Мы будем первым поколеньем, что не оставит от себя следов. История в письме

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мы будем первым поколеньем, что не оставит от себя следов. История в письме

Рафальсон А.Л. 1
1МБОУ СОШ №6 г Мытищи
Марковская С.В. 1
1МБОУ СОШ №6 го Мытищи
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мы будем первым поколением, что не оставит от себя следов. Мы не оставим своих писем. От себя из юности, когда так остро и неразделённо, а позже понимаешь, что не с тем. Мы не оставим писем от себя постарше, для друзей, с которыми тоскуем по неважным прежде дням. Мы не оставим своих почерков, затертой, мятой, сложенной бумаги, конвертов с адресами, штемпелями, именами тех, кому и от кого…

Не будет мемуаров, дневников, записок, писем, фотографий разных лет. Не будет биографий, почерков, всего, что для кого-то остаётся нитью к нам, ушедшим навсегда. Мы будем первыми, кто растворится без следа.

Привет, эпоха гаджетов, компьютеров и соцсетей. Ты умудрилась нас стереть...

Яков Кедми

В один летний день, разбирая с папой кладовку, мы нашли коробку с письмами моего прадедушки. Эти письма были очень старыми. И меня они сразу заинтересовали. Мой прадедушка, Мустаев Хашим Фатыхович, родился в 1918 году, но я его хорошо помню. Он умер в 97 лет. Он — выдающаяся личность. У него очень интересная и богатая биография. Хашим учился в Уфимской 20-ой школе первой ступени, где окончил 4 класса по арабскому алфавиту. Поэтому мне часто встречались письма, написанные на арабском языке. Это письма его сестры, которая так же хорошо знала арабский язык. Мой прадед закончил балетное отделение в Уфе, а позже знаменитое хореографическое училище в Ленинграде. И был приглашен на работу солистом балета в Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский театр), где проработал более 20 лет. При разборе писем, конечно, мне встретились его письма с гастролей: из Румынии, Венгрии, Германии, Франции. Интересно, что эти письма были отправлены в советское посольство, а на письме просто написано «артисту Ленинградского балета Мустаеву Хашиму». Также мой прадедушка 2 года работал во Вьетнаме, открывал там балетную школу. Сколько трогательных писем написаны ему его детьми и женой! Сколько в них уважения и любви. Не обошла моего прадеда и война. В сентябре 1941года он ушел добровольцем в Красную армию. Окончил Челябинскую школу авиамехаников ЧВАШМ. Военные письма не сохранились, но есть очень интересные письма 1941 года от подруги из Ленинграда. Когда только-только началась война и люди еще не совсем поняли, что происходит. Но даже в письме того времени написано: «…что у нас правду говорят очень редко — почти никогда».

Письма всю жизнь окружали моего прадедушку. Уже во взрослом возрасте ему часто приходили поздравительные открытки от друзей из разных городов и стран, от известных писателей и композиторов, и даже от президента нашей страны. В свои 94 года Хашим Мустаев написал автобиографическую книгу «Далекое и Близкое». Это книга — альбом воспоминаний его жизни, в которой много интересных исторических фактов, старых театральных программок, фотографий жизни и выступлений с гастролей по городам России и за рубежом. Р. Нуреев, Г. Уланова, А. Осипенко, Н. Дудинская, К. Сергеев, М. Эсамбаев, Ю. Григорович — это не весь список выдающихся людей, с кем посчастливилось работать и дружить моему прадедушке. И он постарался описать всю свою интересную и насыщенную жизнь в этой книге.

Мне стало интересно, пишут ли современные дети письма? Актуально ли это сейчас или ушло в прошлое?

Объект исследования: формы письменного общения (переписки).

Предмет исследования: использование форм письменного общения (переписки) в прошлом и в современном мире.

Цель работы: провести сопоставительный анализ использования форм письменного общения (переписки) в прошлом и в современном мире; донести до современных детей важность сохранения бумажной переписки.

Для изучения материала я определила задачи своего исследования:

Изучить историю возникновения письма;

Определить, как и зачем писать письма;

Провести опрос среди учащихся своего класса и выяснить, писали ли они бумажные письма;

Сравнить почерк ребенка, который писал пером, и современных детей, которые пишут шариковой ручкой;

Организовать в классе переписку через «Почту России» и тем самым научить детей писать письма;

Сравнить содержание почтовых и электронных писем;

Определить, для чего нужна марка, и какие марки используют сейчас.

Для решения поставленных задач я определила методы исследования: изучение материала с помощью печатных изданий и интернета; разбор и анализ писем своего прадедушки; беседа с учащимися; анкетирование; статистическая обработка полученных данных.

Гипотеза исследования: Современные дети не пишут бумажные письма. Электронные письма, короткие сообщения и смс полностью их вытеснили и заменили.

Актуальность данной исследовательской работы связана с тем, что письма— это часть нашей истории. Во многих из них содержится не только информация, но и чувства, эмоции автора, которые наполняют человека и обогащают его. Письма великих людей — настоящая школа мудрости и нравственности. Именно поэтому важно разобраться в том, что происходит с письмами в современном мире.

