ВВЕДЕНИЕ
… Всегда волнуюсь, детство вспоминая:
Зимы блокадной – первой – холод, мрак,
Коптилку, что страницу освещая,
Чадила в нос… Кружилась голова,
Хотелось есть… Но книга уводила
В Жюль-Верновы моря и острова,
И время незаметно проходило.
…Но бомбы взрыв однажды дом потряс,
Со звоном стекла в окнах полетели,
Невероятным кажется сейчас,
Что я сумел один – под вой метели,
К родным на санках книги довезти.
Мне удалось друзей своих спасти!
Леонид МИСЮК, 13 февраля 1973 г.[1]
Битва за Ленинград была самой длительной и самой кровавой битвой Второй мировой войны. Она продолжалась 1127 дней из 1418 дней Великой Отечественной войны. Почти 900 дней и ночей длилась блокада города. Более 1,5 миллионов воинов и горожан погибли, отстаивая Ленинград, город в который за все время его существования ни разу не ступила нога иностранного захватчика. Судьба Ленинграда - трагедия из трагедий. Весь мир был потрясен стойкостью и мужеством ленинградцев, его защитников. Они выдержали то, что на протяжении всей истории человечества не выдерживал ни один город. В мировой истории нет подобного примера массового героизма, самоотверженности во имя своего города, своей Родины, какой проявили эти люди: мужчины и женщины, старики и дети этого города.
Петербург-Петроград-Ленинград всегда был одним из крупнейших книжных центров страны. Здесь были сосредоточены крупные издательства, книжные магазины, богатейшие, всемирно известные книгохранилища. Книга на всех этапах истории города была «зеркалом» его жизни, являлась орудием знания, просвещения и политической борьбы.
Книги сопровождали жителей и блокадного города, помогая им не замкнуться в круге личных проблем и трагедий. Оцепенение и усталость, охватившие людей в «смертное время», нежелание тратить драгоценный керосин, повседневный быт, требовавший много времени, — всё способствовало тому, чтобы погасить интерес к книге. Но интерес к книге не угасал, напротив, он только возрастал, и духовная пища становилась ничуть не менее важной, чем пища физическая [6, С. 187].
Поэтому на наш взгляд интересным является изучение отношения к книге в блокадном Ленинграде и особенности выбора литературы для чтения, функционирование издательств и библиотек, вклад «печатного слова» в дело Великой Победы, что является проблемой нашего исследования.
Таким образом, объектом нашего исследования являются литературная и издательская деятельность блокадного Ленинграда; предметом – литература в блокадном Ленинграде.
Цель исследования – изучение отношения к книге в блокадном Ленинграде и особенностей выбора литературы для чтения, функционирование издательств и библиотек, вклад «печатного слова» в дело Великой Победы.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой литература не только не переставала нести свои функции, но и явилась необходимым условием выживания в блокадном Ленинграде.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
изучить литературу и воспоминания жителей блокадного Ленинграда, описывающие чтение книг, посещение библиотек, а также исторические источники функционирования издательств и библиотек на территории блокадного Ленинграда;
описать литературную жизнь блокадного Ленинграда;
изучить представления обучающихся 1 курса училища о роли книги в жизни жителей блокадного Ленинграда;
обобщить материал и сделать выводы.
Для реализации поставленных цели и задач использовался комплекс методов исследования: теоретические методы исследования (анализ литературы, в аспекте изучаемой проблемы); эмпирические методы исследования (анализ документов, исторических описаний, анкетирование, интервью), методы обработки данных.
Источниковая база исследования и историография. Источниковой базой послужили свидетельства из дневников, воспоминаний Миши Тихомирова, Лены Мухиной, Евгении Шаттенштейн, Юры Маретина, а также работ Р. Жданович, Ю. Колосова, Ф. Махонина, Г. Н. Питулько и других.
Новизна исследования заключается в попытке проанализировать и воспоминания жителей блокадного Ленинграда, и специальные исследования, посвященные теме написания, издательства и чтения литературы условиях осадного положения города.
Практическая значимость видится в необходимости понимания важности чтения и литературы для жизни человека в целом и выживания в тяжелейших условиях блокады, для осознания роли литературы в деле приближения Великой Победы.
ГЛАВА 1. Литературная жизнь блокадного Ленинграда
1.1 Отношение к книге на основе воспоминаний Миши Тихомирова, Лены Мухиной , Евгении Шаттенштейн, Юры Маретина
«В осаждённом Ленинграде удивительно много читали, читали классиков и поэтов, читали в землянках и домах, читали на батареях и вмёрзших в лёд кораблях. Охапками брали книги у умирающих библиотекарей и в бесчисленных промёрзших квартирах при свете коптилки читали, читали…» писал в своих воспоминаниях участник обороны города, писатель, переводчик прозы и поэзии Николай Чуковский [3, С. 4].
Прочитав воспоминания и дневники Миши Тихомирова (в публикации его сестры Ниной Тихомировой), Лены Мухиной, Евгении Шаттенштейн, Юры Маретина, который в годы блокады был школьником, собирал книги, издававшиеся в блокадном городе, а также президента ассоциации историков блокады и битвы за Ленинград в годы Великой Отечественной войны, академика Академии военно-исторических наук и Международной академии акмеологических наук Юрия Колосова, мы увидели, что ленинградцы действительно много читали как зарубежную, так и отечественную классику, а также специализированную литературу, выпускаемую для помощи жителям города. Книги сопровождали жителей блокадного города, помогая им не замкнуться в круге личных проблем и трагедий. Бессилие и усталость, охватившие людей, перебои с теплом и светом, повседневный быт, требовавший много времени, смерть близких — всё это должно было погасить интерес к чтению, но, напротив, духовная пища становилась ничуть не менее важной, чем пища физическая. Книги стали «вторым хлебом» для блокадников.
