Субкультура рабочего класса в Великобритании: от интернационализма 1960-х к национализму 1980-х

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Субкультура рабочего класса в Великобритании: от интернационализма 1960-х к национализму 1980-х

Грачева П.Б. 1
1МОУ СОШ 55 г. Магнитогорск
Зыбайлов Р.В. 1
1МОУ СОШ 55 г. Магнитогорск
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Казалось бы, эпоха субкультур среди молодежи ушла вместе с 1990-ми и 2000-ми в прошлое. Актуальностью данной работы является то, что по-прежнему в СМИ и на просторах интернета всплывает информация об одной из самых «старых» и «агрессивных» субкультур – скинхедах. Так, 28 августа 2021 года в метрополитене Санкт-Петербурга произошла потасовка между представителем культуры скинхедов и выходцем из Дагестана. А в феврале 2021 в Москве двое скинхедов избили в вагоне выходцев из Средней Азии. Позже их задержала полиция, опознав по «фирменному» стилю: высокие ботинки, камуфляжные штаны или голубые джинсы, поло, клетчатая рубашка, и конечно коротко стриженая голова. Хотя с усилением надзора государства за экстремисткой деятельностью, многие группы отказались от своего традиционного внешнего вида, предпочитая сливаться с толпой, но по-прежнему мы можем увидеть, так называемый стиль «Дух 69» в одежде скинхедов на просторах российских городов.

Проблема состоит в том, что в нашем обществе четко сложился стереотип: «бритоголовый» - значит расист, «скинхед» - значит, будет конфликт с лицами не европеоидной расы. Но мало кто знает историю рабочего движения и зарождения скинхедов в Великобритании в конце 1960-х, когда эта субкультура не имела связи с цветом кожи и была аполитичной. Сегодня в Европе и США именно традиционные антирасистские группы скинхедов оказывают наибольшее сопротивление национал-социалистическим союзам и группировкам.

Цель работы: исследование развития субкультуры скинхедов с 1960-х по 1980-е годы в Великобритании.

Для достижения, поставленной нами цели, необходимо решить ряд задач:

Познакомиться историей рабочего движения в Великобритании в 1960-х годах;

Выяснить, как рабочая молодежная среда англичан эволюционировала в субкультуру скинхедов;

Выделить особенности в музыке, одежде, поведении скинхедов в Великобритании в период 1960-х-1980-х;

Выявить причины распада единой субкультуры рабочего класса в Великобритании на направления: «HardMods», «S.H.A.R.P.», «R.A.S.H.», «RAC».

Объект исследования: история Великобритании.

Предмет исследования: субкультура скинхедов с 1960-х по 1980-е годы в Великобритании.

Гипотеза: изначально в Европе субкультура скинхедов не имела ничего общего с национал-социалистической идеологией, а в 2020-е в мире сохраняются крупные антирасистские силы скинхедов третьей волны.

Методология: анализ, синтез, историко-культурный метод, историко-сравнительный метод, индукция, дедукция.

Глава 1. Первая «волна» скинхедов

История рабочего движения в Великобритании в 1960-х годах

С одной стороны из Второй Мировой войны Великобритания и вышла победительницей, однако обойти капиталистический кризис, в результате которого политические и экономические позиции английского империализма существенно ослабли, не удалось. Расходы Великобритании на войну составляли более 25 млрд. фунтов стерлингов[10]. Страна утратила порядка четверти своих национальных богатств. В военные и послевоенные годы в британских колониях активизировалось национально-освободительное движение, в результате чего в 1947-1948-х годах Цейлон, Бирма и Индия добились своей полной независимости. Позже, уже в 1950-1960-х годах свою полную независимость получили такие страны, как Нигерия, Сомали, Малайя, Судан, Кипр и ряд других стран. Для Англии, чей экономический потенциал в течение нескольких веков во многом зависел от ее колоний, распад колониальной системы стал следствием существенного ослабления былого могущества Великобритании. Чтобы выжить, правительство было вынуждено сократить спрос на продукцию. Импортные товары вовсе исчезали с рынка, так как большая часть производимой продукции шла на экспорт. Однако, несмотря на нарастающие экономические проблемы, состояние британского общества в 1950-х – начале 1960-х годов социологи оценивают как довольно благополучное и даже процветающее. Коэффициент безработицы в этот период был относительно низким – от 1,2 до 2,6% от всех трудящихся[9]. Но к концу 1960-х средний доход рабочей семьи составлял 850 ф. ст.[9] в год, что на настоящий момент примерно равно 200-м тысячам российских рублей в год, а в месяц – около 17-ти тысяч российских рублей. Данный доход был довольно малым, вследствие чего около 3 миллионов человек, что для Англии являлось огромной цифрой, жило под чертой бедности [приложение № 1]. Общество желало перемен в лучшую сторону. Флагманом этих перемен была рабочая молодежь, создавшая свою контркультуру, которая отражала их классовую принадлежность.

