Машков – наш земляк

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Машков – наш земляк

Марченко Е.И. 1
1МОУ Лицей № 5 имени Ю. А. Гагарина
Степанченко И.М. 1
1МОУ Лицей № 5 имени Ю. А. Гагарина
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

У каждого есть Родина своя,

У каждого есть дом , где он родился…

Н. Дружков

Много на земле красивых мест, но историю делают люди. В наше, время мы знаем, как некоторые города, сёла меняли своё название от зарождения и не раз. Но все люди, кто когда-то проживал на данной территории, и проживает сегодня, считаются земляками.

Знания родной истории, многими нитями связаны с моим земляком. Ответы на многие интересующие вопросы не просто для меня интересны, а крайне важны. Все это определило необходимость создания проекта «Машков – наш земляк».

Российская Федерация — это великое государство, занимающее первое место на планете по территории и величине национального богатства. Однако главную её гордость составляют выдающиеся граждане, оставившие заметный след в истории. Наша страна взрастила огромное количество известных учёных, политиков, полководцев, спортсменов и деятелей искусства с мировым именем. Их достижения позволили России занять одну из лидирующих позиций в списке супердержав планеты. Кто же они, выдающиеся граждане России? Список их можно продолжать бесконечно, ведь каждый период в истории нашего Отечества имеет своих великих людей, прославившихся в разных сферах деятельности . Это Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Пётр Великий, Александр Суворов, Михаил Ломоносов, Дмитрий Менделеев, Юрий Гагарин, Андрей Сахаров и многие другие.

Богата талантами и область Волгоградская . Нельзя не вспомнить о знаменитом земляке , в честь которого назван Волгоградский музей изобразительных искусств – Илья Иванович Машков.

Для своего проекта я выбрала человека , который родился в том крае , где сейчас живут мои бабушка и дедушка . Илья Машков родился 17 ( 29 ) июля 1881 г. в казачьей станице Михайловской Области Войска Донского , которая сегодня относится к Урюпинскому району Волгоградской области. Он художник . Наверное, нет человека в нашем городе, который не знает Волгоградский музей изобразительных искусств имени Ильи Ивановича Машкова. Я с родителями часто посещаю этот музей. И очень завораживают меня работы И.И. Машкова.

Цель проекта: показать значимость жизни и деятельности нашего земляка в культурном наследии России.

Задачи :

1.Собрать информацию о моем земляке известном всему миру.

2.Собрать информационный материал о жизни и деятельности земляка И. И. Машкове.

3.История выдающейся коллекции И.И. Машкова в Волгоградском музее изобразительных искусств.

Объект исследования: земляк моего края.

Предмет исследования: значимость деятельности моего земляка для моего родного края и моей страны.

Методы:

- изучение литературы;

- посещение экскурсии Волгоградского музея изобразительных искусств имени

И.И. Машкова ;

- анализ различных источников.

Детство и семья

Илья Машков наш земляк . Он родился 17 (29) июля 1881 г . в казачьей станице Михайловской , расположенной на притоке Дона Хопре , которая сегодня относится к Урюпинскому району Волгоградской области . В его искусстве живут грандиозный масштаб , мощь жизненных сил , величие природных стихий , цветовое изобилие, присущие степному краю. Родился Машков в бедной крестьянской семье. Илья был старшим из девяти детей, и денег у родителей, занимавшихся мелкой торговлей, на учебу детей не было. В 1892 г. в возрасте 12 лет он был отдан «в люди» - сначала в торговую лавку , позже в магазин в г. Борисоглебске Тамбовской губернии к купцу Юрьеву. Таким образом, с этого возраста он жил самостоятельно, зарабатывая на жизнь и помогая семье. Машков ненавидел эту работу, он многократно это повторял , но выбора не было.

