Алексей Кириллович Кортунов - министр газовой промышленности СССР, Герой Советского Союза

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Алексей Кириллович Кортунов - министр газовой промышленности СССР, Герой Советского Союза

Немкова С.В. 1
1МОУ "СОШ№2", г.Белоусово Калужская область Жуковского района
Ломтева Т.А. 1
1МОУ "СОШ№2", г.Белоусово Калужская область Жуковского района
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Тип: исследовательский, практико-ориентированный.

Предметная область: внеурочная и внеклассная работа.

Категория участников: учащиеся 10 класса, представители шефских, государственных и общественных организаций.

Сроки проведения:август 2021г. – ноябрь 2021г.

Цель проекта: участие в городских мероприятиях, посвященных 60-летию ГАЗПРОМА и патриотическое воспитание учащихся

Задачи:

Образовательные:

исследовать основные события на пути развития ГАЗПРОМА

провести поисковую и исследовательскую работу о жизнедеятельности Алексея Кирилловича Кортунова и его роли в развитии нашего города

организовать познавательную экскурсию учащихся 10-11 классов на компрессорные станции города, встречу со специалистами предприятия с целью профориентации

оформить полученный краеведческий материал для городского и школьного музеев

Воспитательные:

воспитание гражданственности и патриотизма

воспитание уважительного отношения к старшим поколениям

развитие деловых взаимоотношений с местными предприятиями

Развивающие:

развитие социальной активности и уважительного отношения к Малой родине

развитие навыков познавательной деятельности

развитие коммуникативных компетенций

Аннотация проекта

Проект реализуется в рамках городской общественной подготовки к 60-летию ГАЗПРОМА и реализации городской программы мероприятий. Проект представляет собой выполнение общественно-значимой деятельности по развитию краеведческой работы и содержания местных школьных и городского музеев. А также увековечению памяти Алексея Кирилловича Кортунова, заложившего первый камень в строительство компрессорной станции в нашем поселке Белоусово.

В ходе работы над проектом в общественно-полезную деятельность вовлекаются учащиеся, городская администрация, работники и специалисты компрессорной станции.

Акцент сделан на освещение истории развития важного для поселения промышленного предприятия ГАЗПРОМА. На основе поисковой деятельности в проекте представлен материал, характеризующий значительную роль трудовой деятельности Алексея Кирилловича Кортунова, как Героя Советского Союза Великой Отечественной войны и как первого министра газовой промышленности СССР.

Итоги работы представляются в виде презентации исследований проекта, оформленного постера, выступлений на научно-практических конференциях различного уровня, классных часах.

Теоретическое обоснование проекта:

Сохранение исторической памяти в обществе, забота о культурном наследии предков, воспитание подрастающего поколения в духе любви к родной истории – это одно из необходимых условий нормального развития социума.

Рассмотрение вопросов патриотического и гражданского воспитания имеет в педагогике давнюю историю, уходящую корнями в античные времена. Платон и Аристотель рассматривали гражданское воспитание как процесс формирования уважения к государству и законопослушания, Руссо же гражданское воспитание видел в свободном развитии личности, в создании условий для её самовыражения. Макиавелли провозглашал активный патриотизм, Монтескье связывал любовь к Отечеству с любовью и стремлением к равенству. К.Д.Ушинский, сформулировав идею народности, отстаивал необходимость развития национального самосознания и воспитания гражданина и патриота.

Свой вклад в развитие теории патриотизма внесли русские мыслители конца XIX- начала XX вв. В.С.Соловьёв, И.А.Ильин, П.А.Флоренский, В.В.Розанов, Н.А.Бердяев.

«Русский народ должен сейчас сделать величайшее напряжение духа, чтобы доказать миру, что есть в России патриотизм, есть национальное сознание, есть гражданское достоинство. Патриотизм есть великая школа гражданственности в опасный для Родины час. Зрелость России для мировой жизни и мировой роли будет прямо пропорциональна проявленному ею сознательному гражданскому патриотизму», - так писал Н.А.Бердяев.