1. Письмо

1. 1. История письма

История почтового письма насчитывает не только столетия, но тысячелетия. Происхождение письма было вызвано необходимостью обмениваться информацией. Первые письма отправлялись только в военных целях и были широко распространены в Ассирии, Персии, Египте. Тогда использовались пешие или конные гонцы, которых сейчас назвали бы курьерами. Да, современным представителям этой профессии есть чему поучиться, так как, например, в Древней Греции они за час пробегали 55 стадий, что составляет примерно 10 км, а за один рейс – 400-500 стадий. Но самой прославленной и организованной была история письма Древнего Рима. Юлий Цезарь создал государственную почту, и перевозки писем стали упорядоченными: имелись крупные и мелкие почтовые станции, где возницы могли передохнуть и переночевать, поменять лошадей и т.д.

Однако на этом история развития письма приостановилась. В Европе правители ленились организовать свою систему связи, а предпочитали, как и в древности, пользоваться курьерами. Возможно, все так бы и осталось, если бы не монахи, которые в те далекие времена были носителями культуры и знаний. Церковь поддерживала регулярную переписку между своими членами, и у нее была своя монастырская почта, работающая при помощи странствующих монахов.

И всё-таки цивилизация двигалась вперед, а потому появилась необходимость в переписке, и в истории возникли новые виды писем. Прежде всего, это были купеческие письма. Большие торговые дома содержали своих курьеров и даже организовали перевозку посылок и писем. Кроме этого, появилась городская почта, когда письма горожан забирали в определенные дни и за небольшую плату в установленные сроки доставляли по назначению. И лишь в XVI-XVII веках во Франции, Швеции, Англии возникли настоящие почтовые учреждения. Они были как государственными, так и частными, а прибытие почтового дилижанса было целым событием. Постепенно письма стали доступным и любимым средством связи. В XIX веке, после появления железных дорог и паровозов, увеличилась скорость перевозки писем, появилась возможность общения между самыми отдаленными странами. Сейчас история почтового письма отсчитывает последние дни. Многие перешли на электронные письма, появились мобильные телефоны и SMS-сообщения, а на почту люди все чаще заходят не за конвертами, а для оплаты коммунальных услуг, мобильной связи и т.д. Тем не менее, хочется надеяться, что история почтового письма все же не закончится. Ведь электронное письмо не сохранишь на годы, да и Деду Морозу не отправишь. Так как история возникновения письма насчитывает столетия, хочется верить, что люди XXI века не забудут то ощущение радости и счастья, которые появляются, когда держишь конверт с письмом в руках.

1. 2. Для чего нужны письма?

Для чего же нужны письма? Конечно, для общения. А как могли общаться люди в то время, когда не было не только Интернета, но и телефонов? Сейчас можно запросто позвонить, послать SMS, но оперативная связь имеет и свои слабые стороны: в  таком виде передаётся только «голая» информация, в её тени остаётся вся гамма оттенков событий и переживаний, которые сопутствуют человеческой жизни. А вот в письмах можно рассказать всё подробно. Бумажное письмо — это история. Мы перечитываем старые письма наших родственников. Плачем, смеемся, грустим и радуемся, читая их. А что останется после нас? Люди перестали писать дневники, перестали писать письма. Короткие сообщения и смайлики заполонили наш мир. Конечно, это удобно. Быстрый обмен информации в современном мире необходим.

Письма существовали разные и порой очень необычные. Более двух тысяч лет назад могущественный персидский царь Дарий решил расправиться с воинственными кочевниками — скифами. Дарий послал скифам гонца с письмом, в котором называл себя владыкой скифов и предложил им сдаться. Ответ был в виде предметного письма, которое состояло из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел. Царь Дарий решил, что письмо прислано в знак покорности: скифы складывают перед ним оружие, а животные символизируют собой землю воду и небо страны, которую кладут к его ногам. Однако скифы вкладывали в письмо иной смысл: если персы не улетят, как птицы, в небо, или не зароются, как мыши, в землю, или не поскачут, как лягушки, в болото, то они будут поражены скифскими стрелами.

Первые почтальоны чаще всего путешествовали пешком, это были выносливые и тренированные люди. Они передвигались на очень большой скорости. Грек Фиддипид так спешил доставить в Афины известие о победе в Марафонской битве в 490 году до нашей эры, что, добежав до родного города, упал замертво лишь успев сообщить о победе. В честь этого подвига проводятся марафонские забеги.

Бумажный конверт был придуман сравнительно недавно – в 1820 году. Эта заслуга принадлежит английскому торговцу бумагой — Брюеру. Он придумал склеивать небольшие пакетики из бумаги, на которых отправители писали координаты адресата. И такой конверт назывался «пакетик мистера Брюера».

1. 3. Как писать письма?

Мы  видим, читая полные собрания сочинений классиков литературы, особенно XIX века, как много места в них занимает переписка. Письмо — интереснейший жанр литературы, он называется эпистолярным жанром. В переводе с греческого языка epistole – письмо, послание. Эпистолярный — написанный в форме писем, состоящий из писем.

