Мифологические образы Древней Греции в искусстве XX века

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мифологические образы Древней Греции в искусстве XX века

Покатилова П.А. 1
1МАУ ДО «ДХШ» г. Ишима
Караганова Т.А. 1Петелин О.Я. 1
1МАУ ДО «ДХШ» г. Ишима
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мифология возникла, как попытка древних объяснить появление жизни на земле, причины стихийных явлений природы, перед которыми человек был бессилен. Само создание мифов было первым шагом человека к творчеству и познанию самого себя. Постепенно из отдельных сказаний, зародившихся в различных областях греческой земли, сложились целые циклы о судьбах героев и покровительствующих им богах.

Но, по-видимому, не только в этом следует искать объяснение той силы воздействия на людей, которую оказывала античная мифология. Истории античных богов и героев постоянно интерпретируются в различных видах искусства – литературе, музыке и в любом виде визуального искусства, от древней живописи и скульптуры до современных инсталляций, и интерактивных выставок. Греческая мифология оказала сильнейшее влияние на культурное развитие всех современных европейских народов.

Все эти легенды, мифы и песни, исполнявшиеся странствующими певцами-аэдами, с течением времени объединялись в большие эпические поэмы, такие, как «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Теогония» и «Труды и дни» Гесиода и множество других, не дошедших до нашего времени. Великие древнегреческие поэты-драматурги – Эсхил, Софокл, Еврипид – строили свои трагедии на материале древних сказаний о богах и героях (Приложения 1-5).

Тема исследовательской работы: Мифологические образы Древней Греции в искусстве XX века.

Цель исследовательской работы: Проследить историю живописи XX века через мифы и показать, как художники XX века изображают известные сюжеты мифов.

Задачи исследовательской работы:

1. Узнать, что такое миф и как он сформировался.

2. Познакомиться с мифологическими сюжетами в Греции.

3. Выяснить, наиболее популярные сюжеты мифов у художников XX века.

4. Предположить, почему они так любимы художниками.

1. История появления мифологии в Древней Греции

Древнегреческая мифология – мифология древних греков, тесно переплетающаяся с их религией. Она оказала огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положила начало бесчисленному множеству религиозных представлений о человеке, героях и богах.

Миф не основан на реальных фактах, его герои вымышленные. С помощью мифов можно понять местные традиции или явления природы. Миф – это народные сказания о героях из легенд, древних божествах, явлениях природы.

Греческая мифология складывалась в течение нескольких веков, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение. К нам мифы дошли уже в поэзии Гесиода и Гомера, а также в произведениях греческих драматургов Эсхила, Софокла, Еврипида и других. Вот почему их приходилось собирать из самых разных источников. Мифографы появились в Греции около IV века до н.э. К ним относятся софист Геродот Гераклейский, Гераклит Понтийский и многие другие (Приложения 6-7).

Некоторые древнегреческие авторы пытались объяснить мифы с рационалистических позиций. Эвгемер писал о богах как о людях, чьи поступки были обожествлены. Палефат в сочинении «О невероятном», анализируя события, описанные в мифах, предполагал их результатами недопонимания или досочинения деталей. У различных писателей или художников с тем или иным божеством соединяются разные общие или мифологические представления.

Известные версии мифов преимущественно сохранялись в сложных литературных произведениях, отмеченных художественными талантами отдельных авторов и условностями жанра, в вазописи и в других формах изобразительного искусства. В этих формах мифологические повествования часто служили целям, которые не являются в первую очередь религиозными.

В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифов, связанных с легендарной горой Олимп (Приложение 8). По мифам Древней Греции можно воссоздать картину мира в представлении её древних жителей (Приложение 9).

Однако, та мифология, которую мы знаем, и которую потом переняли римляне, органически связана с греческой народностью. О возникновении этой народности можно говорить с приходом первой волны ахейских племен в начале II тыс. до н. э. В 1850 году до н. э. уже были построены Афины, названные по имени богини Афины. Если принять эти соображения, то религия древних греков возникла где-то в районе 2000 года до н. э. (Приложение 10).

Религиозные представления и религиозный быт древних греков находились в тесной связи со всей их исторической жизнью.

Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма (Приложение 11).

Наряду с философией и политической мыслью мифология представляет собой одно из главных наследий классической античности, повлиявших на развитие западной культуры, начиная с эпохи Возрождения.

В Средние века и эпоху Возрождения, когда латынь оставалась доминирующим языком в Европе в международной науке, мифологические имена и названия почти всегда появлялись в латинизированной форме. С греческим возрождением в XIX веке, однако, греческие имена стали использоваться чаще, при этом как «Зевс», так и «Юпитер» широко использовались в качестве имени верховного бога классического пантеона.

2. Мифы Древней Греции в живописи XX века

Параллельно с мифом в истории культуры развивалось искусство. Художники разных эпох и стилей не обходили своим вниманием древнегреческую мифологию. Мифы Древней Греции отобразились в живописи художников XX века сотнями и тысячами ярких работ. Зритель полюбил мифологические сюжеты и всегда с интересом и увлечением рассматривает древние легенды, перенесенные живописцами на холст. Не стала исключением и я. В своей исследовательской работе мне хотелось бы рассказать о наиболее понравившихся работах некоторых художников XX века.

Изучая работы художников XX века на заданную тему, я проанализировала, в каком же стиле писали они свои произведения. Изображались ли древнегреческие мифы в одном каком-то стиле? Давайте посмотрим вместе.

Густав Климт «Афина Паллада», 1898 год.

Картина «Афина Паллада» австрийского художника Густава Климта, яркого представителя стиля модерн, выделяется выразительными броскими красками, преимущественно в золотых тонах. На картине по грудь изображена женщина в доспехах. «Афина Паллада» разительно отличается от других женских портретов Климта. В отличие от них Афина излучает силу и властность, она полна воинственного магнетизма. В согнутой и поднятой вверх руке она держит металлическое копье. В другой ее руке – атрибут власти в виде шара с укрепленной на нем женской фигуркой, напоминающей богиню победы – Нику. Ее сверкающий шлем, золотой нагрудник и поразительно живые, горящие огнем глаза стали некой отправной точкой в творчестве Климта. Именно с этой картины начался новый виток в творчестве художника, который был назван «золотым периодом» и подарил миру самые знаменитые картины Климта, написанные в неподражаемом стиле (Приложение 12).

Михаил Врубель «Пан», 1899 год.

Перед нами знаменитая картина Михаила Врубеля «Пан», написанная им в 1899 году. Художник создал эту картину в стиле символизма. Что за существо изображено на картине? Оно похоже на древнегреческое мифологическое создание, охраняющее стада священных коз и баранов. В руке у него атрибут пастуха – свирель, звуками которой он привлекает разбрёдшихся животных. «Пан» Михаила Врубеля появился благодаря сильному впечатлению, которое получил художник после прочтения рассказа Анатоля Франца «Святой Сатир». Замысел картины сложился быстро, поэтому и само полотно было создано в несколько дней (Приложение 13).

Джон Уотерхаус «Пробуждение Адониса», 1899 год.

Джона Уотерхауса часто относят к прерафаэлитам, хотя он формально и не принадлежал к этому течению. За свою жизнь он написал более двухсот полотен на мифологические, исторические и литературные сюжеты. Уотерхаус разделял интерес прерафаэлитов к сюжетам, заимствованным из поэзии и мифологии. Он довольно быстро выработал собственный стиль, опираясь не только на академизм, но и на творческую манеру импрессионистов – он не стремился к идеальной гладкости изображения, применяя зачастую широкие, грубые мазки, чтобы передать движение. Художник безошибочно передавал драматизм момента, демонстрировал блестящее владение композицией и живописной техникой, умение сосредоточиться на внутреннем мире изображенной женщины, о чем свидетельствует картина «Пробуждение Адониса», написанная в 1899 году. На картине – просыпающийся Адонис в окружении детей, над ним склонилась влюбленная Афродита. На многих картинах Джона Уильяма Уотерхауса присутствует одна и та же модель: рыжеволосая девушка с тонким профилем (Приложение 14).

Джон Уотерхаус «Аполлон и Дафна», 1908 год.

