Вступление.
Прошлым летом по телеканалу «Культура» показали фильм о венском Музее истории искусств. Меня особенно заинтересовала картина нидерландского (голландского) художника Питера Брейгеля-старшего «Игры детей». Может быть по тому, что бабушка и дедушка стали рассказывать о играх своего детства, многие из которых мне были не известны.
Картина Питера Брейгеля-старшего считается своеобразной энциклопедией детских развлечений и забав XVI века. Совсем небольшое творение художника (118 х 161 см), вместило в себя множество игр и более 200 персонажей! Причем, некоторые из этих игр существуют до сих пор. Внимательно приглядевшись можно увидеть, как мальчишки играют в салочки и чехарду, выдувают мыльные пузыри, делают фигурки из бумаги, купаются в реке, а девочки играют в «дочки-матери» — всех игр и развлечений и не пересчитать.
Однако немало и игр совершенно мне незнакомых!
Вот, например, двое ребят пытаются бросить предметы, похожие на шляпы, через ноги стоящего приятеля. Причем, его глаза почему-то закрыты шапкой!
А, вот еще одна старинная игра.
В России она называлась «игра в бабки». Правила этой игры, картины русских художников XIX века В.Е. Маковского и А.И. Корзухина, а также фотографии я нашел в Интернете. (lewhobotov.livejournal.com›889712.html).
Картина Владимира Егоровича Маковского «Игра в бабки». 1870г.
Правила игры.
Существует множество вариантов этой игры. Но все они подчинены основной задаче: сбить битой бабку, стоящую на линии кона.
Бабка - подкопытный сустав ноги домашнего животного. Их находили среди костей, оставшихся после варки холодца.
Эта старинная игра была любима как детьми, так и взрослыми. Сохранилось свидетельство, что любили играть в бабки Петр I, А.И. Суворов и А.С. Пушкин.
Описание и правила игры.
Играющие делятся на две команды, скажем, по 3-4 человека. Перед каждой командой за линией кона в определенном порядке и последовательности расставляют фигуры: «забор», «гусак» из бабок. «Забор» ставится вдоль коновой черты, «гусак» — перпендикулярно. Каждая команда стремится сбить поставленные бабки наименьшим количеством бит.
Фотография 1890г.
Но, вернемся к картине Питера Брейгеля-старшего «Игры детей». Особое внимание привлекают лица ребят. На удивление, на них нет даже намека на улыбки!
Основная причина в том, что реалистическое изображение детей, появилось значительно позже и совершенно не практиковалось во времена Брейгеля. Детство воспринималось как переходный период во взрослую жизнь, а сам ребенок считался несовершенным человеком.
Интересно также, что все ребята одеты во взрослые костюмы, сшитые в уменьшенном виде, так как детской моды в те времена просто не существовало. Поэтому и выглядят они так странно, почти кукольно.
Обзор школьных проектно-исследовательских работ по данной теме.
Картина Питера Брейгеля-старшего «Игры детей» уже становилась объектом школьных проектно-исследовательских работ. Так в 2013г. в Интернете была опубликована работа «Жизнь взрослых – детские игры» Андреевой Дарьи, учащейся кадетской школы г. Сосногорска. А, в 2018г. – «Детские игры XXI век по сравнению с XVI веком» учащейся московской школы «Выбор» Нестеровой Алены.
В первой работе дается искусствоведческое описание картины, а во второй – автор проводит реконструкцию старинных детских игр при помощи учащихся школы. В своей же работе я хотел сравнить игровые предпочтения детей нескольких поколений: XVI века (по картине Брейгеля-старшего), второй половины XX века (это игры наших родителей, бабушек и дедушек) и XXI века (игры моих сверстников).
Актуальность исследования: проблематика сравнения игр актуальна, так как дает возможность проследить связь поколений. Особенно сейчас, в век активно развивающихся технологий нужно вспоминать о том, что существуют игры не только виртуальные, но и реальные.