Трудно переоценить значение эпистолярного наследия для истории нашей культуры. Перечитываешь письма давно ушедших людей и словно совершаешь «путешествие во времени» — перед глазами Россия и люди с их радостями и заботами, с их представлениями о ценностях жизни. Даже письма просто бытового содержания становятся важным источником для познания конкретной эпохи, так как они являются своеобразными документами из прошлого.

В эпоху почтовых троек, когда письмо шло недели, а ответа приходилось ждать месяцы, писать нужно было тщательно, поскольку ошибку или недоразумение выяснять тоже приходилось месяцами. Поэтому важно было выразиться ясно и четко. Выпускались даже специальные пособия, так называемые «письмовники»: «Научившись прiятно и правильно читать, должно обратить вниманiе къ искусству писать письма: ибо он есть способъ, которым почти всъ связи въ общежитiи содержатся»

Из «Письмовника» мы узнаем, какого рода бывали письма, в какой форме и кому следует их адресовать: «Письма уведомительные», «Письма, совет подающие», «Письма увещательные», «Письма повелительные», «Письма просительные», «Письма рекомендательные», «Письма, предлагающие услугу», «Письма, содержащие жалобу», «Письма, выговор или упрек содержащие», «Письма сатирические», «Письма извинительные», «Письма, в коих содержится искание дружбы или приязни», «Письма, содержащие простую учтивость», «Письма поздравительные», «Письма утешительные», «Письма благодарительные», «Письма шутливые», «Письма похвальные», «Письма о делахъ», «Письма ходатайственные», «Письма любовные», «Письма остроумные», «Письма к незнакомым», «Когда нужно писать к кому-нибудь в первый раз», «Письма смешанные», «Письма ответные».Вот, например, «Письма любовные». «Сии письма совершенно отступают от слогу писем. Одна страсть должна везде управлять пером. В них не должно быть приметно ни малейшей натяжки; их пишут в самом движении страсти. Жар, с которым начато письмо, должен быть чувствителен до самого конца, не уменьшаясь ни мало; излишние замысловатые выражения были бы не кстати. Редко вырываются острые выражения, когда сердце истинно тронуто и наполнено нежностию; впрочем, надо истинно чувствовать страсть, чтоб уметь хорошо изобразить ее на бумаге».

Нельзя без улыбки читать старинный «Письмовник». Но и сейчас существуют шаблоны для создания писем различного типа: деловых, сопроводительных, коммерческих, рекомендательных и т.д. Их можно легко найти в Интернете. Но в наше время и деловые письма, напечатанные на бумаге и оформленные на фирменном бланке, почти не используют. Большая часть переписки перекочевала на электронную почту, в социальные сети и мессенджеры. В любой переписке нужно придерживаться определенных правил. Существуют инструкции, как правильно написать электронное письмо. Электронное письмо по содержанию и структуре не имеет принципиальных отличий от обычного: важно соблюдать нейтральный стиль и излагать информацию четко и по существу, не следует забывать о вежливости, о приветствии в начале письма и о прощании в конце, а также о проявлении интереса к делам того, кому вы пишете.

1. 4. Интересные факты о письмах

1. Одно из самых одиозных посланий, написанных в истории, начинается так: «Сын Неба, правящий в стране Восходящего Солнца, посылает это письмо Сыну Неба, правящему в Стране Заходящего Солнца». Письмо датируется 607 годом. Отправитель — японский император, адресат — император Китая.

2. Автором самого длинного письма является иранец Хоссеин Мохаммад Декхани, который однажды получил письмо от своего друга, упрекавшего его в долгом молчании. Декхани засел за ответ и писал его 13 месяцев по 4 часа в день. Подробный рассказ о жизни занял 150 метров бумаги и весил 2 кг.

3. Автором самом лаконичного письма в истории является Виктор Гюго. Желая узнать, как приняли читатели его роман, он отправил издателю письмо с одним знаком, знаком вопроса. Издатель ответил ему в том же стиле: он прислал восклицательный знак.

4. В XVIII веке в одно из французских почтовых отделений принесли письмо без адреса и без имени адресата, с одним лишь обращением: «Царю поэтов, философу народов, Меркурию Европы, оратору отечества, историку королей, панегиристу героев, верховному судье в делах вкуса, покровителю искусств» и так далее. Чиновники не колебались ни секунды и вручили это письмо по назначению: Мари Франсуа Аруэ де Вольтеру.

5. Самым растиражированным является письмо Колумба королеве Испании о своих открытиях. В 1992 году в честь юбилея это письмо, было переведено в общей сложности на 500 языков и наречий, что поставило его вслед за Библией и Всемирной декларацией прав человека.

6. 103 постоянных работника и 200 добровольцев отвечают примерно на 150 тысяч писем семье президента США в неделю. Письма приходят как на имя людей, так и на имя животных.

7. Санта-Клаус является вторым по популярности адресатом после Папы Римского. Писем столько, что в почтовой службе Санты работает около 3000 человек.

 2. История Почтовой марки.

