Детские игры разных поколений

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Детские игры разных поколений

Гончаров Л.Д. 1
1МАОУ Апрелевская СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов
Медведева Н.И. 1
1МАОУ Апрелевская СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вступление.

Прошлым летом по телеканалу «Культура» показали фильм о венском Музее истории искусств. Меня особенно заинтересовала картина нидерландского (голландского) художника Питера Брейгеля-старшего «Игры детей». Может быть по тому, что бабушка и дедушка стали рассказывать о играх своего детства, многие из которых мне были не известны.

Картина Питера Брейгеля-старшего считается своеобразной энциклопедией детских развлечений и забав XVI века. Совсем небольшое творение художника (118 х 161 см), вместило в себя множество игр и более 200 персонажей! Причем, некоторые из этих игр существуют до сих пор. Внимательно приглядевшись можно увидеть, как мальчишки играют в салочки и чехарду, выдувают мыльные пузыри, делают фигурки из бумаги, купаются в реке, а девочки играют в «дочки-матери» — всех игр и развлечений и не пересчитать.

Однако немало и игр совершенно мне незнакомых!

Вот, например, двое ребят пытаются бросить предметы, похожие на шляпы, через ноги стоящего приятеля. Причем, его глаза почему-то закрыты шапкой!

А, вот еще одна старинная игра.

В России она называлась «игра в бабки». Правила этой игры, картины русских художников XIX века В.Е. Маковского и А.И. Корзухина, а также фотографии я нашел в Интернете. (lewhobotov.livejournal.com›889712.html).

Картина Владимира Егоровича Маковского «Игра в бабки». 1870г.

Правила игры.

Существует множество вариантов этой игры. Но все они подчинены основной задаче: сбить битой бабку, стоящую на линии кона.

Бабка - подкопытный сустав ноги домашнего животного. Их находили среди костей, оставшихся после варки холодца.

Эта старинная игра была любима как детьми, так и взрослыми. Сохранилось свидетельство, что любили играть в бабки Петр I, А.И. Суворов и А.С. Пушкин.

Описание и правила игры.

Играющие делятся на две команды, скажем, по 3-4 человека. Перед каждой командой за линией кона в определенном порядке и последовательности расставляют фигуры: «забор», «гусак» из бабок. «Забор» ставится вдоль коновой черты, «гусак» — перпендикулярно. Каждая команда стремится сбить поставленные бабки наименьшим количеством бит.

Фотография 1890г.

Но, вернемся к картине Питера Брейгеля-старшего «Игры детей». Особое внимание привлекают лица ребят. На удивление, на них нет даже намека на улыбки!

Основная причина в том, что реалистическое изображение детей, появилось значительно позже и совершенно не практиковалось во времена Брейгеля. Детство воспринималось как переходный период во взрослую жизнь, а сам ребенок считался несовершенным человеком.

Интересно также, что все ребята одеты во взрослые костюмы, сшитые в уменьшенном виде, так как детской моды в те времена просто не существовало. Поэтому и выглядят они так странно, почти кукольно.

Обзор школьных проектно-исследовательских работ по данной теме.

Картина Питера Брейгеля-старшего «Игры детей» уже становилась объектом школьных проектно-исследовательских работ. Так в 2013г. в Интернете была опубликована работа «Жизнь взрослых – детские игры» Андреевой Дарьи, учащейся кадетской школы г. Сосногорска. А, в 2018г. – «Детские игры XXI век по сравнению с XVI веком» учащейся московской школы «Выбор» Нестеровой Алены.

В первой работе дается искусствоведческое описание картины, а во второй – автор проводит реконструкцию старинных детских игр при помощи учащихся школы. В своей же работе я хотел сравнить игровые предпочтения детей нескольких поколений: XVI века (по картине Брейгеля-старшего), второй половины XX века (это игры наших родителей, бабушек и дедушек) и XXI века (игры моих сверстников).

