Введение
Каждый год летние каникулы я провожу у бабушки в деревне Кузнецово Вологодской области Усть-Кубенского района. Летом в деревне всегда есть чем заняться ребятне, много игр на свежем воздухе (Приложение 1). Но погода не предсказуема, летом 2020 года начались затяжные дожди. И целую неделю мы, с братом и сестрой, провели дома. Чтобы нас развлечь бабушка предложила сыграть в любимую игру своего детства. Так началось знакомство с игрой в лодыжки (Приложение 2).
Актуальность. В мире существует огромное количество разных игр. Большинство современных детей увлечены компьютерными играми, в которых не предусмотрено взаимодействие друг с другом. Главное преимущество настольных игр перед компьютерными — общение. Настольная игра - это всегда испытание и тренировка личных качеств – умения сосредоточиться, думать, быть вежливым, доброжелательным, терпеливым, великодушно выигрывать и достойно проигрывать.
Практическая значимость работы: конечный продукт моего исследования - разработка игрального набора «Лодыжки» с правилами игры доступными для детей (Приложение 3).
Гипотеза: старинная игра в лодыжки может быть интересна детям и в наше время.
Цель: познакомиться с правилами старинной игры в лодыжки.
Задачи:
собрать и изучить литературу по данной теме;
научиться играть в лодыжки;
описать правила игры в лодыжки;
создать игральный набор «Лодыжки».
Объект исследования: игра в лодыжки
Предмет: вариант игры в лодыжки Усть-Кубенского района Вологодской области.
Время проведения исследования: исследование проводилось летом 2020 года.
Место проведения исследования: Вологодская область, Усть-Кубенский район, деревня Кузнецово.
Методы исследования:
1. Теоретические (беседа, работа с литературой).
2. Практические (составление правил и обучение навыкам игры).
Основная часть
Теоретическая часть
Народная игра - важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками.
Игра - это школа воспитания. В ней свои "учебные предметы". Одни из них развивают в нас ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Все коллективные народные игры учат нас внимательно относиться к партнерам по игре, находить общий язык, это формирует у нас способность к пониманию, к сотрудничеству [1].
В различных словарях даются следующие определения слов «игра» и «играть».
Игра – тот или иной вид, способ, каким играют, развлекаются [2].
Игра – предмет, то, чем играют и во что играют: забава установленная по правилам, и вещи, для того служащие. … игра в кости, в бабки… [3].
Данные определения ещё раз подчёркивают тот факт, что игра не является бездельем, а наоборот, даёт возможность проводить время за занятием, в котором есть свои правила.
Игра в лодыжки показалась мне интересной тем, что в неё играли все от мала до велика. Можно назвать эту игру семейным развлечением. Этот вариант игры сохранился в деревне Кунецово.
В первую очередь я снова обратилась к словарям, нашла определения слов «лодыжки», «лодыжник».
Лодыжки – костяные шишки в конце голени, под ступнёю, с наружной и внутренней стороны, щиколотки, образуемые концами большой и малой берцовых костей, козна, бабка или костыга. Лодыжник – охотник до игры в кости [3].
Приведённые определения дали представление о том, почему игра с костями называется «лодыжки», а также о времени существования игры. Словарь В.И.Даля был составлен в 1860 году, значит, игра в «лодыжки» имеет солидный возраст – не менее двухсот лет. Хотя названий игр оказалось несколько, всё же их связывало одно – главным инструментарием, предметом игр были суставные овечьи (бараньи) и телячьи кости, оставшиеся после варки холодца. Эти кости и назывались «лодыжками».
Следовательно, все игры в кости можно отнести к одному общему названию «в лодыжки» и рассматривать другие названия лишь как варианты данной игры.
Практическая часть
Чтобы подробнее узнать об игре и ее правилах, я провела интервью с бабушкой. Из беседы я узнала, что игра в лодыжки была очень популярна в Вологодской области и в нее играли все: и стар и мал.
Существует несколько вариантов игры в лодыжки. Мне больше понравился вариант, о котором я бы хотела рассказать.
