Сохранение культурных традиций народа Саха в технологии создания изделий из кости и конского волоса

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сохранение культурных традиций народа Саха в технологии создания изделий из кости и конского волоса

Ноговицына А.Н. 1
1МБОУ "Легойская СОШ (с УИОП)"
Копырина Е.Д. 1Протодьяконова С.И. 1
1МБОУ Легойская СОШ с УИОП Усть-Алданский р-н
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Издавна Якутия славится своей необычностью, неповторимостью, индивидуальностью. В любом уголке мира есть свои особые народные игрушки, куклы, сувениры или маленький талисман. Они имеют характерные национальные особенности, которые свойственны исключительно той местности, откуда произошли.

Кости различных животных – это традиционно используемый материал в Якутии в народных промыслах. Сегодня можно встретить исключительно новое решение – сувениры из костей животных. Разнообразие решений может быть достигнуто путем использования натуральной цветовой гаммы и разных конструктивных решений. В итоге сувениры из этого необычного материала получаются неповторимыми, оригинальными, очень красивыми и отличаются от других сувениров своей простотой, применения природного материала.

В настоящее время сувениры  из костей разрабатываются специально для широкого круга потребителей - для туристов, приобретающих сувениры на память и в подарок родным и близким.  Уникальный сувенир особенно актуален для республики Саха (Якутия), входящей в туристическую рекреационную зону.

Использование костей различных животных является еще и безотходным производством, абсолютно безвредным и экологичным. 

Видеть прекрасное в обычном дано не каждому, якуты ежедневно находящиеся бок о бок с первозданной красотой природы, являются искусными резчиками по кости. Среди работ можно встретить самые маленькие - брелочки и большие: ажурные композиции. Находясь вдали от цивилизации, не имея под рукой электрического инструмента, резчики научились не только вырезать по кости, но и придавать изделиям товарный вид посредством ручной шлифовки и полировки. Искусство резьбы передается из поколения в поколение и очень востребовано на сегодняшний день, оно является хорошей возможностью дополнительного дохода, что очень актуально. Люди продолжают покупать и носить уникальные украшения из кости и рога. И несомненно, что мы, поколение 21 века, должны сохранить культурное наследие наших предков.

Традиционная технология изготовления применения предметов прикладного искусства с течением времени претерпевает определённые изменения и совершенствуются и номера самые обычные вещи приобретают иное смысл подход к ним углубляется переосмысливается поэтому для сохранения культурных традиций необходимо внимательное отношение к происходящим процессам изменения и оправданность нововведений традиционной технологии. Этими положениями определяется актуальность и научная новизна данного исследования на тему «Сохранение культурных традиций народа Саха в технологии создания якутских национальных изделий из кости и конского волоса».

Объект исследования - процесс сохранения культурных традиций народа Саха при создании эксклюзивных стилизованных изделий из костей животных, комбинированных с конским волосом и замшей.

Предмет исследования – сохранение культурных традиций народа Саха при создании эксклюзивных стилизованных изделий из костей животных, комбинированных с конским волосом и замшей.

Основная цель работы: сохранение культурных традиций народа Саха в технологии изготовления эксклюзивных стилизованных изделий из костей животных, комбинированных с конским волосом и замшей.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих исследовательских задач:

Изучить искусствоведческую, научную литературу в аспекте исследования.

Проанализировать и узнать историю косторезного мастерства якутов.

Изучить и освоить традиционные технологии изготовления изделий из кости животных и обработки конских волос с учетом технологической последовательности.

Разработать авторские эскизы.

Изготовить стилизованные изделия из костей животных, комбинированные с конским волосом и замшей с сохранением культурных традиций народа Саха.

Для решения поставленных задач применялись различные методы исследования:

- Анализирование теоретической литературы.

- Ознакомление с общей технологией обработки кости животных, конских волос.

- Проектирование эскиза

- Метод эксперимента. Практическая работа по изготовлению стилизованных изделий.

В ходе исследования была выдвинута и проверялась следующая гипотеза: процессследования культурным традициям, учет их связи с религиозно-ритуальной системой народа, возрождение способов изготовления предметов прикладного искусства, дальнейшее их развитие способствует сохранению величайшего культурного наследия народа.

