Введение
Есть мир, в котором мне очень приятно находится, это мир мультипликации. Как сказал режиссер Федор Хитрук: «Кто в этот мир попал – навеки счастлив стал…». Но многие не слишком отчетливо представляют себе масштабы этого популярного и все же малоизвестного искусства. Что касается меня, я люблю не только смотреть, но и создавать мультфильмы. На это уходит очень много времени, но это время потрачено не зря. Ведь мультфильмы учат добру, сопереживанию и многому другому. Я бы очень хотел, чтобы создание мультипликации преподавалось в школе, и я бы смог создавать мультфильмы вместе с одноклассниками на уроках информатики. У меня появилась гипотеза, что школьники начальных классов способны самостоятельно создавать мультфильмы разными способами.
Объект исследования: виды мультипликации
Цель исследования: создание мультфильмов с помощью программы DragonFrame
Практическая значимость: внедрение темы «мультипликация» на уроки информатики
Задачи:
Изучить историю мультипликации
Изучить процессы создания мультфильмов
Создать мультфильмы в разных техниках
Рассказать одноклассникам про техники создания мультипликации
Выложить мультфильм в youtube для массового просмотра
Сравнить какой из мультфильмов наберет больше просмотров
Сделать выводы
Методы, которыми я буду пользоваться
Анализ и обобщение литературы по данной теме
Создание мультфильмов с помощью программы DragonFrame.
Сравнение количества просмотров разных мультфильмов на своем youtube канале
1.Теоретическая часть. Что такое мультипликация
1.1. Мультипликация или анимация?
Как же правильно говорить, мультипликация или анимация? В общении с разными людьми я слышу оба этих термина, как взаимозаменяемые. Но все же, мультипликация - это вид киноискусства, основанный на покадровой съемке последовательных фаз движения рисованных или объемных персонажей.[1] Например, чтобы сделать трехминутный профессиональный мультфильм нужно 4320 тысяч рисунков, так как для 1 секунды нужно 24 рисунка. Само слово мультипликация в переводе с латыни означает «умножение, увеличение». Анимация в переводе с французского означает «одушевление». Поэтому создавая мультфильм, мы даем нашим героям характер, мы их одушевляем. Термин мультипликация был утвержден в нашей стране с самого начало и больше не менялся, хотя сами художники-мультипликторы предпочитают называть себя аниматоры (от латинского anima – душа).
1.2 Из истории
Первые упоминания мы нашли в искусстве Древнего Египта и Древней Греции. Человек в наскальных рисунках передавал движение танца или битвы. Предшественником мультипликации можно назвать театр теней. Это Х-ХI вв. Куклы вырезались из мягких ослиных шкур, высотой 33 см и состояли из 11 частей. Куклы приводились в движение с помощью нитей и палочек. Большой экран делали из смородиновой бумаги длиной 8 м натягивали на бамбуковый каркас и поднимали над землей на высоту 1,5 м.
Эра анимационного кино начинается 30 августа 1877 году в Париже, когда художник Эмиль Рейно продемонстрировал свой аппарат праксиноскоп, который показывал движущиеся картинки. Рейно взял за основу зоетроп («живое вращение», когда на двигающуюся полосу рисунков смотрели через прорези во вращающимся барабане)) и снабдил его зеркалами, размещенными в центре вертящегося барабана. Именно это и позволило проецировать изображение при помощи дополнительного источника света на экран. Представления пользовались большим успехом, по длительности они были от 7 до 15 минут. Французский изобретатель демонстрировал зрителям истории «Клоун и его собака», «Бедный пьеро». Для каждых из этих историй требовалось сотни рисунков. Позже он стал применять фотографии. Эмиль Рейно синхронизировал звук и изображение. Именно эти работы исследователи называют первыми рисованными мультипликационными фильмами [7]. Затем в 1885 г. Братья Люмьер во Франции, которые считаются создателями кинематографа, показывали фильмы «Синематограф», предназначенный для съемки и демонстрации фильмов.
1.3. Мультипликация в России
В 1906 году балетмейстер Мариинского театра в Санкт-Петербурге, Александр Ширяев, создал первый мультипликационный фильм. В его фильмах куклы в специально сделанном ящике в виде театральной сцены кружились в танцах, прыгали, делали сальто в воздухе [2]. В 1910 году художник и режиссер-экспериментатор Владислав Старевич снял кукольный мультфильм о жуках-рогочах «Война рогачей и усачей». На экране казалось, что там настоящие насекомые, а не куклы.
