Введение
Великая Отечественная война – событие, которое навсегда останется в памяти народа. Историческая память о нём передаётся из поколения в поколение и служит всем нам - потомкам напоминанием о величайшей трагедии нашего государства и народа.
2020 год, по указу президента России, стал Годом памяти и славы в честь 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне [1]. В целях сохранения исторической памяти, в течение всего года каждый человек нашей Родины от мала до велика присоединился к социальным проектам, акциям, приуроченными юбилейному году (приложение 1). Обучающиеся нашей школы, коллектив учителей, родители ответственно и творчески подошли к мероприятиям, посвящёнными этому героическому периоду истории нашей Родины. Самое историческое событие в честь празднования 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне произошло в нашей деревне Янтык Тюменского района - открытие нового памятника воинам - землякам, павшим на полях сражений, фронтовикам, вернувшимся с Победой в свою родную деревню, труженикам тыла и детям войны, которые приближали победу на трудовом фронте.
Актуальность данной темы заключается в том, чтобы молодое поколение 21 века знало и чтило память своих предков, чтобы оставили память в своих сердцах о людях, которые победили в той страшной войне. Пройдут годы, сменятся поколения, а память о людях, победившие войну сохранится. Мемориалы, памятники, обелиски будут напоминать людям о том, какой ценой завоевано счастье и как важно его беречь.
Деревня Янтык - одно из старинных татарских поселений в окрестностях Тюмени, где живут устремленные и талантливые люди, крепкие и дружные семьи, которые понимают и чтят своих предков. Около 60 наших односельчан встали на защиту нашей Родины от фашистских захватчиков. Не все вернулись с полей сражения: они погибли, пропали без вести или умерли от ран. В дань памяти и уважения по погибшим защитникам Родины все жители нашей деревни в канун Дня Победы идут к памятнику, чтобы возложить цветы – это стала традицией, передающейся из поколения в поколение.
Проблема. Учащиеся нашей школы знают в честь кого установлен памятник, но не знают историю его возникновения. Я обратила на это внимание и мне, как активисту школьного музея, стало интересно, когда был установлен первый памятник в нашей деревне и почему, и по чьей инициативе был создан новый памятник? Чтобы ответить на эти вопросы я решила провести исследование. Эта проблема определила тему моего исследования «История создания нового памятника. В нашей памяти им –жить!»
Цель моей работы: изучить вопросы создания памятника и показать его значение для нынешнего поколения.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
Исследовать историю создания памятника;
Изучить литературу по теме, провести сбор информации в СМИ;
Провести опрос среди учащихся и проанализировать результаты;
Провести беседы с жителями деревни, записать их воспоминания;
Оформить работу и приложения к ней, создать презентацию.
Объект исследования: памятник в честь односельчан-участников ВОВ.
Предмет исследования: история создания памятника.
Методы и приёмы исследования: поиск достоверных источников информации, беседа, фотосъёмка, анкетирование, анализ и обобщение информационного материала.
Гипотеза. Я предполагаю, что памятники, как символы мужества и героизма воинов, символы памяти, способствуют объединению людей разных поколений. Познакомившись с мемориалом своей деревни, мои сверстники узнают о его истории, обогатятся духовно и проникнутся уважением к людям и событиям, связанными с ними, и я считаю лучшим памятником должна стать память обо всех, кто воевал, кто трудился в тылу и всех, кто ждал.
Новизна исследования состоит в пробуждении интереса к истории малой родины, её прошлому, к происхождению таких объектов, как памятники, расположенных на территории нашего населённого пункта.
Практическая значимость заключается в возможности использования собранных материалов для школьного музея, для часов общения, для уроков по истории, обществознанию, ОРКСЭ, для публикации ВК
Место исследовательской работы: д. Янтык Тюменского района, Тюменской области.
Для целенаправленной и плодотворной работы я наметила сроки и этапы исследования.
1 |
октябрь, 2020г |
анкетирование среди учащихся своего класса |
2 |
ноябрь –декабрь январь, 2021 |
сбор материалов о создании нового памятника; встречи, беседы, фотосъёмки |
3 |
февраль |
поисковая работа в архиве школьного музея, в районной газете «Красное знамя», газета «Янарыш», интернет -ресурсах |
4 |
март - апреля |
обработка полученных данных и создание мультимедийной презентации; защита работы на районном научном форуме молодых исследователей «Шаг в будущее-2021» |
5 |
май-октябрь ноябрь |
работа в музее -помощь руководителю школьного музея; участие в акциях, уход за памятником; обсуждение и обработка полученных новых данных с научным руководителем; апробация работы; подготовка работы на заочный (отборочный) тур; защита работы на областном научном форуме «Шаг в будущее» |
Основное содержание
Память. Помянуть. Памятник.
