Введение
Сегодня в магазинах продается множество кукол: куклы-герои мультфильмов и кино, коллекции Барби, интерактивные младенцы, кукольные дома и даже целые города. Меня заинтересовали вопросы: всегда ли люди играли с куклами, в детстве моей мамы, бабушки куклы были такие же, как у меня, или они отличались? Я решила провести исследование и найти ответы.
Мое исследование актуально. Оно позволит мне больше узнать о мире детства мамы, бабушки, выяснить, с какими куклами и как играли они.
Работа обладает новизной: одним из ее источников стали экспонаты коллекции Музея Уникальных Кукол города Москвы. Директор музея Людмила Морозова отметила: их куклы еще не становились предметом детских научных исследований.
Объект исследования – куклы.
Предмет – типы кукол и особенности игры с ними в разные периоды детства, а именно, в 1970-е, 1990-е, 2020-е гг.
Моя цель – исследовать и сравнить типы кукол и особенности игры с ними в периоды детства моих бабушек, родителей, сверстников.
Для достижения цели я поставила следующие задачи:
- исследовать кукол и их назначение у восточных славян в Древней Руси;
- выявить, какие существуют типы кукол на примере изучения коллекции Музея Уникальных Кукол г. Москвы, а также особенности их изготовления;
- на основе анкетного опросы выяснить, какие типы кукол бытовали в разные периоды детства моих бабушек, родителей, сверстников: 1970-е гг., 1990-е гг., 2020-е гг.;
- с помощью анкетного опроса определить особенности игры с куклами в указанные периоды детства.
Я выдвинула гипотезу: типы кукол и игры с ними во время детства моих бабушек, родителей, сверстников будут отличаться.
Хронологические рамки исследования ограничиваются временем детства респондентов (7-12 лет), а именно, 1970-ми, 1990-ми, 2020-ми гг.
Работая над первой главой я использовала методы анализа и синтеза, типизации – при составлении таблицы типов кукол. Для написания второй главы применяла анкетирование и анализ. Метод фотофиксации помог при изучении коллекции Музея Уникальных Кукол города Москвы.
Источники работы – результаты анкетирования женщин возрастных категорий 28-35 лет, 48-56 лет, девочек – 6-9 лет, экспонаты Музея Уникальных кукол города Москвы.
Материалами для описания теоретических вопросов послужили толковые словари С. И. Ожегова [9], Т. Ф. Ефремовой [10] статьи сайта культура.рф [4], [8], книга И. Н. Котовой, А. С. Котовой «Русские обряды и традиции. Народная кукла» [3], статья «История кукол в России» [1] и др.
Практическая значимость исследования в том, что полученные сведения можно представить как сообщение на уроках «Окружающий мир», «История» или классном часе.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников, приложения.
Глава 1. Куклы в истории культуры: типовое разнообразие.
Куклы и их назначение у восточных славян в Древней Руси.
В начале исследования я решила выяснить, что такое кукла и всегда ли она была предметом игры, а также как выглядели первые куклы у наших предков – восточных славян.
Я обратилась к толковым словарям, проанализировала несколько определений. Русское слово «кукла» произошло от греческого «киклос» («круг»). Таким названием обозначали некий сверток или пучок соломы, который девочки любили пеленать и качать. В толковом слове С. И. Ожегова слово кукла обозначает: «детская игрушка в виде фигурки человека», «в театральном представлении: фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом)» [9].
В словаре Т. Ф. Ефремовой говорится, что «кукла – это фигура, воспроизводящая человека в полный рост; фигура человека или животного, сделанная из какого-либо материала, как действующее лицо специальных театральных представлений» [10].
Таким образом, я могу сделать вывод: кукла – это игрушка в виде человека или животного, она может быть сделана из разных материалов, использоваться в театральных представлениях.
Исследователи отмечают, что куклы появились и бытовали еще в Древней Руси (в IХ – ХIII вв.). Тогда их делали из дерева, ниток, создавали тряпичные и соломенные куклы-обереги, зерновушки, кукол на счастье и удачу, ловушки для снов, желанниц [3, с. 15]. Куклы были важной частью жизни славян. Им поклонялись, с их помощью защищались от негатива. Со временем они стали украшать дом, с ними начали играть дети.
Главная задача славянской народной куклы – привлекать и исполнять желаемое для конкретного человека или семьи. Поэтому она использовалась в магических ритуалах, обрядах, праздниках.
