна для здоровья человека. Кроме того, пыль, накапливающаяся в помещении, способствует обострению таких хронических заболеваний, как астма, аллергия и сахарный диабет, заболеваниям кожи, конъюнктивитам.

Процесс пылеобразования идет постоянно. Пыль является транспортным средством для распространения бактерий и вирусов и способствует возникновению и распространению эпидемий.

Домашняя пыль – это целая коллекция аллергенов. Основная проблема состоит в том, что при дыхании пыль попадает к нам в организм вместе с кислородом. Частички пыли, попав в легкие, начинают разрушать их изнутри, нанося ущерб и руша первую защитную линию иммунитета. Теперь для различных инфекций и аллергенов не представляет труда проникнуть внутрь нашего тела и развязать там войну с нашими иммунными клетками. Аллергия на пыль даст о себе знать по следующим признакам:

- у вас начнется чихание;

- появиться насморк;

- глаза начинают слезиться.

Отдельно стоит отметить пыль, которая образуется в ходе распада искусственных веществ и минералов: поролонов, минеральной ваты (утеплителя), обоев с клеем, синтетических обивок мебели, ковров и паласов. Такая пыль может содержать токсические вещества, которые будут накапливаться в вашей квартире.

Каждодневное вдыхание пыли может вызвать заболевание системы дыхания. Если не предпринимать никаких мер против появления пыли, то у вас могут развиться хронические болезни полости носа и глотки, бронхиты, а также могут начаться воспалительные реакции, боли а голове, повыситься степень раздражения слизистой оболочки зрительной системы.

Не менее вредна пыль и для бытовой и компьютерной техники. Оседая на деталях механизма, она способствует затруднению и ухудшению работы приборов, может вызывать коррозию и даже замыкания. Помимо этого, скопление пыли внутри техники повышает шумность её работы.

Способы борьбы с пылью

Бороться с пылью невозможно. А вот уменьшить ее накопление в помещении можно. По возможности исключить так называемые «пылесборники»: открытые полки с книгами, мягкие игрушки, разбросанную одежду и т.д. Одежду и обувь, которую не носите, с окончанием сезона упаковывайте в специальные целлофановые чехлы.

При уборке пользуйтесь пылесосом (лучший вариант: пылесос с водяным фильтром). 

Ни в коем случае не пользуйтесь веником.

Как можно чаще производите влажную уборку: открытые полки шкафов, поверхности столов, подоконники, и т.д.

Желательно не менее двух раз в неделю мыть полы. Хорошо при этом добавлять в воду для мытья пола 10-20 % раствором поваренной соли. Она убивает пылевых клещей.

Для борьбы с клещами надо чаще проветривать, промораживать либо прогревать постельное белье, подушки, матрацы, одеяла — эти членистоногие боятся и холода, и тепла. 

Ежедневно протирать пыль с мебели, с бытовых приборов. Особенно видна пыль, которая скапливается на телевизоре, компьютере, вентиляторе, кондиционере и на кухонной вытяжке. Полированная или покрытая лаком мебель, а также паркетные полы от влаги портятся. Их нужно протирать сухой, но мягкой, ворсистой, хорошо впитывающей пыль тряпкой (фланель, сукно).

Чаще стирать шторы, пледы.

Раз в неделю стирайте постельное белье.

Если в стиральной машине есть сушилка, очень хорошо «прокалить» в ней после стирки, минут 15, мягкие игрушки, диванные подушки, пледы и т.д.

Комнатные растения поглощают часть пыли. Нужно бережно ухаживать за растениями, сбрызгивать их, вытирать листья влажной салфеткой.

Мягкую мебель, ковры требуется пылесосить не реже одного раза в неделю, современным пылесосом. Вопреки мнению, что ковер – хороший пылесборник, надо сказать, что собирая в себя пыль, ковер не позволяет распространяться пыли в воздухе квартиры. Каждую зиму нужно выносить ковры почистить в свежем снегу. Или раз в год отнести в химчистку.

Избавиться от пыли в квартире поможет бытовая электроника: воздухоочистители, увлажнители, кондиционеры с воздушными фильтрами. Влажность в доме должна быть 50 %.

ВАЖНО: При уборке надо удалять пыль из всех углов комнаты: из-под кроватей, диванов, шкафов и прочего, так как в темноте пыль быстрее разлагается, чем на свету, причем образуются газообразные вещества, загрязняющие воздух в комнате. Кроме того, в темноте в пыли микробы дольше сохраняют свою жизнеспособность.

Лучший способ уменьшить запыленность квартиры - сквозняк.

Глава 2. Исследовательская часть

2.1 Степень запыленности помещений школы

Для исследования повесила листочки бумаги, смазанные вазелином в столовую, кабинет секретаря, кабинет медицинской сестры, кабинет начальных классов, коридор, библиотека и раздевалка. При проведении данного эксперимента школьная жизнь шла своим чередом. Через 5 дней я собрала эти листочки, для тщательного осмотра. Рассмотрела квадраты невооружённым взглядом и через лупу. На них я увидела прилипшие черные точки, волоски, загрязнение. Рассмотрев, распределила места по степени загрязнённости:

1. Раздевалка

2. Коридор

3. Библиотека

4. Учебный кабинет

5. Секретарь

6. Кабинет медицинской сестры

Были опрошены люди, которые непосредственно занимаются, проводят рабочий день в этих помещениях: ученики 3 класса, учителя, секретарь, работники столовой, работник библиотеки, технический персонал, работник медицинского кабинета. (Таблица 1)