Зарождение движения скинхедов.

Движение скинхедов (skinheads, кожаные головы – англ.) начало формироваться в 60-х годах XX века в бедных рабочих кварталах Великобритании. Свое происхождение оно брало от очень популярного на тот момент движения модов – выходцев из среднего класса, одевавшихся в стильные костюмы и являвшихся поклонниками современного джаза. На образование субкультуры скинхедов также повлияло движение TeddyBoys – криминализированное движение английской молодежи из рабочей среды, слушавшей американский блюз. Несмотря на то, что движение скинхедов формировалось именно из субкультур модов и тэдди боев, стиль и одежда бритоголовых во многом отличалась от образов их предшественников. В гардеробе скинхеда преобладали синие джинсы с подтяжками, клетчатые рубашки или армейские футболки, массивные ботинки, иначе называющиеся берцами, типичные для обычного английского работяги [приложение № 2]. Скинхеды «первой волны» были субкультурой рабочих районов Британии, которая возникла как молодежная классовая культура протеста против официальной буржуазной культуры и против контркультуры 60-х гг. Первые скинхеды не были расистами, какими они стереотипно представляются. Они уважали темнокожих и мулатов, что на тот момент было вовсе неудивительно: среди рабочих было огромное количество иммигрантов. Скины и приезжие с Ямайки имели общие взгляды, слушали одинаковую музыку, в частности амерканский соул, ямайское ска и рэгги. У ямайских парней был собственный стиль одежды – RudeBoys, то есть «грубые парни». Основу их образа составлял черный костюм, узкий галстук и шляпа. Примечательно то, что одним из внешних признаков руд-боев была бритая голова, связанная с криминальной романтикой. Позднее данный атрибут в своей внешности унаследовали скинхеды. Если к кому скинхеды и не имели неприязнь, так это к «пакам» (пакистанцам). И вовсе не по расистским соображениям. Дело в том, что «паки», в отличие от темнокожих, не работали на заводах, а практически поголовно занимались торговлей. Пакистанцы заселяли целые кварталы и усеивали их огромным количеством торговых лавок. Скинхеды же, как обычные фабричные рабочие, с презрением относились к торговле и прочей буржуазной культуре.

Также огромное влияние на формирование скин-движения оказало течение футбольных хулиганов. Завоевание Великобританией звания чемпионов мира в 1966 году привело к тому, что посещаемость футбольных матчей резко возросла. Болельщики снова заполнили стадионы и число молодых людей, привлеченных к футболу, стало больше, чем когда-либо. Насилие всегда было частью футбольной игры, а под конец 60-х соперничающие стороны начали проводить хорошо продуманные вылазки друг против друга и битвы «стенка на стенку». Внешний вид футбольных хулиганов был составлен из массивных модовских ботинок, синих джинсов и клетчатых рубашек. Так появилось движение BootBoys – «парни в бутсах», из рядов которого вышло немалое количество скинхедов в 1967 и 1968 годах.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что английское общество в лице рабочего класса требовало перемен и улучшения материального положения, вследствие чего появлялись движения против буржуазной культуры, которые оказали огромное влияние на формирование субкультуры скинхедов. Представители «первой волны» скинхедов не были националистами – они были всего лишь рабочей молодежью, желавшей переступить порог бедности.