Почему в своей работе я решила уделить маркам довольно большую главу? Когда был проведен опрос среди учащихся начальной школы, оказалось, что дети совсем не знают, зачем нужна марка. А некоторые даже не могут сказать, как она выглядит.

«Отцом почтовой марки» признан сэр Роуленд Хилл, английский учитель, изобретатель и реформатор. Первые в истории марки, названные «Чёрный пенни», были выпущены 6 мая 1840 года в Великобритании. Марка так называлась, потому что печаталась на черной бумаге и стоила один пенс (мелкая английская монета) (приложение 1) .

Почтовая марка — специальный знак почтовой оплаты, выпускаемый и продаваемый национальными (и иными) почтовыми ведомствами и обладающий определённой номинальной стоимостью (номиналом). В 2018 году исполнилось 160 лет со дня выхода первых почтовых марок в нашей стране. Официальное всеобщее использование марок на территории России началось 13 января 1858 года. Первая почтовая марка появилась 10 декабря 1857 г. Это была беззубцовая марка достоинством «10 копеек за лот». Первые русские почтовые марки признаны специалистами в области филателии самыми красивыми двухцветными марками в мире (приложение 1).

Предшественниками российских марок считают конверты городской почты Санкт-Петербурга, поступившие в обращение в 1845 году. В 1846 году такие же конверты были выпущены для Москвы. Кроме того, петербургские конверты использовались также в Москве, Варшаве и Казани. В 1848 году появились конверты для иногородней почты. Такие конверты назывались штемпельными, потому что на его белой лицевой стороне ставился круглый штемпель (то есть печать) — прообраз будущих почтовых марок. Штемпель санкт-петербургских конвертов был голубого цвета, а московских — красного.

История почты России насчитывает более тысячи лет. Русская почта является одной из старейших в Европе. История русской почты связана с ямами — почтовыми станциями, учрежденными в XIII веке, в период Золотой Орды, для быстрой связи с её окраинами. Ямская повинность отбывалась всем окрестным населением, которое было обязано доставлять в определённые пункты лошадей с проводниками. По скорости доставки корреспонденции российские почтальоны нисколько не уступали своим иноземным коллегам и даже превосходили их. Так, один англичанин, живший в 17 веке, отметил, что ему в Лондон письмо из соседней Шотландии шло 33 дня, а из далекой Москвы всего на 10 дней дольше.

На любой почтовой марке, вне зависимости от происхождения, печатается латинскими буквами название выпустившей ее страны. А если его нет, то это английская марка. Великобритания, как первая начавшая использовать в обращении марки, освобождена от этой обязанности.

Марка это еще и предмет коллекционирования. Собирание марок называется филателией. Некоторые марки представляют собой настоящие произведения искусства. Особенно ценятся марки выпущенные малым тиражом, или бракованные.

Понятие филателия появилось в 1864 году. Его автор один французский любитель почтовых марок. Дословно это понятие можно перевести как «любитель знаков оплаты». Для определения стоимости марок существуют каталоги. Цены в каталогах вычисляются специалистами после анализа рынка и это приблизительная цена, не дороже которой марку рекомендуется покупать. Много зависит от качества марки и ее состояния. Если марка негашёная (без штампа), и её никогда не наклеивали (полностью сохранился клей на обратной стороне), у неё правильная геометрическая форма, все зубцы на месте, без царапин и морщин, то стоимость такой марки определяется по каталогу. Как правило, негашёные марки дороже гашёных, то есть тех, на которых есть почтовый штемпель. Очень немногие коллекционеры собирают марки только одной страны или одного исторического периода в специализированные альбомы.

Дети начинают с простых тематических коллекций — кошечки, собачки, цветы, автомобили, самолеты, искусство на марках. Потом дети вырастают и их коллекции хоть и не меняют тему, но становятся более изощренными: из фауны остаются только птицы или насекомые, из истории — покорение космоса, из художников — только старые мастера. Часто собирают марки на тему профессиональной деятельности. Так актёр собирает все о театре, учёный — о достижениях науки.

Тема почты, писем и почтовых марок часто встречается в литературе, но и почтовики не остаются в долгу: литературные герои, писатели — излюбленные сюжеты на почтовых марках, конвертах и открытках.

Ежегодно, начиная с 1956 года, европейские почтовики договорились выпускать в своих странах марку с единым рисунком, что символизировало бы объединённую Европу. С 1974 года рисунки стали разнообразными, но объединённые одной темой.

В 1974 общей темой стала скульптура, 1981 — фольклор, 1985 — музыка, 1989 — детские игры, 1997 — сказки и легенды, 2002 — цирк, 2005 — гастрономия. Если в начале участниками проекта были 6 стран, то в настоящее время их уже около шестидесяти. Сюжетом 2010 года стала Детская литература.

Появление сказочных сюжетов связано со значительным расширением тем, которым стали посвящаться почтовые марки во второй половине XX века. К 1975 году тема сказок присутствовала на 500 марках, выпущенных в разных странах мира. Особенно много марок на сказочные сюжеты выходит в юбилейные годы великих сказочников — Андерсена, братьев Гримм и др. Так, в 1985 году, когда отмечалось 200-летие со дня рождения Якоба Гримма, свои выпуски посвятили сказкам почтовые ведомства ФРГ, ГДР, Швейцарии, Венгрии, Болгарии, Чехословакии, Дании, Финляндии, Люксембурга, Польши и Румынии.