Гипотеза исследования: можно предположить, что некоторые из игр прошлых поколений просто не известны современным детям.
Объект изучения: детские игры XVI века, изображенные на картине Питера Брейгеля-старшего «Игры детей» и детские игры XX – XXI веков.
Предмет: История (представления учащихся 4 класса школы? об играх разных эпох).
Цель: изучить и сравнить детские игры XVI и XX – XXI веков.
Исследовательская часть.
В исследовании приняли участие как дети (39 ребят в возрасте от 9 до 14 лет, учащихся средней общеобразовательной школы № 3 города Апрелевка), так и взрослые (22 человека: учителя, мои родители, бабушка, дедушка и их знакомые). Участникам была предложена следующая анкета:
Анкета
Укажите, пожалуйста, ваш возраст. ______________
Укажите, пожалуйста, ваш пол. ______________
Вопросы:
1. Нидерландский художника XVI века Питер Брейгель-старший изобразил игры детей своей эпохи.
Давайте сравним игры нашего детства с играми ребята, живших 500 лет назад. Посмотрите на представленные ниже фрагменты картины и отметьте те игры, которые вам знакомы? Если можете, то напишите их название.
Фрагмент 1 - _____________________ Фрагмент 2 - __________________
Фрагмент 3 - _____________________ Фрагмент 4 - __________________ Фрагмент 5 - _____________________ Фрагмент 6 - __________________
Фрагмент 7 - _____________________ Фрагмент 8 - __________________ Фрагмент 9 - _____________________
Фрагмент 1
Фрагмент 2
Фрагмент 3
Фрагмент 4
Фрагмент 5
Фрагмент 6
Фрагмент 7
Фрагмент 8
Фрагмент 9
2. Как ты предпочитаешь проводить свободное время? Для взрослых: как вы предпочитали проводить свободное время, когда были ребенком?
Смотрю телевизор
Гуляю на улице с другими детьми
Играю с игрушками дома
Играю в компьютерные игры
Читаю
Другое _________________________________
3. Какие игры ты считаешь (вы считаете) наиболее полезными для развития?
Настольные (печатные)
Подвижные, в том числе и уличные (например, салочки, прятки, вышибалы и т.д.)
Сюжетно-ролевые (игры, в которых ребенок «примеряет» на себя роли взрослых. Например, игры с куклами, в войну и т.д.)
Спортивные (например, футбол, волейбол и т.д.)
Компьютерные
Другое ________________________________________________
4. Назови три любимые игры. Для взрослых: назовите три любимые игры вашего детства.
1. _______________ 2. ________________ 3. ________________
Результаты исследования.
Особый интерес ребят вызвал первый вопрос.
Исследование показало, что многим ребятам игры прошлых поколений просто незнакомы.
Фрагмент картины |
Ответы детей (39) |
Ответы взрослых (22) |
||
Игра знакома |
Игра незнакома |
Игра знакома |
Игра незнакома |
|
1 |
10 |
29 – 74,36% |
8 |
14 – 63,64% |
2 |
18 |
21 – 53,85% |
10 |
12 – 54,55% |
3 |
13 |
26 – 66,67% |
10 |
12 – 54,55% |
4 |
21 |
18 – 46,15% |
16 |
6 – 27,27% |
5 |
7 |
32 – 82,05% |
18 |
4 – 18,18% |
6 |
23 |
16 – 41,03% |
19 |
3 – 13,64% |
7 |
15 |
24 – 61,54% |
17 |
5 – 22,27% |
8 |
14 |
25 – 64,1% |
16 |
6 – 27,27% |
9 |
21 |
18 – 46,15% |
17 |
5 – 22,27% |
Наибольшие затруднения были связаны с фрагментами № 1,3 и 5
Фрагмент №1.
Только 3 мальчика и 7 девочек попытались дать название игры. Высказывались такие предположения: салки, прятки, вышибалы и др.
Фрагмент 3.
