Великая Отечественная война 1941-1945 г в истории моей семьи

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Великая Отечественная война 1941-1945 г в истории моей семьи

Чубаров Д.А. 1
1Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2
Юмагулова Г.Г. 1
1Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I. Введение

Нам нужно помнить о войне,
О взрывах тысячи снарядов,
О том, как часто враг был рядом.
О кладбищ мрачной тишине.
Пока мы помним, мы живем,
А нужно помнить и гордиться,
Тогда война не повторится,
И над страной не грянет гром!

(Александр Павлоградский)

Считаю тему моей исследовательской работы актуальной, так как:

Во-первых, сейчас в наше время появилась проблема сохранения и развития исторической памяти о Великой Отечественной войне 1941-45гг ;

Во-вторых, важным является получение и сохранение мною знаний о своих предках и о героических событиях, связанных с ними;

В-третьих, к сожалению, всё меньше остаётся живых свидетелей тех событий, поэтому очень важно собирать, изучать и хранить материал о людях, защищавших нашу Родину.

В-четвертых, для меня очень важно, чтобы осталась память о моих предках  не только в виде нескольких фотографий , а как целый рассказ, построенный на основе документов.

Цель моего исследования: на примере биографий моих предков показать,

что мои родные, жившие в сороковые годы, храбро сражались за

Родину, за родных и близких, во имя будущих поколений, во имя Победы ,

тем самым вложили свой личный весомый вклад в Победу Великой

Отечественной войны 1941-45гг.

Для решения цели я поставил следующие задачи:

1. Собрать весь сохранившийся материал по данной теме: фотографии, архивные документы, воспоминания;

2. Исследовать, систематизировать материал, касающийся участия моих предков в Великой Отечественной войне 1941-45гг;

3) Составить по карте военный путь моего прапрадеда Комолова Ивана Ивановича;

4)Сделать вывод.

В основу моего исследования положены основные события , связанные с Великой Отечественной войной 1941-45 годов. Ранним утром, 22 июня 1941 года без объявления войны Фашистская Германия напала на Советский Союз. На нашу страну обрушился удар. Весь Советский народ поднялся на Отечественную войну против фашистской Германии. Поэтому она названа Великой! Ее назвали Отечественной, потому, что это была война во спасение Отечества! Четыре страшных года, 1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война. Это была священная народная война. Только сам народ с его стойкостью, самоотверженностью, готовностью отдать жизнь за Родину мог ее спасти.

Изучив посильную мне литературу по истории Великой Отечественной войны 1941-45 годов, материалы из нашего семейного архива в виде фотографий и документов я решил работать над исследованием, в центре которого – моя семья по маминой линии в годы Великой Отечественной войны. Из разрозненных фрагментов я хочу сложить мозаику, которая в виде опубликованного исследования останется в нашей семье. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к прошлой войне лишь по воспоминаниям живых свидетелей того времени, которые передаются из уста в уста в каждой семье, по сохранившимся документам той поры. Это я и хочу показать в своей работе.

Я решил провести анкетирование (Приложение 1) среди учащихся 3-4-х классов с целью узнать их мнение о Великой Отечественной войне. В анкетировании принимали участие 37 учеников.

По результатам анкетирования: на вопрос « Каковы ваши чувства в отношении 9 мая?» 32% опрошенных считают 9 мая - это самый великий праздник, и равного ему не будет, 44% считают , что это то, благодаря чему чувствуешь гордость за свой народ. Результаты этого опроса очень меня порадовали.

На вопрос «Есть ли (или были) среди ваших родственников ветераны Великой Отечественной войны?» 68 % опрошенных ответили утвердительно, это говорит о том, что почти каждую семью коснулась война.

На вопрос «Как Вы думаете, за что шли в бой советские солдаты?» 73 % опрошенных считают за Родину и это доказательство тому, что во все времена человек любил и будет любить свою Родину, свой родимый край, где ты родился и вырос.

