Царскосельский лицей и его Челнинская версия

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Царскосельский лицей и его Челнинская версия

Газизянова А.Р. 1
1МАОУ Лицей №78 им. А.С. Пушкина, г. Набережные Челны
Крепак Н.А. 1
1МАОУ Лицей №78 им. А.С. Пушкина, г. Набережные Челны
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

На данный момент, я являюсь учащейся лицея №78. Большинство из учеников просто не могут представить себе иного порядка в нашем учебном заведении. В школе установлены свои правила, расписанные в уставе и свои рекомендации. Все эти предписания появились в результате предыдущего опыта и играют большую роль в школьной жизни. Но не стоит забывать, что данное образовательное учреждение является также данью уважения к знаменитому Царскосельскому лицею, в котором проходил обучение сам А. С. Пушкин и многие знаменитые люди того времени.

Ещё в прошлом году моя тяга к изучению истории России значительно возросла. Также, произошла моя трёхдневная поездка в Санкт Петербург, день из которой был проведён мною в Пушкине, невероятной красоты городе, где и расположен знаменитый лицей, близ Екатерининского летнего дворца. Проходя по тем самым коридорам, во время экскурсии, меня пробирало невероятное чувство. Ненадолго представляя, что ещё несколько веков назад именно здесь обучались те самые мальчишки, которые стали великими людьми, ты понимаешь, что и сам можешь достичь чего-то особенного. Во время посещения таких исторических мест, ты ощущаешь себя частичкой истории, которую унаследовали наши предки. Побывав в тех самых классах, тех самых комнатах, ты окунаешься в ту эпоху. Казалось бы, разница во времени колоссальная, но действительно ли так много поменялось с тех пор? Разумеется, у меня возник вопрос «На сколько наша учебная жизнь отличается от жизни тех самых, первых лицеистов?». Эта мысль и послужила толчком к моей научной работе.

Цель работы: Изучить и продемонстрировать различия и сходства двух образовательных учреждений разных эпох, путём собственного исследования, а также, пользуясь опытом поколения лицеистов 18 века, выдвинуть свои предложения по улучшению культурной и социальной жизни в Лицее №78 г. Набережные Челны.

Актуальность: На протяжении многих веков опыт предыдущих поколений являлся и является хорошим источником для формирования и редактирования современных правил, приближения жизни к совершенству, ликвидируя текущие несправедливости.

Гипотеза: Резонанс новой информации с информацией, полученной до нас имеет наибольший успех на благополучную реализацию в нашем мире.

Объектом изучения в данной работе является Царскосельский лицей 18 века. Предметом – сравнение с нашим образовательным учреждением.

Для достижения необходимых целей были поставлены следующие задачи:

С помощью Интернет-ресурсов и информации, собранной мной во время нахождения в Царскосельском Лицее, ознакомиться с его историей, его традициями.

Узнать мнение третьих лиц, т.е. педагогического коллектива лицея относительно некоторых вопросов развития нашего учебного заведения.

Проанализировать собранные данные в совокупности и сделать выводы на их основе.

Создать макет Царскосельского лицея для ознакомления с ним учащихся нашей школы.

Изготовить эскиз обновлённого лицея № 78.

Методы:

Стандартное анкетирование.

Анализ дополнительных источников

Обработка данных

Конструирование макета и эскиза

1. История создания Царскосельского Лицея.

Прежде чем приступить к практической части моей научно-исследовательской работы, стоило бы для начала получше ознакомиться с имеющейся информацией. Изучим поподробнее, что есть тот самый, Царскосельский лицей 18 века?

18 век. Российской Империей правит великий, на тот момент 31-летний император Александр I. Министру народного просвещения А. К. Разумовскому и министру юстиции М. М. Сперанскому пришла в голову идея. Что если создать высшее учебное заведение для детей, которое сможет заменить им школу и институт? Так и появился первый план по созданию Царскосельского лицея. Его учебная программа же, была составлена Сперанским ещё в 1808 г. Главное место в процессе обучения было отведено наукам нравственного и исторического характера. Большое внимание в создании учебного заведения уделялось внешнему распорядку и размещению здания. Позже поднят был вопрос формы, обсуждавшийся самим императором. Проблемы возникли только с планом преподавания. Состав профессоров – был случаен и большинство из них не отвечало требованиям, педагогической подготовки даже простой гимназии. А учитывая, что лицей давал выпускникам права окончивших высшее учебное заведение, проблема была крупной.Он предназначался для обучения детей дворян. В Лицее должны были воспитываться младшие братья Александра I – Николай (Фото 1) и Михаил (Фото 2).