Лишь 4 мальчика и 9 девочек попытались угадать смысл этой игры. Среди предложенных вариантов были такие, как домино, дочки-матери и даже просто кушают и другие.
Фрагмент № 5.
Эту игру попробовали определить 2 мальчика и 5 девочек. Давались следующие ответы: прыжки через кольцо, игра в обруч, вращающееся кольцо и др.
В целом, в большинстве случаев (в 60%), ребята давали отрицательный ответы на вопрос «Знакома ли вам эта ига?». У взрослых отрицательный результат вдвое ниже – 30%. У них наибольшее затруднение вызвали фрагменты 1, 2 и 3.
На вопрос: «Как ты предпочитаешь проводить свободное время?» были даны 44 ответов детей и 31 ответов взрослых. На этот и следующий вопрос допускалось несколько вариантов ответов. Результаты представлены в абсолютных числах.
На вопрос: «Какие игры ты считаешь (вы считаете) наиболее полезными для развития?» были даны 49 ответов детей и 28 ответов взрослых. Результаты представлены в абсолютных числах.
Как выяснилось, любимыми играми ребят являются как компьютерные, так и подвижные: догонялки, прятки, спортивные и другие. Данные по этому вопросу исследования представлены в абсолютных числах.
Кроме этих, наиболее популярных игр, ребята называли: пионербол, UNO, монополию, заморозки, дочки-матери и другие.
Среди любимых игр, названных взрослыми, были и совершенно мне не известные. Такие, например, как резиночка, лапта, штандер, хали-холо, фантики и другие. О некоторых из них я решил узнать побольше.
Штандер.
Штандер – это звуковая калька от немецкого словосочетания stand hier, что в переводе означает «стой где стоишь». Особенно распространенной игра была во дворах крупных городов РСФСР и некоторых республик СССР в 50 – 60е годы XX столетия.
Вот ее правила: с помощью считалочки выбирается водящий, остальные игроки образуют круг, который желательно обозначить мелом. Водящий берет мяч и встает в центр круга. Расстояние от центра круга до остальных игроков должно быть один-два шага. Водящий высоко подбрасывает мяч и называет имя одного из игроков. Тот его ловит, а остальные в это время разбегаются.
Как только мяч оказывается в руках названного, он кричит «Штандер!», возвращается в круг и пытается попасть мячом в любого игрока. Если попал, то этот игрок становится водящим. Если же промахивается – то остается водящим на новый кон.
Хали-хало.
Считается, что эта игра берёт своё начало со времен Древней Греции, когда девушки собирались в хоровод вокруг одной Хелихелины (в переводе с греческого «Хели» это черепаха), и плясали вокруг неё, задавая ей разные вопросы.
В России также играли в эту игру. Ведущий стоял в центре круга и загадывал слово, называя характеристики загаданного предмета, а также первую и последнюю буквы (или две первые буквы). Например: «Это фильм. Первые буквы названия – «Бе…» и «че…» Как только один из играющих отгадывал название фильма («Бегущий человек»), ведущий кричал «Хали-хало» и бросал мяч, а отгадавший должен был этот мяч, поймать и крикнуть «стоп» ведущему, который успевал отбежать. Затем игроку приходилось отгадывать, сколько шагов отдаляет его от ведущего. Такие шаги измерялись особыми величинами – это мини-шаги, прыжки, шаги-гиганты и прочее. Дойдя до ведущего, игрок должен был бросить мяч в кольцо, которое ведущий делает руками, держа их вытянутыми перед собой. При удачном броске, кинувший мяч игрок становился ведущим.
Фантики.
Игра не новая. Еще В.С. Высоцкий в «Балладе о детстве» вспоминал о ней:
«Сперва играли в «фантики»,
В «пристенок» с крохоборами…»
Правила игры.
