Кошки блокадного Ленинграда

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Кошки блокадного Ленинграда

Юрченко Д.В. 1
1Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «филиал Нахимовского военно-морского училища Министерства обороны Российской Федерации» в г. Мурманске
Рыбакова И.Н. 1Самойлова Ю.В. 1
1Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «филиал Нахимовского военно-морского училища Министерства обороны Российской Федерации» в г. Мурманске
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Когда бессильны были неотложки

И жизнь людская падала в цене

От смерти нас порой спасали кошки

Хоть ничего не смыслили в войне.

Не понимая сущности бомбежки

И птиц стальных, разивших наповал

На страже дома оставались кошки

Когда хозяев их глотал подвал.

Когда ж кончались мерзлые картошки

И еле тлел отчаявшийся взгляд

Все девять жизней отдавали кошки

Хотя, вообще-то, кошек не едят…

Мы их привыкли видеть на обложке

Календаря как «кича» элемент

А мне сдается, заслужили кошки

Хотя бы очень скромный монумент.

Человек приручил кошку более 10 тысяч лет тому назад. В разные эпохи значение кошек в жизни человека было различным: от поклонения до страха, от обожания до ненависти. Их использовали для борьбы с грызунами, как объект преклонения, как друга и домашнего любимца. В целом, отношение человека к домашнему животному, в частности к кошке — это модель отношений к себе подобным, обществу, миру. Не только эпоха, но и социально-исторические условия, такие как голод, война, сильно влияют на взаимоотношения с домашними любимцами, меняя их, иногда до неузнаваемости.

Одним из страшнейших событий в истории нашей страны явилась Великая Отечественная война, в которой принимали участие абсолютно все, даже животные. В данной работе мы хотим коснуться исключительно роли кошки в различные периоды блокады Ленинграда. Мы считаем, что в массовом историческом сознании существуют различные, в том числе и искаженные, представления, легенды о домашних животных осажденного города.

Таким образом, объектом нашего исследования являются взаимоотношения человека и кошки в блокадном Ленинграде; предметом – особенности данных взаимоотношений в столь сложный для города период. Цель исследования – изучение изменения роли кошки в блокадном Ленинграде. В основу исследования положена гипотеза, согласно которой представления и восприятие животных, в частности кошек, людьми, живущими в мирное время, отличается от аналогичного восприятия жителями блокадного Ленинграда.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

изучить литературу и воспоминания жителей блокадного Ленинграда, описывающие взаимоотношения с домашними животными, в частности с кошками;

описать роль кошки в каждом периоде блокады Ленинграда;

изучить представления обучающихся и преподавателей училища о роли кошки в жизни человека;

обобщить материал и сделать выводы.

Для реализации поставленных цели и задач использовался комплекс методов исследования: теоретические методы исследования (анализ литературы, в аспекте изучаемой проблемы); эмпирические методы исследования (анализ документов, исторических описаний, анкетирование), методы обработки данных.

Источниковая база исследования и историография. Источниковой базой послужили свидетельства из дневников, писем периода блокады, воспоминаний, появившихся позднее А. И. Августинюк, Т. Б. Безладновой, Ф. А. Евсеевой, И. Д. Зеленской,Г. А. А. Карповой, А. Князева, В. С. М. С. Коноплевой, Костровицкой, В. А. Мухиной, С. К. Островской, В. Сухова, а также исследования доктора исторических наук Н. А. Ломагина и профессоров СПбГУ В. Пянкевича, О. Пленкова.

Новизна исследования заключается в попытке проанализировать и воспоминания жителей блокадного Ленинграда, и специальные исследования, посвященные теме взаимоотношений кошки и человека в условиях осадного положения города.

Практическая значимость видится в необходимости через исторические примеры, основанные на воспоминаниях жителей блокадного Ленинграда, предоставить обучающимся НВМУ возможность сформировать нравственные качества, воспитать российскую гражданскую идентичность (гражданское, патриотическое сознание), осознать идею гуманизма через отношение к животным.

ГЛАВА 1. КОШКИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА 1941-1942 годы

Абсолютное большинство драматических свидетельств блокадников о домашних животных относятся к первой блокадной осени и зиме 1941–1942 гг. Начавшаяся блокада города внесла резкие коррективы во взаимоотношения с домашними животными.

Ученые Санкт-Петербургского государственного университета В. Пянкевич и О. Пленков провели исследование официальных документов, дневников, писем периода войны и воспоминаний жителей блокадного Ленинграда, в которых говорится о кошках и собаках осажденного города.

Некоторые ленинградцы усыпляли питомцев еще в начале блокады, когда понимали, что прокормить их не получится.