Уникальна патетическая идея: сопротивление через искусство. Вот оценка группы читателей одной из библиотек: «Нам не забыть, как во время бесконечных дежурств мы стремились... к нашей библиотеке, как к путеводному огоньку; как собирались в ней и читали с трудом, при слабом свете, произведения великих писателей, поэтов и художников; как делились друг с другом о прочитанном или читали вслух, собравшись в кружок. В эти часы мы отдыхали душой, мы жили другой жизнью, далекой от ужасной действительности. Этот отдых давал нам силы для дальнейшей борьбы» [15].
Существует несколько разновидностей литературы:
- художественная литература (сказки, рассказы, поэтическая литература)
- документальная литература (на реальных событиях)
- мемуарная литература (воспоминания людей)
- научная и научно-популярная литература
- справочная литература (словари, справочники по медицине, здоровью, садоводству и т.д.)
- учебная литература
- техническая литература (литература, относящаяся к области техники и производства, каталоги изделий, инструкции по эксплуатации, обслуживанию и ремонту, каталоги деталей, патенты и т. п.) [8].
Из исследуемых источников мы узнали, что больше всего блокадники читали художественную литературу.
«В Ленинграде издавались и читались произведения Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Льва Толстого, Тургенева, Куприна, Тренёва, Лажечникова, Шекспира, Данте, Чуковского, Маршака, Ахматовой, Берггольц и т. д., - писал Юрий Колосов. - Целыми сериями выходила историческая литература. [15]
Из рук в руки передавались исторические романы: «1812 год» Дениса Давыдова, «Ледовое побоище» Владимира Мавродина, «Пётр Первый» Алексея Толстого и другие. Подростки читали о подвигах бесстрашных солдат и матросов, о своих сверстниках. Были популярны «Кондуит и Швамбрания» Льва Кассиля, «Два капитана» Вениамина Каверина, «Борьба за огонь» Жозефа Рони, «Крестоносцы» Генрика Сенкевича, «Овод» Этель Лилиан Войнич, «Пятнадцатилетний капитан» Жюля Верна, «Приключения Тома Сойера» Марка Твена и «Всадник без головы» Майн Рида. Раскупались сказки, причём ими зачитывались как дети, так и взрослые, особенно раненые. В 1943 году в Ленинграде издали «Сказку о рыбаке и рыбке» тиражом 90 тысяч экземпляров [3, С. 4].
Рисунок 1 Обложка книги о Лёне Мисюке |
Рисунок 2 Книжная лавка в Ленинграде |
Из воспоминаний художника-графика Ф.Ф. Махонина о Лёне Мисюке, которому было 14, мы узнали: «… В тот декабрьский день он вез подарок судьбы — стопку обгоревших книг, собранных в руинах своего дома на Васильевском, разбомбленного, пока хозяин был в гостях у родственников. Дорога вела знакомым наизусть путем ленинградского трамвая — остановившегося в осаждаемом фашистами городе, с исчезновением в сети электричества, – вдоль гранита набережной Невы, мимо замаскированных сфинксов через мост лейтенанта Шмидта, бульвар Профсоюзов, Проспект 25 октября (Невский), — с 14-й линии ВО к Московскому вокзалу, до Невского, 82. Нет, он не может бросить Дар! Метель, сильный ветер. Прохожий выбивался из сил. Остановился, опустился на санки. Дальше он идти не мог… Вспомнился любимый капитан Немо…Путник опустил руку, вытащил первый попавшийся том. Это был Пушкин. Минутный приступ уныния прошел.…» [7].
Интересные и содержательные воспоминания о своем блокадном детстве и о роли книги в жизни ленинградцев оставил Ю. В. Маретин, который в годы блокады был школьником, собирал книги, издававшиеся в блокадном городе. Несмотря на унылый облик города, в котором, на первый взгляд, нет, и не может быть места книге, когда главная мысль жителей города — выжить, Юра обнаружил множество книжных магазинов, лотков, киосков, в которых продавались многие книги, изданные в Ленинграде, которые просто не успели отправить, вывезти из города в другие регионы. «в месяцы и годы блокады книги стали серьезным духовным подспорьем для жителей, обреченных, как рассчитывали гитлеровцы, на уничтожение... Даже в страшные своей неожиданностью и неопределенностью дни лета и осени 1941 года, когда, казалось бы, не до чтения было, ленинградцы по-прежнему интересовались книгой...» [6, С. 190-191].
Вообще, в блокаду работали многие городские библиотеки и школьные детские библиотеки. Практически весь период осады был также открыт магазин – «Книжная лавка писателей» на углу Невского и Фонтанки, – который стал местом притяжения тысяч людей.