Научная новизна исследования заключается в воплощении идеи комбинирования кости, конских волос и замши в изготовлении стилизованных изделий с сохранением культурных традиций народа Саха.

Структура исследовательской работы.

Работа состоит из введения, где представлены цель, основные задачи, предмет, объект исследования. Сформулированы новизна и практическая значимость исследования. Основная часть исследования состоит из двух глав: теоретической части, где представлены материалы по изучению темы, во второй части описана практическая работа, проведенная в МБОУ «Легойская СОШ (с УИОП)» Усть – Алданского улуса Республики Саха (Якутия). В конце работы сделаны основные выводы по работе и дан список использованной литературы.

Глава I. Культура народов Саха в современном мире

В Якутии живет много народов и у всех похожая культура, образ жизни, верования и быт, которое изменилось со временем, начинает меняться с вхождением Якутии в состав русского государства. Русские вводят правовые нормы, всеобщие правила, плату ясака, новую религию. Распространение христианства приводит к изменению обычаев и образа жизни аборигенов Якутии, исчезновению понятий родства, кровной мести.

У чукчей главным занятием остается оленеводство и морской промысел. Кардинальных изменений культура и быт не получают, но появляется дополнительное занятие, которые становится постепенно преобладающим – пушной промысел.

У эвенов продолжает оставаться основным видом деятельности оленеводство, рыболовство и охота, которая становится вторым по важности значением.

У эвенов меняется одежда, в которую вносится  русский стиль.

У юкагиров основным занятием остается оленеводство, разведение собак. Образ жизни полукочевой.

Обычаи и праздники якутов

Якуты (сахалар)- один из самых многочисленных народов Сибири. Живут они в Эвенкии, в Иркутской области, В красноярском и Хабаровском краях, но главным образов в Якутии (Республика Саха), на территории которой находится полюс холода нашей планеты. Якутский язык относится к тюркским языкам, входящим в алтайскую языковую семью. Традиционными хозяйственными занятиями якутов является скотоводство, коневодство, охота и рыболовство

Праздник кумыса (Ысыах). Этот праздник отмечается в конце весны под открытым небом. Люди поют, танцуют, следят за поединками бойцов, пьют вкусный напиток, приготовленный из кобыльего молока – кумыс. Название праздника происходит от глагола «опрыскивать», «окроплять». В прошлом кульминацией праздника Ысыах - обряд, в ходе которого шаманы кропили кумысом огонь. Совершалось это действо в честь «святых божеств», к которым у якутов, скотоводческих народов, причислялись прежде всего божества плодородия. Эта традиция связана еще с одним культом – культом коня. Ведь в мифах якутского народа первым живым существом на земле был конь, от него произошел полуконь – получеловек и только затем появились люди. Этот праздник сохранился до сегодняшнего дня.

«Кузнец и шаман – из одного гнезда». Возлияние кумыса на огонь мог совершать только «светлый шаман» - «Айыы-ойууна». Наряду с «белыми шаманами» у якутов были «черные шаманы» - так называли посредников между людьми и духами «нижнего мира». Ко всем шаманам относились с почтением и страхом. С такими же чувствами относились якуты и к кузнецам. В старину говорили, что «кузнец и шаман из одного гнезда». Кузнецы считались колдунами у многих народов мира, в том числе и в Сибири. В том отражается культ огня: каждый, кто связан с пламенем, обладает особой магической силой. По якутским поверьям, кузнец, выковывая железные подвески для шаманского костюма, приобретал особую власть над духами. Было и еще одно поверье: духи боятся стука железа и шума кузнечных мехов, духи боятся кузнецов, следовательно, и людям необходимо относится к ним с уважением и с опаской.

«Не забудь покормить огонь». Этот обряд своими корнями уходит далеко в прошлое, еще к древнему каменному веку. Пламя считалось у якутов олицетворением чистоты. В огонь нельзя было бросать грязные предметы, а перед началом любой трапезы его необходимо было «угостить» Для этого в костер клали кусочки пищи, брызгали молоком на огонь. Считалось, что так люди выражают свое почтение к хозяину огня – Уот-иччитэ.

