Введение.
Над головой жемчужной Андромеды
Чертил круги сверкающий Персей
Максимилиан Волошин.
1908
Я с детства очень любил, чтобы мама мне читала про звезды. А сейчас я сам читаю про вселенную, смотрю передачи, у меня очень много книг на эту тему. Я обожаю наблюдать за звездным небом. Не все знают, но в разное время года звезды светят по-разному. В своей работе я хочу подробнее рассказать про мои самые любимые созвездия.
Мир, в котором мы живем, огромен, необозрим. Пространству нет начала, не конца, оно беспредельно. Если представить себе ракетный корабль с неисчерпаемыми запасами энергии, то можно легко вообразить, что ты летишь в любой конец Вселенной, к какой-то самой далекой звезде. И что же дальше? А дальше такое же беспредельное пространство.
Астрономия - наука об огромных расстояниях. Мир и все тела мира движутся в пространстве, и не только в пространстве, но и во времени.[3, стр. 3]
Двигаться во времени – значит изменяться. Все в мире меняется. Одни изменения трудно заметить, а другие происходят у нас на глазах. Спичка, вспыхнув, за секунду превращается в уголек. Звезда, вспыхнув однажды, светит миллиарды лет. Познание-это постоянный путь, восходя по которому выше, с каждым шагом видишь больше и дальше. Конца познанию нет, как и нет конца пространству и времени, нет конца миру, в котором мы живем. [3, стр.4]
Актуальность: С каждым годом освоение космоса все более становится делом международным. И это закономерно. Растет число космических держав, то есть государств, имеющих возможность запускать спутники с помощью своих ракет-носителей. Освоение космоса существенный и необходимый этап прогресса человеческой цивилизации, но с чего же все началось?
Мы ученики школы – аэрокосмического образования должна знать все о космосе и поделиться своими знаниями с друзьями-одноклассниками. Мы будущее нашей школы и обязаны достойно представлять нашу школу.
Целью нашей работы является раскрытие некоторых тайн происхождения созвездий, научится их вдеть.
Согласно цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить виды созвездий, в какое время года их лучше рассмотреть.
2. Провести опрос-анкетирование.
3. Провести открытые уроки.
Гипотеза: мы предполагаем, что проведенные открытые уроки о созвездиях вызовут интерес не только у моих одноклассников, но поможет расширить кругозор учащихся в начальных классах.
Объект исследования: звезды
Предмет исследования: созвездия
Методы исследования:
В работе использованы следующие методы:
- метод исследования научной литературы,
- беседа,
- рассказ,
- анкетирование
Теоретической значимостью работы является то, что дети через игру, беседу и открытые уроки прикасаются к науке, изучая созвездия – изучают космос.
Практической значимостью нашей работы является то, дети узнают о созвездиях через открытые уроки на которых мы разделим созвездия на зимние, весенние, летние и осенние.
Предмет исследования: звезды, созвездия.
Объект работы: одноклассники.
Практическая ценность работы:
В своём проекте я хочу привлечь внимание людей к изучению созвездий и космоса, вызвать интерес у сверстников.
Структура:
Титульный лист
Содержание
Введение
Основная часть
Практическая часть
Заключение
Список литературы
Основная часть. История созвездий.
История созвездий очень интересна. Ещё очень давно наблюдатели неба объединили наиболее яркие и заметные группы звёзд в созвездия и дали им различные наименования. Это были имена различных мифических героев или животных, персонажей легенд и сказаний - Геркулес, Центавр, Телец, Цефей, Кассиопея, Андромеда, Пегас и др. В названиях созвездий Павлин, Тукан, Индеец, Юж. Крест, Райская Птица была отражена эпоха Великих географических открытий. Созвездий очень много - 88. Но не все из них яркие и заметные. Наиболее богато яркими звёздами зимнее небо. На первый взгляд, названия многих созвездий кажутся странными. Часто в расположении звёзд очень трудно или даже просто невозможно рассмотреть то, о чём говорит название созвездия. Большая Медведица, например, напоминает ковш, очень трудно представить на небе Жирафа или Рысь. Но если вы посмотрите старинные атласы звёздного неба, то на них созвездия изображены в виде животных. На самом деле, история созвездий она очень насыщенная. [2, стр. 32]
История созвездий и их возникновение связаны с мифологией. Ведь ещё древние люди, смотря на небо, находили свой смысл в нём. Отсюда и пошли разные истории про созвездия. Более того, каждую часть небесной сферы люди объединяли с отдельным мифом. В своё время открытие всё новых участков привело к тому, что появился их список. Интересно, что первый такой печень включал в себя всего 48 созвездий, и назывался Альмагест. Его написал Птолемей ещё до нашей эры. Хотя многие знания уже устарели, однако эта работа стала отправным пунктом для астрономического научного мира. Разумеется, список претерпел некоторые изменения. Но его важность и значительная роль неоспоримы. Мало кто знает, что раньше Птолемея составил карту звёздного неба ученый Евдокс Книдский. В ней он изобразил 28 созвездий, которые были известны людям на тот момент. [2, стр. 34]
Зимние созвездия.