Книги давали жителям блокадного города оптимизм, уверенность в своих силах, надежду на скорую победу, стали способом выживания. «Страшная блокадная зима поставила простую альтернативу: либо ты сосредоточишься на мыслях о еде, тепле, либо сумеешь отвлечь себя от неразрешимой проблемы еды, найдешь способ переключить себя на предмет, который тебя не насытит, но, по крайней мере, как-тоумиротворит физиологию голодающего организма, поможет сберечь остаток энергии. <…> Книга стала для многих облегчением, а иногда и спасением <…> Спасительная сила книги была в том, что она уводила в Жюль-Верновы моря и острова и время незаметней проходило» [6, С. 193-194].
Юра Маретин, Миша Тихомиров Лена Мухина, Евгения Шаттенштейн и многие другие не только много читали, но и делали записи в дневниках.
Юра Маретин вспоминал: «Когда осенью 1942 года мы — те, кто остался жив, — вновь собрались в школах, я не без удивления узнал, что не только я был погружен в чтение как в некую спасительную среду. Многие блокадные дети, оказывается, прошли через те же радости общения с книгой» Первая запись о прочитанной книге в его дневнике сделана 2 марта 1942 года. «На пожелтевшей страничке аккуратным детским почерком выведено: «Жюль Верн – «Пятнадцатилетний капитан» [6, С. 195]. Он прочел всего Тургенева, Куприна, «Войну и мир» Л.Толстого, «Хмурое утро» А.Толстого» книги из серии «Наши великие предки» (Суворов, Кутузов, Дмитрий Донской, Минин и Пожарский и другие). «Но всё-таки мы были детьми, и самым любимым нашим поэтом ещё с довоенных времен оставался С.Маршак» [6, С. 195].
Из воспоминаний Шаттенштейн Евгении Ричардовны: «В эту зиму, кроме школы, уроков, я очень много читала. Я читала много всегда, с пяти лет, но в эту зиму я читала особенно много, и это помогало: мне кажется, тогда меньше чувствовался голод. Чаще это были очень хорошие книги. Иногда — не очень. Например, до войны в «Огоньке» печаталась повесть Льва Овалова о майоре Пронине — детектив, на который потом была масса пародий. Но он очень помог мне, когда летом 1944 г. (между 9 и 10 классами) я работала отрядной пионервожатой в лагере, в смену мальчиков (тогда было раздельное обучение). Рассказывая о майоре Пронине, я заставляла мальчишек спокойно лежать в «тихий час». Но я рассказывала и о мушкетерах, и о многом другом [14].
В дневнике Лены Мухиной описано, что даже сильный голод, смерть близких людей не смогли погасить в ней интереса к книгам, особенно к естественнонаучной литературе, книгам о животных. Она готова была на толкучке обменять хлеб на полное собрание сочинений Брема [11, С. 91, 132].
В дневнике 16-летнего Миши Тихомирова, который был издан его сестрой Ниной Тихомировой были описаны книги «Морской волк» Майн Рида, «Большие надежды» Диккенса, Беляева «Властелин мира», «Отверженные» Гюго, «Емельян Пугачев» Шишкова. Свой дневник Миша писал ежедневно, пропустил по болезни только два дня. 159 дней, с 8 декабря до 18 мая, он вел записи, дневник прерывается 18 мая, когда во время страшного артобстрела города на трамвайной остановке на углу Международного и Киевской он был убит осколком снаряда, попавшим в висок [13].
1.2 Издательская деятельность во время блокады
В блокированном городе продолжали работать отделения Госполитиздата и Гослитиздата, Медгиз, Лениздат, издательство Академии наук, фабрика детской книги. Вызывают восхищение и гордость книги, изданные в передвижных типографиях Ленинградского фронта и сражающихся здесь армий. Было издано более 1.5 тысячи книг и брошюр общим тиражом свыше 23 млн. экземпляров. В блокадном Ленинграде издавалась литература по всем отраслям знаний, немалыми по сегодняшним дням тиражами.
Также важное место в издательской и читательской деятельности блокадного Ленинграда занимали документальные и документально-художественные книжные серии: такие как «Гениальные люди великой русской нации», «Герои Ленинградского фронта», «Наши великие предки», «В помощь всеобщему военному обучению» и т. д. В 1941–42 гг. вышли в свет первые брошюры, рассказывающие о ленинградских партизанах, а в 1943 г. в очерке «Ледовый поход через Ладогу» читателям рассказывалось о строительстве ледовой трассы через Ладожское озеро [9]. А «Военная книга» Н.Никифорова и Л.Савельева, которая вышла в 1941 году в Детгизе являлась своеобразной военной энциклопедией и была предметом желания всех мальчишек города [12].
Особое место в период блокады занимали книги и брошюры о том, как жить и выживать, справочники. Они учили строить убежища от бомб и снарядов, сбрасывать зажигалки с крыш, сохранять тепло в домах, где, кроме буржуек, не было никакого другого отопления. Эти книги читали не только взрослые.
Фронтовое и партийное руководство приняло программу борьбы с голодом, частью которой стало огородничество – столь неожиданное в сложившихся условиях, но оказавшееся эффективным. В распространенной по городу листовке говорится: «В условиях Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков требуется увеличение продовольствия для удовлетворения потребностей Красной Армии и населения. Каждый трудящийся должен иметь свой личный огород…». (Приложение 1).
На второй странице оцифрованной газеты «Ленинградская правда», 1942, № 66 (8172) (20 марта), читаем: «По решению Исполкома, Ленгорсовета, депутатов трудящихся исполкомы райсоветов обязаны срочно приступить к организации личных потребительских огородов и их объединений. Трестам пригородного сельского хозяйства и земельного строительства предложено обеспечить выращивание рассады для индивидуального огородничества. С 25 марта для населения города будут организованы агроконсультации по вопросам выращивания овощей и картофеля» [5].