Глава 2. Распад субкультуры скинхедов на различные направления

2.1. Причины распада единой субкультуры скинхедов

Спустя несколько лет существования, движение скинхедов «первой волны» постепенно начало угасать – молодежь вырастала, остепенялась и обзаводилась семьями. Тем самым, деятельность скинхед-движения пришла в упадок. Однако в 1970-х годах в Великобритании разгорелся экономический кризис, что, в свою очередь, сказалось на экономическом благосостоянии населения – зарплаты уменьшались, сокращалось количество рабочих мест, урезались социальные пособия. Также увеличился приток эмигрантов, поскольку для правительства Великобритании это было выгодно – приезжие из бывших колоний Англии являлись дешевой рабочей силой. Все эти факторы привели к недовольству населения среднего класса и образованию новой «второй волны» движения скинхедов. Негативный настрой населения сыграл на руку партии «Национальный Фронт», убедившей рабочую молодежь в том, что в их материальных проблемах виновата не капиталистическая система, а эмигранты – пакистанцы и индусы, занимавшие их рабочие места. Для распространения правых идей среди скинхедов «Национальный Фронт» начал подкидывать им литературу и деньги. Новое скинхед-движение стало преимущественно правым, расистским. Данным обстоятельством воспользовались и СМИ, создавшие и закрепившие за скинхедами образ фашистов. Многие представители «первой волны» вернулись в движение с целью оправдать опороченное имя созданной ими группировки скинхедов. Началась междоусобная война между двумя поколениями скин-движения, вследствие которой за правыми скинхедами закрепилось прозвище «boneheads», что означало «костяные головы», однако представители «первой волны» интерпретировали это как «тупоголовые». Старое поколение скинов постепенно начало привлекать к себе внимание молодежи, которая позже начала к ним присоединяться. Они отказывались переходить на чью-либо сторону, были аполитичными и просто существовали согласно принципу Spiritof 69. В начале восьмидесятых ничего не привнесло развитие в уже и так разрозненное движение. В это же время в США свою популярность все больше обретали идеи бонхедов – было создано огромное количество агрессивных группировок «WhitePower» (белого движения). Данное обстоятельство вызывало недовольство у традиционных скинхедов, вследствие чего в 1987 году в Нью-Йорке было организовано новое скинхед-объединение «SkinheadsAgainstRacialPrejudices» или просто «S.H.A.R.P.» (Скинхеды-антирасисты / «Шарпы»). Шарпы подошли к делу очень серьезно – они проводили массовую пропаганду антирасизма, участвовали в радио- и телепередачах, выпускали листовки и газеты, а также проводили акции прямого действия (погромы бонхедских штаб-квартир и клубов, разгон ультра-правых демонстраций). Движение нью-йорковских шарпов распространилось по всему миру и стало оплотом борьбы с расовыми притязаниями в среде скинхедов. В 1993 году в Нью-Йорке было создано еще одно скин-движение – «RASH» (Red & AnarchistSkinheads). Данная группировка поддерживала левое политическое направление, что было вовсе неудивительно, поскольку рабочая молодежь из бедных кварталов, создавшая это скин-движение, традиционно придерживалась анархических и социалистических идей. Левые скинхеды боролись с расизмом, фашизмом, сексизмом, гомофобией, и, несмотря на то, что представители группировок SHARP и RASH имели общие интересы в плане борьбы, эти скин-движения не были объединены из-за различавшихся политических идеологий.