Актуальность исследования: проблематика сравнения игр актуальна, так как дает возможность проследить связь поколений. Особенно сейчас, в век активно развивающихся технологий нужно вспоминать о том, что существуют игры не только виртуальные, но и реальные.

Гипотеза исследования: можно предположить, что некоторые из игр прошлых поколений просто не известны современным детям.

Объект изучения: детские игры XVI века, изображенные на картине Питера Брейгеля-старшего «Игры детей» и детские игры XX – XXI веков.

Предмет: История (представления учащихся 4 класса школы? об играх разных эпох).

Цель: изучить и сравнить детские игры XVI и XX – XXI веков.

Исследовательская часть.

В исследовании приняли участие как дети (39 ребят в возрасте от 9 до 14 лет, учащихся средней общеобразовательной школы № 3 города Апрелевка), так и взрослые (22 человека: учителя, мои родители, бабушка, дедушка и их знакомые). Участникам была предложена следующая анкета:

Анкета

Укажите, пожалуйста, ваш возраст. ______________

Укажите, пожалуйста, ваш пол. ______________

Вопросы:

1. Нидерландский художника XVI века Питер Брейгель-старший изобразил игры детей своей эпохи.

Давайте сравним игры нашего детства с играми ребята, живших 500 лет назад. Посмотрите на представленные ниже фрагменты картины и отметьте те игры, которые вам знакомы? Если можете, то напишите их название.

Фрагмент 1 - _____________________ Фрагмент 2 - __________________

Фрагмент 3 - _____________________ Фрагмент 4 - __________________ Фрагмент 5 - _____________________ Фрагмент 6 - __________________

Фрагмент 7 - _____________________ Фрагмент 8 - __________________ Фрагмент 9 - _____________________

Фрагмент 1

Фрагмент 2

Фрагмент 3

Фрагмент 4

Фрагмент 5

Фрагмент 6

Фрагмент 7

Фрагмент 8

Фрагмент 9

2. Как ты предпочитаешь проводить свободное время? Для взрослых: как вы предпочитали проводить свободное время, когда были ребенком?

Смотрю телевизор

Гуляю на улице с другими детьми

Играю с игрушками дома

Играю в компьютерные игры

Читаю

Другое _________________________________

3. Какие игры ты считаешь (вы считаете) наиболее полезными для развития?

Настольные (печатные)

Подвижные, в том числе и уличные (например, салочки, прятки, вышибалы и т.д.)

Сюжетно-ролевые (игры, в которых ребенок «примеряет» на себя роли взрослых. Например, игры с куклами, в войну и т.д.)

Спортивные (например, футбол, волейбол и т.д.)

Компьютерные

Другое ________________________________________________

4. Назови три любимые игры. Для взрослых: назовите три любимые игры вашего детства.

1. _______________ 2. ________________ 3. ________________

Результаты исследования.

Особый интерес ребят вызвал первый вопрос.

Исследование показало, что многим ребятам игры прошлых поколений просто незнакомы.

Фрагмент картины

Ответы детей (39)

Ответы взрослых (22)

Игра знакома

Игра незнакома

Игра знакома

Игра незнакома

1

10

29 – 74,36%

8

14 – 63,64%

2

18

21 – 53,85%

10

12 – 54,55%

3

13

26 – 66,67%

10

12 – 54,55%

4

21

18 – 46,15%

16

6 – 27,27%

5

7

32 – 82,05%

18

4 – 18,18%

6

23

16 – 41,03%

19

3 – 13,64%

7

15

24 – 61,54%

17

5 – 22,27%

8

14

25 – 64,1%

16

6 – 27,27%

9

21

18 – 46,15%

17

5 – 22,27%

Наибольшие затруднения были связаны с фрагментами № 1,3 и 5

Фрагмент №1.

Только 3 мальчика и 7 девочек попытались дать название игры. Высказывались такие предположения: салки, прятки, вышибалы и др.