Долгое время тема «кошкоедства» в блокадном Ленинграде была табуирована в средствах массовой информации и печати, редко выходила на страницы учебников истории, но несет много важной информации о том, как в условиях страшного голода складывались отношения людей, в том числе с домашними животными. Но постепенно она стала подвергаться анализу и изучению, основанному на воспоминаниях жителей города.

В исследовании профессоров СПбГУ В. Пянкевича и О. Пленкова мы нашли свидетельства, что в личных письмах, проходивших строгий контроль военной цензуры, жители Ленинграда нередко шли на ухищрения, когда рассказывали о тяготах и проблемах с питанием: «Всё благополучно. Теленка Арку съели»; «С грустью должна тебе сообщить, что та курочка, которую ты мне оставила в наследство, — Горжетка — заколота и съедена»; «Теперь остается любимая папина козочка — Ирма, но она остается на самый крайний случай, возможно, в отъезд». Адресаты понимали, что Арка, Горжетка и Ирма — это имена домашних любимцев, собак и кошек, в Ленинграде не было принято держать куриц, коз, однако о голоде, толкавшем людей на такие поступки, не должны были знать на «большой земле» [12].

Со временем домашние животные становились желанным приобретением, и ко многим владельцам обращались знакомые и родственники, чтобы забрать животное и накормить в первую очередь детей. Голод нередко толкал и к охоте на домашних животных.

Из воспоминаний малолетней жительницы блокадного Мухиной Валентины Александровны [Рисунок 1. Мухина В. А.] мы узнали, что «…чтобы заполнить пустые желудки, заглушить ни с чем не сравнимые страдания от голода, жители прибегали к различным способам изыскания пищи. Ловили грачей, яростно охотились за уцелевшей кошкой или собакой, из домашней аптечки выбирали все, что можно употребить в пищу: касторку, вазелин, глицерин…» [4].

В своих воспоминаниях блокадница Т. Б. Безладнова описывает случай, который произошел на семейном ужине в осажденном городе: «Мама первое время отказывалась, но потом голод заставил — и ела [кошек] тоже. Как-то во время еды Ира отставила тарелку и, задумчиво подперев головку рукой, спросила: "Так всегда бывает: пока живая — это киска, а когда едят — кроликом называют?"» [12].

«3 декабря 1941 года. Сегодня съели жареную кошку. Очень вкусно», - записал в своем дневнике 10-летний Валера Сухов [Рисунок 2. Страница из дневника Валеры Сухова (10лет)] [12].

Евсеева Фаина Анатольевна родилась 27 января 1937 г., в г. Ленинграде [Рисунок 3. Евсеева Ф. А.]. Когда началась война, Фаине исполнилось 4,5 года, а сестренке 2 года. Прожили 7 месяцев в комнате 16 кв.м – 10 человек в голодном аду, под вечной бомбежкой. «Зима в 1941 г., была холодная, стрелка термометра опускалась к отметке – 38 С. За хлебом ходила мама, хлеб отпускали строго по карточкам, она же, после уборки капусты на полях, собирала промерзшие капустные листья на окраине Ленинграда. Воду черпали из р. Невы. В какой-то момент зарезали кошку, из ее мяса целый месяц варили бульон. На бульон шли кожаные ремни, из клестера делали холодец» [4].

«В нашей семье дошло до того, что дядя требовал кота Максима на съедение чуть ли не каждый день. Мы с мамой, когда уходили из дома, запирали Максима на ключ в маленькой комнате. Жил у нас еще попугай Жак. В хорошие времена Жаконя наш пел, разговаривал. А тут с голоду весь облез и притих. Немного подсолнечных семечек, которые мы выменяли на папино ружье, скоро кончились, и Жак наш был обречен. Кот Максим тоже еле бродил – шерсть вылезала клоками, когти не убирались, перестал даже мяукать, выпрашивая еду. Однажды Макс ухитрился залезть в клетку к Жаконе. В иное время случилась бы драма. А вот что увидели мы, вернувшись домой! Птица и кот в холодной комнате спали, прижавшись друг к другу. На дядю это так подействовало, что он перестал на кота покушаться…Попугай через несколько дней погиб. А кот выжил и стал живой легендой - котом, пережившим блокаду!

Рассказ о нем передавался из уст в уста, многие люди приходили посмотреть на такое чудо, учителя приводили целые классы на экскурсии. А Максим оказался долгожителем. Он дожил до 20 лет и умер от старости в 1957 году...» [Рисунок 4. Легендарный кот Макс] [14].