Первая серия из пяти марок, посвящённая сказкам, была издана почтой СССР в 1961 году. Она называлась «Русские народные сказки и сказочные мотивы в литературных произведениях». Позднее было подготовлено ещё две больших серии с иллюстрациями художника Ивана Билибина. На нескольких марках запечатлены мультфильмы, основанные на сказках. Сказки также представлены на некоторых марках, отобразивших художественные произведения палехских мастеров.

Самая дорогая в мире марка — «Святой грааль». Ее выпустили в 1868 году в США. На этой редкой марке можно увидеть изображение американского политического деятеля, дипломата и изобретателя Бенджамина Франклина. Таких марок в мире всего две штуки: одна хранится в публичной библиотеке Нью-Йорка, другая — в частной коллекции человека, имя которого не сообщается. По скромным оценкам специалистов, цена одного почтового экземпляра может доходить до 30 миллионов долларов (приложение 1).

Сейчас на «Почте России» можно встретить, седьмой выпуск стандартных почтовых марок РФ «Орлы», который состоит из 12 самоклеящихся марок с номиналом от 50 копеек до 100 рублей (приложение 1). На почтовых миниатюрах изображена эмблема организаций федеральной почтовой связи России в орнаментальном исполнении. По своему оформлению они напоминают первую почтовую марку Российской империи, выпущенную 10 декабря 1857 г. Это первая замена стандартных почтовых марок с 2009 года. На предыдущем выпуске были изображены Кремли российских городов. Марки с кремлями продолжат действовать наряду с новыми марками.

Меня заинтересовали эти марки, так как их нарисовал народный художник России Владимир Глебович Никонов. А для меня он просто дедушка моей подруги Миланы. Когда он узнал, что я работаю над проектом про письма, он подарил мне две марки, которые он также нарисовал: «Большой Кремлевский дворец (Александровский зал)» и марку, выпущенную в честь 200-летия со дня рождения Архимандрита Антонина (Капустина) собирателя земель «Русской Палестины» (приложение 1). Возможно, в будущем, этими марками заинтересуются коллекционеры.

Покупая и наклеивая на конверт марки, мы оплачиваем труд тех, кому доверяем свое послание. Письму предстоит преодолеть сотни или тысячи километров. В процессе участвует не только почтальоны, но и грузчики, диспетчеры, машинисты, летчики и многие другие. Поэтому чем больше расстояние и чем сложнее доставить письмо, тем больше марок нужно наклеить на конверт.

3. История письменных принадлежностей.

Разбирая письма своего прадеда, я нашла детское письмо, которое привлекло моё внимание. Письмо было написано очень аккуратно, красивым ровным почерком.

Мама мне рассказала, что оно написано специальной перьевой ручкой. Для того чтобы буквы были ровными, при письме не нужно сильно давить на бумагу. С пером — нужно соблюдать определенные правила, иначе ничего не получится, и письмо будет прерывистым и «грязным».

В пушкинское время пользовались только гусиными перьями и карандашами. Гусиное перо позволяло писать со сравнительно небольшой скоростью и издавало при письме характерный скрип. Пушкин исписывал свои перья почти до основания.

Автоматическая перьевая ручка  была создана румынским изобретателем Петраке Поенару. Он получил патент на свое «самозаряжающееся портативное перо с чернилами» в 1827 году. Несмотря на их несомненную ценность, в них было много недостатков. У них не было системы для регулирования потока чернил, поэтому они растекались по всему листу бумаги. Что еще хуже, чернила в XIX веке имели свойство сворачиваться до момента достижения кончика пера.

Только в 1884 году (почти через 60 лет после изобретения Поенару) Льюис Уотерман, страховой агент из Нью-Йорка, усовершенствовал перьевую авторучку. Некоторые ошибочно считают, что первая перьевая авторучка была изобретена Л. Уотерменом, но он лишь довел до ума образец давно изобретенной ручки. Причиной создания послужила сорванная из-за негодной канцелярской принадлежности крупная сделка. Уотерман, потеряв крупную сумму из-за того, что его новая ручка, купленная специально для подписания контракта, отказалась работать в самый ответственный момент, принял твердое решение больше не допустить подобного промаха. Вместе со своим братом-изобретателем он создал перьевую авторучку, которая и стала прототипом лучших современных инструментов для письма.

Шариковая ручка стала поворотным моментом в развитии этого пишущего приспособления. Конструкция шариковой ручки очень сильно напоминает современные шариковые дезодоранты. Толстый стержень шариковой ручки пропускал чернила к вращающемуся шарику, тем самым, оставляя следы на бумаге. Для шариковой ручки использовались специальные чернила, они были более вязкие, чем те, что подходили перьевым ручкам. 