На вопрос «Ваши родные, жившие в сороковые годы, вложили свой личный весомый вклад в Победу в Великой Отечественной войне 1941-45гг» 45% считают, что да ,42% не знают, а 13% считают, что нет.

По результатам анкетирования я понял , что многие ребята , знают , что их предки были участниками Великой Отечественной войны, но не все понимают , что они вложили свой личный весомый вклад в Победу Великой Отечественной войны 1941-45гг. Это 55% ребят. И результаты этой анкеты позволили увидеть мне эту проблему. На примере своих предков, участников Великой Отечественной войны , я выдвинул гипотезу.

В ходе исследовательской работы необходимо доказать мою гипотезу о том, что:

- Великая Отечественная война вторглась в судьбу моих родственников и оставила неизгладимый след;

- мои родные, жившие в сороковые годы, вложили свой личный весомый вклад в Победу в Великой Отечественной войне 1941-45гг .

В качестве объекта исследования послужили биографии моих предков , участников Великой Отечественной войны и моего прадедушки- малолетнего узника .

Предмет исследования: записи из архива, фотоматериалы, информация из интернета.

Для решения поставленных задач использовал следующие методы исследования:

1.Теоретический ( изучение и анализ семейных фото, документальных источников и Интернет-ресурсов, воспоминаний и рассказов моих родственников.

2.Анкетирование и статистическая обработка результатов анкетирования;

3.Практический (составление боевого пути моего прапрадедушки Комолова И.И.);

4.Обобщение итогов исследования.

Источники исследования: при написании работы использованы опубликованные и неопубликованные материалы , которые хранятся в личном архиве семьи.

Составил следующий план исследования:

1. Изучение посильной мне литературы по истории Великой Отечественной войны 1941-45 годов;

2. Изучение и анализ семейных фото, документальных источников и Интернет-ресурсов, воспоминаний и рассказов моих родственников;

3.Проведение анкетирования среди одноклассников и друзей, по результатам анкетирования составление диаграмм;

4.Составление боевого пути моего прапрадедушки Комолова И.И.;

5.Формулирование выводов;

6. Оформление исследования в папке, доклада выступления и презентации к защите.

II. Основная часть

Глава 1. Нелёгкая судьба Комолова Ивана Ивановича.

1) Великая Отечественная война в судьбе моего прапрадедушки Комолова Ивана Ивановича. (Приложение 2)

Весь советский народ встал на защиту нашей Родины от немецких захватчиков, воевали за неё и мои родные .

Мой прапрадедушка Комолов Иван Иванович 1905г.р. (место рождения: Смоленскаяобл., Знаменский р-н, д. Федурлино,звание: красноармеец, 
в РККА с 03.1942 года ,место призыва: Альшеевский РВК, Башкирская АССР) жил вместе со своей семьёй в Башкирии в деревне Чуракаево. На фронт ушёл в марте 1942 г. Воевал в Воронежской области г. Лиски. Был наводчиком орудия. В одном из боев был ранен снайпером в полость живота, лечился в госпитале города Славгород Алтайского края. Было очень тяжёлое ранение в живот, пуля прошла навылет . Он чудом остался жив. Когда Ивана Ивановича привезли в госпиталь, он убрал записку, на которой было отмечено время ранения. Он знал, что время вышло, должно уже было начаться заражение. А дома ждут его Мария и шестеро глазастых детей, которые снились ему каждую ночь, он должен был выжить! Чтобы прийти домой и обнять их. У него убрали несколько метров кишечника. Очень долго лежал в госпитале. После этого ранения он приезжал домой на побывку на два месяца. Прапрадедушке было больно и горько смотреть, как его семья голодала, как они пекли хлеб из отрубей, ели суп из крапивы. Старший сын Саша, ему было тогда шесть лет, смотрел за братиком, сестренкой и моей прабабушкой Наташей, которая и по сей день живет с нами вместе. Саша должен был наловить рыбу, чтобы приготовить на ужин, пока Мария Никаноровна работала в госпитале в Шафраново. Она стирала белье для раненых.После излечения прапрадедушка был отправлен на Ленинградский фронт. Два с половиной года Комолов Иван Иванович  воевал в 1267 стрелковом полку 382 стрелковой Новгородской Дивизии Ленинградского фронта. Был контужен и ранен в стопу ноги. После ранения был в разведроте. В одном из боев он получил свою главную награду - медаль « За боевые заслуги» . Это были бои под Нарвой.