«Внизу, под нами, в квартире покойного президента, упорно борются за жизнь четыре женщины — три его дочери и внучка, — фиксирует Г. А. Князев. — До сих пор жив и их кот, которого они вытаскивали спасать в каждую тревогу. На днях к ним зашел знакомый, студент. Увидел кота и умолял отдать его ему. Пристал прямо: «Отдайте, отдайте». Еле-еле от него отвязались. И глаза у него загорелись. Бедные женщины даже испугались. Теперь обеспокоены тем, что он проберется к ним и украдет их кота.

О любящее женское сердце! Лишила судьба естественного материнства студентку Нехорошеву, и она носится, как с ребенком, с котом, Лосева носится со своей собакой. Вот два экземпляра этих пород на моем радиусе. Все остальные давно съедены!» [1]

В семье Бугровых, состоящей из двух женщин – мамы и маленькой дочки, жил рыжий кот Васька. Ночами грелись об кота, который мурчал и, казалось, давал больше тепла, чем печь-буржуйка. Еще до начала воздушной тревоги кот Васька предупреждал своих хозяек о бомбежке, крутился, мяукал, паниковал. Благородя этому, мама каждый раз успевала собрать вещи и вместе с дочкой укрыться в бомбоубежище. Там за котом внимательно приглядывали, чтобы его не съели.

Весной мать вместе с котом отправлялась охотиться на птиц. Женщина рассыпала крошки и отходила, кот сидел в засаде. У голодного ослабевшего кота не хватало сил удержать птицу, и вот тут на помощь приходила мама. Все трое смогли выжить и пережить блокаду. Рыжий кот прожил еще пять лет. В 1949 году его похоронили на кладбище, но, чтобы маленькую могилку не затоптали, пришлось пойти на хитрость: сколотили крест и написали на нем «Василий Бугров», как будто кот, и правда, был человеком, членом семьи. Спустя годы рядом появилась еще одна могила – мама - Бугрова ушла в мир иной, спокойно встретив старость. Потом появилось и третье захоронение – внучка этой женщины (благородя которой мы и узнали эту историю) захоронила на маленьком семейном мемориале свою маму. Ту самую, что, будучи маленькой девочкой, пережила блокаду, благодаря любви своей матери и удивительному рыжему коту. [8]

«Как глуп я был! У нас было две кошки и собака. Все они были похищены...» - написал житель города в ноябре. «Если бы я только разделал и поджарил их, а потом взял еще немного и подвесил (мясо) к потолку в холодном коридоре, я бы смог отрезать теперь маленькие кусочки...» [6].

Хореограф В. С. Костровицкая решила украсть кошку директора училища Л. С. Таргера: «Я положила ее в корзину и потащила домой; по дороге она кричала и пыталась убежать. Люди обернулись и уставились на меня, и я не увидел удивления, но зависть в их глазах. Несколько человек подошли ко мне и с опаской спросили: «Есть ли шанс, что вы его продадите?» Мне приходится делить кота с Шостаковичами: самим композитором, его матерью, сестрой и 13-летним племянником Митей. Те, кто режет кошек, обычно берут половину мяса в качестве оплаты, так что же останется на две семьи?» [3].

В связи с интересом к употреблению кошек в пищу их стали продавать и покупать. На основе работы профессоров СПбГУ В. Пянкевича и О. Пленкова, которые обобщили и проанализировали более 60 воспоминаний жителей блокадного Ленинграда. Из воспоминаний А. И. Августинюк, И. Д. Зеленской, С. К. Островской, М. С. Коноплевой и других, мы знаем, что средняя стоимость кошки (которую можно съесть) варьировала в разные периоды блокады от 40 до 300 рублей. Е. И. Мирская писала: «В самую тяжелую зиму 1941-1942 годов на Сенном рынке я видела нескольких мужчин с табличками на шеях, на которых было написано: «Хочу купить кошку» или «Хочу купить собаку»». Такие объявления были обычным явлением [12].

Такие воспоминания можно перечислять и перечислять. Животные, как и люди, умирали от голода, холода и болезней. Некоторые хозяева усыпили своих питомцев в самом начале осады, когда перспектива голодной смерти стала реальной. Были люди, которым удалось спасти жизни своих питомцев. Владельцы поддерживали жизнь своих любимцев до тех пор, пока могли, а те, в свою очередь, становились необходимым условием для выживания своих хозяев.