Первые шариковые ручки появляются в продаже в 1942 году под именем Birome (объединение фамилий Биро (Biro) и Мейн (Meyne)). Любопытно, что в Аргентине «биромами» до сих пор называют шариковые ручки разных брендов.  Ласо Биро был журналистом и чтобы усовершенствовать свой рабочий инструмент (ручку), он призвал на помощь своего родного брата Георга, химика по профессии, который и решился на эксперимент по созданию идеальных и не протекающих чернил. 

Новая эра в производстве шариковых ручек началась благодаря Марселю Бишу, который позже он изменил свою фамилию на Бик. Он решил сделать ручку одноразовой, за счёт чего уменьшить её цену до стоимости стержня — 29 центов взамен 10 баксов. В качестве прототипа для своей ручки Бик использовал разработку братьев Биро. Для производства своих ручек он использовал швейцарский очень точный метод обработки металла, вследствие чего шарики в ручках стали диаметром всего 1 мм. Такая шариковая ручка писала тоньше, а чернила в ней не просачивались и не оставляли чумазых пятен на бумаге.  Все мы хорошо знаем его ручки и пишем ими до сих пор.

Благодаря своему сугубо практическому дизайну шариковая ручка Big стала экспонатом в Музее современного искусства в городе Нью-Йорке. Она имеет прозрачный корпус, через который виден уровень чернил, в ней есть отверстия, чтобы выравнивать давление в стержне — шарик равномерно обволакивается пастой, а дырочка в колпачке, появившаяся в 1991 году, сделана, чтобы ребенок, случайно его проглотивший, не смог задохнуться.

4. Практическая часть.

4. 1. Сравнительный анализ детского почерка

Ручка, как и бумага, имеют солидный возраст. Перьевые ручки, чернильницы и промокашки давно забыты. На смену им пришли шариковые ручки. В современном мире люди все меньше времени тратят на написание текста на бумаге, предпочитая электронные носители. Однако и сегодня ручка является основным инструментом работы школьника. Без ручки нельзя представить ни студента, ни работающего человека.

Я сравнила почерк моих одноклассников, которые пишут шариковой ручкой, с почерком моего дяди, письмо которого я нашла среди писем прадеда. Письмо было написано в 1963г, когда ему было 8 лет, примерно столько же сколько и нам сейчас. (Приложение 2)

Кроме того, в интернете я нашла тетради 1951г. учеников 2 класса, которые тоже были написаны пером. В рамках моего проекта учительница задала нам сочинение «Зачем сейчас нужны письма?», и я не только узнала, что думают о письмах мои друзья, но и увидела почерк своих одноклассников.

Мне не понравился почерк у большинства моих одноклассников, да и у меня он не идеальный. Шариковой ручкой легче писать, она дает больше свободы. Не надо так напрягаться в написании, как с перьевой ручкой. Но почему так небрежно? Все ручки разного оттенка и толщины. От этого тоже зависит аккуратность и чистота письма.

Выводы:

- Дети просто не стараются;

- Очень спешат;

- Родители не уделяют почерку должного внимания, как раньше;

- Дети не боятся ошибок и исправлений, у всех много помарок. Бумаги много, можно переписать. Кто-то пользуется корректором.

Но почему раньше писали красиво, а сейчас так плохо? Я не смогла ответить на этот вопрос. Думаю, что в современном мире почерку уделяют мало времени. Школьная программа очень насыщенная и сложная, постоянно нужно быстро двигаться вперед, чтоб всё успеть. И долго сидеть над буквами просто нет времени, ведь каллиграфия — это особый вид изобразительного искусства. Иметь идеальный почерк дано не каждому. И, возможно, это бы могла быть отдельная тема для другого интересного проекта.

4. 2. Анализ анкет(приложение 3)

Было опрошено 30 детей. Результаты опроса показали следующее:

- 10 ребят ни разу в своей жизни ни кому не отправляли письма;

- На вопрос «Почему не отправляли?» большинство детей ответили, что не было времени. Видимо, современные дети очень заняты и им не до писем;

- Дети с трудом знают, для чего нужен индекс. 18 человек честно признались, что не знают. Были так же варианты, что это «цифры, написанные по точкам», «обозначающие знаки», «номер населенного пункта». И только один человек написал, что «индекс — это номер города и почтового ящика».

- Очень удивило, что ни один ребенок не знает, для чего нужна марка. Самый популярный ответ «для красоты». Еще были варианты «чтобы почтальон знал, где ты живешь и куда нести письмо».

4. 3. Мини-проекты

В рамках своего большого проекта «Письма» я сделала два небольших проекта с красочными презентациями «Марки» и «История письменных принадлежностей, сравнительный анализ детского почерка». Ребята узнали много нового и интересного про марки, так как анкетирование показало, что они вообще были не в курсе, для чего нужны марки. Мы обсуждали наш почерк и дружно искали варианты, как его можно улучшить и что для это надо делать. Считаю, что такие дополнительные образовательные проекты развивают еще больший интерес к учебе.