Фото 1. Николай Александрович Фото 2. Михаил Александрович

Дело в том, что характеры юных князей только формировались и Сперанский решил, что неплохо было бы убить 2х зайцев одним выстрелом и вырастить из них достойных правителей государства.

В лицее, воспитываясь в кругу сверстников, в изоляции от дворца, им должны были быть внушены более соответствующие представления об их будущем положении, нежели власть «угрозами и требованием от людей невозможного», наклонности к чему они начали проявлять слишком рано.

Если бы такое действительно произошло, то сам Николай Павлович, будущий император России был бы школьным товарищем А. С. Пушкина (будучи старше его всего на 3 года).

Но такие замыслы вызывали недовольство у императрицы Марии Фёдоровны, жены Александра I. Позже, с наступлением войны 1812 года, эти планы были отброшены совсем, после падения Сперанского, в связи с общей реакцией. В итоге Николай I вступил на престол слишком рано, в 1825 году (год восстания декабристов на Сенатской площади), чудовищно неподготовленным.

Императорский Царскосельский лицей был открыт 19 октября 1811 года (Фото 3). День этот, впоследствии отмечался учениками ежегодно, как «День лицея». Изначально лицей находился под контролем Министерства народного просвещения, но в 1822 году был подчинён военному ведомству. В Царскосельский лицей принимали каждые три года детей от 10 до 14 лет. Продолжительность обучения изначально равнялась 6 годам (два трёхгодичных курса, с 1836 года — 4 класса по полтора года). За всё это время лицеисты изучали следующие дисциплины:

Фото 3.

• нравственные (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия);
• словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика);
• исторические (российская и всеобщая история, физическая география);

• физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика);

• изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).

Несмотря на многообразие предметов, обучение в лицее имело юридически - гуманитарную направленность. Лицейское образование приравнивалось к университетскому диплому, и выпускники получали гражданские чины 14-го — 9-го классов, согласно Табелю о рангах. Для желающих поступить на военную службу проводилось дополнительное обучение, и выпускники получали права окончивших Пажеский корпус.

В скоре после создания Лицея, обнаружилось, что уровень образования у учащихся разный. Дабы разрешить эту проблему, в 1814 году в Царском Селе учредили «Благородный пансион Императорского Царскосельского Лицея. Именно для этого пансиона была осуществлена покупка и постройка зданий вблизи Екатерининского парка (Фото.4). Фото 4.

Само учебное заведение было размещено в четырёхэтажном здании дворцового флигеля Екатерининского дворца. Флигель построен в 1790-х годах для великих княгинь, дочерей императора Павла I. В 1811 же году здание было перестроено и приспособлено под новое учебное заведение.

П ервым директором Лицея в 1811—1814 годах стал публицист и дипломат Василий Фёдорович Малиновский (Рис.5). Главной особенностью учебного заведения было необычное для того времени новшество — главные дисциплины преподавали только русские педагоги. Все лицейские профессора и преподаватели были людьми молодыми, не достигшими тридцатилетнего возраста. Все они получили основательное европейское и российское образование. Три профессора - Куницын, Кайданов и Карцев, окончив Петербургский педагогический институт, продолжили образование за границей. Рис. 5.

Другой особенностью Царскосельского лицея, был запрет телесных наказаний воспитанников, закреплённый в лицейском уставе. В 1811 году первыми воспитанниками Лицея стали 30 человек, из 38 желающих, 18 из них были православными, остальные — лютеранами или католиками. Царских братьев среди них, как первоначально предполагалось, не числилось.

« Для общей пользы» было написано на медали, которая вручалась каждому воспитаннику Царскосельского лицея (Рис. 6). Для награждения отличившихся лицеистов по эскизам Е. А. Энгельгардта (русский писатель и педагог, второй директор Царскосельского лицея) были отлиты золотые и серебряные медали. Изображение на них стало впоследствии гербом Лицея. Два венка, дубовый и лавровый, олицетворяли Силу и Славу, сова символизировала Мудрость, а лира, атрибут Аполлона, указывала Рис. 6

на любовь к Поэзии. Над всем этим гордо был начертан лицейский девиз: «Для Общей Пользы».