Таким образом, период 1941-1942 годов можно характеризовать, как один из самых страшных этапов отношений людей и кошек в блокадном Ленинграде. Голод сделал людей очень жесткими и заставил их нарушить общепринятые моральные и этические нормы. Тем не менее, мы, их потомки, не в праве осуждать кого-либо из них. Более того, среди ожесточенных ленинградцев находились те, кто пытался так или иначе спасти своих любимцев. Люди испытывали как глубокую благодарность, так и сильное раскаяние за свои поступки. Актриса Э.Ф. Андерегг [Рисунок 5 Андерегг Е.Ф.] рассказала о сцене, свидетелем которой она стала в 1945 году в конце войны: женщина стояла на коленях перед бездомными кошками и просила простить ее "за то, что убила их, чтобы накормить своих голодных детей - детей, переживших блокаду " [7].

1943 -1944 годы

Следующий этап развития взаимоотношений человека и кошки в блокадном Ленинграде начался в 1943 году, когда после масштабного истребления кошек в городе появились крысы.

Очевидцы вспоминают, что крысы передвигались по городу огромными колониями, уничтожая на своем пути посевы, опустошая закрома и амбары.

"Тьма крыс длинными шеренгами во главе со своими вожаками двигались по Шлиссельбургскому тракту (ныне проспекту Обуховской обороны) прямо к мельнице, где мололи муку для всего города. Это был враг организованный, умный и жестокий...», вспоминала в своем дневнике блокадница Кира Логинова [2].

«Весной 42-го мы с сестрой шли на огород, разбитый прямо на стадионе на Левашевской улице. И вдруг увидели, что прямо на нас движется какая-то серая масса. Крысы! Когда мы прибежали на огород – там все уже было съедено», – вспоминала блокадница Зоя Корнильева [16].

Никакие методы борьбы с грызунами не помогали: их пытались расстреливать, давить танками, но все было бесполезно. Они даже взбирались на танки, которые их давили, и ехали дальше на этих самых танках. Количество их росло, они размножались с катастрофической скоростью. Крысы в голодные годы могут есть все: книги, деревья, картины, мебель, своих сородичей и практически все, что могут переварить [12].

«В доме во время бомбежки вылетели стекла, мебель давно стопили. Мама спала на подоконнике — благо они были широкие, как лавка, — укрываясь зонтиком от дождя и ветра. Однажды кто-то, узнав, что мама беременна мною, подарил ей селедку — ей так хотелось соленого… Дома мама положила подарок в укромный уголок, надеясь съесть после работы. Но вернувшись вечером, нашла от селедки хвостик и жирные пятна на полу — крысы попировали. Это была трагедия, которую поймут лишь те, кто пережил блокаду» — в одном из интервью рассказала сотрудница храма прп. Серафима Саровского Валентина Осипова [13].

По некоторым данным весной 1943 года, председатель Ленсовета подписал постановление, в котором говорилось о необходимости «выписать из Ярославской области и привезти в Ленинград четыре вагона дымчатых кошек» [2]. Именно Дымчатые считались лучшими крысоловами. И вот, эшелон кошек прибыл в полуразрушенный город. Очевидцы рассказывают, что когда мяукающих крысоловов привезли, то для их получения, люди с вечера выстраивались в гигантские очереди. Расхватывали пушистиков моментально, и даже многим не хватило. Горожане прозвали этих кошек «мяукающей дивизией» [Рисунок 6. «Мяукающая дивизия: кошки, спасавшие Ленинград»].

Из воспоминаний Антонины Александровны Карповой, коренной ленинградки: «Весть о том, что сегодня в город доставят кошек, мгновенно облетела всех. Люди огромными толпами собрались на вокзале, возникла ужасная давка. Многие на перрон пришли целыми группами (в основном, это были семьи или соседи) и пытались рассредоточиться по всей его длине. Рассчитывали на то, что хотя бы одному из группы удастся взять кошку. И вот пришёл состав. Удивительно: четыре вагона кошек разошлись по рукам буквально за полчаса! Зато какие счастливые шли ленинградцы домой. Казалось, это приехали не обычные кошки, а бойцы нашей Красной Армии. Некое могучее подкрепление. И даже в тот день казалось, что Победа уже близка» … [1].

В январе 1944 года котенок в Ленинграде стоил 500 рублей (килограмм хлеба тогда продавался с рук за 50 рублей, зарплата сторожа составляла 120 рублей).

Однако в исследовании профессоров СПбГУ В. Пянкевича и О. Пленкова опровергается данная версия, так как им не удалось найти ни одного документального подтверждения данного факта. По их мнению, кошки пришли в Ленинград из других источников, в частности, из пригородов, где было больше пищи, а условия были более благоприятными для размножения. [12].