1.2.История косторезного искусства Якутии

Традиционным видом народного декоративного искусства Якутии является резьба но кости. Развитию костерезного художественного промысла способствовало наличие на севере страны достаточного количества сырья - залежей бивней мамонта, хорошо сохранившихся в почвах вечной мерзлоты. Специальный промысел но добыче мамонтовых бивней возник в Якутии в XVIII веке. Серьезное влияние на формирование косторезного искусства в Якутии, на технику якутской резьбы по кости оказали работы северорусских мастеров, которые были уже широко известны в России XVIII века. Изделия якутских косторезов XVIII века, хранящиеся в Государственном Историческом музее, - гребень, подчасник, ларцы-теремки - по форме и технике ажурной резьбы похожи на работы холмогорских мастеров. Вероятно, приезжавшие из России торговые и промышленные люди, представители администрации привозили с собой холмогорские шкатулки, ларцы, которые на первых норах могли служить образцами для якутских косторезов. И все же работы местных мастеров отличались самобытностью: резьба имела преимущественно геометрический характер, была более крупной, менее изящной, чем у холмогорских резчиков. Здесь сказывалась традиция обработки дерева, свойственная якутам.

Таким образом, заимствуя технику резьбы и формы изделий у северорусских мастеров, якутские косторезы уже в XVIII веке создали свой оригинальный стиль резьбы по Мамонтову бивню. Их вещи отличались строгостью, добротностью, что отвечало мировосприятию местных мастеров.

Быстрое развитие резьбы по кости в Якутии, возможно, связано с тем, что мастера уже имели опыт обработки твердых материалов: дерева, металла. Древние традиции плоскорельефной резьбы по дереву, ярко проявляющиеся в оформлении чоронов и столбов-коновязей, способствовали относительно быстрому освоению мастерами резьбы по Мамонтову бивню.

В XIX веке якутская резьба по кости получила дальнейшее развитие. В оформлении коробок, гребней, ларцов ажурная геометрическая резьба сочеталась с плоскорельефной. В этой технике изображали целые сюжетные сцены из жизни якутов-оленеводов и охотников, сцены национальных праздников.

Объемная резьба по мамонтовому бивню, ставшая затем основной техникой косторезного дела якутов, начала развиваться со второй половины XIX века. Появились скульптурные композиции, изображающие сцены из жизни якутов, модели орудий труда, народного жилища.

В объемной резьбе по кости якутские мастера в значительной степени использовали опыт создания деревянной скульптуры, преимущественно это были изображения зверей, птиц, рыб. Скульптурные изображения человеческой фигуры они заимствовали из композиций плоскорельефной резьбы, украшающей ларцы и коробки из кости.

Скульптурные композиции строились по принципу макета. Фигуры людей, животных, лодки, деревья - все это выполняли отдельно, располагали на плоской подставке и затем прикрепляли к ней шпеньками. Пространственный принцип композиции, этнографическая точность воспроизведения предметов быта, одежды, людей были типичны для этих работ.

В начале XX века резьба по кости, оттесненная, как и другие кустарные промыслы, быстро развивающимся капиталистическим производством, находилась в упадке. Ее возрождение началось после Великой Октябрьской социалистической революции.

В 20-30-е годы проявили себя как искусные резчики И. Ф. Мамаев, А. В. Федоров, Д. М. Никифоров. Они вырезали шахматы, миниатюрные скульптуры на северные сюжеты, модели якутских юрт. В годы войны в работах якутских косторезов нашли отражение патриотические темы.

Возрождение традиции якутского косторезного искусства идет по двум направлениям: создание утилитарно-декоративных предметов из кости (ларцов, шкатулок, декоративных пластин, ножей для разрезания бумаги) и скульптурных сюжетных композиций. Определяются творческие устремления мастеров, излюбленные ими техники резьбы и тематика работ.

С середины 1940-х годов шел процесс привлечения косторезов в творческий коллектив художников. Первое их знаменательное выступление состоялось на местной республиканской художественной выставке 1947 г. Поколение косторезов тех лет представляют народные мастера Е. Н. Алексеев, И. Ф. Мамаев, В. П. Попов, А. В. Федоров и их более молодые современники Т. В. Аммосов и Д. И. Ильин. Мастера создают целый ряд художественно совершенных произведений, которые вошли в сокровищницу изобразительного искусства Якутии.

