КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ СИБИРСКИХ СКИФОВ

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ СИБИРСКИХ СКИФОВ

Криворчук А.А. 1
1ГАПОУ РБ «КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ им. П.И. ЧАЙКОВСКОГО»
Антонова Л.Е. 1
1ГАПОУ РБ «КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ им. П.И. ЧАЙКОВСКОГО»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Интерес к наследию прошлого диктуется вызовами настоящего времени и потребностями проектирования будущего. Речь идет, во-первых, о меняющейся на наших глазах социальной и культурной практике человека, ее необычайной динамичности и глубине характера изменений. Во-вторых, о развивающихся способах осмысления и освоения им исторических и современных форм этой практики. Возникновение интереса к традиционным культурам в эпоху глобализации, поиск «своих корней», стремление подчеркнуть самобытность своей культуры определяют появление большого количества работ, посвященных этой теме. В разных науках (в этнографии, культурной антропологии, этнолингвистике, фольклористике, искусствоведении, культурологи и т. д.) исследователи по-разному подходят к ее изучению.

Обсуждение проблем культурологического познания может быть полезным в целях преемственности позитивного исторического опыта и для обновления жизненного мира человека в свете иных горизонтов его бытия. Примером особенного отношения к нашей истории и культуре может служить судебное разбирательство Европейского суда от 26.10.2021 года, по решению которого коллекция Крымского музея, в том числе и «скифского золота» должна быть передана Украине. Кроме того, не утихают споры о происхождении и местонахождении этих народов. Особенно интересным для исследования остается вопрос о скифах на территории современной Бурятии. Об этом пишут участники экспедиции «Информ Полиса» на одном из сайтов сети Интернет.

Источником, ресурсом, «вечным двигателем» культурогенеза является свободная, творческая, целеориентированная активность человека. Она позволяет ему как субъекту динамики культуры реализовать историческую форму и меру своей субъективности, преодолевать всегда существующие рамки тех или иных природных, социальных и культурных детерминаций. Человек имеет возможность в разной степени и различных направлениях менять свои адаптивно-адаптирующие стратегии, воспроизводя оправдавшие себя традиции и постоянно вырабатывая для решения насущных задач новые формы культуры – ментальные, материальные, художественные. Культурогенез может проявляться в частных изменениях устаревших продуктов культуры, порождении отдельных новых ее явлений, форм, сфер, включением их в существующий социокультурный организм. Вместе с тем в определенные эпохи появляется необходимость обновления культурной системы в целом – ее идей, технологий, стратегий деятельности и познания.

Говоря о культуре, следует различать несколько подходов к ее изучению – философский, антропологический, культурологический и социологический.

Наиболее распространенное понимание культуры в антропологии заключается в следующем: культура – это система знаний и верований, унаследованных членами данного общества (сообщества) и проявляющихся в поведении человека. Отсюда вытекает главный антропологический вывод: чтобы понять культуру того или иного сообщества, необходимо изучить его поведение в жизненных, повседневных ситуациях. Но при изучении проблем происхождения скифов такой подход неприемлем. В то время как культурные универсалии, выражающие родовые начала в культуре, позволяют сориентироваться на исследование иного – «промежуточных» слоев и уровней культуры, т.е. характеристики или компоненты культуры, присущие всем странам, государствам и народам независимо от их географического и социально-экономического положения. Так, К. Уисслер выделил девять фундаментальных черт, которые есть у всех культур: речь (язык), материальные черты, искусство, мифология и научное знание, религиозная практика, семья и социальная система, собственность, правительство, война.

Если в первом случае антрополог пытается указать на предельно конкретные формы или единицы культуры, благодаря которым человеческая жизнь разлагается на рационально конструируемые элементы, называемые культурными универсалиями, то во втором случае он стремится определить своеобразие этих элементов, отличающее их друг от друга. Следовательно, его интересуют как общие черты культуры (культурные универсалии), так и ее специфические особенности. Как раз такой подход наиболее приемлем для исследования нашей темы.

Объект исследования: проблемное поле истории и культуры скифского мира.

Предмет исследования: скифо-сибирская культура как неотъемлемая часть великой скифской цивилизации.

