Изучение истории Великой Отечественной войны через создание учебных видеороликов

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Изучение истории Великой Отечественной войны через создание учебных видеороликов

Лубов Д.А. 1
1МАОУ "СОШ №9" городского округа г. Стерлитамак РБ
Лубова Е.М. 1
1МАОУ "СОШ №9" городского округа г. Стерлитамак РБ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

История — пожалуй, один из самых интересных предметов в школе. Вот только большинство учеников думают, увы, совсем не так. «Опять эти даты!» — восклицают ученики. Что же делать и какие методы использовать, чтобы история действительно не ограничилась одними датами, и даже самые пассивные ученики начали проявлять инициативу? Никто не будет спорить, что знание дат, имен и терминологии крайне важно.

Но как же сделать преподавание истории в школе интересным? Для этого необходимо использовать лучшие методы преподавания, проявляя творческий подход. Одним из таких методов является создание и демонстрация учебных видеороликов.

Сегодня медиа (средства массовой коммуникации) – комплексное средство освоения человеком окружающего мира. Потенциал медиакультуры в современном образовательном процессе определяется широким спектром развития человеческой личности: эмоциями, интеллектом, самостоятельностью творческого и критического мышления, мировоззрения, воображения, эстетического сознания (восприятия, умений художественного анализа и пр.), активизации знаний.

Изменения, происходящие в культурной среде подростков не всегда благоприятны для личностного творческого роста. Всеобщая компьютеризация и засилье компьютерными играми не даёт подросткам толчка к творческому саморазвитию. Для того чтобы вовлечь подростков в живой творческий процесс необходимо внедрение новых форм современного искусства одним и важнейшим из которых является видеоролики.

Проект по созданию учебных видеороликов – благоприятнейшая среда для серьезной профессиональной подготовки нового поколения активной молодежи, которая сочетается с активной социально полезной деятельностью и объединяет детей вокруг интересных масштабных дел.

Тема: Изучение истории Великой Отечественной войны через создание учебных видеороликов.

Цель: углубленное изучение историиВеликой Отечественной войны, развитие и поддержка творческих и познавательных подростков и учащихся начальных классов школы через создание учебно-информационных видеороликов, совместной работы учеников разных возрастов.

В результате работы над проектом будут решены задачи:

ознакомить детей с историей нашего государства;

активизировать межвозрастных связей;

расширить контакты и партнерские отношения между детьми и взрослыми;

овладеть приемами видеосъемки, монтажа и создания видеороликов, навык режиссёрской работы.

Гипотеза: мы предполагаем, что творческая деятельность в обучении способствует углубленному изучению предмета.

Объект: история Великой Отечественной войны.

Предмет: создание учебных видеороликов по самым знаменательным периодам Великой Отечественной войны.

Практическая значимость: материалы данного проекта могут использоваться в качестве материала для самообразования в области истории России, а также на уроках и внеклассных занятиях по истории родной страны.

Методы исследования: сравнение, анализ, обобщение, моделирование, создание обучающего видео материала.

Идея: привлечь внимание обучающихся 4-х классов к изучению истории России на уроках учебного предмета «Окружающий мир» с помощью создания видеороликов. Игра будет носить познавательный характер.

Этапы исследования:

-сбор информации об этапах Великой Отечественной войны;
- обобщение полученной информации;

- съемка учебных видеороликов;

- анализ совместной деятельности с обучающими 4 класса.

Участники исследования: обучающиеся 4 а, б классов МАОУ «СОШ №9» г. Стерлитамак РБ в возрасте 9-11 лет.

Ожидаемые результаты:

увеличение авторитета интеллектуальной деятельности школьников, развитие знаний у обучающихся о истории Великой Отечественной войны;

повышение активности среди обучающихся в образовательной деятельности;

положительный эмоционально-психологический климат в классе.

Глава I. Этапы Великой Отечественной войны для создания видеороликов.

Нападение Германии на СССР 22 июня 1941 год.

Ранним летним утром, немецкая армия неожиданно напала на нашу Родину. Это произошло внезапно. Советский Союз совершенно не был готов к такому повороту событий. Наша страна хоть и ждала войну, но не думала, что все произойдет настолько молниеносно. Германия, стремительным порывом атаковала границы западной части Страны Советов. Началась Великая и жестокая война.

Оборона Брестской крепости. 22 июня - 20 июля (15 - 16 августа) 1941 года.