Для создания кукол брали исключительно натуральные материалы, заготовленные в хорошем настроении. Как я уже отметила, у восточных славян существовало множество кукол. Для описания я выбрала несколько кукол и внесла данные о них в таблицу (Приложение 1). Таблицу заполняла по материалам статей портала культура.рф [4], [8], книги «Русские обряды и традиции. Народная кукла» [3].
Исследовав кукол восточных славян, я узнала, что они имели разное неигровое назначение. Кукол делали в основном как оберег для человека, семьи. Они помогали защитить от злых духов(кувадка), сохранить здоровье (куколки-мотанки), создать благополучие в семье (столбушка), улучшить достаток(зерновушка). Использовали кукол и в календарных обрядах (например, мартинички). Обряд – это традиционное действие, сопровождающее важные моменты жизни и деятельности человека, в том числе хозяйственной.
Детям тоже делали кукол-защитников. И только с этими куклами-оберегами разрешалось играть. Первыми оберегами новорожденного становились пеленашка и кувадка, кукла-бессонница.
Первых кукол наши предки изготавливали в основном для защиты от злых духов. Использовали разные природные и натуральные материалы: солому, ткань, нитки, дерево. Интересным для меня оказался факт, что у кукол никогда не рисовали лица. Наши предки считали, если на кукле изображены глаза, рот, брови, уши, щеки, то она будет привлекать внимание злых духов [3, с. 25]. То есть куклы наделялись жизнью и силами, хотя и не были живыми. Эти куклы не похожи на современных, потому что сейчас куклы являются игрушкой и уже несут совсем другой смысл.
1.2 Особенности кукольного производства и типы кукол на примере изучения коллекции Музея Уникальных Кукол г. Москвы.
Я выяснила, что люди делали кукол с глубокой древности. Ученые-археологи доказали: куклы были не только у наших предков – восточных славян, но и в цивилизации Древнего Египта, в государствах Древнего Востока.
Широкое производство кукол существовало и в Древней Греции, их делали из глины, воска и ткани в виде статуэток, некоторые были даже с подвижными частями [5].
В Древнем Риме развивался свой стиль кукол. Их создавали гончары, ремесленники и даже знаменитые скульпторы. Особенностями римских кукол было отсутствие одежды и использование драгоценных металлов как материала [5].
Иначе выглядели куклы в V – XII вв. Этот период назывался средними веками, а куклы имели смиренное лицо, бесформенное тело, закутанное в длинные одежды. Новый вид кукол – городская кукла-игрушка появилась в XIII – начале XIV вв. В XV – XVI вв. кукол стали одевать.
Сначала кукол делали мастера, позже появились кукольные цеха. В XVII в. во Франции начали выпускать дорогие деревянные куклы, наряженные в великолепные одежды. Известна кукла по имени Пандора. Она была олицетворением красоты и стоила больших денег. Позволить купить ее могли только богатые люди [7].
Позже французские мастера (Жюмо, Брэ, Ромэ) и заводы делали кукол из воска и пытались создавать как полную копию человека. Также в XVII в. распространилось производство заводных кукол. Особое место занимала фарфоровая кукла.
Французских кукол делили на три типа: кукла-дама – утонченная элегантная дама, сделанная из фарфора; кукла-ребенок – голова сделана из воска, а тело набивали опилками; ребенок с характером, который изображали гримасами на лице: плач, смех [7].
В XIX в. кукольное производство активно развивалось в Германии. Немецкие куклы отличались практичностью и доступностью. Поэтому это сказалось на облике куклы и качестве. В 1909 г. немецкая компания «Камер и Рейнхардт» выпустила первого пупса. Также в Германии начинают использовать новые материалы: гуттаперчу и целлулоид [7].
Английские куклы отличались однообразием. Но именно в Англии появились картонные куклы и бумажный гардероб. Например, «Семья Летти Лэйн», «Семья Бетти Боннет» [2].
В 1920-х гг. лидером в кукольном направлении становятся США. В США были созданы такие куклы, как Bye-Lo, Кьюпи. Особенность производства кукол в Америке связана с тиражом. Также именно в США появляется одна из известных сегодня кукол – Барби. Барби в разные годы изображали различных женщин: она была то ангелом, то суперзвездой, то женщиной в домашней одежде [7].
Появились кукольные домики – миниатюрные дома с предметами домашнего обихода и жильцами. Самые ранние были созданы еще 5 тыс. лет назад. Наиболее известные ранние домики ХVI в. состояли из витрин, отдельных комнат с мебелью. Но они не были предназначены для детских игр, из-за свой стоимости, а были украшением интерьера. Молодые девушки, обставляя домики, учились хозяйству. К середине ХIХв. домики начали использоваться для игр [2].
