Введение.
Искусственный интеллект (ИИ) — тема, которая уже давно не сходит со страниц научно-популярных журналов и постоянно затрагивается в кино и книгах. Чем больше специалисты развивают эту область науки, тем большими мифами она покрывается.
Идея создания искусственного подобия человека для решения сложных задач и моделирования человеческого разума, что называется, «витала в воздухе» еще в древнейшие времена. Родоначальником искусственного интеллекта считается средневековый испанский философ, математик и поэт Раймонд Луллий, который еще в XIII в. пытался создать механическое устройство для решения различных задач на основе разработанной им всеобщей классификации понятий.
Термин «искусственный интеллект» (ИИ; англ. AI — «Artificial Intelligence») был предложен в 1956 г. на семинаре с аналогичным названием в Дартмутском колледже (США). Этот семинар был посвящен разработке методов решения логических задач. Вскоре после признания искусственного интеллекта особой областью науки произошло его разделение на два направления: нейрокибернетику и кибернетику «черного ящика». Эти направления развивались практически независимо, существенно различаясь как в методологии, так и технологически. И только в настоящее время стали заметны тенденции к объединению этих частей вновь в единое целое.
В настоящее время различают два основных подхода к моделированию искусственного интеллекта: машинный интеллект, заключающийся в строгом задании результата функционирования, и искусственный разум, направленный на моделирование внутренней структуры системы.
Основные области применения систем искусственного интеллекта: доказательство теорем, игры, распознавание образов, принятие решений, адаптивное программирование, сочинение машинной музыки, обработка данных на естественном языке, обучающиеся сети (нейросети), вербальное концептуальное обучение. Моделирование систем первой группы достигается за счет использования законов формальной логики, теории множеств, графов, семантических сетей и других достижений науки в области дискретных вычислений, а основные результаты заключаются в создании экспертных систем, систем разбора.
Цель проекта – изучить перспективы дальнейшего развития искусственного интеллекта.
Задачи проекта: ознакомиться с историей создания искусственного интеллекта, его использованием на практике и направлениями его дальнейшего развития.
Изучить историю искусственного интеллекта.
Изучить применение искусственного интеллекта в настоящее время.
Выявить достоинства и недостатки искусственного интеллекта.
Ознакомиться с перспективами развития искусственного интеллекта в будущем.
Объект работы: искусственный интеллект и перспективы его развития.
Актуальность темы очевидна, так как использование искусственного интеллекта в будущем будет развиваться, а сферы его применения расширятся. Мир постепенно будет меняться: так как человека заменят роботы, могут исчезнуть многие профессии в будущем.
Практическая значимость: материал проекта можно будет использовать при изучении темы по информатике, а также для желающих заняться созданием искусственного интеллекта, в частности, робототехникой.
1. Искусственный интеллект.
1.1 Понятие об искусственном интеллекте.
Система искусственного интеллекта (ИИ) — это программная система, имитирующая на компьютере процесс мышления человека. Для создания такой системы необходимоизучить сам процесс мышления человека, решающего определенные задачи или принимающего решения в конкретнойобласти, выделить основные шаги этого процесса и разработать программные средства, воспроизводящие их на компьютере. Следовательно, методы ИИ предполагают простой структурный подход к разработке сложных программных систем
принятия решений.
Фото 1. Робот-лектор.
Искусственный интеллект — это направление информатики, целью которого является разработка аппаратно-программных средств, позволяющих пользователю-непрограммисту ставить и решать свои традиционно считающиеся интеллектуальными задачи, общаясь с ЭВМ на ограниченном подмножествеестественного языка.
Идея создания искусственного подобия человека для решения сложных задач и моделирования человеческого разума, что называется, «витала в воздухе» еще в древнейшиевремена. Родоначальником искусственного интеллекта считается средневековый испанский философ, математик и
поэт Раймонд Луллий, который еще в XIII в. пытался создать механическое устройство для решения различных задач на основе разработанной им всеобщей классификации понятий.
Фото 2. Искусственный интеллект на службе у человека.
Председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи заявил, что для России является важной проблема вытеснения рабочей силы искусственным интеллектом.
Рано или поздно людей заменят автоматизированной системой, и на рынок выплеснется 2% работоспособного населения страны. Именно поэтому о том, как их трудоустроить, тех, кто потеряет работу вследствие развития цифровых технологий, нужно думать уже сейчас. По мнению председателя, уже в скором будущем мы столкнемся с ростом безработицы.