Цель исследования: проанализировать общие черты культуры скифского мира на примере скифо-сибирской культуры.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть проблему происхождения скифов в современной историографии;

2. Раскрыть характерное и специфическое в скифо-сибирской культуре;

3. Описать особенности «звериного стиля» в скифо-сибирском искусстве как отражение культурного единства скифов

Культурологический подход реализован через научные методы культурологии:

аксиологический (ценностный) подход связан с изучением культуры как совокупности ценностей, которые понимаются как идеалы, к достижению которых стремится данное общество. Этот подход подчеркивает противоположность культуры природе, а также то, что не все явления социальной жизни являются частью культуры;

семиотический метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта как символа определенной культуры;

герменевтический метод – понимание и интерпретация текстов, исторических памятников и феноменов культуры в русле традиций с помощью языка;

социокультурный анализ – междисциплинарный метод, который изучает закономерности развития общества и культуры, объединяя историко-аналитический, социологический, социально-философский подходы. В рамках этого подхода культура изучается в связи с социальным пространством, которое рассматривается как внеприродная, связанная с человеческой деятельностью реальность;

исторический подход – анализ предпосылок, процесса возникновения, этапов развития изучаемого культурного явления;

моделирование – разработка и печать информационного буклета.

ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ СКИФОВ В СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

Интерес к истории скифов возник в далеком прошлом, когда греки в своей истории переживали архаический период. Первыми рапсодами и историками были Гомер и Гесиод, воспевавшие героические события из жизни скифов. И уже начиная с VІІІ века до н.э. появляются множество античных трудов по истории этих номадов. Почти все письменные источники про скифов сумел собрать российский источниковед В.В.Латышев.

Существует множество гипотез о происхождении скифов. Многие ученые предлагают и описывают их. Среди них автохтонная гипотеза, которая была рассмотрена в докладе «Скифский Геракл» Б.Н. Граковым. Он считал, что прямыми предками скифов являлись племена срубной культуры эпохи бронзы, проникшие в Северное Причерноморье из Поволжья. Проникновение это было очень медленным и длительным (с середины II тыс. до н. э.), а упомянутая Геродотом миграция скифов «из Азии» (а «Азия» начиналась для античных географов сразу за Доном -Танаисом) – лишь одна из его волн, скорее всего, последняя. Мигранты - «срубники» встретились в степях Причерноморья с более ранними переселенцами из тех же областей, и на основе слияния этих родственных друг другу групп сложилось этнически однородное население скифского времени, говорившее на одном из диалектов североиранского языка. Именно культура срубных племен, испытавшая значительные изменения в ходе перехода от эпохи бронзы к железному веку и от полуоседлого образа жизни к подлинному номадизму (кочевому скотоводству), легла, по мысли Б.Н. Гракова, в основу собственно скифской культуры. Правда, искусство скифов (звериный стиль) и некоторые формы их оружия он считал привнесенными откуда-то извне [5,с.19]. Совершенно иначе подходит к решению данной проблемы признанный лидер группы ученых, отстаивающих правомерность так называемой центральноазиатской гипотезы, А.И. Тереножкин. По мнению этого исследователя, между населением Северного Причерноморья доскифского и скифского времени не существует ни этнической, ни культурной преемственности. Скифы приходят в регион из глубин Азии в VII в. до н. э. Они принесли с собой уже в основе своей сформировавшуюся культуру в лице знаменитой триады, характерного типа вооружения, конской сбруи и художественного звериного стиля [17,с.114].

Известный российский скифолог А. Ю. Алексеев пишет: «Скифы, этот азиатский по происхождению, но ставший европейским народ, оказывали на протяжении нескольких столетий значительное воздействие на культуру и историю своих близких и дальних соседей. Они оказались первыми в длинной цепочке известных нам кочевых племён, которые с периодичностью в 200 - 400 лет накатывались волнами по Великому степному коридору в Европу (последней такой волной были монголы в XIII веке). Тем не менее, культура скифов не имеет, пожалуй, равных себе среди степных культур всех эпох ни по присущей ей яркой самобытности, ни по произведённому ею резонансу» [2,с.14].

Важную роль в решении проблемы происхождения скифов сыграло открытие кургана Аржан в Туве (IXVIII вв. до н. э.). «В этом погребальном памятнике, датируемом временем существования в Северном Причерноморье древностей Черногоровки – Новочеркасского клада, были обнаружены вполне развитые образцы материальной культуры скифского типа, а также изделия, выполненные по канонам скифского звериного стиля, – отмечает В.Ю. Мурзин [10,с.120]. Эти находки вполне укладываются в схему А.И. Тереножкина, согласно которой сложение собственно скифской культуры происходило в глубинных районах Азии несколько ранее VII в. до н. э.

Представляется, что на данный момент, с учетом всей имеющейся сейчас информации, центральноазиатская гипотеза происхождения скифов более предпочтительна, чем автохтонная. Для того чтобы подкрепить эту точку зрения фактами, нужно выделить характерные черты скифской культуры.