Призвание и учеба

Работа в магазине не была легче, но здесь он мог рисовать плакаты и вывески. Это занятие доставляло ему большое удовольствие. В свободное время он перерисовывал картинки из журналов, делал наброски окружающих предметов, птиц, а также фоны для фотографии, которой он увлекся тогда же. Стилистика провинциальной фотографии оказала влияние на все портретное творчество художника. Поворотным событием в судьбе Машкова встала встреча с учителем Борисоглебской гимназии Н. А. Евсеевым. Он заприметил рисующего мальчика и спросил у него, хочет ли он учиться. Илья очень удивился, ведь он даже не подозревал, что рисованию можно учиться. Так он начал получать первые навыки и консультации от учителя из гимназии. Это позволило ему понять свое призвание и поставить перед собой цель – стать художником.

В 1900 г. он поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь он учится у выдающихся педагогов: К. Коровина, Л. Пастернака, В. Серова, А. Васнецова. Уже с первых лет обучения Машков проявил незаурядный талант и эксцентричный характер. Он очень любил гиперболу, избыток цвета, при этом очень много времени отдавал освоению техники рисунка, был очень работоспособен. Как малоимущему студенту в училище ему предложили подработку, и уже с 1904 года Машков начинает давать уроки, зарабатывая себе на жизнь.

Революционная молодость

Довольно быстро Машков Илья встает на ноги. В 1906 году он строит себе мастерскую в здании Политехнического общества. Она станет его творческим домом до конца дней. В 1907 году он знакомится с Петром Кончаловским, эта встреча оказала большое влияние на художника. В 1908-м художник едет в Европу, посещает Францию, Англию, Австрию, Германию, Италию, Испанию, где знакомится с новыми течениями в живописи.

В 1910 году Машкова исключают из училища, но он к этому времени уже нашел свой путь. Художник по-прежнему много работает, берет уроки в студии К. Коровина, пишет на заказ портреты и натюрморты. Он выставляется, в том числе на Салоне в Париже, где его работу покупает русский меценат С. Морозов. Уже тогда картины Машкова отличают необычный взгляд на мир и окружающие предметы. Он проникся революционными идеями в Европе и жаждет изменить русское искусство.

"Бубновый валет"

В 1911 году Машков Илья вместе с Петром Кончаловским основывают художественное общество «Бубновый валет». Сначала в 1910 году прошла выставка с таким названием, после которой художники-единомышленники создают одноименное сообщество. Уже само название эпатировало публику, намекая на политкаторжан. Своей целью московские живописцы ставили совершение революции в искусстве, и это им в полной мере удалось. Они выступали против традиций академизма и реализма, провозглашали господство импрессионистских, фовистских и кубистских идей.

Машков стал одним из идеологов сообщества. Именно благодаря ему "валеты" так часто рисовали натюрморты, напоминающие вывески продуктового магазина. Художники экспериментировали с формой и цветом. В отличие от многих авангардистов, Машков и товарищи утверждали предметность в искусстве. В 1911-14 годах художник является секретарем общества, участвует во всех его выставках. В 1914 году он покидает «Бубновый валет» и отправляется за границу.

Педагогическое и частное

На протяжении почти всей жизни Илья Машков, художник, живописец, преподавал. Еще в молодости он выработал собственную методику обучения рисунку и живописи. Его школа, которую он открыл еще в начале ХХ века, впоследствии станет центральной студией АХРР. Среди его учеников были Фальк, Татлин, Осмеркин, В. Мухина.

После революции художник много преподает, работая на различных курсах, в Военной академии и во ВХУТЕИНе.

Илья Машков свое жизнелюбие проявлял и в обычной жизни. Он был большим любителем дам и женился три раза. Первой женой была итальянка София Аренцвари, Машков женился на ней в 1905 году, через год появился на свет единственный сын художника Валентин. Он стал инженером-конструктором, в 1937 году был репрессирован. Второй женой в 1915 году стала художница Федорова Елена Федоровна. Третья жена тоже была художницей: в 1922 году Машков женился на Даниловой Марии Ивановне.

Выставочная деятельность

Илья Машков всю жизнь был очень продуктивен, также он активно выставлял свои работы. Он участвовал во многих значимых выставках начала ХХ века. Это мероприятия «Бубнового валета», «Мира искусства». В 1916 году на «Выставке современной русской живописи» он показывает 70 работ, это была самая большая прижизненная выставка Ильи Машкова. С 20-х годов художник много выставляется за рубежом: Венеция, Лондон, Нью-Йорк. В 30-е годы советская власть с удовольствием возит картины Машкова по всем крупнейшим городам мира.