Везли их в город поездами или нет, но постановление «снабдить» Ленинград усатыми бойцами, все же было. И об этом помнят сами блокадники. «Я знаю, что в 43-м году была стенограмма с заседания правительства, где говорили о том, что в город надо прислать кошек», - рассказывает председатель общественной организации «Жители блокадного Ленинграда» Елена Тихомирова. «Но я не помню, чтобы их возили поездом. Люди брали их с собой из эвакуации – для себя и для знакомых, возможно, как-то еще их сюда доставляли. Но эшелонов, о которых говорится, я не видела. Скорее всего, их и не было». [15]

О том, что Ленинград в блокадные годы был вынужден бороться не только с армией фашистов, но и с армией крыс, говорит и доктор исторических наук Никита Ломагин. По его словам, городские власти тогда подробно рассчитали, какой вред наносят грызуны и поняли, что решать вопрос надо быстро и жестко.

«Известно даже о том, что тем, кто принесет убитую или живую крысу, платили какую-то сумму», - говорит ученый. – «И одновременно с изготовлением приманок было решено привезти в город тысячу кошек. Тысяча – это конечно, не эшелон, как вы понимаете. Но, на мой взгляд, везли их скорее всего именно по железной дороге. Такое решение было точно, и его обоснования тоже были. А такие постановления, как правило, выполнялись, потому что речь шла о продовольственной безопасности города». [15]

В воспоминаниях жителей блокадного Ленинграда есть свидетельства завоза и распространения кошек из Сибири, особенно после снятия блокады. Интересно, что многие кошки были домашними — жители Омска, Иркутска, Тюмени сами приносили их на сборные пункты, чтобы помочь ленинградцам. Всего в Ленинград было направлено 5 тысяч котов, которые с честью справились со своей задачей - очистили город от грызунов. Первым из добровольцев стал черно-белый кот Амур, которого хозяйка лично сдала с пожеланиями «внести свой вклад в борьбу с ненавистным врагом» [16].

Из воспоминаний Антонины Александровны Карповой директора липецкой школы №29, которая родилась и выросла в Ленинграде: «Нашей соседке достался сибирский кот, которого назвали Барсом. Поначалу Барс очень боялся громких звуков, чувствовалось, что он натерпелся страха во время путешествия. В такие минуты он опрометью бежал к новой хозяйке. Она успокаивала кота, гладила его. И постепенно Барс проникся к новой семье огромным уважением и любовью. Каждый день он уходил на промысел и возвращался с добычей. Поначалу это были ненавистные нам крысы. А потом Барс ухитрялся где-то добывать воробьев, а ведь во время блокады в городе птиц не было. Удивительно: кот приносил их живыми! Воробьёв соседи потихоньку выпускали. Ни одного раза Барс ничего не взял со стола. Он ел то, что добывал на охоте сам и то, чем его угощали новые хозяева. Но еду никогда не клянчил. Создавалось такое впечатление, что кот понимал, что приехал в город, где люди пережили страшные муки голода» [9].

16-летняя Катя Волошина даже посвятила блокадному коту стихи.

Их оружие — ловкость и зубы.

Но не досталось крысам зерно.

Хлеб сохранен был людям! [11].

Постепенно отношение к кошкам стало меняться и вернулось к модели мирного времени. Немногие уцелевшие домашние животные восхищали детей. Взрослые помнили питомцах, но они ускользали из памяти маленьких жителей осажденного города. Отсутствие знаний порождало любопытство и удивление. «Дети блокады совсем забыли о кошках, собаках и лошадях», - рассказывает о весне 1943 года медсестра детского сада О.Н. Гречина. «<...> Дети с энтузиазмом обменивались рассказами о домашних животных, которых они держали до войны, и эти рассказы звучали как сказки» [5].

М. С. Коноплёва написала 1 января 1943 года: «В столовой № 100 ходит спокойно жирный рыжий кот, и никто не посягает на его жизнь». Животные и птицы на улицах города становятся для ленинградцев свидетельством того, что скоро все образуется. 4 июля 1943 года С. К. Островская записала: «В Ленинграде появились голуби. Суеверные люди вздыхают и пророчат мир. Мне голубя не надо. Я бы хотела увидеть кошку — самую обыкновенную дворовую кошку всероссийской масти: чтобы она деловито и медленно переходила через улицу и жмурилась бы на солнце, выглядывая из подвала. Тогда я пойму, что все хорошо, что нет больше ни голода, ни блокады» [10].

Таким образом, второй, обозначенный в работе период блокады, становится поворотной точкой в отношении к домашним питомцам и кошкам, в частности. Коты становятся армией, спасающей ленинградцев от нашествия крыс, которые стали очередным испытанием во время Великой Отечественной войны. Их роль оценивается не просто деньгами, но животные становятся своеобразным символом окончания страшных лет блокады. Более того, они становятся символом победы над германско-фашистскими захватчиками.