Это и декоративные изделия, и небольшие скульптурные композиции из кости. Традиции народной пластики получили яркое воплощение в творчестве В. П. Попова., Д. И. Ильина. В его работе «На кумысный праздник Ысыах» (1946) применен характерный для старых мастеров принцип макетного составления композиции из фигур и предметов, вырезанных отдельно. Иной круг тем и образов, необычных, совершенно новых, иная направленность творчества у А. В. Федорова, который положил начало разработке якутскими косторезами исторической тематики и портретного жанра в технике рельефной резьбы. Ему принадлежат пластины «Изгнание Наполеона» (1949), «Лауреаты Международной премии мира» (1953), «Ленин в Разливе» (1954).

Инициатором выступает И. Ф. Мамаев. Этому мастеру принадлежит также честь создания типа подарочных охотничьих ножей с ножнами. Е. Н. Алексеев выработал тип плоского костяного ножа для разрезания бумаги, искусно орнаментированного тонкой ажурной резьбой. Ему принадлежит также гребень «Песец» (1953).

В эти годы наращивают мастерство, большой творческий потенциал такие косторезы, как Т. В. Аммосов и С. Н. Пестерев. Молодые косторезы на первых порах работают, подходя к своему искусству с меркой сугубо станковой формы скульптуры. Своеобразие этого переходного этапа, пожалуй, сильнее всего сказалось на творчестве С. П. Заболоцкого, основные произведения которого появились до 1960 года.

Одновременно с ним в полосу творческой зрелости вступили К. Ф. Герасимов и К. К. Крылов. Новый подъем якутского косторезного искусства начинается со второй половины шестидесятых годов. Повышается профессиональное мастерство косторезов. Ярким выразителем народного русла современного косторезного искусства Якутии является Т. В. Аммосов. Он известен и декоративными изделиями (шкатулки, чороны, шахматы, трубки, охотничьи ножи), и скульптурными композициями на жанровые и фольклорные сюжеты. В шкатулках «300 лет воссоединения Украины с Россией» (1954), «Север» (1962) тонкий ажурный орнамент на всех стенках изделий сочетается с сюжетными вставками, выполненными обычно низким рельефом.

Таким образом, теперь уже третье поколение косторезов успешно продолжает возрожденную жизнь древнего искусства народа. В числе прикладников Якутии, активно работает народная мастерица Е. Е. Аммосова, известная комплектами народной меховой одежды северян, богато отделанной бисером и вышивкой.

Резьба по кости - популярный вид самодеятельного искусства в Якутии. Во многих школах, кружках при Домах культуры дети и взрослые занимаются резьбой. Причем чаще всего они создают утилитарно-декоративные изделия из рога оленя, простой животной кости, сочетая их с деревом и металлом. В этой работе большую пользу приносит изучение народных традиций резьбы по дереву. Богатая орнаментация, свойственная различным изделиям якутских народных ремесел, может быть использована при оформлении изделий из рога оленя и кости животных. Естественно, предполагается не просто перенесение узоров с одного предмета на другой, а их творческая переработка в соответствии со свойствами материала, характером и назначением вещи.

1.3. Джесегей Айыы- священный конь народа Саха.

По представлениям народа Саха, конь -священное животное небесного происхождения. Его огромная роль в хозяйстве, культуре и быте отразились в традиционных верованиях и эпосе. В фольклорно-мировоззренческих традиции образы коня и его покровителя Дьозогой Айыы занимают центральное место. Существует предание о светлом жеребце, имевшем гриву от ушей до кончика хвоста, спущенном на землю самим божеством Дьозогоц Айыы. У многих якутских родов тотемом считался белогубый жеребец белой масти. Изображение почитаемого животного вырезалось на матицах домов, коньках языческих гробниц чардаат, на различном утвари и кумысных чашах. Перед якутскими домами ставились коновязи сэргэ с резными изображениями лошадей. В старину при постройке дома в ямы, выкопанные для столбов, бросали пучки волос из гривы коня, наделенные по мнению якутов, магическими свойствами охранять и приносить благо.