Эти его слова актуальны и сегодня.

Проблема:

Отказ от коммунистической парадигмы воспитания, где на первое место выдвигалось идейно-политическое направление, повлёк за собой игнорирование такой его составляющей, как патриотическое и гражданское воспитание. Замена в начале 90-х годов категории «воспитание» на «образование» привело к стыдливому замалчиванию почти на десятилетие таких общечеловеческих ценностей, как «Родина», «Отечество» «Малая Родина».

Гипотеза:

Если ученик занят важной и значимой для общества деятельностью, смысл которой ему ясен и бесспорен, он перестаёт противопоставлять себя обществу и социализируется.

Пути решения:

Подъём в последнее время национального самосознания обусловил социальный заказ на такие черты личности, как патриотизм и гражданственность. Сейчас возрождение и развитие патриотизма рассматривается как важная цель и социальная ценность, основа духовно-нравственного единства Отечества.

В нашей области принята целевая программа «Патриотическое воспитание населения Калужской области». Приоритетным направлением является патриотическое воспитание детей и молодёжи, основанное на анализе текущей ситуации, потребностей, интересов и запросов молодых жителей Калужской области. Одной из многих задач программы является создание условий для культурного, духовного, личностного развития граждан, изучения истории России и родного края. Решение этой задачи можно осуществлять через проектную деятельность, экскурсионную работу, встречи с различными специалистами предприятий, учреждений. Все краеведческие, архивные находки становятся экспонатами школьных музеев и музея города.

Многие ученики, благодаря проектной деятельности, научились публичным выступлениям, быть коммуникативными, что способствовало их социализации и правильному выбору их профессии в жизни.

Практическое обоснование проекта:

Поиск материалов краеведческого характера является тем движением, которое в определённой степени заполняет духовный вакуум современного российского общества, много даёт для воспитания современной молодёжи. Работа над проектом учит решать проблемы и практические задачи, способствует развитию музейного дела, установлению контактов в окружающей социальной среде.

Планируемые результаты:

вовлечение школьников в исследования по истории, краеведению

изучение исторических событий страны через знакомство с жизнедеятельностью отдельных людей, внесших свой вклад в развитие страны, малой родины

подготовка материала о жизнедеятельности и значении трудовой деятельности Алексея Кирилловича Кортунова, как Героя Советского Союза Великой Отечественной войны и как первого министра газовой промышленности СССР для участия в научно-практических конференциях города, района, региона, для проведения классных часов по краеведению

оформление материалы по запросу сотрудников музеев школы, города

участие в экскурсиях на местное предприятие, а также в московский современный музей ГАЗПРОМА

пополнение фондов школьного музея историческими, краеведческими материалами

подготовка и успешная защита итоговых продуктов на научно-практических конференциях учащихся, конкурсах исследовательских и проектных работ учащихся

популяризация наработанных материалов через выступления на различных уровнях

План проекта

Коллективное обсуждение и выбор темы проекта.

Выбор областей интересов внутри темы и выделение исследовательских и творческих мероприятий проекта.

Работа с консультантами – специалистами администрации, компрессорной станции, строительных организаций.

Работа в паре над этапами проекта.

Оформление материалов, создание компьютерных презентаций, конечных продуктов.

Анализ и подведение итогов работы.

Реклама работы.

Вопросы, направляющие проект:

Основополагающий вопрос

Для чего человеку историческая память и работа по краеведению?

Проблемные вопросы

Как строительство газокомпрессорной станции повлияло на развитие поселка Белоусово и развитие его социума?

Как это событие повлияло на экономическое и социальное развитие территории Калужской области?

Имеют ли сильные личности на право увековечивания их имени в истории города, региона и просто на право памяти о себе у поколений?

Имеем ли мы право, быть «Иванами, не помнящими родства»?

Учебные вопросы

В чём заключается смысл краеведческой поисковой деятельности и пути ее осуществления?