Власти не только требовали, но и обучали ленинградцев совершенно несвойственному для них труду, ведь абсолютное большинство горожан никогда не занимались сельским хозяйством. Горожане, осознавшие всю важность выполнения продовольственной программы, делали невозможное возможным. Весной 1942 года ленинградцам предоставили участки на улицах, в скверах и парках, чтобы они разбили огороды и дополнили свой скудный паек свежей зеленью.
Рисунок 3 Огороды набережной Невы |
Рисунок 4 ЦГАКФФД СПб фотодокумент Ар. 125273 Жители блокадного города обрабатывают землю под огород на площади Воровского у Исакиевского собора. (Приложение 1) |
Городские жители были далеки от сельскохозяйственных работ, поэтому массовыми тиражами начали издаваться пособия «Как вырастить капусту», «Как вырастить морковь». Каждая из этих книг уникальна.
Кроме памяток по огородничеству огромным тиражом были выпущены брошюры с рецептами об употреблении плодов в сыром виде, о приготовлении супов, котлет, запеканок, киселя, компота, зефира и многих других блюд, о заготовке впрок свеклы и ее ботвы, репы, редьки, хрена, брюквы, бобов, моркови и других растений. Работа в городе закипела. Стараниями изможденных, ослабленных голодом и холодом жителей Ленинград стал, по сути, одним сплошным огородом: грядки были разбиты не только в более-менее приспособленном для этого Летнем саду и других парках, но и вокруг Казанского собора, у Исаакиевского собора, на Марсовом поле…[3, С. 372].
Урожай вырос неплохой. Ленинградский трест столовых и ресторанов выпустил книгу «Использование ботвы огородных растений и заготовка ее впрок». Лучшие повара города, специалисты мирового класса составили рецепты из продуктов, использовать которые раньше никому бы и в голову не пришло. Например, борщ из ботвы свеклы, турнепса, брюквы и репы, котлеты из ботвы, кисели – тоже из ботвы! (Приложение 2)
Были и иные запросы: Из чего сделать свечи? Как самому сделать мыло? Как дольше сберечь тепло в комнате? Какие дикорастущие растения можно есть? Как их готовить? Что можно использовать вместо йода и ваты? Как предотвратить обморожение? - время определяло спрос.
Музыкальная жизнь в блокадном Ленинграде, как известно, не замирала ни на день. Уже через две недели после начала войны, 5 июля 1941 в газете «Ленинградская правда» появилась информация: «Развернулась работа по созданию репертуара, посвященного героизму, отваге и патриотизму Красной Армии. В эту работу включилось свыше сорока композиторов. С начала войны в Ленинграде было написано свыше 400 песен» [3, С. 385]. Активно издавались сборники военных песен, первые из которых появились в Ленинграде уже в начале вой зимы 1941 года: в декабре вышел сборник «В бой, Ленинград». В него вошли песни Б.Г.Гольца, В.В.Желобинского, Д.А.Прицкера, Фрадкина, Ю.В.Кочурова и многих других.
Наиболее интересной на наш взгляд явилось издательство нотных открыток (Приложение 3). Обычно на открытке помещалась фотография популярного певца или певицы (А.И.Вяльцева, Вари Паниной, Н.И.Тамары, Н.Ф.Монахова и других) и давалась нотная строчка особенно популярной песни или романса из их репертуара [3, С. 387]. Также нотные открытки популяризировали песни, написанные до войны. Многие песни стали популярны именно благодаря нотной открытке.
1.3. Работа библиотек в блокаду
Несомненно, ленинградцы были духовно выше своего противника. Поддержать этот дух людей осажденного Ленинграда помогали библиотекари блокадного города. Сотрудники библиотек, пораженные дистрофией, не прекращали своей работы даже в полуразрушенных помещениях, вели справочно-библиографическую работу, шли с книгами в школы госпитали, общежития, бомбоубежища, красные уголки или просто лестничную площадку многоэтажного дома. Журнал «Библиотекарь» в одном из своих первых послевоенных номеров отмечал, что «эта работа согревала души ленинградцев» [5].
Рисунок 5 Библиотеки блокадного Ленинграда
«Ленинградцы, пережившие блокаду, хорошо помнят работу детских библиотек Свердловского и Фрунзенского районов. В длинные зимние вечера все собирались вокруг железной печки – единственного источника тепла. При свете горящих щепок читали любимые книги, с затаенным дыханием слушали сводки Советского Информбюро. Несмотря на жесткие обстрелы и бомбежки, сотрудники этих детских библиотек сумели полностью сохранить книжный фонд в 40 тысяч томов.» [4, С. 59]
Рисунок 6 Блокадный читатель
В одной из библиотек Петербурга до сих пор находится книга «Пятнадцатилетний капитан», на первой странице которой написано: «Педагогический совет 370-й школы Московского р-на города Ленинграда премирует ученицу 2А класса Оршанскую Наташу за отличное поведение в тяжелый год блокады города Ленинграда. 25 мая 1943» [2].