2)Из воспоминаний моего прапрадеда о боях под Нарвой.

«Бои здесь были тяжелыми, - рассказывал Иван Иванович. - Нарва была одним из тех мест, которые можно посчитать по пальцам, где советское командование применяло самую тяжелую артиллерию. Нигде нам не было так трудно, как под Нарвой. Здесь мы не могли использовать в полной мере мощь артиллерии и бронетанковых войск, были ограничены в маневре. Чтобы обеспечить орудия боеприпасами, приходилось выстраивать целый полк и передавать снаряды по солдатской цепочке. Мне доверили лошадей, и я из артиллериста-наводчика стал моментально ездовым. Приходилось под сильным обстрелом подвозить снаряды на огневую позицию, бить прямой наводкой. Я старался как можно быстрее доставлять ящики со снарядами, чтобы помочь своим товарищам, ведь от меня очень многое тогда зависело. Главное- жизни моих товарищей. Кругом рвались снаряды, снег вперемешку с землей и людьми . Санитары не успевали выносить раненых с поля боя. Приходилось постоянно выбирать новый путь, чтобы подвозить боеприпасы. Лошади хрипели от страха, вставали на дыбы, вязли в этой каше, приходилось и самому помогать лошадям, выталкивать повозку.  Приходилось постоянно разговаривать с ними, успокаивать. Говорить: «Милые, не подведите, ну давайте, давайте!!!» Я смог сохранить лошадей, помог своим товарищам».

3.Боевой путь Комолова Ивана Ивановича. (Приложение 2)

Глава 2. Помним и гордимся!

Защищали нашу Родину Непомнящие Федор Герасимович и Алексей Герасимович. Это родные братья моей прапрабабушки Екатерины Герасимовны, они тоже имеют награды .

1)Непомнящий Федор Герасимович (Приложение 3) (звание: красноармеец ,в РККА с 1941 года , место призыва: Славянский РВК, Украинская ССР, Сталинская обл., Славянский р-н) был водителем на войне. Он прошёл всю войну на одной машине ЗИС – 5 и не получил ни одной царапины на войне. Воевать он начал на реке Висла. Фёдор Герасимович подвозил снаряды в течение боевых действий. За 25 дней подвез 125 тонн снарядов. За это его наградили Орденом Отечественной войны II степени (№ наградного документа: 84 , дата наградного документа: 06.04.1985).

2) Непомнящий Алексей Герасимович (Приложение 3) (звание: красноармеец, место призыва: Липецкий РВК, Воронежская обл., Липецкий р-н) тоже прошел войну и за боевые заслуги был награжден Орденом Красной Звезды (№ наградного документа: 74 , дата наградного документа: 06.04.1985, № записи: 1512835862).

Глава 3. Война в жизни прадеда Родькина Евгения Константиновича.