Ели говорить о мастерстве изготовления кукол в нашей стране, отмечу, что в основном в XIX в. их производили на фабриках.
Хотя до самого 1917 г. больше всего было распространено кустарное изготовление в мелких мастерских. В советское время кукла в нашей стране делалась для детей, поэтому она отличалась простотой, должна была воспитывать в детях добрые качества. Кукол делали из разных материалов: резина, пластмасса [1].
Таким образом, я узнала, что кукол производили в разных странах и с самой глубокой древности. Не все из них были игровыми и делались для детей. Существует множество кукол. Для того, чтобы их систематизировать, объединить в похожие группы по каким-то общим признакам, я решила составить типологическую таблицу (Приложение 2).
Чтобы узнать подробнее о типах кукол, я посетила Музей Уникальных Кукол города Москвы. Его коллекция кукол насчитывает около 6000 экспонатов конца XVIII – начала ХХ вв. Для удобства анализа кукол я разработала таблицу.
Проведя интервью с директором музея Людмилой Морозовой, я выяснила, что кукол можно разделить на типы по материалу, возрасту, полу, стране-производителю, назначению (игровая/не игровая), росту, типу производства. Так, кукол могли изготавливать из дерева, фарфора, резины, целюлоида, бумаги, фетра, гипса, воска, папье-маше. По возрастным особенностям можно выделить кукол-младенцев, кукол-детей, кукол-взрослых. Встречаются куклы мужского и женского пола. Изготавливать кукол сегодня могут в любой стране. В Музее я встретила кукол из Франции, Англии, Германии, Японии, России. По типу производства существуют куклы фабричные и ручной работы. Куклы могут отличаться размерами: ростовые, миньонетки (до 11 см), dallhouse, куклы 20-60 см. По назначению куклы делятся на игровых и неигровых. Примеры кукол по каждому типу я привела в Приложении 2.
Итак, в первой главе я рассмотрела вопросы о том, какие куклы бытовали у наших предков – восточных славян. Выяснила, что они носили не игровой характер, наделялись оберегающими, защитными действиями. Кукол делали в разных цивилизациях. Производство кукол активно развивалось в европейских странах, России, США. Сегодня один из лидеров по производству кукол – Китай. Менялись материалы изготовления кукол, их одежда, появились домики, аксессуары – это наглядно видно по коллекции Музея Уникальных кукол. Я выделила несколько типов кукол и нашла на них примеры. Далее я исследую, какие из этих типов бытовали в детстве времен моей бабушки (1970-е гг.), мамы (1990-е гг.) и моем (2020-е гг.), выясню, отличаются ли куклы и игры с ними между собой и проверю свою гипотезу.
Глава 2. Куклы в периоды детства моих родителей, бабушек, сверстников.
2.1.Типы кукол в разные периоды детства: 1970-е гг., 1990-е гг., 2010-е гг.
В первой главе я исследовала, кукол и их роли. На примере изучения коллекции Музея уникальных кукол города Москвы выяснила, какие бывают куклы по типам, то есть общим признакам. Можно выделить кукол по материалу изготовления, стране производства, размеру, изображаемой ими профессии, полу и другому.
Во второй главе мне предстоит проверить гипотезу исследования. Я предполагаю, что куклы и правила игры с ними в разное время детства – бабушек, родителей и моё должны отличаться.
Для этого я составила анкету (Приложение 4) и провела опрос среди разных возрастных категорий. В первую вошли женщины, близкие к возрасту моей бабушки – 46-56 лет. Во вторую – возрасту моей мамы 28-35 лет. Третья категория – это мои сверстницы 6-9 лет. Всего я опросила 21 человека.
По типу материала в детстве респондентов 46-56 лет были распространены резиновые куклы, ими играли 100 % опрошенных. На втором месте – пластмассовые. Также у некоторых имелись бумажные и деревянные куклы. Схожими оказались ответы возрастной категории 28-35 лет. Женщины этого возраста также имели резиновых, пластмассовых, бумажных кукол. Но кукол из дерева у них уже не было. Однако у 43 % из них появились мягко-набивные куклы. В моё время я и все мои сверстницы играем куклами из резины, пластмассы и мягкими. У кого-то есть куклы из бумаги (Приложение 5, таблица 1).
По первому вопросу можно сделать вывод: куклы времени моей бабушки схожи по материалам с остальными периодами, но отличаются тем, что существовали и деревянные. В другие периоды куклами из дерева уже не играли. В детстве респондентов 28-35 лет и 6-9 лет появились мягко-набивные куклы.