В современном мире, когда все меняется, неизменным остается одно — это история, которую надо помнить. Помнить – значит знать героев, благодаря кому завоёван мир. Помнить –значит сохранить в памяти о великом подвиге своих предков в те далёкие годы войны. Благодаря нашим наставникам, через уроки, кружковые занятия, внеклассные мероприятия, классных часов мы обогащаем и углубляем свои знания об историческом прошлом семьи, села, о событиях 1941-1945 годов, о наших односельчан - участниках Великой Отечественной войны.Семьдесят пять лет прошло со времени окончания Великой Отечественной войны. Из поколения в поколение наш народ передает память об этой страшной войне, о героическом подвиге солдат на фронте, о трудовом подвиге в тылу. Одной из форм сохранения памяти народа о тех событиях являются памятники.
Что такое памятник? Обратимся к словарю С. И. Ожегова. Памятник – это скульптура или архитектурное сооружение в память кого - чего-нибудь (выдающейся личности, исторического события) [2]. Памятники и памятные места, возникшие непосредственно в ходе Великой Отечественной войны, возведенные после войны на могилах героев или местах, связанных с военными событиями на данной территории, являются «историко-документальными» [3, c. 13– 14].
Многие памятники и памятные места хорошо известны каждому гражданину нашей страны – это Брестская крепость, мемориальный комплекс в Волгограде, могила Неизвестного солдата в Москве и др. Учет реальных мест боевой славы начался уже в годы Великой Отечественной войны. В книге Б. И. Гаврилова «Памятники Великой Отечественной войны» по территории СССР указывается цифра более 100 тыс. выявленных памятников и памятных мест [4, с. 5], при этом он сам же отмечает, что из года в год поисковые отряды находят новые захоронения, боевую технику и т.п.
Таким образом, окончательное количество реальных памятников неизвестно.
На территории нашей деревни тоже есть 2 памятника, один из них посвящён нашим односельчанам, которые встали на защиту нашей Родины в годы Отечественной войны 1941-1945 гг. и навечно остались на поле боя. В память всех защитников –односельчан в нашей деревни 8 мая проходит ежегодное шествие «Бессмертный полк», учащиеся и жители в этот день проходят по самой главной улице деревни с гордостью неся портреты своих героев, устилают цветами подножие памятника погибшим солдатам как знак памяти и скорби. Возложение цветов и почтение памяти тех, кто отстоял Победу стала традицией на все времена.
Давно закончилась та страшная война, а память до сих пор жива, благодаря памятникам, установленным во всех городах, селениях нашей Родины. Эти каменные изваяния не дают нам забывать о том горе, которое постигло нашу страну в 1941 году. Памятники, обелиски помогают нам узнать и сохранить его историю, каждый может задуматься над тем, в честь какого важного события воздвигают памятники, каким людям посвящают. Чтобы ничего не исчезло бесследно, мне очень важно узнать и сохранить историю своего края, память об участниках войны для будущего поколения, и я думаю, моя исследовательская работа не останется не замеченной среди моих сверстников, родственников, односельчан. Стал вопрос, что знают мои сверстники о памятнике, расположенном на территории нашего Дома культуры.
С целью выявления знаний о памятнике я провела социологический опрос среди учащихся 4-6 классов в количестве 35 человек (приложение 2).
По результатам анкетирования видно, что большинство респондентов хорошо осведомлены о времени и месте проведения митингов, какому периоду и кому посвящён памятник. Но многие хотели бы ещё узнать об истории открытия нового памятника.
Я сделала вывод: мне, как начинающему экскурсоводу школьного музея, просто необходимо познакомить учащихся моей школы с подробной историей открытия памятника, о его роли в жизни деревни (приложение3).
История создания нового памятника. В нашей памяти им –жить!
История создания нового памятника – это часть истории 21 века для нашего населённого пункта, которую должен знать любой уважающий себя человек и передавать эту правду из поколения в поколение. Чтобы познакомить своих одноклассников с историей открытия нового памятника я обратилась за помощью руководителю нашего школьного музея Таслиме Нурулловне, которая стала моим наставником, консультантом в моей исследовательской работе. Ещё раз перечитала историю нашей деревни, хранящуюся в школьном музее, пересмотрела альбомы, посвящённые тыловикам, ветеранам Великой Отечественной войны, ознакомилась с подлинными наградными документами некоторых ветеранов войны, тыла, изучила исследовательские, творческие работы, сочинения учащихся нашей школы(приложение4).
