Введение
Компьютер в нашей повседневной жизни важная, почти незаменимая вещь, но, к сожалению, дети (и даже взрослые) используют его только для игр, что ведет к пустой трате драгоценного времени. Современные дети очень быстро осваивают компьютерные технологии, ориентируются в обилии программ, дисков и т.д. намного лучше взрослых. Мобильные устройства стали неотъемлемой частью нашей жизни. В период дистанционного обучения выросла необходимость использования учителями онлайн тренажеров для активизации мыслительного процесса учащихся, а также контроля усвоения знаний учащихся.Так, с целью вовлечения учащихся 7 класса в процесс освоения материала по русскому языку разработаны online-тренажёры.Почему по русскому языку? Всем нам известно из СМИ, что грамотность населения падает, например, по итогам «Тотального диктанта» в 2021 году у большинства участников имеются пунктуационные и орфографические ошибки.
Таким образом, тема, поднятая нами, является актуальной. Новизна работы: для разработки online-тренажеров по русскому языку и внедрения их в учебный процесс, были использованы мобильные приложения Wordwall и LearningApss. Автором разработаны online-тренажёры к учебнику Барановой М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А. Необходимость решения данной проблемы повлияло на выбор темы «Оnline-тренажёры к урокам русского языка».
Предмет исследования–использование мобильных приложений Wordwall и LearningApss для разработки тренажёров по русскому языку в 7 классе к учебнику Барановой М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А., объект исследования – внедрение online-тренажёровв учебный процесспо предмету «Русский язык» в 7 классе МБОУ ПСОШ №1 с УИОП им. И.М. Яковлева.
Цель:разработать серию тренажеров с использованием приложений Wordwall и LearningApps. Исходя из цели, поставили следующие задачи:
Исследовать научную и периодическую литературу по данной теме;
Изучить мобильные приложения, которые можно использовать для разработки online-тренажёров по русскому языку в 7 классе к учебнику Барановой М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А.;
Познакомить учащихся 7 класса МБОУ ПСОШ №1 с УИОП им. И.М. Яковлева с online-тренажёрами;
Провести анкетирование среди учащихся 7 «а» класса и учителей улуса, проанализировать результаты и сделать выводы.
Методы исследования:
Изучение теоретической и методической литературы по теме исследования;
Моделирование (разработка тренажеров с использованием приложений Wordwall и LearningApss);
Анкетирование учащихся и учителей улуса;
Количественный и качественный анализ полученных результатов.
В качестве экспериментальной базы для проведения экспериментальной работы по теме исследования был выбран коллектив МБОУ ПСОШ №1 с УИОП им. И.М. Яковлева г. Покровск Хангаласского улуса и учащиеся 7 «а» класса.
Исследование осуществлялось в 4 этапа:
1 этап (сентябрь 2021) - изучениелитературы по данной проблеме и поиск подходящих приложений для создания тренажеров.
2 этап (октябрь 2021) –разработка тренажеров к урокам русского языка.
3 этап (ноябрь 2021) – проведение экспериментальной части работы.
4 этап (ноябрь 2021) - обобщение и систематизацияматериалов экспериментальной работы.
Гипотеза: мы предполагаем, что online-тренажёры помогут обучающимся лучше усвоить учебный материал по русскому языку, разработанные тренажеры будут востребованы среди учителей русского языка, полезны и интересны учащимся.
Практическая значимость:внедрение online-тренажёров в учебный процесс повышает эффективность обучения (в школе и дома), обогащает детей знаниями в области технических и гуманитарных дисциплин; разработанные мною тренажеры могут быть использованы на информатикеи уроках русского языка для изучения темы «Причастие» в 7 классе.
ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Мобильное приложение и его виды
Программное обеспечение, предназначенное для работы на смартфонах, планшетах и других мобильных устройствах, разработанное для конкретной платформы (iOS, Android, WindowsPhone и т. д.). Многие мобильные приложения предустановлены на самом устройстве или могут быть загружены на него из онлайновых магазинов приложений, таких как AppStore, GooglePlay, и других, бесплатно или за плату.
Классификация мобильных приложений довольно сложна, посколькумногие из них являются «гибридами», то есть они предлагаютпользовательские функции различных радаров. Но все же некоторые типымобильных предложений можно категоризировать однозначно.
С
Рис.1
реди пользователей мобильных приложений набрали своюпопулярность контент-приложения. На данный момент такие действия, какпрослушивание музыки, просмотр фильмов, видеороликов, фотографий ичтение цифровых книг, настолько же доступны и удобны для каждоговладельца мобильного устройства, так как это создает спрос на этот сегментмобильных приложений (рисунок 1).