По мнению специалистов, культ коня среди тюркоязычных народов лучше всего представлен у якутов: “В нем наблюдаются многие черты, уже либо полностью исчезнувшие из этого культа у народов Саяно-Алтая, либо оставшиеся у них в столь ослабленном виде, что понять и восстановить их можно лишь при помощи якутского материала”. В якутской мифологии есть сюжет о том, что “вначале бог створил коня, от которого произошел полуконь -получеловек, а уже от него родился человек”.

В эпосе встречаются мотивы, из которых следует, что земля с самого начала, словно быстрая лошадь, прославленная и возвеличенная образовалась-сотворилась. Примечательно, что в мифах саха Вселенная и земля ассоциировались с прекрасным жеребцом -айгыр силик. Согласно представлениям саха, бог-покровитель коневодства грозный Дьоhогой, -тойон, дарует людям ретивых коней и отважных мужчин.

Устраивали семейный обряд ритуального распития молока впервые ожеребившейся кобылы -кулун кымыhа. Весь этот весенне–летний обрядовый комплекс был объединен почитанием лошади.

Лошадь была центральной составляющей всей религиозно-ритуальной системы якутов. Жизненный цикл человека и лошади выступали в гармоничном единстве, и именно этот феномен являлся и является главным ключом к пониманию этнической традиции Саха. Сегодня Якутия представляет собой островок коневодческой культуры в пространстве арктической цивилизации. Историческая память об их южной прародине и движении на север запечатлена в государственном гербе Республики Саха (Якутия) в виде всадника со знаменем. Этот всадник со знаменем в руке был изображен в наскальных рисунках Шишкинских гор и который сохранился до сих пор и являются историческими памятниками народа Саха.

Разведение лошадей на протяжении многих лет оставило глубокий след в религиозных представлениях народа. В них отражены черты, приобретенные на новой исторической родине при формировании особой культуры лошади, которую можно было обозначить понятием “Всадники Северной Азии”.

Сохранившиеся на Ленских скалах ранние памятники петроглифического искусства с изображением лошадей и всадников приоткрывают бескрайний мир степных предков народа Саха.

Дитя «Джесегей Айыы» (Божество коневодства) – самое любимое, почитаемое животное, так как все продукты из этого животного без остатка употребляются якутами: и мясо, и шкура, и шерсть, и волосы, и кости.

Тонкие длинные волосы, шерсть на гриве и волосы более жесткие с хвоста употребляются в пошиве берестяной кожаной посуды, в изготовлении домашней утвари, хозяйственных изделий, охотничьих снастей.

Культурологические исследования показывают, что использование волосяных ниток имеет глубокие корни, связанные с традициями и обычаями якутского народа.

В.Л. Серошевский1 указывает, что у якутов наряду с древесной корой и кожей в якутском хозяйстве используется конский волос. Из него изготавливают сети, неводы, верёвки, делают дейбиир от комаров, пучков волос как для украшения посуды в особо торжественных случаях.

По традиции в верованиях якутов в обрядах в основном используют белый конский волос и веревки. Якутский народ поклонялся богам-«айыы» , в особенности живущему в третьем небе- Дьіґігій айыы .Он является богом – покровителем конного скота и дарующей людям конный скот, который может брать обратно , если одаренный прогневит его. Он даритель отважных мужчин, ретивых коней и тягловых быков .К нему обращались за конским богатством. Образ якутского божества коневодства Дьіґігій Тойоно примыкает у солнечному культу. Белый конский волос , по верованиям , обладает оберегающим свойством , в самые важные моменты жизни якуты используют его для этих целей. Конский волос в традициях народно-прикладного искусства. Конский волос у якутов имел ритуальное и хозяйственное употребление. Конский волос является уникальным природным поделочным материалом , который с давних пор широко употребляется в быту. В старину им, как нитками , не только сшивали и украшали бытовые и хозяйственные вещи , но и верили , что он обладает особой очистительной силой – белым конским волосом перевязывали ручку черпалки для кумыса во время ысыаха. Плетением из конского волоса создавались такие изящные вещи как коврики-циновки, кнут, повод, узда и другие вещи.