С целью изучения необходимой литературы посетила школьную и сельскую библиотеки, также связалась с очевидцами открытия первого памятника в нашем населённом пункте.
Памятник...значение этого слова говорит само за себя - хранить память, память о тех, кто не вернулся в свой родной уголок. Памятник, который расположился у нас в деревне несёт историческую информацию, которая свидетельствует о военных исторических событиях 1941-1945 гг.
Беседуя со своей бабушкой Марзиёй Абитовной, я узнала: первый памятник в нашей деревне был установлен на территории школы в 1985 году по инициативе активных жителей деревни, до этого времени он стоял в п. Каскара Тюменского района (приложение 5).
Монумент имел простую форму высотой 2-3 метра, в хорошем состоянии, активистами деревни памятник был перекрашен в стальной цвет, а на гранитной плите в алфавитном порядке были нанесены имена героев –односельчан, которые навечно остались на поле боя в годы Великой Отечественной войны.
Памятник и прилегающая к нему территория сразу стали для жителей нашей деревни особо почитаемым местом. Территория обелиска была огорожена железной изгородью, высажена низкорослыми кустарниками и цветами. Учащиеся школы шефствовали над памятником: наводили порядок, удаляли сорняки, ухаживали за цветами. В Дни Победы в Великой Отечественной войне возле памятника проводились митинги, собирались жители деревни, чтобы почтить память тех, кто отдал свои жизни за мир в нашей стране. Здесь проводились уроки памяти для школьников, ветераны со слезами на глазах вспоминали своих товарищей, братьев, которые не вернулись с поля боя, с дрожащим голосам, делая долгие паузы, вновь погружаясь в тяжелые воспоминания о военных сражениях рассказывали о своих боевых наградах.
В 1999 году, в связи со строительством новой школы, памятник был перенесён на территорию Дома культуры (приложение 6)
Время идёт, с каждым годом памятник ветшает и рушится, гранит стареет.
В ходе исследовательской работы от Раиля Юсуповича Баширова, секретаря первичного отделения № 32 д. Янтык Всероссийской политической партии «Единая Россия», я узнала, что идея обновить памятник возникла в 2019 году, накануне 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.
На собрании единомышленников политической партии «Единая Россия» от Раифа Исрафиловича Сабирова поступило предложение о замене памятника. Инициативная группа, в лице Руфили Махмутовой -учителя английского языка, куратора РДШ Янтыковской СОШ, Рачии Мидхатовны Сабировой -учителя русского языка, Гульфиры Чагваровны Сагутдиновой –методиста Янтыковской СОШ, Гульсии Каримовой, лидера РДШ Янтыковской СОШ, работала над созданием социального проекта под названием «Памятники- наше прошлое и будущее» (приложение 7).
В обсуждении проекта памятника активное участие приняли руководитель национально- культурной автономии татар Тюменского района Альберт Алтынгузин, Анастасия Левинова - директор МАУ ТМР МЦ «ПОКОЛЕНИЕ», секретарь партии Единая Россия по ТМР Цветанская Т.С. Они обратили внимание на этот проект и порекомендовали его председателю Думы Андреевского МО Арипову Рустаму для участия в конкурсе грантовых проектов среди молодых депутатов в Тюменской областной Думе.
Рустам Арипов с предложенным социальным проектом «Памятники –наше прошлое и настоящее» принял участие в конкурсе и одержал победу. Проект получил финансирование от фракции «Единая Россия» Тюменской областной Думы.
В ходе нашей беседы, Раиль Баширов подчеркнул: основной идеей проекта «Памятники –наше прошлое и настоящее»было – увековечить память обо всех, кто самоотверженно сражался и трудился в те страшные годы Великой Отечественной войны, отстаивая родную землю от фашистских захватчиков, с целью поддержать интерес подрастающего поколения к истории Великой Отечественной войны. Эту идею поддержали и жители деревни, и Администрация Каскаринского муниципального образования Тюменского района.
Путём исследовательской работы я узнала для того, чтобы открытие нового памятника состоялось к юбилею Победы, была проделана колоссальная работа с архивными документами Военного комиссариата Тюменского, Нижнетавдинского и Ярковского районов Мамутовой Нурзилёй Равильевной (приложение 8).