Б
Рис.2
изнес-приложение считается неотъемлемым инструментом длямногих пользователей, который поможет им ускорить и оптимизироватьработу в офисе. В настоящее время для инвесторов и бизнес-компаний,сегмент бизнес-приложений является наиболее удобным, но сложностьзаключается в переносе бизнес-задач на мобильные устройства.
М
Рис.3
обильные игры сегодня занимают значительную часть на рынкемобильных приложений. Разработчики создают новые игры или улучшают иобновляют уже выпущенные.
М
Рис.4
обильные социальные сети набирают все большую популярность скаждым днем, увеличивая аудиторию по всему миру. Сегодня огромноечисло людей пользуются социальными сетями, на что влияет еще однатенденция, которая уже сформировалась: увеличение числа пользователейсмартфонов. Можно сказать, что это самый популярный тип мобильныхприложений, из-за того, что при покупке устройства там уже установленаодна или несколько мобильных программ по умолчанию.
1.2 Что такое мобильное обучение?
На сегодняшний день более 6 миллиардов человек имеют доступ к подключенным мобильным устройствам. Мобильная технология меняется стремительно. Использование портативных вычислительных устройств (таких, как IPADS, ноутбуки, планшетные ПК, КПК и смартфонов) с беспроводными сетями обеспечивает и мобильность обучения, позволяя преподаванию и обучению распространяться на пространствах за пределами традиционного класса.
Мобильное обучение предполагает использование мобильных технологий, либо самостоятельно, либо в сочетании с другими информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), для того, чтобы учиться в любое время и в любом месте. Обучение может разворачиваться в различных формах: люди могут использовать мобильные устройства для доступа к образовательным ресурсам, общаться с другими людьми, или создавать контент, как внутри, так и за ее пределами классах. Мобильное обучение охватывает также усилия по поддержке широких образовательных целей, таких как эффективного администрирования школьных систем и улучшения связи между школами и семьями.
Основными формами и методами внедрения мобильных технологий в учебный процесс является то, что:
1. Мобильный телефон обеспечивает доступ в Интернет на сайты с обучающей информацией – применяется как одна из форм дистанционного обучения.
2. Мобильный телефон – средство воспроизведения звуковых, текстовых, видео- и графических файлов, содержащих обучающую информацию.
3. Мобильный телефон и его функциональные возможности позволяют организовать обучение с использованием адаптированных электронных учебников, учебных курсов и файлов специализированных типов с обучающей информацией – учебные пособия разрабатываются непосредственно для платформ мобильных телефонов.
Большинство современных учащихся технически и психологически готовы к использованию мобильных технологий в образовании, и необходиморассматривать новые возможности для более эффективного использования потенциала мобильного обучения.Благодаря современным технологиям учеба становится намного интереснее, доступнее.
ГЛАВА II. ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ
2.1 Обзор мобильных приложений для создания тренажеров
На данный момент в мире имеется большой выбор мобильных приложений для обучения. Игры и игровые упражнения активно используются современным педагогом на занятиях.С их помощью во время традиционного классного и дистанционного онлайн-урока можно разбудить интерес и повысить внимание учащихся.
В просторах интернета предлагаются различные мобильные приложения, среди которых можно выделить такие наиболее часто встречаемые сервисы: Wizer,Quizizz,Padlet,Kahoot,Quizlet,LearningApps,Wordwall,Quillionz, Madtest, Factile, Flippity и др.
Взяв за основу несколько сервисов, мы проанализировали эти приложения, данные которых приведены в таблице:
Табл.1
Название приложений |
«+» |
«-» |
Wizer |
17 языков, в том числе, русский. Широкая базовая версия. |
Шаблоны заданий просты в зрительном восприятии. |
Quizizz |
Широкая базовая версия. |
Интерфейс на английском языке, задания можно создать на русском. |
Padlet |
38 языков, в том числе, русский. |
Базовая версия доступна ограниченное время. Сервис помогает собирать и хранить цифровые материалы — создавать доски, веб-страницы. |
Kahoot |
7 языков. Режим для группового прохождения теста или для соревнований. Широкая базовая версия. |
Русского языка нет. В режиме Flashcards нет вариантов ответа. Для проверки ответа необходимо перевернуть карточку. |
Quizlet |
18 языков, в том числе, русский. |
Платный сервис. |
LearningApps |
23 языка, в том числе, русский. Позволяет выбрать понравившееся упражнение из каталога или создать собственное по одному из представленных шаблонов. Широкая базовая версия. Задания разделены по предметам и классам обучения. |
Шаблоны заданий просты в зрительном восприятии. |
Wordwall |
26 языков, в том числе, русский. Есть 33 интерактивных шаблона и 21 шаблон для печати. |
Бесплатный пакет дает возможность создать 5 активностей в месяц. Но можно пользоваться готовыми заданиями. |
Quillionz |
Английский язык. Подходит для работы с несложными текстами и будет интересен для преподавателей английского языка. |
2.2 Возможности приложений Wordwall и LearningApps
В условиях дистанционного преподавания очень важно поддерживать мотивацию учащихся и одновременно использовать эффективные цифровые инструменты для тренировки и контроля усвоения изучаемого материала. Вследствие этого становится актуальным выбор оптимального цифрового ресурса, позволяющего учителю быстро создавать и систематизировать дидактические интерактивные задания различной направленности.