А.Ю. Алексеев, подвергнув тщательнейшему анализу весь этот список черт архаической скифской культуры, пришел к следующим выводам:

1. «Оленные камни» имеют, несомненно, центральноазиатское происхождение, а в Восточной Европе появляются на рубеже VIIIVII вв. до н.э.;

2. Аналоги антропоморфным изваяниям раннескифской эпохи можно найти в археологических комплексах 1200-700 гг. до н. э. в Синьцзяне (Северный Китай);

3. Бронзовые литые котлы также имеют явно азиатское происхождение. Их ранние образцы известны в Минусинской котловине и в Казахстане; а на западе они впервые появляются не ранее середины VII в. до н. э. (Келермесский могильник в Прикубанье);

4. Прототипы дисковидных бронзовых зеркал с вертикальной ручкой известны в Центральной Азии и Северном Китае еще в XIIVIII вв. до н. э. Анализ состава бронзы некоторых зеркал, найденных в Восточной Европе, например в кургане Перепятиха на Украине, показал наличие в нем сплава, характерного для Монголии и Северного Казахстана;

5. Прорезные бронзовые навершия также имеют центральноазиатские аналоги (например, Корсуковский клад в Прибайкалье, VIII в. до н. э.);

6). Бронзовые шлемы «кубанского» типа были распространены в Восточной Европе в VII – начале VI вв. до н. э., а источник их происхождения находился в Средней Азии и в Северном Китае (эпоха Чжоу);

7. Биметаллические клевцы (т. е. сделанные из сплава железа и бронзы) хорошо известны с VII в. до н. э. в Средней Азии и в Южной Сибири.[1] Довольно интересная информация размещена в интернете журналистами «Информ Полис», в которой исследователь-краевед Любовь Баирова и председатель РОО «Содружество» Эрдэм Жамсуев из Бурятии выдвигают гипотезу о том, что в нескольких километрах от Улан – Удэ обнаружена каменоломня скифов: «Перед нами были десятки огромных валунов, поверхность которых была покрыта аккуратными, ровными и достаточно глубокими выбоинами. Как древние люди выбили их на камнях и сколько им для этого потребовалось времени, неизвестно» [20]. Кроме того здесь можно увидеть огромные каменные круги с отверстием в середине. (Приложение 1)

Однако, не все разделяют точку зрения Любови Баировой и Эрдэма Жамсуева. Так 10 июня 2020 года появляется статья «Каменоломни скифов в Бурятии: правда, или фантазия?», содержание которой опровергает высказывание о том, что каменоломни имеют древнее происхождение. Специалист ИМБИТ СО РАН Биликто Базаров и кандидат исторических наук Вадим Мясников относят данный объект к более позднему периоду, а точнее к XVIII веку, периоду, когда русские заселяли территорию современной Бурятии[19].

Кто из них прав? Достоверный ответ на данный вопрос можно получить после тщательного научного исследования. Подтверждение того, что скифы жили в степях Бурятии, находим в книге «Секретная история бурят» Тимура Дургажапова: «На территории Забайкалья, Бурятии и Монголии скифскому миру соответствовала культура плиточных могил» [8,с.42].(Приложение 2)

Военное снаряжение скифов предоставляет книга А.И. Мелюковой «Вооружение скифов». Работа считается полным описанием вооружения скифов, начиная от доспехов и панцирей и заканчивая дротиками и копьями. Работа прослеживает подробные описания каждого атрибута вооружения: мечи и кинжалы, лук и стрелы, копья и дротики, защитные панцири и кольчуги, боевые топоры и пращи. Так же работа дает археологические данные и пояснения к ним в виде таблиц [9, с.65-78].

Важные моменты истории скифов рассматривал известный советский скифолог М.И.Артамонов. по его научным расчетам скифы прибыли на территорию Северного побережья Черного моря не в VІІ веке до н.э. как утверждали многие скифологи и данные из некоторых письменных источников, а намного раннее в последней трети ІІ тысячелетия до н.э. почти все археологические находки ведут к тому, что срубная культура берет свое начало далеко на востоке в центре Азии. И только оттуда они стали вытеснять катакомбную с Северного Причерноморья на юг Кавказа и Переднюю Азию [3, с.12-14].

Обоснованные размышления по изучению истории скифов предлагает книга А.П. Смирнова «Скифы». Уже в начале книги автор утверждает, что из трех легенд о происхождении скифов у Геродота, правдоподобна и научно обоснованна лишь третья легенда, в котором повествуется, что скифы прибыли на территорию Северного Причерноморья с Востока. Так же автор указывает, что скифы были прародителями раннежелезной эпохи на территории нынешней Южной России. Автор определяет завоевательную политику скифов военной демократией. Автор комментирует действия скифов в Передней Азии из библейской книги Иеремии, в котором скифов описывают жестокими и сильными воинами, не щадившие ни малых, ни старых. В отличие от других скифологов, Смирнов уверяет, что скифы не были представителями срубной культуры, а являлись, как и киммерийцы племенами катакомбной культуры [1,с.204].