В архиве ею велась трудоёмкая работа по уточнению списка погибших, пропавших без вести, вернувшихся с победой для занесения их имён на памятник. Поиск информации для установления точных данных о ветеранах – односельчан вёлся и на Интернет-ресурсах как «Подвиг народа», «Мемориал», «Память Народа», «Дорога памяти». [5] Тщательная работа с архивными материалами Военного комиссариата, школьного музея, работа с населением позволило в кратчайшие сроки воссоздать наиболее полный список ветеранов Великой Отечественной войны.
В беседе с Нурзилёй Равильевной и Таслимой Нурулловной было отмечено, установить некоторые точные сведения об участниках войны помогла книга «Память», [6] которая находится в школьном музее и в библиотеке, очень огромная помощь была оказана со стороны близких людей ветеранов ВОВ, которые предоставили личные документы фронтовиков, хранящиеся в домашних архивах.
Таким образом, благодаря таким инициативным людям, патриотам своей страны, восстановиласьисторическая справедливость. До настоящего времени в списках на старом памятнике были указаны имена только 15 погибших на фронте наших земляков, информация, полученная руководителем школьного музея от родственников погибших воинов, привела к дополнению списка погибших ещё 6 именами.
Главой администрации Каскаринского муниципального образования Тюменского района Копыловым Игорем Васильевичем было принято решение: увековечить на памятнике имена 34 воинов- односельчан, вернувшихся с Победой и увековечить имена 21 героя, которые навечно остались на поле боя. После согласований в высших инстанциях проект «Памятники – наше прошлое и настоящее» был утвержден и строительные работы по установке нового памятника в нашей деревне начались под личным контролем депутата Думы Каскаринского МО, Раиля Юсуповича Баширова.
Можно сделать вывод: Памятники – это вехи истории. Они позволяют ощутить связь эпох и поколений, почувствовать свой долг перед теми, кто не вернулся с поля боя и, кто помогал ковать Победу в тылу. Пройдут годы, сменятся поколения, а память о ветеранах будет сохраняться и передаваться из поколения в поколение.
В процессе моей работы я выяснила, что в нашей деревне есть семьи, которые знают места захоронения своих героев, куда могут прийти и отдать дань памяти предкам, которые навечно остались на поле боя. Доказательством тому является беседа с Рауфатом Тимергалиевичем, в ходе которой я узнала, что члены их семьи чтят память своего деда, прадеда Шамсутдинова Камалетдина Шамсутдиновича, 1898 года рождения, который погиб в 1943 году. Правнуки, внуки в 2017 году побывали на братской могиле своего деда в д. Пустошка, Мгинского района, Ленинградской области, установили табличку с надписью и фотографией, оставили горсть родной земли на братской могиле, а привезённой с неё посыпал могилу жены в местном кладбище.
Результатом беседы стало пополнение архива школьного музея документами фронтовика, которые предоставил его внук Рауфат Тимергалиевич, 1962 года рождения — это копия извещения о смерти героя –земляка, его личная фотография, фото, видео -снимки с места захоронения (приложение 9).
Заключение
Работа по исследованию истории возникновения памятника позволила мне узнать много нового из истории своей малой Родины, его жителях, героях –защитниках.
В результате проделанной работы выяснила следующее:
Первый памятник был установлен на территории школы в 1985 году по инициативе старосты деревни, управляющим совхоза «Каскаринский» Юскаевым Шамилем Сайфулловичем и активными жителями д. Янтык в числе которых были ветераны войны 1941-1945 гг. На общем собрании было принято решение: увековечить на гранитной плите памятника имена участников Великой Отечественной войны, погибших в сражении и пропавших без вести.Списки погибших для мемориальной плиты были составлены родственниками погибших, и со слов участников Великой Отечественной Войны.
Памятник и прилегающая к нему территория сразу стали для жителей нашей деревни особо почитаемым местом.
В 1999 году памятник был перенесён на территорию Дома культуры
В 2001 году поднимался вопрос обновления памятника, но в силу обстоятельств вопрос не решился (скоропостижный уход из жизни бывшего управляющего отделением Янтык совхоза «Каскаринский»)
В начале мая 2019 года, единомышленниками Всероссийской политической партии «Единая Россия» было предложено обновить памятник и созданный проект «Памятники – наше прошлое и настоящее» стал победителем конкурса проведённый среди молодых депутатов региона. Благодаря этому конкурсу был решён вопрос об обновлении памятника в д.Янтык.