Делая выводы по первой главе, можно с уверенностью сказать, что кошка играла огромную роль в течение всей блокады Ленинграда. Эта роль менялась и трансформировалась: столкнувшись с войной, владельцы домашних животных пытались спасти им жизнь, затем, испытывая голод, люди, не все, но факт остается фактом, рассматривали питомцев как способ сохранить жизнь себе и своим детям. Позже, с ослаблением блокады, кошки превращаются в своеобразных борцов за жизни людей от истребляющих полчищ крыс. И, наконец, эти удивительные животные становятся символом победы и приближением мирной жизни. Их берегут, стараются подкормить, жертвуя своими урезанными пайками, им радуются, когда видят на улицах Ленинграда, возвращается отношение к кошкам как к членам семьи, их не просто благодарят, а просят прощения за ужасные и жестокие годы блокады.

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОСТЬ И КОШКИ

Для изучения представлений обучающихся и преподавателей нашего училища о роли домашнего животного, в частности кошки, в современном мире и в период Блокады Ленинграда мы провели анкетирование. Полный текст анкеты представлен в Приложении 1. Респондентам необходимо было рассказать какое домашнее животное у них есть, как оно появилось в доме и с какой целью, вспомнить памятники домашним животным, а также познакомиться с памятником кошкам блокадного Ленинграда. Далее респонденты размышляли как кошки могли помогать жителям блокадного Ленинграда, вспоминали конкретные истории о кошках блокадного Ленинграда и делали вывод, в чем заключается главное значение кошки в жизни человека.

В результате качественного и количественного анализа мы получили, что у 62,5% преподавателей и 85% нахимовцев есть домашние животные, при этом собаки есть у 52% и 85%, кошки у 36% и 40%, грызуны у 8% и 4%, и кошки и собака у 4% и 6% преподавателей и обучающихся соответственно. Экзотические животные, черепахи, рыбки птицы составляют 8%.

Большинство преподавателей – 89% купили своих питомцев, остальные взяли их в приюте. У обучающихся 47% животных куплено, 31% получено в подарок, 6% животных подобрано на улице и взято из приюта. Основные мотивы приобретения - из любви к животным, попросили дети\внуки и просто для успокоения или радости.

Среди известных памятников преподавателями были названы: памятники собакам – 84 % (Каштанка, Хатико, Белый Бим Черное Ухо, Собака-пожарный в Костроме, памятник фронтовой собаке в Москве); кошкам – 92 % (Кот Семен, Котёнок с улицы Лизюкова (Воронеж)); памятник Бременским музыкантам, Памятник оленно-транспортному батальону, Чижику-пыжику по 8% (сумма процентов больше 100, так как многие назвали не по одному памятнику).

Среди известных памятников нахимовцами были названы: памятник коту Семену (53%), памятник собаке Хатико (18%), по 1% приходится на памятники Белому Биму Черное Ухо (г. Воронеж), Белке и Стрелке (г. Люберцы) и памятнику животным, пострадавшим от автомобилистов. (Пожарный пес Бобка, г. Кострома).

Памятник кошке Василисе и коту Елисею узнали 32% преподавателей и 10% обучающихся, не знали – 40% и 90% соответственно, остальные предлагали следующие варианты: преподаватели - Кот Бегемот, кошка, которая гуляла сама по себе, кошка Таузер город Крифф; обучающиеся не выдвигали предположений.

Установка данных памятников по мнению всех без исключения связана с подвигами и помощью людям в тяжелое время блокады. По мнению преподавателей, кошки оказывали психологическую помощь, ловили птиц и кормили хозяев, боролись с крысами и охраняли склады с припасами, предупреждали об артобстрелах. Двое преподавателей отметили, что кошки ценой своей жизни спасали людей от голода, становясь пищей. Мнение обучающихся схоже с мыслями преподавателей. В их ответах превалируют те же ответы, но добавлено мнение о том, что кошки могли согревать людей в холода, оказывать помощь при поиске в завалах и оказывать лечебное действие. При этом 15 (19%) человек указали, что кошек употребляли в пищу в особенно сложное время блокады. В качестве легендарных кошек блокадного Ленинграда были названы Василиса, Елисей, кот Максим, Нарцисс, кошки Мурка и Машка.

В качестве роли кошки в жизни человека были названы: ласка, радость и успокоение, лечение, общение, учит заботе о ближнем, приносит уют и покой в дом, а также делает жизнь человека прекраснее. Следует отметить, что 2% обучающихся в качестве роли кошки в жизни человека указали спать\кушать\драться (т.е. по факту бесцельное существование.)