Морозные зимние ночи – идеальное время для звездных наблюдений. Тот, кто рискнет выйти на прогулку в холодную пугающую темноту, будет вознагражден видом чарующих картин. Наблюдая созвездия зимнего неба, можно не только приобщиться к прекрасной науке – астрономии, – но и погрузиться в эпос древнего мира. Легенды гласят, что на Земле в античные времена обитал великий охотник, по имени Орион, наделенный своим отцом – Посейдоном – умением ходить по воде. Именно его фигура, расположенная на юго-востоке, является ключевой на зимнем небосводе. Чтобы его обнаружить, следует найти три звезды, образующие прямую линию и называемые поясом Ориона. Выше располагается самая яркая звезда созвездия – Бетельгейзе, а ниже – Ригель. Охотник прикрывается щитом от разъяренного быка – Тельца, находящегося правее и выше. Его самой крупной звездой является Альдебаран. За могучей спиной животного прячутся семь дочерей Атланта – Плеяды, преследуемые Орионом. Охотника сопровождают вечные спутники – Большой и Малый Пес. [3, стр. 69]
Украшением первого является жемчужина Северного полушария – Сириус. Под ногами Ориона – испуганный Заяц, удирающий от собак. Выше и левее охотника располагаются Близнецы – братья Кастор и Поллукс – две яркие звезды, похожие друг на друга. Выше Ориона и левее Тельца опустился на колени Возничий, держащий в руках двух козлят, стремя и уздечку. Вряд ли кто из современников сможет увидеть в звездах этого созвездия описанную картину, но древние греки рисовали его именно так. [1, стр. 23]
А завершив наблюдение, будет особо приятно вернуться в привычную обстановку домашнего очага и, согревшись в теплой уютной постели, отдаться во власть Морфея, который после морозной прогулки наполнит сновидения фантастическим окрасом увиденного. [2, стр. 36]
Весенние созвездия.
Наступает весенняя пора и в Северном полушарии начинается очередная смена декораций звездного небосвода. Медленными шагами уходит зима, унося лютые морозы и ставшие уже привычные ночные картины далекого космоса. И вот, сменяя их, на небесную арену выплывают созвездия весеннего неба, возглавляемые гордо шествующим Львом. Чтобы найти небесного царя зверей, проще всего сначала отыскать Большую Медведицу, ниже «ковша» которой сияет Регул, называемый на арабском Кальб Аль-Асад, что означает «львиное сердце». [2, стр. 38]
Мысленно продолжая ручку небесного черпака, можно обнаружить Арктур – одну из ярчайших звезд созвездия Волопаса. Между последним и Львом, и ниже обоих, расположилась прекрасная Дева – одно из крупнейших созвездий. Больше его только Гидра, распластавшая свое тело низко над горизонтом. Дева украшена Спикой – звездой, ярче всех сияющей на этом участке неба. [2, стр. 38]
В подходящую погоду можно попытаться между Львом и уходящими Близнецами обнаружить созвездие Рака, хотя и состоящее из малозаметных звездочек, но являющееся зодиакальным, а потому привлекающее к себе особый интерес. [2, стр. 39]
Чем напористей вступает в свои права весна, тем меньше на небосклоне остается зимних созвездий, которые опускаются постепенно все ниже к линии горизонта, пока окончательно не скроются за ней. [2, стр. 38]
Летние созвездия.
Лето – пожалуй, лучшее время для наблюдения звезд. Оказавшись подальше от ночных огней больших городов, можно хоть целую ночь лежать, устремив свой взор навстречу бескрайним глубинам космического пространства. Стог свежескошенного сена, тихая музыка уставшей за день природы и необычайно ярко сияющие созвездия летнего неба – прекрасное сочетание для незабываемого отдыха в теплую безоблачную ночь. В это время года можно наблюдать, так называемый Летний Треугольник, который образован Вегой, Альтаиром, и Денебом. Все они входят в разные созвездия, но помогают ориентироваться на небосводе, являясь самыми яркими в своей группе светил. Прямо над головой летней ночью располагается Лира, напоминающая своей формой параллелограмм, с Вегой в одном из углов Денеб размещается в созвездии Лебедь. Это крупнейшее из известных науке небесных тел – его диаметр и габариты орбиты Земли совпадают. Альтаир входит в состав созвездия Орла, располагаясь юго-западнее Лебедя. Это одна из наиболее близких к Земле звезд (до нее всего 16 световых лет), а поэтому, несмотря на относительно малый размер (два диаметра Солнца), она светится ярче Денеба. [2, стр. 39]
Большое количество теплых безоблачных ночей позволят летом, как в никакое другое время года, насладится мириадами сверкающих россыпей звезд и найденный Летний Треугольник станет и первой ступенькой, и путеводной нитью этого пути. [2, стр. 39]
Осенние созвездия.