Интересные факты о жизни лицеистов.

В Лицее была богатая библиотека. Ученики имели возможность работать самостоятельно. За провинность садили за чёрный стол до трёх суток и давали только хлеб и воду. Самая плохая оценка была «0».Учебный год длился 11месяцев. «Лицеисты принуждены были приискивать сами ответы на каждый вопрос, возникший в их уме», - говорится в документе.Выпускники Лицея свободно читали в подлинниках произведения Цицерона и Вергилия. Так же присутствовали индивидуальный и дифференциальный подход в обучении, развивающее опережающее обучение. В «Постановлении о Лицее» было записано: «Главное правило доброй методы состоит в том, чтобы не затемнять ум детей пространными изъяснениями, но возбуждать собственное его действо».

Одна из заповедей Малиновского, первого директора лицея: «Лицемерию надо объявить войну и ценить выше малое внутреннее добро против великого наружного».

Милая традиция лицея: с каждым очередным выпуском разбивать чугунный колокол, тот самый, который в течение шести лет собирал учеников на занятия, и раздавать осколки выпускникам на память.

Восстание декабристов против царского самодержавия 14 декабря 1825 года разгневало власть на «рассадника свободомыслия». В правительственном заговоре принимали участие первые лицеисты: И.Пущин, В. Кюхельбекер, лучший ученик пушкинского выпуска – В. Вольховский. Николай I заявил о том, что “ученики, подобные выпущенным во вкусе Энгельгардта, не будут более выходить из Лицея».

В рейтинге успеваемости и прилежания Пушкин занимал 28 место из 30 возможных. Вот его характеристика: «более блистательные, нежели основательные, дарования, более пылкой и тонкой, нежели глубокой ум». Изучая Царскосельский лицей, и чтобы ближе соприкоснуться с историей я решила воспроизвести его в миниатюре.

Процесс получился интересным и увлекательным и по возможности визуально близкий к оригиналу.

2. История Лицея № 78 им.А.С.Пушкина города Набережные Челны Республики Татарстан

Открыть в Набережных Челнах современный лицей предложила педагог-новатор Роза Касимовна Шушкевич (Фото 7). Она всегда мечтала организовать для одарённых детей место, где они могли бы реализовать свои возможности, свои таланты. В то время в городе были созданы профильные классы, где в основу легли интересы и склонности детей к определённым областям знаний и видам деятельности. Благодаря этому 19 октября 1990 года открывается педагогический (классический) лицей № 78, директором которого становится Роза Касимовна. Прототипом стал Царскосельский лицей, где учились выдающиеся исторические личности. Коллективом лицея была поставлена задача: дать одарённым детям знания, которые Фото впоследствии работали бы на благо самого ребёнка и общества.

Фото 7.

В сего 155 ребят стали первыми учениками лицея. Но чтобы учиться в нем нужно было пройти конкурсный отбор. 155 учеников, среди которых было только 12 мальчиков, сели за парты. Обучение проводилось по трём направлениям: гуманитарному, физико-математическому и химико-биологическому. Для детей создавались возможности попробовать себя в разных сферах деятельности, окунуться в науку. Но конкурсный отбор проходили не только дети, но и учителя, которые хотели в нем работать (Фото.8). Фото.8

Образцом же для лицея стал Царскосельский императорский лицей. Но только пять лет спустя лицею № 78 города Набережные Челны было присвоено имя великого поэта А.С. Пушкина. Таким образом наш лицей в какой-то мере породнился со своим знаменитым петербургским предшественником.

Для справки: Ежегодно двум лучшим учащимся лицея вручались пушкинские премии, а лучшим выпускникам – золотые и серебряные медали в самом Царскосельском лицее.

Вотужепрошёл 31 год со дня открытия нашего учебного заведения. За эти годы из его стен вышло немало выпускников. Но время не стоит на месте, корабль знаний во главе с его капитаном Зоей Васильевной Редько (Фото.9) и высокопрофессиональным педагогическим коллективом, уверенно идёт вперёд.

Фото.9

З десь работают 140 преподавателей, из них 2 кандидата наук, 57 имеют высшую квалификационную категорию (Фото.10). Наши педагоги, так же, как и мы, участвуют в различных конкурсах и проектах. Среди них победители конкурсов: «Лучший учитель РФ», «Учитель – мастер», обладатели «Гранта мэра города» и др.