Одним из крупных сражений является защита города Бреста. Первый удар немецкие войска нанесли именно сюда. В результате неожиданного набега фашистов, солдаты оборонявшие крепостные стены, остались отрезанными от основного состава Советских войск. С необычайным героизмом, они сдерживали врага, не допуская захвата крепости. Великое множество людей, оборонявших крепость Бреста, отдали за нее свою жизнь. Они погибли, но не сдались!

Смоленское сражение. 10 июля - 10 сентября 1941 года. 

Эта битва сыграла немаловажную роль в истории войны. Система обороны и наступления наших войск не принесли ожидаемых результатов. Бои были ожесточенными и кровопролитными, и продолжались около двух месяцев. Сражение под Смоленском имело ужасные последствия для Страны Советов. Огромные человеческие потери подорвали мощь военных сил нашей армии. Благодаря героическим действиям советских бойцов, нам удалось на небольшой отрезок времени, попрепятствовать немцам захватить Москву.

Блокада Ленинграда. 8 сентября 1941 — 27 января 1944

Блокада Ленинграда – одно из самых трагических и страшных событий Великой войны. Город на Неве был осажден вражеской армией, плотно взят в кольцо. Ленинград не был готов к длительной осаде. Незначительные запасы продовольствия и топлива быстро закончились. В городе начался страшный голод. Еще и первая блокадная зима выдалась лютой и холодной. Тысячи людей погибли от голода и холода. Это было невыносимо. Но Ленинград выстоял, не сдал город немцам. Великая отвага и героизм горожан и защитников неоценимы.  27 января 1944 блокада была снята, город освобожден. В осажденном городе люди провели более двух с половиной лет.

Сталинградская битва. 17 июля 1942 — 2 февраля 1943

Почти полгода длилась эта битва. Она была самой напряженной и грандиозной по своим масштабам. Более двух миллионов человек с обеих сторон приняли участие в боях под Сталинградом. Была ожесточенная и жуткая битва, советская армия сражалась с бесстрашием и отвагой, каждый сталинградец встал на защиту своего города. Миллионы людей сложили свои головы на поле битвы. Огромные потери людских жизней и техники, как со стороны СССР, так и со стороны Германии. Победа была на нашей стороне.  Сталинградская битва положило начало контрнаступлению Красной Армии.

Курская битва. 5 июля – 23 августа 1943 год

Огромнейшее сражение механизированных бригад. Ключевое сражение в ходе военных действий этого периода войны. Курская дуга закончилась победой советских войск, началось освобождение захваченных немцами территорий.

Берлинская наступательная операция. 16 апреля – 8 мая 1945 год

Самая последняя военная операция, в ходе которой был взят Берлин. Германии пришлось сдаться. С большими потерями, непоправимым уроном Советский Союз выиграл войну. 9 Мая традиционно признан Днем Победы.

Глава II. Как создать учебный видеоролик по истории

Технические средства необходимы для повышения качества обучения. Применение технических средств необходимо для того, чтобы уменьшить утомляемость обучающихся. Технические средства дают возможность изложить материал наглядно, в образной, а потому легко воспринимаемой и хорошо запоминающейся форме.

В последнее время наиболее интересным стало использование видеофильмов и их фрагментов в обучении истории.

Во время просмотра видеоматериалов происходит слухо-зрительный синтез, что способствует развитию навыков и умений выражения собственного мнения, отношения, поиска аргументов и доказательств. Практика показывает, что ученик запоминает то, что он слышит и видит в пять раз лучше того, что он только слышит.

Использование видеоматериалов на уроках повышает активность учащихся. В работе с видео учащиеся получают огромное количество разнообразной информации, которая очень помогает при последующей работе, следовательно, видеоподдержка создает условия для самостоятельной работы обучаемых. Важно отметить, что использование видео является очень важным приемом повышения качества знаний обучаемых и стимулирует их применять свои знания на практике.

Создать качественный видеоролик непросто. Для этого необходимы новые знания, умения, навыки. В своей работе мы сделали попытку разобраться в том, что необходимо знать и уметь для создания видеороликов.

Видеоролик, ролик – короткое, от 20 секунд до 5 минут, видео, почти всегда с оригинальной озвучкой, т.е. с дикторским тестом, музыкой, музыкальными и звуковыми эффектами. И, почти всегда, с какими-то графическими или текстовыми вставками.

Создавая учебные фильмы, можно тем самым расширить знания по тому или иному предмету. В нашем случае это история Великой Отечественной войны.