Насыщенной была и жизнь писателей блокадного Ленинграда. В самом начале войны на фронт ушли 150 литераторов, еще 80 записались в ряды народного ополчения и служили в редакциях газет. В Ленинграде выпускались газеты: «За Советскую Родину» (пример выпуска смотри в Приложении 4), «Смена», «На защиту Ленинграда», «Ленинский путь» и «Во славу Родины», «Знамя победы» в них в разное время работали Н. В. Глейзаров, М. А. Дудин, В. С. Бакинский, А. А. Бартэн, Л. Т. Браусевич, А. М. Бычков, Г. С. Гор, А. А. Дорохов, Н. Г. Жданов, П. Журба (П. Т. Скрипников), Е. Д. Люфанов, П. Н. Ойфа; Д. К. Остров, А. Г. Островский, Ю. И. Слонимский, И. Г. Ямпольский, И. Я. Айзеншток, Г. С. Гор, П. Т. Журба, А. Н. Нечаев и многие другие (списки ополченцев представлены в Приложении 5) [10].
Также свою литературную деятельность продолжали Николай Тихонов, Ольга Берггольц, Вера Инбер, Всеволод Вишневский, Глеб Семенов, Вадим Шефнер, Н. К. Чуковский, Л. В. Успенский, Александр Зонин и многие другие.
Таким образом, в блокадном Ленинграде была очень насыщенная литературная жизнь. Несмотря на все тяготы, библиотеки работали, издательства выпускали книги и газеты достаточно большими тиражами. Читали практически все. Из воспоминаний детей блокады мы узнали, что даже самый лютый голод не убивал желания читать. Жители спасались книгами от всех блокадных лишений: от голода и от холода, страха перед бомбами и снарядами. Во время воздушных тревог, под грохот взрывов, при слабом свете коптилки люди читали, так как книги отвлекали их от мыслей о еде. Книга стала для них вторым хлебом, спасавшим не только жизни, но и души, психологической поддержкой, опорой.
Глава 2. Изучение представлений о книге в жизни современного человека и жителя блокадного Ленинграда
Для изучения представлений обучающихся 1 курса нашего училища в количестве 20 человек о книге в жизни современного человека и жителя блокадного Ленинграда мы провели анкетирование. Полный текст анкеты представлен в Приложении 6.
Респондентам необходимо было выразить свое мнение относительно посещения библиотек в блокадном Ленинграде, относительно частоте чтения и предпочитаемой разновидности литературы, обосновать свою точку зрения, назвать возможных авторов, чьи книги могли читать жители блокадного Ленинграда. Также было необходимо поразмышлять, почему в любых сложных жизненных ситуациях следует читать книги, а также рассказать какую литературу они любят читать и почему, назвать любимых авторов.
В результате качественного и количественного анализа мы получили, сведения о том, что первокурсники были абсолютно все уверены, в том, что люди в блокадном Ленинграде ходили в библиотеки. При этом 80% опрошенных считают, что ходили и взрослые, и дети в равной степени. 80% уверены, что читали много. 60% уверенны в том, что читали больше художественную литературу так, как «сказки и добрые рассказы расслабляют, помогают забыть все плохое, в них много добра и оно всегда побеждает». 40%, уверенны в том, что читали справочную, учебную и техническую литературу так, как «она помогает узнать, как останавливать кровь и лечить раны, как защититься от бомбы, а также как создавать танки, автомобили и т.д., строить убежища». 20% опрошенных считают, что читали редко, так как «надо было работать на заводах и детям тоже».
Респонденты предположили, что жители блокадного Ленинграда могли читать А.С.Пушкина – 60%, М.Ю. Лермантова – 20%, Л.Толстого – 20%, А.П.Чехова – 20%, В.В.Бианки – 20%; М.Твена - 10%, Ж. Верна – 10%. Обучающиеся угадали, что самыми издаваемыми книгами в блокадном городе были «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина - 90 000 и «Сказка о царе Салтане и сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеде»– 30 000 экз. (по материалам информационно-библиографического отдела СПб ГБСС).
40% обучающихся уверены, что книги издавались, 40% уверены, что нет и 20% не знают и не задумывались об этом. Никто из опрошенных не знает ни одного автора блокадного Ленинграда или писателя о блокадном Ленинграде.
По мнению обучающихся книги «делали жителей блокадного Ленинграда веселее, успокаивали, сообщали о достижениях России, они отвлекали людей от войны и ее ужасов, а также делали умнее, ведь люди узнавали, как залечивать раны, как действовать в различных ситуациях, делать оружие».
Сами обучающие любят читать художественную – 60%, справочную и учебную – 20%, военную – 20%, так как художественная литература легкая и необременительная, особенно сказки, учебную надо читать, а военную потому, что хотят стать военными конструкторами. Любимыми авторами первокурсников являются Я.Корчак, А.С. Пушкин, Ж.Верн, Л.Толстой и М.Ю.Лермонтов.