Какие события происходили в поселке в связи со строительством газокомпрессорной станции?

О чём рассказали страницы книги В. Андриянова «КОРТУНОВ» серии «Жизнь замечательных людей»?

Какими источниками должны уметь пользоваться авторы проектной работы для успешного завершения своей работы?

Коллективное обсуждение и выбор темы проекта

О ежегодной городском мероприятии - НПК, посвященной памяти А.К. Кортунова и 60-летию ГАЗПРОМА автор проекта узнала в августе 2021 года. Было принято решение оказать помощь в подготовке и проведении очередной городской научно-практической конференции, участниками которой было большинство учащихся 4-11 классов школы.

По просьбе городской администрации и администрации компрессорной станции решили подготовить несколько проектов об истории строительства и развития газокомпрессорной станции, о жизнедеятельности первого министра газовой промышленности СССР А.К. Кортунова, который сам выбрал место для строительства и заложил первый камень. Проект решили назвать «Алексей Кириллович Кортунов - министр газовой промышленности СССР, Герой Советского Союза», проект имеет краеведческий характер.

2. Выбор областей интересов внутри темы и их распределение

Исходя из составленного плана работы, каждый определился, какое исследование он будет проводить. Сформулировали 2 подтемы: «Страницы жизни А.К. Кортунова» и «История нашей компрессорной станции».

Цель работы над темой «Страницы жизни А.К. Кортунова» - исследования, проливающие свет на периоды жизни А.К. Кортунова до войны, военные годы и роли его в качестве министра газовой промышленности.

Задачи:

найти различные источники информации в Интернете, в книге, публикации в прессе

познакомиться с историческими событиями, происходившими в жизни А.К. Кортунова

проследить жизненный путь первого начальника станции Л.Н. Яковлеве-соратнике по строительству и начальнике по эксплуатации станции

взять у него интервью

оформить свои исследования для оформления проекта

Цель работы над темой: «История нашей компрессорной станции» - исследование пути строительства и работы станции за 60 лет ее существования

Задачи:

изучить технику безопасности при проведении экскурсии на объект исследования

получить необходимые доступные знания и информацию во время проведения экскурсии

уметь интервьюировать работников предприятия с целью получения достоверной информации

уметь находить другие источники информации для осуществления составной части проекта

3. Работа с консультантами

Для плодотворной работы нужны коллеги: педагоги, родители-работники станции, представители общественных организаций, которые могут стать консультантами по возникающим вопросам. По многим вопросам оказали помощь Тихомиров В.А., Соломатина Т.М., Блинников В.А. – специалисты данного предприятия, выпускники нашей школы. Много полезной информации узнали из проекта «Дон Кихот нашего города» ученицы Чураковой П. - о Л.Н. Яковлеве.

По каким вопросам осуществлялось взаимодействие со старшими товарищами:

уточнение плана и деятельности;

выбор источников информации для работы;

рекомендации по составлению презентации;

техническое и эстетическое оформление работы;

способы представления и защиты проекта

4. Работа над проектом

Каждый участник проекта работает по своему плану, постоянно поддерживая связь со своим коллегой. Работая над исследованиями, авторы и руководитель проекта организовали экскурсию для учащихся 10 - 11 классов на предприятие, встречи с членами администрации города и компрессорной станцией.

Оформление материалов, создание презентаций, постера, конечных продуктов

Все исследования оформлены, созданы презентации, постер и подарены школьному музею для дальнейшего использования.

Анализ и подведение итогов работы

В конце октября при обсуждении и защите проекта подведены итоги работы. Каждый рассказал, в чём он испытывал трудности при работе над проектом, что ему понравилось, что надо улучшить, чем планирует заниматься дальше. Руководитель проекта Ломтева Т.А. рекомендовала проектно-исследовательскую работу к участию в очередной городской научно-практической конференции. Материалы проекта будут частью экспозиций школьного и городского музеев.

Просмотров работы: 101