Введение
Актуальность исследования.
Я, ученица 5 «А» класса, Канукова Кира, занимаюсь проектом «Чтобы всех помнили…»
В этом году нам в школе много рассказывали о войне, наша страна готовилась к празднованию 76-ой годовщины со дня Победы в Великой Отечественной войне. Я расспрашивала родителей о своих родственниках, воевавших против гитлеровских захватчиков, и решила заняться сбором материала, по возможности встретиться с родственниками, узнать побольше о своих предках, и к 80-летию Великой Победы подготовить долгосрочный проект.
В эту страшную войну советские солдаты не думали о себе. Простые люди шли и сражались за свою землю. Они рисковали жизнями ради спасения Родины. До нас дошли не все имена, но каждый боец достоин, чтобы его чтили и вспоминали. С каждым годом всё дальше и дальше уходит от нас война, всё меньше становится свидетелей тех страшных событий. И очень хочется, чтобы мы помнили об этих людях. Наша обязанность - хранить память о них, передавать из поколения в поколение.
Моя бабушка, Хубаева Галина Александровна, когда-то рассказала о своей знаменитой родственнице Хубаевой Варваре. Я решила познакомиться с нею, изучить ее жизнь и деятельность.
В рамках моего учебно-исследовательского проекта я собирала литературу о Великой Отечественной войне, изучала информацию о ее жизни , военных годах и подвигах.
Об этой героине и будет моя работа.
Для меня важно, чтобы мы, поняли, что воины, живые и погибшие, кровью и жизнью завоевали для нас Победу. И мы должны о них помнить.
Цель исследования:
Познакомить учащихся с историей жизни героини;
Испытать чувство гордости и патриотизма за нашу Родину;
Пробудить интерес у детей к изучению героев ВОВ, к истории.
Для достижения данной цели мне необходимо было решить несколько задач:
Собрать материал о Хубаевой В.П..
Изучить информацию о ее военных годах.
Изучить архивы и альбомы.
Посетить с.Ногир.
Встретиться с прабабушкой.
Взять интервью.
Провести анкетирование среди обучающихся гимназии.
Объект исследования: Хубаева Варвара Петровна- снайпер специального подразделения.
Моя работа построена в основном на следующих материалах: документах, воспоминаниях прабабушки, родственников, материалах периодической печати, материалах интернет ресурсов.
Мною использованы метод поисковой работы, проектный метод, определены следующие формы и приёмы: анализ фотографий и документов, семейного архива, работа с научно-популярной литературой, изучение интернет-ресурсов, архивов.
Ожидаемый результат: вспомнить о своих героях, расширить знания учащихся о героической истории нашего народа, вызвать чувство гордости за свою страну, за доблесть и мужество её защитников, рассказать об истории одного из героев ВОВ путем публикации своей работы в средствах массой информации.
Глава I. Краткая история о жизни Хубаевой В.П. до войны.
Варвара Петровна Хубаева родилась 20 декабря 1926 года в селе Ногир. Среди ее боевых наград орден «Красной Звезды», «За боевые заслуги» , «За оборону Кавказа» ,орден Отечественной войны.
Звание: старшина
Место рождения: Северо-Осетинская АССР, Орджоникидзевский р-н, с. Ногир
Место призыва: Орджоникидзевский ГВК, Северо-Осетинская АССР, г. Орджоникидзе.
После школы пошла учиться в педагогическое училище во Владикавказе.
В 17 лет она, как и все, мечтала о светлом будущем, но в жизнь девушки вихрем ворвалась война. Когда пришло известие о начале войны, Варвара была дома. Помнит, как опешили родители, стало очень страшно. Студентка педагогического училища сразу откликнулась на призыв записаться добровольцем на фронт - активистка и комсомолка просто не могла поступить иначе.
Глава II. Фронтовой путь.
Вместе со многими другими сверстницами из Владикавказа она ушла добровольцем на фронт. Но прежде окончила в Грозном курсы снайперов, которые были организованы 212-м запасным полком - это был первый выпуск снайперов.
"Немцы были уже близко, в Осетии, - вспоминает Варвара Петровна, - собралось 120 добровольцев, и повезли нас в открытых военных машинах в Грозный. Как сейчас помню эту дорогу - горели нефтяные скважины, везде зарево, в небе немецкие самолеты летают. Переночевали в лесочке, а когда утром к нам присоседилась группа еще в 120 человек - опять одни девушки, направились в сторону Моздока, там и проходило обучение".
И
з молодых девчонок готовили снайперов - учили, как ориентироваться на местности, маскироваться, метко стрелять. Для маленькой худенькой Варвары это было очень непривычно, но стрельба явно ей давалась - в группе была лучшей. Через три месяца Варенька попала в 10-ую воздушно-десантную бригаду. Из родной республики была не одна, с Настей Яицкой они вместе проходили обучение
"Мы догнали десятую бригаду за Краснодаром, немцы заняли высоту, а наши части расположились в низине, в болотистой местности. Немецкие укрепления находились так близко, что мы видели их людей. Там я Яицкую Настеньку и потеряла. Ночью немцы освещали пространство вокруг, запуская световые ракеты. Насте нужно было пробежать по всем траншеям, а по ним передвигаться тяжело, она выскочила наверх, и ее тут же подбили - ранение в голову. Я кинулась на помощь, больше километра тащила ее на себе до госпиталя. Настя прожила еще два дня, а потом умерла. Это была моя первая потеря ставшего уже родным человека", - рассказывает Варвара Хубаева.