Память и наследие вдающейся коллекции Волгоградского музея изобразительных искусств им. И.И. Машкова

Илья Машков, картины которого чрезвычайно ценятся любителями живописи, скончался 20 марта 1944 года у себя на даче в Абрамцево. Он оставил после себя большое наследие. Его картины сегодня находятся в коллекциях 78 городов мира. Самое большое собрание вдова художника передала в Волгоградский художественный музей. Его картины редко появляются на аукционах и продаются за огромные суммы. Так, полотно «Цветы» было продано за 3,5 миллиона долларов, а «Натюрморт с фруктами» - за 7,2 миллиона долларов.

Творчество Машкова изучается искусствоведами, ему посвящают книги. Музей в нашем городе Волгограде носит его имя. Память о художнике не исчезает, выставки его работ периодически проводятся в крупнейших музеях. Специфика творческой судьбы Машкова состоит в том, что он следовал за эволюционными ходами русской культуры, сохраняя устойчивость своих основных принципов. Именно с этой стороны раскрывается мастер в собрании Волгоградского музея изобразительных искусств (ВМИИ).

Масштабность феномена Ильи Машкова является причиной его труднообозримости. Он многолик. В его судьбе оказались спрессованы патриархальные традиции и новаторство, столичное и провинциальное, «роман с властью» и сосредоточенное отшельничество в мастерской, решительные прорывы и потери. Это был человек, наделенный феноменальной энергией и трудоспособностью, всю жизнь он работал на пределе возможностей.

Художник, педагог, литератор, общественный деятель, он предстает то дерзким бунтарем, то упорным учеником; то напористым борцом, то проникновенным лириком; то отважным мечтателем, то расчетливым практиком; то праздничным, то суровым; то мудрецом, то гедонистом; то нарушителем правил, то хранителем устоев; то преуспевающим маэстро, то шокирующим приличную публику оригиналом. Творческий путь художника отмечен экстремистской резкостью. Искусство Машкова отразило драматическую судьбу русской культуры 20 в. Он принадлежал к поколению, пережившему (и осуществившему) смену культурных кодов, сформировавшихся в одной культуре, но живущих в иной системе ценностей.

Работы Машкова из собрания ВМИИ последовательно обращают нас к традициям Серова (“Портрет девочки»), модерна («Тюльпаны на блюде»), модернистским исканиям, сезаннизму («Портрет А.И.Мильмана»), новому приближению к реальности, «вторичному импрессионизму» («Степь.Репейник»), проблематике социалистического реализма («Советские хлебы»), глубокому освоению традиций классического искусства («Натюрморт. Черешня»), суровому документализму военного времени («Портрет генерал-майора медицинской службы А. Р. Злобина»). Однако именно диапазон колебаний дает возможность обнаружить то неизменное ядро представлений, которое Машков проносит через всю жизнь. В стремительно меняющемся контексте он сохраняет свой голос – мужественный, сильный, энергичный, искренний.

Сегодня ВМИИ может гордиться тем, что обладает одной из самых значительных и своеобразных коллекций произведений мастера. В него входят 38 живописных и 60 графических работ- от самых ранних до самых поздних. Собрание произведений Машкова в ВМИИ- результат усилий нескольких поколений музейщиков. Начало коллекции было связано с рождением музея. Вскоре после его открытия Дирекцией художественных фондов (Москва) были переданы два натюрморта мастера («Натюрморт. Черешня», «Натюрморт на синем фоне»). На протяжении десятилетий одним из важнейших приоритетов собирательской политики музея было приобретение работ Машкова, его соратников и учеников. Большая часть коллекции оказалась в музее в течении 1970-1980-х гг. В нее входят как знаменитые, часто публикуемые произведения («Новодевичий монастырь»), так и работы менее известные, не имеющие аналогов в иных собраниях, но не менее важные для понимания феномена художника («Привет 17 съезду ВКП(б)»). Коллекция дополняется богатейшим архивом и предметами из мастерской художника. Особую ценность представляют работы 1930-х гг., написанные Машковым в наших краях, у себя на родине в станице Михайловской.