Таким образом, жизненный цикл человека и лошади выступают в гармоничном единстве, и именно этот феномен и является главным ключом к пониманию этнической традиции народа саха.

Глава II. Сохранение культурных традиций народа Саха

в технологии создания якутских национальных изделий

из кости и конского волоса.

В результате работы над 1 главой исследовательской работы, где нами изучена история развития косторезного мастерства, технология изготовления якутских сувениров, а так же основываясь на устных рассказах знатоков и мастеров прикладного творчества, мы можем иметь представление о различных национальных приемах обработки тех или иных природных материалов.

Следующим этапом исследования явилось создание авторских изделий из костей и конского волоса.

Чтобы сделать изделия с сохранением культурных традиций, мы вначале обработали материал.

Во-первых, провели очищение костей от различных наростков, кусочков жира, шерсти и т.д. Для этого материал прокипятили несколько часов (5-6 часов), а затем очистили применяя уксус, наждачную бумагу и мягкий материал. Сделали эскизы будущей работы в натуральную величину и только после этого начинаем резать материал, соблюдая все этапы резьбы.

Технология обработки костей коровы

1

 

Прокипятить несколько часов (5-6 часов)

2

 

Очистить применяя уксус, наждачную бумагу и мягкий материал

3

 

Эскиз простым карандашом

4

 

Используем акриловую краску

5

 

Готовые изделия

Во-вторых, в давние времен конские волосы стряхивали и чистили щелочью. А сейчас мы помыли сначала порошком, потом шампунем в нескольких водах. Моем осторожными движениями, потому что могут образоваться комки. После стирки сушим тонкими слоями, чтобы путались. До начала работы храним в чистых тряпичных мешочках и бумажных ящиках. Таким образом, нами придерживался традиционный способ обработки конских волос.

2.1. Настольная игра «Сонор» по олонхо

С.И.Черноградского«Хопто Буурай аттаах Хапталдьын Баатыр»

Интеллектуальная динамическая игра преследования «Сонор», впервые предложенная известным якутским математиком, доктором физико-математических наук, профессором ЯГУ Г.В. Томским, интересна тем, что открывает новые пути к использованию творческого подхода в воспитательном процессе, каждому дает возможность работать творчески.

Цель создания игры «Сонор»: развитие у детей интеллекта, внимания, памяти, логики, мышления, систематизация жизненного опыта, активизация творческой деятельности через игру, стилизованную по мотивам Олонхо.

В нашей настольной игре фигуры сделаны из фаланги пальцев коровы (толунньан унуога), так как этот материал является исторически традиционным для якутского народа. Они изображаются в виде героев олонхо.

2.2.Настольная игра «Хопто Буурай аттаах Хапталдьын Баатыр »

по олонхо С.И.Черноградского

Цель игры: Повторить путь богатыря Хапталдьын Баатыр; соблюдать правило игры, узнать какие препятствия ждут богатыря и как он их преодолевает.

Оборудование к игре: Поле с сюжетом олонхо, кубик, фишки – фигуры, сделанные из фаланги пальцев коровы, так как этот материал является исторически традиционным для якутского народа. Они изображаются в виде героев олонхо

Игра состоит из игрового поля, игровой косточки и фишек. Могут участвовать любое количество игроков, только у них должны быть фишки.

Правила: участники игры бросают по очереди косточку и делают шаги на выпавшее количество точек.

Игровое поле оформлено в виде миров олонхо: Верхний мир, Средний мир, Нижний мир.

Все поле оформлено сюжетными картинками из олонхо.

Игра начинается с рождения Богатыря в Среднем мире. Он начинает героический путь со своего аласа, со своей родной юрты. Дорога по Среднему миру радостная и интересная, по ней Богатырь идет легко. Но на его пути могут встретиться разные приключения. Самая сложная часть игры - прохождение Нижнего мира: тут возвратные ходы, долгие дополнительные круги, пропуски ходов. Если Богатырь не сдается, то обязательно дойдет до конца игры. Если он совершает героические поступки, хорошие дела, то у него появляется возможность сократить свой путь. Например ход 22 - Богатырь спасает Красавицу - ему награда - сокращение пути. Если путь по Нижнему миру труден и опасен, то в Среднем мире он влюбляется в красавицу и женится на ней. Он охотник и рыбак, воин и защитник своей Земли.