Сначала надо разгладить фантик от конфеты, а потом сложить из него конвертик. Конвертик делали прямоугольный или и уголком. По очереди, клали фантик на руку, а ладонью стукали по низу стола, фантик подлетал и оказывался на столе. Надо было стукнуть так, чтобы он попал на фантик соперника. Тогда ты его забираешь себе. К столу можно было подходить с разных сторон. Важно ударить с нужной силой и выбрать правильное направление.
Если хоть уголок попал на чужой фантик - все, его забираешь себе! В этом случае можно ходить еще раз. Выигрывает тот, кто сумел забрать больше чужих фантиков.
Несмотря на простоту игра довольна азартная, а если играют несколько человек, то и шумная.
Выводы по исследованию.
1. Входе работы была подтверждена гипотеза исследования. Действительно, многие игры прошлого современным детям просто незнакомы. В представленных фрагментах с картины Питера Брейгеля –старшего «Игры детей» больше половины ребят (60%) на вопрос известна ли вам эта игра дали отрицательный ответ. Что противоречит выводу, сделанному в работе учащейся 6 класса Школы «Выбор» Нестеровой Алены по этой же картине: «За последние 500 лет детские игры, практически не изменились. /…/ Многие из них на сегодняшний день остаются такими же актуальными, как и 500 лет назад». Я думаю, что данное противоречие можно объяснить разными подходами в исследовании: Алена предлагала ребятам ответить на вопросы таблицы, в которой было представлено 49 игр:
Заполните, пожалуйста, таблицу, проставьте отметку («+» или «\/»).
№ п/п |
Название игры |
Играл |
Не играл, но хотел бы |
Не играл и не хочу |
Не знаю, что это |
1 |
Игра в бабки |
||||
2 |
Игра в куклы |
||||
3 |
Игры с животными |
||||
4 |
Игра с водным пистолетом |
||||
5 |
Ношение масок |
||||
И другие |
Результаты были представлены в следующем виде:
В итоге ответы «играл», «не играл, но хотел бы» и «не играл и не хотел бы» были сведены в одну категорию – игры, знакомые современному школьнику. Что и дало такой высокий положительный ответ (90%).
2. Близки взгляды ребят и взрослых и в вопросе о пользе игр для развития детей: и те, и другие отдали предпочтение спортивным и подвижным играм.
3. Если говорить о проведении свободного времени, то результат исследования показал, что наибольшее предпочтение, вопреки сложившемуся мнению, у ребят вызывают не компьютерные игры, а прогулки. Что полностью совпадает с детскими предпочтениями людей старшего возраста. Хотя, и компьютерными играми ребята занимаются с удовольствием. Об этом говорят их ответы на четвертый вопрос.
Ответы же взрослых на вопрос о любимых играх детства не только заинтересовали меня, но и подсказали возможную тему будущего исследования – игры наших родителей, бабушек и дедушек. Я думаю, что с ними будет интересно познакомиться и моим сверстникам.
Список источников.
Журнал Культурология РФ. «Детские игры» Брейгеля Старшего, в которые играли дети 5 веков тому назад и играют нынешние.
https://kulturologia.ru/blogs/170719/43678/https://kulturologia.ru/blogs/170719/43678
Журнал Культурология РФ. «Триумф смерти»: В чём секрет картины Брейгеля, которая почти 500 лет потрясает умы и воображение людей
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/150119/41943/
Живопись в деталях. ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ (СТАРШИЙ).http://desharel.blogspot.com/2018/10/i_31.html
Исследовательская проектная работа. Детские игры XXI века по сравнению с XVI веком. Исследование на основе картины Питера Брейгеля-старшего "Игры детей". Автор работы: Нестерова Алёна, ученица 6 класса. mgk.olimpiada.ru
Исследовательская работа. Жизнь взрослых – детские игры (История одной картины). https://infourok.ru/zhizn-vzroslih-detskie-igri-istoriya-odnoy-kartini-1026611.html
"Игра в бабки". В.Маковский, 1870 год. : lewhobotov.livejournal.com›889712.html