Надвигающаяся осень сгоняет с небосклона летние созвездия, принуждая теплолюбивого Лебедя собираться в невидимые дальние края, откуда он на следующий год непременно вернется. Наступает время Андромеды, Рыб, Пегаса и Кассиопеи. Теперь именно эти созвездия осеннего неба будут править бал ближайшие несколько месяцев. Надвигающаяся осень сгоняет с небосклона летние созвездия, принуждая теплолюбивого Лебедя собираться в невидимые дальние края, откуда он на следующий год непременно вернется. Наступает время Андромеды, Рыб, Пегаса и Кассиопеи. [2, стр. 40]
Теперь именно эти созвездия осеннего неба будут править бал ближайшие несколько месяцев. Украшает осенний небосклон созвездие Кассиопеи, схожее с буквой «W», гигантского размера. Оно, хоть и не исчезает с небосклона круглый год, но наблюдать его удобнее в это время года. А под Пегасом находится созвездие, которое называется Рыбы (их там две – северная и западная), а формой напоминает громадную букву «V». [2, стр. 40]
Пусть осень – ненастное и дождливое время года, но, если повезет, она подарит встречу с такими созвездиями, которые в другие месяцы будет наблюдать значительно хуже. [2, стр. 41]
Практическая часть
Первое анкетирование.
У меня возник вопрос: «А что знают о звездах мои одноклассники?». Было принято решение – провести опрос. Для этого мы с учителем провели исследование в классе. В анкетирование было представлено 5 вопросов. В опросе участвовали 22 человека из 3 з класса.
1 |
2 |
3 |
Многое знают о созвездиях |
Имеют общее представление |
Знают мало информации о созвездиях |
3 |
8 |
10 |
Вывод: Анкетирование выявило следующее: оказалось, далеко не все знают, что такое созвездие и почему группы звёзд носят имена разных мифических героев. Нами было принято решение - помочь друзьям, узнать больше о звездном небе. Но как это сделать? Ответ был найден – я решил собрать информацию про созвездия и рассказать о них своим сверстникам на открытых уроках.
Второе анкетирование
После проведения 4х уроков, на которых я рассказал о зимних, весенних, летних и осенних созвездиях, провели повторный опрос - анкетирование и получили следующие данные:
1 |
2 |
3 |
Многое знают о созвездиях |
Имеют общее представление |
Знают мало информации о созвездиях |
8 |
12 |
2 |
Вывод: наши открытые уроки помогли друзьям узнать о созвездиях и запомнить научную информацию
Заключение.
Выполняя данное исследование, мы выяснили, что понятие созвездие – это группа звезд, которые вызывали интерес у людей еще в глубокой древности. Тогда человечество не могло коснуться звезд, они внушали восхищение своим великолепием и навевали страх своим величием. Такие же чувства вызывали Боги. Именно поэтому люди называли созвездия именами Богов.
Мы выяснили, что решением Международного астрономического союза (MAC) принято, что число созвездий на всей небесной сфере составляет 88, из них 27 были присвоены имена примерно 7 500 лет назад, а 47 из них - 4 500 лет назад. Для изучения созвездий требуется много времени и знаний.
Мы издали книгу-раскраску о созвездиях и подарили ее одноклассникам, чем привлекли их к изучению космоса.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Изучая звездное небо, мы знакомимся не только с космосом, но и познаем историю древних миров, открываем занавес в волшебство науки, тем самым расширяя свой кругозор.
В дальнейшем мы планируем продолжить работу в данном направлении, пополняя свои знания, увеличивать количество информации о созвездиях.
Передо мной стояла задача: донести до сверстников информацию про космос, звездное небо и созвездия.
Я рад, что практически все мои друзья знают, как называются созвездия, в каких сезонах их лучше рассмотреть.
МЫ ЖИВЕМ В МИРЕ, КОТОРЫЙ УСТРОЕН ОЧЕНЬ МУДРО И ГОРМОНИЧНО. МЫ МОЖЕМ ОЩУЩАТЬ ЭТУ ГОРМОНИЧНОСТЬ ВО ВСЕ БОЛЕЕ И БОЛЕЕ ВЫСОКОЙ СТЕПЕН, НО ЛОГИЧЕСКИ ПОСТИГНУТЬ ЕЕ, ВИДИМО. НЕ СМОЖЕМ НИКОГДА!
Список литературы
Космос. Полная энциклопедия. В.И. Цветков, ООО «Издательство ЭКСМО», 2005
Космос.- Смоленск: Русич. 2001, перевод текста В.В.Найденов.
Я познаю мир Т.И.Гонтарук, Москва АСТ, 1998.