4. 4. «Живая» переписка

Мы с ребятами в классе попробовали устроить настоящую почтовую переписку, что оказалось довольно сложно. Чтобы отправить письмо, нужно:

- Собраться с мыслями и написать интересное грамотное письмо, на которое хотелось бы ответить. А мы привыкли к однословному «перебрасыванию» в мессенжерах;

- Сходить на почту и купить конверт. Как оказалось, почта не всегда работает;

- Узнать точный адрес с индексом получателя;

- Отправить письмо и набраться терпения, чтоб не спрашивать одноклассника каждый день, пришло ли ему письмо;

- Обязательно написать ответ, что в двойне сложно сделать.

Мы часто сетуем, что люди перестали писать письма. Но ведь это логично: зачем делать лишнюю работу, когда можно набрать электронное письмо, не тратя времени на поиск конверта, надписывания адреса, отправку, и не ожидая дней, а то и недель, пока письмо дойдет.

4. 5. Сопоставительный анализ старых и современных форм переписки

На первый взгляд, современные формы переписки сильно отличаются от старых. Но, несмотря на то, что раньше писали на бумаге, а сейчас больше в электронном виде, у этих писем много общего. Например, все письма принято начинать с обращения и приветствия, форма которого зависит от того, кому адресовано письмо: близкому человеку или официальному лицу. «Здравствуйте, уважаемые члены жюри!» Или: «Доброго вечера, дорогая Маша!». Если письмо официальное, деловое, в нем строго соблюдаются правила речевого этикета, почти как в «Письмовнике», о котором я писала. Это, например, приказы, уведомления, резюме, заявления, докладные записки. Но если переписка ведется между близкими людьми, ее стиль ближе к разговорной речи. Ярче всего эта особенность проявляется в сообщениях в мессенджерах. «Привет! Что задали по русскому?» В такое переписке предложения очень короткие, часто односложные. Иногда даже слова укорачиваются и тем самым искажаются. Например, на вопрос «Как дела?» вместо «Нормально» отвечают «Норм». Такие короткие сообщения зачастую не несут информации. Но они показывают нам, что нас любят, ценят, помнят. То есть они служат невидимыми улыбками и рукопожатиями,  создают комфортную среду вокруг нас.

Срочную информацию раньше доставляли с помощью телеграмм. Телеграф - один из первых видов электрической связи.Телеграммам соответствуют сообщения в месенджерах.

На праздники было принято поздравлять открытками, которые также отправлялись по почте. Обычно они писались по известному шаблону. Опросив взрослых, получилось узнать, что многие помнят, как их сажали за эту важную работу в детстве. У многих сохранились памятные открытки, которые дарят тепло и приятные воспоминания. Открыткам соответствуют электронные поздравительные картинки, которые мы рассылаем на все подряд праздники. В последнее время эти картинки несут больше раздражающий характер. Так как люди уже не выбирают, что и кому отправляют, а часто просто делают рассылку.

Еще одна особенность современной переписки – наличие смайликов, или эмодзи. Эти пиктограммы, призванные выражать эмоции и заменять длинный текст, который бы эти эмоции описывал, были придуманы в 1995 г. Самые первые значки такого рода были скобочками, они добавлялись в текст и выражали улыбку. Сейчас существуют сотни эмодзи с самым разным значением, они выражают не только позитивные, но и негативные эмоции. С их помощью, наверное, можно написать письмо, даже не используя слова. Например, поздравить одноклассника с победой можно, прислав ему значок аплодирующих рук.

Преимущества и недостатки бумажной и электронной форм переписки.

Бумажное письмо

Электронное письмо

Плюс: приносит больше положительных эмоций, приносит ощущение живого общения.

Минус: Чаще информативно, коротко, эмоции присутствуют лишь в виде эмодзи.

Плюс: Можно сохранить для истории.

Минус: Легко потерять в интернете, не сохранится для потомков.

Минус: Между отправкой и получением письма большой интервал времени.

Плюс: Обеспечивает быструю связь.

Минус: Требует почтовых расходов

Плюс: Не требует затрат.

Плюс: переписка развивает нашу речь, способность выражать словами мысли и чувства.

Минус: Привычка использовать эмодзи и односложные предложения обедняет речь, обедняет нашу эмоциональную жизнь.

Минус: написание и отправка письма отнимают у нас время.

Плюс: Электронная переписка соответствует духу нашего времени, когда события происходят стремительно и нужно успевать за темпом жизни.

Таким образом, свои преимущества и недостатки есть у каждого из видов переписки. Наличие мессенджеров, значков-эмодзи, с одной стороны, обедняет нашу речь и способность выражать, а значит, и понимать свой внутренний мир, с другой стороны, способствует быстроте обмена информацией между людьми, а значит, помогает сделать нашу жизнь качественнее.

Заключение

«Пиши ко мне как можно чаще и как можно более — ты не можешь вообразить, что значит ожидание почтового дня в деревне. Ожидание бала не может с ним равняться».

Конечно, это слова не современного человека. Это отрывок из письма А. С. Пушкина. У современного человека слово «письмо» вызывает ассоциации с электронной почтой, компьютером, интернетом. Всё реже берем мы в руки бумагу и конверт, как это было всего несколько лет назад. Электронная почта и быстрее, и удобнее. Да, прогресс остановить невозможно. В начале своей работы над проектом я бы написала, что рано еще говорить о бумажных письмах в прошедшем времени. Какой-то период традиционная и электронная почты еще будут сосуществовать. Не будем заглядывать далеко вперёд, а вот оглянуться назад очень нужно, потому, что прошлое почты заслуживает того, чтобы о нём помнили, а письма из прошлого помогают нам лучше узнать быт и традиции людей, живших до нас, их чувства, привязанности, образ мысли.

