Тип: исследовательский, практико-ориентированный.
Предметная область: внеурочная и внеклассная работа.
Категория участников: учащиеся 10 класса, представители шефских, государственных и общественных организаций.
Сроки проведения:август 2021г. – ноябрь 2021г.
Цель проекта: участие в городских мероприятиях, посвященных 60-летию ГАЗПРОМА и патриотическое воспитание учащихся
Задачи:
Образовательные:
исследовать основные события на пути развития ГАЗПРОМА
провести поисковую и исследовательскую работу о жизнедеятельности Алексея Кирилловича Кортунова и его роли в развитии нашего города
организовать познавательную экскурсию учащихся 10-11 классов на компрессорные станции города, встречу со специалистами предприятия с целью профориентации
оформить полученный краеведческий материал для городского и школьного музеев
Воспитательные:
воспитание гражданственности и патриотизма
воспитание уважительного отношения к старшим поколениям
развитие деловых взаимоотношений с местными предприятиями
Развивающие:
развитие социальной активности и уважительного отношения к Малой родине
развитие навыков познавательной деятельности
развитие коммуникативных компетенций
Аннотация проекта
Проект реализуется в рамках городской общественной подготовки к 60-летию ГАЗПРОМА и реализации городской программы мероприятий. Проект представляет собой выполнение общественно-значимой деятельности по развитию краеведческой работы и содержания местных школьных и городского музеев. А также увековечению памяти Алексея Кирилловича Кортунова, заложившего первый камень в строительство компрессорной станции в нашем поселке Белоусово.
В ходе работы над проектом в общественно-полезную деятельность вовлекаются учащиеся, городская администрация, работники и специалисты компрессорной станции.
Акцент сделан на освещение истории развития важного для поселения промышленного предприятия ГАЗПРОМА. На основе поисковой деятельности в проекте представлен материал, характеризующий значительную роль трудовой деятельности Алексея Кирилловича Кортунова, как Героя Советского Союза Великой Отечественной войны и как первого министра газовой промышленности СССР.
Итоги работы представляются в виде презентации исследований проекта, оформленного постера, выступлений на научно-практических конференциях различного уровня, классных часах.
Теоретическое обоснование проекта:
Сохранение исторической памяти в обществе, забота о культурном наследии предков, воспитание подрастающего поколения в духе любви к родной истории – это одно из необходимых условий нормального развития социума.
Рассмотрение вопросов патриотического и гражданского воспитания имеет в педагогике давнюю историю, уходящую корнями в античные времена. Платон и Аристотель рассматривали гражданское воспитание как процесс формирования уважения к государству и законопослушания, Руссо же гражданское воспитание видел в свободном развитии личности, в создании условий для её самовыражения. Макиавелли провозглашал активный патриотизм, Монтескье связывал любовь к Отечеству с любовью и стремлением к равенству. К.Д.Ушинский, сформулировав идею народности, отстаивал необходимость развития национального самосознания и воспитания гражданина и патриота.
Свой вклад в развитие теории патриотизма внесли русские мыслители конца XIX- начала XX вв. В.С.Соловьёв, И.А.Ильин, П.А.Флоренский, В.В.Розанов, Н.А.Бердяев.
«Русский народ должен сейчас сделать величайшее напряжение духа, чтобы доказать миру, что есть в России патриотизм, есть национальное сознание, есть гражданское достоинство. Патриотизм есть великая школа гражданственности в опасный для Родины час. Зрелость России для мировой жизни и мировой роли будет прямо пропорциональна проявленному ею сознательному гражданскому патриотизму», - так писал Н.А.Бердяев.
Эти его слова актуальны и сегодня.
Проблема:
Отказ от коммунистической парадигмы воспитания, где на первое место выдвигалось идейно-политическое направление, повлёк за собой игнорирование такой его составляющей, как патриотическое и гражданское воспитание. Замена в начале 90-х годов категории «воспитание» на «образование» привело к стыдливому замалчиванию почти на десятилетие таких общечеловеческих ценностей, как «Родина», «Отечество» «Малая Родина».
Гипотеза:
Если ученик занят важной и значимой для общества деятельностью, смысл которой ему ясен и бесспорен, он перестаёт противопоставлять себя обществу и социализируется.
Пути решения:
Подъём в последнее время национального самосознания обусловил социальный заказ на такие черты личности, как патриотизм и гражданственность. Сейчас возрождение и развитие патриотизма рассматривается как важная цель и социальная ценность, основа духовно-нравственного единства Отечества.
В нашей области принята целевая программа «Патриотическое воспитание населения Калужской области». Приоритетным направлением является патриотическое воспитание детей и молодёжи, основанное на анализе текущей ситуации, потребностей, интересов и запросов молодых жителей Калужской области. Одной из многих задач программы является создание условий для культурного, духовного, личностного развития граждан, изучения истории России и родного края. Решение этой задачи можно осуществлять через проектную деятельность, экскурсионную работу, встречи с различными специалистами предприятий, учреждений. Все краеведческие, архивные находки становятся экспонатами школьных музеев и музея города.
Многие ученики, благодаря проектной деятельности, научились публичным выступлениям, быть коммуникативными, что способствовало их социализации и правильному выбору их профессии в жизни.
Практическое обоснование проекта:
Поиск материалов краеведческого характера является тем движением, которое в определённой степени заполняет духовный вакуум современного российского общества, много даёт для воспитания современной молодёжи. Работа над проектом учит решать проблемы и практические задачи, способствует развитию музейного дела, установлению контактов в окружающей социальной среде.