С середины 20-х годов стали появляться первые мультипликаторы, которые изобретали технические приемы, искали сюжеты для не слишком популярного тогда искусства. Первый и очень важный шаг к зрителю был сделан в 1935 году, когда на экраны вышел первый полнометражный мультфильм «Новый Гулливер». Его создал режиссер Александр Птушко. Он соединил игру актеров и кукол. Это был настоящий прорыв. Именно он создал спрос на мультипликационное кино.
Летом в 1933году была создана киностудия - «Союздетмультфильм», через два года стала именоваться просто «Союзмультфильм». Первый их мультфильм «В Африке жарко» по сценарию С. Михалкова. Позже стали появляться такие фильмы как, «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр» и другие. В годы ВОВ студию эвакуировали в Самарканд, где также продолжалась работа, там появились «Синдбад-мореход», «Синица». После войны появились «Гуси-лебеди», «Сказка о мертвой царевне», «Цветик-Семицветик», «Ну погоди!» (В. Котеночкин) и многие другие. Все эти картины были рисованные, и наконец в 1953 году было начато производство кукольных картин, таких как «Баня», «Чебурашка и Крокодил Гена», «Мартышка, Слоненок и Попугай». А в 60-х мастера мультипликации стали делать мультфильмы со «взрослой» проблемой, например «Малыш и карлсон», «Каникулы в Простоквашино» и др. И это еще больше расширило спрос на мультфильмы[3]. В 70-е годы появилась компьютерная мультипликация. В 80-х годах начали снимать пластилиновые мультфильмы, например «Пластилиновая ворона» в 1981 г. и в 1983г. «Падал прошлогодний снег», автор Александр Татарский. В 2000 году мультфильм «Старик и море» А. Петров был удостоен премии Американской киноакадемии Оскар, т.к. мультфильм был сделан в сложной технике живопись по стеклу. В 2003 году «Ежик в тумане» был признан лучшим мультфильмом всех времен и народов.
Современные российские компьютерные мультфильмы «Буба» (Котеночкин), «Фиксики», «Маша и медвель».
1.4. Мультипликация в США
Почему я хочу рассказать именно про опыт США, да потому что они первые создали полнометражный мультфильм со звуком и были передовиками в этой отрасли. Когда создали «Союзмультфильм» они почти 5 лет работали по технике Уолта Диснея, Прогрессивная, с точки зрения массовости и сокращения сроков производства. Один из главных советских мультипликаторов Иван Петрович Иванов-Вано, в свою книгу включил главу «Под гипнозом Диснея». О первом своем фильме, он пишет: «Не могу вспомнить о нем без некоторого огорчения. Сценарий был написан по мотивам известной русской сказки «Котофей Котофеевич». Но фильм не был выдержан в характере русской народной сказки. Весь он был выполнен под влиянием Американской мультипликации».
С изобретением киноаппарата анимация окончательно перебралась на экран в конце 19 в. Первым объёмным мультфильмом стала картина «Цирк Шалтая –Болтая» в 1898 г. (С. Блэктон), а первую рисованную картину «Смешные лица» он создал в 1905 г. В другой его работе в 1906 году «Волшебная авторучка», прямо на глазах у зрителя из-под пера возникали смешные карикатуры и портреты. В 1908 году родился первый мультсериал нарисованных героев «Фантошей». Первые пластилиновый мультфильм «Мечта уэльской гренки с сыром, сделанной скульптором» также появился в 1908 году. Но уже с 1920-ых годов популяризация пластилиновой анимации падает. Самые известные пластилиновые мультфильмы: «серия Невероятных приключений Уоллеса и Громита» и «Побег из курятника», автор Ник Парк.
В 1901 году родился будущий король мультипликации Уолт Дисней. Первый его успех - первый сериал «Алиса в рисованной стране». 16 октября 1923 год считается днем рождением голливудской студии Уолта Диснея. Именно там родился мышонок Мортимер в 1928 г, который вскоре стал известен всем как Микки-маус. В это же время появляется первый музыкальный озвученный фильм «Пароходик Вилли». Великий мастер выделял 4 основных элемента мультипликационного образа: рисунок, слово, музыка, движение. Причем, движение – это самое главное. Бесконечная текучесть движения – самое главное достоинство фильмов Диснея. В 1937 году появился первый полнометражный рисованный фильм «Белоснежка». Над фильмом работало 750 художников 3 года почти в круглосуточном режиме. После этого фильма 36-летнего Диснея объявили королем Голливуда.