24 мая 2019 году состоялась встреча активистов д. Янтык по вопросу установки нового памятника.
Сбор, систематизация, уточнение списка о земляках-участниках ВОВ вёлся активистами деревни в архивах школьного музея, Тюменского военкомата, на Интернет-ресурсах как «Подвиг народа», «Мемориал», «Память народа», «Дорога памяти».
Эскиз памятника был разработан Башировым Р.Ю., Сагутдиновой Г.Ч., Мухамедьзяновой Т.Н., Мамутовой Н.Р. и Каримовой Г.Д.
14.07.2020 начались строительные работыбригадой рабочих из Тюмени под руководством бригадира Курашко Николая Николаевича.
8 сентября 2020 года состоялось открытие нового памятника.
Информация об открытие памятника размещена в сети Интернет: в группе «Янтыковская СОШ», в группе «Музей боевой и трудовой славы д.Янтык» и в СМИ:
районная газета «Красное знамя», областная газета «Янарыш». [7]
Выше сказанное ещё раз подтверждает: наши ветераны Великой Отечественной войны, ветераны тыла, дети войны заслужили своим ратным подвигом право на справедливую и честную память. Есть память личная, есть семейная, а есть память народная. Память о Великой Отечественной войне – народная память. И пока мы будем помнить, будет жить и наш народ. А памятники воинам – освободителям являются связующим звеном между прошлым и будущим. Изучая историю памятника, я узнала какие подвиги совершали мои односельчане и на фронте, и в тылу, ощутила гордость за то, что они сделали во имя будущего нашей Родины.
Открытие памятника в нашем населённом пункте ещё раз говорит о том, что мы не должны забывать подвиги наших земляков, мы должны быть благодарны им за их мужество и отвагу, за храбрость и доблесть! На сегодняшний день новый памятник выглядит по-другому, он состоит из трёх стел: 1) «Они вернулись с победой!», 2) «Никто не забыт, ничто не забыто» с переводом «Беркем дә, бернәрсә дә онытылмады», 3) «Труженикам тыла и детям войны 1941-1945гг от благодарных потомков».
Каждый житель в любое время может прийти сюда, чтобы почтить память своего героя. Каждый гость может здесь остановиться и вспомнить своих близких, пришедших и не пришедших с войны и почтить память минутой молчания.
Моё предположение, что памятники, как символы мужества и героизма воинов, символы памяти, способствуют объединению людей разных поколений, подтвердилось.
В моей семье тоже есть люди, которые прошли войну, это мой прадед Мухамедзянов Валиша Вальмухаметович, его имя высечено на первой стеле, но, к сожалению, есть и без вести пропавшие, чьи имена остались в поимённых списках «Никто не забыт и ничто не забыто» - это Мухамедзянов Нуриахмет Вальмухаметович, Мухамедзянов Валика Мухамедзянович. Наши отцы, деды, прадеды заслужили, чтобы их знали и помнили, в моей памяти они будут жить вечно, об их подвигах я буду рассказывать следующему поколению.
Таким образом: цель работы достигнута. Мне удалось исследовать историю создания памятника. Мои гипотезы, выдвинутые в начале исследования, в ходе работы нашли подтверждение. По результатам исследования, я создала презентацию «В нашей памяти им –жить!», которая поможет учащимся, нашему населению прикоснуться к истории родной деревни.
По тем сведениям, которые мне удалось собрать можно сделать вывод: солдаты, победившие в войне, навечно останутся в поимённых списках на гранитных плитах. И в нашей памяти им - жить! (приложение 10)
Свою исследовательскую работу я защитила на музейном уроке «Вспомним всех поимённо», также выступила перед своими одноклассниками на классном часе, перед учащимися 4 класса на уроке по ОРКСЭ, приняла участие в проекте «Добро в село»экспедиционной группы молодёжного центра «Поколение» Тюменского района.
Данной работой я хотела, чтобы мои сверстники почувствовали свой долг перед теми, кто ковал Победу на фронте и в тылу, хотела привлечь внимание учащихся на то, что благодаря героизму наших предков, односельчан мы живём в такой красивой деревне нашего района,и я считаю, что мне это удалось.
Своей исследовательской работой я заинтересовала одноклассников и убедила их, что сохранение семейных ценностей и традиций необходимо для дальнейшего развития и процветания нашей малой родины, своей работой я дала понять, что памятники – память и история всей страны, и они должны выглядеть достойно, мы обязаны сохранить все наши памятники, нашу историческую память.