Видеоролик - непродолжительная по времени художественно составленная последовательность кадров. Создание видеоролика производится с помощью монтажа - процесс переработки или реструктурирования изначального материала, в результате чего получается иной целевой материал.

Общие требования:

1. Видеоролик должен быть создан самостоятельно.

2. Запрещается использовать аудио-содержимое, защищенное авторским правом. Если звук создан самостоятельно, то он должен быть без пауз и резких переходов.

3. Дрожание камеры не допустимо. Необходимо использовать штатив. 4.Длительность ролика до 7 минут.

Технология создания видеоролика - это целостный творческий процесс, разбитый на определенные этапы и направленный на достижение главного результата - создание видеоролика.

Монтаж видеоролика - разработка конструкции, объединяющей содержание в единое целое. Основная роль тут отводится систематизации фотоматериала в определенном логическом порядке в соответствии с требованиями драматургии. Длинным может быть рабочий материал для просмотра или хранения в архиве, а фильм должен быть кратким, лаконичным, но выразительным и точно отвечать своей главной задаче - ради чего он создавался.

Глава III. Компьютерные программы для создания

учебных видеороликов

Видео — самые эффектный и популярный медиаформат на сегодняшний день.

Для создания учебных видео роликов я использовал программы InShot и Stop Motion Studio.

InShot – это редактор для видео и фото, который способен из простой работы сделать настоящую красоту.

Когда пользователь снимает видео, оно часто получается слишком длинным. Иногда, бывают моменты, которые наоборот хочется вырезать и сохранить на память. С помощью редактора InShot можно обрезать свою работу, а также отформатировать нужный ролик. При этом качество изображения не изменится. С помощью нарезок, можно сделать совершенно новую работу и создать из одного видеоматериала абсолютно другой.

После того, как работа окончательно будет готова, ее можно отослать в любимые социальные сети, чтобы другие участники могли ее оценить или прокомментировать. Даже если вы не умеете создавать ролики или обрабатывать фото, с программой InShot можно быстро всему научиться.

Еще одна программа, которая помогла мне в работе над видео роликами интерфейс Stop Motion Studio. Эта программа позволяет создавать красивые фильмы со стоп-кадрами. Stop Motion Studio полнофункциональный редактор фильмов. Простой в использовании интерфейс. Копирование и вставка кадров.

Покадровый редактор с временной шкалой.

При создании видео роликов в этой программе есть возможность добавить передние планы, фоны и эффекты затухания, создание звуковой дорожки с использованием встроенной музыки и звуковых эффектов, композиций из твоей музыкальной библиотеки, а также твоего собственного дикторского текста, добавление выражения лица фигуркам LEGO®. Зеленый экран: меняй фоновое изображение сцены, чтобы заставить объект летать или появляться в любом месте, которое ты только можешь себе вообразить.

Количество людей, задействованных в проекте, всегда продиктовано его сложностью. Если съёмка в большой декорации — понадобятся художник и декоратор, если одновременно в кадре нужно анимировать много объектов, кроме главного аниматора, нужны ассистенты. Они делят между собой персонажей или объекты, которые находятся в кадре, — каждый работает со своей группой предметов.

В среднем, при хорошей подготовке можно снять за 1 час 5-10 секунд чистового ролика.

Подробная проработка сцен экономит время и позволяет комфортно и предсказуемо работать над проектом. Все элементы съемки от реквизита в кадре до расписания перерывов прорабатывались тщательно, что в итоге привело к хорошему результату.

Глава IV. Практическая часть.

В прошлом проекте мы с моими одноклассниками изготавливали макеты битв и сражений Великой Отечественной войны. Это было очень увлекательно. Я решил не останавливаться на достигнутом, а пойти дальше.

Мой новый проект рассчитан на ознакомление обучающихся 4 класса с историей Великой Отечественной войны, привлечение их к коллективной исследовательской деятельности, учит анализировать большой объем информации и выделять из него главное. Для этого мы стали изучать справочники и энциклопедии по истории нашей страны, посетили музей Победы в городе Москва, с помощью учителя выделяли самые основные главные события, которые полностью изменили дальнейший ход истории и благодаря которым наша страна сегодня стала такой, какая она есть. Полученную информацию мы использовали для создания учебного видео ролика по истории Великой Отечественной войны. (Приложение № 2, 3, 4)

Созданный нами видеоролик является обобщением и углублением знаний, пройденных тем. Наш видеоролик мы показали учащимся 4 А, Б класса, 38 человек. После просмотра мы провели беседу об увиденном и попросили ребят ответить на нашу анкету.