1.5 Классификация мультфильмов
По продолжительности: короткометражные (до 45 мин) и полнометражные (больше 45 мин)
По возрастным интересам: для детей, для взрослых, для подростков.
По цели: образовательные, воспитательные развивающие, обучающие, познавательные, ознакомительные, развлекательные, риторические (проблемные).
По методам изготовления: компьютерные и stop motion (покадровая). Покадровая бывает объемная и плоскостная.
По способу создания: рисованные, кукольные, пластилиновые (силуэтная), песочная (порошковая), компьютерные.
1.6 Этапы создания мультфильма
1. Выбор сюжета. Сначала надо написать сказку или какую-нибудь увлекательную историю с сюжетом. Сюжет – это ряд событий, происходящих с героем.
2. Написание сценария. Сценарий – это литературная основа, в котором определяется тема, сюжет, проблематика, характеры основных героев.
3. Создание персонажей и обстановки. Для этого нужно пройти следующие этапы:
Понять, зачем создается персонаж;
Оценить важность персонажа;
Придумать историю персонажа;
Описать как выглядит персонаж;
Продумать характер персонажа;
Выделить особенности персонажа;
Понять, как персонаж проявляет эмоции;
Продумать движение персонажа;
Продумать в какой обстановке персонаж живет.
4. Раскадровка. Это последовательность рисунков, служащая вспомогательным средством при создании мультфильмов.
5. Съемка мультфильма. Важный этап работы, следуя сценарию размещаем фон, изменяем положение героев.
6. Озвучивание. Процесс записи звукового сопровождения, осуществляемый отдельно от съемки
7. Монтаж. Это переработка видео и аудио материала. Упорядочение исходных материалов.
8. Создание заставки и титров. Вступительная заставка – это художественный метод, посредством которого в мультфильмах представляется название произведения. Титры – вступительные и завершающие кадры общего фильма – это определенные надписи, которые доносят до зрителя важную информацию: актерский состав, съемочная команда, слова благодарности.
9. Демонстрация. Это публичный показ выполненной работы.
2. Проектная часть. Создание мультфильмов в разных техниках
2.1. Рисованная мультипликация
Рисованная мультипликация – это искусство оживления рисунка путем создания иллюзии его движения. Иллюзия движения рождается тогда, когда перед глазами зрителя быстро сменяется несколько неподвижных рисунков, слегка отличающихся друг от друга. Наш мозг воспринимает такие быстро меняющиеся рисунки как один движущийся образ. Самое простое сделать флипбук («листалка»), это на краю страницы в тетради ручкой нарисовать бегущего человечка, потом быстро пролистать и рисунок «оживет». Эта самая простая форма анимации. Мы же попробуем создать аппликационную анимацию, а камера располагается сверху над сценой, а действие в плоском мире, который разворачивается внизу. Чтобы превратить рисунки в движущиеся образы нам понадобятся зеркальный фотоаппарат с цифровой камерой и анимационная программа DragonFrame. В этой программе есть функцию калькирования – это, когда одновременно показывается текущий кадр (четко) и предыдущий/последующий (полупрозрачно).
Выбираем кадровую частоту. Кадровая частота – это скорость, с которой меняются на экране образы (кадры). Она измеряется в кадрах в секунду (в анг. Языке fps) [6]. Например, для односекундного ролика с частотой 12кадр/с, нужно сделать 12 рисунков. Этого достаточно, чтобы видеть плавное движение, если снизить до 8 кадр/с, то мы будем видеть отдельные рисунки кадры и иллюзии не получится. Для своего пробного мультфильма выбираем частоту 10 кадр/сек.
Далее мы придумываем идею, делаем фон. Мне интересно, как встает солнце. (Приложение А, фото1). Очень важно, чтобы каждый следующий кадр слегка отличался от предыдущего, чтобы при воспроизведении зритель смог увидеть плавное действие.
Когда аппликация готова, я начинаю фотографировать. Важно класть каждый следующий рисунок точно на место предыдущего, чтобы изображение не «прыгало».