Результаты по второму вопросу показали: респонденты всех возрастов играли с куклами-младенцами, куклами-девочками. Однако у опрошенных 28-35 и 6-9 лет появились куклы-взрослые.
Куклы женского и мужского пола имелись у всех групп опрошенных, хотя в разных соотношениях. Например, у меня, всех моих сверстниц есть куклы мужского пола. У женщин возраста моей мамы такие куклы были только у 28%, возраста 46-56 лет – у 14% опрошенных.
По стране производства встретились куклы из России, США, Китая, Германии у опрошенных 28-35 и 6-8 лет. Но если сегодня куклы из Китая есть у всех, то во время детства моей мамы были лишь у 42 %. Респонденты возраста 46-56 лет имели кукол советского производства, у одного человека была кукла из Германии.
По типу производства у всех респондентов были куклы и фабричного, и ручного изготовления.
По размеру кукол снова наблюдается сходство у опрошенных возраста моих сверстниц 6-9 и женщин 28-35 лет. Все отметили, что играли куклами-миньонетками (до 11 см), 11-25 см, куклами с домиками, 25-50 см и ростовыми. Но если ростовые куклы у 85% моих сверстниц, то у сверстниц мамы они были лишь у 14% (приложение 3, таблица 2).
Куклы-персонажи совпали у опрошенных 6-9 и 28-35 лет. У всех были куклы из мультфильмов, сказок, матрёшки, куклы профессий, Барби/Синди. Однако у моих сверстниц появились куклы из кинофильмов. У опрошенных 46-56 лет встречались куклы из сказок, матрёшки, неваляшки и невесты (Приложение 5, таблица 3).
Следующий вопрос показал, что у всех респондентов были популярны куклы в образе человека и куклы-неваляшки. Настольный театр кукол и бумажные встречены у респондентов 6-9 и 28-35 лет. Хотя по количеству бумажными больше играли женщины возраста моей мамы, чем я и мои сверстницы. Пальчиковые и перчаточные куклы встречаются только у моих сверстниц (Приложение 5, таблица 4).
В этом параграфе я сравнила результаты опроса о типах кукол у респондентов разных лет. Выяснила, что наибольшее сходство имеют куклы у опрошенных возраста 6-9 и 28-35 лет. Хотя и некоторые различия между ними всё-таки есть. Например, ростовые куклы чаше распространены сегодня, чем в детстве моей мамы. А вот в бумажные куклы мои сверстницы почти не играют. Куклы мужского пола раньше были скорее редкостью, сегодня они есть у всех.
Куклы времени детства моей бабушки отличаются. Тогда встречались деревянные, кукол мужского пола практически не было, как и персонажей из мультфильмов, кино. Играли в основном куклами советского производства. По размеру были распространены миньонетки и 25-50 см. Также у этой группы не было кукол-взрослых.
2.2. Особенности игры с куклами в разные периоды детства: 1970-е гг., 1990-е гг., 2010-е гг.
Во втором параграфе я сравню результаты опроса по следующим вопросам и выясню, отличались ли правила игры с куклами у респондентов разных лет.
В игре персонажи часто имеют имена. Имена, которыми называли кукол наши бабушки, в основном простые русские: Ваня, Катя, Оля, Ира, Маша, Даша. Респонденты возраста моей мамы употребляли простые имена (Катя, Маша, Наташа), но также использовали имена своих подруг, звезд из заграничных сериалов: Синди, Бэлла, Элеонора, Бэн. Мои сверстницы называют кукол именами, распространенными в наше время: Лиза, Кристина, Алена. Некоторые предпочитают давать простые имена – Катя, Галя, Даша. Однако большая часть ответили, что называют именами из современных мультфильмов, например, Снежка (мультфильм «Сказочный патруль»).
На вопрос о домиках и мебели, 85% наших бабушек ответили, что их делали сами, лишь у 28% была магазинная мебель. У опрошенных возраста 28-35 лет процент магазинной мебели составил 42, 58% все же делали домики и мебель сами. У 100% моих сверстниц мебель и домики куплены в магазине, у некоторых (14%) опрошенных были и фабричные, и самодельные.
В отношении одежды сложилась похожая ситуация: у 100 % респондентов 6-9 лет была покупная одежда для кукол, только 2 человека ответили, что совместно с родителями и шили одежду для кукол, и покупали. 85% опрошенных возрастной категории 28-35 лет шили одежду/вязали, 57%-покупали. Возраст наших бабушек ответили так: 14% покупали, 85% - шили (украшали бантиками, кружевом).