Результаты анкетирования:

Вопрос

Ответ

 

Нравиться ли тебе предмет история?

Да- 30

Нет-0

Не знаю-8

 

Легко ли тебе дается изучение истории России по предмету «Окружающий мир»?

Да-29

Нет-2

Не знаю-7

 

Что для вас наиболее ближе: обычный урок или работа в игровой форме группой?

Да-32

Нет-0

Не знаю-6

 

Считаете ли вы, что просмотр видеоролика интереснее обычного урока?

Да-38

Нет-0

Не знаю-0

 

Хотели бы вы, что бы учителя использовали такую работу на дальнейших уроках?

Да-38

Нет-0

Не знаю-0

Результаты анкетирования

Анкетирование проходило среди учащихся 4А, Б классов МАОУ «СОШ №9» г. Стерлитамак РБ, всего 38 человек в возрасте 9-11 лет. Анкета представлена в приложении № 1.

Показав наш проект учащимся, проанализировав ответы на анкету, мы убедились в том, что созданный нами видеоролик может помочь в изучении истории. Этому свидетельствуют результаты анкеты, что у всех обучающихся видеоролик нашел эмоциональный отклик.

Заключение

Анализ работы по созданию и реализации проекта показал, что подобная деятельность имеет большое значение в развитии личности обучающихся их интеллектуальных способностей, и способствует формированию патриотизма.

Проект «Изучение истории Великой Отечественной войны через создание учебных видеороликов» - это одна из нитей преемственности поколений. Прошло уже много лет, но в наших умах и сердцах остается гордость за свою страну, своих предков.

Наша творческая группа сделала вывод, что на данном этапе цель: углубленное изучение историиВеликой Отечественной войны, развитие и поддержка творческих и познавательных подростков и учащихся начальных классов школы через создание учебно-информационных видеороликов, совместной работы учеников разных возрастов, достигнута, задачи выполнены. Результатом работы стал учебный видеоролик. За время работы над проектом мы многое узнали: как создать видеоролик, изучили специальные программы, обработали много информации о Великой Отечественной войне, а также научились не только строить макеты битв из ЛЕГО, но и оживлять их.

Список литературы:

Битва за Москву. Полная хроника.203 дня/ А.В. Сульдин. -Москва: Издательство АСТ,2019.- 160 с.

Важнейшие операции великой отечественной войны 1941-1945 гг. / ред. П.А. Жилин. - М.: Воениздат, 2016. - 624 c.

Великая Отечественная война. 1941-1945. Энциклопедия для школьников. - М.: Олма-пресс, 2001. - 448 c.

Величайшие битвы и сражения Великой Отечественной войны/ А.Г. Мерников.- Москва: Издательство АСТ, 2019.- 192 с.

Виды монтажа. Режим доступа: http://dedovkgu.narod.ru/rtz/rtz05.htm

Гамалей В. Видео своими руками/ В. Гамалей – М.: ДМК Пресс, 2013г. – 408 с.

«Карты военных действий Второй мировой войны» [Электронный ресурс] URL проекта: http://militarymaps.narod.ru/maps.html

Оружие и военная техника, изменившая ход Великой Отечественной войны/ А.Г. Мерников.- Москва: Издательство АСТ, 2019.- 191 с.

«Победа. 1941–1945» [Электронный ресурс] URL проекта: http://victory.rusarchives.ru/ .

«Подвиг народа» [Электронный ресурс] URL проекта: http://podvignaroda.ru/ (дата обращения 10.02.2020)

Требования к учебному видеоролику. Режим доступа: http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=2217&showentry=22327

Приложение№1

Анонимная анкета для обучающихся.

Вопрос

Ответ

 

Нравиться ли тебе предмет история?

 
 

Легко ли тебе дается изучение истории России?

 
 

Что для вас наиболее ближе: обычный урок или работа в игровой форме группой?

 
 

Считаете ли вы, что просмотр видеоролика интереснее обычного урока?

 
 

Хотели бы вы, что бы учителя использовали такую работу на дальнейших уроках?

 

П риложение №2

Музей Победы г. Москва

П риложение №3

Модели военной техники из конструктора ЛЕГО

Приложение №4

Съемка видеоролика

Монтаж и озвучка видеоролика.

Просмотров работы: 181