Вдохновлённый мифом об Аполлоне и Дафне, художник написал картину «Аполлон и Дафна» в 1908 году. Он хотел показать в своей работе, что иногда и у богов случаются неудачи в любви. Бог Аполлон, ослеплённый любовью к нимфе Дафне, преследовал её. На картине прекрасно виден этот момент, когда Аполлон догоняет Дафну и хватает ее за руку. Дафна при соприкосновении их рук превращается в лавровое дерево. Её ноги постепенно уходят в землю, превращаясь в корни. Тело нимфы покрывает кора, а руки постепенно вытягиваются в ветви. Она предпочла не принадлежать Аполлону и сдержать слово, данное Артемиде. Насколько же может быть трагичная история любви. Обе картины художника написаны в стиле романтизм, пропитаны атмосферой нежности и любви (Приложение 15).

Валентин Серов «Похищение Европы», 1910 год.

«Похищение Европы» – шедевр, созданный в 1910 году Валентином Серовым, известным русским живописцем. Он работал над этой картиной в стиле модерн. На написание мастера вдохновила поездка в Грецию, совершенная им в 1907 году. Художник обращается к популярному в античной мифологии сюжету о похищении Зевсом прекрасной Европы. Вся композиция картины строится на движении по диагонали. Это создает эффект напряженного движения и устремления ввысь. Все персонажи вытянуты по диагонали. Линия горизонта находится очень высоко. Большая часть пространства полотна отведена под изображения моря. В центре композиции находятся бык с прильнувшей к нему в испуге Европой. Движения Зевса, мощно рассекающего морские волны, повторяет дельфин, что только усиливает динамику картины и придает ей особый ритмический рисунок. Необычно и цветовое решение произведения. Серов использует насыщенные, яркие краски. Он отходит от античных канонов и делает быка не белоснежным, а оранжево-терракотовым. Вероятно, на это художника вдохновили фрески, увиденные им на острове Крит. Особенно ярко это пятно выделяется на фоне сине-фиолетовых волн, сливающихся со свинцово-серым небом (Приложение 16).

Жан Дельвиль «Прометей», 1907 год.

Длительное время творчество Жана Дельвиля было забыто, но в наши дни ему возвращено внимание искусствоведов и интерес любителей живописи, в частности к картине «Прометей», написанной в 1907 году. Прометей – один из титанов в древнегреческой мифологии, защитник людей от произвола богов. Он несет в руках огонь, который украл у Зевса. У его подножия тянутся руки людей желая получить тот самый огонек их будущего. Картина написана в мрачных тонах, но только фон выделяется разными оттенками светов. Смотря на нее, ты получаешь ощущение недосягаемости людей до титанов и богов, что люди беспомощны перед ними. Работа выполнена в стиле символизм (Приложение 17).

Жан Дельвиль «Пегас», 1938 год.

Представитель классического символизма в живописи и литературе, Жан Дельвиль находился в самом центре культурной жизни как уходящего XIX, так и XX века. Он является автором картины «Пегас» 1938 года. На ней изображен большой белый конь, у которого имеются массивные крылья. Пегас был любимцем муз – покровительниц искусства, и на картине всадник держит кифару, предположительно играя на ней. Таким образом, появляется образ человека, окрылённого искусством.

Жан Дельвиль никогда не расшифровывал значение своих полотен. Данная картина тоже не исключение. Поэтому многие его творения остаются предметом споров среди искусствоведов и притягательной тайной для зрителя (Приложение 18).

Пьер Боннар «Похищение Европы», 1919 год.

Существует много художников, которые изображали такой мифологический сюжет, как Похищение Европы. Пьер Боннар тоже не исключение. Он французский живописец и график, вошедший в историю искусства как один из величайших колористов XX века. В молодости возглавлял группу художников, работающих в стиле наби. Он написал картину «Похищение Европы» в 1919 году. На картине изображено, как бык уносит Европу на остров Крит. Белый бык поднимает голову, чтобы помочь красавице усесться поудобнее. Та, склонив голову, подчиняется чужому напору. Её служанки со страхом на лице пытаются не дать уплыть Европе на быке. Каждый художник изображал этот сюжет одинаково, но атмосфера у их картин всё же различается. Работа выполнена в стиле группы «Наби» (Приложение 19).