КУЛЬТУРА СКИФО-СИБИРСКОГО МИРА: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

Впервые о культуре скифов стало известно именно с территории Сибири, благодаря тому, что Петр I стал собирать Сибирскую коллекцию скифского золота. Началось всё с того, что царь Петр I в начале ХVIII века получает в подарок от владельца Тагильских заводов А.Н. Демидова коллекцию золотых предметов из сибирских курганов, которую назовут «богатыми золотыми бугровыми сибирскими вещами». (Приложение 3) Вещи эти возбудили живой интерес Петра I, и сибирский губернатор кн. М.П. Гагарин получил от него устный приказ - разыскать и доставить ему подобные старинные вещи. Это событие можно рассматривать как отправную точку в деле изучения скифов Сибири, и именно этот период положил начало Сибирской коллекции. Запретить разграбление захоронений он не мог, потому, что уже сложились целые поколения бугорщиков, поэтому стал щедро оплачивать добытые артефакты.

В 1718 году Петром I издано два указа. По одному из них редкостные вещи должны были доставляться в Московскую и Петербургскую аптеки. Второй указ касался размера вознаграждения за вырытые из земли предметы.

«За человеческие кости за все, ежели чрезвычайного величества, тысячу рублёв, и за голову пятьсот рублёв.» [15,с.14]

В результате этого были обнаружены прекрасные находки, изготовленные из драгоценных металлов, хранящиеся в Эрмитаже, в Санкт - Петербурге.

 Тысячи и тысячи скифских могил-курганов в Сибири были разрыты и уничтожены только в течении XVIII в. Бесценные произведения скифских ювелиров безжалостно переплавлялись в золотые и серебряные слитки. То, что находится в Эрмитаже, это лишь малая часть от огромных богатств сибирских скифов, большинство уникальных памятников скифской культуры погибло безвозвратно. Уничтожались не только предметы из драгоценных металлов, но и выбрасывались ненужные вещи. Сколько учёных и представителей властей участвовало в этом грандиозном разграблении неизвестно, но они не могли быть к этому безучастны, количество сокровищ измерялось тоннами.

В курганах найдены сотни скифских золотых предметов с изображёнными на них скифами. Незначительная часть артефактов скифского времени нам также поясняет, что их состав был многонационален, так же, как и во времена Российской Империи, Советского Союза и эти малые народы сохранилась до наших дней.

В сибирских музеях хранятся тысячи предметов скифской художественной бронзы, найденные в разное время, начиная с XVII в. и до сегодняшнего дня. В больших количествах их можно видеть на витринах и в запасниках российских музеев Омска, Новосибирска, Барнаула, Кемерово, Абакана, Минусинска, Кызыла и других городов. Отличительная черта скифов - это оленные бляхи. (Приложение 4)

Немало их в музеях Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Монголии, Китая, Ирана, Афганистана, а также европейских стран и США. Сделанные в типичной манере скифского «звериного стиля», они не оставляют никаких сомнений в принадлежности к культуре скифских народов. Собрание «звериного стиля» в Эрмитаже дает возможность оценить духовную и художественную близость образов большой группы народов, которую греки называли скифами, а персы — саками. У воинов скифов был свой покровитель - это олень с ветвистыми рогами, символизирующий быстроту, огненные языки пламени и сияющее солнце. Оленные бляхи скифов воинов встречаются повсеместно, почти на всём евразийском континенте.

В Горном Алтае на высоте 1600 метров над уровнем моря находится урочище Пазырык, там были обнаружены курганы, под которыми покоились родовые могилы знатных воинов или племенных вождей, живших в V -II веках до нашей эры.

В 1929 году археологами под руководством академика С.И. Руденко был раскопан первый Пазырыкский курган, захоронение скифского периода. В 1947-1949 гг. М.П. Грязновым и С.И. Руденко в урочище Пазырык были исследованы ещё пять больших курганов, поражающих своими размерами и древностью. Исследователям курганов стало ясно, что еще в древности курганы были ограблены. Грабители проникли внутрь кургана через узкий лаз, со временем потолок погребальной камеры обрушился, завалив помещение бревнами средней толщины, их было около 300 штук. Над бревнами возвышалась насыпь, высотой в 2,2 метра и диаметром 47 метров.

Вечной мерзлоты в Горном Алтае нет, но в погребальную камеру проникла вода и замёрзла там, на долгие тысячелетия, сохраняя всё древнее содержимое погребения, как в морозильной камере.

В ледяной камере сохранились не только предметы из драгоценных металлов, но и вещи из дерева, кожи, шерсти, кости, волос, которые не дожили до наших дней в других курганах. Сохранились даже скифские ковры с древними мифическими сюжетами.