Анализируя полученные результаты, можно сделать следующие выводы. В современной жизни домашнее животное дарит эмоции и удовлетворяет те или иные потребности владельца. Речь идет не только о потребности о ком-то заботиться. Человеку хочется продемонстрировать, какой он ответственный хозяин и какое красивое у него животное. Если человек испытывает одиночество или стресс: питомец почти всегда дает позитивную обратную связь, с ним вряд ли получится глобально разойтись во мнениях. Когда человек находится в состоянии напряжения, кот нередко становится чем-то вроде объекта эмоциональной разгрузки, буфера.

Молодое поколение в силу отсутствия опыта, малого количества изученных книг, документальных источников информации слабо ориентируется в исторических фактах, являющихся основанием для установки памятников в разных уголках нашей Родины. Их знания о таких монументах ограничивается преимущественно городами, в которых они очевидно побывали, или художественными фильмами. В отличие от них, взрослые люди обладают большим опытом, основанном на городах России, в которых они путешествовали или работали, художественных произведениях отечественной и зарубежной литературы, исторические данные, средства массовой информации.

Однако следует отдать должное в понимании и нахимовцами, и преподавательским составом большую значимость роли кошки и, в целом, домашних животных, которые явились одним из способов пережить все тяготы блокады. При этом все-таки многие из опрошенных старались избегать не очень привлекательной темы поедания домашних любимцев. Это свидетельствует о том, что существует огромная разница в восприятии кошек людьми мирного и военного времен.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Согласно цели исследования мы изучили изменение роли кошки в блокадном Ленинграде. В данной работе источниками послужили свидетельства из дневников, писем периода блокады, воспоминаний, появившихся позднее (Мухина В. А., Т. Б. Безладнова, Евсеева Ф. А., В. С. Костровицкая, доктор исторических наук Н. А. Ломагин и др.), а также исследования профессоров СПбГУ В. Пянкевича, О. Пленкова.

В практической части исследования мы условно разделили годы блокады Ленинграда на два периода, что значительно упростило демонстрацию меняющейся роли кошки: свидетельства блокадников о домашних животных первой блокадной осени и зиме 1941–1942 гг., когда кошки становились необходимым условием для выживания своих хозяев, и начало 1943 г., когда отношение к кошкам стало возвращаться к модели мирного времени.

Анализ представлений обучающихся и преподавателей нашего училища о роли домашнего животного, в частности кошки, в современном мире и в период Блокады Ленинграда, проведенного с помощью анкетирования, позволил сделать вывод, что существует огромная разница в восприятии и представлении животных, в частности кошек, людьми, живущими в мирное время, отличается от аналогичного восприятия жертвами блокадного Ленинграда. Гипотеза нашла подтверждение в ходе исследования.

Из истории блокады делаешь много выводов. Выводы о том, что способность производить и применять сверхсовременную технику вовсе не означает культурности и гуманизма, что деньги не стоят ничего, что истинные ценности – то, что сохраняется через идею гуманизма и нравственное восприятие мира. Что совесть и благородство – человеческие ли, собачьи ли – умрут последними, но «ходят» под этой угрозой. Потому что цивилизованность (и это главный урок блокады) – очень тонкий, зыбкий слой на животной натуре человека. Давайте сегодня постараемся сохранить его, тихим словом, горькой мыслью помянув разных, но одинаково несчастных ленинградцев.

ЛИТЕРАТУРА

Блог ЦБ им. А.С. Пушкина г. Челябинска, - Электронный ресурс. – Режим доступа: https://vokrugknig.blogspot.com/2018/06/blog-post_8.html (дата обращения: 25.06.2021).

Блокадный Ленинград. Часть 3. Подвиг пушистой армии –

Электронный ресурс. – Режим доступа: https://pikabu.ru/story/blokadnyiy_leningrad_chast_3_podvig_pushistoy_armii_5677427 (дата обращения: 10.06.2021).

Воспоминания о блокаде // Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАИПД. Санкт-Петербург). Фонд 157. Инвентарь 1. Файл 28. П. 8.

Воспоминания участников Великой Отечественной Войны - Электронный ресурс. – Режим доступа: https://medvedkovo-juzhnoe.mos.ru/the-70th-anniversary-of-the-victory-in-the-great-patriotic-war-1941-1945/memoirs-of-participants-of-the-great-patriotic-war/. (дата обращения: 16.06.2021).

Гречина О. Спасаюсь, спасая: т. 2 гл. 2: Сказка о гороховом дереве (1942-1944 гг.) // Нева. 1994. №. 2. стр. 220.

Жестокое испытание... (дневник блокадницы) / Дневники блокдных жителей из архива О. Ф. Берггольц // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского дома на 2014 год Бог: Блокдные дневники / под ред. Т. С. Царьковой, Н. А. Прозоровой. Спб., 2015. С. 152.