1.2 Искусственный интеллект в России
В 1954 г. в МГУ начал работу семинар «Автоматы и мышление» под руководством академика А. А. Ляпунова (1911– 1973), одного из основателей российской кибернетики. В этом семинаре принимали участие физиологи, лингвисты, психологи, математики. Принято считать, что именно в это время родился искусственный интеллект в России.
Как и за рубежом, в нем выделились два основных направления — нейрокибернетика и кибернетика «черного ящика». В 1954–1964-х гг. создавались отдельные программы и проводились исследования в области поиска решения логических задач. В ЛОМИ (Ленинградском отделении Математического института имени Стеклова) была создана программа АЛПЕВ ЛОМИ, автоматически доказывающая теоремы, которая основана на оригинальном обратном выводе Маслова, аналогичном методу резолюций Робинсона. Среди наиболее значимых результатов, полученных отечественными учеными в 1960-е гг., следует отметить алгоритм «Кора» М. М. Бонгарда, моделирующий деятельность человеческого мозга при распознавании образов.
Большой вклад в становление российской школы искусственного интеллекта внесли и такие выдающиеся ученые, как М. Л. Цетлин, В. Н. Пушкин, М. А. Гаврилов, чьи ученики стали пионерами этой науки в России. В 1965–1980-х гг. родилось новое направление ИИ — ситуационное (соответствующее представлению знаний в западной терминологии). Основателем этой научной школы стал профессор Д. А. Поспелов. Были разработаны и специальные модели представления ситуаций (представления знаний). При том, что отношение к новым наукам в советской России всегда было настороженным, наука с таким «вызывающим» названием тоже не избежала этой участи и была встречена в Академии наук «в штыки».
К счастью, среди членов Академии наук СССР нашлись люди, не испугавшиеся столь необычного словосочетания в качестве названия нового научного направления. Однако только в 1974 г. при Комитете по системному анализу при президиуме АН СССР был создан научный совет по проблеме «Искусственный интеллект», его возглавил Д. А. Поспелов. По инициативе этого совета было организовано пять комплексных научных проектов, возглавляемых ведущими специалистами в данной области: «Диалог» (работы по пониманию естественного языка), «Ситуация» (ситуационное управление), «Банк» (банки данных), «Конструктор» (поисковое конструирование) и «Интеллект робота». В 1980–1990-х гг. в нашей стране проводились активные исследования в области представления знаний, разрабатывались языки представления знаний и экспертные системы; в МГУ был создан язык Рефал. В 1988 г. была сформирована Ассоциация искусственного интеллекта (АИИ), президентом которой единогласно был избран Д. А. Поспелов.
В рамках этой ассоциации проводилось большое количество исследований, были организованы школы для молодых специалистов, семинары, симпозиумы, раз в два года проводились объединенные конференции, издавался научный журнал. Следует отметить, что уровень теоретических исследований по искусственному интеллекту в России всегда был ничуть не ниже общемирового. Однако, к сожалению, начиная с 1980-х гг. на прикладных работах начинало сказываться постепенное отставание в технологии. На данный момент отставание в области разработки промышленных интеллектуальных систем составляет примерно 3–5 лет. Основные области применения систем искусственного интеллекта: доказательство теорем, игры, распознавание образов, принятие решений, адаптивное программирование, сочинение машинной музыки, обработка данных на естественном языке, обучающиеся сети (нейросети), вербальное концептуальное обучение.
1.3 Представление знаний в интеллектуальных системах
В настоящее время наиболее используемые подходы к представлению знаний в интеллектуальных системах:
Методы инженерии знаний, ориентированные на формализацию знаний:
– логические модели, в том числе продукционные (правила);
– семантические сети;
– фреймы;
Методы, ориентированные на обучение:
– нейронные сети;
– байесовские сети (условные вероятности);
– скрытые модели Маркова.
Существует и другая классификация методов представления знаний:
• Логические
• Эвристические
• Нейронные сети
• Вероятностные
2. Направления развития искусственного интеллекта
2.1 Модели представления знаний
2.1.1 Нейронные сети
Это направление стабильно держится на первом месте. Продолжается совершенствование алгоритмов обучения и классификации в масштабе реального времени, обработки естественных языков, распознавания изображений, речи, сигналов, а также создание моделей интеллектуального интерфейса, подстраивающегося под пользователя. Среди основных прикладных задач, решаемых с помощью нейронных сетей, - финансовое прогнозирование, раскопка данных, диагностика систем, контроль за деятельностью сетей, шифрование данных. В последние годы идет усиленный поиск эффективных методов синхронизации работы нейронных сетей на параллельных устройствах.