Глава III. Снайпер.
Чижик - именно так называли Варвару фронтовики, не владеющие осетинским: уж очень непросто им давалось произношение слова «чызг», которое переводится с осетинского как «девушка». Глядя в эти лучистые глаза, сложно представить, что Варвара Петровна была на фронте бесстрашным снайпером, участвовала в освобождении Моздока, Краснодара, Новороссийска, Керчи.
Снайперского опыта набиралась на полях сражений при освобождении Кубани от фашистских захватчиков и прорыва «голубой линии» - линии обороны фашистов на Таманском полуострове. Там и открыла свой снайперский счёт.
Глава IV. Орлиное гнездо.
Батальон, в котором служила девушка, стоял во втором эшелоне. Отсюда снайперы отправлялись на передний край. Первое задание Чижик выполнила блестяще: вычислила и ликвидировала немецкого снайпера, который долго не давал покоя их батальону. Дело было так.
Каждое утро старшине приходилось идти за солдатской едой, с двумя большими военными термосами, пересекая небольшой участок открытой местности. И всякий раз немецкий снайпер стрелял в канистры, горячая еда проливалась на старшину, он крутился и подпрыгивал, спасаясь от ожогов. Видимо, эта картина очень забавляла немца. Как-то командир позвал Варвару и сказал - найди и убери! Задача казалась невыполнимой. Двое суток она, не смыкая глаз, выслеживала вражеского стрелка, но тот, будто почуяв опасность, затаился, перестал стрелять. Понять, откуда идут выстрелы, было невозможно, да и положение у немца - куда более выгодное, сверху обзор был лучше. На третий день, когда у девушки уже почти не осталось сил, прозвучал единственный выстрел - со старого раскидистого дерева, прямо из большого орлиного гнезда. Варвара выстрелила. Увидев, как с дерева упал человек и затих, сразу поняла - задание выполнено. Радости солдат не было предела: “Молодец, “Чижик”! А девушка, спрятавшись, рыдала горькими слезами - она убила человека! И впоследствии так и не смогла привыкнуть к смерти, единственное, что придавало сил - понимание - по-другому Родину не защитить.
Там, на «голубой линии», Варвара Петровна впервые увидела знаменитые «катюши».
«Эти боевые машины красивые были, но, когда я увидела их в работе, стало так страшно, они производили сокрушительные залпы. Эта «голубая линия» до самой смерти, наверное, мне будет сниться», - говорит она.
"В части меня все любили - я была очень маленькой и худенькой, - вспоминает ветеран. - Как приносили еду, мне брали несколько человек, только и слышно было с разных сторон: "Чижик, на тебя взяли!" Я с собой только ложку носила в голенище сапога, котелок был тяжелый. Повар еще шутил тогда - “Чижик” - одна, а ей уже десять порций взяли! Я часто ходила в разведку, однополчане подметили, что удачу приношу. Не успею с одного задания вернуться, уже в другую вылазку зовут. Много было всяких эпизодов, но случай под Керченским проливом помню как сейчас".
Глава V. И на войне бывают танцы.
Между громом снарядов порой наступало недолгое затишье, тогда звучали песни, были танцы.
Варвара Петровна очень любила, да и сейчас любит, осетинские национальные танцы. «Как-то раз старшина устроил нам небольшой праздник: очистили помещение, если не ошибаюсь, бывшее овощехранилище, накрыли стол и, даже не знаю откуда, поставили музыку, да еще и нашу, национальную. Я не удержалась, тут же пустилась в пляс. Никого не вижу, сердце в груди клокочет, слышу только, как вокруг аплодируют. Наш командир даже усомнился, не признал меня, стал спрашивать, что за мальчишка пляшет. Я ведь маленькая была, худенькая, а косу состригла... Каково же было его удивление, когда ему ответили, что это «наш Чижик». Целой коробкой фруктов одарили за танец», - улыбаясь, вспоминает Варвара Петровна.
После госпиталя, где Варвара лежала с пулевым ранением в ногу, ее направили в 118-ую новороссийскую дивизию. Нужно было переправляться через Керченский пролив. Ранняя весна, одета “Чижик” была тепло - толстый свитер под гимнастеркой, шинель, сапоги, с собой полный патронташ, четыре гранаты и винтовка. Плыли на катере. Когда до берега осталось около семидесяти метров, в катер попал снаряд, и судно развалилось на части. Варвара плавала хорошо, но в полном обмундировании с боеприпасами не могла и пошевелиться, барахталась на месте, груз тянул ко дну. И вдруг услышала: “Чижик” тонет!” Двое однополчан, несмотря на леденящий холод, развернулись почти у берега и поплыли на помощь девушке.