Франс Марк «Орфей и животные», 1908 год.

Франц Марк был известным немецким художником-экспрессионистом начала XX века. Творчество Франца Марка было посвящено животным, которых он считал высшими существами. Его картины удивляют необычными анималистическими образами, которые мастер использовал для глубоких философских посланий. Франц Марк противопоставлял природу и мир животных безумствам человеческой жизни. Произведениям художника свойственна сочная палитра, резкие цветовые переходы, напряженные формы. Так он пишет картину «Орфей и животные» в 1908 году. Согласно мифу, Орфей – это музыкант, играющий на кифаре. Своим музыкальным искусством он укрощал диких животных. На картине Орфей олицетворяет музыкальное искусство, а животные, идущие за ним – людей. Физиологи и психологи считают, что различные эмоции человека, вызываемые музыкой, представляют собой сложные ответные реакции его центральной нервной системы. Этим объясняется, например, бодрящее действие музыки марша или героической песни, которые поднимают настроение или же музыка, которая ведет за собой (Приложение 20).

Михаил Ларионов «Венера и Михаил», 1912 год.

Картина Михаила Ларионова «Венера», написанная в 1912 году, символизирует переходный этап художника от неопримитивизма к абстракционизму. На этой картине Венера вполне телесно изображена, но ощущения телесности и чувственности ее изображение не несет. Она уже переходит в разряд абстракций. В изображении присутствует несколько цветов: яркий желтый, белый, детали зеленого и ярко-розового, а контуры фигуры сделаны красновато-коричневым цветом. Венера выписана Ларионовым со свойственной ироничностью и улыбкой. Она абсолютно абстрактна, это уже не человек, а символ, схема (Приложение 21).

Джон Сарджент «Персей на Пегасе убивает Медузу», 1925 год.

Манера импрессиониста Джона Сарджента, жившего на рубеже XIX-XX веков, до сих пор оказывает огромное влияние на современных художников. Он пишет картину «Персей на Пегасе убивает Медузу» в 1925 году. Согласно мифу, Персей заступился за свою мать и из-за этого у него случился спор с Полидектом. Он должен был убить Медузу и принести ее голову ему. Смотря на картину, мы видим финал сюжета, когда Персей отрубает голову горгоны. Внизу мы замечаем, как тело намертво падает на землю. Из него сочится кровь, а из тела вылетел Пегас. Персей, не задумываясь, прыгнул к нему на спину и при этом захватил с собой голову. Богиня, что находится справа от него – Афина. Она будто помогает Персею держать отрубленную голову. Художник вдохновился отвагой, смелостью, бесстрашием Персея. Он, как импрессионист хотел показать в картине лёгкость движения, на подобии ветра, и запечатлеть ускользающее мгновение и настроение главного героя в данный момент этого сюжета (Приложение 22).

Сальвадор Дали «Атомная Леда», 1949 год.

Сальвадор Дали является художником зарубежного авангарда. Он рисовал свои картины в стиле сюрреализм. Раньше он увлекался импрессионизмом, затем кубизмом, футуризмом, но, не смотря на все это, мы можем увидеть нотки этих стилей в работах Сальвадора Дали в течение всей его жизни. Посмотрим на его картину «Атомная Леда», которую художник написал в 1949 году. Атомные бомбы, уничтожившие Хиросиму и Нагасаки в 1945 году, так шокировали художника, что он не мог не отреагировать на происходящее. Но для него это событие стало неким днем открытий. Он вдруг понял, что весь мир состоит из атомов, а они – из элементарных частиц, которые никогда не соприкасаются друг с другом. В центре находится Леда, которая обнимала Лебедя. Его моделью, с которой писалась Леда, конечно, стала его жена Гала. Леду соблазнил Зевс, и она родила ему дочь Елену и сына Полидевка. Именно со вторым ассоциировал себя Дали, а свою жену – с Еленой, которая тоже с рождения была Еленой. Но одновременно Гала была и в образе Леды. Не секрет, что Дали любил свою мать, и жена в какой-то степени заменила ее, т.к. была на 10 лет его старше. На руке Леды обручальное кольцо. Этим он подчеркивал тот факт, что считает свою женитьбу самой главной удачей в своей жизни. В этой картине очень много тайны, которые искусствоведам предстоит открыть (Приложение 23).