Сегодня существует множество программ для создания тестов, кроссвордов, викторин с выбором ответов, подстановкой букв и т.д. Но мы остановили свой выбор на приложениях Wordwall и LearningApps.
Wordwallпредставляет собой многофункциональный инструмент для создания как интерактивных, так и печатных материалов. Большинство шаблонов доступны как в интерактивной, так и в печатной версии.Коллекция предлагаемых шаблонов дидактических игр весьма разнообразна и может быть использована для составления игр как по предметам естественно-научного цикла, так и для гуманитарных дисциплин.
Интерактивные упражнения воспроизводятся на любом устройстве, имеющем доступ в интернет: на компьютере, планшете, телефоне или интерактивной доске.
Шаблоны включают в себя знакомые дидактические игры, которые часто встречаются в педагогической практике. Даже в бесплатной версии вы получаете доступ к большому арсеналу игр.
Алгоритм работы простой, качество шаблонов и функциональные возможности высокие. Для создания своего учебного задания вы выбираете шаблон, а затем вводите свой контент. Вы можете использовать имеющиеся версии игры или начать её создание с нуля. В любом случае создание игры займёт не очень много времени. Вы можете подготовить игровое упражнение, внедрить его на сайт или отправить ссылкой ученикам. Задания можно персонифицировать. То есть назначить задание, где ученик указывает свою фамилию. Благодаря этому, вы можете отследить результаты работы каждого ученика.
Рис.5
LearningAppsприложение для создания интерактивных заданий разных уровней сложности: викторин, кроссвордов, пазлов и игр, совершенно несложный в освоении.
В LearningApps.org можно работать самостоятельно - создавать задания, а можно по заданию учителя - выполняем задания, подготовленные учителем, результаты выполнения заданий отражаются в аккаунте учителя.
Сайт содержит галерею общедоступных интерактивных заданий, созданных пользователями ресурса. Все представленные в сервисе упражнения распределены по учебным предметам, что гораздо облегчает поиск нужного задания.
Для создания и сохранения собственных заданий на сайте необходимо зарегистрироваться. После чего становятся доступными шаблоны, которые помогают создать интерактивное упражнение. Они сгруппированы по функциональному признаку.
Создав задание, можно тут же опубликовать его или сохранить для личного пользования.
Для проверки знания учащихся необходимо создать аккаунты и использовать свои ресурсы для проверки их знаний прямо на этом сайте.
Рис.6
2.3 Разработкаonline-тренажеров
Приложение Wordwall и LearningApps позволяют создавать online-тренажеры. Я свой выбор остановила на этих приложениях, так как они очень просты в использовании, русифицированный интерфейс, создавать задания на основе шаблонов очень занимательно и интересно. Пошаговая инструкция для создания тренажеров:
Шаг 1 |
Заходите на сайт https://wordwall.net/ru. Регистрируетесь, создаете учетную запись.Нажимаете вкладку СОЗДАТЬ УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ. |
|
Шаг 2 |
Выбираете шаблон. |
|
Шаг 3 |
Озаглавливаете. Вводите контент. Сохраняете. |
|
Шаг 4 |
На экране видите интерактивный вариант задания. |
|
Шаг 5 |
Если нужно распечатать, нажимаете ПЕЧАТНЫЙ |
|
Шаг 6 |
Распечатываете.Или загружаете на компьютер. |
LearningApps.org является приложением для поддержки обучения с помощью интерактивных модулей. На сайте имеются готовые интерактивные упражнения, а также можно создать свои упражнения разного типа: игра на развитие памяти, викторина, кроссворд, лента времени, найти пару, порядок, сетка слов и т.п.