2.2 Образ скинхеда: от истоков к современности

Стиль одежды скинхедов за почти уже 50-летнюю историю практически не подвергся изменению. Основная гордость любого скинхеда - ботинки. Традиционные скинхеды изначально носили фирменную обувь фирмы  Dr. Martens. Особой популярностью пользуется до сих пор модель «винтаж 1460». Именно такие высокие армейские ботинки носили в далеких 1960-х-1970-х годах английские рабочие. Правда в России скинхеды полюбили более распространенные в магазинах ботинки фирм «Camelot» и «Steel». В 1990-х мало кто мог позволить себе привезти знаменитые «мартинсы» из-за рубежа. Ботинки фирмы «Steel» полюбились прежде всего за то, что внутри носка был металлический «стакан», поэтому ударом такой обуви можно было нанести тяжелую травму оппоненту. Скинхеды часто выбирают ботинки с высоким берцем на 8-10 люверсов. Отдельной темой в одежде скинхедов можно считать цветовую гамму шнурков. Чтобы отличать друг друга на улице, разные противоборствующие группы скинхедов выбирали себе определенный цвет. Например, среди НС-скинхедов был популярен белый цвет: цвет европеоидной расы. По другой версии, распространенной в России, он означал, что белые шнурки надеть может лишь тот, кто убил в драке другого человека. RASH выбрали своим цветом – красный: цвет интернационализма, социализма, коммунизма и антифашизма. Среди S.H.A.R.P. часто можно было встретить шнурки синего цвета. Традиционные или аполитичные скинхеды, борцы за экологию, веганы носят шнурки зеленого цвета. Известно, что хулиганы и первые скинхеды в 1960-1970-х годах, шнуровали свои ботинки проволокой, чтобы пронести ее на футбольные матчи и использовать в качестве оружия.

Что касается штанов и брюк, то традиционным видом одежды здесь были джинсы фирмы Levi’s (модель 501). Но в НС-скинхеды, и особенно в России предпочитали камуфляжные штаны, подчеркивая милитаризм, присущий нацистской идеологии.  На тело, как правило, надевали клетчатые рубашки фирмы Ben Sherman или поло  Fred Perry, которое выделялось своей символикой в виде лаврового венка. Со временем в субкультуре скинхедов прижились поло марок Lacoste и Burberry . В 1980-2000 движение скинхедов пошло по пути роста радикализма, выделились различные группы, которые вели между собой уличные войны. Теперь в качестве оппонентов выступали не только мигранты, которые не могли оказать должного сопротивления, но и «братья» по субкультуре, а значит, одежда должны была стать еще более удобной в драке. Так на смену рубашкам и поло стали приходить в начале XXI века толстовки. Особым почтением тали пользоваться толстовки фирмы Lonsdale. Но прижились они только у футбольных хулиганов и ультраправых скинхедов. Если надеть поверх куртку, то видны были лишь буквы «NSDA», что в узком переводе означает «Национал-социалистическая партия Германии» (партия, существовавшая в годы канцлерства Адольфа Гитлера в Германии в 1933-1945 годах).

Верхняя одежда имеет два основных варианта: строгие куртки, называемые «бомберы» оливкового и черного цветов или пальто военного кроя. Например, в Великобритании скинхеды в 1960-1970-х предпочитали носить пальто фирмы «Crombie». В 2000-2010 гардероб скинхедов был дополнен одеждой фирм Thor Steinar и Sva Stone, которые специализируется на создании одежды для уличных хулиганов и скинхедов. Традиционные скинхеды, RASH и S.H.A.R.P. в меньшей степени впитали нововведения, а вот ультраправым националистам они пришлись по душе, так как фактически были разработаны именно для них. Изюминкой, которая формирует внешний облик любого скинхеда, являются узкие подтяжки шириной не более двух пальцев. В основном приветствуются красный и черные цвета, но нередко используется те цветовые гаммы, которые соответствуют шнуркам.

Чем дольше существовала субкультура рабочего класса, тем больше заимствований и трансформаций она испытывала. Сегодня увидеть традиционного скинхеда в стиле «Дух 69-го» не так уж и просто.

Заключение

В ходе исследования нами были решены все поставленные задачи. А именно: мы изучили, как интернационалистическая субкультура скинхедов эволюционировала в националистическую. Было определено, что в 60-х годах XX века скин-движение не имело никакой связи с расистской идеологией. Нами был изучен основной флагман создания данной группировки – рабочая молодежь, борющаяся за улучшение своего материального положения и протестующая против официальной буржуазной культуры. Анализируя источники, мы выяснили, что первоначально скинхеды уважали темнокожих и мулатов, поскольку среди рабочих было немалое количество иммигрантов. Однако стереотипный образ скинхеда-фашиста сформировался несколько позже – в 1970-х годах, после угасания движения скинхедов «первой волны» и нового экономического кризиса в Великобритании.