На протяжении всей жизни Илья Машков сохранял особые взгляд на мир и художественный язык, связанные с его народными корнями. Живопись Машкова- наиболее яркое воплощение в искусстве «духа местности», характера нашего края. Именно дух народного творчества, представление о красивом как о здоровом, сильном и делают искусство Машкова неповторимым, узнаваемым как в авангардной, так и в соцреалистической среде.

В жанровом отношении живописное собрание ВМИИ отражает пристрастия художника- одного из лучших русских мастеров натюрморта. Машкова отличают повышенный интерес к предмету, «плоти жизни», объему, вылепленному цветом («Фрукты с сельскохозяйственной выставки»). Основная идея искусства Машкова- утверждение предметной роскоши мира, величия самой жизни. Илья Машков— художник, обладающий счастливым даром острого, раблезианского переживания празднества бытия. Щедрости его натуры соответствуют избыточность цвета и масштаба, насыщенность композиций, огромные размеры мазка. Его картины, проникнутые могучим оптимизмом, несут отпечаток его личности. Его мир- роскошный, плодоносящий, достигший расцвета, населенный могучими героями, плодами и цветами («Колхозница с тыквами»). Машков стоит в ряду выдающихся колористов русского искусства. Сам процесс живописи, жизнь цвета наполняются для него глубоким смыслом. Живописное действо, длящееся на наших глазах, является метафорой движения, дыхания живой материи.

Большое количество рисунков одного из самых живописных русских художников позволяет прояснить отношения мастера с натурой и с ремеслом. Машков- один из лучших мастеров пластического рисунка («Женский торс»). Огромную ценность имеют портретные серии 1920-1930-х гг., запечатлевшие лицо эпохи («Голова девушки в красной косынке»).

Машков выступает не только как художник - многогранный и парадоксальный. Благодаря архиву 1930-х гг., мы видим страстного общественного деятеля. Он жаждал социальной реализации, выступал как педагог, историк своего края, видел себя преобразователем мира, что, безусловно, накладывало отпечаток и на его творчество. Этот период жизни художника связан с героическими попытками реализации утопичного и грандиозного проекта, направленного на превращение своей родной станицы Михайловской- к тому моменту обнищавшей, разоренной, пережившей расказачивание, раскулачивание, стопроцентную коллективизацию- в образцовый городок социалистической культуры. Центром преобразований должен был стать Дом Социалистической культуры (ДСК), открытый в здании недействующей Сретенской церкви (см. «Площадь в станице Михайловской»). В то же время Машков разрабатывал планы культурного строительства и развития художественного образования в Сталинградском крае, неоднократно ратовал за создание в Сталинграде художественного музея. Точно отвечая духу времени, план строительства «города будущего» наглядно раскрывает качества личности самого художника, проявляемые им и в живописи, и в преподавании: максимализм, основательность, масштабность, решительность, желание быть востребованным. Личность Машкова демонстрирует редкостное единство всех проявлений.

Вывод

Посетив экскурсию, я сделала вывод, что имя Ильи Машкова много значит для Волгоградского музея изобразительных искусств. Собрание его работ является ядром коллекции советского искусства ВМИИ. Оно дает возможности для целостного прочтения феномена художника и изучения живописно-пластических и социокультурных аспектов его творчества.

Сегодня обнаруживается острая нехватка ценностей, концентрировано присутствующих в его искусстве и жизненном опыте: идея служения большой цели и искренность, полновесный профессионализм и личная ответственность, благородство и воля к победе, инициативность и непрерывное самосовершенствование. Обращение к ним особенно важно сегодня, в пору определенного оскудевания личностного начала в культуре. Илья Машков— универсальный художник и человек богатырского склада, знаковая фигура для своего времени и пространства.

Список источников и литературы

Источники:

1. Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова.

Литература:

1. Малкова О. П. Илья Машков. Волгоградский музей изобразительных искусств имени И. И. Машкова. – Волгоград , 2012.

Просмотров работы: 17