Игра «Лодыжки»
Для проведения игры требуются суставные кости овцы, стол.
Количество игроков: не определено, зависит от количества лодыжек (5-8 штук на игрока).
Продолжительность игры: от 30 минут до нескольких часов.
Правила игры:
Название лодыжек. Каждая сторона лодыжки имеет своё название:
- узкая боковая сторона, почти плоская, напоминающая восьмерку, являлась самой главной и называлась «бык»,
- противоположная ей сторона с ямкой в центре была следующей по важности и называлась «сак»,
- широкая боковая сторона с горкой называлась «горка»,
- широкая боковая сторона с ямкой в центре была самой низшей и называлась «ямка»
«Бык» |
«Сак» |
«Горка» |
«Ямка» |
Очередность игры.
Установление очерёдности проводилось путем подкидывания двух лодыжек.
Все играющие берут по косточке и одновременно выбрасывают их на стол. Потом смотрят, какой стороной вверх упала каждая косточка. У кого выпал «бык», тот начинает игру. Вторым будет игрок, выбросивший кость «сак», затем – «горка», последним будет играть тот, у кого выпало «ямка». Если у нескольких игроков выпадает одна и та же сторона, они перебрасывают кости для установления очерёдности между собой.
Ход игры.
Первый игрок берёт все, имеющиеся в игре, лодыжки и выбрасывает их на стол. Задача игрока – щелчком пальца по одной лодыжке выбить другую. Выбивать можно только парные лодыжки, например: «бык» - «быка», «сак» - «сака», «горка» - «горку», «ямка» - «ямку». Если лодыжки касаются друг друга, их щёлкать нельзя. В этом случае нужно поднять одну из них, положить на кулак и щелчком с кулака попасть по парной. Если игрок попадает лодыжкой по лодыжке, значит, он выигрывает одну из них, забирает её со стола и продолжает выщёлкивать. Выбитые лодыжки остаются у того, кто их выщелкнул. Если игрок не попадает по косточке, или задевает другую, не парную, или задевает сразу несколько штук, игра переходит к другому игроку.
Следующий игрок собирает оставшиеся лодыжки со стола, бросает их снова и продолжает игру.
Когда на столе остается две лодыжки выбивший их игрок забирает себе обе. На этом игра завершается.
По окончании игры каждый подсчитывает количество выигранных лодыжек. Победителем становится тот, кто наберёт большее количество. Когда выявляется победитель, он «раздаёт» щелчки всем проигравшим. Он будет бить оставшимся по столько «щелбанов», сколько составит разница между их количеством лодыжек. Например, если у победителя девять лодыжек, у второго игрока - пять, а у третьего – четыре. Значит, второй получит от победителя один «щелбан», а третий два.
Заключение
Со слов бабушки игра была достаточно популярной в середине прошлого столетия, так как была распространена во многих, а возможно, и во всех районах Вологодской области. Она сплачивала семью, детей одного населённого пункта, так как играли в неё и дети, и взрослые. А значит, существует необходимость перенесения игры «Лодыжки» в детскую среду. Думаю, что она могла бы потеснить карточные игры.
Вывод. В результате проделанной работы, я познакомилась с правилами старинной игры в лодыжки и освоила технику игры.
Перспективы на будущее. В дальнейшем, используя разработанный игральный набор, я планирую научить играть в игру «Лодыжки» своих друзей и одноклассников.
Список использованных источников и литературы
Белов, В.И. Лад: очерки о народной эстетике/ В.И. Белов. - М.: Молодая гвардия, 1982.-293с.: ил.
Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, том II, И–О / В.И. Даль, М.:Русский язык,1981.
Ожегов, И.С. Словарь русского языка/ И.С. Ожегов, М.:Русский язык,1981. - 816 с.
Якуб, С.К. Вспомним забытые игры/ С.К. Якуб, М.:Детская литература,1988.
Приложение 1
Приложение 2
В процессе игры в лодыжки
Приложение 3