Ковёр, найденный в Пазырыке, самый древний из всех. Шерстяное ворсовое полотно соткано с изображением оленей, лошадей, грифонов. Ковер настолько хорошо сохранился, что его цвета, созданные с использованием красителей, изготовленных из растений и насекомых, до сих пор остаются яркими. [18] (Приложение 5)

В деревянном саркофаге хорошо сохранились мумифицированные тела мужчины - знатного воина и женщины. (Приложение 6) В первом Пазырыкском кургане с усопшим вождём были погребены десять лошадей рыжей масти в богато украшенном конном снаряжении. На головах двух коней находились маски. Особый интерес вызывает одна из них, сшитая из тёмно-коричневого войлока толщиной 3-5 мм, покрытого сверху тонкой кожей. К верхней части маски прикреплены, выполненные почти в натуральную величину, рога, имитирующие рога северного оленя. Они сшиты выворотным швом из толстой свёрнутой трубочкой кожи и обтянуты тонкой кожей, в которой имеются орнаментальные прорези [4,с.175]. Предполагают, что маска служила для культа, и с её помощью конь как бы превращался в оленя. (Приложение 7) Л.П. Потапов приводит доказательства того, что на Алтае в течение длительного времени существовали пережиточные явления, связанные с тотемизмом. В качестве тотемов в разное время выступали то лось, то горный козёл, то баран, то олень, а впоследствии все они были вытеснены и заменены конём [14,с.35].

В скифское время на территории Южной Сибири и Казахстана выделяются сакская культура в Казахстане, пазырыкская в Горном Алтае, большереченская в степном Алтае и Барабе, уюкская в Туве, тагарская в Минусе. Часто различия этих культурнастолько незначительны, что допустимо говорить об их идентичности.

Несмотря на обилие культур, их отличительные черты схожи до идентичности. Это проявляется скифской триаде: элементах вооружения, конской упряжи и так называемом скифо-сибирском стиле в прикладном искусстве.

В скифское время традиции курганных захоронений достигают своего пика. Но в строении захоронений все также четко прослеживаются древние традиции, основы которых были заложены еще во времена ранней бронзы.

Почему исчезли скифы, до сих пор остается загадкой. А вот вопрос о том, откуда они пришли, потихоньку проясняется. Находки в Монголии, Китае, на Алтае и в Забайкалье подводят к тому, что скифы как раз и были представителями той самой загадочной цивилизации «плиточников». Об этом свидетельствуют один и тот же «звериный» стиль украшений, схожесть орудий труда и оружия, умение «плиточников» работать не только с бронзой, но и с железом (что в те времена было большой редкостью). Немаловажно и то, что в могилах «плиточников» находят останки людей, принадлежащих как к европеоидам, так и к монголоидам.

Как оказалось, на степных пространствах Сибири находился целый мир степных скотоводов, образ жизни и культура которых в ряде характерных специфических деталей близко напоминали быт и культуру скифов Причерноморья.

Почти сто лет назад известный исследователь древностей Забайкалья Д.П. Давыдов, сотрудник сибирского отдела Русского географического общества, обнаружил вблизи города Верхнеудинска (ныне г. Улан-Удэ) замечательный памятник далёкого прошлого Забайкальских степей.

Это была большая каменная плита, ее создание датировано учеными-археологами VII - V веками до нашей эры. На камне высечены стилизованные изображения оленей, летящих к солнцу. Дело в том, что именно эти животные были священными для сибирских шаманов. Солнце также играло ключевую роль в их верованиях. Не случайно татуировки оленей наносили на тела погибших сибирских воинов, ведь животные должны были стать их защитниками и проводниками душ умерших. На Иволгинской стеле, как и на других подобных оленных камнях, изображено личное снаряжение древнего степного воина: боевой пояс, лук, стрелы, топоры и кинжал. Все вместе это позволило ученым предположить, что «Оленные камни» устанавливались на месте захоронений воинов или жертвоприношений. Исследователи также считают, что стилистика рисунков на них указывает на неоспоримую связь культуры сибирских племен со скифами Причерноморья.

Длина камня 3,5 м, из них 2,9 м приходится на ту часть, которая покрыта орнаментом. Ширина в среднем 90 см, толщина - 19 - 20 см. Изготовлена плита из куска мелкозернистого розового забайкальского гранита. При этом рисунки на ней настолько отчетливы и ясны, что только единообразный цвет поверхности камня и степень ее выветренности указывают на солидный возраст. 

«По форме камень представляет собой массивную плиту с характерной скошенной наискось к одному краю вершиной. Благодаря этому он слегка напоминает саблю или даже грубо стилизованную плоскую фигуру гигантской рыбы. Сходство с рыбой, кстати, увеличивается наличием в самом углу вершины камня, с одной стороны его, большого высеченного круга, напоминающего глаз, а с другой стороны — широкой дуги, напоминающей жабры. Но такое сходство может быть случайным», – писал об Иволгинской стеле академик Алексей Окладников [12,с.76]. Плита сейчас находится слева от входа в отдел истории Иркутского областного краеведческого музея. (Приложение 8)

Так что напрашивается вывод, что родиной скифов была Центральная Азия. Именно здесь и ковалась та древняя цивилизация, которая удивила весь мир.