Фрагмент 3.

Лишь 4 мальчика и 9 девочек попытались угадать смысл этой игры. Среди предложенных вариантов были такие, как домино, дочки-матери и даже просто кушают и другие.

Фрагмент № 5.

Эту игру попробовали определить 2 мальчика и 5 девочек. Давались следующие ответы: прыжки через кольцо, игра в обруч, вращающееся кольцо и др.

В целом, в большинстве случаев (в 60%), ребята давали отрицательный ответы на вопрос «Знакома ли вам эта ига?». У взрослых отрицательный результат вдвое ниже – 30%. У них наибольшее затруднение вызвали фрагменты 1, 2 и 3.

На вопрос: «Как ты предпочитаешь проводить свободное время?» были даны 44 ответов детей и 31 ответов взрослых. На этот и следующий вопрос допускалось несколько вариантов ответов. Результаты представлены в абсолютных числах.

 

На вопрос: «Какие игры ты считаешь (вы считаете) наиболее полезными для развития?» были даны 49 ответов детей и 28 ответов взрослых. Результаты представлены в абсолютных числах.

Как выяснилось, любимыми играми ребят являются как компьютерные, так и подвижные: догонялки, прятки, спортивные и другие. Данные по этому вопросу исследования представлены в абсолютных числах.

Кроме этих, наиболее популярных игр, ребята называли: пионербол, UNO, монополию, заморозки, дочки-матери и другие.

Среди любимых игр, названных взрослыми, были и совершенно мне не известные. Такие, например, как резиночка, лапта, штандер, хали-холо, фантики и другие. О некоторых из них я решил узнать побольше.

Штандер.

Штандер – это звуковая калька от немецкого словосочетания stand hier, что в переводе означает «стой где стоишь». Особенно распространенной игра была во дворах крупных городов РСФСР и некоторых республик СССР в 50 – 60е годы XX столетия.

Вот ее правила: с помощью считалочки выбирается водящий, остальные игроки образуют круг, который желательно обозначить мелом. Водящий берет мяч и встает в центр круга. Расстояние от центра круга до остальных игроков должно быть один-два шага. Водящий высоко подбрасывает мяч и называет имя одного из игроков. Тот его ловит, а остальные в это время разбегаются.

Как только мяч оказывается в руках названного, он кричит «Штандер!», возвращается в круг и пытается попасть мячом в любого игрока. Если попал, то этот игрок становится водящим. Если же промахивается – то остается водящим на новый кон.

Хали-хало.

Считается, что эта игра берёт своё начало со времен Древней Греции, когда девушки собирались в хоровод вокруг одной Хелихелины (в переводе с греческого «Хели» это черепаха), и плясали вокруг неё, задавая ей разные вопросы.

В России также играли в эту игру. Ведущий стоял в центре круга и загадывал слово, называя характеристики загаданного предмета, а также первую и последнюю буквы (или две первые буквы). Например: «Это фильм. Первые буквы названия – «Бе…» и «че…» Как только один из играющих отгадывал название фильма («Бегущий человек»), ведущий кричал «Хали-хало» и бросал мяч, а отгадавший должен был этот мяч, поймать и крикнуть «стоп» ведущему, который успевал отбежать. Затем игроку приходилось отгадывать, сколько шагов отдаляет его от ведущего. Такие шаги измерялись особыми величинами – это мини-шаги, прыжки, шаги-гиганты и прочее. Дойдя до ведущего, игрок должен был бросить мяч в кольцо, которое ведущий делает руками, держа их вытянутыми перед собой. При удачном броске, кинувший мяч игрок становился ведущим.

Фантики.

Игра не новая. Еще В.С. Высоцкий в «Балладе о детстве» вспоминал о ней:

«Сперва играли в «фантики»,
В «пристенок» с крохоборами…»

Правила игры.