Таким образом, обучающиеся подтвердили важность и необходимость книги в тяжелые блокадные годы и в современном мире, описав главное назначение книги – успокаивать и придавать силы, учить и обучать. Однако никто из обучающихся не знает авторов блокадного Ленинграда или писателей, посвятивших книги тем страшным событиям. Поэтому мы решили сделать буклет и составить библиографический список имеющихся в училище книг по блокадному Ленинграду. [Приложение 8]
Одной из задач исследования было интервью с жителем блокадного Ленинграда, перенесшим ее в детском возрасте. Мы связались с Людмилой Александровной Никуленковой, 1932 года рождения. Из общения с ней мы выяснили, что детство ее было очень тяжелым, в самом начале войны она потеряла и отца, и мать, будучи девятилетним ребенком. Она не очень хорошо помнит школу и чтение книг, уверена, что не читала их, и ничего не писала, даже в школе чаще учительница рассказывала, а не читала. В школе библиотеки не было, а дома электричества, она «сидела в кровати, завернутая в одеяло, потому что было очень холодно, и ничего не делала. Хотя, думала чего-то, наверное...» (Полный текст интервью в Приложении 7). В ходе данного интервью мы не смогли подтвердить гипотезу, согласно которой литература явилась необходимым условием выживания в блокадном Ленинграде. Но, это только одна история маленькой испуганной девятилетней девочки с самой окраины Ленинграда. Мы продолжим искать возможность встречи с другими жителями блокадного Ленинграда, перенесшими ее в детском возрасте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Но, позабыв, что значит плач,
Твердили мы сквозь смерть и муку:
-Ты проиграл войну, палач,
Едва занес на город руку!
Ольга Берггольц
из стихотворения Ленинградский салют»
27 января 1944
Согласно цели исследования мы изучили насыщенную литературную жизнь блокадного Ленинграда и выяснили, что отношение к книге в то нелегкое время было особенным.
Несмотря на все тяготы, библиотеки и школы продолжали работать, издательства - выпускать книги и газеты достаточно большими тиражами. Читали практически все, из воспоминаний детей блокады мы узнали, что даже самый лютый голод не убивал желания читать или слушать книги. Жители спасалась книгами от всех блокадных лишений: от голода и от холода, страха перед бомбами и снарядами. Во время воздушных тревог, под грохот взрывов, при слабом свете коптилки люди читали, так как книги отвлекали их от мыслей о еде, помогали морально поднять дух, учили выживанию. Книга стала для них вторым хлебом: духовной пищей, опорой, наставником.
В ходе анкетирования обучающиеся подтвердили важность и необходимость книги в тяжелые блокадные годы и в современном мире, описав главное назначение книги – успокаивать и придавать силы, учить и обучать. Однако никто из курсантов не знает авторов блокадного Ленинграда или писателей, посвятивших свои произведения тем страшным событиям, поэтому мы решили сделать буклет.
Интервью с Людмилой Александровной Никуленковой, перенесшей блокаду в детском возрасте не подтверждает выдвинутую гипотезу. Однако в целом, изученные и опубликованные источники подтверждают, что литература была необходимым условием выживания в блокадном Ленинграде.
ЛИТЕРАТУРА
Гетманский, Э. Идёт война народная, священная война!. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://www.simvolika.org/mars_177.htm
«Книга как хлеб» // Санкт-Петербургские ведомости. - № 200 (6798) от 03.11.2020
Книги непобежденного Ленинграда. СПб.: Серебряный век, 2013.
Ленинградские библиотеки в годы блокады // Информационный бюллетень РБА. - 2005. - № 35. - С. 59.
Ленинградская правда (из фондов Президентской библиотеки им. Б.Ельцина). - 1942, № 66 (8172) от 20 марта. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://www.prlib.ru/news/1289265
«Ленинград в осаде. Архивные документы второй мировой войны» - Электронный ресурс. – http://blockade.spbarchives.ru/associate.html
Маретин Ю. В. Открытие книги // Стояли со взрослыми рядом. - Л.: Лениздат, 1985. - С. 190-191.
Махонин Ф., Жданович Р. Экслибрис о томике Пушкина // Новый Петербург. - №5. - 2014. - Режим доступа: http://npeterburg.ru/category/2014/5-6-02-2014/page/2/
Основные разновидности литературы. - Электронный ресурс. – Режим достура: https://litfest.ru/teoria/raznovidnosti-literatury.html
Питулько Г. Н. К вопросу о роли печатной книги в блокадном Ленинграде в годы Великой Отечественной войны // Управленческое консультирование. 2016. №11 (95). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-roli-pechatnoy-knigi-v-blokadnom-leningrade-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny (дата обращения: 23.09.2021).
70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ ПОСВЯЩАЕТСЯ: Деятели культуры — фронту. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://expositions.nlr.ru/ex_manus/victory70/writers.php
«…Сохрани мою печальную историю …» Блокадный дневник Лены Мухиной. – СПб.: Азбука, 2011. – С. 91, 132, 220, 222, 322.
С праздником Победы// РГБ как она есть: сообщество любящих детскую библиотеку.- Режим доступа http://realrgdb.livejournal.com/8322.html.
Тихомирова Н. Блокадный дневник Миши Тихомирова [Электронный ресурс] / Н. Тихомирова // Звезда. - 2010. - № 2. - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/zvezda/2010/2/ti15.html
Шаттенштейн Е. Р. Не хочется вспоминать … // Школа жизни. Воспоминания детей блокадного Ленинграда: сборник. – Режим доступа: http://www.ereading.link/bookreader.php/1032991/Shkola_zhizni. _Vospominaniya_detey_blokadnogo_Leningrada.html
ЯкубовскаяК. Духовное подспорье. В годы блокады книги были спасением для ленинградцев // Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. Аргументы и факты - Петербург 19/06/2019
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Номер газеты «За Советскую Родину» I стрелковой дивизии Добровольного ополчения Ленинградского фронта. 6 августа 1941 г.
Ф. 685 (С. А. Семенов), № 293, л. 3.