Следующий вопрос был связан с игровыми темами. Ответы респондентов показали, что общая тема игры у всех возрастов – семья. У опрошенных 46-56 лет кроме семьи были еще магазин, больница, дочки-матери. У респондентов 28-35 темы для игр расширились: салон красоты, кафе, школа, также сюжеты брали все из реальной жизни. Мои сверстницы часто играют в дочки-матери, а также салон красоты, модельное агентство, кафе, школу, больницу.
В вопросе о правилах игры с куклами опрошенные 6-9 лет ответили коротко, в основном – уход за куклой: кормили, укладывали спать, гуляли, катали в коляске, разговаривали, доверяли свои секреты. Женщины возраст 28-35 лет ответили так: играли в день из жизни, работу, быт, куклы ходили друг к другу в гости, в магазин, катались на роликах, велосипедах, учились в школе. Любили меняться одеждой для кукол с подругами. Респонденты возраста 46-56 играли разнообразнее, например, была игра в больницу: давали таблетки, ставили уколы, бинтовали кукол. Играя в школу, делили кукол на учеников-учителей, заводили тетради, журналы, ставили им оценки. Для игры в магазин вырезали бумажные монеты, которыми куклы рассчитывались за покупки. Из подручного материала делали мебель, шили одежду. Кукол любили наряжать, по сюжетам копировали семейную жизнь родителей (приложение 5, таблица 5).
Рассмотрев правила игры с куклами, я пришла к выводу, что были как общие сюжеты в детстве респондентов всех возрастов – игра в семью, семейную жизнь, магазин, так и различные. Если опрошенные возраста моей бабушки играли в больницу, школу, то женщины 28-36 лет предпочитали играть в кафе, парк, катать кукол на роликах, велосипедах, водить в гости.
Мебель и дома для игры респонденты 46-56 лет в основном делали сами, а вот у других групп сочетается и магазинная мебель, и ручного изготовления. Лишь у 100 % моих сверстниц все эти атрибуты игры полностью куплены в магазине. Имена куклам давали тоже по-разному, хотя простые имена кукол (Галя, Даша, Катя и др.) были характерны для всех групп опрошенных. В детстве респондентов 28-36 лет кукол называли именами героев зарубежных сериалов, а мои сверстницы – в честь героев мультфильмов.
Таким образом, можно сделать следующий вывод. Куклы и правила игры в разные периоды детства имеют как общие черты, так и различные. Это значит, что моя гипотеза подтвердилась частично.
Заключение
В данной работе я исследовала кукол и особенности игр с ними в разные периоды детства, а именно, 1970-е гг., 1990-е гг., 2020-е гг. Я предположила, что они будут отличаться между собой. Для доказательства этой гипотезы выяснила, какие куклы бытовали у наших предков – восточных славян. Оказалось, многие из них наделялись не игровыми свойствами: защищали от нечистых сил, болезней, приносили достаток, порядок в дом, оберегали детей и др. Однако со временем куклы стали выполнять и другие роли. В разные века куклы могли выглядеть по-разному и по-прежнему среди них встречались как игровые, так и не игровые.
Существует множество кукол. Я посетила Музей Уникальных Кукол г. Москвы, познакомилась с его коллекцией, объединила кукол по разным признакам – рост, пол, возраст, способ изготовления, страна производства, персонажи и составила типологическую таблицу.
Во второй главе провела анкетный опрос, выяснила, какие типы кукол, правила игр с ними бытовали в разные периоды детства респондентов возраста моей бабушки (46-56 лет), мамы (28-35 лет), моих сверстниц (6-9 лет). Выяснилось: существовали как общие для всех возрастов куклы и игры с ними, так и различные. Таким образом, я пришла к выводу, что моя гипотеза подтвердилась частично. В детстве времени моих бабушек, мамы и моем куклы и игры с ними имеют и схожие (например, все играли куклами женского пола, младенцами, из резины и пластмассы, называли простыми именами (Катя, Галя, Оля), играли в семью и семейные ситуации) и различные черты (куклы-взрослые женщины характерны только для детства моей мамы и моего, в детстве бабушки были деревянные куклы, куклы-герои фильмов есть только в моем детстве).
Список использованной литературы
История кукол в России //toybytoy.com (дата обращения 29.07.2021)
Клинских Д. Немного об истории кукольных домиков // Антикварная кукла. – выпуск 30. – 2021. – С. 45-52.
Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – 2016, 256 с.
Куклы-обереги на Руси // http:culture.ru (дата обращения 25.07.2021).
Лопаткина Е.В. К вопросу о типахи видах кукол: генезис и особенности // (дата обращения 05.08.2021) С.215-219.