Сальвадор Дали «Явление лица Афродиты Книдской на фоне пейзажа», 1981 год.

«Явление лица Афродиты Книдской на фоне пейзажа» – не очень известная работа художника. На ней, на фоне мира, схематичных изображений деревьев и озер, всплывает лицо Афродиты – голова утерянной скульптуры Праксителя – в расколотом на две половины каменном треугольнике. Она пересекается двумя трещинами, вместе с ней на треугольнике изображены два флакона духов и неровный шар. Из одной из трещин высовывается крыло чайки. Из треснувшего кипариса рядом – тоже. На этой картине отстраненная красота приходит в мир и трескается от своей ненужности, готовясь раскрыться и выпустить из себя нечто большее или меньшее. Одинаковость озер, их своеобразная штампованность, намекает на то, что мир скучен и однообразен, трещины и крылья – на то, что рано или поздно он разлетится на куски и уступит место новому миру, который будет нести красоту и свет (Приложение 24).

Пабло Пикассо «Падение Икара», 1958 год.

В 1957 году Пабло Пикассо наряду с ещё 11 знаменитыми художниками, получает приглашение расписать огромную стену в штаб-квартире в Юнеско в Париже. Художник с вдохновением взялся за дело, и уже к январю 1958 года в присутствии высочайшей администрации представил 40 огромных панелей, общей площадью около 100 кв. м, расписанных в стиле синтетического кубизма. Панели окрашены акриловыми красками. На росписи можно рассмотреть водную гладь, воплощённую в ярко-синем цвете. Человеческие фигуры, как водится у Пикассо, изображены в эксцентричных деформированных позах – кто-то вытянувшись лежит, кто-то раскинул ноги и руки, кто-то сжался в комок. В своём первоначальном варианте роспись носила название «Силы Жизни и Духа, торжествующих над Злом». Однако, размещённая в штаб-квартире, роспись стала жить своей жизнью, и была переименована. Новое название – «Падение Икара» оказалось долговечнее первоначального варианта, наверное, в силу того, что за творчество Пикассо давно приучило зрителя искать в его полотнах зашифрованный смысл. Так же он много делал зарисовок с мифологическими существами. Например: «Композиция с Минотавром» 1936 год, «Раненый минотавр» 1937 год, «Два фавна и обнаженная» 1938 год и другие (Приложение 25).

Джорджо де Кирико «Орфей – уставший трубадур», 1970 год.

«Орфей – уставший трубадур» – картина 1970 года, периода, когда де Кирико возвращается к своему «каноническому» принципу метафизической живописи и старые формы облекает в новые идеи. Главный герой – манекен-трубадур. Это целостный, законченный образ, но при этом раздробленный на части: грудь и руки арфиста вполне напоминают человеческие, но при этом бедра – это деревянные протезы, а икры и стопы взяты от мраморной статуи. Манекены, как полноценные герои, вошли в живопись де Кирико еще с самого начала развития его индивидуального стиля. Зритель, глядя на них, находится в замешательстве, не понимая, кто или что перед ним: кукла, механизм, а может быть и живое существо. Загадка и тревога лежали в основе метафизической живописи, поэтому манекен уверенно перешел в позднее творчество де Кирико. Орфей, несмотря на свою механизированность, устал и присел на серый куб. Безликая голова склонилась к плечу, его руки небрежно выпустили арфу. Вероятно, в представлении художника, перед этим певец исполнял свою музыку и над пустынным прибрежным городом в темно-синем небе можно разглядеть силуэт сказочного замка, волшебный мираж (Приложение 26).

Марк Шагал «Падение Икара», 1975 год.

Марк Шагал был обладателем особенного стиля под влиянием кубизма, экспрессионизма и примитивизма. Через всю свою жизнь Шагал пронес любовь к литературе. Особенно привлекали его мифы и легенды, о чем свидетельствует работа «Падение Икара», которую он написал в 1975 году. Икар – дерзкий герой, взлетевший настолько высоко, что солнце растопило воск, державший его крылья – чуть ли не единственный персонаж в картине художника, не способный летать. Поставив своего героя в условия обычной реальности, Шагал подчинил его законам чужого мира. В картине, Икар стал жертвой неверия в реальность абсурда. Работа выполнена в стиле сюрреализм, примитивизм (наив) (Приложение 27).