Приложение 5
«Запись писателей во взвод писателей-бойцов при 1-м батальоне добровольческой дивизии Дзержинского района». Июль 1941 г. Ф. 685 (С. А. Семенов), № 295.
Приложение 6
Изучение представлений о книге в жизни современного человека и жителя блокадного Ленинграда
Цель исследования: изучить представления о книге в жизни современного человека и жителя блокадного Ленинграда.
Объект исследования – книги
Предмет исследования – представления о книге в жизни современного человека и жителя блокадного Ленинграда.
Задачи исследования:
1) Провести анкетирование
2) Обобщить материал и сделать выводы
Методы исследования: анкетирование, метод обработки данных
Эмпирическая база исследования: обучающиеся 1 курса филиала НВМУ в количестве 20 человек.
Анкета
«Книги в Блокадном Ленинграде»
1. Как вы думаете, люди в блокадном Ленинграде ходили в библиотеки?
да нет не знаю
2. Как вы думаете, кто чаще ходили в библиотеки?
взрослые дети все не знаю
3 Как вы думаете, люди в блокадном Ленинграде часто читали книги?
да нет не знаю
2. Как вы думаете, какая литература была более востребованной в блокадном Ленинграде?
- художественная литература (сказки, рассказы, поэтическая литература)
- документальная литература (на реальных событиях)
- мемуарная литература (воспоминания людей)
- научная и научно-популярная литература
- справочная литература (словари, справочники по медицине, здоровью, садоводству и т.д.)
- учебная литература
- военная литература
- техническая литература (литература, относящаяся к области техники и производства (каталоги изделий, инструкции по эксплуатации, обслуживанию и ремонту, каталоги деталей, патенты и т. п.).
3. Почему вы так считаете?
4. Как вы думаете, книги какого из известных вам авторов могли читать жители блокадного Ленинграда?
5. Как вы думаете, во время блокады печатались ли новые книги?
да нет не знаю
6. Знаете ли вы авторов блокадного Ленинграда или писателей о блокадном Ленинграде. Если да, то напишите фамилии
7. Как вы считаете, чтение книг как-то влияло на настроение жителей блокадного Ленинграда? Как? _
8. Как вы считаете, почему в любых сложных жизненных ситуациях следует читать книги?
9. Какую литературу любите читать вы (список во 2м вопросе)
10. Почему?
11. Ваши любимые авторы
Приложение 7
Интервью с Людмилой Александровной Никуленковой
Людмила Александровна Никуленкова родилась 19 июля 1932.
На момент блокады ей было 9 лет, отец ушел на фронт в самом начале войны и пропал без вести, мать в конце декабря 1941 года погибла под обстрелом на заводе, жила Людмила Александровна на Васильевском острове. В одной комнате жили они с матерью, во второй – жили бабушка с другими родственниками. Когда мамы Людмилы Александровны не стало, её «передали» под опеку бабушки. Но потом бабушка тоже умерла (где-то в 1943 или в 1944 – она точно не помнит) и тогда девушку взяла тетка.
Во время блокады Людмила Александровна училась в младших классах школы. По ее словам, пока была жива мать. Когда началась война – во втором. Школа располагалась напротив её дома. Эвакуироваться они не успели — мать погибла, и девочка осталась в городе.
Что дети читали во время блокады?
— Ничего не читали. Лично я ничего не читала.
А в школе?
— В феврале или в марте 1942 года стали работать школы, нам, наверное, читали учебники. Мы приходили в школу, собирались около печки. Грелись, а потом шли в класс и сидели, проводили все уроки, как положено. И всё.
А в каком классе вы были?
— Первый класс я окончила до войны, значит, меня повели во второй класс.
Вам домашних заданий не задавали?
— Ты знаешь, если честно, я не помню. Видишь ли, я уже жила у бабки, и она была рядом в комнате. У нас маленькая (с матерью), а у них большая, потому что они жили – дедушка, бабушка, там были прописаны мамина сестра и мамин брат. Бабка была дома постоянно. Но я ходила в школу, после этого я шла в детский сад, а потом я шла домой поздно вечером и все – видимо, нет, никаких домашних заданий.
Вам учителя читали учебники или художественную литературу?
— Я тоже не помню, но возможно какое-то время даже не читали, а рассказывала учительница и об истории, и о географии и все такое – по школьной программе.
А в библиотеки ходили?
— Я даже не знаю, открыты были библиотеки или закрыты. Милый мой, ты думаешь, я думала тогда о библиотеках? Понятия не имела. Я вот слушаю их, как они рассказывают – тут показывали недавно – девятилетняя девочка писала дневники. А я думаю – я тоже была девятилетней девочкой, но я ничего не писала. И ничего не читала. Я сидела в кровати, завернутая в одеяло, потому что было очень холодно, и ничего не делала. Хотя, думала чего-то, наверное...
Страшно, наверное, было? Темно и холодно.
— Да, темно было! Потому что мать уходила, она не могла оставить лучинку гореть – ребенок же оставался в комнате в деревянном доме. Ну, и так я сидела в кровати, пока в 1942 году не пришли ко мне матери подруги, и не пристроили меня в детский сад. Но тогда к этому времени, кажется – я уже точно не помню, нас разбомбило, и нас перевели в соседний каменный дом жить.
Скорее всего, читали только учебники, и только сама преподавательница?