Новикова А. Бумажные куклы //Антикварная кукла. – выпуск 30. – 2021. – С. 59-60.
Политова М.А. История кукол: традиции и современная жизнь //
Семейные обережные куклы на Руси // http:culture.ru (дата обращения 25.07.2021).
Словарь С.И. Ожегова //http: slovarozhegova.ru (дата обращения: 15.07.2021).
Словарь Т.Ф. Ефремовой /http:efremova.info (дата обращения 15.07.2021)
Куклы-обереги на Руси //https://www.culture.ru/materials/55036/kukly-oberegi-na-rusi (дата обращения 25.07.2021).
Семейные обережные куклы на Руси https://www.culture.ru/materials/253119/semeinye-oberezhnye-kukly-na-rusi (дата обращения 25.07.2021).
Политова М.А. История кукол: традиции и современная жизнь. //https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-kukol-traditsii-i-sovremennaya-zhizn/viewer (дата обращения 29.07.2021).
История кукол в России// https://www.toybytoy.com/doll/The-history-of-dolls-in-Russia (дата обращения 29.07.2021).
Лопаткина Е.В. К вопросу о типах и видах кукол: генезис и особенности // https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-tipah-i-vidah-kukol-genezis-i-osobennosti (дата обращения 29.07.2021).
Cписок источников
Материалы анкетирования респондентов 46-56 лет, 28-35 лет, 6-9 лет «С какими куклами и как я играла в своем детстве».
Приложение 1. Таблица «Куклы восточных славян и их назначение»
Название кукол |
Материал изготовления |
Внешний вид |
Предназначение куклы |
Магические свойства |
Куколки-мотанки |
Нитки |
Сделаны из ткани с разными наполнителями методом мотания |
Мотались как оберег в дорогу и служили защитным декором углов дома |
На таких берегинь, как на двойника, наматывались беды, невзгоды и болезни хозяина |
Духи-обереговики |
Солома |
Леший, домовой или водяной |
Помогали решать семейные проблемы, возвращали здоровье |
Болезнь перекладывалась на фигурку и сжигалась вместе с ней |
Куклы-берегини |
Сломанные ветром ветки священных деревьев |
Миниатюрная деревянная фигурка |
Такую куклу муж клал в льняную ладанку, которую женщина носила на поясе, чтобы в роду были здоровые дети |
Привлекали здоровье для детей, на миниатюрную деревянную фигурку наносилась спираль зарождения жизни |
Пеленашка |
Ткань |
Напоминала ребенка, завернутого в пеленки |
Делала куклуженщина у которой есть дети, с оберегом она будто передавала девушке свою материнскую силу |
Защита новорожденного от нечистой силы |
Десятиручка |
Солома и нитки |
Туловище десятиручки сворачивали из соломы, ниткой намечали пять пар рук, а затем одевали «помощницу» в юбку и фартук из ярких лоскутков. |
Кукла помогала молодой жене быстрее и легче справляться с домашними делами |
Наполняет помещение положительной энергетикой |
Кувадка |
Цветная ткань |
Цветастая куколка |
Защита матери и младенца |
Кукла отвлекала злых духов от матери и младенца |
Кукла-бессонница |
Ткань |
Из одного лоскутка или платка сворачивала голову и руки, из другого - платье |
Здоровый сон малыша |
Помогала убаюкать малыша, ее на время сна клали в колыбель младенцу. |
Ведучка |
Ткань |
Женщина и ребенок, которые держатся за руки. |
Защита ребенка |
Такая кукла олицетворяла мать, бабушку, няньку или старшую сестру, которые ведут ребенка по жизни, направляют его на нужный путь и не дают совершать ошибки |
Столбушка |
Ткань |
Делалась в форме столбика |
Благополучие в семье |
Считалось, что кукла отводит от семьи беду, незваных гостей, сплетников и завистников |
Зерновушка |
Крупа |
Внутрь куклы прятали мешочек с зерном, а самой куколке придавали пышные округлые формы |
Сытость и достаток |
Кукла должна была принести в семью сытость и достаток, хороший урожай и приплод скота. |
Домовушка |
Ткань, монета |
Юбку благополучницы создавали в форме мешочка, а внутрь клали монетку |
Сохраняла в доме достаток |
Помогала договориться с домовым |
Кукла-перевертыш |
Ткань |
Состояла из двух половинок - темной и светлой. |