Фото.10

Мы привыкли, что в наших научно-исследовательских работах проводятся анкетирования среди ребят. Я решила выйти из традиционных привычных рамок и провести опрос среди учителей нашего лицея. Мне было очень интересно узнать их мнение. В анкетирование вошли следующие вопросы:

Гордитесь ли вы тем, что работаете в лицее? (Да-12 чел., нет-0)

Считаете ли Вы, что лицей – лучшее среднее учебное заведение в нашем городе? (Да-12, нет-0)

Чувствуете ли вы связь между нашим лицеем и Царскосельским? (Да-6, нет-6)

Трудно ли работать в лицее по сравнению с другими школами? (Да-10, нет-2)

Высоки ли требования к учителям в лицее по сравнению с другими школами? (Да-12, нет 0)

Устраивает ли Вас внешний вид лицея? (Да-7, нет-5)

Любите ли Вы лицей? (Да-12, нет -0). Приложение 1.

По результатам анкетирования на вопрос - 3 большинство опрошенных педагогов ответили отрицательно. Из этого можно сделать вывод, что преемственность между нашими учреждениями находятся на недостаточном уровне. Поэтому предлагаю наладить более тесное сотрудничество с Царскосельским Лицеем, путём проведения онлайн семинаров с работниками музея, на которых они могли бы устраивать онлайн экскурсии. Ведь не у всех есть возможность его посетить. Чаще приглашать сотрудников лицея к нам в гости на наши школьные мероприятия. Также многих волнует и внешний вид нашего учебного заведения. Думаю пора администрации города обратить на нас внимание.

Из вышеизложенного я сделала следующие выводы: наши учителя любят свою профессию, любят детей и гордятся тем, что работают в данном учебном заведении.

В лицее на данный момент обучается 950 детей, которые проходят по программе «Одарённые дети» и так же стараются не отставать от своих учителей. Многие являются победителями и призёрами республиканских, всероссийских и международных олимпиад и научно-практических конференций.

. Фото 12

Как и в любой организации у лицея есть не только имя, но и своя эмблема (Фото12)– Сова (символ мудрости и познания), свой девиз «Для общей пользы» и конечно же своя песня.

Каждый год здесь проводится много мероприятий, а помогает организовать жизнь лицеистов «лицейский календарь». Конечно же начинает свою работу «лицейский календарь» с первого сентября – проходит торжество «Лицей нам крылья подарил». 2-7 сентября все дружно планируют год. 19 октября – день рождения лицея. Дети в этот день делают «пробы пера», а пятиклашек посвящают в лицеисты.

Октябрь-ноябрь очень насыщенные месяцы. Проходит «Фестиваль науки и искусства», научно-практическая конференция «Эврика», благодаря которой учащиеся узнают много интересного, изучают разные материалы, ищут ответы на разные вопросы. Я считаю благодаря «Эврике» мы постепенно подготавливаем себя к выбору будущей профессии. Также победители научно-исследовательских работ в дальнейшем участвуют в республиканских и всероссийских конференциях, становятся их победителями, что может им помочь при поступлении в престижные ВУЗы.

Но и конечно же «Фестиваль искусств»! Яркий весёлый и интересный праздник. На котором дети демонстрируют свои таланты, преодолевают свои страхи перед сценой и комплексы. Это праздник, когда дети, учителя и родители работают в согласии и единстве.

14 декабря – день памяти декабристов. В этот день учащиеся готовят выступления, посвящённые декабристам, что позволяет нам окунуться в эпоху, когда жил и творил великий поэт.

25 декабря – рождество на иностранных языках. Очень большое внимание в лицее уделяется изучению иностранных языков. Здесь изучается английский и немецкий языки, представление на которых собственно и происходит. Зрелище интересное и увлекательное.

10 февраля – день памяти А.С. Пушкина. Трагический и грустный день. Дети чтят память великого поэта, исследуя его творческое наследие.

Но вот и весна, а значит традиционные всероссийские «Пушкинские чтения». Лицеисты готовят исследовательские работы, эссе, представления, художественные чтения. В этом конкурсе участвуют дети из разных уголков страны.