— Да, только учебники и только сама преподавательница. И то я это помню, пожалуй, с класса четвертого, когда был уже более-менее порядок. А что было во втором-третьем классе – я уже и не помню – чему нас там учили и как учили. Просто, мы не соображали, что это нужно запоминать, что это будет очень важно. Поэтому мы не обращали на это никакого внимания. Если стояла очередь за хлебом или дети у печки начинали говорить – вот этого съели, вот эту девчонку тоже, как-то все... Ну, съели... И тут же забыли. Дети же, что с них взять.
Взрослым до меня не было дела. Отца, считай, не было у меня. А мать уходила на работу и приходила поздно. А сидеть с лучиной и писать – я не знаю, как они писали. Может, они в центре жили? Там было электричество? А у нас, на окраине (как можно было тогда считать) у нас не было электричества. Я помню, что мы сидели с лучиной. Мать приходила, зажигала печку и лучину.
А когда матери не стало, меня пристроили в детский сад. Я всем говорю, я лично выжила только потому, что я была в детском саду. Меня там кормили три раза в день. Завтракали мы, после завтрака отправлялись в школу, потому что в детском саду я была не одна такая взрослая. Нас было трое. В десять лет детей не отправляли в детский сад. Я была, видимо, потому что мать на заводе погибла, потом был сын воспитательницы этого детского сада и ещё одна девочка, но я про нее ничего не знаю. Она жила на Большом проспекте (Большой проспект Васильевского острова). С мальчишкой мы ходили в одну школу. После школы мы возвращались – в детский сад, потом обед, потом проводили там время. Может как раз тогда мы и делали домашнее задание? Я не помню. А потом мы ужинали. И потом поздно вечером шли домой.
То есть школа и детский сад были в разных местах?
— В садик мы ходили – он был на Большом, а школа была напротив моего дома – на Канареечной. Садик тоже в общем-то рядом был, но все надо было идти.
Было страшно туда ходить. Один было очень страшно. Застал нас обстрел: деревянный забор, мы под ним укрывались. Тогда в этом районе были одни заборы и деревянные дома – полуразрушенные. Это был такой квартал.
В какое-то время людей начали учить возводить огороды, а детей этому учили?
- Я не училась тому, как возводить огороды, но у нас был огород. И мы ходили туда, я там была, у нас там было две грядки. Мои что-то сажали там. Это я уже была большая – когда бабка умерла, а я у тетки жила. Мне уже было лет 11. Я «перешла» к тетке уже в 1943 или 1944 году. Не помню, надо искать документы, смотреть, когда там опекунство было оформлено.
Я вот мало помню, смотрю на других, думаю – как они все помнят? Я вот ничего не помню. Может, они после войны разговаривали об этом со своими выжившими родственниками? У меня опять-таки была тетка да её дочь – вот и все. На эту тему мы никогда дома не разговаривали. Я вообще не помню, чтобы мы о блокаде когда-нибудь дома говорили.
Обрывки я вспоминаю и все. Как столярный клей я ела... Помню ещё – войдешь в кухню, бабка котлеты жарит на олифе, которая применяется в строительстве (погугли, это такое вещество на основе растительных масел) и от нее чад-дым – черте что, ничего не видно. Ну, тяжело, но выжили. Правда, желудок, конечно до сих пор дает сбои. Но что делать. Это уже никуда не денешься.
Приложение 8
Книги о блокаде Ленинграда из фонда библиотеки
филиал НВМУ в г. Мурманске
Блокада: роман в 3 т. Том первый « Кн. 1 и 2/Александр Чаковский.-М.: Вече, 2014 - 544 с. – (Библиотека патриотической литературы).
Во имя Великой Победы: стихи и рассказы о Великой Отечественной войне/ Л. Кассиль [ и др. ]: вступ. Сл. А. Филатова/ худож. В. Плевин. –М.: Махагон, Азбука – Аттикус, 2018. – 2018.- 128с.: ил. – (Классная классика).
Дети блокады: повесть/ Михаил Сухачев; худож. Г.В. Алимов. – М.: Дет. Лит., 2016. – 268 с.: ил. – (Школьная библиотека).
Подвиг Ленинграда. 1941-1944: рассказы для детей / Сергей Алексеев; худож. А. Лурье. – М.: Дет. Лит., 2015. – 81 с.: ил. – (Великие битвы Великой Отечественной войны).
Под стук метронома: рассказ, повести/ борис Пидемский. – М.: Вече, 2015. – 352 с. – (Библиотека патриотической литературы).
Прорыв блокады Ленинграда. Эпизоды великой осады. 19 августа 1942 – 30 января 1943 года/ И.Б. Мошанский. – М.: Вече, 2010. – 176 с.: ил. – (Наземные операции).
.Рассказы о великой Отечественной войне/ с.П.Алексеев: вступ. Сл. Д.А.Рогожкин; худож. И.П. Беличенко. – М.: Махагон, Азбука-Агтикус, 2018.- 160 с.: ил.- (Классная классика).
Стихи и рассказы о войне/ Ю. Друнина, С. Михалков, С.Маршак, К. Симонов и др.: худож. А. Аземша, М. Петров, Ц. Гальдяев и другие. – Москва: Изд.: АСТ, 2017.- 79 с.
Там, за чертой блокады: повесть/ Михаил Сухачев; худож. Г. Мазурин. – М.: Дет. Лит., 2016. – 300с.: ил. – (Школьная библиотека)