Считалось, что дневная сторона помогает в хозяйственных делах, а ночная - обеспечивает здоровый и спокойный сон домочадцам. |
Утром ее выворачивали светлой стороной наружу, а вечером - темной. |
Кукла-метлушка |
Солома, ткань |
Маленький соломенный веник наряжали в рубашку, юбку и пестрый платок из лоскутов |
Хозяйка тщательно убирала весь дом, затем брала метлушку и, начиная от углов к центру комнаты, сметала ею воображаемый мусор на тряпицу или бумажку. Всю «грязь» сжигали, а метлушку благодарили и прятали до следующего раза. |
Кукла избавляла дом от чужой негативной энергии |
Приложение 2. Таблица «Типы кукол Музея Уникальных кукол г. Москвы»
Признак |
Название типа |
Пример куклы |
Материал
|
- дерево |
Деревянная колышковая кукла Дама в подвенечном платье и мужчина в цилиндре |
- фарфор |
Большая часть коллекции– фото витрины (приложение 3, фото 1) |
|
целюлоид |
Кукла «Кьюпи», малыши-голышики советского производства в витрине №20 (приложение 3, фото 3) |
|
-резина |
Советские винтажные куклы, авторские куклы (приложение 3, фото 2) |
|
-гипс |
Кукла-грелка, современные ростовые интерьерные куклы (приложение 1, фото 8) |
|
-фетр
|
Принцесса Елизавета английской фирмы «Чад Велли» (приложение 3, фото 9) |
|
- из папье-маше |
Кукла в черном платье (Германия) |
|
-восковые |
Кукла-статуэтка (Франция); Литые восковые куклы (Англия) |
|
Возраст |
младенец
|
Кукла-младенец фабрики «Журавлев и Кочешков»; Младенцы в люльке |
ребенок |
Куклы дети немецких мастеров; «Брат и сестра»; персонажные куклы; «Имперский ребенок»; портретная кукла мальчик |
|
взрослый |
Бабушка, которая вяжет (музыкальный кукольный автомат) |
|
Пол |
куклы женского пола куклы мужского пола |
Большая часть коллекции музея, Портретная кукла мальчика |
По стране –производства |
Германия |
Витрина с немецкими куклами. Фабрики Симон и Хальбиг, Каммер и Райнхардт, Арман Марсель и др. (приложение 3, фото 4) |
Франция |
Витрина с фр.куклами: Брю, Штайнер, Готье, Жюмо и др. (приложение 3, фото 5) |
|
Англия |
Восковые куклы в витрине №4 (часть кукол) |
|
Япония |
Целлулоидная кукла «Кьюпи», японские куклы в традиционных нарядах рядом с Кьюпи |
|
Россия |
Фабрики «Фингергут и Шраер» (находилась на территории современной Польши), «Журавлев и Кочешков», «Дунаев» и др. (приложение 3, фото 6) |
|
По типу производства |
фабричные/заводские |
Большая часть коллекции Музея (наиболее ценные среди антикварных) |
ручной работы |
Современные авторские куклы (например, портретный мальчик) (наиболее ценные среди современных кукол) |
|
Размер/рост |
ростовые |
Куклы Фингергут и Шраер (Российская фабрика из г. Калиш, совр.Польша) витрина №1 нижняя часть (приложение 3, фото 7) |
миньонетки (до 11 см) |
Куклы из витрины №6 (приложение 1, фото 10) |
|
dоllhouse |
Куклы для кукольных домиков, их можно увидеть в кукольных домах в музее |
|
наиболее популярные куклы 20-60 см |
Большая часть коллекции музея |
|
Назначение |
игровые |
Предназначенные для обычной детской игры (большая часть коллекции музея) |
неигровые - статусные |
Куклы, которыми хвастались друг перед другом взрослые, куклы, которые показывали высокий статус и состоятельность владельца: кукла-грелка, кукла-автоматон (механические заводные куклы) (приложение 3, фото11) |
Приложение 3. Фотографии кукол разных типов из Музея Уникальных кукол г. Москвы.
Фото 1. Фарфоровые куклы Фото 2. Резиновая кукла
Фото 3. Целюлоидная кукла Фото 4. Немецкие куклы
Фото 5. Французские куклы Фото 6. Российские куклы
Фото 7. Ростовые фарфоровые российские куклы Фото 8. Кукла-грелка
Фото 9. Принцесса Елизавета Фото 10. Миньонетка
Фото 11. Бабушка-автоматон
Приложение 4. Анкета «С какими куклами и как я играла в своем детстве»
Здравствуйте! Меня зовут Ксюша. Я провожу исследование на тему: Кукла и ее роль в культуре детства в прошлом и настоящем. Прошу вас ответить на вопросы. Результаты войдут в текст моей исследовательской работы.
Укажите ваше ФИО, возраст.