Таким образом, мы рассмотрели, на какие группировки разделилась ранее единая субкультура: на правых скинхедов, пропагандирующих насилие над людьми не белой расы, получивших поддержку от партии «Национальный Фронт»; на левых скинхедов – основателей группировки «RASH», придерживающихся социалистических и коммунистических, антирасистских и антифашистских идей; на аполитичных скинхедов – представителей группировки «S.H.A.R.P», выступающих против насилия, расизма и фашизма. Проведя исследование, мы выяснили, что разрозненные группировки скинхедов сохранились по сей день. Исходя из проведенного исследования, мы можем предположить, что в ближайшее время скин-движение придет в упадок. Причиной того станет отсутствие таких проблем, кризис и безработица, вследствие чего и получила свое зарождение данная субкультура. Мир развивается и меняется, и поэтому вскоре движение скинхедов останется лишь на страницах истории.

Список источников и литературы

1. Басырова С. Западное общество в 1945–1970-х гг. Завершение эпохи индустриального общества / онлайн-школа Фоксфорд, 2009-2021. – URL:https://foxford.ru/wiki/istoriya/zapadnoe-obshchestvo-v-tysyacha-devyatsot-sorok-pyatom-tysyacha-devyatsot-semidesyatyh-gg-zavershenie-epohi-industrialnogo-obshchestva (дата обращения: 04.11.2021).

2. Кошелев С. Субкультура. Британская история Х. Скинхеды / С. Кошелев // Merc Russia, 2013. – URL: https://www.merclondon.ru/mercblog/novosti/subkultury_britanskaya_istoriya_x_skinkhedy/ (дата обращения: 11.10.2021).

3. Маршалл Д. Дух 69-го. Библия скинхеда / Д. Маршалл. – Глазго; Шотландия, 1994. – 176 с.

4. Петренко В. Ф. Кто такие скинхеды: неонацисты или подростковая субкультура / В. Ф. Петренко // Туристический сетевой журнал Балтморе.ру, 2014. – URL: https://baltmore.ru/column/opinion/63-kto-takie-skinhedy-neonacisty-ili-podrostkovaya-subkultura.html (дата обращения: 11.10. 2021).

5. Политикус: политический журнал: Политикус. – 2017. – URL: https://politikus.ru/articles/politics/94845-kak-realno-zhili-grazhdane-velikobritanii-i-francii-v-60-70-e-gody.html (дата обращения: 19.10.2021).

6. Тарасов А. Порождение реформ: бритоголовые, они же скинхеды / А. Тарасов // Журнал «Свободная мысль – XXI», 2000. – URL: https://scepsis.net/library/id_115.html (дата обращения: 11.10.2021).

7. Топольский А. Правда о скинах / А. Топольский // научно-популярный журнал Пропаганда, 2009. – URL: http://propaganda-journal.net/734.html (дата обращения: 17.11.2021).

8. Promoband: электронный журнал: Promoband. – 2021. – URL: https://promoband.net/ru/subkultury-skinheads/ (дата обращения: 20.11.2021).

9. Studref: научная электронная библиотека: Studref. – 2017-2021. – URL: https://studref.com/640836/istoriya/britanskoe_obschestvo_1950_pervoy_polovine_1960_godov (дата обращения: 28.10. 2021).

10. Studwood: научная электронная библиотека: Studwood. – 2017-2021. – URL: https://studwood.ru/1261118/istoriya/rabochee_dvizhenie_1950_1960 (дата обращения: 10.10. 2021).

Приложение № 1

1957 год. Торговля ношеной обувью на улицах Ливерпуля.

Приложение № 2

Традиционные скинхеды, одетые в духе 69-х.

Просмотров работы: 141