Из таблицы видно, что наиболее посещаемые места – это коридор и раздевалка. Они и стоят на первых местах по запыленности. Раздевалка лидирует тем, что там находятся люди в верхней одежде и без сменной обуви. Коридор занимает вторую позицию по запыленности, и объясняется это тем что, здесь тоже могут находится люди в верней одежде и без сменной обуви. Библиотека на третьем месте, хотя ее посещают не так много людей, но здесь присутствуют открытые стеллажи с книгами, которые являются пылесборниками. Учебный кабинет на 4 месте по запыленности, здесь школьники проводят большое количество времени и постоянно двигаясь, помогают частичкам пыли перемещаться

Кабинет секретаря посещает наименьшее количество людей, но это не самое чистое помещение в школе. Вероятно потому, что в обстановке присутствуют обои на стенах, которые собирают на себя пыль и имеется бытовая техника.

Самым наименьшим по запыленности оказался кабинет медицинской сестры, это оправдывается частым проветриванием, постоянным УФ облучением и небольшим посещением.

2.2 Анкетирование одноклассников на знание о пыли

В заключении я провела анкетирование среди учеников 3-его класса (приложение), попросив их ответить на вопросы о пыли и выяснила: большинство ребят считают, что пыль оказывает влияние на наш организм

Результаты анкетирования:

1. Нужна ли сменная обувь в школе? – 90% считают нужным;

2. Нужно ли делать генеральную уборку в школе? – 90% поддерживают;

3. Нужно ли проветривать школьные помещения? – 95% отвечают за проветривание;

4. Помогают ли комнатные растения в очищении воздуха?

– 85 % считают что помогают;

5. Как вы считаете, влияет ли пыль на ваш организм? – 95% считают что влияет;

6. Видели ли вы пыль – 78% видели пыль.

2.3 Рекомендации по улучшению санитарно – гигиенических норм

На основании выше сказанного, представляю разработанные рекомендации:

При входе в школу – вытирайте обувь, очищайте ее от пыли, грязи и снега;

Пользуйтесь сменной обувью:

Не сорите и не плюйте на пол – это не красиво и вредно для здоровья;

Не бегайте по школе, та как при этом поднимаются частички грязи и пыли.

Вещи держите в порядке, не разбрасывайте их (тогда будет меньше собираться пыли, убирать помещение будет легче).

Большую роль в поддержании частоты воздуха играют зеленые цветы: они поглощают углекислый газ и выделяют кислород, листья задерживают частички пыли.

Обязательно проветривайте классные помещения после каждого урока.

Ежедневная влажная уборка в кабинетах не только полов, но и классной мебели (шкафов, подоконников).

Во время влажной уборки пользоваться моющими средствами без вредных для здоровья химических веществ.

Заменить тканевые занавески на окнах на жалюзи.

Систематически использовать в классных кабинетах очистители и ионизаторы воздуха.

Заключение

Великая Ф. Раневская как то остроумно заметила, что пыль никому не мешает, если ее не трогать. Но беда в том, что трогаем – то мы ее постоянно. Так же постоянно, как она образуется. Это непрерывный процесс: вытираются ковровые покрытия и обивка мебели, осыпается краска со стен и потолков, приносится грязь с улицы на подошвах обуви и т.д.

Работая над своим исследованием, я изучила достаточное количество теоретического материала про пыль и нашла ответы на все интересующие меня вопросы. После проведенного исследования моя гипотеза подтвердилась: пыль влияет на организм человека.

Если раньше я не придавала значения уборке в комнате, то теперь убеждена в важности качественной ежедневной влажной уборке, а раз в неделю и генеральной, для сохранения своего здоровья и здоровья близких.

Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем.

СОБЛЮДАЙТЕ ЧИСТОТУ!

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!

Список источников

Авдеева Н.И. и др. Развитие исследовательских умений младших школьников. Н.И. Авдеева. – М.: Просвещение, 2011г.

Большая энциклопедия школьника, Москва «Махаон», 2007г.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология – М.:ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998г.

http://www.svejaya-ideya.ru/s18.htm

http://razgovorchik.ru/lofiversion/index.php/t5790-50/html

pile-sos.ucoz.ru

Приложение

Кабинеты

Кол-во уборок в день

Кол-во человек, ежедневно посещающих

Материалы, присутствующие в кабинете

Наличие второй обуви

Коридор

3-4

250

Стены окрашены, на окнах тканевые занавески

Да

Кабинет секретаря

1-2

40-50

Обои на стенах, стеллаж с папками, компьютер

Не у всех

Кабинет медицинской сестры

1-2

30-40

Стены окрашены, УФ облучатель

Да

Кабинет начальных классов

1-2

50-60

Стены окрашены, на окнах жалюзи

Да

Библиотека

1-2

40-50

Стены окрашены, открытые полки с книгами

Да

Раздевалка

2 раза

200

Шкафы с верхней одеждой

Нет

Таблица 1. Сбор данных с работников и учеников

Рис. 1 Учебный класс

Рис.2 Коридор

Рис. 3 Раздевалка

Рис.4 Библиотека

Рис. 5 Медицинский кабинет

Рис.6 Кабинет секретаря

Анкетирование одноклассников

1. Нужна ли сменная обувь в школе?___________________________________

2. Нужно ли делать генеральную уборку в школе? _______________________

3. Нужно ли проветривать школьные помещения?________________________

4. Помогают ли комнатные растения в очищении воздуха?________________

5. Как вы считаете, влияет ли пыль на ваш организм?_____________________

6. Видели ли вы пыль? ______________________________________________

Просмотров работы: 86