В настоящее время различаются три области скифо-сибирского искусства, а вместе с тем и культуры. Одну из них представляло Северное Причерноморье с Северным Кавказом, другая находилась в Средней Азии и прилегающей к ней западной части Южной Сибири, а третью составляли наиболее восточные окраины скифского мира, включающие Минусинскую котловину, Забайкалье, Монголию и Северный Китай. (Приложение 9)

3. ОСОБЕННОСТИ «ЗВЕРИНОГО СТИЛЯ» В ИСКУССТВЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ СКИФСКОГО КУЛЬТУРНОГО РАЗНООБРАЗИЯ

Говоря же об особенностях культуры скифов, в первую очередь стоит обратиться к так называемому “звериному стилю” в скифской культуре. Понятием "звериный стиль" принято обозначать широко известную изобразительную манеру мастеров-художников первой половины - середины I тысячелетия до н. э. Тысячи изделий из металла, дерева, бересты, кожи, обнаруженных в степях Евразии, имели общие художественные мотивы - изображения различных животных (оленя с поджатыми ногами, свернувшегося хищника, грифа и др.) и сцены борьбы хищников или нападения хищников на копытных [13,с.241]. (Приложение 10)

Пазырыкские мастера создали замечательные произведения искусства из дерева, кости, рога, бронзы и золота, кожи, меха, войлока, выполненные в «скифо-сибирском зверином стиле». Причем главным для мастера была не цена материала, а совершенство самого произведения. Историк А. Д. Грач, производивший раскопки могильника скифского времени Саглы в Тыве, отмечает, что там «бережно хранились выдающиеся по мастерству исполнения предметы из рога лося и благородного оленя. Меньше ценились часто грубые по форме золотые поделки. Основное содержание этих произведений искусства - образы животных, неудержимых в беге горных козлов и баранов, благородных оленей, антилоп и косуль, тяжеловесных величественных лосей, быстроногих лошадей и различных хищников, в основном кошачьих, а также фантастических существ, например грифонов» [6,с.12]

Чем же примечательны эти древние произведения искусства? Почему они и через 2500 лет после их создания продолжают восхищать людей? Что это за чудо такое - «степной «скифосибирский» звериный стиль»? Трудно выразить это в нескольких строках. Видимо, дело в том, что в этом искусстве древних обитателей Сибири, в этом стиле, гармонично сочетались две, казалось бы, противоположные особенности - острая стилизация и реализм. «В нем, - по словам академика А. П. Окладникова, - контрастно сочетаются два противоположных качества: реалистически точная передача тех или иных признаков формы животного и необычная их стилизация. Наблюдается смелое сочетание обыденного и фантастического. Произведения этого стиля отмечены динамизмом, наполнены борьбой и страстью. В них нет и следа ясного спокойствия, той былой уравновешенности, которая наполняет бесчисленные композиции неолитического времени на скалах и в тайге» [11,с.87]

Звериный стиль - это изображение животных (или отдельно их голов, лап, крыльев, когтей), выполненное в особой манере. Мастер смело уменьшал, увеличивал или перекручивал части тела животного, сохраняя при этом впечатление его реальности и узнаваемости. Используя части тела разных зверей и птиц, создавали образ фантастического существа. Животные изображались в строго определенных позах. Например, хищники - припавшими на лапы (как бы готовясь к прыжку), свернувшимися в кольцо или терзающими добычу. Олени, косули и другие копытные - с поджатыми под живот ногами - то ли в жертвенной позе, то ли в летящем галопе. Птиц показывали с раскрытыми крыльями. Произведения звериного стиля служили для украшения оружия, конской сбруи и одежды.

Что означают скифские изображения зверей? Одни ученые полагают, что им приписывали магическую силу - способность передать человеку завидные свойства животных. Например, изобразив на рукояти меча орлиный глаз или львиную голову, желали наделить воина силой и зоркостью. Другие ученые считают, что звери были символами скифских богов. Третьи думают, что образы животных обозначали положение их владельцев в скифском обществе.