Анатолий Слепышев «Похищение Европы», 1977 год.

Анатолий Слепышев пишет картину «Похищение Европы» в 1977 году. К концу семидесятых от густо заштрихованных работ он всё чаще переходил к рисункам, где почти вся поверхность листа оставалась нетронутой, а изображение было чуть намечено несколькими лёгкими, но энергичными штрихами. К началу 80-х годов появились рисунки, подкрашенные акварелью, и наконец, Слепышев отошёл от перьевого рисунка, обратившись к смешанной технике акварели, гуаши и карандаша. В такой технике мы и видим картину «Похищение Европы». Его работа выполнена в стиле экспрессионизм (Приложение 28).

Фернандо Ботеро «Похищение Европы», 1995 г и 1998 г.

Фернандо Ботеро – знаменитый колумбийский художник, создающий необычные картины и скульптуры с преувеличенными объемами. Творчество Фернандо Ботеро отличается оригинальным авторским стилем, который получил название «ботеризм». Работы этого художника разнообразны по жанру. Он пишет портреты, пейзажи, натюрморты, обнаженную натуру, бытовые сцены, создает пародии на классические произведения и обращается к остросоциальным темам. Его работы характеризуются преувеличенными, раздутыми формами и часто выглядят как сатирические и юмористические работы. Ботеро обращался и к мифологическим сюжетам. Мне показались интересными его работы «Похищение Европы». Эти работы выполнены в свойственной Ботеро манере – Европа – девушка с очень крупными формами, она далеко не эффектна, а наоборот, – неповоротлива. Манера изображения художником темы похищения Европы Зевсом вызывает улыбку зрителя (Приложение 29).

3. Сюжетно-тематическая композиция по мотивам древнегреческих мифов

В этом году я оканчиваю художественную школу. Я очень долго размышляла, на какую тему я хочу рисовать свою итоговую работу по композиции. Я вспомнила, что всегда восхищалась произведениями эпохи Возрождения. Мне всегда нравились сюжеты древнегреческих мифов, поэтому я решила проиллюстрировать один особо заинтересовавший меня мифологический сюжет «Миф об Адонисе».

Для изображения мифологического сюжета в своих композициях я выбрала вертикальный формат листа. Художник, когда выбирает такой формат обычно хочет изобразить одно событие, но рассмотренное пристально-подробно.

Лист 1. Идеей первой композиции стал начальный сюжет мифа, когда мать Адониса, превратившись в дерево, через несколько месяцев родила своего сына. Меня удивил такой исход событий, я решила запечатлеть этот момент, где дерево укачивает свое новорожденное дитя. На первом плане растительная местность, на которой стоит олень, а на втором плане я поместила дерево-мать с Адонисом. Как-бы не выделяя их, чтобы не бросались сразу в глаза. На третьем плане, сквозь деревья, просвечивает солнце, которое радуется появившемуся новому чуду.

В своей композиции я использовала технику гуаши. Эту работу я выполнила в теплом колорите, так как оно показывает светлое и радостное событие. Теплые оттенки в работе позволили мне передать, что природа хорошо относится к появлению Адониса.

Лист 2. Идея второго моего листа послужило такое событие из мифа, когда Афродита нашла Адониса. Афродита решила отдать Адониса на воспитание Персефоне и забрать, когда он повзрослеет. На листе прекрасно виден момент, как Афродита передает из своих рук в руки Персефоны маленького Адониса.

Композиция построена так же, как и на первой работе, на фоне природы. На первом плане я выделяю двух богинь и подчеркиваю, что они из разных миров. Что Афродита ступает по зеленой местности, а Персефона по чёрной. Зеленый символизирует жизнь, что всё цветет, растет и развивается. Чёрный же означает смерть, что вся жизнь замерла и больше не оживет. На заднем плане я выделяю природу, что она живет и до сих пор её жизнь не замирает ни секунду. Этим я хотела показать, что жизни гораздо больше в мире, чем смерти. Черная земля берет свое начало из пещеры, которая является, по моему замыслу, входом в подземное царство Аида. Оттуда явилась Персефона, чтобы забрать по уговору Адониса.