2.1.2 Эволюционные вычисления
На развитие сферы эволюционных вычислений (ЭВ; автономное и адаптивное поведение компьютерных приложений и робототехнических устройств) значительное влияние оказали, прежде всего, инвестиции в нанотехнологии. ЭВ затрагивают практические проблемы самосборки, самоконфигурирования и самовосстановления систем, состоящих из множества одновременно функционирующих узлов. При этом удается применять научные достижения из области цифровых автоматов.
2.1.3 Нечеткая логика
Системы нечеткой логики активнее всего будут применяться преимущественно в гибридных управляющих системах.
2.1.4 Обработка изображений
Продолжится разработка способов представления и анализа изображений (сжатие, кодирование при передаче с использованием различных протоколов, обработка биометрических образов, снимков со спутников), независимых от устройств воспроизведения, оптимизации цветового представления на экране и при выводе на печать, распределенных методов получения изображений.
2.1.5 Экспертные системы
Спрос на экспертные системы остается на достаточно высоком уровне. Наибольшее внимание сегодня привлечено к системам принятия решений в масштабе времени, близком к реальному, средствам хранения, извлечения, анализа и моделирования знаний, системам динамического планирования.
2.1.6 Интеллектуальные приложения
Рост числа интеллектуальных приложений, способных быстро находить оптимальные решения комбинаторных проблем (возникающих, например, в транспортных задачах), связан с производственным и промышленным ростом в развитых странах.
2.1.7. Распределенные вычисления
Распространение компьютерных сетей и создание высокопроизводительных кластеров вызвали интерес к вопросам распределенных вычислений - балансировке ресурсов, оптимальной загрузке процессоров, самоконфигурированию устройств на максимальную эффективность, отслеживанию элементов, требующих обновления, выявлению
Рис. 1. Надежная защита информации.
3. Проблемы создания искусственного интеллекта.
В наибольшей мере системы искусственного интеллекта используют формально-логические структуры, что обусловлено их неспецифичным для мышления и, в сущности, алгоритмическим характером. Это дает возможность относительно легко реализовать их технически. Однако, даже в этом случае кибернетике, как науке, предстоит пройти большой путь.
В системах искусственного интеллекта ещё слабо используются модальная, императивная, вопросная и иные логики, которые функционируют в человеческом интеллекте, и не менее необходимы для успешных познавательных процессов, чем давно освоенные логикой, а затем и кибернетикой формы выводов. Повышение «интеллектуального» уровня технических систем, безусловно, связано не только с расширением применяемых логических средств, но и с более интенсивным их использованием – проверка информации на непротиворечивость, конструирования планов вычислений и многое другое.
Уже разработаны проблемно-ориентированные фрагменты естественных языков, достаточные для решения системой ряда практических задач. Наиболее важным итогом такой работы является создание семантических языков (и их формализация), в которых слова-символы имеют определенную интерпретацию.
4. Угрозы человечеству от бурного развития искусственного интеллекта: мифы или реальность?
Мы приближаемся к тому времени, когда машины превзойдут людей почти в любом деле. Некоторые ученые считают, что обществу нужно посмотреть в лицо этой проблеме до того, как она встанет во весь рост. Если машины будут способны делать почти всё, что умеют люди, что тем останется делать? Долгое время на пути автоматизации стояли технологические ограничения — машины не могли распознавать образы и речь, не могли говорить, не могли достаточно хорошо понимать смысл высказываний на естественном языке, не имели достаточно данных для того, чтобы научиться многим привычным для человека вещам.
Благодаря последним достижениям в сфере искусственного интеллекта многие из этих ограничений фактически оказались сняты. Кроме того, многие профессии сами претерпели трансформацию, что сделало их более удобными для автоматизации.
Например, современный офисный служащий ведёт переписку не в бумажном, а в электронном виде, бухгалтер выполняет проводки не на бумаге, а в бухгалтерской программе, оператор станка управляет станком зачастую не при помощи рукоятей, а при помощи управляющей программы. Поэтому сейчас задача автоматизации во многих профессиях перестала быть научной и стала чисто инженерной.
Правда пока что производственная сфера, связанная с искусственным интеллектом, скорее создаёт рабочие места - нужны специалисты в области машинного обучения и подготовки данных, сотрудники для разметки обучающих массивов, специалисты по внедрению и т. д. Но в какой-то момент «электроовцы» возможно, станут есть людей, и о последствиях нужно позаботиться уже сейчас.