Также важно выбрать разрешение кадра. Оно измеряется в пикселях – количество мелких квадратиков цвета по вертикали и горизонтали. Лучше установить максимально высокое разрешение 1920х1080 (оно обозначается HD1080P).
Для каждого нового мультфильма в анимационной программе нужно создавать новый файл. Если об этом забыть, то все файлы сольются в один.
Когда все кадры сняты добавляем титры и музыку в программе Adobe Premier Pro.
Готовый мультфильм можно посмотреть, перейдя по ссылке: https://youtu.be/gOBMNG6gTkU
2.2. Песочная анимация
Песочная анимация – очень мягкий и плавный вид мультипликации. Главное его отличие – светящееся поверхность, которая необходима для нанесения изображения. Также нам понадобится зеркальный фотоаппарат и компьютер с программой Dragonframe. Устанавливаем скорость на фотоаппарате 10 кадров в секунду. Белый лист формата А3 или нужный для мультфильма фон и штатив для фотоаппарата. Камера - сверху вниз. Для моего пробного мультфильма я использую разные крупы: гречневую и перловую. (Приложение А, фото2). Прежде чем монтировать мультик, нужно вытащить отснятый материал из камеры и перевести в формат, который понятен выбранной программе. Каждое монтажное приложение имеет кнопку Export («экспорт») – она позволяет перетащить полученное видео в другой источник и смотреть уже без программы. Музыку и титры также делаю в программе Adobe Premier Pro.
Вот, что у меня получилось, https://youtu.be/Mb4TX9NzgDc
2.3. Кукольная анимация
Кукольная анимация – это метод объемной мультипликации. Чтобы создать кукольный мультфильм, нужен сцена-макет и куклы – актёры. Съемка делается по кадрам. Кукольная анимация сегодня, не смотря на цифровизацию, не стала анахронизмом, а скорее стала просто творческим приемом. На сегодняшний день часто используют Лего-конструктор. Я тоже решил попробовать себя в технике кукольной анимации. Основное самое сложное движение – это ходьба. Шагая по улице, я стал обращать внимание как я взмахиваю рукой, когда двигаешь вперед противоположную ногу. Тоже самое я стал повторять с лего-куклой. Вот что у меня получилось. https://youtu.be/8zheCPWMriY
2.4. Пластилиновая анимация
Из всех видов анимации, меня больше всего заинтересовала пластилиновая анимация. Потому что ее невозможно повторить, каждый мультфильм уникален. Нельзя слепить одного и того же героя одинаково. Я углубился в эту тему.
В пластилиновой мультипликации используют несколько техник:
Перекладка. При создании мультфильма организовывают несколько слоев декораций. Персонажи и декорации делаются плоскими.
Объемная. Персонажи находятся в пространстве. Камера на них направлена сбоку, чуть под углом.
Комбинированная. Персонажи снимаются отдельно, после чего вживляются в снятые отдельно декорации.
При создании пластилинового мультфильма очень важно правильно выбрать пластилин. Идеально подойдет классический пластилин. Лучше выбирать не очень мягкий - такой дольше держит форму. Также нам понадобится зеркальный фотоаппарат и компьютер с программой Dragonframe. Устанавливаем скорость на фотоаппарате 10 кадров в секунду. Белый лист формата А3 или нужный для мультфильма фон и штатив для фотоаппарата. Когда все правильно установлено, мы видим только бумагу (но не ее края и не то, что вокруг листа). Камера должна быть сверху вниз, если мы делаем плоскостной мультфильм методом перекладка, и прямо под углом если объемный.
Следующим этапом вы выбираем сюжет и пишем сценарий. (Приложение Б)
После этого делаем раскадровку (Приложение В, фото 3, 4)
И приступаем к съемке мультфильма (Приложение Г, фото 5)
Очень много внимания на съемке уделяется свету. Свет должен быть искусственным, а не естественным. Если полагаться на солнце, то даже малейшие изменения погоды будут менять освещение и испортят мультфильм.
После съемки мы приступаем к озвучиванию и монтажу, вставляем заставку и титры (Приложение Д). Для этого мы использовали программу Adobe Premier Pro.
Готовый мультфильм можно посмотреть по ссылке: https://youtu.be/V_JVnCMSo5k
2.5. Компьютерная анимация
Компьютерная анимация - вид анимации, создаваемой при помощи трехмерной компьютерной графики. Сейчас практически все мультфильмы создаются в этой технике. Поработать в технике компьютерной анимации я планирую на следующий год, так как она требует дополнительных знаний в информатике.