Выберите один или несколько вариантов:
Из какого материала в детстве у вас были куклы? а)пластмасса, б) резина, в)бумага, г)дерево, д)мягко-набивные, е)пластик, ж)другой(назовите).
2. Какими куклами вы играли, какой у них был «возраст»: а) пупс/младенец, б) кукла-девочка, в) кукла взрослая женщина, г) другая (назовите).
3. Какого пола были куклы в вашем детстве: а) женский, б)мужской.
4. Из каких стран были куклы, которыми вы играли: а)СССР, б)Китай, в) США, г) другая (назовите).
5. Куклы у вас были ручного или фабричного производства: а)ручного, б) фабричного.
6. Какие у вас куклы были по размерам: а)миньонетки (до 11 см), б)11-25см, в)кукла с домиком dall house, г)25-50см, д) ростовые
7. Какие куклы-персонажи были в вашем детстве: а) кукла-герой мультфильма, б) кукла о профессии, в) кукла-герой из фильма, г)кукла-герой из сказки, д) Барби/Синди/Кен, е)матрешка, ж) другая (назоваите).
8. Какими куклами вы играли: а) перчаточная, б)пальчиковая, в)бумажная, г) неваляшка, д) настольный театр, е)кукла-человек, ж)другая
Подумайте и запишите свой ответ.
9. Называли ли вы своих кукол именами? Какими?
10. Были ли у вас кукольные домики, мебель? Из магазина или делали сами?
11. Покупали или шили сами одежду для кукол?
12. Вспомните и укажите, на какие темы в детстве вы играли с куклами. Например, «Школа», «Семья», «Магазин», «Больница», «Модельное агенство», другие.
13. Опишите правила одной или нескольких игр с куклами из вашего детства.
Приложение 5. Результаты анкетирования
Таблица 1. Из какого материала были куклы
возраст |
резина |
пластмасса |
бумага |
дерево |
мягкая |
пластик |
другой |
28-35 опрошено7человек |
++++ 57% |
++ 28% |
+++ 43% |
+++ 43% |
|||
6-9 лет опрошено 7 человек |
+++++++ 100% |
+++++++ 100% |
+ 14% |
+++++++ 100% |
|||
46-56 лет опрошено 7 человек |
+++++++ 100% |
+++ 43% |
+ 14% |
++ 28% |
Таблица 2. Размеры кукол
возраст |
до 11 см миньонетки |
11-25 |
кукла с домиком |
25-50 |
ростовые |
28-35 |
+ 14% |
+++++ 71% |
++ 28% |
+++ 42% |
+ 14% |
6-9 |
+ 14% |
+++++++ 100% |
++++++ 85% |
+++++ 71% |
++++++ 85% |
46-56 |
+++++ 71% |
+++ 42% |
Таблица 3. Куклы для игры
возраст |
перчаточная |
пальчиковая |
бумажная |
неваляшка |
настольный театр |
кукла-человек |
другая |
28-35 |
+++ 42 % |
++++ 57% |
+ 14% |
+++++++ 100% |
|||
6-9 |
+ 14% |
+ 14% |
+ 14% |
+ 14% |
+ 14% |
+++++++ 100% |
|
46-56 |
++++ 57% |
+++++++ 100% |
Таблица 4. Куклы-персонажи
возраст |
Из мультика |
Кукла профессия |
Из фильма |
Из сказки |
Барби/Синди/Кен |
Матрешка |
Другая |
28-35 |
+ 14% |
++ 28% |
+ 14% |
++++++ 86% |
+ 14% |
||
6-9 |
++++ 57% |
+++++ 71% |
+++ 42% |
++ 28% |
+++++++ 100% |
+ 14% |
|
46-56 |
+ 14 % |
++++ 57% |
Невеста, нарядно одетые, неваляшка |
Таблица 5. Правила игры с куклами
возраст |
Правила |
28-35 |
День из жизни, работа, быт, гости, менялись одеждой с подругой для кукол, куклы ходили в магазин, катались на роликах, велосипедах, усаживала за стол, спрашивала, ставила оценки, дочки-матери |
6-9 |
Кормила, укладывала спать, гуляла, катала в коляске, лечила, разговоры обо всем. |
46-56 |
Играли с подружками, каждая озвучивала свою куклу. Игра в больницу, давали таблетки, шприцы, бинты. Игра в школу учитель-ученик, в тетрадях ставили оценки. Игра в магазин, были бумажные монеты, рассчитывались за покупки. Делали из подручного материала мебель, шили одежду, наряжали кукол, копировали семейную жизнь родителей. |