Планируемые результаты:
вовлечение школьников в исследования по истории, краеведению
изучение исторических событий страны через знакомство с жизнедеятельностью отдельных людей, внесших свой вклад в развитие страны, малой родины
подготовка материала о жизнедеятельности и значении трудовой деятельности Алексея Кирилловича Кортунова, как Героя Советского Союза Великой Отечественной войны и как первого министра газовой промышленности СССР для участия в научно-практических конференциях города, района, региона, для проведения классных часов по краеведению
оформление материалы по запросу сотрудников музеев школы, города
участие в экскурсиях на местное предприятие, а также в московский современный музей ГАЗПРОМА
пополнение фондов школьного музея историческими, краеведческими материалами
подготовка и успешная защита итоговых продуктов на научно-практических конференциях учащихся, конкурсах исследовательских и проектных работ учащихся
популяризация наработанных материалов через выступления на различных уровнях
План проекта
Коллективное обсуждение и выбор темы проекта.
Выбор областей интересов внутри темы и выделение исследовательских и творческих мероприятий проекта.
Работа с консультантами – специалистами администрации, компрессорной станции, строительных организаций.
Работа в паре над этапами проекта.
Оформление материалов, создание компьютерных презентаций, конечных продуктов.
Анализ и подведение итогов работы.
Реклама работы.
Вопросы, направляющие проект:
Основополагающий вопрос
Для чего человеку историческая память и работа по краеведению?
Проблемные вопросы
Как строительство газокомпрессорной станции повлияло на развитие поселка Белоусово и развитие его социума?
Как это событие повлияло на экономическое и социальное развитие территории Калужской области?
Имеют ли сильные личности на право увековечивания их имени в истории города, региона и просто на право памяти о себе у поколений?
Имеем ли мы право, быть «Иванами, не помнящими родства»?
Учебные вопросы
В чём заключается смысл краеведческой поисковой деятельности и пути ее осуществления?
Какие события происходили в поселке в связи со строительством газокомпрессорной станции?
О чём рассказали страницы книги В. Андриянова «КОРТУНОВ» серии «Жизнь замечательных людей»?
Какими источниками должны уметь пользоваться авторы проектной работы для успешного завершения своей работы?
Коллективное обсуждение и выбор темы проекта
О ежегодной городском мероприятии - НПК, посвященной памяти А.К. Кортунова и 60-летию ГАЗПРОМА автор проекта узнала в августе 2021 года. Было принято решение оказать помощь в подготовке и проведении очередной городской научно-практической конференции, участниками которой было большинство учащихся 4-11 классов школы.
По просьбе городской администрации и администрации компрессорной станции решили подготовить несколько проектов об истории строительства и развития газокомпрессорной станции, о жизнедеятельности первого министра газовой промышленности СССР А.К. Кортунова, который сам выбрал место для строительства и заложил первый камень. Проект решили назвать «Алексей Кириллович Кортунов - министр газовой промышленности СССР, Герой Советского Союза», проект имеет краеведческий характер.
2. Выбор областей интересов внутри темы и их распределение
Исходя из составленного плана работы, каждый определился, какое исследование он будет проводить. Сформулировали 2 подтемы: «Страницы жизни А.К. Кортунова» и «История нашей компрессорной станции».
Цель работы над темой «Страницы жизни А.К. Кортунова» - исследования, проливающие свет на периоды жизни А.К. Кортунова до войны, военные годы и роли его в качестве министра газовой промышленности.
Задачи:
найти различные источники информации в Интернете, в книге, публикации в прессе
познакомиться с историческими событиями, происходившими в жизни А.К. Кортунова
проследить жизненный путь первого начальника станции Л.Н. Яковлеве-соратнике по строительству и начальнике по эксплуатации станции
взять у него интервью
оформить свои исследования для оформления проекта
Цель работы над темой: «История нашей компрессорной станции» - исследование пути строительства и работы станции за 60 лет ее существования
Задачи:
изучить технику безопасности при проведении экскурсии на объект исследования
получить необходимые доступные знания и информацию во время проведения экскурсии
уметь интервьюировать работников предприятия с целью получения достоверной информации
уметь находить другие источники информации для осуществления составной части проекта
3. Работа с консультантами
Для плодотворной работы нужны коллеги: педагоги, родители-работники станции, представители общественных организаций, которые могут стать консультантами по возникающим вопросам. По многим вопросам оказали помощь Тихомиров В.А., Соломатина Т.М., Блинников В.А. – специалисты данного предприятия, выпускники нашей школы. Много полезной информации узнали из проекта «Дон Кихот нашего города» ученицы Чураковой П. - о Л.Н. Яковлеве.
По каким вопросам осуществлялось взаимодействие со старшими товарищами:
уточнение плана и деятельности;
выбор источников информации для работы;
рекомендации по составлению презентации;
техническое и эстетическое оформление работы;
способы представления и защиты проекта
4. Работа над проектом
Каждый участник проекта работает по своему плану, постоянно поддерживая связь со своим коллегой. Работая над исследованиями, авторы и руководитель проекта организовали экскурсию для учащихся 10 - 11 классов на предприятие, встречи с членами администрации города и компрессорной станцией.
Оформление материалов, создание презентаций, постера, конечных продуктов
Все исследования оформлены, созданы презентации, постер и подарены школьному музею для дальнейшего использования.
Анализ и подведение итогов работы
В конце октября при обсуждении и защите проекта подведены итоги работы. Каждый рассказал, в чём он испытывал трудности при работе над проектом, что ему понравилось, что надо улучшить, чем планирует заниматься дальше. Руководитель проекта Ломтева Т.А. рекомендовала проектно-исследовательскую работу к участию в очередной городской научно-практической конференции. Материалы проекта будут частью экспозиций школьного и городского музеев.