Заключение
Создав мультфильм, я понял, насколько это интересный, творческий и трудный процесс. Я изучил основы написания сценария, съемки, монтажа, озвучивания. Моя гипотеза подтвердилась, школьник начальных классов может разобраться с программой DragonFrame и Adobe Premier Pro и создать свой мультфильм. Все свои мультфильмы я выложил на свой youtube канал и отслеживаю, сколько просмотров собирает каждое видео (Приложение Е).
Вывод:
1.Миру мультипликации больше 100 лет и интерес не угасает, потому что каждое поколение хочет учиться у своих героев.
2. Через мультфильмы можно вести образовательный процесс и доносить детям важную информацию. Так как мультипликация включает различные виды деятельности, такие как живопись, фотографии, лепка, литература, музыка.
3. Я продолжу свою работу по мультипликации, чтобы выкладывать на своем youtube канале и вести развлекательную и познавательную деятельность.
Мы - будущее поколение, мы обязаны овладеть навыками и перенять опыт профессионалов. Профессия мультипликатора мне кажется идеальной во всех смыслах. Она развивает творческую активность. Я уверен, если внедрить тему мультипликации в школьный образовательный процесс, то дети будут больше творчески мыслить, и повысится интерес к учебе. Я с удовольствием рассказал своим одноклассникам про процесс создания мультфильмов и показал им свои мультфильмы.
Список литературы
Детская энциклопедия – Герои книг зовут в кино [журнал]: / – М.: Россия, 2016г.
Детская энциклопедия – Волшебный мир кино [журнал] /- М.: Россия, 2016г.
Н.Я. Венжер Сотворение фильма [текст] //М.:Россия, 1990г.
Мендельсон Э.Н. Азбука кино – М.:Россия, 1990г.
Жизнь и сказки Уолта Диснея [текст]-Киев,1994г
Ты можешь рисовать мультики [текст]// М.: Эксмо Россия, 2018г.
Клепа. О мультфильмах [журнал], 1987, Москва
Симонова Л.,Экологическое образование в начальной школе М: Академия, 2000г.
Экология Челябинска – результативность Концепции экологической безопасности [Электронный ресурс]. URL: http://greenologia.ru/eko-problemy/goroda/ekologiya-chelyabinska.html (Дата обращения:20.09.2019)
[Электронный ресурс]. URL: http://clck.ru/KYFWb. html (Дата обращения:26.09.2019)
Юркина, С.В., Соколова, Г.М. Экологическое воспитание и образование младших школьников // Начальная школа плюс До и После. – 2011г. - №7.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: экология, география, животные, медицина, растения [Текст]: / - М.: Издательство АСТ, 1997г.
Приложение А
Ф ото1 Мы придумываем идею
Фото2 Пробы песочной анимации
Приложение Б
Сценарий
Однажды летним утром братья Паша и Саша решили пойти в поход. Они достали походные рюкзаки. Каждый взял самое нужное и необходимое. Паша взял тушенку, аптечку, котелок, фонарик, топор и компас. А еще палатку и гитару. А Саша решил взять машинки, лыжи с палками, конфеты, чайник и мячик. Собрались и пошли в поход. Шли они по горам, по лесу, через равнину, по извилистой дороге и пришли на подходящую лужайку. Паша начал строить лагерь, а Саша отправился гулять. Съел шоколадный батончик, но вскоре проголодался, и вернулся к Паше. Брат готовил ужин. А Саша ему говорит, зачем ты кипятишь воду, есть же электрочайник, включил и все. Паша с ухмылкой посмотрел на брата и позвал ужинать. А вечером они пели песни под гитару.
Приложение В
Фото3 Делаем раскадровку Фото4 Раскадровка
Приложение Г
Фото 5,6 Приступаем к съемке мультфильма
Приложение Д
Фото 7 Приступаем к озвучиванию и монтажу
Приложение Е
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ПРОСМОТРОВ В YOUTUBE
Название |
Кол-во просмотров (данные от 07.11.2020) |
Пластилиновый мультик Поход |
81 |
Кукольный мультик Лего мороженое |
28 |
Сыпучий мультик Фантазия |
24 |
Рисованный мультик Солнце |
16 |