Завершающая часть игры - это путь Богатыря по Верхнему миру. Если он в пути совершил грехи и недостойные дела, то обеспечен обратный ход, а если он людям помогал, достойно жил, совершал честные поступки, то ему награда - скачок. В конце богатырь благодарит Священный огонь, говорит Алгыс своим детям и возвращается к своим предкам. Тут конец игры. 

Игры с классическим ходом, дети по очереди бросают кубики и передвигают по полю олонхо своих богатырей. Таким образом, дети знакомятся или закрепляют знание сюжета олонхо.

2.3. Стилизованный комплект «Ус кут»

(нагрудное украшение и ремень)

И создан стилизованный комплект «Ус кут» (нагрудное украшение и ремень), где первый круг – символ души, второй – символ жизни, третий – символ здоровья.Якутский символ морали и нравственности «Ус кут». «Ус кут» разделен на три части.

Верхняя часть называется «Салгын кут» (дословно Дух воздуха) означает мысли и ум человека. Средняя - «Ийэ кут» (Душа матери) означает нравственность и мораль человека. Нижняя - «Буор кут» (Дух земли) это трактуется, как тело и здоровье человека. В сочетании трех душ в веровании народа саха формируется человек.

Ус кут дается богами человеку с момента его зачатия до присоединения к верхнему миру. По мифологии ус кут ударяет ярким лучом с неба на живот матери и попадает прямо в шею ребенка  и тем самым наделяет его жизнью. 

Эскиз

Заключение

Для сохранения культуры своего народа, национальной самобытности, духовных заветов, обрядов и традиций нам необходимо знать и изучать азы народного искусства. Мы постарались сохранить национальные традиции, учесть стилевое разнообразие современных стилизованных изделий. В данной работе мы хотели отразить свой индивидуальный подход в решении использования традиционных материалов.

Основные выводы по работе:

Изучена искусствоведческая, научная литература в аспекте исследования.

Исследована история косторезного мастерства якутов, традиционная технология обработки конских волос и технология изготовления изделий из кости животных.

Разработаны эскизы практических работ

Изготовлены авторские стилизованные изделия из костей животных, комбинированных с конским волосом и замшей с сохранением культурных традиций народа Саха.

В заключении  можно сказать, что у якутских мастеров отражается характерная национальная самобытность, которая и составляет всю прелесть и неповторимость изделия.

В настоящее время народные промыслы возрождаются и завоевывают популярность не только в республике, но и за её пределами.

Культура родного края должна войти в сердце каждого человека и стать неотъемлемой частью его души. Для этого необходимо знать историю, культуру своего народа, сохранять самобытность неповторимой якутской национальной культуры в целом.

Использованная литература

Аммосова Е.Е. Ремесла предков вчера и сегодня. Якутск: кн. Изд-во, 1989.

Гаврильева В.И. Одежда народа Саха. Якутск: кн. Изд-во, 1989.Декоративно- прикладное искусство народов Якутии: Библиогр.указ./Нац. Б-ка РС(Я), сост. А. Ф.Федорова . –Якутск, 1998

Докторов П.И. Ремесло и кустарное производство якутов (история и современность) - Якутск, 1999

Дьячковский К.Д. Этносемиотика культуры и образования: постановка проблем, методология. Я.,Бичик, 2000

Пестерев Б.Г. Косторезное дело в античных государствах Северного Причерноморья. М., 1981. С. 9 -17

Потапов И.А. Якутская народная резьба по дереву. Якутск, 1972

Серошевский В. Л.“Якуты”. Опыт этнографического исследования.-2-еизд.,-М.,1993.-736с.-ISBN 5-86004-001-6.С.www.znanio.ru

1В. Л. Серошевский “Якуты”. Опыт этнографического исследования.-2-еизд.,-М.,1993.-736с.-ISBN 5-86004-001-6.С.

Просмотров работы: 972