Наверное, ближе всего к истине мнение тех, кто находит в искусстве звериного стиля мифологическое описание вселенной. Известно, что в скифской картине мира птицы были связаны с небом (верхним миром), копытные животные - с землей (средним миром), а хищные звери — с подземным царством (нижним миром). Устройство вселенной, состоящей из трех миров, повторялось в разделении общества на три сословия, а страны - на три царства. Поэтому такое понимание предметов звериного стиля включает в себя и все прочие значения - магическую силу, указание на богов-покровителей и на принадлежность владельцев к определенным сословиям или царствам. Предполагают, что такими эмблемами - указаниями служили золотые бляхи на щитах скифских вождей, погребенных в Костромском и Келермесском курганах на Кубани. Эти знаменитые своей величиной и богатством курганы относятся ко времени возвращения скифов из походов в Переднюю Азию. Возможно, олень на щите из Костромского и пантера на щите из Келермесского кургана были эмблемами царей, правивших разными частями своей страны.

Излюбленные «герои» произведений звериного стиля - олень, лось, горный козел, барс, пантера, волк, орел. Скифские мастера стремились передать главные свойства животного, отказываясь от незначительных деталей. Талант и фантазия художника помогали придать вещи совершенную форму и декоративный вид, пользуясь скупыми средствами и придерживаясь строгих правил звериного стиля. Лучше всего сохранились вещи из золота, серебра, бронзы, но материалом для скифских мастеров были не только металлы. В толще заледеневших Пазырыкских курганов на Алтае археологи нашли неповрежденные произведения резчиков по дереву, кости и рогу, изделия из ткани, кожи и войлока. Подлинными шедеврами древнего искусства являются войлочные ковры с изображением орнаментов и мифологических сюжетов. Одежда и обувь, парадное убранство коня, оружие, походные сумки и столики - все было отделано узором или украшено в зверином стиле.

Мы видим, что главным сюжетом в произведениях искусства «скифо-сибирского» стиля является борьба зверей. Видимо, это явное отражение повседневной жизни скифских племен, наполненной набегами, боевыми схватками, проявлениями силы и беспощадности к врагу. По утверждению профессора М. П. Грязнова, в ряде произведений искусства кочевников Алтая и Тывы, где изображены богатыри и женщины, нашли отражение мотивы героического богатырского эпоса. Он считает, что позднейший героический эпос тюркских и монгольских народов уходит своими корнями в эпоху ранних кочевников [7,с.261]

Таблица 1. Символика в «зверином стиле».

Символ

Значение

Изображение

КРУГ

символ солнца и жизни, поэтому все изображения животных и композиции, как бы заключены в круг.

 

СОКОЛ

Самоназванием скифов-скитальцев было соколоты - по их тотему соколу. Сокол (Со-КОЛ) связан в представлении всех народов с культом Солнца (Коло) (даже у древних египтян солнечное божество Гор-Хор изображался в виде сокола). Само слово сокол означает "сопутствующий Солнцу-Коло". Поэтому в скифском изобразительном искусстве "звериного стиля" проходным сюжетом является сокол (эту птицу многие исследователи скифов считают орлом), терзающий змею.

 

ГРИФОН

фантастическое, мифическое существо, символизирующее у скифов господство над двумя сферами бытия: землей (лев) и воздухом (орел). Образ грифона объединял символику орла (быстрота) и льва (сила, отвага). Сочетание двух главнейших животных указывает на общий благоприятный характер существа – грифон олицетворяет Солнце, силу, бдительность, возмездие. Мифические грифоны в древней Скифии помогали хранить накопленные скифами сокровища. Современное понятие «гриф секретности» как-то перекликается со смысловым значением сущности мифического грифа(грифона) — «сохранение в тайне» важных сведений от посторонних глаз, т.е.держа во тьме неведения от других.

 

ОЛЕНЬ

Наиболее распространенный в Скифии и вместе с тем наиболее изученный образ – образ оленя. Фигурки оленей – фактически символ скифского искусства в целом. Некоторыми исследователями популярность этого образа в Скифии объясняется тем, что в архаический период развития скифского общества олень являлся тотемом этого народа. Это подтверждается тем, что самоназвание многих родственных скифам народов – "сака" — означает "олень"

 

КОНЬ

У скифов образ коня издревле ассоциировался с образом Солнца. Им представлялось, что солнце, как конь, скачет по небосклону и облакам и иногда в пути делает остановки. И в греческой, и в индийской литературе солнце носит постоянный эпитет - «быстроконное».

 

ПАНТЕРА

символ силы и мощи. Это символ скифов как народа воинов. В мирное время пантера изображалась лежа, спящей. В то же время, когда шла война, пантера изображалась оскалившейся на вытянутых лапах. Скифы узнавали силуэт спящей пантеры в рисунке кратеров полной луны. Пантера часто использовалась как символ воина

 

КАБАН

олицетворение мужской силы (в том числе и сексуальной), воинской доблести и, кроме того, это посредник между мирами.