В связи с пандемией COVID-19 многие жители нашей деревни, особенно старшее поколение, не смогли присутствовать на открытие памятника, но сейчас у них есть возможность посмотреть видеосюжеты ВК «Янтыковская СОШ», в группе «Музей боевой и трудовой славы д.Янтык».
Итоговым результатом стало активное участие учащихся моей школы в различных конкурсах, посвящённых Великой Отечественной войне, проявление ими внимания и уважения к ветеранам труда, тыла, пожилым людям, участие в социально-значимых акциях, оказание посильной помощи нашим тыловикам, односельчанам.
Данная работа имеет продолжение, то есть мы будем дальше исследовать памятники нашей деревни, ведь помимо памятника, посвящённого участникам ВОВ есть ещё один памятник –памятник человеку труда.
Список литературы
Указ Президента Российской Федерации от 08.07.2019 № 327 "О проведении в Российской Федерации Года памяти и славы"
Словарь С.И.Ожегова
Азизян И.А., Иванова И.В. Памятники вечной славы: Концепция и композиция. – М.: Стройиздат, 1976
Б.И.Гаврилов «Памятники Великой Отечественной войны» М. Знание, 1989
Электронные ресурсы: «Подвиг Народа», «Память Народа», «Мемориал»
Ю.М.Конев, Н.Т.Вокуев, С.Б.Власов, В.Ф.Кныш… Память. Российская Федерация, Тюменская область. Екатеринбург, Средне – Уральское книжное издательство, 1994
Подшивка районной газеты «Красное знамя», «Янарыш».
Видеосюжеты:https://vk.com/public181210429, https://vk.com/club194079099
Приложение 1
Онлайн акции 75 –летию Победы в Великой Отечественной войне
Ежегодное шествие «Бессмертный полк»
в память всех защитников –односельчан
Приложение 2
№ п/п |
Вопросы |
Варианты ответов |
Результат в процентном выражении % |
1 |
Нужно ли ставить памятники в населённых пунктах? |
Да |
97 |
Нет |
0 |
||
Не знаю |
3 |
||
2 |
В какой день у памятника проходят митинги в нашей деревне? |
8 марта |
0 |
8 мая |
100 |
||
22 июня |
100 |
||
3 |
В каком году открыли новый памятник в нашей деревне? |
2019 |
|
2021 |
|||
2020 |
100 |
||
4 |
Участникам какой войны посвящен памятник? |
Афганская война |
|
Великая Отечественная война |
100 |
||
Чеченская война |
|||
5 |
Считаешь ли ты, что охране памятников уделяется достаточное внимание? |
Да |
91 |
Нет |
|||
Не знаю |
8,6 |
||
6 |
Знаешь ли ты историю открытия нового памятника? |
Да |
14 |
Нет |
86 |
||
7 |
Хотел бы ты узнать подробную информацию об истории открытия нового обелиска? |
Да |
100 |
Нет |
|||
Не знаю |
|||
8 |
Посещаешь ли школьный музей? |
Да |
100 |
Нет |
Приложение 3
Памятники – это вехи истории
1985 год 2019 год
2003 год –памятник человеку труда 2020 год –новый памятник
Приложение 4
М узеи, библиотеки, архивы –хранители исторической информации
Приложение 5
Первый памятник в нашей деревне был установлен на территории школы в 1985 году
Особо почитаемое место
Приложение 6
В связи со строительством новой двухэтажной школы памятник был перенесён на территорию Дома культуры
1999 год
Приложение 7
В ремя идёт.
С каждым годом памятник
ветшает и рушится,
гранит стареет.
Новому памятнику быть!
2019 год
Социальный проект «Памятники –наше прошлое и настоящее»
Идея проекта «Памятники –наше прошлое и настоящее» - увековечить память обо всех, кто самоотверженно сражался и трудился в годы Великой Отечественной войны
Приложение 8
История создания нового памятника – это часть истории 21 века
для нашего населённого пункта
Приложение 9
Герои есть в каждой семье. Пополнение архива школьного музея
Фотография на реставрации
Пройдут годы, сменятся поколения, а память о ветеранах будет сохраняться и передаваться из поколения в поколение
На братской могиле своего деда побывали внуки, правнуки
Приложение 10
Памятники –это связь эпох и поколений
Солдаты, победившие в войне, навечно останутся в поимённых списках на гранитных плитах.
В нашей памяти им –жить!
Экспедиционная группа молодёжного центра «Поколение»
Тюменского районас проектом «Добро в село»