25 апреля – «День благодарения». День, когда чествуют лучших из лучших. Но с последним звонком жизнь лицея не останавливается, она бьёт ключом. 6 июня – день рождения А.С. Пушкина. Дети читают стихи, готовят выступления. И конечно же каждое лето отряд лицеистов отправляется в «Пушкиногорье». Нужно приложить немало усилий, чтобы попасть в этот отряд. Хорошо учиться, учувствовать в лицейской жизни, быть настоящим лицеистом. Ведь этот отряд лицо и честь учебного заведения.

3. Предложения по усовершенствованию деятельности нашего Лицея.

Пройдя по страницам лицейского календаря, чтобы я добавила? В лицее имеется спортивная секция и театральная студия, но я считаю этого недостаточно. Хорошо бы возродить шахматные турниры, организовать клубы по интересам, кружок декоративно-прикладного искусства, изостудию, создать свою вокально-инструментальную группу, воссоздать команду КВН.

Одним словом, необходимо как-то заинтересовать детей и направить их энергию в полезное русло, тем самым предоставив им альтернативу бесцельному шатанию по улицам. Детям нужны положительные эмоции, что бы лицей был для них не только местом учёбы, а вторым домом.

Учащиеся лицея вынуждены много времени проводить в закрытом помещении, что пагубно сказывается на их здоровье и повышает утомляемость. Необходима эмоциональная разрядка. Поэтому, я предлагаю ввести большую перемену как в Царскосельском лицее, где лицеисты могли отдохнуть в парке возле Екатерининского дворца и подышать свежим воздухом. Можно установить в школьном дворе скамейки, может быть даже разбить пруд. В целях повышения безопасности лицея не плохо бы было построить новый высокий забор с автоматическими воротами во избежание проникновения посторонних лиц на его территорию.

Вашему вниманию представлен макет Царскосельского лицея (Фото 13). Так он сейчас выглядит, а ведь ему 211 лет. Это одна из визитных карточек Санкт-Петербурга. Ведь что стараются увидеть гости города? Эрмитаж, Екатерининский дворец, Петергоф и конечно же лицей, где учился великий поэт.

Фото 13

Администрация Санкт-Петербурга старается поддерживать внешний и внутренний облик лицея. Нашему лицею 31 год. Он моложе на 180 лет. Из его стен вышло немало высококвалифицированных специалистов. Среди них врачи, инженеры и руководители. Он входит в топ лучших учебных заведений страны. И это очень показательно.

В его стенах ежегодно проходят международные Пушкинские чтения, а значит приезжают гости из других городов и участвуют представители зарубежных стран. При этом его внешний вид оставляет желать лучшего. Конечно руководство учебного заведения делает все возможное и невозможное, чтобы мы учились в красивой и уютной

Фото. 14

школе. Но время берет своё. Фасад, на мой взгляд, нуждаются в капитальном ремонте (Фото.14).

Для справки. Нормативными актами предусматривается для капитального ремонта 10 лет. Получается фасад школы не ремонтируется уже 21 год. Хотелось бы, чтобы администрация нашего города обратила серьёзное внимание на лицей и выделила средства на его капитальный ремонт. Очень хочется, чтобы и наш лицей стал визитной карточкой города. Чтобы гости города могли любоваться внешним видом нашего учебного заведения как одной из достопримечательностей Набережных Челнов.

Как бы я изменила облик нашего лицея? Предлагаю такой вариант (Рис.15).

Рис. 15

Заключение

Итак, изучив данную тему я пришла к следующим выводам:

Царскосельский лицей является исторической и культурной ценностью и его необходимо беречь для будущих поколений.

Наш лицей может стать визитной карточкой города Набережные Челны.

Необходимо направить коллективное письмо от лица учителей, родителей и учащихся лицея в адрес администрации города с просьбой выделить средства на ремонт фасада и обустройства пришкольной территории.

Я пришла к выводу, чтобы жизнь в лицее была ещё более интересная зависит во многом от нас самих.

Я считаю, что на основе изученного - гипотеза: Резонанс новой информации с информацией, полученной до нас имеет наибольший успех на благополучную реализацию в нашем мире подтверждена!

Список литературы:

https://moya-planeta.ru/travel/view/pravila_zhizni_litseista

https://perova3.jimdofree.com

https://ru.wikipedia.org

https://fobr.ru

https://bibliopskov.ru

Просмотров работы: 115