Но вот на этапе завершения моего проекта моя позиция сильно изменилась. Жалеть, что время бумажных писем ушло — то же самое, что жалеть о том, что электричество заменило свечи и факелы. Можно ли утверждать, что отказ от бумажных писем сделал наше общение беднее? Я не уверена, что дело именно в письмах. Есть  много типов людей, есть много разных ситуаций. В некоторых случаях короткое сообщение в Whats App уместнее письма. К тому же, возможность мгновенной видеосвязи с нужным человеком делает излишними многие письма, в которых ничего существенного не говорится, но лишь выражаются эмоции и простые житейские факты. Тем не менее, настоящие, обстоятельные, интересные письма все еще пишутся. Их пишут люди, у которых общие интересы, которым есть что обсудить. Короткие сообщения ВКонтакте и Whats App пишут, когда сказать особо нечего, или пишут по делу, чтобы спросить или сообщить что-то.

Мне кажется, так было и раньше: содержательные письма писали не все, а люди, по-настоящему яркие, интересные. Как мой прадед Хашим Мустаев. Ему было что сказать, а его не менее талантливым и интересным друзьям было что ответить. У остальных просто не было необходимости писать. А поскольку интернета не было, они не могли засорять его пустыми, неграмотными сообщениями.

О прошлом можно узнать и из других источников —  газет, журналов, книг. Но в них чаще всего представлена официальная точка зрения на события, а в письмах —  более открыто и естественно, искренне.

Когда я работала над проектом, моя учительница написала мне интересное, длинное электронное письмо. Да, оно пришло с одного клика на компьютере, это было очень удобно. Но я задумалась, как было бы здорово однажды найти это письмо, будучи уже взрослой. Сколько бы эмоций оно подарило, сколько радости. В памяти всплыла бы вся наша школьная жизнь. Но, скорее всего, электронное письмо потеряется во всемирной паутине.

Да, жизнь значительно облегчилась благодаря электронному процессу. Но как быть с памятью, как это сохранить, как передать потомкам? Мы как будто живем одним днем. Нам сейчас удобно, но мы не задумываемся о будущем. Письма несут в себе важную информацию, ценность которой с годами только возрастает. Без таких писем мы можем утратить навсегда какие-то важные эпизоды нашей современной жизни, которые, не будучи запечатленными, могут уйти навсегда.

В результате проведённого мной исследования я пришла к следующим выводам:

в современном мире нет необходимости писать бумажные письма;

удобно и быстро отправлять письма на электронных носителях;

«почта России» работает медленно, для отправления важной информации лучше использовать интернет. Но если хотите подарить радость и счастье близким людям, лучше написать и отправить заранее бумажное письмо;

поздравительные открытки можно и нужно, хотя бы раз в год отправлять по почте. Праздничные картинки в WhatsApp в большом количестве приносят лишь раздражения людям;

лишая себя бумажных писем в настоящем, мы не сможем сохранить воспоминания и испытать положительные эмоции при чтении этих писем в будущем.

Таким образом, первоначальная гипотеза подтвердилась: современные дети не пишут бумажные письма. В этом просто нет необходимости. Плохо это или хорошо, мы сможем узнать только через года. Сотрем ли мы себя из истории зависит только от нас.

Список литературы

Белгородская государственная библиотека им. А. А. Лиханова, статья «История почтовой марки» belgdb.ru

Журнал для коллекционеров «Филателия», издатцентр «Марка», №4/2014

«Зачем нужны письма?», planetadruzei.ru

История пишушей ручки — Наука и Жизнь, журнал «Гранит науки», Рига, 2020

Кедми Я. «Никто»

Мустаев Х. «Далекое и Близкое», Уфа, 2012

Протопопова О.В. Эпистолярный жанр / Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н.Кожиной, М., 2003

Письма эпохи Пушкина, pisma-lubvi.ru

«10 фактов о письмах», fanparty.ru

Приложения

Приложение 1

«Святой Грааль»- самая дорогая марка в мире, цена может доходить до 30 миллионов долларов.

«Орлы» - современные марки России. Художник Никонов.

«Большой Кремлевский дворец»

«Архимандрит Антонин (Капустин)»

Приложение 2

Приложение 3

Вопросы анкеты

1.Отправляли Вы хоть раз ПИСЬМО по почте?

   

дда

   

ннет

     

2. Если нет, то ПОЧЕМУ?

                 

3.Что нужно для того, чтобы отправить БУМАЖНОЕ письмо

                 

4. Что такое индекс?

                 

5. Для чего нужна марка?

                 

6. Знаешь ли ты свой адрес наизусть?

(напиши)

                 

7. Кому бы ты отправил свое ПЕРВОЕ письмо?

                 
Просмотров работы: 442