При этом важно понимать, что остановить технический прогресс нельзя, и попытка это сделать обернётся куда более катастрофичными последствиями.
Мы сможем когда-нибудь полностью довериться роботам (ИИ), или все-таки в любом деле должен быть человеческий фактор?
У этого вопроса есть несколько аспектов. С одной стороны, люди в прошлом с опаской относились практически к любой технике. Первый лифт, первый автомобиль, первый поезд или самолёт — всё это когда-то было непривычным, и многим казалось опасным. Да во многом опасным и было — техногенные катастрофы унесли немало жизней.
И тем не менее в наши дни все эти вещи стали привычными и уже не вызывают сильного страха. В этом смысле — наши потомки будут относиться к системам ИИ более спокойно. Люди порой склонны мистифицировать вещи, которые им непонятны. Дикарь думает, что в паровозе живёт злой дух, а современный обыватель думает, что наши системы ИИ обладают сознанием, хотя это далеко не так.
С другой стороны, я не думаю, что универсальные системы ИИ когда-либо станут частью нашей производственной сферы. На мой взгляд будущее скорее за синтетическими системами — то есть за объединением человека и машины в единый организм. В этом смысле искусственным интеллектом будущего будет усовершенствованный человеческий интеллект.
Кстати говоря, человеческий интеллект тоже не совсем корректно называть естественным. Ребёнок от рождения не обладает интеллектом, всему его учит общество, родители, окружающая среда. В этом смысле мы с вами все по сути дела «искусственные интеллекты», и наши страхи, связанные с ИИ, во многом являются страхами перед самими собой.
Последнее время многие ученые, например, Стивен Хокинг, Билл Гейтс или тот же Илон Маск, начали паниковать, что искусственный интеллект обрекает человечество на гибель, а будущее они видят какой-то антиутопией. Стоит ли воспринимать такие прогнозы всерьез?
Рис. 2. Все в моих руках.
Заключение
Ключевым фактором, определяющим в настоящее время развитие технологий искусственного интеллекта, считается темп роста вычислительной мощности компьютеров, так как принципы работы человеческой психики по-прежнему остаются неясными. Поэтому тематика ИИ-конференций выглядит достаточно стандартно и по составу почти не меняется уже довольно давно. Но рост производительности современных компьютеров в сочетании с повышением качества алгоритмов периодически делает возможным применение различных научных методов на практике. Так случилось с интеллектуальными игрушками, так происходит с домашними роботами.
В перспективе будут интенсивно развиваться временно забытые методы простого перебора вариантов (как в шахматных программах), обходящиеся крайне упрощенным описанием объектов. Но с помощью такого подхода (главный ресурс для его успешного применения - производительность) удастся решить, как ожидается, множество самых разных задач (например, из области криптографии). Уверенно действовать автономным устройствам в сложном мире помогут достаточно простые, но ресурсоемкие алгоритмы адаптивного поведения. При этом ставится цель разрабатывать системы, не внешне похожие на человека, а действующие, как человек.
Ученые пытаются заглянуть и в более отдаленное будущее. Можно ли создать автономные устройства, способные при необходимости самостоятельно собирать себе подобные копии (размножаться)? Способна ли наука создать соответствующие алгоритмы? Сможем ли мы контролировать такие машины? Ответов на эти вопросы пока нет.
Продолжится активное внедрение формальной логики в прикладные системы представления и обработки знаний. В то же время такая логика не способна полноценно отразить реальную жизнь, и произойдет интеграция различных систем логического вывода в единых оболочках. При этом, возможно, удастся перейти от концепции детального представления информации об объектах и приемов манипулирования этой информацией к более абстрактным формальным описаниям и применению универсальных механизмов вывода, а сами объекты будут характеризоваться небольшим массивом данных, основанных на вероятностных распределениях характеристик.
Список использованных источников
1.Основы искусственного интеллекта: учебное пособие / Е. В. Боровская, Н. А. Давыдова.М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. 127 с.
1. Бобровский С. «Перспективы и тенденции развития систем искусственного интеллекта»
2. Карл, Левитин, Поспелов, Хорошевский. «Будущее искусственного интеллекта» – М.: Наука, 1991.
3. Сотник С. Л., «Основы проектирования систем искусственного интеллекта» –1998.
4. http://5fan.ru/wievjob.php?id=82958
5. https://infourok.ru/proekt-po-informatike-iskusstvennyj-intellekt-5362628.html