Мой прадедушка Родькин Евгений Константинович (Приложение 3) был малолетним узником. Когда началась война, они вместе с его мамой Екатериной Герасимовной жили в городе Славянске – это в Украине. Это был один из первых городов, который захватили фашисты. Моя семья больше двух лет жила в оккупированном городе. Прадедушка говорил, что все время хотелось кушать. Много людей умирало от голода, опухали ноги, не могли ходить. Прапрабабушка ходила в ближайшие деревни, меняла вещи на продукты. За платье давали свеклу или кочан капусты. Если что-то могли выменять, были очень счастливы. Мама моей прапрабабушки умерла от голода, она всю еду отдала своим внукам. С ними еще жил прадедушкин двоюродный брат Юра, его родителей расстреляли в 1940году. В 1943 году всех угнали в Германию. Прадедушке было всего девять лет. Их везли в товарных вагонах, выходить не разрешали. Многие в дороге умирали от холода , голода, болезней. В Германии их отправили в лагерь. Было очень страшно. Детей отнимали от матерей и увозили в разные лагеря. Этот лагерь был как перевалочный, каждый день приходили новые эшелоны с людьми. Когда их выгнали на построение, все бежали. Один мужчина схватил Екатерину Герасимовну за руку и сказал: « Если хочешь сохранить себя и мальчишек, вставай самая последняя». Она каждый день вставала самой последней и читала молитву «Живые помощи». Пока очередь доходила до них, набирали сколько нужно, а их опять отправляли в бараки. Так продолжалось несколько месяцев. В один день их выстроили, пришли помещики набирать себе работников. Один из них взял несколько семей, среди них были мои родные. Благодаря этому помещику мои родные остались живы. Прадедушка был очень шустрым и умным парнишкой, он выучил немецкий язык и польский , так что его не могли отличить ни поляки, ни немцы, принимали за своего. В мае 1945 года их освободила Красная армия.

III. Заключение

Полученные результаты: подводя итоги проделанной работе , можно сказать, что поставленные задачи полностью выполнены:

1.Мною проведен анализ всех материалов, которые были использованы в данной исследовательской работе;

2.Проведено анкетирование с целью выявления мнения третьеклассников о Великой Отечественной войне.

3.Составлен рассказ о судьбе моих предков, которая неразрывно связана с событиями Великой Отечественной войны.

4.Составлен боевой моего прапрадедушки Комолова Ивана Ивановича;

Я достиг цели: исследуя эту тему, я узнал много нового и интересного из истории Великой Отечественной войны 1941-45гг, считаю, что мои предки храбро сражались за Родину, за родных и близких, во имя будущих поколений, во имя Победы.

Таким образом, выдвинутая мною гипотеза подтвердилась: на примере боевого пути моих предков я доказал, что Великая Отечественная война вторглась в судьбу моих родственников и оставила неизгладимый след и , что мои родные, жившие в сороковые годы, вложили свой личный весомый вклад в Победу в Великой Отечественной войне 1941-45гг .

IV. Список использованных источников и литературы

 Используемые источники:

1.Семейный архив Закиахметой О.Е.( фотографии, архивные документы).

2. Как объяснить ребенку, что такое война. Энциклопедия для детей .

https://zen.yandex.ru/media/childbookcase/kak-obiasnit-rebenku-chto-takoe-voina-enciklopediia-dlia-detei-5cc0048170f6f500b0dde0be

3. Боевой путь https://pamyat-naroda.ru/warunit/1267%20%D1%81%D0%BF/

4.Википедияhttps://ru.wikipedia.org/wiki/382%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%8F

V. Приложение 1

Анкета

Опрошено 37 учеников 3а и 4в классов МОАУ СОШ №2 с.Исянгулово

1. Каковы Ваши чувства в отношении 9 мая? 

Самый великий праздник, и равного ему не будет.

То, благодаря чему чувствуешь гордость за свой народ.

Просто радостный день окончания страшной войны.

Праздник, как праздник, ничего особенного.

2. Есть ли (или были) среди Ваших родственников ветераны Великой Отечественной войны?

Прапрадедушка , прапрабабушка

Другие родственники.

Нет никого.

Не знаю.

3. Как Вы думаете, за что шли в бой советские солдаты?

За Родину.

За родных и близких.

Согласно воинскому долгу, по приказу командиров.

Не знаю.

4. Ваши родные, жившие в сороковые годы, вложили свой личный весомый вклад в Победу в Великой Отечественной войне 1941-45гг?

Думаю, что да.

Не знаю.

Думаю, что нет.

Результаты анкетирования:

Приложение 2

Комолов Иван Иванович , медаль «За боевые заслуги»

Боевой путь Комолова Ивана Ивановича

Приложение 3

Непомнящий Федор Герасимович, Орден Красной Звезд

Непомнящий Алексей Герасимович, орден Отечественной войны II степени 

Родькин Евгений Константинови15

Просмотров работы: 39