"Я забыла их имена, - удивляется Варвара Хубаева, - но лица помню очень хорошо. Подплыли, сняли винтовку, взяли ее с двух сторон и так, держась за ремень винтовки, я выплыла на берег... Если бы не мои однополчане, точно бы погибла".
Глава VI. Последний бой.
Наши войска перешли в наступление... Варвара только и помнит, как зацепилась за какую-то веревочку - взрывом от противотанковой мины ее подбросило, как пушинку. Придя в себя - забеспокоилась, где сапог. Когда поняла, что оторвало ногу, взяла автомат в руки и никого к себе не подпускала: "Кто подойдет, пристрелю!". Однополчане смогли оказать помощь, только, когда потеряла сознание - перевязали, отвезли в санчасть, а оттуда на санитарном самолете в госпиталь в Краснодар. Очнулась на операционном столе - от ноги осталась только половина. Был конец 1943-го года. На фронт Варвара Петровна вернуться уже не смогла. Победу старшина "Чижик" встретила дома, в родном Ногире.
«Иногда думаю, а правильно ли я сделала, что на фронт в 17 лет пошла? Меня же никто не заставлял. Но если бы снова все пережить, опять бы пошла. А как по-другому? Пошла бы. Моей помощи на фронте много было. Трудно было очень, но почему-то я никогда не боялась.
После второго ранения меня караулили, я жить не хотела. Очень тяжело возвращаться было: вокруг все здоровые, а я на двух костылях. Но я учиться пошла, и здоровые за мной пошли, стыдно им стало. Если бы мне снова было 17, я бы в медицинский пошла, потому что медики нужны всегда, настоящие серьезные медики. Я бы многого добилась. А вообще, ни о чем не жалею, и что в такое время родилась – не жалею. Раньше была душевность, взаимовыручка. Мой отец после войны мне чуреки с сыром в город вёз, по дороге однокурсников моих встречал, всех кормил, мне ничего почти не доносил. Они же тоже голодные, говорил.»
После войны закончила историко-филологический факультет, уехала в Ашхабад, где работала учителем, вышла замуж и родила сына и дочь. Среди ее учеников был первый президент Туркменской ССР Сапар Ниязов. Чуть позже вернулась с дочкой в Осетию.
Варвара Петровна Хубаева – последний из ветеранов Великой Отечественной войны 1941–1945 годов в селении Ногир Пригородного района. В декабре прошлого года ей исполнилось 93 года. В числе наград фронтовички – орден Отечественной войны первой степени, медаль "За боевые заслуги". Варвара, она же Чижик – так ласково прозвали осетинскую девушку фронтовики, которым было сложно выговорить на осетинском слово "чызг" (девушка), освобождала Моздок, Краснодар, Новороссийск, Керчь.
В беседе с Варварой Петровной разговор только о событиях, случившихся до второго тяжелого ранения в ногу под Керчью в 1944 году, после которого она была демобилизована – слишком тяжелые воспоминания. Если и рассказывает о войне, то только о том, что вызывает на ее лице улыбку.
Мужа давно не стало, но Варвара Петровна в свои 95 так же полна энергии. Она живёт в своём доме вместе с дочкой и внуком.
Глава VII. Анкетирование.
В ходе работы было проведено анкетирование.
Опрошено 70 учеников 5-х классов.
Результаты:
1. Все дети правильно назвали даты начала и окончания войны
2. 62 ученика назвали родственников и близких участников ВОВ. 8 учеников не знают.
3. Все дети знают имена героев. Самыми популярными стали: Исса Плиев, Петр Барбашов, братья Газдановы.
4. Все дети читают книги о войне.
5. Мужество, смелость - качества, которые привлекают в основном всех детей. 18 учеников написали преданность Родине.
6. Дети не знают боевой путь своих родственников, но хотят больше узнать.
В ходе работы я узнала много интересного о снайпере по имени «ЧИЖИК». К сожалению, из-за пандемии, не посетила дом, где живет с внуком и дочерью героиня.
Рассказала на классном часе своим одноклассникам.
Я горжусь тем, что у меня в роду есть такие герои. Жизнь прабабушка прожила не зря. Защищала Родину ради нашего светлого будущего!
Видя искренний, живой интерес в глазах сверстников, можно говорить о том, что намеченные задачи выполнены, а поставленная цель достигнута.
Можно с уверенностью сказать, что как бы ни менялись за последние годы оценки и даже факты нашей истории, тема Великой Победы в Великой Отечественной войне останется для каждого из нас неизменной святыней. Ведь во имя неё отданы жизни, пролиты кровь и пот миллионов людей.
.Список источников информации
https://sevosetia.ru/Article/Index/170280
https://iryston.tv/ru/o-proslavlennom-snajpere-varvare-hubaevoj/
https://vladikavkaz.bezformata.com/listnews/varvara-hubaeva-veteran-velikoj/4212685/
https://ok.ru/zossetia/topic/67977321690526
https://vk.com/wall-75535816_1341715
https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie21058861/https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie21058861/