Испытания: Воспоминания настоятеля и прихожан Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге о Великой Отечественной войне 1941–1945 годов СПб.: Князь-Владимирский собор, 2010. стр. 109.

История одного блокадного кота. - Электронный ресурс. – Режим доступа: https://izi.travel/it/8a6a-istoriya-odnogo-blokadnogo-kota/ru (дата обращения: 14.07.2021).

Милютинская С. Усатые бойцы блокадного Ленинграда - Электронный ресурс. – Режим доступа: https://topwar.ru/83188-usatye-boycy-blokadnogo-leningrada.html (дата обращения: 14.07.2021).

Островская С.К. Дневник. Ленинград // ОР РНБ Ф. 1448. Папка 15. стр. 112.

Поклонитесь кошке в ножки - Электронный ресурс. – Режим доступа: https://businka.org/life/2015/05/09/poklonites-koshke-v-nozhki.html (дата обращения: 05.06.2021).

Пьянкевич В.Л., Пленков О.Ю., Сохор Т.Е. Люди и домашние животные в блокадном Ленинграде. Вестник Санкт-Петербургского университета. История, 2020, том 65, вып. 1, стр. 158–174.

Раков А., Блокадные кошки - Электронный ресурс. – Режим доступа: https://proza.ru/2011/11/14/702 (дата обращения: 10.06.2021).

Хватова Я. Хвостатые герои. От грызунов блокадный Ленинград спасли кошки // аргументы и факты 28.02.2014 - Электронный ресурс. – Режим доступа: https://spb.aif.ru/leningrad/1115954 (дата обращения: 10.06.2021).

Черемис А. Блокадники ответили ученым, которые назвали историю про вагон кошек, привезенных в Ленинград для борьбы с крысами, «красивой легендой». Комсомольская правда. - Электронный ресурс. – Режим доступа: https://www.spb.kp.ru/daily/217179/4284187/] (дата обращения: 16.08.2021).

Шарикова Н. Как кошки спасали жителей блокадного Ленинграда - Электронный ресурс. – Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/sharikowa/kak-koshki-spasali-jitelei-blokadnogo-leningrada-5a573336f4a0dd3e99c61a1b (дата обращения: 17.08.2021).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Изучение представлений о роли домашних животных, в частности кошки, в жизни человека

Цель исследования: изучить представления о роли домашних животных, в частности кошки, в жизни современного человека и жителя блокадного Ленинграда.

Объект исследования – взаимоотношения человека и домашнего животного, в частности кошки

Предмет исследования – представления о роли домашних животных, в частности кошки, в жизни современного человека и жителя блокадного Ленинграда.

Задачи исследования:

1) Провести анкетирование

2) Обобщить материал и сделать выводы

Методы исследования: анкетирование, метод обработки данных

Эмпирическая база исследования: обучающиеся и сотрудники филиала НВМУ в количестве 80 человек (40 и 40 соответственно).

Анкета

1 Есть ли у вас домашний питомец? Кто?

(если питомца нет, то продолжаем анкету с 4го вопроса)

2 Как питомец у вас появился?

- купили

- подобрали на улице

- вам подарили

- взяли из приюта

- свой вариант

3 Для чего вы завели домашнего питомца?

- из любви к животным

- попросили дети\внуки

- для успокоения или радости

- с утилитарной целью (для охраны, ловли мышей и т.д.)

- свой вариант

4 Знаете ли вы памятники, посвященные домашним животным? Приведите примеры

 

5 Знаете ли вы кому посвящены данные памятники и в каком городе они установлены?

___________________________________

Это памятники кошкам блокадного Ленинграда: коту Елисею и кошке Василисе. Установлены в Санкт-Петербурге.

6 Как вы думаете, с чем связана установка памятника кошкам блокадного Ленинграда

7 Как кошки могли помогать жителям блокадного Ленинграда?

8 Знаете ли вы конкретные истории о кошках блокадного Ленинграда?

9 Приведите примеры кличек кошек или опишите их вклад в выживание города во время блокады ____________________________________________

10 Как вы думаете, в чем заключается главное значение кошки в жизни человека?

Приложение 2

Рисунок 1. Мухина В. А.

Рисунок 2. Страница из дневника Валеры Сухова (10лет)

Рисунок 3. Евсеева Ф. А.

Рисунок 4. Легендарный кот Макс

Рисунок 5. Андерегг Е.Ф.

Рисунок 6. «Мяукающая дивизия: кошки, спасавшие Ленинград».

Просмотров работы: 663