Сначала надо разгладить фантик от конфеты, а потом сложить из него конвертик. Конвертик делали прямоугольный или и уголком. По очереди, клали фантик на руку, а ладонью стукали по низу стола, фантик подлетал и оказывался на столе. Надо было стукнуть так, чтобы он попал на фантик соперника. Тогда ты его забираешь себе. К столу можно было подходить с разных сторон. Важно ударить с нужной силой и выбрать правильное направление.

Если хоть уголок попал на чужой фантик - все, его забираешь себе! В этом случае можно ходить еще раз. Выигрывает тот, кто сумел забрать больше чужих фантиков.

Несмотря на простоту игра довольна азартная, а если играют несколько человек, то и шумная.

Выводы по исследованию.

1. Входе работы была подтверждена гипотеза исследования. Действительно, многие игры прошлого современным детям просто незнакомы. В представленных фрагментах с картины Питера Брейгеля –старшего «Игры детей» больше половины ребят (60%) на вопрос известна ли вам эта игра дали отрицательный ответ. Что противоречит выводу, сделанному в работе учащейся 6 класса Школы «Выбор» Нестеровой Алены по этой же картине: «За последние 500 лет детские игры, практически не изменились. /…/ Многие из них на сегодняшний день остаются такими же актуальными, как и 500 лет назад». Я думаю, что данное противоречие можно объяснить разными подходами в исследовании: Алена предлагала ребятам ответить на вопросы таблицы, в которой было представлено 49 игр:

Заполните, пожалуйста, таблицу, проставьте отметку («+» или «\/»).

п/п

Название игры

Играл

Не играл, но хотел бы

Не играл и не хочу

Не знаю, что это

1

Игра в бабки

       

2

Игра в куклы

       

3

Игры с животными

       

4

Игра с водным пистолетом

       

5

Ношение масок

       
 

И другие

       

Результаты были представлены в следующем виде:

В итоге ответы «играл», «не играл, но хотел бы» и «не играл и не хотел бы» были сведены в одну категорию – игры, знакомые современному школьнику. Что и дало такой высокий положительный ответ (90%).

2. Близки взгляды ребят и взрослых и в вопросе о пользе игр для развития детей: и те, и другие отдали предпочтение спортивным и подвижным играм.

3. Если говорить о проведении свободного времени, то результат исследования показал, что наибольшее предпочтение, вопреки сложившемуся мнению, у ребят вызывают не компьютерные игры, а прогулки. Что полностью совпадает с детскими предпочтениями людей старшего возраста. Хотя, и компьютерными играми ребята занимаются с удовольствием. Об этом говорят их ответы на четвертый вопрос.

Ответы же взрослых на вопрос о любимых играх детства не только заинтересовали меня, но и подсказали возможную тему будущего исследования – игры наших родителей, бабушек и дедушек. Я думаю, что с ними будет интересно познакомиться и моим сверстникам.

Список источников.

Журнал Культурология РФ. «Детские игры» Брейгеля Старшего, в которые играли дети 5 веков тому назад и играют нынешние.

https://kulturologia.ru/blogs/170719/43678/https://kulturologia.ru/blogs/170719/43678

Журнал Культурология РФ. «Триумф смерти»: В чём секрет картины Брейгеля, которая почти 500 лет потрясает умы и воображение людей
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/150119/41943/

Живопись в деталях. ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ (СТАРШИЙ).http://desharel.blogspot.com/2018/10/i_31.html

Исследовательская проектная работа. Детские игры XXI века по сравнению с XVI веком. Исследование на основе картины Питера Брейгеля-старшего "Игры детей". Автор работы: Нестерова Алёна, ученица 6 класса. mgk.olimpiada.ru

Исследовательская работа. Жизнь взрослых – детские игры (История одной картины). https://infourok.ru/zhizn-vzroslih-detskie-igri-istoriya-odnoy-kartini-1026611.html

"Игра в бабки". В.Маковский, 1870 год. : lewhobotov.livejournal.com›889712.html

Просмотров работы: 617