Для композиции я выбрала теплый колорит, чтобы передать, что это событие не трагичное или счастливое, что оно просто обычное, не примечательное для всех окружающих.

Лист 3. Идеей третьей композиции послужила кульминация мифологического сюжета. У этого мифа несколько вариантов смерти Адониса. Самые популярные из них – эти две кульминации. Первая – когда Артемида тоже влюбилась в Адониса, но видя, как он испытывает любовь к Афродите, наслала на него кабана. И вторая – когда муж Афродиты узнал о похождения своей возлюбленной, то от злости превратился в вепря и напал на Адониса. На композиции я изображаю бесстрашную битву между юношей и вепрем-кабаном. Раз Адонис очень любил охоту, то когда он увидел такого большого и свирепого чудовища, он нацелил на него свою стрелу. Зверь тоже направил свою открытую пасть на врага.

На переднем плане происходит схватка, а на заднем природа будто замерла, будто ждет, чем все может кончиться. Природа позади выполнена в теплых оттенках.

Все эти три композиции связаны между собой общим сюжетом. В своих композициях «Миф об Адонисе» я постаралась раскрыть, как я представляю этот мифологический сюжет. Работая над рефератом, я наткнулась на этот миф совершенно случайно. Меня заинтересовало в нем все. Меня удивило, что у дерева родился малыш, что Афродита отдала Адониса жене Аида, и когда он вырос, то был беспощадно убит могучим зверем. Читатель, когда изучает мифы, то он просто недоумевает. Древнегреческие сюжеты настолько нереальны, что с трудом воспринимаются у людей нашего времени. Я тоже не исключение, но я люблю такие неожиданные повороты в таких сюжетах.

Заключение

Художники XX века активно обращались к теме мифологии Древней Греции, каждый из них по-своему изображал мифологические сюжеты. Многообразие стилей представлено в их работах: романтизм, модерн, импрессионизм, экспрессионизм, символизм, примитивизм, сюрреализм, метафизическая живопись, наби, авторский стиль боторизм и другие. Все работы очень индивидуальны, интересны.

Мифы со своими сказочными волшебными сюжетами настолько захватывающи, что вдохновляли многих художников, в разные эпохи. Нет характерного, единственного стиля для написания мифологических сюжетов. Единственное, что объединяет работы многих художников, – это сами сюжеты. Например, миф о похищении Европы, на мой взгляд, один самых востребованных, он встречается в работах Валентина Серова (1910 г), Пьера Боннара (1919 г), Анатолия Слепышева (1977 г), Фернандо Ботера (1995, 1998 г), как в начале столетия, так и на его исходе. Все эти работы так же выполнены в разных стилях.

Из выбранных мной картин наиболее востребованы художниками любовные сюжеты мифов – «Похищение Европы», «Апполон и Дафна», «Пробуждение Адониса», «Атомная Леда». Мне эта тема в мифах тоже более близка, возможно, поэтому именно эти работы меня привлекли.

Любовь – это основополагающее чувство, величайшая ценность и во времена Древней Греции и в наши дни. Возможно, поэтому любовная тема в мифах Древней Греции так любима художниками XX века.

Даже сегодня, в начале XXI столетия, греческие мифы сохраняют привлекательность. Хотя эти древние истории порой проявляются в странных трактовках, тем не менее, нельзя не признать того, что и нынешние творцы черпают вдохновение и сюжеты из образного наследства, оставленного нам древнегреческой цивилизацией.