Шаг 1 |
Заходите на сайт https://https://learningapps.org/Регистрируетесь, создаете учетную запись. |
|
Шаг 2 |
Выбраете вкладку НОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ, появятся различные шаблоны упражнений. Выбрать шаблон.Выбрать вкладку ПРИМЕРЫ, где представляется возможность познакомиться с примерами использования данного шаблона. |
|
Шаг 3 |
Нажимаете кнопку СОЗДАТЬ ПОДОБНОЕ УПРАЖНЕНИЕ. Заполнить поле НАЗВАНИЕ УПРАЖНЕНИЯ – ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ – УСТАНОВИТЬ ТИП ЗАДАНИЯ – ЗАГОЛОВОК. |
|
Шаг 4 |
Начинаем создавать задание на основе шаблона. Нажимаем кнопку ОБРАТНАЯ СВЗЯЬ и вписываем. Можно вставить ФОНОВУЮ КАРТИНКУ. Далее в кнопке ПОМОЩЬ записываем правило для детей при необходимости. |
|
Шаг 5 |
Нажимаем кнопку ЗАВЕРШИТЬ И ПОКАЗАТЬ В ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ ПРОСМОТРЕ. При необходимости можно НАСТРОИТЬ ЕЩЕ РАЗ. И СОХРАНИТЬ УПРАЖНЕНИЕ. |
|
Шаг 6 |
Упражнение сохраняется во вкладке МОЯ ВЕЩЬ. Копируете ссылку задания или можно отправить QRкод. |
На этих приложениях я создала такие игры как «Виды прилагательных», «Причастие как часть речи», «Причастия», «Причастный оборот», «Отличие прилагательных и причастий» и другие. С помощью моей учительницы Татьяны Николаевны я привлекла весь свой класс для решения моих тренажеров по теме «Причастие». Сейчас мои одноклассники с удовольствием выполняют задания, так как интерфейс близок к их любимым мобильным играм: фигуры можно самостоятельно перемещать, результаты можно увидеть сразу после выполнения, визуальный эффект привлекательный и разный по тематике, имеется звуковой фон.
2 .4 Анкетирование педагогов Хангаласского улуса
С помощью моей учительницы я привлекла весь свой класс для решения моих тренажеров по теме «Причастие». Моим одноклассникам очень понравилось работать на моих тренажерах за: простоту и удобство в выполнении заданий, занимательные, схожи с компьютерной игрой, т.к. можно самим двигать фигурки и результат работы видишь сразу.
Также я провела анкетирование среди педагогов Хангаласского улуса для того, чтобы понять, какие приемы активизации урока используют учителя во время дистанционного обучения.В анкете всего приняло участие 91учитель.
По итогам анкетирования получили такие данные:
Таким образом, из анкетирования педагогов можно сделать следующие выводы:
Учителя во время дистанционного обучения в основном используют презентационные материалы (96,7%), для контроля усвоения темы используют готовые тесты разных учебных сервисов (64,8%);
Многие учителя прибегают к помощи мобильных приложений (73,6%), но имеются и такие, которые считают ненужным использовать их на уроке (8,8%);
Большинство респондентов не знакомы с такими мобильными приложениями как LearningAppsи Wordwall(52, 7%);
Учителя, использующие приложения LearningApps и Wordwall, дали положительную оценку этим сервисам (4 – 37,7%, 5 – 32,1%) и используют их в виде рассылки домашнего задания (52,1%), выполнение заданий во время урока (45,8%) и контроля усвоения темы (43,8%).
Заключение
Таким образом, проведя исследование, пришли к таким результатам:
В просторах Интернета существует очень много приложений для создания различных тренажеров для обучения;
Наиболее удобными для использования являются сервисы LearningApps.org и Wordwall;
Многие учителя не знают о существовании этих приложений;
Учителя, которые используют в своей работе эти приложения, выделяют их из числа других подобных сервисов за простоту в использовании, достаточное количество разработок в бесплатной версии, занимательность для детей;
Мои одноклассники высоко оценили тренажеры, созданные мной, они считают, что выполнять такие упражнения гораздо интереснее, чем сухие Google-тестыво время дистанционного обучения.
Исходя из выше перечисленного, можно сделать вывод, что гипотеза, выдвинутая нами «online-тренажёры помогут обучающимся лучше усвоить учебный материал по русскому языку, разработанные тренажеры будут востребованы среди учителей русского языка, полезны и интересны учащимся», является верной.
Список использованной литературы
Абдрашева Г.К., Туткышбаева Ш.С., Калибекова Д.Ш.3//Мобильное обучение и мобильные приложения в образовании -https://cyberleninka.ru/article/n/mobilnoe-obuchenie-i-mobilnye-prilozheniya-v-obrazovanii
Прохорова Л.Н. «Школьный компьютерный тренажёр - новая технология» -http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/928/55928/26987?p_page=14
И.Г. Атрощенко, А.С. Коваленко, Т.В. Лебедева// Мобильные приложения и их использованиев учебном процессе//Вестник ТвГУ. Серия "Педагогика и психология". 2019. Выпуск 2 (47). С. 160-166
Программы для создания игр на телефон - https://4create.ru/games/android-ios/
Интерактивные методы обучения -https://open-lesson.net/1011
Статья, с пошаговым созданием интерактивной игры - http://ped-kopilka.ru/blogs/nadezhda-vladimirovna-rjabichenko/sozdanie-trenazherov-vprograme-powerpoint-poshagovaja-instrukcija-s-foto.html