 

Культурные связи кочевников Алтая и Тывы с западом и востоком сигнализировали о приближении начала движения крупных масс кочевников на новые места поселения, о приближении времени великого «переселения народов» в эпоху существования древнетюркских кочевых государств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый народ проходит свой исторический путь. Путь скифов не был короток - история отмерила им более тысячи лет. Проблема происхождения скифов остается актуальной и в настоящее время, благодаря этому широко освещается в современной историографии. Современные скифологи выделяют две гипотезы происхождения данного народа - автохтонная гипотеза, в которой Б.Н. Граков считает, что прямыми предками скифов являлись племена срубной культуры эпохи бронзы, проникшие в Северное Причерноморье из Поволжья. И центральноазиатская гипотеза А.И. Тереножкина. По мнению этого исследователя скифы выходят из глубин Азии.

Скифская цивилизация явилась продолжением социальных и духовных традиций древних Ариев в новых исторических условиях. Освоив огромные территории и создав новую систему хозяйства, скифы построили собственное культурное пространство, открытое для обмена и сотрудничества. Этими обстоятельствами традиционности (древние корни), новизны (кочевничество), открытости (мировые связи) и определяется самобытность и длительное влияние скифской цивилизации.

Скифский культурный мир был очень важным, выдающимся явлением в истории древнего мира. Особое место занимает «звериный стиль» - для скифского звериного стиля было характерно выделение какой-либо одной части тела, ее преувеличение. Например, рога у оленей нереально большие. Они разветвляются по всей длине спины и заканчиваются только у хвоста. Скифские звери и птицы очень редко составляют какие-либо сюжетные композиции, вроде пасущегося стада оленей. Использование различных материалов (кожи, ткани, серебра, золота, древесины) при изготовлении уникальных, неповторимых изделий говорит о высоком развитии скифских племен. Скифская цивилизация явилась началом и фундаментом трехтысячелетней традиции евразийского культурно-исторического единства, которое в средние века продолжали тюркские империи, а в новое и новейшее время - Россия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Алексеев В.П. Инков А.А. Скифы: исчезнувшие владыки степей. Электронная библиотека RoyalLib.Com, 2010-2021.

Алексеев В. П. Историческая антропология и этногенез. Москва, Наука, 1989.

Артамонов М.И. Киммерийцы и скифы. Л.,1974

Баркова Л.Л. Конская маска из Первого Пазырыкского кургана. // АСГЭ. Вып. 34. СПб: 1999.

Граков Б.Н. Скифский Геракл. // КСИИМК. Вып. XXXIV. 1950.

Грач А.Д. Древние кочевники в центре Азии.// М.: ГРВЛ. 1980

Грязнов М.П. Аржан. Царский курган раннескифского времени. // Л.: 1980

Дугаржапов Т. Секретная история бурят. Улан-Удэ; Иркутск НоваПринт, 2014

Мелюкова А.И. Вооружение скифов. М.,1964.

Мурзин В.Ю. Происхождение скифов: Основные этапы формирования скифского этноса. Киев,1990

Окладников А.П. Скифы и тайга (к изучению памятников скифского времени в Ленской тайге). // Проблемы археологии. II. Л.: ЛГУ. 1978.

Окладников А.П. Оленный камень с реки Иволги. // СА. XIX. 1954.

Переводчикова Е.В. Язык звериных образов. Очерки искусства евразийских степей скифской эпохи. М., 1994.

Потапов Л.П. Следы тотемистических представлений у алтайцев // Советская этнография. 1935. №4

Руденко С.И. Сибирская коллекция Петра I. / САИ Д3-9. М.-Л.: 1962.

Смирнов А.П. Скифы. М., 1966.

Тереножкин А.И. Скифский мир. Киев. Наукова Думка, 1975.

Яцышина М. Тайнопись пазырыкского ковра. 2012 https://gorno-altaisk.ru/sreda/taynopis-pazyrykskogo-kovra

http://tararuev.ru/2020/06/10/skif-kamenolomni-rb/

https://www.infpol.ru/

Приложения

Приложение1

Приложение2

Жернова. «Скифские каменоломни».

Бурятия, 2021

Плиточная могила. Иволгинская степь.

Бурятия, 2021

Приложение3

Экспонаты из коллекции Петра I

Поясная пластина-застежка. III-II вв. до н. э. Золото, бирюза

Золотая пектораль

Одна из пары золотых поясных блях с изображением охоты всадника на кабана. Украшена вставками из синего непрозрачного стекла и коралла. III—II вв. до н. э.

Золотая чаша с двумя ручками в виде

фигурок барсов

Приложение4

Оленные бляхи, VII-III века до н.э.

Приложение5

Пузырканский ковер

Приложение6

Мумифицированные тела из пузырканского кургана

   

Приложение7

Лошадиные маски из пузырканского кургана

 

Приложение8

Иволгинская плита

   

Приложение9

 
 

Приложение10

     

Олени

     

Хищники,свернувшиеся в кольцо

     

Грифоны

Просмотров работы: 309