Список литературы

ArtRussia / Марк Шагал: [Электронный ресурс] // http://artrussia.ru/rarities/Marc_Chagall#:~:text=Одна%20из%20картин%20Шагала%2C%20написанная,способный%20летать%2C%20Он%20падает%2C%20гибнет

LifeInternet / Колумбийский Художник Фернандо Ботеро. Торжество плоти: [Электронный ресурс] // https://www.liveinternet.ru/users/lara_liberty/post243549939

Opisanie-kartin.com / Описание картины Густава Климта «Афина Паллада»: [Электронный ресурс] // https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-gustava-klimta-afina-pallada-1898/

Opisanie-kartin.com / Описание картины Михаила Врубеля «Пан»: [Электронный ресурс] // https://opisanie-kartin.ru/vrubel-mihail/pan/

Opisanie-kartin.com / Описание картины Валентина Серова «Похищение Европы»: [Электронный ресурс] // https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-valentina-serova-poxishhenie-evropy/

Opisanie-kartin.com / Описание картины Михаила Ларионова «Венера»: [Электронный ресурс] // https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-mixaila-larionova-venera/

Opisanie-kartin.com / Описание картины Сальвадора Дали «Явление лица Афродиты Книдской на фоне пейзажа»: [Электронный ресурс] // https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-salvadora-dali-yavlenie-lica-afrodity-knidskoj-na-fone-pejzazha/

Picasso / Пикассо: биография, картины, описание картин, самые дорогие картины: [Электронный ресурс] // https://picasso-picasso.ru/pablo-pikasso-padenie-ikara/

Артхив / Описание картины «Орфей – уставший трубадур»: [Электронный ресурс] // https://artchive.ru/giorgiodechirico/works/484774~Orfej_ustavshij_trubadur

ВикипедиЯ / Древнегреческая мифология: [Электронный ресурс] // https://ru.wikipedia.org/wiki/Древнегреческая_мифология

Глеб Фомин / О картине Сальвадора Дали «Атомная Леда»: [Электронный ресурс] // https://gfom.ru/o_kartine_salvadora_dali_atomnaya_leda.php

Галерея современного искусства Artstory / Коллекция Анатолия Слепышева: [Электронный ресурс] // https://www.art-story.com/collection/k_slepishev/

Ёптель / История одного шедевра. «Пробуждение Адониса», Джон Уильям Уотерхаус: [Электронный ресурс] // https://yoptel.ru/istoriya_odnogo_shedevra_probujdenie_adonisa_djon_uilyam_uoterhaus_.html

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Гесиод

Приложение 2.

Гомер

Приложение 3.

Эсхил

Приложение 4.

Софокл

Приложение 5.

Еврипид

Приложение 6.

Геродот Гераклейский

Приложение 7.

Гераклит Понтийский

Приложение 8.

Гора Олимп

 

Приложение 9.

Мирча Элиаде

Приложение 10.

Мир древнегреческих богов

Приложение 11.

Мир древнегреческих богов 2

Приложение 12.

Густав Климт «Афина Паллада» 1989 год

Приложение 13.

Михаил Врубель «Пан» 1899 год

Приложение 14.

Джон Уотерхаус «Пробуждение Адониса» 1899 год

Приложение 15.

Джон Уотерхаус «Аполлон и Дафна» 1908 год

Приложение 16.

Валентин Серов «Похищение Европы» 1910 год

Приложение 17.

Жан Дельвиль «Прометей» 1907 год

Приложение 18.

Жан Дельвиль «Пегас» 1938 год

Приложение 19.

Пьер Боннар «Похищение Европы» 1919 год

Приложение 20.

Франс Марк «Орфей и животные» 1908 год

Приложение 21.

Михаил Ларионов «Венера и Михаил» 1912 год

Приложение 22.

Джон Сарджент «Персей на Пегасе убивает Медузу» 1925 год

Приложение 23.

Сальвадор Дали «Атомная Леда» 1949 год

Приложение 24.

Сальвадор Дали «Явление лица Афродиты Книдской на фоне пейзажа» 1981 год

Приложение 25.

Пабло Пикассо «Падение Икара» 1958 год

Приложение 26.

Джорджо де Кирико «Орфей – уставший трубадур» 1970 год

Приложение 27.

Марк Шагал «Падение Икара» 1975 год

Приложение 28.

Анатолий Слепышев «Похищение Европы» 1977 год

Приложение 29.

Фернандо Ботеро «Похищение Европы» 1995 год и 1998 год

Приложение 30.

Миф об Адонисе. Лист 1.

Приложение 30.

Миф об Адонисе. Лист 2.

Приложение 30.

Миф об Адонисе. Лист 3.

Просмотров работы: 2826